Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия возникновения, анализ, предотвращение ДТП.
Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:
- умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
- неосторожные действия участников движения,
- выход транспортного средства из повиновения водителя,
- техническая неисправность транспортного средства и другие.
Просмотр содержимого документа
«Дорожно-транспортные происшествия: причины, условия возникновения, анализ, предотвращение ДТП.»
Теоретический материал по следующим вопросам:
Причины возникновения ДТП. Органы, контролирующие дорожную безопасность.
Анализ дорожно-транспортных происшествий.
Условия возникновения ДТП.
Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Причины возникновения ДТП. Виды контроля безопасности дорожного движения
Причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий могут быть следующие причины:
умышленные нарушения Правил дорожного движения (ПДД),
неосторожные действия участников движения,
выход транспортного средства из повиновения водителя,
техническая неисправность транспортного средства и другие.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что наиболее часто ДТП возникают в летне-осенний период (июня – октябрь), когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти пять месяцев составляет примерно 55-60 % годовых. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно. По статистике, наибольшее их число попадает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за город. В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21ч. В течение этих четырех часов совершается 30-35% от общего числа ДТП за сутки. В это время возрастает интенсивность транспортных и пешеходных потоков, а освещенность дорог ухудшается, что осложняет работу водителя.
Существуют следующие виды контроля безопасности дорожного движения:
Борьбу с аварийностью на автомобильном транспорте в России возглавляет и координирует ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. ГИБДД разрабатывает правила, нормативы и стандарты по безопасности дорожного движения (или участвует в создании таких документов) и контролирует соблюдение всеми предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными гражданами этих правил, нормативов и стандартов.
Главная задача ГИБДД заключается в совершенствовании организации дорожного движения, чтобы обеспечить его безопасность и повысить эффективность использования транспортных средств. Для этого ГИБДД постоянно проверяет техническое состояние транспортных средств и улично-дорожной сети, ежегодно проводит государственные технические осмотры (ТО) автомобилей, мотоциклов и прицепов, контролирует выполнение мероприятий по охране окружающей среды от вредного влияния транспортных средств и выполняет ряд других работ. Госавтоинспекция работает в тесном взаимодействии с дорожными, транспортными, коммунальными, научно-техническими организациями, а также высшими и средними техническими учебными заведениями.
Большую помощь Госавтоинспекции оказывают службы организации дорожного движения в дорожно-эксплуатационных предприятиях и службы безопасности движения автотранспортных предприятий. Службы организации дорожного движения изучают статистические материалы по аварийности, систематически обследуют дороги, выявляя места повышенной опасности, разрабатывают мероприятия по ликвидации опасности, способствуют внедрению современных технических средств управления движением, улучшают дорожную информацию водителей, а также организуют тех. помощь поврежденным автомобилям и их эвакуацию.
Работники службы безопасности автотранспортных предприятий заняты повышением квалификации и дисциплины водителей. Они обследуют условия работы на автомобильных маршрутах, разрабатывают предложения по их улучшению, проводят служебное расследование ДТП.
Большую роль в борьбе с авариями на автомобильном транспорте играет общественность. Всесоюзное добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ) проводит широкую разъяснительную работу среди своих членов по предупреждению ДТП. Добровольные народные дружины способствуют повышению дисциплины дорожного движения.
Анализ дорожно-транспортных происшествий
Дорожно-транспортное происшествие протекает очень быстро, иногда в течение нескольких секунд. Развивается оно следующим образом. Вначале в процессе нормального движения возникает опасная дорожная обстановка, при которой какое-нибудь препятствие оказывается на полосе движения транспортного средства. Такое препятствие может быть как неподвижным (выбоина на дорожном покрытии, скользкий участок дороги), так и движущимся (другое транспортное средство, пешеход, животное).
В опасной дорожной обстановке участники движения обязаны принять все меры для ее ликвидации. Если эти меры не приняты или приняты с запозданием, возникает аварийная дорожная обстановка, в которой предотвратить ДТП, технически невозможно. В такой обстановке водитель не может избежать ДТП, даже используя все технические средства, имеющиеся в его распоряжении.
Так, например, пешеход, внезапно сошедший с тротуара и пересекающий улицу перед движущимся автомобилем, создаст опасную дорожную обстановку. Водитель, заметив пешехода, может своевременно затормозить или повернуть рулевое колесо и предотвратить наезд. Если он этого не сделает или сделает слишком поздно, автомобиль приблизится к пешеходу, опасная дорожная обстановка перерастет в аварийную ситуацию и наезд станет неизбежным.
Все дорожно-транспортные происшествия подлежат тщательному изучению и внимательному разбору, чтобы установить причины и выявить виновных. К основным причинам ДТП относятся:
недисциплинированность пешеходов, часто пренебрегающих собственной безопасностью и движущихся, не обращая внимания на транспортные средства;
недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;
неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);
плохие дорожные условия;
неудовлетворительная организация движения;
неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.
Причины ДТП, связанные непосредственно с водителем:
Дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями:
тяжелые телесные повреждения,
большой материальный ущерб,
кроме того, исследуют работники органов юстиции: следователи, прокуроры, судьи. Для объективного изучения обстоятельств ДТП, установления его причин и действий участников проводят судебную автотехническую экспертизу. Экспертами являются квалифицированные специалисты в области дорожного движения, конструкции и теории автомобиля, психофизиологии водителя и других научных дисциплин.
Факторы, влияющие на безопасность движения машин, и причины возникновения дорожно-транспортных происшествий
Для изучения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий используется системный анализ. Система «водитель – автомобиль – дорога» рассматривается как динамическая информация с обратной связью. Главным элементом системы является водитель, который воспринимает информацию о дорожной обстановке, режиме движения, показаниях приборов, положении органов управления и т. п., перерабатывает эту информацию, принимает соответствующие решения и воздействует на органы управления машины, оптимизируя режим движения в соответствии с дорожной обстановкой.
Безопасность движения зависит от надежности элементов системы и характера их взаимодействия внутри системы. Дорожно-транспортное происшествие рассматривается как следствие недостаточно надежной работы системы. Для определения условий безопасности движения машин и установления причин дорожно-транспортных происшествий необходимо изучить факторы, воздействующие на систему «водитель — автомобиль — дорога». При определении условий безопасности основное внимание необходимо обращать на факторы самой системы. Данные статистики показывают, что дорожно-транспортные происшествия происходят:
в 10. 15% случаев из-за технических неисправностей машин,
в 20 . 30% случаев — по причине плохих дорожных условий,
в 60 – 70% случаев они зависят от неправильных действий водителей.
Факторы, причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на автомобильном транспорте (АТ)
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку видов транспорта. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно опережают другие виды транспорта. Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Дорожно-транспортное происшествие может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы – такие как день недели, погодные условия, качество асфальтового покрытия. Выявление факторов, значимо влияющих на риск ДТП, при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины ДТП. Результаты и выводы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров.
Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. (в 2011 г. по данным ГУОБДД МВД России произошло 199 868 ДТП), в результате которых погибло более 27 953 человека, а 251 848 человек получили ранения. Из их числа 12 252 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения.
Кроме того ДТП с участием детей погибли 944 ребенка. В связи с этим следует отметить, что 70% всех пострадавших − это лица трудоспособного возраста. Как следствие, обществу причиняется колоссальный убыток в сумме, превышающей 200 млрд. рублей в год [1].
Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны, можно сказать, что она остаётся весьма напряжённой. Ещё более критическая ситуация складывается на дорогах в мегаполисах.
ДТП вызваны различными причинами, и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. На основании изучения и анализа дорожно-транспортных происшествий выявлено, что состояния аварийности и травматизма находятся в прямой зависимости от следующих основных факторов:
– численности транспортных средств;
– уровня развития транспортной сети;
– состояния дорог, их оборудования и благоустройства;
– технического состояния транспортных средств.
Кроме указанных факторов, существует ещё целый ряд других, которые оказывают значительное влияние на возникновение аварийности и травматизма.
ДТП часто повторяются на определенных участках: перекрёстках, остановочных пунктах, крутых поворотах, улицах с интенсивным движением, с узкими проезжими частями, с уклонами и плохим освещением. Концентрация ДТП в одних и тех же местах связано с планировочными или другими недостатками данного участка улично-дорожной сети, что и является основной причиной возникновения происшествия.
Все факторы, вызывающие ДТП, могут быть подразделены на две группы:
– субъективные: водители, пешеходы и пассажиры;
– объективные: состояние улично-дорожной сети, техническое состояние транспорта, освещённость дороги, местные условия, атмосферные условия и т.д. [9].
ДТП, возникшие по вине водителей, происходят вследствие:
– нарушения указаний сигналов и знаков;
– превышения установленной скорости, в особенности у перекрёстков, при поворотах и на уклонах;
– нарушения правил движения у остановочных пунктов пассажирского транспорта;
– управления транспортным средством в нетрезвом состоянии;
– несоблюдения преимущественного права проезда или установленных правил обгона;
– выезда на линию на технически неисправном автомобиле;
– неосторожной езды при плохой погоде (тумане, при запотевшем стекле и т. д.) и скользком покрытии;
– несоблюдения дистанций и бокового интервала между движущимися транспортными средствами.
Основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах [27].
Сделаем вывод, что ДТП являются следствием ошибок, сбоев или отказов каких-либо звеньев в сложной системе «водитель–автомобиль–дорога–среда» (ВАДС), приводящих к тяжёлым последствиям: ранениям или гибели людей, повреждениям транспортных средств и сооружений. Если опустить влияние стихийных бедствий и возникающих непреодолимых сил, то ошибки, сбои и отказы звеньев этой системы, в свою очередь, являются следствием несоблюдения каких-либо норм, стандартов и невыполнения требований БДД. Так, вследствие несоответствия технического состояния автомобиля требованиям безопасности движения, конкретно требованиям ПДД, может привести к нарушению управляемости и устойчивости, с созданием аварийной обстановки из-за потери водителем управления автомобилем. Аварийная обстановка может возникнуть и при исправном автомобиле из-за сознательного нарушения ПДД водителем, по его неосторожности или вследствие ошибочных решений и действий, когда дефицит времени и расстояния не позволяют прекратить движение или совершить безопасный манёвр, т.е. когда происходит неуправляемое движение автомобиля. Если автомобиль с потерей управления движется с юзом тормозящих колёс в пределах своей полосы, то это движение происходит без нарушения ПДД, а с выходом за её пределы – с нарушением ПДД. При исправном автомобиле и соответствия действий водителя ПДД, аварийная обстановка может быть создана пешеходами.
Читать еще: Соглашение о восстановлении автомобиля после ДТП
Неудовлетворительные дорожные условия также могут вызвать нарушение управляемости и устойчивости автомобиля и сразу создать аварийную обстановку. Исследования ДТП показывают, что в среднем, на каждое из них приходится не менее трёх причин. Одна из них является главной причиной ДТП. Статистические данные свидетельствуют, что нарушения водителями ПДД и их ошибки являются главными причинами ДТП – (70…75%), неисправность транспортных средств –(2…4%), неудовлетворительные дорожные условия – (4…11%). По материалам расследований, и с учётом виновности пешеходов, эти цифры изменяются со снижением данных в отношении водителей ТС, однако составляющая виновности водителей в совершении ДТП остаётся высокой. Следует отметить, что неисправность транспортных средств и неудовлетворительные дорожные условия не попадают в статистику как главные причины ДТП из-за отсутствия на практике должной фиксации и оценки этих факторов как на месте ДТП, так и при расследовании его обстоятельств. В статистику попадают только явные проявления, к примеру: разрушение подвески, смещение груза, отсоединение прицепа, местное полное разрушение дороги, оставленный на дороге груз, внезапный отказ светофора и т.д. Но во всех этих случаях выявляют техническую возможность водителя предотвратить ДТП своевременными действиями. Главное отрицательное влияние неисправностей транспортных средств и плохих дорожных условий заключается в том, что они усиливают напряжение при вождении автомобиля и вызывают быстрое утомление водителя, что приводит к росту его ошибок и возникновению ДТП. Основные причины ДТП по вине водителей в общей статистике выглядят следующим образом:
– превышение скорости при входе в конфликтную зону (20…50%);
– несоблюдение Правил обгона и выезд на встречное направление (10…20%);
– несоблюдение Правил проезда перекрёстков (10…20%);
– несоблюдение дистанции и боковых интервалов (5…15%).
В общем виде все эти причины упрощённо можно свести к двум:
создание помехи без предоставления преимущества либо вход в конфликтную зону с повышенной скоростью. Исследования показывают, что 70% всех ДТП обусловлены плохим прогнозированием дорожной ситуации и ошибками в оценке опасности независимо от возраста и стажа работы водителей. В этой связи необходимо систематическое проведение занятий с водителями в течение всего периода их профессиональной деятельности, на которых должны рассматриваться типичные опасные ситуации и обстоятельно разбираться конкретные ДТП с раскрытием механизма развития дорожной ситуации. В этом неоценимую помощь могут оказать экспертные исследования ДТП с определением влияния ошибки, сбоя или отказа звеньев системы ВАДС в каждом конкретном ДТП. Неисправности транспортных средств как при- чины ДТП распределяются по системам и узлам следующим образом:
– тормозное управление – 20…50%, в зависимости от типа ТС;
– рулевое управление – 10…15%;
– ходовая часть, шины – 10…30%;
– приборы освещения и сигнализация – 10%. Кроме того, причинами ДТП, как отмечалось выше, нередко становятся неправильное размещение и крепление груза, перегрузка транспортных средств выше нормы, неисправность сцепных устройств, нарушения при перевозке крупногабаритных грузов и др.
Несмотря на ужесточение мер по сертификации и введению инструментального контроля при техническом осмотре транспортных средств, появление большого числа хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта с незначительным количеством подвижного состава, рост числа индивидуального транспорта на дорогах, отсутствие контроля за качеством запасных частей, старение парка транспортных средств и ухудшение его содержания объективно способствуют росту ДТП по причине технической неисправности транспортных средств. На это следует обращать внимание при расследовании и экспертизе ДТП. Причины ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий по различным источникам примерно распределяются так: свыше 70% приходится на низкое сцепление, 5…15% – на выбоины и необустроенность обочин, около 5% – на отсутствие дорожных знаков и информации и около 7…10% – на плохую освещённость и видимость. Отставание развития дорожной сети от потребностей транспорта в целом по
стране отрицательно влияет на состояние БДД.
Факторы влияющие на возникновение ДТП
_Текст В. Пущин, фото Н. Панов
Аварийность на автотранспорте наносит огромный физический и моральный ущерб обществу и отдельным гражданам. В исследованиях Европейского Союза отмечается, что жертвы дорожного движения и их семьи испытывают драматическое снижение качества жизни.
Чтобы эффективно бороться с этим явлением, необходима качественная статистика и глубокий анализ.
Учитывая, что в настоящее время статистика, касающаяся дорожно-транспортных происшествий с участием грузовиков, очень скудная, Европейская Комиссия совместно с Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) провела уникальное научное исследование причин дорожно-транспортных происшествий с участием европейских грузовиков. Целью данного исследования было определение основных причин ДТП с участием грузовиков. С точки зрения исследования основная причина – это то, из-за чего произошло ДТП. Для этих целей были привлечены группы экспертов по исследованию более 600 ДТП с участием грузовиков в 7 европейских странах (Франция, Германия, Италия, Венгрия, Нидерланды, Словения и Испания), была разработана единая европейская база данных.
Как следует из материалов IRU, данные были получены в результате научного, объективного и независимого исследования, что позволило выявить причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовиков. Преимущество такого сбора данных о ДТП состоит в том, что исследование было сосредоточено на авариях с участием грузовиков и дало возможность провести тщательный анализ, с использованием одинаковой методологии и кодификации данных в любой стране.
Критерием отбора было обязательное участие в каждом ДТП хотя бы одного грузовика, грузоподъемностью не менее 3,5 т и хотя бы 1 человек, пострадавший в аварии.
Процедура расследования дорожно-транспортного происшествия включала в себя изучение места происшествия, анализ собранных данных и восстановление картины аварии.Для изучения всех ДТП была создана общая база данных, в которую включено около 3000 параметров описания аварий.
Информация в базе данных была разбита на группы в соответствии со следующими показателями:
– информация о дороге и окружающей среде;
– информация о транспортном средстве;
– информация о пользова-теле дорогой;
– информация о реконструкции ДТП.
Был разработан вопросник, основанный на общей методологии исследования причин дорожно-транспортных происшествий.
Всего группы экспертов исследовали 624 дорожно-транспортных происшествия. Анализ этих ДТП показал, что причиной 85,2% всех аварий является человеческий фактор (вина водителя грузовика, водителя легковой автомашины, пешехода и т.д.). Однако водители-профессионалы, управляющие грузовиками, являются виновниками таких аварий только в 25% случаев. Среди других причин ДТП были названы погодные условия – 4,4%, инфраструктура – 5,1%, техническая неисправность транспортных средств – 5,3%, но все эти факторы играют незначительную роль в причинах ДТП.
Все приведенные выше данные относятся ко всем изученным ДТП. Примерно 9 из 10 всех аварий могут быть распределены по следующим категориям:
– авария на перекрестке;
– авария в пробке (а также столкновение с другим транспортным средством, двигающимся в том же ряду в ту же сторону);
– авария из-за выезда на другую полосу движения (одно из транспортных средств сворачивает в сторону или разворачивается);
– авария при обгоне;
– авария с участием одного грузовика: в ДТП попало только одно ТС (грузовик).
Основными причинами аварий с участием грузовиков и других пользователей дорогой являются:
1 – несоблюдение скоростного режима;
2 – нарушение правил проезда перекрестков;
3 – неправильный маневр при смене полосы движения.
Однако эти три фактора только выявляют общую тенденцию, и основные причины ДТП различаются в соответствии с конфигурацией аварии. Для всех конфигураций список причин разделяется в зависимости от того, кто был виновником аварии.
Но кто бы ни был виновником ДТП, более чем в 50% случаев основными причинами аварии являются:
– несоблюдение скоростного режима;
– неверный маневр (например, слишком резкая смена полосы движения);
– потеря транспортным средством сцепления с дорожным покрытием;
– недостаточный опыт вождения автомашиной;
– неверный маневр при повороте.
Основные причины 45% аварий, когда виновником ДТП был грузовик:
– неверный маневр при обгоне / смене полосы движения;
– несоблюдение скоростного режима;
– недостаточный опыт вождения автомашиной;
– выезд на другую полосу движения.
Что касается других пользователей дорогой, ставших виновниками ДТП (примерно 50% случаев), то основными причинами аварии были:
– неверный маневр при обгоне / смене полосы движения;
– несоблюдение скоростного режима.
В 50% случаев причинами аварий, в которой участвует один грузовик, являются:
– несоблюдение скоростного режима в соответствии с дорожной ситуацией;
– водитель переутомился или заснул за рулем;
– потеря транспортным средством сцепления с дорожным покрытием.
В 64% всех случаев перед аварией грузовик двигался не по прямой линии, а менял направление движения или выбирал поворот. Особенно серьезные аварии происходили на участках дороги с круговым движением или на скользкой дороге. В 20% таких аварий грузовик заносило или он переворачивался.
В исследовании особое внимание уделялось загрузке грузовиков и изучались ДТП, когда основными причинами были:
– неравномерное распределение груза;
– недостаточные меры безопасности при загрузке.
Исследование показало, что загрузка грузовика является причиной аварии только в 1,4% случаев (9 аварий) из всех изученных. В трех случаях из девяти грузовик перевернулся. Однако исследование также показало, что загрузка влияет на серьезность аварии.
Из 624 исследуемых ДТП только в 6% случаев основной причиной аварии была усталость водителя. В 37% таких аварий был летальный исход.
В 68% случаев, когда усталость является основной причиной ДТП, в аварию попадали грузовик и другое транспортное средство (легковая машина, двухколесное ТС. с мотором и т.д.); и в 29% случаев в аварию попадал только один грузовик.
Относительно времени суток, когда происходило ДТП из-за усталости водителя, было выявлено два критических периода времени. Большинство аварий происходило в промежуток между 2.00 и 2.59 часами ночи – по всей видимости, в то время, когда биоритм водителя был на самой низкой точке, а также в период между 15.00 и 15.59 – почти в конце рабочего дня.
Почти 90% всех аварий из-за усталости водителя происходили на автотрассах или дорогах между городами. В самих городах ДТП из-за усталости водителя происходят крайне редко.
Однако нужно отметить: доказать, что основной причиной дорожно-транспортного происшествия является усталость водителя, очень трудно. Существуют различные стадии переутомления – от небольшой усталости до засыпания, часто усталость связывают с другими причинами, например, невнимательностью. И, наконец, эксперты могут выносить решения только на основании увиденного на месте ДТП или исходя из сведений, полученных от водителей и свидетелей аварии.
В 5% случаев основной причиной ДТП являются дорожные условия. Половина таких аварий происходит на дорогах между городами.
Читать еще: Если уехали с места ДТП оба водителя?
В 8% случаев аварии происходили в местах, где проводились дорожные работы и в 1/3 основной причиной ДТП были сами дорожные работы. В одном из трех случаев, когда причиной ДТП были дорожные работы, аварии происходили на перекрестке.
Нередко случаются аварии из-за попадания в «мертвую зону». «Мертвая зона» – это область обзора, которую водитель грузовика не видит ни в лобовом стекле, ни в боковых стеклах, ни в зеркалах.
Из всех аварий, произошедших на перекрестке, в которых участвовал «уязвимый» пользователь дорогой (пешеход или двухколесное транспортное средство), «мертвая зона» являлась основной причиной ДТП в 14 случаях. 2/3 аварий, причиной которых была «мертвая зона», были с летальным исходом.
В 75% случаев аварий, основной причиной которых было попадание «уязвимых» пользователей дорогой в «мертвую зону», водитель грузовика поворачивал налево или направо.
Ниже приводятся данных о случаях, когда грузовик ударял сам или в него врезались «уязвимые» пользователи дорогой:
– 24,3 % – удар грузовика сбоку;
– 61,9 % – удар передней частью грузовика;
– 13,8 % – не классифицированы.
В 59% аварий участвовали два транспортных средства (без участия пешеходов или двухколесных транспортных средств). В 12% аварий участвовало три транспортных средства (без участия пешеходов или двухколесных транспортных средств) и в 7% аварий участвовал только один грузовик. Следует отметить, что 18% аварий были с участием «уязвимых» пользователей дорогой (пешеходов и/или двухколесных транспортных средств).
Водители грузовиков чаще, чем другие пользователи дорогой, получают незначительные и средние повреждения. Другие пользователи дорогой чаще, чем водители грузовиков, получают критические повреждения или умирают. Это не удивительно, если учитывать разницу в размере транспортных средств, участвующих в столкновении.
По результатам исследования причин ДТП с участием грузовиков в Европе были выработаны рекомендации для различных заинтересованных сторон, указывающие на основные причины ДТП с участием грузовиков.
– устанавливать адаптированные системы «круиз-контроля»;
– адаптировать систему контроля скорости под существующую инфраструктуру;
– установить системы связи между транспортными средствами для оповещения об опасности на местах;
– установить зеркала, уменьшающие «мертвую зону» обзора;
– установить системы, сохраняющие баланс автомобиля при повороте и смене полосы движения;
– установить система контроля сцепления с дорогой и стабилизации.
Ответственным за инфраструктуру застройщикам:
– установить дорожные знаки и обеспечить эффективную систему дорожных предупреждений для информации водителей об ограничениях скоростного режима на дороге;
– установить более заметные вертикальные дорожные знаки для помощи водителям в соблюдении правил дорожного движения;
– уделять особое внимание состоянию дорожного покрытия (часто причиной неправильного маневра при смене полосы движения является потеря транспортным средством сцепления с дорожным покрытием).
– ужесточить наказание за нарушение скоростного режима;
– пересмотреть правила, касающиеся школ вождения, чтобы новые водители могли понимать маневры грузовиков;
– провести кампанию по привлечению внимания к правилам проезда перекрестков;
– водители поездов (водители грузовиков и других транспортных средств) должны ликвидировать недостатки опыта вождения и т. д.;
– ужесточить наказание (законодательство);
– планировать и поддерживать состояние дорожной инфраструктуры в соответствии с существующими и ожидаемыми транспортными потоками.
– выбирать скоростной режим в зависимости от условий;
– заранее планировать свой маршрут (необходимо заранее узнавать об инфраструктуре и ограничениях);
– помнить об ограничении видимости;
– пытаться предугадать маневры других пользователей дорогой;
– всегда соблюдать правила дорожного движения;
– совершенствовать свой опыт вождения, регулярно проходя переподготовку (отказ от старых плохих привычек).
Другим пользователям дорогой:
– совершенствовать свой опыт вождения автомашиной, регулярно проходя переподготовку;
– всегда соблюдать правила дорожного движения.
Для улучшения безопасности дорожного движения все участники автотранспортной отрасли (частный сектор, гражданское общество и правительства) должны взять на себя определенные обязательства и постоянно сотрудничать между собой.
К тому же рекомендации, приводимые в данном исследовании, не следует рассматривать по отдельности, их необходимо проанализировать, распределить по приоритетности и рассматривать в комплексе. И, главное, необходимо уделить особое внимание человеческому фактору, поскольку в данном исследовании было выявлено, что причиной 86% всех дорожно-транспортных происшествий является ошибка человека, за которую расплачиваются в том числе и другие люди.
Факторы, влияющие на вероятность возникновения ДТП
Сочетание факторов риска (удельный вес в содействии возникновению ДТП)Отрасль — руководитель исследованийСтепень изученностиРезультатЧеловек — автомобиль (6%)АвтомобилестроительнаяАктивные исследо- вания с высокой степенью изученностиСтандарты безопасности, правила и руководства по технической эксплуатации транспортных средствАвтомобиль —дорога (1%)Автомобилестроительная; дорожнаяТо жеСтандарты безопасности, ПДД, нормы дорожного проектированияДорога — человек (27%)Дорожная, с привлечением специалистов других отрас- лей, например психологовСтадия сбора инфор- мации и теорети- ческих обоснованийОтсутствие норм и стандартов • повышения безопасности дорожной инфраструктуры (фактор «дорога») — предназначены для проведения мероприятий в рамках деятельности, связанной с планированием, проектированием, строительством, содержанием и эксплуатацией как отдельных объектов улично-дорожной инфраструктуры, так и целых сетей.
Следует отметить, что среди приведенных инструментов, реализуемых через различные мероприятия, нет единственного и радикального средства для повышения БДД. Высокий уровень БДД обеспечивается посредством:
сотрудничества и единства цели для всех институтов, служб и организаций, имеющих отношение к проблеме ДТП, определения курса для инициатив в разных секторах бизнеса (кино, мода, реклама, музыка, литература, проектирование и т.д.) в качестве поддержки деятельности по повышению БДД;
программирования деятельности в порядке правильно расставленных приоритетов, когда решение конкретной проблемы снижает остроту последующей проблемы, намеченной для решения;
планомерности и системности проведения мероприятий;
реализации мер, имеющих потенциал экономической окупаемости общественных средств, направляемых на проведение мероприятий по повышению БДД;
проведения последующего мониторинга для анализа результативности мероприятий и использования приобретенного опыта при планировании последующей деятельности;
оптимизации решения главной задачи любой транспортно-до-рожной сети — обеспечения транспортных операций с минимальными затратами для общества и безопасностью выполнения этих операций.
9.2.2. Факторы, связанные с человеком
Водитель должен быть постоянно готов к действиям в неожиданно меняющейся дорожной обстановке, что обеспечивается его устойчивостью и интенсивностью внимания. К важным профессиональным качествам водителя следует отнести способность прогнозировать дорожную обстановку и одновременно с этим следить за дорожными знаками, светофорами, дорожной разметкой, изменением дорог в плане и профиле и т.д.
Длительность пребывания водителя в подобном состоянии определяется наиболее распространенной категорией теории надежности — запасом прочности. В свою очередь, надежность характеризуется пригодностью, работоспособностью, обученностью, мотивацией.
Пригодность определяется личностными, психофизиологическими качествами водителя, состоянием его здоровья и выявляется в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического отбора претендента и сопоставления их с заранее заданными критериями.
Работоспособность зависит от режима труда и отдыха, условий на рабочем месте, состояния здоровья, режима питания, образа жизни водителя и т.д.
Обученность определяется наличием у водителя необходимого объема знаний и навыков, которые приобретаются в процессе профессионального обучения и в результате самообучения в процессе работы. Особую актуальность приобретают качество и эффективность учебного процесса, индивидуальные особенности обучаемого, свойства нервной системы и личностные характеристики.
Мотивация тесно связана с психологией и выражается в заинтересованности водителя в процессе работы, результатах труда, удовлетворенности работой в целом. Мотивом называется то, ради чего совершается то или иное действие. Именно мотивы, а не цели деятельности лучше всего раскрывают человеческие побуждения и могут объяснить поведение человека на дороге.
В большинстве случаев водители согласны, что ОБДД — важная проблема, однако это не мешает им ежедневно подвергать себя опасности. Следовательно, их общее положительное отношение к БДД подавляется некими мотивами к негативному поведению. Такими мотивами для водителей являются следующие: выгода (время, деньги); безопасность (физическая, т.е. боязнь боли, административная и социальная — боязнь наказания или осуждения окружающих); комфорт (достижение цели с меньшими физическими и эмоциональными усилиями); моральная удовлетворенность (удовольствие от самого процесса или достигнутого результата); социальное нивелирование (быть не хуже других); удовольствие от быстрой езды; самоутверждение и т.д.
Мотивация обеспечивается и поддерживается режимом труда, оплатой труда, условиями работы, состоянием автомобиля, отношениями с администрацией и коллективом организации, многими другими факторами. Если интересы водителя лежат вне сферы его профессиональной деятельности, это затрудняет образование новых навыков, снижает эффективность его работы, появляются ошибки, отсутствует потребность повышать свою квалификацию и мастерство.
Для прогнозирования поведения участников дорожного движения следует понимать и принимать во внимание мотивы их поведения.
Рассмотрим факторы, участвующие в формировании модели поведения человека за рулем автомобиля, и их влияние на риск ДТП. К таким факторам относятся возраст, пол и опыт вождения, информированность, опасные состояния.
Мировая статистика свидетельствует, что риск ДТП максимален в случае управления автомобилем молодыми (до 25 лет) и пожилыми (старше 65 лет) водителями. При этом среди молодых водителей и водителей среднего возраста риск ДТП для мужчин значительно выше, чем для женщин, а среди водителей старшего возраста преобладает противоположная тенденция — риск ДТП для женщин старшего возраста выше, чем для мужчин этой же возрастной группы.
Анализ показал, что женщины более осторожны и точнее выполняют ПДД, поэтому реже создают опасные ситуации. Мужчины проявляют большую способность справляться с опасными ситуациями, но часто попадают в ДТП из-за чрезмерной самоуверенности и переоценки своих возможностей. Женщины, в свою очередь, попадают в ДТП из-за излишней осторожности, нерешительности и недооценки своих возможностей.
Относительно большая доля ДТП, приходящаяся на молодых водителей мужского пола, выявляет в основном проблему, обусловленную поведением, а для людей пожилого возраста — обусловленную физиологией, хотя опыт водителя старшего возраста способен компенсировать снижение его физических возможностей.
Распределение числа ДТП по возрасту водителей, выявленное в ряде скандинавских исследований, данные которых сопоставимы с данными других европейских стран, представлено в табл. 9.2.
Мировой опыт показывает, что ДТП возникают прежде всего от недостатка опыта вождения. Периодом повышенного риска ДТП является первый год вождения, хотя фактор возраста также оказывает влияние. Риск ДТП максимален, когда за рулем находится молодой мужчина с опытом первого года вождения. Однако при стаже водителя 5 лет (± 2 года) обнаруживается второй пик риска ДТП. Если ДТП первого года обусловлены преимущественно недостатком опыта, увеличение риска ДТП на пятом году имеет психологическую природу. К этому времени водитель приобретает устойчивые профессиональные навыки, что ведет к профессиональному автоматизму, действиям по привычной схеме, снижению внимания, недооценке серьезности возникающих нестандарт ных ситуаций и, как следствие, неполной реализации своих возможностей при их разрешении.
Влияние возраста водителя на число ДТП
Страна19-20 лет21-24 лет25-44 лет45-64 лет65-74 летСтарше 75 летНорвегия3,11,60,70,80,83,3Швеция3,11,90,80,61,35,6
Примечание. Средний показатель для всех возрастных групп равен 1.
Большое влияние оказывает информированность водителей об общей статистике ДТП, периодах времени и участках улично-до-рожной сети с повышенным риском ДТП для данного района.
Читать еще: Уезд с места ДТП что грозит?
В категории опасных состояний особое место занимает алкогольное опьянение водителя. Употребление алкоголя влияет на организм человека двойственно, ухудшая как психологические, так и соматические (телесные) функции, причем оба воздействия усиливают друг друга. В результате ослабляется общая реакция человека на происходящее вокруг, снижается его способность адаптироваться к условиям окружающей среды.
Мировой опыт показывает, что большинство ДТП, связанных с алкогольным опьянением водителей, возникает при принятии небольших доз алкоголя. Это объясняется тем, что, когда человек выпивает значительное количество алкоголя, он чувствует состояние опьянения. Если в таком состоянии человек решается сесть за руль, он старается ехать как можно осмотрительнее, чтобы скомпенсировать снижение своих физиологических функций. Но, если человек выпивает небольшую дозу, он, как правило, не ощущает опьянения, поскольку такая доза алкоголя тонизирует организм, человек ощущает подъем сил, не замечая одновременного снижения своих физиологических показателей. В результате он начинает неадекватно оценивать свои возможности и склонен недооценивать сложность и опасность ситуаций. Статистика подтверждает, что именно слабое алкогольное опьянение, незаметно снижающее физиологические функции человека, является наиболее опасным.
К опасным состояниям также относятся утомление и усталость, являющиеся разными понятиями. Утомление как комплекс физиологических сдвигов в организме человека, вызванных тяжелым или длительным трудом, представляет собой конфликт между требованиями работы и физиологическим снижением работоспособности. По статистике, в течение двух сверхурочных часов работы аварийность и травматизм на производстве возрастают в 2,5 раза. Для ликвидации утомления необходим длительный отдых и сон. Также доказано, что риск ДТП появляется уже с появлением усталости, под которой подразумевается состояние, наступающее при монотонной, неинтересной работе, когда физиологическое снижение работоспособности еще не наступило.
В последние десятилетия с увеличением дальности поездок и скоростей движения появилась новая категория опасного состояния водителя — монотония — психическое состояние, вызванное либо информационными перегрузками (многократным повторением одних и тех же движений и поступлением большого числа одинаковых сигналов в одни и те же нервные центры), либо информационной недостаточностью (однообразием восприятия, когда организм находится в условиях мало изменяющейся среды, например при длительном пребывании за рулем на протяженных прямых участках ровной дороги в условиях однообразной, неинтересной местности). Монотония является следствием нарушения психической саморегуляции водителя и выражается состоянием усталости, «дорожного гипноза», заторможенности, сонливости. Для преодоления такого состояния водитель волевым усилием старается «стряхнуть» его с себя, поддерживая необходимый уровень бодрствования.
В отличие от утомления, для устранения которого требуется относительно длительный отдых, монотония может быстро пройти при смене условий. Однако, если человек на протяжении длительного времени периодически переживает монотонию, происходит ее «накопление» и даже короткая монотонная поездка быстро приводит человека в заторможенное состояние. Чтобы психика человека пришла в норму после многократных переживаний монотонии, потребуется уже достаточно продолжительный отдых или даже лечение.
Результаты исследований, представленные в табл. 9.3, показывают, что вождение в течение продолжительного времени без перерыва снижает показатели внимания водителя, увеличивает время реакции и, как следствие, влияет на риск аварийности: риск ДТП растет по мере увеличения количества часов непрерывной работы за рулем.
На основании результатов таких исследований устанавливают регламенты рабочего времени и времени отдыха водителя по максимальной продолжительности работы без перерыва и максимальной ежедневной продолжительности вождения.
В табл. 9.4 приведены результаты таких расчетов для водителей грузовых автомобилей.
Исследования подтверждают, что вождение без соблюдения регламентированного перерыва после 4,5 ч работы и максимальной продолжительности суточной работы за рулем 9 ч приводит к
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы
Бесплатный автоюрист +7 (499) 450-27-46
ваш юрист по автомобильным спорам
Семь основных причин возникновения ДТП: кровавый рейтинг
Дорожно-транспортные происшествия – это обыденное явление. Из года в год статистика аварий на транспорте только увеличивается пропорционально росту дорожного трафика. Однако причин у ДТП не так много, поэтому знакомство с ними, возможно, позволит хотя бы ненамного снизить аварийность.
1) Нарушение правил дорожного движения
Незнание и игнорирование ПДД является самой распространенной причиной столкновений автомобилей, наезда на пешеходов и прочих происшествий.
Зачастую правила нарушаются не только водителями, но и пешеходами, которые из-за этого обычно страдают гораздо больше автолюбителей, защищенных хотя бы корпусом машины.
Каковы основные причины и условия ДТП? Смотрите видео:
По статистике чаще всего допускаются следующие нарушения:
- превышение скоростного режима: не более 60 кмч в городах и 90 кмч на трассе (110 кмч по магистрали);
- несоблюдение регламента проезда перекрестков;
- нарушение правил при поворотах;
(Особенно часто водители забывают перед маневром включить сигнал поворота и убедиться в безопасности движения с помощью зеркал).
Какое наказание грозит водителю при проезде под знак «кирпич»? Смотрите тут.
- самые страшные аварии лоб в лоб происходят из-за выезда водителей на встречную сторону движения и на красный сигнал светофора;
- некоторые автолюбители в нарушение правил ПДД слишком близко пристраиваются к находящемуся впереди транспортному средству, из-за чего у нарушителя правил остается слишком мало времени для торможения в случае необходимости внезапной остановки.
2) Наличие технических неисправностей в автомобиле
На втором месте в рейтинге причин ДТП находятся различные неисправности в автомобиле и внезапные поломки, возникающие прямо во время движения.
Полный перечень дефектов, при наличии которого запрещено выезжать на автомобиле, указан в правилах:
- прежде всего, это неисправные тормоза;
- превышающий допустимые пределы люфт руля;
- неработающее звуковое и световое оборудование (немигающие фары, постоянно срабатывающая сигнализация и так далее);
- проблемы с ходовой частью.
Поломки очень часто случаются неожиданно. Однако в большинстве случаев обусловленные данным фактором аварии происходят из-за беспечности водителей.
Невнимательность и беспечность за рулем — причина ДТП.
Так что обязательно нужно проходить своевременный техосмотр, а перед выездом проверять хотя бы элементарные вещи: состояние колес, работоспособность фар и т.д.
3) Состояние водителя, не позволяющее ему вести машину
Конечно, здесь в первую очередь речь идет о водителях в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, садящихся за руль, будучи неадекватными.
Тем не менее, также нельзя отбрасывать возможность внезапного ухудшения здоровья за рулем. Человек способен потерять сознание, у него может произойти приступ хронической болезни.
Чтобы максимально снизить вероятность подобного, конечно, нужно самому оценивать свое здоровье перед поездкой и в случае каких-либо проблем выбирать другие виды транспорта.
С пьяными за рулем также можно бороться, в том числе и рядовым гражданам. Нельзя быть равнодушным к происходящему вокруг, и при виде неадекватного лица, стремящегося сесть за руль, пресечь его действия или хотя бы сообщить в компетентные органы.
4) Внешний фактор, независящий от человека
Слава о российских дорогах и погодных условиях уже давно распространилась далеко за пределы нашей державы. Отечественное бездорожье и страшные метели воспеты в литературе, многим не понаслышке знакомы российские туманы на трассах и обледенение проезжей части.
С одной стороны, все это становится причиной аварий, однако, с другой стороны, такие происшествия все-таки реже приводят к серьезному ущербу, ведь редко кто ездит на высокой скорости в трудных погодных условиях или по ямам.
Типичные аварийные ситуации на дорогах, как избежать ДТП? Смотрите в этом видео:
Однако большую опасность представляют внезапно возникающие препятствия:
- отдельные выбоины, ведь наезд на одну из них может резко отбросить машину на встречную полосу;
- открытые канализационные люки;
- зоны дорожных работ без выставленных предупреждающих знаков;
- иногда, даже просто внезапно завершающаяся обрывом дорога.
5) Велосипедисты и мотоциклисты
Данная категория людей также является участниками дорожного движения.
Езда на скутере без прав, разрешена? нужно ли получать права на управление скутером? Читайте по ссылке.
При этом именно они представляют наибольшую опасность в плане возникновения ДТП:
- велосипедисты, потому что их трудно заметить, они могут внезапно выехать из-за пределов проезжей части и далеко не всегда имеют представление о ПДД;
- мотоциклисты, так как они очень часто превышают скорость и также являются трудно заметными участниками движения.
Чтобы мотоциклисты и велосипедисты не создавали проблем окружающим водителям и не становились жертвами ДТП, ведь в случае любой аварии они находятся в более уязвимом положении, двухколесный транспорт должен быть оснащен всеми необходимыми знаками предостережения, обязательно видимыми в темноте.
Сами владельцы таких средств передвижения должны быть предельно внимательны и досконально соблюдать правила.
Человеческий фактор , как одна из основополагающих причин ДТП. Фото: zero50x.myjino.ru
6) Водители общественного транспорта
В последние 10-15 лет водители «маршруток» регулярно входят во все подборки дорожных происшествий.
В погоне за прибылью шоферы «подрезают» друг друга, едут на красный сигнал светофора, превышают скорость. Заторы на дорогах создают автобусы, стоящие на остановках сразу в двух правых рядах.
Поэтому водителям, не желающим попасть в аварию, следует более внимательно относиться к перевозчикам пассажиров.
7) Резкое изменение дорожной обстановки
Иногда аварии происходят по независящим от человека обстоятельствам, причем обычно он уже никак не может повлиять на развитие ситуации.
Как обезопасить ребенка в машине, чтобы снизить травматизм при ДТП? Подробности по ссылке.
К таким происшествиям можно отнести:
- падение дерева или другого объекта на проезжую часть;
- взрыв вблизи дороги, пожар и другие виды катастроф;
- столкновение автомобилей, находящихся впереди.
Форс-мажоры случаются во всех сферах жизни, в том числе и во время дорожного движения.
Их крайне сложно предвидеть, но и причинами ДТП они становятся гораздо реже перечисленных выше факторов.
Статистика ДТП. Фото: : transspot.ru
Статистика аварийности на дорогах и простые советы, как не попасть в беду
За последнее время, во многом благодаря принимаемым властями мерам, смертность в ДТП в России понемногу сокращается.
Однако всего за 2016 г. произошло 90 тысяч автомобильных аварий, так что статистика происшествий на дорогах все еще остается в угрожающих пределах, а снижение числа ДТП является задачей государственной важности.
Для того чтобы максимально обезопасить себя от происшествий, следует иметь в виду следующее:
- водители должны сбавлять скорость, приближаясь к пешеходным переходам, проезжая возле школ и в жилой зоне;
- также стоит притормозить, когда машины в соседних рядах снижают скорость движения, даже если дорожная обстановка на первых взгляд этого не требует;
- необходимо вовремя менять покрышки на колесах, согласно погодным условиям;
- дистанция между автомобилями должна быть не менее расстояния, которое машина проедет за 2 секунды (в хорошую погоду) и за 5 секунд (в тяжелых погодных условиях);
- не стоит во время движения отвлекаться от управления машиной на разговоры по мобильному, курение, беседы с пассажирами и прочие раздражители;
- во избежание различных неприятностей рекомендуется устанавливать в салоне видеорегистратор.
Аварии на транспорте встречаются сплошь и рядом.
К сожалению, Россия в этом печальном рейтинге занимает одно из лидирующих мест.
Поэтому всем автовладельцам стоит быть внимательными на дорогах, чтобы не пополнять статистику автокатастроф.