ДТП по вине третьих лиц что это?

ДТП третье лицо

  • Меня вызвали в суд после ДТП в качестве третьего лица.
  • Какие “подводные камни” есть при продаже страхового случая по ДТП третьему лицу.
  • Законно ли передавать права на получение долга по ДТП третьим лицам.
  • Может ли материалы о ДТП в группе разбора получить третье лицо, не участник ДТП.
  • Возможна ли оплата страховки при попадании в ДТП без участия третьих лиц.
  • ДТП 3 лицо
  • ДТП с юр лицом

1.1. Выплату получит тот, кто указан собственником в свидетельстве о регистрации транспортного средства, или, если есть договор купли продажи, а покупатель не успел зарегистрировать ТС на свое имя, тогда получит тот, кто указан покупателем в дкп.

2.1. ИФНС начисляет налог только на основании сведений, которые ей периодически направляет ГИБДД и решать вопрос в ИФНС бесполезно. Однако, с учетом информации о перепродажах авто, странно, что с 2015 года Вы до сих пор числитесь в ГИБДД владельцем авто. Поэтому все вопросы нужно сначала решать в ГИБДД. Если не удастся, то видится лишь один вариант – оспаривание в суде начисленных налогов (пени и штрафов) вместе со вторым требованием о признании юридического факта утраты Вами в 2015 году прав на владение и распоряжение автомобилем. В таком случае ответчиков будет сразу два – ИФНС по первому требованию и ГИБДД по второму (тут я не вдаюсь в подробности правового статуса ГИБДД в данном судебном процессе, поскольку ГИБДД в общем-то тут не ответчик, но поверьте, Вам не нужно забивать этим голову, а юристы/судья и так поймут).

3.1. Все зависит от руководителя предприятия, как договоритесь.

4.1. -доверенность выдается доверителю без права получения деньных средств полученных от (конкретизируйте этот момент, и на какой счет будет перечислены день. Ср.)
Право подписи нужно чтоб иск подавать, жалобы, заявления!если сами не хотите бегать каждый раз.

4.2. Вадим, в доверенности должно быть оговорено, на что вы ему даете право на подписание, если ведение дела в суде с правом подписания заявлений, иска, ходатайств. Подписание договора цессии должно быть оговорено, если это не оговорено, то право на возникает.

5.1. Теоретически могут. Но раз вызывают как третье лицо, то не будут. Обычно с виновника непосредственного все взыскивают. Очень проблематично это сделать с собственника который не был за рулем.

6.1. Такое решение суда означает, что истец не исполнил требование закона ОСАГО о претензионном порядке перед подачей иска в суд. Истец направит страховой компании претензию, та ему откажет, или выплатит чуть-чуть, его это не устроит, и он снова подаст иск в суд, который теперь будет уже 100 % им выигран.

6.2. По всей видимости, рассматривался иск по страховой выплате. В этом случае, прежде, чем обратиться в суд на страховую компанию по вопросам занижения, либо отказа в страховой выплате по договору ОСАГО, истцу необходимо направить претензию в страховую компанию. Страховая компания обязана в течение пяти рабочих дней рассмотреть претензию и принять по ней решение. Если в течение пяти дней не принято решение и истец не получил выплату, то он вправе обратиться с иском о взыскании страховой выплаты в суд.

В том случае, если не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, исковое заявление, оставляется без рассмотрения, в соответствии со ст.222 ГПК РФ.

Истцу следует сначала обратиться с претензией к страховщику, а затем вновь подать иск, если его требования не будут удовлетворены страховой компанией.

6.3. Дмитрий, не соблюдено правило претензионный порядок.

7.1. Если машину поместили как вещественное доказательство в рамках уголовного дела, то никто не обязан платить за стоянку. В остальных случаях машину держать на стоянке не имеют права и вы можете ее забрать в любое время. А платить за нее должен виновник ДТП.

8.1. Учитывая, что Вас вызывают в качестве третьего лица с Вас пока ничего не требуют. В последующем, если денежные средства взыщут со страховой компании, она потребует их с Вас в порядке суброгации.

8.2. Нина! в силу статьи 1072 ГК РФ гражданин, застраховавший свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба в том случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред.

8.3. с Вас будет взыскание денежных средств связанных с расходами на восстановление (ремонт) пострадавшего автомобиля как с виновного лица.
С Уважением!

9.1. если речь о договора ОСАГО, страхователем может выступать кто угодно, выгодоприобретатель всегда потерпевший, застрахованные лица указаны в договоре страхования (полисе). Если ДТП совершило лицо, ответственность которого не застрахована, СК выплатит возмещение, но имеет право регрессного требования к виновнику ДТП. Для страхователя никакая ответственность не предусмотрена.

9.2. Отвечает за ущерб, причиненный ДТП владелец транспортного средства. Это – водителю этого ТС. Если его ответственность не застрахована, то он отвечает самостоятельно (не страховая). У страхователя, который в ДТП не был в качестве водителя, соответственно, никакой ответственности за ДТП, которое он не совершал, нет.

10.1. Людмила.
В вашей ситуации для ответа на ваш вопрос следует изучать исковое заявление и материалы по делу.

11.1. Собственник привлекается третьи лицом, потому что если между водителем и собственником был трудовой договор или договор аренды, то ущерб возмещает собственник, в случае отсутствия полиса ОСАГО.

11.2. Марина! Поэтому и привлекается, что он является владельцем источника повышенной опасности, это его личный автомобиль. Будут судом исследованы все обстоятельства дела, установлены виновные лица. Может быть, что владелец передал автомобиль лицу, которое не имело право на управление ТС.

11.3. Собственник автомобиля привлекается именно как владелец источника повышенной опасности и чьи права могут быть затронуты вынесенным решением по делу, теоретически истец и к Вам может предъявить требования о возмещении вреда причинённого в результате ДТП как к владельцу ПО, суды всегда привлекают владельцев автомобиля в качестве третьего лица.

12.1. Так кто всё-таки попал в ДТП и набрал штрафов?
Ваше доверенное лицо, которое по факту не имело право управлять данным транспортом?
Если договор заключен с вами, ответственность по нему несете именно Вы.
Независимо от того, кому было передано управление ТС.

13.1. в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.

Таким образом, Право на получение страхового возмещения имеется только у собственника транспортного средства, если только он не сделает доверенность другому человеку на получение выплат.

Следует учитывать, что помимо собственника, требовать денежного возмещения вреда причиненного охраняемым законом объектам и интересам (напр. Жизнь, здоровье), обладают лица, ставшие потерпевшими (пешеход, водитель, пассажир) в результате использования транспортного средства.

Кто возмещает ущерб третьим лицам при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие – событие, которое связано с порчей имущества либо нанесением вреда жизни и здоровью человека. Поэтому, в результате аварии, виновное лицо в соответствии с действующим законодательством обязано возместить ущерб третьим лицам, который они понесли вследствие ДТП.

Характеристика ущерба

В статье 15 ГК РФ дается раскрытие определение «убытков»:

  • Ущерб имуществу, которое принадлежит определенному лицу, либо его полная утрата (в случае с ДТП – повреждение транспортного средства, либо иного имущества пострадавшей стороны);
  • Недополученная выгода – сумма дохода, который могло получить лицо в случае, когда его права не были бы нарушены).
Читать  ДТП на зеленой зоне

Читать еще:  Оформление ДТП без второго участника

Кроме того, в результате дорожного происшествия может быть причинен вред здоровье отдельных лиц. Поэтому пострадавшее лицо обязательно должно позаботиться об оформлении факта ДТП с участием сотрудников ГИБДД.

Действия, которые нужно предпринять для получения выплат

Вся ответственность за причиненный вред возлагается на лицо, которое является виновником аварии на дороге. Исключениями, при которых за причинение вреда никто не несет ответственности, являются такие случаи:

  • Пострадавшее лицо действовало умышленно;
  • ДТП возникло в результате действий непреодолимой силы (землетрясение, ураган и т.д.);
  • Автотранспорт на момент происшествия числился в угоне.

Во всех остальных ситуациях пострадавшее лицо должно соблюдать определенную последовательность действий, чтобы претендовать на получение денежной компенсации за причиненный ему вред.

Обязательное оформление факта ДТП

Данное действие является обязательным, поскольку без подтверждающей документации не удастся получить денежную компенсацию в страховой компании. Кроме того, в случае обращения в суд для привлечения виновника аварии к ответственности, у пострадавшей стороны должны быть документы, которые подтвердят факт ДТП.

Обращение в страховую компанию

В случае, когда нарушитель имел оформленный полис ОСАГО, он должен в течение 5 рабочих дней обратиться к страхователю, отправив ему соответствующее заявление, а также извещение о факте ДТП.

Взыскание суммы ущерба с виновника происшествия

Иногда может возникнуть ситуация, когда страховщик отказывает в выплате суммы покрытия либо ее недостаточно для покрытия всего объема ущерба.

Такое бывает, если:

  • одной из сторон нанесен моральный ущерб;
  • сумма покрытия менее, чем необходимый объем выплаты;
  • виновник в аварии не оформил полис автогражданки.

В таких случаях пострадавшая сторона имеет право требовать полного покрытия ущерба со стороны виновника ДТП.

Эта процедура может происходить тремя способами:

  1. На основании договоренности между пострадавшим лицом и виновником аварии;
  2. В виде досудебной претензии;
  3. Путем подачи иска в суд.

Первый вариант является наиболее простым. Стороны могут прийти к мировому соглашению на месте происшествия, однако такой вариант развития событий не всегда происходит на практике.

Вариант с отправкой досудебной претензией в адрес нарушителя предполагает, что он осознает необходимость возместить убытки и необходимость оформления судебного иска отпадет.

Если же и такой вариант не принесет результат, пострадавшей стороне не останется ничего другого, кроме как оформить исковое заявление в суд на возмещение причиненного вреда.

Кто оплачивает ущерб

Возмещение убытков, причиненных в результате аварии на дороге – прерогатива виновника. Однако, в зависимости от ситуации, которая сложилась в результате ДТП, оплачивать ущерб могут и другие лица.

Оплата страховщиками

Если виновник дорожного происшествия застраховал свою ответственность в страховой компании, то именно она будет являться плательщиком при возмещении ущерба, нанесенного третьим лицам в результате ДТП. Размер компенсации определяется в договоре, заключенном между автолюбителем и компанией-страховщиком.

Возмещение виновником аварии

Если сумма возмещения превышает размер страхового покрытия либо страхование ответственности не было оформлено вовсе, то виновник происшествия на дороге обязан выплатить компенсацию пострадавшим лицам.

Выплаты при гибели виновника ДТП

Если в результате аварии лицо, виновное в ее совершении, погибло, то у пострадавших есть два варианта получения выплат:

  • Обращаться в компанию-страховщика, которая обязана провести возмещение ущерба, даже если виновник погиб в ДТП;
  • Выставить требования на возмещение в адрес наследников. Однако сумма к возмещению не может оказаться больше, чем размер самого наследства. Выплата со стороны наследников проводится солидарно, поэтому требование должно выставляться ко всем наследникам, вступившим в наследство, независимо от их количества.

Возмещение в случае, когда виновник покинул место ДТП

Поскольку ответственность за ущерб полностью лежит на лице, виновном в происшествии, то пострадавшее лицо заинтересовано в том, чтобы установить личность виновника аварии как можно быстрее.

Кстати, срок исковой давности по имущественному ущербу составляет 3 года, а по ущербу, причиненному здоровью, ограничений нет. Поэтому, чем скорее будет установлена личность виновного, тем быстрее будут начаты компенсационные выплаты.

Случаи компенсации ущерба не только виновником аварии

Возмещение убытков и ущерба – обязанность автовладельца, независимо от степени его виновности в ДТП. Поэтому, если происшествие произошло с участием автомобиля и пешехода, водитель будет обязан произвести выплаты пешеходу, независимо от того, кто является виновником ДТП. Однако, если виновным в происшествии является пешеход, то по решению суда, размер возмещения, которое выплачивает водитель, может быть снижено, а в некоторых ситуациях, вообще отсутствовать.

Случилось ДТП, аварийная ситуация по вине третьего лица: что происходит на практике?

В КоАП пока нет статьи за создание аварийной ситуации на дороге. Но это обстоятельство – одна из самых частых причин ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД стараются пресекать подобное поведение автомобилистов, применяя другие статьи закона. Ведь почти всегда создание аварийной ситуации сопровождается его нарушением.

Что означает «аварийная ситуация»

Сам термин в ПДД отсутствует. Есть определение «опасность для движения», означающее действия автомобилиста, продолжение которых создает предпосылки для возникновения ДТП. В «Правилах …» также сказано, что ему запрещается опасное вождение.

Эти понятия безусловно имеют отношение к созданию аварийной ситуации. Но очевидно, что сам термин означает действия водителя, вынуждающие других участников движения резко менять траекторию, скорость их автомобилей или предпринимать другие меры ради предотвращения ДТП. Им это удается не всегда. А человек, фактически спровоцировавший происшествие, может в нем вовсе не участвовать и никак не пострадать.

Что может привести к ДТП

Иногда создание аварийной ситуации происходит даже без нарушения правил, просто потому, что водитель вовремя не среагировал на внезапно возникшую без его участия опасность. Но в большинстве случаев оно имеет место. И чаще всего автомобилисту вменяют разные разделы статьи 12.14 КоАП, которая называется «Нарушение правил маневрирования». Но аварийную ситуацию могут спровоцировать и иные проступки:

  • отсутствие сигнала перед поворотом, разворотом, перестроением;
  • осуществление маневра не из того положения на дороге, то есть неожиданно для других участников движения;
  • выполнение поворотов, разворотов, обгона, езда задним ходом там, где это запрещено;
  • непредоставление преимущества автомобилям, которым по правилам следует уступать;
  • превышение допустимой скорости ТС;
  • слишком быстрая езда там, где это опасно, например, на мокрой или скользкой дороге;
  • игнорирование необходимой дистанции и бокового интервала;
  • беспричинное резкое торможение;
  • препятствование обгону.

Штрафы за нарушения обычно невелики – от 500 р. до 1500 р. А пострадавшие из-за создавшего аварийную ситуацию водителя платят гораздо дороже, иногда собственным здоровьем и жизнью.

О причинах ДТП смотрите в этом видео:

Создание ситуации, повлекшей аварию

В практике ГИБДД и по опыту автомобилистов известно множество случаев, когда ДТП было спровоцировано участником движения, который сам его избежал:

  • На перекрестке автомобиль L повернул направо на зеленый сигнал светофора. И увидел, что на него едет D, проскочивший на красный. L резко свернул вправо и нажал на тормоз, чтобы избежать столкновения с D. В результате он въехал в бок автомобиля Z, движущегося по правой полосе. И в него же влетела идущая следом машина.

Очевидно, что аварию спровоцировал D. Но виновным назвали водителя L, так как инспектор посчитал, что он должен был принять на себя удар D, а не создавать аварийную ситуацию для других машин. Это решение должно быть опротестовано в суде, так как здесь хорошие шансы наказать реального провокатора аварии.

  • Автомобиль V едет по трассе с разрешенной скоростью 80 км/ч. Его обгоняет машина W, причем в области действия запрещающего этот маневр знака. Из-за ближайшего поворота ему навстречу выезжает третий автомобиль. Во избежание столкновения с ним и грузовиком ремонтирующей полотно службы W резко перестраивается на полосу V прямо перед ним и так же внезапно тормозит. Водитель V тоже пытается остановиться.

Но так как это происходит на значительной скорости, а у автомобилиста нет достаточного опыта, ТС улетает в кювет. А W остается неповрежденным. В этой ситуации справедливым и законным было бы признать виновным его водителя. Ведь он нарушил ПДД, использовал опасное вождение, что привело к аварии.

Читать  Уснул за рулем ДТП ответственность

Читать еще:  Бесконтактное ДТП судебная практика

  • Автомобиль L едет по главной дороге. На перекрестке ему не уступает проезда машина D, двигающаяся по второстепенному пути. Желая избежать столкновения, L сворачивает на тротуар и врезается в дерево. А D, который спровоцировал эту ситуацию, не сбавляя скорости, едет дальше. Его водителя признал виновным суд.

Но автомобилист, спровоцировавший происшествие, упорно не желал с этим соглашаться и подал заявление в высшую инстанцию. Он считал, что вообще не участвовал в ДТП, и судить его не за что. Кроме того, водителю D предъявили обвинение в оставлении места аварии, с чем он тоже не согласился. И все же другой судья подтвердил прежнее решение и о виновности, и о необходимости наказания за побег.

  • Автомобиль N проскакивает перекресток на красный сигнал светофора. Машина Z, которая движется на зеленый свет, резко тормозит, стремясь избежать столкновения с нарушителем. В результате в него врезается идущий следом автомобиль F. Его водителя в большинстве случаев и признают виновным. Хотя фактически ДТП организовано тем, кто управлял N. Но чтобы доказать это, водителю F потребуется немало усилий и хороший адвокат.

Будут ли изменения в законе

В 2016 году МВД предложило ввести в КоАП новую статью об опасном вождении и брать с водителей штраф 5000 р. за это нарушение. В начале 2017 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Всего их должно быть три, затем изменения подпишет президент, они вступят в силу после опубликования. Когда это произойдет, неизвестно. Но очевидно, что первый шаг к ужесточению законодательства в отношении провоцирующих аварийную ситуацию автомобилистов сделан.

Кроме того, появилась практика решения подобных дел в Верховном суде. Уже сейчас тому, кто организовал аварию, но сам избежал столкновения, не удастся избежать наказания. И то, что контакта его ТС с другими не было, значения не имеет. Ведь в соответствии с пунктом 1.2 «Правил дорожного движения»:

Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

О том, что для этого обязателен контакт ТС участников, в законе нет ни слова. И в случае установления причинно-следственной связи между действиями провокатора аварии и ее возникновением этого водителя признают виновным в событии. Ему придется платить штраф за нарушение ПДД, его страховой – возмещать ущерб другим участникам. А если в результате действий автомобилиста есть травмированные или погибшие, еще и нести уголовную ответственность, выплачивать моральный ущерб.

«АльфаСтрахование» предложило полис «Каско от чужих ошибок»

СК «АльфаСтрахование» предложила своим клиентам по ОСАГО программу «Каско от чужих ошибок». Стоимость полиса составляет 950 р.

Продукт обеспечит транспортное средство защитой при повреждениях во время аварии, произошедшей по вине установленных третьих лиц, даже если у виновника нет полиса ОСАГО. Лимит покрытия составляет 400 тыс. р., количество обращений в год не ограничено.

Полис можно приобрести для некредитных отечественных автомобилей и иномарок не старше 15 лет без ограничения по стоимости, кроме подержанных авто премиум-сегмента. Стаж и возраст автовладельца не имеют значения. В случае ДТП «АльфаСтрахование» отремонтирует автомобиль клиента на сертифицированной станции технического обслуживания (СТОА) с использованием восстановленных запасных частей. «АльфаСтрахование» гарантирует возмещение даже при поддельном полисе ОСАГО или его отсутствии у виновника аварии, а также, если страховая компания виновника ДТП прекратила свое существование или не имеет лицензии, сообщает страховщик.

«В случае аварии с участием такого водителя нашему клиенту не придется самостоятельно восстанавливать свой автомобиль и пытаться получить возмещение с виновника через суд. Заявить об убытке можно прямо с места аварии с помощью мобильного приложения «АльфаСтрахование Мобайл», — говорит Илья Григорьев, директор департамента андеррайтинга автострахования компании «АльфаСтрахование».

Отличное предложение! Смущает только
” с использованием восстановленных запасных частей.”

Скоро за полиса каско страховщики клиентам еще будут приплачивать.
Оххх, не верится что-то в такое светлое будущее — каско за 1000 руб.
Хочется, но не верится. Наверное, Алексей специалист прав засада в слове «восстановленных» и про франшизу ничего не сказано.

Засада в наличии виновного третьего лица. В части описанных случаев возмещение, вроде, можно получить от РСА…

Разве? рса отвечает только по здоровью если у виновника нет полиса,

буду благодарен за наводку на статью где про вред имуществу тоже есть ответственность рса если нет осаго полиса

«если страховая компания виновника ДТП прекратила свое существование»

Алексей, напоминаю про 1000 рублей премии.
Не Вам ли знать, что это нереальная премия для каско. Хватит на бланк полиса и зарплату оформителя (даже если там вместо женщины машину засунут, машина тоже кушать хочет Hard, Soft, поддержание, резервное копирование, обслуживание, лицензии и т.п.)

Нормальная премия. Особенно для последующей статьи о сумасшедшем росте договоров каско в альфе.
Для продажи компании как раз хороший инфоповод.

Была такая страховка у сервисрезерва как раз за пол года до отзыва лицензии. 1000 рублей стоила.
Терзают меня смутные сомнения: у шпака квартиру…

У ВСК был классный продукт, кажется «Уверенный+». Там покрывается только ДТП с установленным вторым участником. Ремонтируются как обычному КАСКО. Нафиг эти «восстановленные запчасти».

У ВСК есть продукт Компакт, в котором как раз риск ДТП по вине установленных 3-х лиц. Там ремонт нормальными запчастями.

Таки да.
Риски самой Альфы почти полностью перекрываются наличием полиса ОСАГО.
Если у виновника есть ОСАГО, то Альфа возьмет со страховщика виновника
Если у виновника есть, ОСАГО, но лицензия страховщика отозвана, то получит от РСА
Если у виновника нет и не было никогда ОСАГО. то можно пытаться получить возмещение от самого виновника — но вот тут есть риск))

Да нет ни какого риска.
АСКО-страхование, еще будучи ЮжУралАско, этими полисами торговало с 13 или 14 года. на сегодня его стоимость 950рублей. Вот только они не кричат что это полис КАСКО, а говорят, что это просто полис поддержки. Именно от ущерба причиненного незастрахованным лицом. И только при ДТП. И только при наличии виновника. Впрочем все как у Альфы. Вот только еще году в 16, всякие представители РСА имели в голову руководство СК, за такие полисы. А на сегодня у них есть и расширенная программа такого полиса поддержки с оговоркой «ремонт у дилера» но за 2000рублей.
Очень удобный продукт, с учетом отсутствия страховок процентов у 40, населения миллионного городишки

Скоро заработают камеры, соответственно полиса будут у всех водителей. Поэтому эта тысяча очень удобный и выгодный способ собрать с населения деньги на общероссийской проблеме отсутствия страховок, без лишних потерь. Тот же коронавирус и страховки от клещей только в профиль. Отличная идея — Создаем проблему, раскручиваем ее в СМИ, начинается паника и население несет денежные средства. Альфа молодцы.

полиса. тысячя. клещь.

Страна не заканчивается первым кольцом, и даже третьим. Пока камеры на восток, за Волгу. доберутся, в златоглавой, клещи, как раньше, тараканы по квартирам ползать будут

Зато позже статистика по рынку покажет, что страховщики снизили среднюю стоимость полисов каско на столько-то процентов. Сделают вывод, что каско в стране стало более доступным…

ДТП по вине третьих лиц что это?

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Кто возмещает ущерб в ДТП если автомобилем завладело третье лицо?

Читать еще:  Форма расписки о возмещении ущерба при ДТП

Читать  Какие документы нужны для суда после ДТП?

В каком случае считается, что лицо управляло автомобилем без законных оснований а значит, не являлось на момент ДТП законным владельцем? Кто отвечает в этом случае за причиненный вред, должна ли произвести страховую выплату по ОСАГО страховая компания? Что если автомобилем завладел нетрезвый знакомый, который, пока я спал, тайно взял ключи от моего автомобиля и совершил на нем ДТП. Кто отвечает за причиненный вред?

Страховая компания обязана произвести страховую выплату даже в случае если лицо, управляющее транспортным средством не было вписано в полис обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению, или если транспортное средство использовалось в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, однако, при условии, что данное лицо являлось законным владельцем управляемого транспортного средста.

  • собственник транспортного средства;
  • лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления;
  • лицо, владеющее транспортным средством на ином законном основании:

– право аренды;
– доверенность на право управления транспортным средством;
– распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства;
– иные основания, например, на основании договора хранения с правом пользования транспортным средством.

Риск ответственности лица, управляющего транспортным средством в отсутствии указанных выше оснований является незастрахованным и отвечать за причиненный в результате ДТП ущерб будет либо сам непосредственный причинитель вреда, либо законный владелец, по вине которого автомобилем завладели третьи лица.

Согласно п. 2 статьи 1079 ГК РФ, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Как видно из указанной нормы права, ответственность за причиненный вред будет нести лицо, противоправно завладевшее транспортным средством (например, при угоне). Однако, в том случае, если будет установлено, что действия (бездействия) владельца способствовали завладению автомобилем третьими лицами, то ответственность за причиненный вред может быть возложена как на владельца, так и на лицо, неправомерно завладешее транспортным средством. Например, владелец автомобиля оставил ключи в замке зажигания или в месте, доступном для третьих лиц.

Разъяснения Верховного Суда РФ

Вопрос 25: Подлежит ли взысканию со страховщика страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.)?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 г.) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеуказанной нормы, по договору обязательного страхования является застрахованной ответственность только владельца транспортного средства.

При этом в соответствии с абз. 4 ст. 1 этого же Закона владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.); не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Учитывая вышеизложенное, лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

Однако такое лицо не освобождается от гражданско-правовой ответственности. При возложении ответственности за вред, причиненный транспортным средством, на лицо, управлявшее автомобилем без законных оснований, необходимо выяснить обстоятельства, при которых произошло выбытие автомобиля из обладания законного владельца, и исходить из положений п. 2 ст. 1079 ГК РФ (“Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года”, утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в “Бюллетене Верховного Суда РФ” № 9 за 2006 год).

Из судебной практики

“. Доводы представителя ОСАО «Россия» об отсутствии обязанности страховщика возместить причиненный вред в связи с тем, что ДТП произошло по вине водителя управлявшего автомобилем, не имея законных оснований на управление им и не включенного в страховой полис ОСАГО в качестве лица допущенного к управлению этим транспортным средством, по мнению суда несостоятельны.

Так в судебном заседании установлено, что Б.И.С. не имеет водительского удостоверения.

К доводам С.И.А. о том, что он не разрешал Б.И.С. управлять своим автомобилем, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, поэтому не мог воспрепятствовать действиям Б.И.С., суд относиться с должной критической оценкой и расценивает их, как способ защиты уйти от ответственности.

При этом суд принимает во внимание, что в момент совершения Б.И.С. ДТП собственник автомобиля ВАЗ – 21043 С.И.А. находился в указанной машине на переднем сидении, что подтверждается объяснениями К.В.П., Б.И.С. данными сотруднику милиции в день совершения ДТП и не оспаривается самим С.И.А. При этом, С.И.А. не сообщил о том, что автомобиль выбыл из его владения в результате противоправных действий Б.И.С., не заявлял в милицию об угоне автомобиля.

Таким образом суд приходит к выводу, что Б.И.С. управлял автомобилем ВАЗ – 21043 по добровольному волеизъявлению собственника С.И.А., т.е. на законных основаниях.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ “Об ОСАГО” наступление гражданской ответственности за причинение вреда лицом, не имеющим права управления транспортным средством (водительского удостоверения) и не названным в договоре обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, из страховых рисков по обязательному страхованию не исключается.

Последствия несоблюдения страхователем установленного в договоре ограничения предусмотрены ФЗ “Об ОСАГО” и одновременно являются гарантиями прав страховщика на предъявление регрессного требования.

В том числе статья 14 ФЗ “Об ОСАГО” предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии с ФЗ “Об ОСАГО” обязанность по выплате страхового возмещения потерпевшему К.В.П. в размере 112510 руб. 27 коп. должна быть возложена на ОСАО «Россия» в г. Мурманске” (Решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 14 мая 2009 года по делу № 2 – 477/09).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх