Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП?

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Современные возможности судебной автотехнической экспертизы определены, прежде всего, пределами компетенции в экспертном рассмотрении дел о ДТП, а также совокупностью материалов и исходных данных предоставляемых эксперту для производства экспертизы.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техничес¬ком состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения, опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД РФ) они регламентированы;
  • установление того, как должен был действовать водитель и другие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД РФ для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами АТЭ либо судебными экспертизами, не тносящимися к классу транспортных (например видеотехническая). Вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Все задачи, решаемые судебной экспертизой исследования обстоятельств ДТП, относятся к категории ситуационных и решаются математическим методом либо методом сопоставления фактических действий участника ДТП с действиями, предусмотренными нормативными актами и правилами.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП — данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей как правило, не возникает, главное требование к ним — это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика автотехнической экспертизы заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.). В экспертной практике эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи АТЭ — определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 наименований исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Кроме этого следователь или суд может привести перечень материалов дела, из которых эксперт вправе их получить. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные затруднения.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки. К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи. Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.

Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:

  • Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
  • Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
  • Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
  • Особенности дорожного полотна.
  • Прочие показатели.

Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.

Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее. Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела. По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы. По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы. Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания. Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.

Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:

  • Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
  • Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
  • Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
  • Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
  • Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
  • Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
  • Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
  • Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
  • Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
  • Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).
Читать еще:  Структурная модель ДТП участники машины обстоятельства ДТП

Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП

Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации. Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы. В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.

Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП

Данная экспертиза производится в целях исследования дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)1, расчета параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализа действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы исследования обстоятельств ДТП – фактические данные и (или) версии участников ДТП о его обстоятельствах, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Объекты судебной экспертизы исследования обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Все задачи, решаемые судебной экспертизой исследования обстоятельств ДТП, относятся к категории ситуационных и решаются математическим методом либо методом сопоставления фактических действий участника ДТП1 с действиями, предусмотренными нормативными актами и правилами.

  • 1. Определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения. В экспертной практике приняты следующие категории сближения ТС с другим ТС либо пешеходами, велосипедистами, животными (далее – объектом)2:
    • – перекрестное – столкновение или наезд при движении ТС и объекта непараллельными курсами, т.е. когда объект смещался в поперечном направлении в сторону полосы движения ТС (угол между продольной осью ТС и направлением движения объекта отличался от (Г и 180°);
    • – поперечное – при сближении ТС и объекта под прямым углом, равным 90° и 270°;
    • – продольное – столкновение или наезд при движении ТС и объекта параллельными курсами, т.е. когда объект не имел смещения в поперечном направлении в сторону полосы движения ТС (угол между продольной осью ТС и направлением движения объекта был равен 0° и 180°). Встречное – при сближении ТС и объекта под развернутым углом, равным 180°, и попутное – при сближении ТС и объекта под свернутым углом, равным 0°.

В экспертной практике принято при незначительном отклонении угла от 0°, 90°, 180°, 270° проводить исследование соответственно методами, относящимися к продольному или поперечному сближению ТС и объекта.

2. Определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения при перекрестных ДТП. При перекрестных ДТП определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения производится путем сопоставления величины остановочного пути с удалением ТС от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения, установленного в соответствии с требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены постановлением Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) (далее – ПДД).

Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС для случая наезда или столкновения без применения водителем торможения устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС для случая наезда или столкновения без применения водителем торможения устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкновения, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкновения, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкновения и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкновения и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и после контактного взаимодействия с объектом ТС до остановки преодолело определенное расстояние, устанавливается но следующей формуле:

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и после контактного взаимодействия с объектом ТС до остановки преодолело определенное расстояние, устанавливается по следующей формуле:

3. Определение технической возможности у водителя ТС но предотвращению ДТП путем торможения при встречных ДТП. Условие наличия у водителя ТС технической возможности путем торможения предотвратить наезд или столкновение с двигающимся во встречном направлении объектом:

Условие отсутствия у водителя ТС технической возможности путем торможения предотвратить наезд или столкновение с двигающимся во встречном направлении объектом:

Условие наличия у водителя ТС технической возможности предотвращения путем торможения наезда или столкновения с объектом, двигающимся под углом а к продольной оси дороги, приближаясь к ТС:

Условие отсутствия у водителя ТС технической возможности предотвращения наезда или столкновения путем торможения с объектом, двигающимся под углом а к продольной оси дороги, приближаясь к ТС:

4. Определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения при попутных ДТП. Определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению столкновения или наезда путем торможения при попутных ДТП производится путем сравнения расстояния (удаления) между ТС и в момент возникновения опасности для движения, установленного в соответствии с требованиями п. 10.1 ПДД с расстоянием, на котором водитель экстренным торможением может снизить скорость своего ТС до скорости движения объекта либо до минимальной безопасной дистанции.

Определение расстояния, на котором водитель экстренным торможением может снизить скорость своего ТС до скорости движения объекта ТС Д50:

Определение расстояния, на котором водитель экстренным торможением может снизить скорость своего ТС до безопасной минимальной дистанции Д500:

г/ – время реакции водителя, с;

  • – минимальное время реакции для расчета максимально допустимой скорости и минимально допустимой дистанции, с;
  • 12 время запаздывания срабатывания тормозного привода, с; гг –время нарастания замедления, с;

Т – суммарное время реакции водителя и срабатывания тормозной системы, с;

Уа – скорость движения ТС, км/ч;

У()б – скорость движения объекта (ТС, пешехода, животного и т.д.), км/ч;

Ба – протяженность следов торможения ТС после первичного контактного взаимодействия с препятствием до остановки, м;

путь- который преодолел объект (ТС, пешеход, животное и т.д.), м;

Уд – установившееся замедление ТС при торможении на горизонтальном участке, м;

а – угол разворота ТС, град.;

Ьуд – расстояние между местом контактного взаимодействия па боковой части ТС и его передней частью, м.

Читать еще:  Правила составления европротокола при ДТП

5. Экспертные задачи, связанные с использованием ПДД, входящие в компетенцию экспертизы обстоятельств ДТП. ППД являются технико-юридическим нормативным актом, поэтому оценка действий участников дорожного движения с их позиций может иметь как техническую, входящую в компетенцию автотехнической экспертизы, сторону, так и юридическую сторону, оценка которой выходит за пределы компетенции эксперта-автотехника. При этом техническая и юридическая оценка ДТС могут не совпадать. Для данного случая примером могут послужить действия несовершеннолетнего водителя (ребенка) по управлению ТС. При технической оценке ДТС экспертом действия ребенка могут не соответствовать требованиям ПДД, однако при юридической оценке данной ситуации прежде всего будет рассмотрен вопрос с позиции его возраста. В случае, если будет признано, что он еще не достиг возраста, при котором несет ответственность за свои действия или бездействие, вопрос о нарушении им требований ПДД рассматриваться не должен.

С позиции судебной автотехнической экспертизы участники дорожного движения должны рассматриваться не как физические лица, имеющие свои индивидуальные особенности (возраст, половую принадлежность, опыт, недомогание, усталость, алкогольное или наркотическое состояние, наличие документов на управление ТС и т.д.). В соответствии с требованиями п. 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования ПДД, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков. Абстрагируясь от понятия “физическое лицо”, эксперт, оценивая действия участника дорожного движения, должен рассматривать его только как обобщенного оператора, обязанного выполнять на дороге функции, предусмотренные ПДД, т.е. рассматривать только техническую сторону его действий. Схема исследования вопроса о том, выполнил ли участник дорожного движения действия, предусмотренные ПДД для конкретной ДТС, представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Схема исследования вопроса о том, выполнили участник дорожного движения действия, предусмотренные ПДД для конкретной ДТС

С точки зрения потребителей судебной экспертизы, лиц и органов, назначающих судебную автотехническую экспертизу, именно выводы, сделанные при решении задач, связанных с оценкой действий участников дорожного движения в свете требований ПДД, используются как основа при формировании решения о наличии или отсутствии вины в действиях конкретного участника ДТП. Особым разнообразием перечень вопросов, входящих в компетенцию автотехнической экспертизы, ставящихся перед экспертами и связанных с применением ПДД, не отличается. Их можно свести к следующей редакции:

  • – какими пунктами ПДД должны были руководствоваться участники дорожного движения в рассматриваемой ДТС;
  • – какими пунктами ПДД регламентированы действия участников дорожного движения в рассматриваемой ДТС;
  • – регламентированы ли действия определенного участника дорожного движения ПДД;
  • – выполнил определенный участник дорожного движения действия, предусмотренные ПДД;
  • – располагал ли конкретный участник дорожного движения технической возможностью для выполнения требований ПДД, относящихся к ДТС, предшествовавшей ДТП;
  • – соответствуют ли действия конкретного участника ДТП требованиям ПДД, относящимся к рассматриваемой ДТС;
  • – в случае, если в действиях участника ДТП усматриваются несоответствия требованиям ПДД, находится ли это несоответствие в причинной связи с ним.

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств дтп

Полезное всдео о судебной экспертизе по ДТП

С развитием транспортной инфраструктуры количество происшествий на дороге в разы увеличилось. Однако не всегда обстоятельства и причины аварии можно установить на глаз, без привлечения специалистов. Судебная экспертиза обстоятельств ДТП помогает установить точную причину аварии, виновника, а также ряд факторов, способствующих ее совершению.

В статье представлена информация об особенностях экспертизы обстоятельств ДТП, ее задачах и предметах исследования. Помимо этого, вы сможете узнать, что именно позволяет определить техническая экспертиза при ДТП и в каких случаях требуется ее проведение.

Автотехническая экспертиза, задачи и цели

Проведение судебной экспертизы позволяет установить точную причину аварии путем детального исследования движения ТС, участвующих в происшествии, а также других лиц (пешеходов).

К основным задачам исследования относят:

  1. установление скорости ТС во время столкновения и непосредственно перед ним, а также других параметров автомобилей, имеющих отношение к делу;
  2. установление точного момента остановки авто и его тормозного пути;
  3. выявление путей удаления транспортных средств и пешеходов с места происшествия;
  4. установление наличия технической вероятности предотвращения аварии;
  5. предоставление данных о расположении ТС в определенные моменты дорожно-транспортного происшествия;
  6. установление точного момента возникновения опасности для участников движения;
  7. предоставление предположительного расчета действий водителя, которые последний должен был выполнить во избежание столкновения;
  8. установление соответствия или несоответствия действий водителя ПДД;
  9. предоставление информация относительно ого, имел ли водитель техническую возможность предотвратить нарушение ПДД и совершение наезда;
  10. выявление причинно-следственной связи между действиями нарушителя ПДД и последствиями дорожно-транспортной ситуации;
  11. анализ условий организации дорожного движения в месте аварии, а также факторов, способствующих созданию аварийной ситуации.

Что позволяет установить автотехническая экспертиза

Во время проведения анализа эксперт рассчитывает основные параметры ТС, а также исследует поведение лица, действия которого повлекли за собой столкновение. По итогам процедуры специалист выдает отчет, содержащий детальные ответы на вопросы, касающиеся ДТС. Процесс достаточно трудоемкий и требует специальных знаний, опыта и надлежащей подготовки, поэтому к претендентам на должность аналитика предъявляются достаточно высокие требования, в числе которых наличие Свидетельства, соответствующих сертификатов.

Результат исследования содержит такие сведения:

  1. с какой скоростью двигался автомобиль в момент аварии. Для этого эксперт изучает тормозной путь, в частности его длину;
  2. на каком расстоянии друг от друга находились ТС, принимавшие участие в ДТП;
  3. была ли техническая возможность не допустить создания аварийной ситуации;
  4. какие обстоятельства способствовали совершению происшествия, когда они возникли;
  5. какие действия выполнил нарушитель, а какие должен был выполнить;
  6. какова причина повышенной опасности на исследуемом участке дороги.

Порядок исследования технического состояния транспортного средства

Исследование предполагает осмотр транспортного средства, а также его составляющих. Процедура анализа происходит в следующем порядке:

  1. установление повреждений в двигателе, коробке передач, кузове и приборах. При наличии явных дефектов специалист должен предоставить сведения о моменте их возникновения. Когда они появились до аварии или после и связаны ли данные изъяны с произошедшим ДТП;
  2. при наличии заводских дефектов в задачи оценщика входит установление их связи с причиной столкновения;
  3. анализ дефектов, появившихся вследствие происшествия, установление объекта наезда, характерных поломок;
  4. определение связи между возникшими в результате столкновения неисправностями и самим наездом.

Основными задачами трассологической экспертизы является:

  1. восстановить события, происходившие в момент столкновения;
  2. установить параметры движения ТС;
  3. определить место нахождения авто в момент аварии и после нее.

Задачей психологической экспертизы является установление эмоционального состояния водителя перед столкновением, во время его совершения и непосредственно после него. Полученные данные могут существенно повлиять на ход расследования и его результат.

Если у нарушителя была возможность предотвратить столкновение, однако его психологическое состояние не позволило ему этого сделать, суд может учесть данный факт, как смягчающее обстоятельство. Однако не стоит забывать, что смягчение наказания в данном случае является правом судьи, а не обязанностью.

Правом заказать проведение автотехнической экспертизы обладают:

  • виновник происшествия;
  • следователь;
  • судья;
  • физлица и юрлица, заинтересованные в исходе расследования и имеющие к нему отношение.
  • между сторонами происшествия существует спор относительно, того, кто из участников виновен в произошедшем;
  • обвинение предъявленное одной из сторон необоснованно и не соответствует действительности;
  • схема ДТП требует детализации и уточнения;
  • для установления точного размера убытков, причиненных наездом. Как правило, такая информация необходима для предъявления страховщику и компенсации вреда;
  • перед продажей ТС.

Во время проведения исследования специалиста обращает внимание на такие параметры, как:

  • степень видимости;
  • степень обзорности;
  • условия на дороге;
  • наличие внешних факторов (помех), способствующих столкновению;
  • наличие особо опасных участков.

Обратиться в экспертное учреждение и заказать экспертизу вправе как представители правоохранительных или судебных органов, так и пострадавшие от нарушения лица. Перед оформлением заказа следует убедиться в том, что специалист имеет необходимые документы, подтверждающие его полномочия.

Так, проводить оценку вправе лицо:

  • предварительно прошедшее процедуру регистрации в Минюсте;
  • обладающее соответствующей лицензией.

Отсутствие разрешения на осуществление аналитической деятельности подобного рода может быть основанием для обжалования заключения оценщика и признания выданного ним заключения недействительным.

Важно! Лицо/учреждение, которое проводит экспертизу, должно быть не заинтересованно в ее результатах, поэтому сервисный цент, в котором был выполнен восстановительный ремонт, не имеет права, а также должных полномочий, для выдачи аналитического отчета.

ДТП с пострадавшими

Если в результате столкновения пострадали люди, их здоровье или жизнь, требуется проведение не только автотехнической экспертизы, позволяющей восстановить обстоятельства происшествия, но и судебно-медицинского исследования. Последнее необходимо для установления степени тяжести физических повреждений, полученных пострадавшим лицом вследствие аварии.

Если участник ДТП погиб в результате наезда, заказать проведение оценочных исследований вправе родственники погибшего.

Сведения, необходимые для осуществления процедуры

Чтобы провести оценку специалисту потребуются следующие сведения:

  1. модель транспортного средства, год выпуска, марка, количество пассажиров, пребывающих в авто во время ДТП;
  2. дорожное покрытие в том месте, где произошло столкновение;
  3. параметры тормозного пути;
  4. качество видимости;
  5. скорость ТС;
  6. действия участников аварии;
  7. расстояние между авто до столкновения и сразу же после него;
  8. количество пострадавших.
Читать еще:  Выплаты пострадавшим в ДТП за вред здоровью

Что позволяет установить автотехническая экспертиза

Если экспертиза была проведена в порядке, установленном процессуальными нормативно-правовыми актами, а также лицом/учреждением, обладающим необходимым для ее проведения объемом полномочий, ее результат имеет законную силу и может использоваться в качестве полноценного средства доказывания во время судебного разбирательства.

Если эксперт выдал ложный отчет, содержащий недостоверные данные, не соответствующие фактическому состоянию вещей, в случае выявления обмана ему грозит привлечение к юридической ответственности. Само же заключение признается недействительным.

Конкретных сроков, выделенных законодателем для проведения автотехнического исследования, нет. Учитывая тот факт, что в скорейшей выдаче результата заинтересован в первую очередь сам аналитик, процедура не занимает много времени.

Период, необходимый для реализации процесса, занимает от 2 недель до одного месяца. Его продолжительность зависит от графика работы специалиста и его загруженности. На установление размера убытков требуется меньше времени. Такую информацию можно получить уже через 1-3 дня с момента обращения.

Что касается стоимости услуг, то она напрямую зависит от количества повреждений и марки ТС.

Судебная автотехническая экспертиза.

Предмет и задачи автотехнической экспертизы

Судебная автотехническая экспертиза – род судебной инженерно-технической экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик участников ДТП и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места ДТП и транспортных средств, следы на ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Предметом независимой автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению правонарушения.

В большинстве случаев представляется возможным выделить следующие виды автотехнической экспертизы:

– Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

– Исследование технического состояния транспортных средств;

– Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

– Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;

– Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

Также иногда выделяют инженерно-психофизиологическую экспертизу участников ДТП как один из видов автотехнической экспертизы. Нередко экспертизу транспортных средств для определения стоимости восстановительного ремонта и оценки относят к автотовароведческой экспертизе, что является не вполне корректным в связи с особенностями предмета данной экспертизы.

Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП являются фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д. Основными вопросами автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

– определение скорости движения и других параметров транспортного средства;

– определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;

– определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные моменты времени;

– установление технической возможности предотвращения ДТП путем применения экстренного торможения;

– определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;

– определение времени преодоления ТС определенных участков пути;

– установление момента возникновения опасности для движения, если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов или моделирования;

– определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;

– определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;

– установление того, какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;

– определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;

– установление технической возможности у водителя совершить действия, регламентированные ПДД РФ, для предотвращения происшествия;

– установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом;

– определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;

– определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства. Основными вопросами исследования технического состояния ТС являются следующие:

– установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;

– установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;

– установление причинно-следственных связей между неисправностью ТС и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;

– установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой.

Предмет транспортно-трасологической диагностики являются обстоятельства, устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие вопросы:

– определение механизма ДТП;

– установление механизма столкновения ТС;

– установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;

– установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;

– установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;

– установление координат расположения места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;

– установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;

– установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;

– установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП.

Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП. В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие вопросы:

– установление основных квалификационных характеристик дороги;

– установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;

– определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации;

– определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;

– установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;

– определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований технической документации и происшедшим ДТП.

Предметом судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности водителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особенностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП.

Особенности оформления материалов и проведения экспертизы в ЭУ

При назначении автотехнической экспертизы необходимо следить за полнотой собранных материалов, в данном случае, важно понимать, что эксперт работает только с теми документами (материалами дела), которые ему предоставлены для производства исследования, самостоятельно собирать материалы для работы эксперт не вправе. Большинство вопросов независимой автотехнической экспертизы решаются только после проведения экспертного осмотра транспортных средств (транспортного средства), в некоторых случаях необходим осмотр места ДТП, в отдельных случаях (в зависимости от поставленных вопросов) также исследуется административный материал, также может быть запрошена схема организации дорожного движения, схема дислокации дорожных знаков или режим работы светофорных объектов в месте ДТП. При наличии у одного из участников ДТП фото или видеоматериалов, их необходимо приобщить к материалам административной проверки, передавать данные материалы эксперту лично не допускается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector