Автотехническая экспертиза при ДТП
Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.
После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были несправедливо им назначены? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.
Что такое
Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба, который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей, но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.
Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП, а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.
Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:
- По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
- Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
- Транспортно-Трасологическая. Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также его особенностей, восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
- Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.
Как назначить
Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам. Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы. В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.
Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как:
- Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне;
- Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизыВам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться;
- Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.
Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой. По этой причине потребуется указать, кто именно будет возмещать ее стоимость после судебного процесса.
Сроки проведения
После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы, однако она сама по себе занимает не так много времени.
Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней. Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.
На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:
- Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
- Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
- Давность происшествия;
- Общая нагрузка на эксперта, который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.
Независимая экспертиза: для чего и за сколько она проводится?
Иногда, чтобы доподлинно разобраться в причинах возникновения дорожно-транспортного происшествия, не достаточно опроса свидетелей.
Нередко возникает необходимость в проведении независимой экспертной оценки. Поэтому совсем логично, что многих водителей интересуют сроки проведения независимой экспертизы после ДТП, ведь чтоб получить компенсацию за причиненный ущерб нужно своевременно подать все необходимые документы в страховую контору.
При каких ситуациях необходима экспертиза после ДТП?
Основная цель проведения подобного исследования заключается в установлении виновной в дорожном прецеденте стороны. Независимая экспертиза – процесс сложный, когда ни один из участников аварии не хочет брать на себя вину за происшествие. Последующее возмещение ущерба виновной стороной и доказывание вреда пострадавшим априори предопределяет наличие спорных отношений.
Согласно статистики, в результате установления виновного лица при расследовании обстоятельств дорожно-транспортного происшествия не всегда удается получить объективную оценку.
Авария – ситуация крайне сложная. Причем не только для самих пострадавших, но и для инспекторов, на плечи которых ложится процесс установления виновной в прецеденте стороны. Иногда для этого требуются специальные знания, коими, собственно, и обладают сотрудники экспертных служб.
Вина автовладельца, который совершил дорожное происшествие, устанавливается следователем или дознавателем. Но только экспертная оценка поможет определить и достоверно установить обстоятельства дела и подсчитать величину причиненного в результате аварии ущерба.
Независимая экспертиза при ДП является помощью сотрудникам Госавтоинспекции при определении виновного лица, установлении фактов для разрешения дела и выяснения причин, повлекших за собой аварию. Сотрудники экспертной службы либо отягощают, либо смягчают вину водителя.
Кроме этого независимая экспертиза необходима для выявления других лиц, причастных к прецеденту на дорожном полотне. Их вина не всегда очевидна (к примеру, коммунальщики или дорожная служба).
Проведение независимого оценивания после дорожно-транспортного происшествия обуславливается исследованием всех обстоятельств, которые выступают правовым фундаментом для принятия и вынесения решения судом или следственным органом. Но при этом предоставленные от экспертов данные тщательно проверяются на подлинность.
Для этого организовываются другие необходимые действия следственной группой или судом, которыми назначалась судебная независимая экспертиза.
С помощью экспертной оценки можно решить такие вопросы:
- определение момента возникновения предпосылок ДТП – в учет берутся все обстоятельства, которые спровоцировали аварию;
- определяются различные реальные действия автовладельцев, повлиявшие на возникновение ДТП;
- размер причиненного в результате ДТП ущерба;
- установление причастности одного из участников аварии к прецеденту на дорожном полотне;
- обстоятельства возникновения аварийной ситуации;
- обзорность и видимость на месте ДТП и могли ли эти факторы повялить на возникновение аварии;
- рассмотрение условий возникновения опасной зоны;
- качество дорожного покрытия и каким образом оно могло повлиять на исход события;
- нарушались ли ПДД перед столкновением;
- расстояние между автомобилями перед ДТП (ТС и пешехода);
- скорость ТС во время совершения аварии – устанавливается по тормозному пути автомобилей (в учет берется его длина и временной промежуток, который потребовался для полной остановки авто);
- устанавливаются все не зависящие от участников аварии обстоятельства, которые включают состояние дорожного покрытия и несоблюдение регламента проведения ремонтных работ на проезжей части.
По большому же счету независимая экспертиза необходима для определения сложности ремонта транспортного средства и технических работ по восстановлению машины, а также их стоимости.
Когда невозможно разобраться без независимой экспертизы?
Проведение экспертной оценки после дорожного происшествия проводится тогда, когда разрешить спорную ситуацию, не привлекая квалифицированного специалиста, крайне сложно, а причиненный ущерб велик. Подобный факт, наряду с несговорчивостью участников ДТП значительным образом усугубляет дело.
Круг задач, которые решаются в ходе судебной независимой экспертизы:
- Проведение анализа сложной ситуации, возникающей при ДП.
- Разрешение спорных моментов с привлечением специалистов, располагающих знаниями в вопросах автотехнического плана. Ведь транспортный агрегат – достаточно серьезное устройство. Причем каждая модель, а их немало, имеет свои особенности.
- Установление величины причиненного в результате аварии материального ущерба, когда потерпевшее лицо не соглашается на досудебное урегулирование вопроса.
Виды экспертиз
Исходя из целей, методик и объектов независимой экспертизы при дорожном происшествии подразделяется ее делят на следующие категории:
- Автотехническая экспертиза. Организовывается после наступления аварии с целью определения состояния транспортного средства, действий водителя, и реакции машины в момент столкновения. Также благодаря автотехнической экспертной оценке можно выяснить, чьи неправильные действия или бездействие стали причиной возникновения аварийной ситуации.
- Инженерно-психологическое исследование. Во время экспертной оценки происходит психологическое освидетельствование водителя, как общего, так и предполагаемого, во время наступления дорожного происшествия. Если водитель мог препятствовать столкновению, вовремя среагировав на препятствия или занос, суд может на вполне законных основаниях признать его виновником ДТП.
- Трасологическая экспертиза. Проводится на основании осмотра места ДТП, тормозного пути, обстановки на дорожном полотне и траектории перемещения машин-участников аварии. С помощью такого исследования специалисты могут установить объективные предпосылки и субъективные причины произошедшего прецедента.
- Автотовароведческая экспертная оценка. Обуславливается осмотром состояния машин после аварии на предмет наличия скрытых и явных повреждений. Также на основании такого исследования можно установить максимально точный размер причиненного автомобилю ущерба.
- Комплексная экспертная оценка. Характеризуется проведением сразу всех описанных выше экспертиз или нескольких из них. Цель комплексной оценки – получение целостной картины произошедшего инцидента на дороге.
Читать еще: Решение по обоюдной вине при ДТП
Срок проведения экспертизы после ДТП
Для пострадавшей в результате аварии стороны, равно как и для виновника, очень важен срок проведения любой экспертизы, в том числе и независимой. Он регламентирован требованиями, которые установлены законодательством нашего государства.
Если виновник происшествия имеет действующий полис ОСАГО, а пострадавшая в аварии сторона подала подготовленные для проведения экспертной оценки документы, то страховая компания должна провести эту процедуру в течение пяти рабочих дней. Затягивание страховыми агентами сроков проведения независимой экспертизы не самым лучшим образом отразится на процессе расследования.
Автовладелец, чье транспортное средство пострадало в результате дорожного происшествия, может самостоятельно обратиться за помощью к независимому эксперту.
Для этого нужно найти компанию, занимающуюся подобной деятельностью, которая обязательно должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции.
В противном случае данные, полученные в результате исследования неаккредитованным сотрудником или компанией, не принимаются ни судом, ни дознавателями.
Если пострадавший самостоятельно обращается к помощи независимых оценщиков, то по завершению исследования ему нужно предоставить официальный отчет страховщику для получения компенсации на восстановление автотранспорта. В этом случае очень важно соблюдать порядок действий. Крайне нежелательно пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую организацию.
Гражданам, которые проживают в одном городе, уведомление подается за три дня до проведения независимой экспертной оценки. Во всех остальных случаях необходимо за шесть дней уведомить всех заинтересованных лиц о проведении процедуры. Кроме этого, важно помнить, что день, в который осуществляется отправка уведомления по почте не учитывается, равно как и день проведения экспертизы.
Полученные результаты предоставляются заинтересованной стороне в установленные сторонами сроки – 10-12 дней.
Подведем итоги
При возникновении аварийной ситуации на дорожном полотне практически всегда возникают спорные моменты и вопросы касаемо того, кто является виновникам произошедшего инцидента.
Как правило, при незначительных ДТП необходимости в проведении независимой экспертизы нет. При таких обстоятельствах участники попросту составляют на месте аварии Европротокол и каждый получает в своей страховой компании компенсационную выплату на восстановление транспортного средства.
Сложнее всего при масштабных ДТП со значительными повреждениями машин. Тогда речь идет уже о больших финансовых выплатах. Поэтому участники дорожного происшествия отстаивают свою точку зрения, касаемо того, кто виноват в столкновении. Вот тут-то и возникает необходимость в проведении независимой экспертизы.
Только так можно максимально точно и правдиво установить, кто именно виноват в произошедшем инциденте.
Надеемся, эта информация поможет вам добиться желаемого результата. Берегите себя и пусть на дороге вам не встретиться ни гвоздя ни жезла. Удачи!
Просто о важном — порядок и сроки проведения независимой экспертизы после ДТП
Когда случаются ДТП, важно четко определить необходимые действия для разрешения ситуации с учетом выплат для ремонта транспортного средства.
Желание страховых компаний сэкономить на компенсациях может иметь негативные последствия для пострадавшего лица.
В статье рассмотрим, как происходит оценка авто после аварии страховой компанией, а также узнаем о сроках и проведении независимой экспертизы.
Как происходит оценка авто после аварии страховой компанией?
В случае участия в ДТП, если водитель не является его виновником, возмещение ущерба должна покрыть страховая компания (СК) виновника аварии.
Страховой агент должен назначить оценочную экспертизу, осуществить которую может сама компания, если в ее штате есть эксперт-техник, имеющий специальное образование. Также страховая компания может обратиться в независимую фирму для проведения исследования. Данные действия являются частым явлением, и экспертиза проводится специалистами фирмы, с которой у СК заключен договор. Подробнее о том, чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации и почему занижает стоимость ремонта, читайте тут.
Осуществление осмотра или проведение независимой экспертизы должно осуществляться СК в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления (п. 3.11 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Оценка ущерба включает в себя выявление скрытых повреждений, которые имеют отношение к ДТП. Скрытые дефекты также должны быть внесены в акт.
Согласно 12 статьи ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.02.2002 (далее ФЗ №40), в частности п. 21 после завершения экспертизы страховая компания должна осуществить страховую выплату пострадавшему в течении 20 дней (за исключением праздничных дней) или выдать направление на ремонт ТС.
Нужно ли делать независимую автоэкспертизу и когда?
Обратиться к независимой компании, которая сможет дать объективную оценку поврежденному ТС можно в случае несогласия с расчетами, полученными от страховщиков.
Если экспертиза не была организована СК в пятидневный срок, владелец в праве обратиться в независимую компанию и предоставить в последствии ее акт осмотра, результаты которого СК должна принять безоговорочно в качестве основания для назначения выплат (п. 3.12 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Независимая экспертиза может понадобиться для:
- расследования причины ДТП;
- установления скрытых повреждений;
- составления списка всех необходимых работ для ремонта транспорта после аварии.
Статья 12.1 ФЗ № 40 регулирует проведение экспертизы. Закон определяет ее цели, а также уточняет квалификацию лиц, имеющих право ее осуществлять.
Вместе со всеми необходимыми документами, заключение независимой компании должно быть предоставлено страховщикам в обязательном порядке согласно Правил ОСАГО:
- определение размера убытков, причиненных в результате ДТП;
- страховая фирма предлагает компенсацию, которая не соответствует сумме ремонта;
- сумма полноценного ремонта превышает максимальный порог выплат по ОСАГО (400 000 рублей);
- необходимость в объективной информации в расчетах для виновника ДТП (в случае, когда он не согласен с установленной суммой выплат).
Где и как можно ее сделать?
Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.
Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.
Критерии выбора независимой фирмы:
- Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
- Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
- Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
- Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.
Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.
Кто проводит?
Провести исследование может как государственное, так и коммерческое предприятие, соблюдая правовые нюансы квалификации сотрудников. К проведению экспертизы может быть допущен только специалист (техник-эксперт), внесенный в государственный реестр.
Требования к таким сотрудникам, с учетом требований к их профессиональным навыкам устанавливаются Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277.
Эксперты несут ответственность за предоставление некорректной информации и в случае, если результаты недостоверной экспертизы повлекут за собой убытки, технический эксперт обязан их возместить в соответствии с 5-м пунктом статьи 12.1 ФЗ №40.
Компании, проводящие независимую экспертизу после ДТП должны являться членами саморегулируемой организации оценщиков и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика (согласно ст. 15.1 ФЗ №135 «Об оценочной деятельности в РФ»). В противном случае результат экспертизы будет считаться недействительным.
Правила и порядок процедуры
После выбора компании, где будет производиться исследование, оценочные работы производятся в определенном порядке.
- Заключение договора на оказание услуг. Здесь указываются общие права, обязанности сторон, а также сроки, в которые должна быть проведена экспертиза.
- Предоставление пакета документов заказчиком. Подробнее скажем, какие именно документы нужны для независимой оценки состояния авто. К ним относятся регистрационные документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС), копия паспорта заказчика, копия справки о ДТП. Дополнительно могут потребоваться: акт осмотра автомобиля страховщиками и заключение экспертной оценки, если такая имела место.
- Определение даты и времени проведения экспертизы. Процедура оценки состояния и подсчёта полученного в ДТП материального ущерба обычно занимает не более 3-х суток, при сложных деформациях кузова и повреждениях ТС до 8 суток.
- Уведомление участников ДТП и страхового агента о проведении независимой оценки. Сообщить о проведении независимой экспертизы лучше всего с помощью заказного письма с уведомлением (о том, как сообщить виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте здесь). Документальное подтверждение действий заказчика поможет избежать неприятных ситуаций, если дело дойдет до суда. Экспертиза не потеряет своей законности даже в случае, если участники ДТП или представители страховой компании не будут присутствовать при ее проведении.
- Проведение осмотра автомобиля с фиксацией повреждений на фотокамеру. Этот этап является обязательным, т.к. станет фактическим подтверждением проведенных в будущем расчетов при предоставлении заключения в страховую компанию или суд.
- Проведение работ для калькуляции ущерба. Работы проводятся с помощью специального оборудования.
- Проведение расчетов для определения размера ущерба. Калькуляция производится в соответствии с Положением Банка России № 432-П от 19.09.2014 г.
- Получение заключения. Текст документа должен содержать список всех повреждений, которые были получены в результате аварии, опись технологии восстановительного ремонта, определение объема ремонтных и дополнительных работ и полную стоимость восстановительных работ.
- Скачать бланк договора о проведении экспертизы
- Скачать образец договора о проведении экспертизы
- Скачать бланк заключения экспертизы
- Скачать образец заключения экспертизы
Читать еще: Когда можно оформить европротокол при ДТП
Основания для назначения повторного комплексного исследования
Несмотря на то, что понятие «независимая экспертиза» не закреплено законодательно, оно упоминается в ФЗ № 40 об ОСАГО.
Оспорить независимую экспертизу довольно сложно. Это можно сделать если выводы, приведенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам, а также при нарушении закона в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях приходится делать повторную экспертизу чтобы выявить недобросовестную работу после проведения ремонта на СТО, которое сотрудничает со страховой компанией. О проведении независимой экспертизы после ремонта автомобиля можете узнать тут.
Основания для проведения повторного исследования предусмотрены п. 2 ст. 87 АПК РФ:
- Наличие необоснованных выводов, недостаточной ясности заключения.
- Возникновение сомнений, противоречий в экспертном заключении.
Повторные действия может проводить тот же эксперт или другой специалист. В случаях, когда эксперт не имеет аккредитации в соответствии с требованиями закона, проведенное им исследование будет аннулировано.
Во время проведения независимой оценки после ДТП очень важно внимательно изучать представленные материалы и присутствовать во время диагностики. Прибегнуть к помощи самостоятельных компаний и получить объективную оценку стоимости нанесенного ущерба стоит для того, чтобы избежать недобросовестного подхода страховой компании и не оплачивать часть ремонта самостоятельно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Важные особенности судебной автотехнической экспертизы
Назначение автоэкспертизы в суде необходимо для разрешения разногласий сторон при спорах, связанных с ДТП.
Поскольку судья не является специалистом в этой области, ему необходимо опираться на проверенные данные при вынесении решения экспертами.
Закон
Возможность проведения судебной автотехнической экспертизы предусмотрена ст. 79 ГПК РФ. Ее назначение судом происходит при возникновении необходимости специальных познаний для разрешения вопроса.
В этой же статье регламентирован порядок назначения, а также санкции на случай препятствования ее проведению.
Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:
М ск +7 (499) 938 5119
С пб + 7 (812) 467 3091
Фед + 8 (800) 350 8363
Что это такое?
Суды прибегают к назначению автотехнической экспертизы, когда для разрешения спора требуются специальные заключения.
Исследование предоставляет полную, достоверную и объективную информацию по поставленным вопросам.
Типичная ситуация, в которой необходимо назначение независимой оценки, – споры между гражданином и СК. Это может быть несогласие с размером страховой выплаты. Либо предъявление требований к виновнику ДТП, когда размер причиненного ущерба превышает максимальную сумму выплаты.
Автоэкспертиза – это целый комплекс исследований. Для ее проведения специалист должен обладать познаниями в области ремонта и обслуживания транспорта, криминалистики, медицины.
В зависимости от цели исследования экспертизы различаются по видам:
- Определение обстоятельств происшествия. Данное исследование разбирает механизм ДТП, положение его участников перед столкновением, скорость передвижения авто, соблюдение водителями ПДД.
- Трасологическая. Определяет обстоятельства ДТП. Устанавливает место аварии, траекторию движения автомашин перед столкновением, принадлежность повреждений к конкретному ДТП.
- Транспортная. Заключается в целях определения размера причиненного ущерба, отношении повреждений к конкретному столкновению, стоимости работ по восстановлению автомобиля.
- Инженерно-психофизиологическая. Выявляет психическое состояние водителей во время ДТП. Могли ли участники правильно или неправильно оценить ситуацию, предотвратить столкновение, как авария повлияла на их дальнейшее состояние.
Вопросы, которые решает
Заключение эксперта дает объективную оценку тем техническим параметрам и процессам, в которых стороны не являются специалистами.
Исследование обстоятельств аварии позволяет установить полную картину происходящего как во время ДТП, так и до его совершения. Специалист анализирует действия водителя, параметры движения транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Заключение помогает определить виновника столкновения, а также нарушенные им ПДД.
Диагностика технического состояния автомобиля определяет повреждения, причиненные в конкретной аварии.
При этом она устанавливает недостатки автомобиля, существовавшие до ДТП.
Определяет, сколько будет стоить восстановление автомобиля до его первоначального состояния.
Трасологическое исследование предполагает определение событий аварии по следам. Эксперт устанавливает траекторию движения транспорта, его положение по отношению к остальным участникам столкновения.
Инженерно-психологическая экспертиза помогает установить виновника. Это осуществляется путем анализа психического состояния участников. Специалист проверяет, мог ли водитель предотвратить аварию, предприняв некоторые действия.
Когда нужна экспертиза для суда?
Экспертное заключение является доказательством в гражданском процессе. На ней суд основывает свое решение.
Ситуации, в которых потребуется проводить автотехническое исследование:
- споры о размере страховой выплаты;
- споры об установлении виновника ДТП;
- споры об определении обстоятельств аварии.
Наиболее часто встречаются случаи из первой категории. Страховые компании сотрудничают с оценочными учреждениями, которые при определении размера ущерба, нанесенного автомобилю, занижают стоимость ремонта, деталей.
Водителю в такой ситуации приходится делать независимую экспертизу и обращаться за взысканием доплаты через суд. При наличии двух экспертных заключений судья назначает проведение судебной экспертизы.
В ДТП были пострадавшие
Если в дорожно-транспортном происшествии ущерб причинен не только автомобилю, но и здоровью участников, то обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза. Она призвана оценить тяжесть вреда здоровью. В этом же исследовании предоставляется вывод о действиях водителя во время столкновения.
Важно: специалист не определяет наличие умысла в действиях участников ДТП, сделать это может только суд.
Кто может ходатайствовать проведение?
Несмотря на то, что ГПК РФ предусматривает возможность заявления устных ходатайств, прошение о назначении экспертизы подается только в письменном виде. Мало заявить о необходимости автоэкспертизы. В ходатайстве сторона должна определить примерный список вопросов, а также предложить экспертное учреждение.
Подать заявление с просьбой о назначении экспертизы может любая сторона по делу.
Остальные участники судопроизводства вправе предлагать свои вопросы, высказывать пожелания по определению бюро для ее проведения.
Окончательный список вопросов и выбор учреждения либо конкретного лица подготавливает суд.
По ходатайству стороны выносится определение с указанием оснований для проведения экспертизы, вопросов, подлежащих разрешению, наименования специального учреждения. Суд определяет срок проведения оценки.
Кто проводит?
Российское законодательство регулирует экспертную деятельность, обязывая учреждения получать лицензии у контролирующих органов. Проведение автотехнического анализа для суда осуществляют только сертифицированные организации. В противном случае заключение не может быть принято судом.
Эксперт должен быть в списке, имеющих право на проведение судебных экспертиз, Министерства юстиции.
Сервисный центр, обслуживающий автомобиль на постоянной основе, не может проводить техническую экспертизу, поскольку признается заинтересованной стороной. Аналогично не может проводить исследование по заданию суда независимый эксперт, сотрудничающий с конкретной страховой компанией.
Кто оплачивает?
Обязанность по оплате автоэкспертизы возлагается на лицо, заявившее ходатайство о ее проведении. В определении судья указывает оплачивающую сторону.
По результатам рассмотрения дела возмещение расходов на проведение оценки возлагается на проигравшую сторону.
Стоимость зависит от следующих факторов:
- марка автомобиля;
- его размеры;
- степень повреждения;
- количество поставленных на разрешение вопросов.
Если выводить среднюю цену оценки, то она будет в районе 10000-15000 руб.
Как она проводится?
Порядок осуществления экспертизы регламентирован специальным пособием ВНИИСЭ. Это стандарт действий экспертов, определенный Минюстом РФ. В нем прописан каждый шаг эксперта при проведении отдельного вида исследования.
Порядок проведения
После назначения экспертизы суд подготавливает полный пакет документов для предоставления его в бюро. Эксперт не может самостоятельно выбирать материалы для исследования, поэтому ему изначально нужно предоставить все необходимое. Это материалы административного дела, предыдущие технические исследования и акты осмотра, фотографии, сам автомобиль.
Если автомобиль не восстановлен, он должен быть предъявлен к осмотру, и эксперт вызывает обе стороны. Если машина отремонтирована либо нет необходимости определять ущерб, анализируются документы.
Тщательно изучив предоставленные материалы, эксперт пишет заключение. Это конечный документ, в котором излагается результат, полученный специалистом.
Далее материалы дела вместе с оценкой направляются в суд для дальнейшего рассмотрения.
Сроки
Конкретный период, в который должно быть сделано заключение, законом не определен. Суды дают примерный срок на осуществление всех необходимых действий – месяц. Само проведение осмотра автомобиля занимает небольшое количество времени, от одного дня до недели.
Основная часть работы, исследование обстоятельств и составление заключения занимают наибольший период времени. Общий срок зависит от степени загруженности экспертного учреждения.
Оценка ущерба
Существуют виды заключений, которые должны ответить не только на вопросы об обстоятельствах ДТП, но и определить размер причиненных транспортному средству повреждений.
Проведя осмотр машины, эксперт устанавливает перечень повреждений. Далее путем проведения исследований эксперт определяет, были ли они причинены в результате данного ДТП или уже имелись на момент его совершения. После проводит оценку затрат на их устранение.
Заключение
После проведения необходимых исследований эксперт выдает заключение. Этот документ состоит из нескольких частей. Во введении делается ссылка на образование проводившего лица, наличие квалификации, опыт в экспертном деле, а также кратко описываются обстоятельства получения материалов.
В основной части эксперт описывает, какие исследования проводились.
В заключении эксперт обязан ответить на все вопросы, поставленные судом. Нельзя пропускать ни одного. Если ответить на один из пунктов невозможно, эксперт указывает это в заключении.
При установлении судом неполноты технического исследования может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза.
Полезное видео
Подробно о процессе:
Автотехническая экспертиза при ДТП
В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
Читать еще: Если вы попали в ДТП ваши действия?
Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.
Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :
Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.
Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.
Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.
Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.
Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.
Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.
В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.
Статьи в помощь:
а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.
Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.
Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.
б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.
В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.
Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.
Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.
В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.
Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.
Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.
Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).
Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.
Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.
Статьи в помощь:
Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.
В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.
Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.
К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.
Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.
При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.
Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.
Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.
Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:
сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.
Статьи в помощь:
Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.
Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.
Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.
Статья в помощь:
При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.
Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.
Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.
При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.
При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.
Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.
Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.
Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.
В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.
Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.
Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.
В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно – правовой формой деятельности.
Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.
Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.
Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.
Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы
Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.
Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.
Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.
Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.
В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.
Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.
Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.
Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.
При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.
В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.