Бесконтактное ДТП судебная практика
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Бесконтактное ДТП судебная практика

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и можно ли получить страховое возмещение?

По данным статистики, каждый день на дороги РФ выезжают примерно 40 млн. легковых авто, 6 млн. грузовиков и около 1 млн. автобусов. Представить такой поток очень трудно, и конечно он рассредоточен по огромной территории нашей страны. Но количество машин растёт 1,5 млн. единиц в год. Поэтому стимулируется рост цен на топливо и увеличивается количество аварий.

На дорогах случаются разные ситуации, и иногда бывает так, что опрометчивые действия одного участника дорожного движения приводят к печальным последствиям для других. Если при этом виновник ДТП сам не пострадал, а из-за его манёвров другие транспортные средства причинили вред друг другу, то случается, так называемое, бесконтактное ДТП. На ком лежит ответственность за такое столкновение? Кто виноват? Как получить выплаты по ОСАГО в такой ситуации?

Что такое бесконтактное ДТП?

Особенность бесконтактного ДТП в том, что достаточно трудно доказать вину того водителя, машина которого не пострадала, но из-за которого произошло столкновение других транспортных средств. Особенно если виновник скрылся с места аварии. В непростой ситуации оказывается именно водитель того автомобиля, который уходил от опасности и произвёл физический контакт с другими машинами или сооружениями. Ему приходится доказывать свою невиновность и причинно-следственные связи происходящих неприятных событий. Только наличие видеосъёмки и показания свидетелей может помочь в воссоздании картины произошедшего и получении выплаты по ОСАГО. Без квалифицированной юридической помощи доказать и представить нужную информацию практически невозможно. Как правило, страховая компания будет заявлять об отказе в выплатах и придётся обращаться в суд.

ДТП бесконтактное и судебная практика

На автодорогах бывают случаи, когда по вине одного водителя страдает несколько. Из — за маневрирования одного авто может получиться так, что два и более авто столкнуться, что создаст нештатную ситуацию на дороге. Кто будет виновен в этом случае?

Основное понятие

На дорогах зачастую встречаются неблагоприятные ситуации. Водитель создает опасный маневр для иных средств передвижения, в результате чего наноситься ущерб нескольким авто одновременно. Дополнительно могут пострадать сооружения, встретившиеся на пути.

Во всем виноват автомобилист, который первый спровоцировал аварию, но при этом машина осталась целой. При включении поворотников такое встречается часто. Это может быть поворот налево, обгон или перестроение, внезапное притормаживание и многое иное.

То есть тот, кто виновен сам не пострадал, а пострадавшими являются иные водители, их автомобили или объекты.

Примеры

  1. Машина едет спокойно, уверенно перемещаясь по трассе. Навстречу выдвигается другой авто, он резко выворачивает, при этом габариты не включаются. Машина на заднем ходу притормаживает либо выезжает на встречную полосу. Это вынужденная мера. Такое событие влечет за собой аварию, и сталкиваются несколько машин. Виновник остается в стороне и его техника не страдает от таких деяний. Чтобы точно определить, кто виноват, необходимо расследовать последствия произошедшего и расспросить очевидцев и пострадавших.
  2. По дороге продвигается нагруженная фура. Груз зафиксирован, но крепление ослабло, товар падает на дорожное полотно и мешает проезду другой техники. Легковой автомобиль резко притормаживает перед выпавшим грузом, а в него вписывается другой транспорт. В результате пострадавших двое — это два последние авто. Виноват водитель фуры, так как он не закрепил перевозимый груз, что создало нештатную ситуацию.
  3. На основании судебных разбирательств установлено, что водитель КАМАЗа по дороге зацепил ветку от дерева. Последняя упала на легковой автомобиль. Машина была повреждена, хотя контакта между техническим средствами не произошло.
Читать еще:  Судебная экспертиза ДТП по определению суда

Оформление ДТП

Во время расследования и оформления подобных случаев, требования необходимо четко соблюдать. Водителю нанесен ущерб и от расследования зависит размер выплаты для восстановления авто.

Что необходимо сделать:

  1. Производится остановка всех транспортных средств, пострадавших или принявших участие ив ДПТ.
  2. Дорожное полотно огораживается, и выставляются знаки о запрете проезда. Необходимой мерой становится предупреждение остальных участников движения.
  3. Вызываются представители ГИБДД. Эти действия выполняют госавтоинспекторы: начинается установление личности нарушителя. Для этого проводится опрос всех водителей.
  4. Выполняются снимки и видеосъемки дорожного полотна и машин, которые были задействованы. Показания очевидцев помогут разобраться в случившемся. Они будут иметь силу закона и занесутся в протокол.
  5. Встречаются обстоятельства, когда виновник с места происшествия скрылся, тогда во внимание принимаются съемки с видеокамер. Даже если тот, кто виноват в случившемся остался на месте ДПТ, то без показаний очевидцев не обойтись.
  6. С места, где произошла нештатная ситуация нельзя, до полного выяснения обстоятельств. В противном случае будет сложно восстановить процесс случившегося, в том числе виноватого могут неверно определить. Не исключено, что ДПТ отнесут к другой категории и это негативно скажется на выплатах денежных средств.
  7. Процедура оформления также включает в себя сбор сотрудниками доказательств. Если трактовка показаний или неправильное поведение водителей приводит к недостоверности показаний, то штрафные санкции могут быть выписаны не виновнику ДТП, а кому, кто пострадал.

Когда водитель авто не согласен с результатами расследования, то он должен выразить свое несогласие и четко знать, что занесено в протокол.

Кто виновен

Кто конкретно виноват в сложившейся ситуации устанавливается судом или представителем ГИБДД. При определении основного нарушителя вердикт выносится непосредственно сотрудником. По этому поводу оформляется постановление и справки, в которых описывается состояние дел и размер штрафа. Виновник и нарушитель тоже указывается в этих документах.

На практике встречается, что виновных по этому деянию нет. Бывают случаи, что необходимо разбирательство в суде, чтобы установить, кто виновен. В Судах тоже бывает разное, и у пострадавшего недостаточно достоверной информации о своей правоте.

Автомобилист, находившийся в опасной зоне во время произошедшего чаще всего оказывается виновным в сложившемся. Это определяется на основании неверных действия и несоответствующих маневров, в том числе резких притормаживаний и поворотов.

Это может быть следствие осложнения:

  1. С места произошедшего виновник скрылся или не признает свою вину.
  2. При проведении разбирательств неверно трактуются правила, то есть последовательность аварийной ситуации разбирается не в соответствии с нормативной базой. Во время ситуации необходимо притормозить, а не выполнять объезд.
  3. На потерпевшего можно переложить долю вины. Важно уметь соблюдать дистанцию и перемещаться с заданной скоростью.
  4. Если не было причинено вреда, то такая ситуация не признается ДТП. Это распространяется на обстоятельства, когда автомобилисту пришлось выехать с дорожного полотна.

Виноват может быть пешеход, который внезапно оказался на дороге. Если автомобилист уехал с места происшествия, то доказать вину без видеозаписи будет сложно. Оформление нестандартного ДПТ сложное и отличается от обычного.

Получение страховых выплат

Чтобы получить все положенные выплаты по страховке следует учитывать все нюансы. В этом случае грамотное составление документов, сбор достоверной информации. Следует понимать, что при сложившихся обстоятельствах может получиться и так, что компания откажется выплачивать деньги.

Не исключено, что водитель сам врезался и поэтому возмещение ущерба исключено.

Если в момент аварии нанесен ущерб транспорту другим водителям, то может все сложиться не в их пользу. Если автомобилист избегал столкновения и выполнил неверный маневр, то виноватым окажется все равно он. Возмещение будет лишь в случае, когда доказательства покажут, что невозможно было повести себя иначе, во избежание создания неблагоприятной ситуации. Противоправными признаются действия страховщиками и выплат полагаться не будет.

Доказательства причинно- следственной связи с маневрированием второго водителя и последствиями должны быть определены вторым водителем.

На основании практических расследований, возмещать ущерб предполагается далеко не во всех случаях.

От грамотно подготовленных документов будет зависеть возмещение страховки. При наличии в протоколе одновременно пострадавшего и виновника, то выплату можно получить сразу. Если отмечено, что при ДТП были убытки, то от компании можно получить компенсацию, а не от страховщика виновника ДТП. Выплачиваются денежные средства быстро.

Если при аварии участвовали два ТС выплаты возможны. Если авария бесконтактная, то третий субъект принимает участие и выплачивать деньги не предполагается.

Согласно практике страховая компания может требовать возмещений с суде. Для того доказать факт правоты, необходимо предоставить доказательства в виде фото или видеосъемок, а также иные показания.

Практика на суде

Когда страховая компания отказала водителю в выплатах, то следующим этапом будет обращение в суд. Доказательства имеются и они неоспоримы, тогда можно смело писать заявление. Любители авто желают знать каковы результаты практики и каковы разбирательства. На основании данных результатом расследований может быть виновными обе стороны, как совместно, так и по отдельности. Судом может быть удовлетворены исковые требования потерпевших.

Чтобы судебное решение было правильным, требуется установить связь и доказать действия между причиненным ущербом и неправильными действиями. На основании решения суда компания может возместить ущерб в полном объеме. Чтобы был решен исход дела, необходима помощь по юридической линии. Надежда на собственные силы не даст нужных результатов, важно иметь при себе вещественные доказательства: фото и видеосъемку.

Можно ли избежать ответственности за оставление места

Если аварийная ситуация создалась на дороге, то виновнику грозит лишение водительских прав. Это обязательная мера, трактуемая нормативной базой. Если произошло бесконтактное ДТП, то любой из участников не должен покидать место происшествия, иначе будет сложно проводить расследования. Причем неважно нанесен или не нанесен вред имуществу, имеются повреждения или нет, наличие пострадавших. Остановка неминуема, и дождаться дежурного необходимо. Если водитель скроется с места возникновения нештатной ситуации, то он рискует, что его запишут на камеру и обязательно выследят. За эти деяния предусмотрен штраф.

Без адвоката вряд ли все получиться, важно доказать, что действия не были совершены умышленно. На судебном заседании не рассматриваются подобные обстоятельства, и судьи негативно относятся к данным делам.

Об особенностях

Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:

  1. Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
  2. Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
  3. В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
  4. Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
  5. Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
  6. Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
  7. Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.

Выплаты компенсации сложно получить, довольно часто приходится обращаться в суд. Если нет прямого доказательства вина, то затраты денежных средств будут бессмысленны.

Как поступить при бесконтактном ДПТ

Сотрудниками ГИБДД осуществляется проведение всей процедуры. После того как возникла авария выезжает бригада на место происшествия. До приезда можно подготовить документ с пояснениями о случившемся. Чтобы были возмещены денежные средства, израсходованные на ремонт, то необходимо обращение с страховую фирму. Сумма зависит от тяжести последствий, в том числе наличия царапин или более глубоких повреждений.

Бесконтактное ДТП судебная практика

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель “Волги” выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль “Лада”. Водитель “Лады”, не может применить маневр “торможение”, поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения. Водитель “Лады” с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель “Волги”, поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя “Волги”, выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Другие примеры бесконтактных ДТП

Бесконтактное ДТП при падении груза с движущегося автомобиля

Классический пример бесконтактного ДТП: по дороге движется груженое транспортное средство (будь то набитая товаром фура, или Москвич-412 на крыше которого закреплен разного рода садовый инвентарь, или Камаз с дровами). Неправильно закрепленный груз падает во время движения и попадает в лучшем случае под колеса следом движущегося транспортного средства, в результате чего транспортное средство повреждается.

Имеет место быть бесконтактное ДТП. Водитель груженого транспортного средства нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ, согласно которому, перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Пример из судебной практики. Суд признал, что вред причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, поскольку повреждения т/с Volvo XC60 возникли в результате падения груза. При этом водитель т/с МАЗ Бабаев Н.Н. нарушил требования п. 23.2 Правил дорожного движения РФ. Таким образом, между транспортными средствами не было физического контакта (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 09АП-2085/2014 по делу N А40-144263/13)

“Зацепил ветку, которая упала на другой автомобиль” – бесконтактное ДТП

Например, судом установлено, что водитель автомобиля “Ман” будкой зацепил низковисящую ветку, в результате чего ветка упала, повредив автомобиль “Опель”.

Суды отвергли доводы об отсутствии страхового случая, несмотря на тот факт, что повреждения были причинены без физического контакта между транспортными средствами (бесконтактное ДТП).

Читать еще:  Правила заполнения извещения о ДТП по ОСАГО

Суды пришли к выводу о том, что причиной ДТП явилось движение автомобиля “Ман”, в результате которого он повредил автомобиль марки “Опель”. Повреждение автомобиля “Опель” находится в непосредственной причинно-следственной связи с движением автомобиля марки “Ман”. Следовательно, причиной ДТП и наступления последствий в виде причинения вреда имуществу потерпевшего послужили действия по эксплуатации автомобиля “Ман”. Суд отметил, что из положений действующего законодательства не следует, что бесконтактное ДТП является основанием для отказа в выплате в порядке суброгации (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 N 09АП-50974/2014 по делу N А40-124900/14)

См. также: Письменные доводы в суд по делу о бесконтакном ДТП (привлекается к административной ответственности водитель транспортного средства, по вине которого был причинен вред без физического контакта с его транспортным средством)

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 15.04.2015г.

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактное ДТП: что это

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу. Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху, то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД, указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП появляется вина и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего, ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию, при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию, когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

Как оформить

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление Европротокола не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь регистраторов) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание поиску очевидцев, позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если виновник уехал.

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Экспертиза

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения автотехнической экспертизы, которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по ОСАГО. Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве наказания за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р., та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Читать еще:  Пример заполнения европротокола при ДТП образец

Что же в итоге?

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ущерб, причинённый в таких авариях, однозначно является страховым случаем. Верховный Суд РФ в бюллетене №2 2015 года утвердил, что страховым случаем является причинение вреда независимо от того было или нет прямое взаимодействие автомобилей между собой, правоотношения сторон от типа взаимодействия не изменяются.

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и иск в суд. Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

Подведём итоги

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

На этом на сегодня всё. Не забывайте про подписку на рассылку статей и возможность делиться прочитанным в социальных сетях. До новых встреч на страницах блога! И будьте аккуратны на дороге.

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.

Бесконтактное ДТП – что говорит судебная практика в 2020 году

Скорость, с которой появляется новое количество автомобилей на российских дорогах, с каждым днем нарастает, что сулит новые аварии, заторы и отсутствие взаимопонимания между водителями, ГИБДД и страховыми компаниями. Одним из таких примеров вполне можно считать бесконтактное ДТП. Судебная практика показывает, что получить компенсацию нанесенного ущерба в результате такого происшествия можно только на основании искового заявления.

Что подразумевает термин «бесконтактное»

С первого взгляда может показаться, что термин, используемый в практике дорожных происшествий, имеет довольно противоречивый смысл. В реальности же все предельно просто. Отойдя от канцелярского языка можно сказать так: данная разновидность дорожного происшествия является результатом нарушения правил движения на дороге одним участником, что заставляет другого предпринять действия, которые причиняют вред третьему – стороннему – лицу. При этом отсутствует непосредственный контакт транспортных средств.

Довольно распространенным является мнение, что такая схема обычно используется мошенниками, которые намерены получить выплаты от страховщика не вполне законным способом. Именно по этой причине каждый такой случай вызывает множество подозрений и нередко рассматривается с особым пристрастием.

Примеры

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров.

Чаще всего приходится наблюдать такую картину: автомобиль движется по главной дороге в нужной ему полосе, другой же, приближающийся к нему по «встречке», неожиданно маневрирует влево, что заставляет первую машину уйти на встречную полосу или совершить резкий съезд вправо. Результатом этого становится столкновение с посторонним предметом, скажем, деревом или зданием.

Бесплатная консультация с юристом!

+7 (499) 3506627 (Москва, Московская область)

+7 (812) 3098341 (Санкт-Петербург, Ленинградская область)

Еще одним примером такой аварии можно считать следующий: ваш автомобиль следует по дорожной полосе вслед за другим транспортным средством, которое перевозит габаритный груз. Из-за неправильного крепления какая-то часть груза выпадает из машины и падает под колеса движущегося за ней автомобиля или, что самое неприятное, летит ему в лобовое стекло. Таким образом, можно сказать, что как такового контакта транспортных средств не произошло, но машина, следовавшая за виновником происшествия, все же пострадала.

Действия водителя

Тот факт, что пострадавшая сторона является жертвой, вовсе не говорит о том, что с нее снимается полная ответственность за инцидент. Существует некоторый порядок действий, которые потерпевшему необходимо предпринять, чтобы максимально исключить свою вину.

При ДТП следует:

  1. Остановить автомобиль, включить знак аварийной ситуации и выставить на дорогу соответствующий знак.
  2. Вызвать дорожную полицию.
  3. Сделать снимки всех причастных к дорожному инциденту предметов. Убедиться, что в момент аварии видеорегистратор был включен.

Единственное, чего делать нельзя, – покидать место аварии. Откажитесь от намерения преследовать нарушителя. Проведите все перечисленные выше действия и уберите ваш автомобиль с полосы, если он мешает проезду других участников движения. Не забывайте, что, согласно ПДД, водитель, скрывшийся с места происшествия, несет ответственность за подобные действия, даже если он является пострадавшей стороной.

Как оформить происшествие

Авария такого порядка, согласно правилам, должна быть оформлена, как и любое другое происшествие, если вы хотите, чтобы страховая компания все же возместила ущерб. В целом процедура мало чем отличается от контактного ДТП.

Здесь можно найти подробный материал на тему: Оформление ДТП.

Особое значение в этом случае имеют действия прибывшего на место аварии представителя ГИБДД. Инспектор обязан зафиксировать исчерпывающую картину случившегося в схеме аварии. Задача пострадавшего настоять на том, чтобы в ней были отображены действия виновника, обозначено расстояние между объектами и места расположения всех участников происшествия.

Это позволит в дальнейшем без труда установить, по чьей вине был нанесен ущерб.

Получение страховки

Первое, что интересует водителя, попавшего в такую неприятность, – существует ли вероятность получить компенсацию по ОСАГО при бесконтактном ДТП. Осложняется ситуация тем, что автомобиль виновника остался неповрежденным. Кроме того, последний часто покидает место аварии, что также может осложнить процесс. Хотя существует масса случаев, когда разбирательство заходит в тупик, даже если виновный остался на месте событий.

Здесь можно узнать детально, в каких случаях положены выплаты при ДТП при ОСАГО.

Сразу же стоит оговорить: рассчитывать на возмещение ущерба пострадавший сможет только в том случае, если специальная экспертиза установит, что жертва действий водителя другого транспортного средства не имела никаких возможностей предотвратить аварию. Иными словами, пострадавшему водителю придется доказать наличие причинно-следственной связи между маневрами виновника и их результатом. При этом касается данный факт как владельцев полиса ОСАГО, так и тех, кто застрахован по системе КАСКО.

В итоге проведенных мероприятий у вас на руках должен оказаться протокол ГИБДД, схема и извещение о ДТП. Со всем этим пакетом бумаг вы и будете обращаться к страховщику

Если же доказать вину водителя первого автомобиля не удастся, тогда все расходы по оплате ущерба третьему лицу, а, соответственно, и ремонт собственного транспортного средства, полностью возлагаются на плечи пострадавшего участника движения. Но обосновать вину обычно удается только через суд.

Примеры судебной практики

Приведем несколько примеров прямого урегулирования бесконтактного ДТП из судебной практики. Случай первый. Владелец автомобиля Opel обратился с исковым заявлением в суд с целью оспорить вынесенное решение об отсутствии страхового случая. Суть аварии заключалась в следующем: грузовой автомобиль MAN в результате маневров своим прицепом зацепил большую ветку, которая причинила вред стоявшему поблизости автомобилю Opel. В свою очередь, страховая компания отказалась оплачивать ремонт пострадавшего транспортного средства, ссылаясь на то, что его владелец мог предвидеть последствия и не оставлять машину под опасно нависшей веткой. Суд опроверг доводы об отсутствии страхового случая, поскольку причиной происшествия стали маневры автомобиля MAN, что и повлекло нанесение повреждений. Согласно решению судебной инстанции, бесконтактная авария не может служить причиной отказа в выплате страховки, а потому страховщика обязали произвести все надлежащие выплаты.

Судебная практика по бесконтактному ДТП обычно связана с отказом страховой выплачивать пострадавшему компенсацию.

Еще один такой пример можно рассмотреть на попытке получить компенсацию владельцем автомобиля, который въехал в дорожное ограждение в результате маневров другого автомобиля. Так, истец обратился в суд по причине отказа страховой компании компенсировать ущерб. В протоколе происшествия сотрудник ГИБДД не зафиксировал, что вина полностью возложена на водителя, совершавшего неправомерный маневр, но указал, что пострадавший водитель не учел метеорологические условия и не снизил скорость в нужный момент. По инициативе заявителя, однако, была проведена независимая экспертиза, которая установила, что на момент аварии владелец данного автомобиля не имел технических возможностей избежать столкновения с дорожным ограждением или снизить скорость, чтобы этого не произошло. Таким образом, суд постановил, что ответчик, то есть страховая компания, должна возместить не только сумму страховки, но и моральный ущерб, а также иные расходы, связанные с судебным разбирательством.

На самом деле случаи, когда суд выносит решение, что вина участников ДТП являлась обоюдной, нередки. В таком случае сумма страхового возмещения может быть существенно снижена. А потому в момент фиксации обстоятельств аварии необходимо внимательно следить, чтобы все факторы были учтены.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector