Акт служебного расследования при ДТП

Проведение служебного расследования при ДТП: цели и порядок + образец положения о проведении служебного расследования ДТП на предприятии

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!

Как правильно составить акт дтп? Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.

К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и нормативными актами организации.

Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать положение о порядке проведения служебного расследования ДТП на предприятии и акт.

Служебное расследование ДТП на предприятии

ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Цель служебного расследования происшествия

Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Порядок проведения служебного расследования при ДТП

Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

Установлению подлежат следующие обстоятельства:

  1. Дата, место, точное время.
  2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
  3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
  4. Марка, модель транспортного средства.
  5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
  7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  8. Погодные условия, освещенность и видимость.
  9. Дорожные условия.
  10. Тип груза.
  11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  12. Количество пострадавших.
  13. Материальный ущерб.
  14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.

К документу прилагаются:

  • схема и снимки места происшествия;
  • списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
  • объяснительные участников ДТП;
  • акты проверки состояния транспортного средства;
  • расчет нанесенного ущерба.

Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД.

Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.

Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

Как проводится расследование ДТП на предприятии

Многие компании занимаются перевозками или используют автотранспорт для реализации других задач. Если на дороге случается ДТП, оно требует проведения проверки со стороны организации. Это необходимо для определения участников происшествия, его предпосылок и понесенных убытков. Служебное расследование на предприятии выполняется специальной комиссией. Собирается она только в том случае, если на дороге пострадал механизм, принадлежащий юридическому лицу или ИП.

Что такое акт служебного расследования аварии

Расследование ДТП на предприятии проводится с целью определения объективной причины случившегося, нарушений сотрудником установленных нормативов, а также проведения мероприятий по профилактике таких ситуаций. Транспортные компании располагают собственными отделами безопасности, которые и проводят подобные действия. По его результатам заполняется бланк акта расследования ДТП на предприятии. Составляют его назначенные члены комиссии. В нее обычно входят:

  • Руководитель компании.
  • Заместители директора.
  • Специалисты по охране труда.
  • Сотрудники бухгалтерии.
  • Кадровые специалисты.
  • Сотрудники по приказу администрации.
  • Независимые специалисты (автоюристы, медэксперты).

Найти образец акта служебного расследования ДТП можно на любом специализированном сайте. Он типовой и содержит все ключевые моменты. К таким относятся название специалистов и ФИО всех членов комиссии, сведения о технике и водителе, техническая характеристика авто, данные техосмотра и все обстоятельства случившегося. Подписывается бланк всем составом, к нему прикладываются бумаги, имеющие отношение к рейсу.

Алгоритм составления документа

Внутренняя проверка стартует с того, что издается приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования ДТП. В нее входят должностные лица организации, отвечающие за безопасность на предприятии или охрану труда и руководство. После сбора данных и анализа, оформляется акт. Это специальный документ, который отражает результаты и формирует полученные выводы. Алгоритм его составления выглядит следующим образом:

  1. Обсуждение членами комиссии результатов расследования для достижения одного вывода.
  2. Вписывание в форму бланка от руки всех данных и основных фактов. Используется информационный или деловой стиль.
  3. Не должно быть грамматических ошибок или опечаток, указываются только сухие данные.
  4. Сведения емкие, лаконичные, максимально исчерпывающие.
  5. Название предприятия, порядковый номер, дата оформления, наличие пострадавших и описание места происшествия.
  6. Подписи всех членов комиссии, печать предприятия.

Комиссия собирается сразу после того, как была получена информация о случившемся. Это позволяет одному из сотрудников прибыть на место, проконтролировать работу ДПС и медицинской службы, оградить территорию, чтобы не были потеряны доказательства. Собрать все необходимые сведения для составления акта комиссией.

Важно знать! Когда ДТП случается в пределах предприятия (на парковке, КПП, выезде), дополнительно положение о порядке проведения расследования ДТП будет содержать анализ уровня организации безопасного движения. Это может стать основанием для коррекции рабочего процесса, с целью исключить подобные аварии в последующем.

Как проводится сбор доказательств

Все действия комиссии согласуются с положением о служебном расследовании ДТП на предприятии. Начальным этапом проведения проверки является накопление и анализ информации. Один из специалистов отправляется на место события. Основной его задачей выделяют определение всех обстоятельства происшествия, выявление всех участников и пострадавших в ДТП, спровоцировавшие факторы, психическое состояние водителей на момент столкновения. Для сбора максимума данных используют следующие методики:

  • Фотографирование.
  • Видеосъемка на любое устройство.
  • Показания свидетелей происшествия.
  • Проведения экспертизы.
  • Составление схемы ДТП при помощи компьютерной техники.
  • Письменные объяснения очевидцев и сторон.

Если водитель, являясь сотрудником организации, отказывается давать объяснения, это фиксируется отдельным документом в установленном порядке. Оно также прикладывается к составленному акту, наравне с другими официальными бумагами.

Сроки проведения

Законодатель определил конкретные временные рамки для анализа происшествия на дороге. Все действия, установленные порядком проведения служебного расследования ДТП, должны быть осуществлены в течение пяти суток, несмотря на тяжесть аварии. Даже если в ней получили травмы больше 4-х человек или был летальный исход, результаты формируются не дольше, чем за 7 суток. Нарушать установленные законом рамки организации недопустимо.

Важно знать! Когда ДТП крупное, и в нем погибло более 11 человек, расследование всех обстоятельств дела ведется на региональном уровне и занимает до 10 суток. Несмотря на то, что определенные сроки небольшие, их вполне достаточно для проведения всех действий и анализа предоставленных доказательств.

Итоги расследования

Комиссия в процессе служебного расследования на предприятии ДТП определяет вид аварии, изучает все обстоятельства дела и выясняет, имеются ли пострадавшие. Также важно понять размер причиненного ущерба, выявить состояние водителя на момент столкновения. В качестве результата проведенной работы получают заключение, которое содержит один из следующих итогов:

  • Имеется ли вина водителя с обоснованием, в чем она выражается.
  • Какова причина случившегося, с указанием ссылок на пункты ПДД.
  • Наличие сопутствующих факторов, отягощающих вину или напротив оправдывающие виновника.
Читать  ГИБДД не выезжает на ДТП без пострадавших

Читать еще:  Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести Все полученные сведения обязательно заносятся в бланк акта, к которому прикладываются документы, имеющие непосредственное отношение к аварии. Если они противоречат выводам правоохранительных органов, потребуется дополнительная проверка.

Любое ДТП с участием служебного транспорта требует проведения расследования. Организует его предприятие путем создания специальной комиссии. Она обязана соблюсти в процессе установленный порядок и предоставить акт до истечения 5 дней. Полученные данные сверяются с теми, чем располагают правоохранительные органы. Кроме этого проводятся профилактические мероприятия для исключения повторения подобных ситуаций.

Акт служебного расследования ДТП на предприятии

Автотранспорт задействуется не только на логистических предприятиях. На заводских территориях часто курсируют разнообразные транспортные средства, при помощи которых решаются те или иные профессиональные задачи. Если организация располагает собственным складским ангаром, то его обслуживает грузовой транспорт. Особенная активность отмечается на погрузо-разгрузочных площадках. В местах с большой пропускной способностью эксплуатация ТС строго регламентируется. Кроме того, заводские или фабричные автомобили используются для коммуникаций между подразделениями. Если на территории организации или в регионе имеет место нештатная ситуация с ТС предприятия, то все обстоятельства должны быть отражены в Акте служебного расследования ДТП.

ДТП на предприятии – что это

При любом происшествие на дороге проводится специальное расследование.

Его цель:

  • определить степень вины каждого;
  • обозначить масштаб последствий;
  • определить пострадавших;
  • выяснить материальный ущерб.

Главная задача сотрудников ГИБДД — четко назвать ответственность каждого участника аварии за инцидент с участием личных машин. Эти правила не упраздняются, если владельцем транспортного средства является фирма, ИП или организация. К обычным мероприятиям, которые проводятся в этом случае, добавляется еще служебное расследование. Оно подготавливается, организуется и проводится силами самого предприятия.

Задача служебного расследования — выявление всех сопутствующих обстоятельств. Кроме того, внутреннее дознание преследует цель устранить саму причину возникновения происшествия и предотвратить аналогичные инциденты в будущем.

Кроме того, служебное расследование проводится для выявления:

  • обстоятельств, предшествующих ДТП;
  • внешних факторов, ставших причиной ДТП;
  • последствий ДТП (количество пострадавших, материальный ущерб и так далее);
  • всех виновных в аварии с квалификацией вины каждого участника (в том числе водителя ТС, технического персонала, задействованного на обслуживании данного автомобиля, медперсонала, задействованного на плановых ежедневных медосмотрах водителя);
  • административные и организационные просчеты в организации работы предприятия, повлекшие данные ДТП.

Закон обязывает юридические лица анализировать ситуацию для минимизации последствий и для устранения причин ДТП. Данный закон актуален для всех организаций, на балансе которых имеются автотранспортные средства независимо от наличия или отсутствия пострадавших и масштабов ущерба.

Авария с участием транспортных средств предприятия учитывается по форме, установленной Министерством транспорта. Обязанность работодателя — сообщить о данном инциденте в ГИБДД.

ДТП на предприятии: служебное расследование

Расследование начинается после того, как руководство доводит до сведения персонала приказ о начале работы комиссии. В ней должно быть не менее 3-х человек. Чаще всего в работу комиссии привлекаются сотрудники кадровой службы предприятия. Также в составе комиссии должно быть лицо, отвечающее за БДД. Руководителем назначается ответственное лицо из числа персонала (не обязательно непосредственно руководитель).

На работу комиссии отводится 5 дней. Если в результате ДТП на предприятии имеются жертвы (2 и более человек) или имеются пострадавшие (свыше 4 человек), то на работу отводится 7 дней. В особо тяжелых случаях, когда пострадавшими числятся свыше 14 человек, внутреннее расследование перерастает в региональное. На его работу отводится уже до 10 суток.

Работа комиссии начинается с тщательного мониторинга места аварии. На место инцидента приглашается специалист по БДД. Его квалификация должна быть не меньше той, которая была у водителя (инициатора аварии).

Прежде всего, необходимо оказать первую помощь пострадавшим. Если нужна госпитализация, это выполняется незамедлительно. При этом члены комиссии должны прилагать максимальные усилия для того, чтобы сохранить место аварии в первозданном виде.

Параллельно с этим должен идти поиск свидетелей. Как правило, ДТП на предприятии видят многие члены коллектива. Если инцидент имел место на городской трассе, то очевидцев тоже можно найти. Чем больше свидетелей привлекает комиссия по расследованию, тем более объективной будет картина происшествия.

Описание аварии будет более достоверным, если на предприятии заранее разработана специальная форма фиксации подобных инцидентов. Она позволит не упустить ни одного важного нюанса. В экстремальной ситуации людям свойственна растерянность. Наличие формы поможет сконцентрироваться и начать расследование как можно быстрее. Например, очень удобны стандартные бланки, которые используют правоохранители в момент осмотра места преступления.

Итак, в рамках служебного расследования описываются следующие обстоятельства:

дата инцидента;

  • точное время инцидента;
  • место ДТП С обязательным указанием качества дорожного полотна, технических условий для перемещения ТС (иногда расследование заканчивается на этом этапе: многие ДТП объясняются именно отсутствием должных дорожных условий);
  • сведения о транспортном средстве;
  • количество пострадавших (указывается характер нанесенных травм и их опасность для здоровья);
  • информация о водителе или о других фигурантах ДТП;
  • физическое и психоэмоциональное состояние водителя (на этом этапе используются данные медработника предприятия);
  • цель поездки;
  • характер грузоперевозки или пассажирской перевозки (междугородная, пригородная, внутригородская и так далее);
  • возможное отклонение от маршрута (иногда ТС предприятия используется не по назначению).
  • Если ДТП произошло не на территории предприятия, а где-то в регионе, то может помочь камера видеофиксации.

    Она даст возможность определить:

    • в каком положении транспортное средство находилось в момент аварии (с точностью до сантиметра);
    • государственные номера сопутствующих транспортных средств, ставших участникам аварии;
    • обстоятельства инцидента (имеется ли разметка, есть знаки, светофор и так далее).

    Наконец, независимо от того, произошла ли авария на территории предприятия или на городской автотрассе, комиссия должна запротоколировать маркировку груза, водительское удостоверение сотрудника, путевой лист.

    Если к аварии привлекаются сотрудники ГИБДД, то представитель предприятия должен снять копии всех документов, которые составил автоинспектор. Иногда в спешке, особенно, если авария имеет большие масштабы, этого сделать не удается.

    Но для вынесения окончательного решения копии документов из ГИБДД обязательно должны быть в распоряжении комиссии. Для этого достаточно отправить письмо в региональное структурное подразделение ГИБДД, в котором будет содержаться соответствующая просьба.

    ДТП на предприятии: ответственность руководства

    Работодатель ответственен за все, что происходит на предприятии. В том числе за соблюдение правил перевозок.

    Работа комиссии, в частности, состоит в том, чтобы выявить:

    • соответствовал ли режим работы водителя актуальным нормативам;
    • были обеспечены правила грузоперевозок или пассажирских перевозок;
    • имеет ли место на предприятии обучение водителей технике безопасности;
    • есть ли у персонала возможность пройти курсы повышения квалификации водителей;
    • нормируется ли скорость передвижения транспортного средства по территории предприятия или на маршруте во время выполнения производственной задачи.

    Если таковое имело место, то в протоколе необходимо отразить, кто конкретно из персонала занимался техническим обслуживанием ТС. Кроме того, комиссия протоколирует данные о том, когда и в каком объеме проводился последний ремонт автомобиля. Если выявлены какие-то нарушения в техническом состоянии транспортного средства, то водитель должен будет объяснить, почему он не заявлял о них.

    Читать  Забрать справку о ДТП из ГИБДД

    Читать еще:  Постановление о ДТП для страховой

    Составление Акта по факту ДТП на предприятии

    Конечная цель работы членов комиссии — составление Акта служебного расследования дорожно-транспортного происшествия. Он должен быть подписан всеми членами комиссии.

    Единого бланка для составления Акта не существует. На профильных сайтах предлагается образец Акта служебного расследования ДТП на предприятии.

    Его структура:

    Первый раздел. Перечисляется состав комиссии, приводятся данные о транспортном средстве и водителях, а также описываются все обстоятельства инцидента.

  • Второй раздел. Описываются условия, предшествующие происшествию. Перечисляется, как конкретно был выпущен водитель на маршрут, проходил ли он плановый осмотр; особенности маршрута, какие были осложнения или сопутствующие обстоятельства.
  • Третий раздел. Здесь перечисляются особенности покрытия автотрассы, качество видимости в момент аварии. Отмечается также, имело ли место несоответствие инфраструктурных объектов существующим нормативам.
  • Четвертый раздел. Данные о сотруднике предприятия — водителе. Указывается не только факт медицинского освидетельствования, но и общее количество проработанных лет, квалификационная категория, прохождение курсов повышения квалификации, наличие взысканий или поощрений по предприятию.
  • Пятый раздел. Здесь перечисляются все машины, попавшие в данное ДТП. Ключевое внимание членов комиссии в этом разделе уделяется факту технического обслуживания автомобиля предприятия и его реальному состоянию. Кроме того, в этом разделе указывается также характеристика транспортного средства другого участника аварии.
  • Шестой раздел. Анализ качества работы руководства предприятия по ПДД.
  • Седьмой раздел. Здесь приводятся выводы комиссии, из которых должно быть понятно: кто виновен в аварии и какие меры предлагаются для устранения подобных инцидентов впредь.
  • Служебное расследование является прямой обязанностью руководства любого предприятия, фирмы, учреждения или ИП, на балансе которого находится транспортное средство. Факт непроведения служебного расследования подлежит наказанию. Надзорные органы имеют право в любой момент потребовать от работодателя полного отчета по имеющим место на предприятии авариям и по тем мероприятиям, которые были проведены после ДТП.

    Как провести служебное расследование ДТП?

    Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

    Когда проводится расследование?

    Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

    Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

    • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
    • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
    • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

    Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

    Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

    Порядок проведения служебного расследования ДТП

    Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

    По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

    Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

    Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:

    • установление даты и места происшествия;
    • установление обстоятельств аварии;
    • определение состава участников ДТП;
    • установление причин аварии;
    • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
    • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
    • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

    Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

    Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

    При аварии со смертельным исходом

    Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

    К таковым относятся:

    • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
    • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
    • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
    • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

    Оформление приказа

    В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

    Как оформить акт служебного расследования ДТП?

    В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

    Акт предполагает наличие семи разделов:

    • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
    • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
    • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
    • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
    • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
    • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
    • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

    В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.

    Проведение служебного расследования ДТП

    Когда проводится расследование?

    Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

    Читать  Правила заполнения извещения о ДТП по ОСАГО

    Читать еще:  Как заполняется европротокол при ДТП образец

    Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

    • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
    • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
    • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

    Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

    Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

    Служебное расследование ДТП на предприятии

    ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

    Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

    Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.

    В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.

    Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

    Порядок проведения служебного расследования при ДТП

    Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

    По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

    Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

    Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:

    • установление даты и места происшествия;
    • установление обстоятельств аварии;
    • определение состава участников ДТП;
    • установление причин аварии;
    • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
    • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
    • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

    Второй этап – анализ собранных данных.В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

    Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

    Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

    К таковым относятся:

    • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
    • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
    • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
    • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

    Оформление приказа

    В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

    Для осуществления процедуры проверки обстоятельств аварии, руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

    Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

    Установлению подлежат следующие обстоятельства:

    1. Дата, место, точное время.
    2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
    3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
    4. Марка, модель транспортного средства.
    5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
    6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
    7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
    8. Погодные условия, освещенность и видимость.
    9. Дорожные условия.
    10. Тип груза.
    11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
    12. Количество пострадавших.
    13. Материальный ущерб.
    14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

    Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти, отражающих все выявленные обстоятельства, разделов.

    К документу прилагаются:

    • схема и снимки места происшествия;
    • списки (если таковые лица имеются) пострадавших;
    • объяснительные участников ДТП;
    • акты проверки состояния транспортного средства;
    • расчет нанесенного ущерба.

    Кроме того, по факту ДТП проводится разбор в ГИБДД.

    Выяснение причин ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время.

    Оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.

    Положение о проведении служебного расследования ДТП

    Акт служебного расследования дтп на предприятии образец

    Акт проведения проверки ДТП подробный

    Цель служебного расследования происшествия

    Все действия проводятся для точного установления обстоятельств, причин, условий происшествия, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

    Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

    В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

    Как оформить акт служебного расследования ДТП?

    В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП. Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

    Акт предполагает наличие семи разделов:

    • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
    • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
    • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
    • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
    • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
    • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
    • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

    В соответствии с законодательным регламентом акт должен быть подписан всеми членами комиссии, а также к нему должны прилагаться копии документов дорожной полиции, если таковые имеются, документы, содержащие информацию о пострадавших лицах и объяснения водителей и должностных лиц предприятия, имеющих отношение к рейсу транспортного средства.

    Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

    Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Прокрутить вверх