Пункт 1.2 ПДД: ДТП или нет? Разбор различных ситуаций по определению дорожно-транспортного происшествия
Дорожно-транспортное происшествие в 2020 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.
Официальная трактовка на 2020 год?
Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Последнее изменение термина ДТП
В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.
До измененияПосле измененияДорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения .Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб .
До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.
Важное замечание!
- В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
- В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.
Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.
или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).
ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД
Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:
- автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
- транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
- машина должна участвовать в этом событии,
- следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
- причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
- автомобиль (любой) должен быть повреждён,
- причинён вред здоровью людей,
- произошла гибель людей.
Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено. Все последние условия, исходя из фразы “при котором”, должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило. То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.
Обязанности водителя при аварии
То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:
- выставить знак аварийной остановки,
- включить “аварийку”,
- если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
- иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.
Все эти пункты не нужно выполнять, если та “передряга”, в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.
Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!
Ударили на парковке: ДТП или нет?
Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.
И ответ на данный вопрос достаточно прост:
- если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
- если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.
В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.
В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.
Также не являются ДТП такие происшествия:
- поджог машины пешеходами,
- угон,
- любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.
А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.
Слегка притёрлись (зеркалами)
Ещё одна важная тонкость ПДД 2020 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.
Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём.
Но на практике 2020 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что. другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления. Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.
Что считается ДТП а что нет?
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
- Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды
Содержание публикации:
- ДТП. Определение понятия
- Учет ДТП Росстатом
- Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
- Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
- Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
- Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”
ДТП. Определение понятия
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”)
Тождественное определение понятия “дорожно-транспортное происшествие” содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).
Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).
Учет ДТП Росстатом
В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 “Об утверждении методологических положений по статистике транспорта” ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:
- Погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
- Раненый – лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:
- видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
- местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
- причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
- категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
- участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
- времени совершения (дням недели, времени суток).
Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015
В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 “Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации”, утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:
дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.
дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).
В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.
Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года
В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:
Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).
Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также “иной вид ДТП“. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.
При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью “Бесконтактное ДТП. Судебная практика”
Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?
Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли “пострадавший” автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.
Например, суд указал, что “из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие” (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)
Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, “дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.
Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” под термином “дорога” понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.
Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что “поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия – страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования”.
Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”
В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:
“4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость – расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, – фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)”.
Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)
Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения
Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны.
Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.
Как ПДД трактует дорожное происшествие?
Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.
Признаки ДТП
Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:
- Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
- Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
- Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
- Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
- Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.
Участники ДТП
Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:
- водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
- пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
- пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
- велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.
Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:
- автовладельцы;
- виновники аварий;
- виновные в ущербе;
- потерпевшие и пострадавшие.
Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.
Какие выделяют виды ДТП?
Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.
По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:
- столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
- опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
- наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
- наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
- наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
- наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
- наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
- падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
- другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.
Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.
По характеру вреда:
- незначительные;
- крупные;
- с ущербом автомобилям;
- с повреждением не транспортных средств;
- с ущербом здоровью людей;
- с гибелью физических лиц.
По количеству участников
- один водитель;
- два участника (наиболее распространенное);
- трое и больше участников.
По степени тяжести телесных повреждений:
- легкая – короткое расстройство здоровья;
- средняя – длительное расстройство здоровья;
- тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
- смертельный исход;
- тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.
Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.
Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.
Что не является ДТП?
Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.
Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.
Причины ДТП
Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:
- усталость, болезнь, недомогание шофера;
- отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
- метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
- повреждения дорожного покрытия;
- алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
- технические неисправности автотранспортных средств.
Данные причины можно условно поделить на три типа:
- Субъективные.
- Дорожные условия.
- Технические факторы.
К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.
Видимость и условия, сопутствующее ДТП
ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.
Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.
Авария без следов
К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.
На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД. При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.
Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.
Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП. Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год. При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.
Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.
Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.
Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой. Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.
В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб. Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.
То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.
А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.
Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий. Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля. Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.
Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.
Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.
Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.
Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.
Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.
Понятие “дорожно-транспортное происшествие”
В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:
“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:
- событие возникло в процессе движения автомобиля;
- автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
- имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.
1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.
Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, – не является.
2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.
Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.
3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.
Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.
Кто является участником ДТП?
Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:
“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:
- Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
- Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.
Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.
Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу “выскакивает” обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.
Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.
В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.
Кто считается виновником ДТП?
Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.
При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.
Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.
С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.
Штрафы за создание ДТП
Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение, допущенное непосредственно перед ДТП.
Например, если водитель проехал на красный, то он получит штраф в размере 1 000 рублей.
Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:
Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен пункт 10.1 ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.
Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.
Штрафы после ДТП
Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:
- лишение прав на 1 – 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
- лишение прав на 1,5 – 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
- 1 000 рублей – штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.
В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:
Удачи на дорогах!
Вот тут я и оказался нарушителем, хотя из разговора с сотрудниками ГИБДД номерной знак не имеет разрушений но чуть – чуть погнут.
Погнутость выпрямляется за две минуты. Мат. ущерба нет – нет и ДТП.
Скажите пожалуйста.Две машины стоя на парковке.В одну садиться ребенок.и дверью сздади задевает строящий рядом автомобиль.Это ПДД?
Скажите пожалуйста.Две машины стоя на парковке.В одну садиться ребенок.и дверью сздади задевает строящий рядом автомобиль.Это ПДД?
Это не ПДД! И не ДТП, т.к. ни одна из машин не находилась в движении.
Ехала в попутке, во время движения ударилась головой. Недомогание почувствовала только на 2-3 день, к врачу обратилась по поводу головных болей. Сотрясения нет, диагноз “ушиб головы”. Это ДТП? И сколько нужно объяснительных написать, чтобы от тебя отстали менты и гаишники из 2-х городов – из места отправления и места прибытия? Я не только номер ТС не помню, я даже не знаю марку ам
На автомобиле вырвало ось и отвалилось колесо ударив по спине стоящую на остановке женщину, что теперь будет, ведь эта не исправнось была внутри авто и что женщина может предъявить водителю.
Геша, травма пассажира в процессе движения транспортного средства – это дорожно-транспортное происшествие.
Не думаю, что ГИБДД и полиция будут долго уделять внимание указанному происшествию.
Удачи на дорогах!
Любовь, в данном случае вред причинен транспортным средством и водитель обязан его возместить (по ОСАГО или самостоятельно).
Удачи на дорогах!
добрый вечер. Такая ситуация: ранним утром ехал по трассе в марте, попал в зону сильного тумана и льда на дороге. Ехал 50-60 км/ч по правой полосе. На левой полосе жигуль с прицепом на большой скорости не справился с управлением и его развернуло поперек дороги, т.К. Я не быстро ехал, я почти остановился о его прицеп. Я вышел посмотрел (он не стал выходить)- у него без повреждений у меня немного капот помят и тут я понимаю, что мы стом на трасе на льду и в тумане, а у меня на заднем сиденье жена и ребенок в детском кресле и вижу что на нас летит легковушка и не видит нас, в последний момент он сворочивает влево, вылетает на встречку. Тут я понимаю, что следующая машина, особенно если это будет грузовик сметет нас. Паника:2 мысли в голове или срочно высаживать своих из машины- боюсь не успеть или отьехать чуть назад и прижаться к обочене справа для безопасности. Сажусь в машину, пристегиваю ремень и вдруг страшный удар ссади, мало что помню, машина в хлам, у дочку поломаны ребра, у жены 9 ребер и 4 позвонка, полгода уже на больничном. Это была груженая фура. Вопрос: Водитель фуры говорит, что я двигался назад, я этого не помню, был удар прежде чем я что либо предпринял, и имеет ли этот факт какое то значение для определения его вины? Спасибо и если можно со ссылками на статьи.
Алекс, здравствуйте.
Сочувствую, неприятная ситуация.
Водитель грузового автомобиля мог нарушить пункт 10.1 ПДД:
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Вы могли нарушить пункт 8.12 ПДД:
8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.
Если у кого-то из участников был видеорегистратор, то его запись поможет лучше понять ситуацию.
Удачи на дорогах!
Проконсультируйте пожалуйста следующую ситуацию: при выезде со стоянки предприятия задним бортом фургона касательно задел стойку шлагбаума на выезде. Сам момент касания не видел, услышал только какой-то стук, но ничего криминального в зеркалах заднего вида не увидел и поехал далее. Уже позже на стоянке обнаружил по борту оранжевую краску, очень похожую на краску со стойки. Считается ли это ДТП и что могут мне вменить ? Вполне возможно, что есть камеры наблюдения и момент касания вполне мог попасть под запись.
Заранее спасибо за разъяснения.
Андрей, здравствуйте.
Описанная ситуация является ДТП, т.к. шлагбауму, судя по Вашему описанию, нанесен ущерб.
За сокрытие с места ДТП возможно лишение прав на 12-18 месяцев или арест на срок до 15 суток.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. Подскажите как расценивать такую ситуацию. Наша машина стояла припаркована у дома. Пока муж ходил на обед, поцарапали нам машину. Мы выяснили, что девочка упала на наш автомобиль проезжая мимо на велосипеде. Родители девочки не согласились решать проблему в добровольном порядке и мы поехали в полицию зафиксировать ущерб. Правильно ли мы сделали?
Юлия, здравствуйте.
Велосипед является транспортным средством, следовательно ситуация является ДТП. В данном случае нужно было вызывать ГИБДД на место происшествия, один из участников которого скрылся.
Удачи на дорогах!
Я с детьми перевернулся на машине, кроме моего авто никто и ни что не пострадало. Вызвать сотрудников ГИБДД не было возможности т.к. телефон был разбит. Переживая за самочуствие детей я покинул место дтп и на своей машине доставил их в больницу. Что могут мне вменить?
Виталий:
2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Читать еще: Если нет ОСАГО при ДТП у потерпевшего?