Обязательства по перевозке пассажиров порядок заключения договора
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Обязательства по перевозке пассажиров порядок заключения договора

Договор перевозки пассажиров

Тип документа: Договор перевозки

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 10,9 кб

Договор перевозки пассажиров обязывает перевозчика осуществить перевозку пассажира в обозначенное место посредством определенного транспорта, предоставив ему место в данном транспорте, а также место для его багажа. Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить услуги перевозчика в полном объеме. Кроме того, если багаж будет превышать обозначенный перевозчиком лимит, то пассажиру придется доплатить некоторую сумму за его транспортировку.

Следует отметить, что соглашение является консенсуальным, возмездным, а также двусторонним. При этом сам договор может различаться по следующим категориям: перевозка в пределах городской черты, перевозка в пригородном сообщении, междугородняя перевозка, а также международная перевозка. Среди прочих отличающих факторов можно выделить регулярные перевозки, перевозки по заказам, а также перевозки службами такси. В двух последних случаях нормы транспортировки багажа, а также ручной клади, определяются непосредственно самим фрахтовщиком.

Если вас интересует актуальный образец договора перевозки пассажиров, вы можете скачать соответствующую форму с нашего ресурса в любое удобное для себя время.

Бланк договора перевозки пассажиров

Образец договора перевозки пассажиров (заполненный бланк)

Скачать Договор перевозки пассажиров

Договор перевозки пассажиров №

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с настоящим договором Перевозчик обязуется перевезти Пассажира и его багаж в следующий пункт назначения: , выдать багаж Пассажиру или другому лицу, уполномоченному на его получение, а Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа.

1.2. Заключение настоящего договора удостоверяется билетом, а также багажной квитанцией.

1.3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном :

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм.

1.4. Плата за проезд и провоз багажа составляет: рублей.

1.5. Проезд и провоз багажа оплачиваются в следующем порядке и в следующие сроки: .

1.6. Перевозчик обязуется доставить Пассажира и его багаж в пункт назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном .

1.7. Время отправления и прибытия транспортного средства: .

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПЕРЕВОЗКЕ

2.1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортным уставом или кодексом.

2.2. Стороны настоящего договора за нарушение ими обязательств по перевозке предусматривают следующую ответственность: .

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ЗАДЕРЖКУ ОТПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРА

3.1. За задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего Пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) Перевозчик уплачивает Пассажиру штраф в размере установленном , если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

3.2. В случае отказа Пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства Перевозчик обязан возвратить Пассажиру провозную плату.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ (ПОРЧУ) БАГАЖА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРА

4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

4.2. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается Перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
  • в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости;
  • в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа.

Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

4.3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

4.4. Документы о причинах багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя багажа.

4.5. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью Пассажира, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Во всем ином, не урегулированном в договоре, Стороны будут руководствоваться нормами ГК РФ, а также нормами .

Обязательства по перевозке пассажиров порядок заключения договора

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Авансовые отчеты

Готовая продукция и товары

Пособие по временной нетрудоспособности

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

Расходы будущих периодов

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Срок действия виз и документов иностранных граждан | Период продления

С 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. | Сведения о приеме и увольнении должны поступать в ПФР не позднее рабочего дня

Туроператоры |Получение субсидий на возмещение затрат COVID-19

Обеспечительные меры | Короновирус

Спецодежда | Типовые нормы выдачи бесплатной спецодежды

Обязательные медосмотры | Учет расходов на обязательные медосмотры при УСН

Обязательные медосмотры | Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 3927
Комментариев: 161

Договор перевозки пассажира и багажа: понятие, виды, признаки, субъекты, форма, содержание, ответственность, порядок заключения, изменения и расторжения договора

Автор: Методический материал

Договор перевозки пассажира и багажа: понятие, виды, признаки, субъекты, форма, содержание, ответственность, порядок заключения, изменения и расторжения договора

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (применительно к перевозке пассажиров городским транспортом), консенсуальный (применительно к перевозке пассажиров железнодорожным, водным, воздушным транспортом). Договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования.

Стороны договора: перевозчик — специализированная организация; пассажир — физическое лицо.

Источники правового регулирования:

· ГК РФ;
· транспортное законодательство в зависимости от вида транспорта;
· к отношениям по перевозке пассажиров применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе возможность компенсации морального вреда (ст. 15 Закона);
· в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда».

Существенные условия договора: предмет.

Предмет договора — услуга по доставке пассажира и багажа в пункт назначения.

Форма договора: простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа — багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

Пассажир вправе:

· сдать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа с оплатой по установленному тарифу, объявить ценность багажа с уплатой установленного сбора;
· продлить срок годности билета вследствие болезни;
· возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора;
· делать остановку в пути следования;
· провозить с собой ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами и кодексами правилами перевозок;
· провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях.

Перевозчик обязан:

Читать еще:  Договор экспедирования грузов автомобильным транспортом

· предоставить пассажиру место, согласно приобретенному билету, либо другое место с согласия пассажира;
· при несохранности багажа перевозчик обязан возместить его стоимость и возвратить взысканную за его провоз плату;
· за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит исключительный характер.

При наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщениях).

В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК РФ.

Особенности договора перевозки багажа:

· прибывший багаж хранится бесплатно в течении суток;
· если багаж не востребован в течение 30-ти суток — он продается;
· утраченным считается багаж, который не выдан в течение десяти суток с момента прибытия.

Порядок заключения договора перевозки пассажира

Поскольку договор пассажирской перевозки является консенсуальным, для его заключения достаточно достичь соглашения сторон. В большинстве случаев пассажирские перевозки осуществляются общественным транспортом. Договоры перевозок, заключаемые при этом, являются, во-первых, публичными, а во-вторых, договорами присоединения. Публичность договора пассажирской перевозки означает, что транспортная организация должна заключить договор с любым гражданином, который к ней обратился с такой просьбой. Условия договора должны быть для всех пассажиров одинаковыми. Кроме того, транспортная организация должна быть включена в официальный перечень общественных перевозчиков. Так, Верховный Суд РФ в своем решении от 19.05.2003 № ГКПИ2003-353 “О признании недействующим абзаца 8 пункта 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года № 30” признал незаконными отдельные положения Правил, касающиеся предоставления возможности перевозчиком привилегий юридическим лицам перед иными потребителями при приобретении проездных билетов. В частности, суд отметил, что неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого – на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует. Тем самым пассажиры (потребители), желающие совершить поездку самостоятельно, а не в составе организованных групп, имеют меньше возможностей по приобретению проездных документов на поезда дальнего и местного следования. В соответствии со ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Квалификация договора пассажирской перевозки в качестве договора присоединения свидетельствует о том, что его условия определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе, как путем полного их одобрения. Об этом свидетельствует и судебная практика. Верховный Суд РФ в своем решении по конкретному делу № ГКПИ 03-55 от 05.06.2003 г. указал, что, приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров.

В соответствии с ч. 2 ст. 786 ГК заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 97 КВВТ, ст. 82 УЖТ, ст. 179 КТМ, ст. 78 УАТ). В билете, как правило, содержатся все существенные условия перевозки. Однако в подтверждение договора перевозки пассажиров по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 2 ст. 97 КВВТ). Следует обратить внимание на то, что билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.

Условия договора перевозки могут публиковаться в СМИ. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Покупая их, пассажир присоединяется к опубликованным стандартным условиям перевозки. Предложение перевозчика приобрести билет, жетон и пр. носит характер оферты. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадкой в такси и т.п.

В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные [1] .

Транспортные предприятия обязаны обеспечить продажу билетов (жетонов, магнитных карт) в кассах вокзалов, аэропортов и портов. В ст. 79 УАТ особо оговаривается, что для проезда пассажиров и провоза багажа на междугородных маршрутах автотранспортные предприятия и организации производят продажу билетов на всех остановочных пунктах в кассах или, в исключительных случаях, где не организована кассовая продажа билетов, – через шоферов (кондукторов).

Пассажир должен хранить проездной билет до конца поездки. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Однако если пассажир предоставит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ). Как справедливо утверждает В. А. Егиазаров, “если у пассажира имеется определенное место и он может доказать правомерность своих притязаний, то нельзя не разрешить этому лицу воспользоваться своим правом проезда, учитывая, что договор перевозки был заключен. Поэтому следует признать, что если пассажиром представлены доказательства заключения договора на проезд на точно определенное место в данном подвижном составе, то у перевозчика нет достаточных оснований требовать заключения нового договора перевозки пассажира” [2] .

Договор перевозки пассажира и багажа

Договор перевозки пассажира и багажа – это соглашение, в силу которого перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Обязательство по перевозке багажа является факультативным, охватывается содержанием договора перевозки пассажира и не образует отдельного договора по перевозке багажа.

Помимо Гражданского РФ, транспортных уставов и кодексов, иных федеральных законов, отношения по перевозке грузов и багажа регулируются специальными правилами. Например, Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Общие правила воздушных перевозок, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте и иные правовые акты.

Договор перевозки пассажира и багажа является публичным (ст. 789, 426 ГК РФ). По способу заключения такой договор относится к договорам присоединения, поскольку пассажир присоединяется к опубликованным в правилах условиям перевозки.

В зависимости от видов пассажирского транспорта и пределов его действия договор перевозки пассажира и багажа может иметь конструкцию консенсуального или реального. Например, при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом заключается реальный договор путем конклюдентных действий со стороны пассажира (акцепт), откликнувшегося на публичную оферту перевозчика, остановившего транспорт на остановочном пункте. При предварительной продаже билетов договор перевозки пассажира будет иметь конструкцию консенсуального. В данном случае речь также идет о приобретении месячного либо на иной срок абонементного билета, жетона, пластиковой карты. Договор авиаперевозки пассажира может быть заключен путем оформления билета в электронной форме.

Стороны договора перевозки пассажира и багажа

Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются:

  1. Перевозчик – владелец транспорта общего пользования, осуществляющий регулярные перевозки;
  2. Пассажир – физическое лицо, имеющее правовой статус потребителя.
Читать еще:  Договор фрахтования транспортного средства для перевозки груза

На отношения между перевозчиком и пассажиром дополнительно действуют нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» (Постановление Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012).

Определенной спецификой обладает договор воздушной перевозки. В частности, договор воздушной перевозки пассажира не предусматривает обязанность перевозчика исполнить обязательство лично. Условия такого договора предусматривают лишь обязанность перевозчика перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения. Допускается передача обязанности по воздушной перевозке другому перевозчику (ст. 784, 786 ГК РФ).

Существенные условия договора перевозки пассажира и багажа

Существенное условие договора перевозки пассажира и багажа – это условие о предмете договора, в качестве которого выступают транспортные услуги перевозчика по перевозке определенным видом транспорта пассажира и сданного им багажа в пункт назначения, с последующей выдачей багажа управомоченному на получение лицу (получателю) (п. 1 ст. 786 ГК РФ). В предмет договора также входят транспортные услуги по перевозке ручной клади пассажира, каютного багажа при морской перевозке (ст. 180 КТМ РФ*) (бесплатно или за дополнительную плату, в зависимости от установленных правил перевозки пассажира отдельными видами транспорта). Характер оказываемых транспортных услуг и их объем зависят от вида договора перевозки пассажира и багажа.

* КТМ РФ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

Существенным условием договора перевозки пассажира и багажа является также условие о цене (об оплате проезда) оказываемой перевозчиком услуги по перевозке в пункт назначения пассажира, багажа и ручной клади за плату.

В зависимости от вида транспорта и иных характеристик перевозки пассажира и багажа договор может иметь дополнительные условия.

Форма договора перевозки пассажира и багажа

Форма договора перевозки пассажира и багажа – устная. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяется соответствующей квитанцией (ст. 20 УАТ*). Билет, багажная квитанция и квитанция на провоз ручной клади содержат условия договора.

Следует отметить, что в некоторых случаях билет не содержит перечень существенных условий договора, например при перевозках в пределах населенных пунктов автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом. Форма билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ*, ст. 20 УАТ, ст. 105 Воздушного кодекса РФ, ст. 97 КВВТ РФ*, ст. 179 КТМ РФ).

* КВВТ РФ – Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

* УЖТ РФ – Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Права и обязанности пассажира по договору перевозки

Права пассажира:

  • Пассажир вправе требовать от перевозчика доставки его и багажа в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
  • Пассажир имеет право требовать предоставления в транспортном средстве конкретного места для сидения либо спального места, если это предусмотрено соответствующими правилами перевозки пассажиров и условиями договора (указано в проездных документах), например при междугородних перевозках, перевозках пассажиров поездами дальнего следования.
  • Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (п. 3 ст. 786 ГК РФ).
  • Пассажир вправе предъявлять к перевозчику требования о предоставлении достоверной информации об оказываемой услуге и иные требования, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей».

Транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта пассажиру могут быть предоставлены и иные права, а также установлены ограничения. У перевозчика, соответственно, возникают корреспондирующие с правами пассажира обязанности.

Пассажир обязан уплатить перевозчику установленную на основании тарифов плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа (п. 1 ст. 786, 790 ГК РФ, ст. 82 УЖТ РФ, ст. 24 УАТ, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса РФ).

Перевозчики всех видов транспорта обязаны застраховать жизнь и здоровье пассажиров (ст. 936 ГК РФ), а также риски гражданской ответственности.

Ответственность сторон договора перевозки пассажира и багажа

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793, ст. 795, 796, 800, 1084–1094 ГК РФ, ст. 107–113 УЖТ РФ, ст. 34–36 УАТ, ст. 116–121 Воздушного кодекса РФ, ст. 103.1, 116 КВВТ РФ, ст. 186–196 КТМ РФ).

ВС РФ разъяснит, какие нормы применяются к возникающим на основании договоров перевозки и транспортной экспедиции отношениям

Jones18051959 / Depositphotos.com

Обобщение судебной практики по спорам, вытекающим из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, позволило Верховному Суду Российской Федерации сформировать ряд правовых позиций, касающихся, в частности, ответственности сторон: перевозчиков – за утрату, недостачу или повреждение порчу груза, грузоотправителей – за искажение сведений о грузе, экспедитора – за неисполнение договора и др. (обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20 декабря 2017 г.). Расширить эти позиции и в принципе разъяснить особенности регулирования соответствующих отношений призван рассмотренный на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ проект Постановления “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее – закон о защите прав потребителей). Кроме того, перевозчики – организации и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки, так и транспортировку людей и материальных объектов для собственных нужд без заключения договоров перевозки, должны выполнять обязанности, установленные для эксплуатирующих транспортные средства лиц (в частности – ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”).

Также в Проекте отмечается, что если транспортировка пассажира и его багажа выполняется лицом, для которого перевозка является основным видом деятельности, к соответствующему договору применяются положения о публичном договоре и договоре присоединения (ст. 426 и ст. 428 ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ. Так, например, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира во время перевозки с использованием арендованного транспортного средства ответственность должен нести именно перевозчик, а не владелец ТС, поясняет суд.

Для составления искового заявления о взыскании провозной платы за грузоперевозки автомобильным транспортом или взыскании стоимости недостающего груза воспользуйтесь сервисом “Конструктор правовых документов” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Особое внимание предлагается обратить на тот факт, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, по мнению Суда, причиненный действиями третьих лиц вред (в ДТП по их вине или при хищении багажа) возмещается перевозчиком. От обязанности по возмещению ущерба он освобождается, только когда повреждение или утрата багажа произошли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Читать еще:  В каких случаях можно расторгнуть договор ОСАГО?

Поскольку возмещение ущерба при недостаче или утрате багажа невозможно без определения его стоимости, ВС РФ счел нужным уточнить, что при отсутствии сведений о документальной стоимости багажа – указанной в договоре или счете продавца товара – следует использовать среднюю рыночную цену соответствующих товаров в месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или день принятия судебного решения. Причем даже если невозможно доказать действительную стоимость багажа, суд не вправе отказывать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности, подчеркивается в Проекте. В этом случае суд определяет сумму возмещения исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства (п. 5 ст. 393 ГК РФ).

При этом важно помнить, что перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа по причине ненадлежащей его упаковки – за исключением случаев, когда обязался самостоятельно упаковать багаж или знал о недостатках упаковки в момент принятия товара, но не указал это в провозных документах, – так как обязанность по надлежащей подготовке багажа к перевозке с целью обеспечить его сохранность лежит на пассажире (п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава, п. 63 и п. 74 Правил перевозок). Тем не менее перевозчик должен доказать, что багаж был утрачен или поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, отмечает ВС РФ.

Также предполагается указать судам, что при удовлетворения требований пассажира, основанных на законодательстве о защите прав потребителей, они обязаны поставить вопрос о взыскании с перевозчика штрафа, предусмотренного за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), вне зависимости от того, ходатайствовал об этом сам пассажир или нет.

Крайне важным является разъяснение о возможности привлечения к ответственности за вред, причиненный в процессе перевозки, агрегаторов такси и иных лиц, осуществляющих поиск клиентов для заключения договоров перевозки пассажиров и багажа. Агрегатор, по мнению Суда, должен отвечать перед пассажиром в случае, когда заключил договор от своего имени, а также если у пассажира на основании содержания рекламы, информации на сайте агрегатора или переписки с ним сложилось мнение, что он заключает договор именно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником или привлеченным для исполнения обязательств по перевозке третьим лицом.

Отдельный раздел Проекта посвящен пояснениям ВС РФ о надлежащем применении норм, регулирующих перевозку грузов. Определено, в частности, как разграничить договор перевозки груза и иные договоры, предполагающие транспортировку каких-либо материальных объектов. Если основная обязанность одной из сторон договора заключается не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза, в частности – о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику, считает Суд. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства.

ВС РФ напоминает, что за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. При этом бремя доказывания того факта, что груз поврежден или утрачен именно вследствие ненадлежащей упаковки лежит на перевозчике.

В остальных случаях за сохранность груза с момента его принятия для перевозки до момента выдачи грузополучателю отвечает перевозчик, даже если утрата или повреждения груза произошли вследствие, например, случайного возгорания транспортного средства, аварии не по вине перевозчика или противоправных действий третьих лиц, в частности кражи груза, отмечает ВС РФ. Однако не стоит забывать о законодательно установленных основаниях для освобождения перевозчика от ответственности (ст. 36 Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте. А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст. 7 закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Предъявление грузоотправителем иска о возмещении реального ущерба к перевозчику не исключает возможности заявления аналогичных требований к экспедитору, если согласно договору он также должен был обеспечить сохранность груза, считает ВС РФ. В этом случае должны применяться нормы о солидарных обязательствах (ст. 323 ГК РФ), что исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Если экспедитор заключает договор от своего имени, именно он вправе предъявлять перевозчику требования о возмещении причиненного частичной или полной утратой либо порчей груза ущерба. Причем не имеет значения, кто является собственником груза и возместил ли экспедитор клиенту соответствующий ущерб, – перевозчик обязан исполнить его требования, указано в Проекте. При этом оговаривается обязанность экспедитора уступить клиенту по его требованию права по договору перевозки с целью возмещения убытков перевозчиком, а также переход к клиенту прав и обязанностей экспедитора в случае его банкротства – по аналогии с уступкой требования и переходом прав по договору комиссии (п. 2 ст. 993, абз. 6 ст. 1002 ГК РФ).

Оплачивается перевозка заключившим договор лицом, поэтому в случае его заключения экспедитором фактический перевозчик не вправе требовать оплаты от грузоотправителя, даже того, который по указанию экспедитора подписал транспортную накладную, подчеркивает Суд.

В заключительном блоке разъяснений рассматриваются вопросы о применении к спорам, связанным с перевозкой и транспортно-экспедиционным обслуживанием, сроков исковой давности и порядке рассмотрения претензий. В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок. Так, например, включение в один пункт разъяснений о недопустимости взимания платы за оформление билетов и праве агента получать вознаграждение за свои услуги, если договор перевозки пассажира и багажа заключается через него, может быть истолковано как возможность включения в это вознаграждение платы за оформление билетов, полагает заместитель Министра юстиции РФ Юрий Любимов. Кроме того, Минюст России предлагает скорректировать по существу положения проекта об ответственности перевозчика за утрату багажа – ограничив ее только случаями причинения вреда вследствие грубой неосторожности (например, когда водитель не закрыл багажное отделение, в том числе во время остановки в пути, что привело к хищению багажа).

Таким образом, не исключается внесение в Проект точечных правок в ходе его доработки редакционной комиссией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector