Авария на парковке это ДТП или нет
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Авария на парковке это ДТП или нет

Авария на парковке это ДТП или нет в 2019 году — страховой случай

Продолжая публикацию статей про автомобильные происшествия, рассмотрим, авария на парковке относится она к ДТП или нет. Для этого нам надо будет дать определение явлению, рассмотреть его признаки и последствия. Все это позволит нам определить будет ли страховка по такому случаю в 2019 году. Возмещение – это главный вопрос, заставляющий читателя выяснять тонкости такого вопроса.

Материал будет полезен всем, кто стал свидетелем неприятного инцидента на парковке, сам стал его участником. Огромное скопление машин, ограниченная площадь, отвлекающие маневры – далеко не полный список причин столь частых столкновений. Если вы даже сами никого не заденете, то где гарантия что не «въедут» в ваш автомобиль. Давайте же разберёмся с нюансами нашего вопроса.

Внимание! Если парковочное происшествие классифицируют как ДТП, возмещение по ОСАГО будет. Если нет, то в выплате откажут.

Общие понятия и признаки


ДТП, согласно п. 1.2 ПДД, это дорожно-транспортное столкновение нескольких транспортных средств на самом дорожном полотне, в придорожной зоне. Что же относится к ограничиваемой территории, каким признакам должно соответствовать неприятное происшествие?

Что такое авария

Вполне очевидно, что все негативные действия (удар дверцей, искривление зеркала), что сплошь и рядом случаются на парковке нельзя назвать аварией. При ДТП наблюдаются некоторые общие признаки, которые позволяют отнести инцидент к соответствующей категории.

Для ДТП характерно:

  • участие минимум двух ТС (если одно авто въехало в столб – не наш случай);
  • наличие видимых значимых повреждений (мелкая царапина не считается);
  • движение одного из автомобилей;
  • наезд на пешехода;
  • столкновение с движимым и стоящим на месте объектом.

С признаками определились. Но все они действуют на дороге. Как быть, если инцидент случается за пределами проезжей части. Считается ли транспортное происшествие на парковке ДТП. ПДД четко оговаривает, что рассматриваются случаи на дороге и прилегающей территории, которая включает в себя:

  • места у жилых домов;
  • парковочные зоны у торговых, бизнес центров, стадионов иных общественных мест;
  • зоны для остановки авто у придорожных кафе, заправок, предприятий;
  • территория у муниципальных, государственных структур.

Важно! ДТП на парковке, но при наличии всех признаков – страховой случай по ОСАГО, при условии наличия действующих страховых полисов у участников.

Что не относится к ДТП

Если автомобиль на парковке пострадал в результате действия третьих лиц, стихии и других непредвиденных ситуаций, то это не аварий. Впрочем, как и урон, спровоцированный собственной неаккуратностью.

Не считается аварией:

  • инциденты без участия ТС;
  • неприятности с неподвижным авто;
  • происшествия без последствий в виде повреждений.

ДТП по ОСАГО

Итак, является ли страховым случаем, признанное ДТП парковке? Если присутствуют все признаки, то да. При идентификации случая нужно обратить внимание на зону происшествия (место столкновения), характер повреждения и причину.

Классификацию, перечень страховых случаев дает ФЗ № 40 об ОСАГО, первичная редакция от 25.04.2002 г.

Рассмотрим примеры

Первый страховой случай. Автомобиль припаркован, стоял без движения у торгового центра. Водителя могло даже не быть на месте. Второй автовладелец, выполняя манёвр, разбивает бампер, существенно царапает стоящее ТС. Так это определенно страховой случай. Владелец поврежденного авто, при действующем полисе ОСАГО, может обратиться в свою страховую фирму и получить возмещение. Если будет установлена личность виновного, то страховщик может потребовать с него регресс (возврат средств).

Второй не страховой случай. Вследствие движения автотранспортным средством задним ходом, водитель не рассчитал дистанцию, въехав в столб. При столкновении он разбил фару, повредил бампер. Лицо само спровоцировало инцидент, требовать возмещение по ОСАГО бессмысленно. При таком раскладе, только ремонт за свой счет.

На заметку! Возмещение ОСАГО в пределах 100 тыс. руб. в 2019 году можно получить без привлечения ГИБДД. Водители вправе воспользоваться инициативой составления Европротокола.

ДТП по КАСКО

Как показывает практика, на парковке случается достаточно много инцидентов, провоцирующих повреждение автомобиля. Полис ОСАГО, не покрывает все вероятные неприятности. Для водителей, которые хотят максимально расширить список страховых случаев, вместо полиса ОСАГО лучше будет оформить КАСКО.

Пример: На стоянке стоял неподвижный автомобиль падает сосулька, разбивающая лобовое стекло. Это не ДТП. НО по КАСКО такой урон, который был получен на парковке – страховой случай. Связано это с тем, что соответствующий договор охватывает несколько шире, чем аварии, вариации.

По КАСКО могут возместить:

  • ДТП;
  • последствия пожара;
  • урон от неправомерных действий третьих лиц;
  • ущерб от стихий, непредвиденных ситуаций (падение сосульки);
  • кражу;
  • угон.

Пример: Проходя мимо припаркованного авто лицо цепляет рекламную конструкцию. В результате падения щита, на авто образуется существенная вмятина, отлетает зеркало. Виновная сторона тут гражданин, обронивший конструкцию. Но с кого будет спрос, если человек просто скрылся. Если есть КАСКО, то возмещение можно потребовать.

Европротокол при ДТП на парковке

Следует обратить внимание, что при действующем ОСАГО, если ДТП произошло при участии не более двух лиц, можно получить возмещение даже без привлечения ГИБДД. Если водители смогли между собой договориться, относительно величины ущерба и других основоположных моментов, то они могут оформить Европротокол.

Это упрощенная схема документации, при которой обязательно потребуется самостоятельно составить схему ДТП. Теперь момент по повреждениям, сумма ущерба для автомобиля не должна быть выше 100 000 рублей. Пока не вошли в действие новые правила, было только 50 000.

Условия, при которых может быть использован Европротокол:

  1. В происшествии задействовано не более 2 сторон.
  2. Имеет место только материальный урон.
  3. Не отмечено негативного влияния на здоровье всех участников.
  4. Нет летальных исходов.
  5. Сумма урона не более 100 000 рублей.
  6. Оба участника имеют страховку.
  7. У участников движения есть запись с видеорегистратора, или специализированной программы.

С недавних пор для Европротокола не обязательно устанавливать виновную сторону. Возмещение выплатят и без этого фактора. Главное, чтоб были соблюдены все требования по заполнению. Нюансов достаточно много, это тема отдельной статьи. Из нее вы узнаете, как составить Европротокол. Пока же отметим, что должно быть минимум два идентичных отчета + схемы происшествия.

Актуальные вопросы и ответы

  • Вопрос: Если виновника в столкновении удалось идентифицировать по номерам авто. Есть шанс, его накажут?Ответ: В случае, когда лицо скрывается с зоны ответственности, сотрудники ГИБДД должны подать его в розыск. Назначить ему наказание (лишение прав, штрафстоянка) можно в течение 3 месяцев со дня столкновения. Это предусмотрено статьям КоАП. На возмещение ущерба срок давности 3 года.
  • Вопрос: Если в результате столкновения двух авто, пострадали рядом стоящие машины, можно обойтись без инспекторов?Ответ: Если виновная сторона готова компенсировать все затраты на ремонт пострадавших ТС, то этот вариант допускается. Во избежание проблем ему сразу стоит взять расписки, что претензий нет. Но, если кто-то планирует обращение в страховую контору, то без протоколов не обойтись. А более двух участников, инцидент оформляется только с привлечением инспекторов.
  • Вопрос: К примеру, вышел из ТЦ, машина на парковке без зеркала и фара побита. Свидетелей нет, виновника тоже. Что делать?Ответ: Вызывать инспекторов. Звонить по номеру 112.

Является ли удар дверью на парковке страховым случаем или нет?

ДТП на парковке – частое явление в водительской практике. В отличие от происшествий на трассе, подобный случай неоднозначен с точки зрения закона. Определение степени нанесенного ущерба в данной ситуации имеет свои нюансы.

С точки зрения закона: это ДТП или нет

Дорожно-транспортное происшествие – столкновение двух транспортных средств или наезд на недвижимый объект. Положение о классификации аварии как ДТП регулируется Гражданским кодексом РФ (пункт 1.2 ПДД).

Столкновение на парковке могут признать дорожно-транспортным происшествием после установления причины удара и степени повреждения. К авариям относят:

  • наезд на пешехода;
  • столкновение двух и более автомобилей;
  • наезд машины на статичный объект.

Если не было доказано нанесение ущерба, то случай нельзя рассматривать как ДТП.

К дорожным происшествиям не относят ситуацию столкновения автомобиля с неподвижным транспортом, мотор которого был заглушен. Также аварией не считается причинение вреда водителем чужому транспортному средству.

Является ли ДТП на парковке страховым случаем

Признание случая страховым зависит не только от масштабов ущерба и положения машин, но и от вида страхового полиса. СК обязуются выплатить компенсацию пострадавшему участнику в ДТП, если у виновника не просрочен договор ОСАГО.

Постановление №131 указывает, что место аварии не имеет значения. Данный акт действует от 2008 года. Условия возмещения ущерба по ОСАГО:

  1. Повреждения должны быть нанесены транспортным средством. Если водитель лично повредил чужую машину, страховая компания не несет за это ответственности.
  2. В инциденте должны участвовать не менее двух человек. Если наезд был совершен на собственность парковки, пострадавшим являет ее владелец.
  3. Доказательства вины участника аварии фиксируют с помощью камер и свидетельств прохожих.

Если виновник не оформил страховой полис, то потерпевший имеет право на компенсацию от своей СК. Компания в свою очередь возвращает данные средства через Российский союз страховщиков.

В случае, когда ущерб был нанесен лично водителем, потерпевший может получить выплаты по полису КАСКО. Многие компании включаю в договор пункт о повреждении автомобиля из-за действий третьих лиц.

Читать еще:  Оставление места ДТП если не заметил столкновения

Действия при аварии на парковке

Алгоритм действия при ДТП на стоянке не зависит от степени вины водителя. ГК РФ четко указывает, что делать в данной ситуации. Чтобы случай в дальнейшем признали страховым, необходимо следовать таким правилам:

  1. Остановите движение и поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Включите аварийную сигнализацию, поставьте на дороге знак аварийной ситуации.
  3. Если хозяина второго автомобиля нет на момент аварии в кабине, проверьте, работает ли сигнализация пострадавшего транспорта.
  4. Убедитесь, что нет других пострадавших машин. При столкновении на парковке, транспорт может задеть соседние припаркованные автомобили.
  5. При наличии раненных необходимо вызвать скорую помощь. Если состояние пострадавшего критично, следует самостоятельно доставить его в больницу.
  6. Оцените повреждения всех транспортных средств. Зафиксируйте положение машин, участников аварии и степень ущерба с помощью камеры телефона.

Если сумма причиненного вреда не превышает 50 тыс. рублей и виновник определен, то участники аварии могут решить конфликт с помощью европотокола.

В случае серьезного ущерба или получения ранений в обязательном порядке вызываются сотрудники ДПС по номеру 112. По их приезду оформляется протокол для дальнейшего судебного разбирательства.

При несоблюдении данного порядка действий страховая компания в праве отказать в выплате компенсации. Если парковка принадлежит частному лицу, его привлекают как свидетеля для снятия показаний с камер.

Основные причины происшествия примеры

Существует множество причин, из-за которых может произойти авария на парковке. К самым распространенным относят:

  • высокий поток машин и активное движение возле стоянки;
  • несоответствие парковки нормам ГИБДД;
  • поломка в системе автомобиля.

Размер и оформление стоянки играет большую роль в безопасности движения. Ширина парковочного места должна быть не менее 2,3 м.

Расстояние между машинами рассчитывают так, чтобы при открытой двери в промежуток с соседним авто свободно пройдет человек средней комплекции.

Отсутствие разметки, полустертые или узкие линии (менее 10 см), невозможность маневра из-за узкого пространства делают виновным в аварии владельца парковки. В такой ситуации случай не признает страховым по ОСАГО.

Дорожно-транспортное происшествие при движении задним ходом

Данный вид аварий чаще всего происходит на парковке из-за особенности выезда. Система Park Assist частично помогает водителям избежать прямых столкновений, выводя информацию о дороге на экран монитора или подавая звуковой сигнал.

Однако подобная программа не защищена от сбоев. Зеркало заднего вида бесполезно в условиях плохой освещенности и непогоды. Если водитель въехал в чужой автомобиль из-за подобных факторов, то случай признают страховым.

Удар дверью на парковке ДТП

Согласно статье 12.7 Правил дорожного движения, водитель и пассажир машины не имеет права выходить из транспорта при условии, что это помешает основному движению. Если автовладелец задел дверью проезжающую машину, то инцидент расценивают как ДТП.

Случается, что водитель может случайно поцарапать стоящий рядом автомобиль дверью. В этой ситуации необходимо определить положение машин по отношению к парковочной разметке.

Со шлагбаумом

Современные платные парковки часто оборудованы системой шлагбаумов. Водители самостоятельно оплачивают услуги через терминал, что позволяет экономить время.

Наезд на шлагбаум может стать причиной страхового случая по ОСАГО, если виновник – водитель. Страховая компания обязуется выплатить компенсацию хозяину парковки. В случае нанесения ущерба автомобилю из-за неисправности механизмов пострадавший может рассчитывать на выплаты по КАСКО.

Как составить европротокол при ДТП на парковке

Если виновник происшествия был определен на месте и ущерб оценивается в сумму меньше 50 тыс. рублей, участники ДТП могут оформить протокол европейского образца. Перечень условий составления документа:

  • отсутствуют раненные лица;
  • в аварии участвовали 2 водителя;
  • нет спорных моментах по признанию вины;
  • оба автовладельца обладают действующими договорами ОСАГО.

Бланк протокола можно получить в СК вместе с полисом. Правила оформления документа:

  • машины должны оставаться на месте ДТП во время заполнения бумаг;
  • документ оформляется синей шариковой ручкой;
  • протокол заполняется всеми участниками происшествия.

В самом бланке указывают информацию о случившимся. Все данные должны иметь подтверждение:

  1. Указывается точный адрес, дата и время ДТП.
  2. Количество ТС, участвовавших в аварии.
  3. В графе раненные и пункте 15 Замечания ставят прочерк, 4 пункт оставляют пустым.
  4. Раздел 5, 6 и 8 – обведите отрицание.
  5. 7 пункт заполняется, если у инцидента есть свидетели.
  6. Внесите все регистрационные данные в пункты с 9 по 12.
  7. В пункте 13 укажите место удара, в 14 опишите характер повреждений.
  8. Отметьте пункты, соответствующие действительности, в разделе 16.
  9. Семнадцатый пункт предназначен под схему аварии.

Европротокол необходимо предоставить в СК не позднее чем через две недели после ДТП. Вместе с бланком страховщику передают фотографии с места аварии, как доказательства внесенных данных.

Кто виноват при ДТП на парковке

Определить степень виновности водителя не всегда просто. Следует учитывать сопутствующие факторы:

  • погода;
  • окружающая среда на месте происшествия;
  • состояние здоровья наехавшего водителя.

В некоторых ситуациях установить виновность невозможно из-за солидарной ответственности страховых клиентов. При нанесении небольшого ущерба, владельцы ТС самостоятельно решают вопрос, кто виноват в аварии.

Если водители не смогли договориться или ущерб от ДТП слишком велик, определить виновника происшествия должен сотрудник ГИБДД. Учитывая сопутствующие факторы, причиной аварии может стать и неправильно оборудованная парковка. В этой ситуации ответственность за ДТП лежит на хозяине стоянки.

Как нарисовать схему ДТП на парковке

Неправильно составленная схема аварии может стать причиной отказа в компенсации со стороны СК. Изображение должно содержать такие данные:

  1. Отдельная парковочная зона, где произошло ДТП.
  2. ТС, которые находились рядом с местом прошествии.
  3. Направления движения автомобиля фиксируется стрелкой.
  4. Дорожная разметка и знаки.
  5. Дополнительные статичные объекты – шлагбаум, урна, столб.

Также указывают название улиц, чтобы конкретизировать место аварии. Если были вызваны сотрудники ГИБДД, то схему составляют они.

Нужно ли выставлять знак аварийной остановки

Портативный аварийный знак выставляется перед машиной согласно пункту 7.2 Правил дорожного движения. Знак ставят на расстоянии 15 м от автомобиля.

Несоблюдение данного правила влечет за собой штраф. Также нарушением закона считается установка знака в слепой для проезжающих машин зоне.

Что, если виновник скрылся

Если водитель самовольно покинул место аварии, оставив пострадавших и причинив вред транспортным средствам, то это считается грубым нарушением правил. Второй водитель имеет право подать заявление в ДТС.

В качестве доказательств необходимо предоставить фото с места происшествия. Пострадавший при этом следует установленному порядку действий. В таком случае можно рассчитывать на страховые выплаты после поимки виновника.

Какое наказание грозит

Водитель, который скрылся с места ДТП, нарушает статью 12.27 Кодекса об Административных нарушениях РФ. Наказание в таком случае назначает суд – лишение прав или штраф.

Если отъезд был совершен вынужденно или стал причиной нанесения малого ущерба, сотрудник ГИБДД может выписать штраф или ограничится предупреждением.

Смягчающими обстоятельствами считается продолжение движения в связи с возможным риском нанесения вреда прохожим или другим транспортным средствам. В этом случае штрафные санкции не накладываются.

Размеры штрафов

Штрафные санкции в случае, если водитель продолжил движение после аварии, зависят от расстояния, на которое автовладелец удалился от места происшествия. Наказание в этой ситуации коснется как виновника, так и жертву произошедшего ДТП.

Нарушение Вид санкций
Водитель уехал с места происшествия 15 суток ареста
Штраф до 1,5 тыс. рублей
Лишение водительского удостоверения на полтора года
Отъезд от места аварии больше чем на 10 м Штраф – 1 тыс. рублей

Аварии на автостоянке делятся на три категории – наезд на пешехода, столкновение ТС и нанесение ущерба статичным объектам. При минимальных повреждениях участники аварии могут оформить Европротокол.

© 2018–2020 – Автомобильный журнал “Авто.жур”

Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника

Авария без следов

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Читать еще:  Экспертиза ТС после ДТП

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Авария без следов

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Читать еще:  Как делается независимая экспертиза после ДТП

ДТП на парковке: как заполнить европротокол?

Автор: Администратор · Опубликовано 18.03.2019 · Обновлено 11.12.2019

При аварии на парковке (когда один из автомобилей неподвижен) допускается использовать упрощенную схему оформления ДТП. Для этого разработан специальный документ – европротокол. Применение бланка разрешается при выполнении некоторых условий.

Является ли страховым случаем?

Буквально несколько лет назад страховщики старались разными способами избежать выплаты компенсации по случаям на парковке. Причем нередко это им удавалось: причиной тому служило незнание и непонимание законодательства простыми водителями.

Рис.1 Условия признания ДТП на парковке страховым случаем

Важно: выполнение всех перечисленных выше условий – обязательно. Например, если пешеход попал под колеса авто на парковке – событие классифицируется как ДТП. Но падение на стоящее неподвижно ТС человека – уже не подпадает под это определение. Аналогично классифицируется ситуация с выброшенной из окна бутылкой — попавшей в лобовое стекло находящейся рядом машины.

Сегодня сложности с оформлением повреждений на парковке возникают очень редко – водители, в большинстве своем, хорошо знаю свои права. Но владельцу поврежденной машины заранее нужно подготовиться к взаимодействию со страховщиком. Для этого следует разобраться с точным определением дорожно-транспортного происшествия. Оно дается в специальном документе: «Правила дорожного движения».

Их действие регулируется Постановлением Правительства РФ №1090 от 23.10.93 г. Нередко страховые компании (СК) пытаются отказать в выплате на основании обстоятельств возникновения повреждений. Согласно п.1.2 ДТП – это событие, возникшее в результате движения по дорожному полотну автомобиля.

Следствием его становится:

  • гибель либо ущерб здоровью водителя, пассажира;
  • нанесение материального ущерба собственнику ТС;
  • повреждение сооружений, груза, иного имущества.

Не подпадает под определение о ДТП столкновение ТС не повлекшее возникновения механических повреждений кузова, появления трещин. Вызывать ГИБДД, оформлять происшествие нет необходимости.

Нужно знать: вызов на место мелкой аварии ГИБДД, не требующей присутствия полиции, предполагает назначение штрафа для водителя.

Данный момент регулируется ст.№19.33 КоАП РФ. Сумма составит от 1 до 1.5 тыс. рублей. Следует ознакомиться с содержимым ст.№12.27 КоАП РФ. Она определяет административное наказание за невыполнение требований ПДД.

При наличии ОСАГО потерпевший имеет право получить компенсацию. В законодательстве обозначен перечень оснований для отказа в возмещении:

  • отсутствует действующий полис;
  • находящийся за рулем в момент аварии был пьян;
  • отсутствует виновный;
  • документы не предоставлены в установленный срок либо при их составлении допущены грубые ошибки;
  • соблюдены не все условия для получения возмещения.

Полный перечень условий для получения страховой выплаты отражается в Федеральном законе №40-ФЗ от 25.04.02 г. Обязательные принципы перечислены в ст.№3. Знание нормативной документации позволит избежать сложностей с оформлением аварии, получением выплат от страховой компании.

Важно помнить: повреждение машины на парковке может не классифицироваться как ДТП. Существует множество нюансов.

Не страховой случай: что делать?

Ситуации, когда полис не действует и упрощенная схема возмещения не может быть использована, перечислены в ст.№6 закона «Об ОСАГО».

Рис. 2 Когда европротокол не может быть использован

Отсутствие ОСАГО не освобождает от ответственности. Виновник ущерба обязан компенсировать все затраты на восстановление. Ситуация регулируется ч.1 ст.№1064 ГК РФ. Помимо этого вменяется уплатить штраф за управление ТС при отсутствии страховки. В 2019 году размер его составляет 800 рублей. В данной ситуации придется вызывать на место сотрудников ГИБДД.

Составляется специальная справка – в ней обязательно фиксируются данные обеих сторон:

  • фамилии, имена и отчества обоих участников;
  • адреса постоянной регистрации;
  • контактные данные (номер телефона, иное).

Далее для получения возмещения составляется досудебная претензия. К ней требуется приложить широкий перечень документов:

  • результат экспертизы – она устанавливает размер ущерба в денежном выражении (обойдется в сумму от 2 до 7 тыс. рублей);
  • отчет об утилизации транспортного средства;
  • чеки, другие документы – подтверждающие расходы;
  • копия паспорта технического средства.

Помимо компенсации в сумму, обозначенную в претензии, можно включить остальные сопутствующие расходы: транспортировка ТС, утилизация либо стоянка на охраняемой парковке, оценка. Помимо обозначенных могут присутствовать иные расходы.

Важно помнить: досудебное урегулирование позволит сэкономить время и средства. Иначе виновному придется оплатить работу юриста пострадавшего. Отсутствие источника дохода не является основанием для отказа в компенсации нанесенного материального ущерба.

Если ОСАГО отсутствует у пострадавшей стороны – то компенсация все равно должны быть выплачена. Придется лишь оплатить штраф за управление автомобилем при отсутствии полиса.

Порядок действий при составлении европротокола

Важно помнить: если ТС виновника, либо пострадавшего зарегистрировано вне территории РФ, но имеется полис типа «greencard» — использование европротокола допускается.

Выполнение перечисленных условий обязательно. Желательно предварительно проконсультироваться с представителем Российского союза автостраховщиков. Вопрос подробно освещается в ст.№11.1 Федерального закона №40-ФЗ.

Перечень действий стандартный:

  • необходимо остановиться, включить аварийную световую сигнализацию;
  • устанавливается знак (его наличие регламентируется законом) – на расстоянии не менее 15 м (согласно п.п.7.2 п.7 ПДД);
  • по возможности средствами фото и видео съемки фиксируются результаты аварии;
  • записываются контакты всех участников, а также свидетелей (персональные данные также необходимы);
  • составляется извещение.

к оглавлению ↑

Как заполнить документы?

Оформление аварии при столкновении со стоящим неподвижно ТС не имеет существенных отличий от иных ситуаций. Алгоритм действий стандартный:

  • данные вносятся шариковой ручкой;
  • схемы, текст должны быть читабельны;
  • не допускается наличие помарок, исправлений;
  • заполняются все без исключения разделы.

Рис. 3 Пример схемы, указание повреждений полученных стоящим на парковке автомобилем

ОСАГО

Оформление европротокола должно осуществляться по специальной схеме. Придерживаться её строго обязательно. Лицевая сторона должна включать в себя следующую информацию:

  • место, дата возникновения аварии;
  • количество поврежденных машин;
  • ФИО свидетелей, их номера телефонов и адрес регистрации;
  • места повреждений на кузове авто;
  • наименование страховой компании, адрес офиса;
  • номер полиса ОСАГО;
  • перечень поврежденных деталей, элементов;
  • схема.

Важно помнить: указывать время нужно с точностью до минуты . Также следует внимательно осмотреть машину. Желательно максимально подробно описать все повреждения (в том числе возможные – не видные невооруженным взглядом). Некоторые затруднения возникают со схемой дорожно-транспортного происшествия. Так как единых правил для неё не установлено законодательством.

Желательно придерживаться алгоритма:

  • обозначается схематическое изображение участка парковки с указанием улиц, номеров зданий (желательно обозначить знаки, другие приметные объекты);
  • составитель схематично чертит размещение машин в момент аварии – обычно объекты обозначаются буквами «А» и «В»;
  • внизу оформляется «легенда карты» — расшифровка всех используемых условных обозначений.

П. №15 – используется для внесения информации, не поместившейся либо по иной причине отсутствующей в п.№16. Далее проставляются подписи водителей в п.15 и п.18. Документ разрезается по линии разрыва.

Обратная сторона включает:

  • описание аварийной ситуации – как её видит участник;
  • обозначается управляющий авто в момент столкновения;
  • указывается наличие дополнительной информации – в виде фотографий, видеосъемки.

Важно помнить: различные корректировки, дополнения будут действительны лишь при простановке подписей обеих сторон . В противном случае исправления не принимаются во внимание.

РСА предлагает водителям специальное приложение – для отправки данных о повреждениях с помощью смартфона. Достаточно указать на места повреждения, детали и сделать фотоснимки. Это существенно упростить процедуру возмещения, ускорит начисление средств.

Рис. 4 Приложение для смартфона

КАСКО

Ранее, до 2014 года, использовать упрощенную схему оформления было невозможно для получения выплат по КАСКО. На сегодняшний день какие-либо ограничения отсутствуют. Допускается составить европротокол и получить выплату. Регулируется вопрос Федеральным законом №40-ФЗ.

Что делать если виновник скрылся?

Если водитель ТС повредил чужой автомобиль и покинул место происшествия, то пострадавшему требуется:

  • включить аварийную сигнализацию, выставить треугольный знак;
  • вызывать работников ГИБДД, составить самостоятельно примерную схему происшествия;
  • собрать контакты всех свидетелей.

Рис. 5 Пример составления схемы происшествия на парковке – если виновник скрылся

При отсутствии виновника обращаться в страховую компанию нет смысла. Но если присутствует вред здоровью – можно обратиться в Российский союз страховщиков. Будет выплачена компенсация. Если виновник будет найден – компенсация взыскивается в судебном порядке. Скрывшемуся с места ДТП назначается административное наказание: лишение прав на полтора года и административный арест – 15 суток. Вероятно обращение со стороны страховой с регрессивным иском в суд. Принятие решение в пользу компании, согласно судебной практике, близится к 100%.

Примеры аварий

Пример 1: В процессе свершения маневра возле торгового центра водитель не рассчитал расстояние, ударил бампером стоящее неподвижно ТС. Данный случай будет классифицироваться как страховой. Получить денежную компенсацию можно по полису ОСАГО. Заполняется стандартный пакет бумаг.

Пример 2: Транспортное средство было оставлено на парковке возле жилого дома либо торгового центра. Возвратившись через некоторое время, владелец обнаружил расколотый бампер, сломанное зеркало. Такая ситуация подпадает под действие ОСАГО. Водитель может смело обращаться в страховую компанию. Важно правильно оформить извещение.

Пример 3: Прохожий уронил на капот расположенного неподвижно авто тяжелую металлическую ограду – в результате повреждено лакокрасочное покрытие. Вне зависимости от места расположения случай как страховой не классифицируется. Виновный обязан компенсировать ущерб из собственных средств. Привлечение ГИБДД не требуется.

Использование европротокола упрощает оформление. Но важно подготовиться к составлению, взаимодействию со страховыми компаниями. Многие стараются доступными способами отказать в компенсации ущерба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector