Где взять справку о ДТП для страховой
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Где взять справку о ДТП для страховой

Справка о ДТП

Для получения выплат по ОСАГО или КАСКО необходимо к стандартному набору документов приложить справку под номером 154 — «Справка о ДТП». В данном документе содержится стандартная информация о происшествии:

  • фамилии участников;
  • точное время аварии;
  • госномера и ВИН-коды транспортных средств;
  • серия и номер страховых полисов ОСАГО и КАСКО (если таковые имеются в наличии);
  • данные и пострадавших и о повреждениях каждого из транспортных средств.

Вся эта информация указывается на стандартном двухстороннем бланке, который, согласно действующему законодательству, должен быть заполнен сотрудником Госавтоинспекции непосредственно на месте происшествия. Но, как часто случается, по тем или иным причинам инспекторы ГИБДД увиливают от выполнения своих прямых обязанностей, мотивируя это различными причинами: отсутствие бланка, загруженность, необходимость срочно ехать по другим не менее важным делам.

Данные отговорки можно принимать лишь в том случае, если имеются пострадавшие, и их отправляют в больницу. После проведения полного обследования доставленных в лечебные учреждения пациентов данная информация должна быть указана в справке о ДТП №154.

Перед водителем могут возникать проблемы, из-за которых получение компенсационных выплат от СК ставится под угрозу:

  • ГИБДД затягивает с выдачей справки;
  • в форме №154 указаны не все повреждения — такое может происходить, если непосредственно на месте аварии оценить уровень ущерба в полной мере не представляется возможным;
  • в отделении Госавтоинспекции требуют деньги за получение справки или говорят, что она будет готова лишь через 10-15 дней.

Пошаговая инструкция получения справки о ДТП

Прежде чем детально расписывать все моменты, связанные с получением данного документа, необходимо отметить, что есть целый ряд случаев, когда страховые выплаты можно получить и без формы №154:

  • ДТП оформлено по Европротоколу — мы раннее писали о данной процедуре на Vodi.su;
  • у обоих участников столкновения имеются полисы ОСАГО;
  • между участниками ДТП нет противоречий относительно виновника происшествия.

То есть, если вы не собираетесь судиться с противоположной стороной, оформляете европротокол на месте или у всех имеется ОСАГО или на место прибывает страховой агент, то заполнять форму №154 не требуется. Хотя, зная, насколько наше законодательство запутанно, лучше все-таки оформить и данный документ.

Итак, если вы попали в аварию, вам необходимо придерживаться следующего порядка действий. Вызываем сотрудников ГАИ. Вызывать их нужно обязательно при наличии пострадавших — раненых или даже погибших людей. Если авария не серьезная, оформляем европротокол и фиксируем повреждения на фото.

Прибывший инспектор оформляет протокол осмотра ДТП в присутствии двух понятых и справку о ДТП. Справка заполняется в двух экземплярах и на каждом должна содержаться угловая мокрая печать. Копия же остается в отделении ГАИ.

Обратите внимание на такой пункт — вносить в правки в форму можно лишь до ее заверения печатью. Если же через определенный промежуток времени окажется, что были вписаны не все повреждения, или были допущены ошибки относительно места, времени и обстоятельств аварии, то допускается внесение правок заверенных инспектором ГИБДД. Либо придется проводить независимую экспертизу, результаты которой будут рассматриваться как приложение к справке. То есть, в ночное время инспектор не заметил всех повреждений, и лишь утром на диагностике вы увидели, что не только помят капот, но и пробит радиатор — все правки обязательно нужно внести, чтобы получить полную, а не частичную компенсацию.

Подытожим: в справке о ДТП за номером 154 содержится вся первичная информация о дорожно-транспортном происшествии. В ней не указывается виновник аварии.

Что делать дальше?

Одной справки для получения страховых выплат недостаточно. Необходимо в СК к пакету документов добавить и постановление о ДТП. Оно оформляется дознавателем и содержит информацию о том, какая же из сторон является виноватой в ДТП. Если вопрос о виновнике рассматривается в судебном порядке, то обязательным также будет заключение независимого эксперта.

В случае возникновения каких-либо дополнительных вопросов обязательно обращайтесь к автоюристам за подробными консультациями.

Сроки получения и подачи справки в СК

Еще один важный вопрос, так как в страховом договоре прописаны сроки подачи документов об аварии для рассмотрения. Так, по закону форму №154 должны выписать непосредственно на месте происшествия, либо в течение следующих суток.

Срок действия справки составляет 3 года. В случае же ущерба нанесенного здоровью или смертельного исхода документ является бессрочным. Если справка была утеряна, можно обратиться в отделение ГИБДД и получить ксерокопию, но со всеми печатями, подтверждающими ее достоверность.

Срок подачи заявления о ДТП в СК составляет 15 суток. Но чем раньше вы обратитесь, тем быстрее получите компенсацию.

Как и где получить справку о ДТП? Порядок выдачи.

Происшествия на дороге стали обыденной реальностью.

К сожалению никто, даже самый предусмотрительный и опытный участник дорожного движения, не может быть полностью уверен что сможет в критический момент избежать аварийной ситуации.

Чтобы не растеряться, избавиться впоследствии от проблем и защитить себя от неправомерных претензий со стороны страховых компаний, каждому человеку нелишне будет знать основы документального оформления ДТП.

Одним из таких документов является справка о дорожно-транспортном происшествии.

Узнать о порядке получения страховых выплат по ОСАГО, вы можете прочитав следующую статью.

Оформление

Если в аварийной ситуации водители не договорились между собой оформить европротокол, то им следует вызвать сотрудника полиции для оформления самого протокола дорожного происшествия.

Его оформляют на месте, выдают по одному экземпляру всем собственникам пострадавших транспортных средств. Это обязательное условие, если претенденты намерены получить наибольшую возможную компенсацию.

Вместе с тем всем остальным участникам происшествия прибывшие на место сотрудники ГАИ выдают справки, что имело место причинение ущерба здоровью.

Сведения об аварийном случае заносятся в бланки установленного, приказом МВД от 01.04.2011 №154, образца. Регламент заполнения справки о ДТП основан на методических рекомендациях по оформлению данного документа от 14.03.2012:

  • В бланке проставляется штамп МВД с реквизитами подразделения (верхний левый угол). Наличие иных штампов и печатей органов МВД недопустимо.
  • Дата, место, время происшествия должны быть обязательно указаны и подтверждены материалами дела о ДТП.
  • В правильно оформленном документе не должно остаться незаполненных граф (отсутствие данных указывается прочерком либо соответствующей пометкой, в требуемых полях проставляются галочки).
  • В ситуации когда водителей-участников происшествия свыше двух, заполняются и прикладываются дополнительные бланки, а на первой странице при этом проставляется число оформленных листов.
  • В случае если в результате аварии имеются пострадавшие люди заполняется соответствующее приложение.
  • В документ заносятся только наименования пострадавших деталей без описания тяжести повреждения. Определять степень ущерба и вносить в справку записи о возможных скрытых повреждениях сотрудники ГИБДД не уполномочены.
  • Если у сотрудника возникли сомнения в непосредственной связи между имеющимися повреждением авто с данным конкретным происшествием записи о них не вносятся.
  • Копия выданной справки с отметкой о вручении всем пострадавшим лицам пришивается к административному делу о ДТП.

Перед тем как поставить свою подпись в получении экземпляра справки внимательно ознакомьтесь с внесенными в нее сведениями. В случае выявления недочетов укажите на них сотруднику ГАИ, так как любые неточности в оформлении могут послужить поводом для отказа страховой компании в выплатах.

Просмотрите видео, в котором представлены образцы заполнения справки о ДТП и озвучены возможные проблемные моменты связанные с оформлением документа:

Получение в подразделении ГИБДД

При заступлении на дежурство, сотрудники ГАИ должны иметь в наличии достаточное число бланков, для выдачи справки непосредственно на месте инцидента.

Однако существует ситуации при которых пострадавшие в ДТП будут вынуждены обратиться за необходимым документом самостоятельно в более поздний срок.

Ситуация 1. В ряде обстоятельств, которые сотрудники могут отнести к препятствующим выполнению предписанных законом действий, выдача справки о ДТП может быть осуществлена в течение следующих суток. И в этом случае придется за ними самому идти в то отделение ГИБДД, сотрудник которого не выдал положенных справок.

При этом отказ в выдаче документа на месте должен быть согласован с руководителем подразделения.

Поинтересуйтесь на каком основании вам отказывают в получении справки о ДТП на месте и какое должностное лицо выдало на это разрешение.

Если действия сотрудника ГИБДД правомерны, пострадавшим в ДТП, необходимо взять у собственника транспортного средства протокол и обратиться в территориальное подразделение либо стационарный пост ДПС – дежурный обязан на основании записей выдать вам справку.

Ситуация 2. В случае если человека увезли с места аварии в карете скорой помощи, то у него есть возможность получить ее позднее по распоряжению начальника отделения и предоставлении справки из медицинского учреждения.

Ситуация 3. При утере документа, по заявлению выдается дубликат утраченного подлинника.

На копии справки для заверения поставляют печать территориального подразделения ГИБДД.

Если ваш случай не попадает под приведенные описания, обратитесь за бесплатной юридической консультацией оформив запрос в конце статьи.

Что важно учесть при получении справки:

  • Справка выдается на основании сделанных в протоколе записей о наличии угрозы здоровью, с описанием всех причиненных травм, ушибов, порезов и прочее. Проверьте занесенные в справку данные, если какие-то моменты были упущены, заявите об этом и попросите внести изменения в документ.
  • Сверьте правильность написания вашей фамилии, имени и отчества, даты совершения аварии – от этих параметров будет зависеть выплата. Если в протоколе записаны одни данные, а в справке другие, то получается, справку получил совсем другой человек по другой аварийной ситуации.
  • Исправление записей и внесение дополнений в документ производятся исключительно по письменному обращению участника ДТП. Новые сведения заверяются подписью сотрудника ГИБДД, сверяющего материалы по рассматриваемому делу, при этом указывается дата внесения изменений. Копии измененного документа направляются всем участникам происшествия, получившим справку прежде. Отксерокопированные варианты справок пришиваются к делу об административном нарушении.
Читать еще:  ДТП по вине третьих лиц что это?

Итоги

  • Справка о ДТП форма 154 оформляется и выдается на месте происшествия либо в течение следующих после инцидента суток в подразделении ГИБДД или на стационарном посту ДПС.
  • Справку могут получить все участники дорожного происшествия.
  • Справка не выдается только в случае оформления аварии по европротоколу.
  • В документ заносятся только видимые повреждения автотранспорта. Установить нанесенный ущерб в полной степени и первопричины возникновения повреждений может только независимая техническая экспертиза. При этом ограничение страховыми компаниями суммы выплат только списком поврежденных деталей указанных в справке, без учета данных независимой является незаконным.
  • Наличие углового штампа подразделения является достаточным и не требует дополнительного заверения печатью.
  • Страховыми компаниями не принимаются справки о ДТП с наличием незаверенных в ГИБДД исправлений либо незаполненных граф.

Если у вас возникли затруднения со сбором необходимой документации на получение компенсаций и страховых выплат или остались вопросы, обратитесь за разъяснениями к нашим правовым экспертам.

Справка о ДТП для страховой: как получить

Даже если оформление аварийной ситуации на дороге было осуществлено по всем правилам, то есть с привлечением службы ГАИ ГИБДД, в обязанности ее сотрудников не входит передача документации страховым учреждениям. Это должны делать как раз сами участники инцидента, которым и нужна материальная компенсация. До осени 2017 года нужно было предоставлять только справку и извещение об аварии. Далее в статье расскажем, какую документацию нужно собирать сегодня.

Кто и когда отменил выдачу справок о ДТП?

Раньше, чтобы получить компенсационную выплату по страховке ОСАГО, а иногда даже и по КАСКО, нужно было предоставить справку об аварии по форме №154. Сейчас она уже не нужна. К слову, утвердили ее еще в 2011 году, но в течение последних нескольких лет работники МВД не один раз говорили, что хотят вообще отменить ее. Этот план воплотился в реальность 20.10.2017 года.

Кроме этого, пункт 3.10 «О правилах ОСАГО», в котором было указано, что к заявке на получение компенсации нужно прикладывать справку об аварии из ГАИ ГИБДД, тоже с 24 марта 2019 года уже не действует согласно указу Банка России от 25 декабря 2017 года №4664-У. Теперь страховые учреждения не вправе со страховщиков требовать эти документы.

Какая документация нужна от инспектора ГАИ ГИБДД

В новых правилах указано, что заменяет справку о ДТП теперь ксерокопия протокола от работника ГАИ ГИБДД и распоряжение об админ. правонарушении или отказа в открытии админ. производства. В этих процессуальных бумагах должна содержаться та же информация, которая вписывалась и в справку об аварии. Протокол и распоряжение должны отражать не только сам факт нарушения правил на дороге и наименование административного взыскания, но и:

  1. Фамилию, имя, отчество, дату рождения и фактический адрес проживания всех лиц, задействованных в инциденте.
  2. День, месяц, год и точное время аварии.
  3. Информацию о столкнувшихся автомобилях.
  4. Серию, номер действующих полисов страхования ОСАГО всех фигурантов аварии и название страховых учреждений.
  5. Направление автовладельцев на прохождение медицинской экспертизы на определение наркотиков и алкоголя в крови.
  6. Описание визуальных увечий, которые получили машины во время столкновения.

Извещение о ДТП

Под извещением о ДТП подразумевается официальная бумага, которая составляется на месте аварийного инцидента. В ней описываются подробные сведения о фигурантах аварии, их ТС, о типе столкновения, нанесенных увечьях, а также в нее должны вписать стороны свое видение этой ДТП. Бланк включает самокопирующуюся лицевую часть и оборотную сторону.

Где получить бланк

За получением бланка извещения об аварии можно обратиться в любое страховое учреждение, занимающееся оформлением полисов ОСАГО. Менеджер к нему должен еще приложить рекомендации по заполнению.

У водителя нет бланка извещения о ДТП

В процессе оформления аварийного происшествия на дороге не важно, кто из участников предоставит бланк извещения для заполнения. Если ни у одной из сторон его нет, то можно попытаться позаимствовать его у других автовладельцев, следующих мимо.

Кто должен заполнить извещение?

Никакой разумный человек не захочет добровольно принять участие в ДТП. Но, несмотря на это, желательно чтобы в машине всегда хранился чистый формуляр извещения и пишущая ручка.

Но есть и исключение из этого положения. Например, если виновник согласен выплатить потерпевшему денежную компенсацию, а она тоже не против этого. Если инцидент на дороге оформляется по европротоколу, то извещение – это единственная бумага, доказывающая, что ДТП действительно было и кому-то причинен материальный убыток.

Как заполнять извещение об аварии

Каждый автовладелец должен быть в курсе, как правильно оформить извещение об аварии, так как эта бумага должна быть обязательно оформлена, если произошло столкновение на дороге.

Запомните следующие правила:

  1. Бумага должна быть не порванной, не помятой и без пятен.
  2. Писать на формуляре следует только шариковой ручкой и только синего цвета, а не гелиевой или вообще карандашом/фломастером.
  3. Весь текст должен быть написан печатными буквами.
  4. Если остались незаполненные графы, то возле них должен стоять просто прочерк.

Лицевая сторона документа

Лицевая сторона извещения об аварии включает 17 пунктов. С первого по восьмой и семнадцатый может заполнить один из участников инцидента на дороге, а во все другие графы каждый автовладелец должен вписать данные самостоятельно:

  1. Геолокация ДТП.
  2. День, месяц, год и примерное время ДТП.
  3. Общее число автомобилей, получивших увечья.
  4. Число потерпевших и погибших людей (при наличии).
  5. Данные об итоге освидетельствования на наличие в крови алкоголя и наркотиков (эта графа заполняется только в случае привлечения работников ГАИ ГИБДД).
  6. Полученный ущерб другими ТС или имуществом третьих лиц.
  7. Данные об очевидцах инцидента на дороге (ФИО, адрес фактического проживания, мобильный номер для связи). Если их нет, то это тоже нужно указать.
  8. Номер нагрудного знака работника ГАИ ГИБДД, если аварию оформлял инспектор.
  9. Сведения о ТС участниках аварии.
  10. ФИО и фактический адрес проживания владельца автомобиля.
  11. ФИО, фактический адрес проживания, мобильный телефон, номер и категория водительских прав человека, сидевшего за рулем ТС в момент свершения ДТП. Если он не является собственником транспорта, то еще дополнительно нужно указать название бумаги, на основании которой он вел авто.
  12. Информацию о страховых учреждениях (название фирмы, номер полиса страхования и период окончания его действия).
  13. Место на автомобиле, куда был произведен первый механический удар (указывается стрелочкой на картинке).
  14. Характер и список визуально обнаруженных увечий.
  15. Замечания сторон инцидента на дороге.
  16. Обстоятельства ДТП. Здесь каждый участник должен описать, что он сделал перед столкновением. Внизу нужно обязательно вписать количество пунктов (предпринятых действий).
  17. Схема аварии (графическое изображение).
  18. Подписи автовладельцев. Ставятся они на двух экземплярах такого документа.

Как только извещение заполнено и подписано, его листы разделяются. После этого внести изменения в документ уже невозможно. Так как оригинальный и самокопирующийся экземпляр полностью равнозначны, то кому какая часть достанется, не имеет значения.

Оборотная сторона

На оборотной стороне извещения каждый автовладелец должен заполнить графы самостоятельно.

Всего их семь:

  1. Машина: галочкой помечается ТС, автовладелец которого заполняет бланк с обратной стороны.
  2. Обстоятельства аварийного происшествия на дороге: кратко описывается инцидент на дороге с указанием наименования улиц, положения ТС на дороге и т.д.
  3. Указывается, собственник ли сидел за рулем в момент ДТП или нет.
  4. Сведения о других машинах, которые участвовали в аварии (если это больше двух ТС).
  5. Нанесенный имущественный ущерб другим владельцам авто (указываются их личные данные).
  6. Галочкой отметить, передвигается ли машина самостоятельно. Если нет, то нужно вписать ее текущее месторасположение.
  7. Примечания: дополнительная информация, которая относится к аварии. К примеру, фотография или видеозапись.

Если на обратной стороне бланка извещения не хватило места для отражения всех нюансов происшествия, то нужно в графе «С приложением» поставить галочку на «Да» и делать дальше записи на чистом новом листке А4 формата. Но не забудьте на нем указать, к какой графе относится текст и кто именно его написал.

Важные нюансы при заполнении извещения о ДТП

Обстоятельства аварийной ситуации на дороге могут быть совершенно разными, собственно, как и итог. Но не зависимо о того, каков был характер ДТП, и чем все закончилось, извещение должно быть заполнено всегда. При этом важно быть в курсе, как действовать в затруднительных ситуациях.

Какой срок отводится на предоставление извещения в СК?

Работники ГАИ ГИБДД никакого отношения к бланку извещения об аварии не имеют и отметок и печатей своих на нем не ставят. Касается он только участников, то есть автовладельцев и оформлением должны полностью заниматься они. Когда заполнение бумаг завершено, один экземпляр себе забирает одна сторона, а второй – другая. Текст бланков должен быть одинаковым. Затем не позднее, чем через 5 рабочих дней, все стороны должны передать бумагу в страховое учреждение, в котором приобретался полис страхования ОСАГО.

Обязан ли виновник сдавать свой экземпляр извещения о ДТП в СК

Автовладелец, чьи действия стали причиной аварийной ситуации на дороге, обязан в течение 5 суток с момента ДТП направить свой экземпляр извещения об аварии страховому учреждению, где ранее приобретал полис ОСАГО, в том случае, если оформлен инцидент был по европротоколу. При невыполнении этого обязательства, страховщик вправе потребовать с него сумму, которую выплатил пострадавшей стороне на устранение ущерба. Оговорен этот момент подробно в статье 14 ФЗ «Об Осаго». Кроме этого, на протяжении 15 дней он не должен сдавать свое ТС на ремонт или утилизировать его. За это время его машину должны изучить сотрудники страхового учреждения.

Читать еще:  Как оценивают автомобиль после ДТП страховые компании?

Отказ второго участника подписывать документ

Если второй участник аварийного инцидента на дороге по какой-то причине не хочет заполнять извещение об аварии или даже расписываться на нем, то тогда без привлечения работника ГАИ ГИБДД не обойтись, даже если машины практически не пострадали. Личные данные второй стороны ДТП можно вписать и собственноручно, но обязательно нужно указать в 15 пункте «Замечания», что сам человек отказался оформлять документ. Если есть очевидцы происшествия, то их ФИО и номера телефонов тоже нужно вписать в извещение.

Если не установлено, кто виноват в ДТП

В российском законодательстве предусмотрено, что в аварийном происшествии может и не быть виновной стороны. На самом деле любое ДТП – это последствие того, что кто-то из автовладельцев пренебрег правилами ПДД. Однако не во всех случаях за такое предусмотрено административное наказание. Например, работник ГАИ ГИБДД не может оштрафовать водителя, не справившегося с управлением, но при этом не превысившего скорость движения, из-за чего машины и столкнулись.

Если нет законной причины для применения административного правонарушения, значит и не наступит гражданская ответственность одного из участников. Но чтобы страховое учреждение выплатило деньги на ремонт автомобилей, должен быть найден виновник ДТП. Если его нет, то формально у страховой есть основание отказать в страховом платеже на ремонт транспорта. В подобной ситуации разрешить спор может только судебный орган.

Если по полученной от страхователей документации страховое учреждение не может определить уровень ответственности, то он произведет выплату не полной суммы компенсации, а только ее часть, равную отношению величины материального ущерба к цифре участников ДТП.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП

Если виновник аварийной ситуации на дороге пытается уехать с места инцидента, не дождавшись правоохранительных органов или не попытавшись решить ситуацию мирным путем, то есть явно хочет избежать ответственности, то обязательно нужно вызвать службу ГАИ ГИБДД, постараться запомнить его приметы и рассказать как можно подробней о случившемся. В подобной ситуации оформление аварийного происшествия будет произведено, но потерпевшая сторона получит только ксерокопию определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Получит она в этом случае страховую компенсацию от страховой или нет, зависит от итога расследования. Если правоохранительные органы отыщут виновника, то пострадавший сможет получить компенсационную выплату по ОСАГО или взыскать нужную сумма на ремонт ТС через судебный орган. Если его так и не найдут, то потратиться на восстановление ТС придется самому.

Итоги

Больше всего аварий в мире случается именно на дороге общественного пользования. Никто не застрахован и не может быть уверен на 100%, что никогда не создаст аварийную ситуацию или сам в нее не попадет по чей-то вине. Поэтому иметь бланк извещения о ДТП всегда в машине нужно. Не заполняется он только, если автовладелец наехал на:

  1. Недвижущийся объект.
  2. Человека, следовавшего пешком по улице.
  3. Человека, ехавшего на велосипеде.
  4. Животное.

В этом случае страховое учреждение по ОСАГО не обязано выплачивать автовладельцу деньги на покрытие ущерба.

Справка о ДТП для страховой

Юридическая консультация по автомобильному праву

Похожие темы по автомобильному праву

Выдается ли справка о ДТП в ГИБДД для страховой сегодня, и нужна ли она

С 20 октября 2017 года в ГИБДД уже не выдается справка о ДТП. Это вызвано отменой Приказа МВД № 154. Теперь для обращения за страховкой или предъявления иска к виновнику аварии нужно использовать извещение о ДТП, процессуальные материалы ГИБДД, отчеты об оценке ущерба. Разберем, по каким правилам оформлялась справка 154, можно ли ее использовать в 2019 году.

Нужна ли справка о ДТП для страховой: какое предназначение документа

Для получения выплат по ОСАГО, водитель или собственник должен подтвердить все обстоятельства ДТП, соблюсти предписания Федерального закона № 40-ФЗ. До отмены Приказа № 154 для доказывания использовались:

  • справка о дорожно-транспортном происшествии (она получила название «форма 154» по номеру Приказа МВД);
  • протоколы и постановления, подтверждающие факт нарушения ПДД;
  • извещение о ДТП, которое заполнялось самими водителями.

В период действия Приказа № 154, нести документы в страховую компанию без справки от ГИБДД было бесполезно. Почему?

С 20.10.2017 года Приказ № 154 был отменен, но до марта 2018 года продолжала действовать норма ОСАГО, обязывающая представить для страховой компании справку о ДТП. Поэтому многие водители сталкивались с правовой неопределенностью, не имея возможность представить полный комплект документов. С марта 2018 года из правил ОСАГО был исключен пункт о представлении страхователем указанного документа.

Хотя в 2019 году ГИБДД не имеет права выдавать справку, ранее оформленные бланки могут использоваться:

  • как доказательство в судебном процессе по иску к страховой компании (если бланк был представлен для суда до октября 2017 года, его обязаны учесть как доказательство);
  • как доказательство при взыскании ущерба с непосредственного виновника.

Учитывая, что судебные тяжбы могут тянуться годами, особенно при обжаловании в вышестоящих инстанциях, справки ф.154 по-прежнему можно встретить в материалах дел.

Нелегальные способы получения справки

До сих пор в интернете можно встретить предложения о покупке справки о ДТП, оформленной задним числом. Приобретая «левую» справку, недобросовестные водители рассчитывают получить компенсацию ОСАГО или КАСКО, увеличить размер повреждения и сумму выплат, доказать свою невиновность. Покупка нелегальной справки является прямым нарушением закона, влечет следующие последствия:

  • страховщик вправе подавать запрос в ГИБДД для подтверждения законности выданных бланков;
  • при выявлении факта представления незаконно полученного документа, заявитель привлекается к уголовной и гражданской ответственности (как правило, по ст. 159 УК РФ за мошенничество);
  • если по незаконному бланку уже перечислена страховка, ее взыскивают через суд.

Подробнее о рисках и последствиях получения нелегальных документов вы можете узнать на консультации наших специалистов.

Справка о ДТП отменена или нет: когда и зачем отменили документ

В 2019 году на территории России справки о ДТП не выдаются. Ранее выданный документ действует, если дорожный инцидент состоялся до 20.10.2017 года. Сейчас автовладельцы самостоятельно заполняют извещение о ДТП, либо с вызовом инспектора ГИБДД. В полиции или ГИБДД можно получить только копии материалов административных и уголовных дел, в которых содержатся сведения об аварии, вине водителей, характере повреждений.

Основной причиной отмены справки о ДТП являлись многочисленные нарушения сотрудников ГИБДД. Небрежность или ошибки в составлении документа приводили к длительным судебным спорам с участием страховых компаний и участников аварии. Поэтому было принято решение упростить процесс оформления документов, оставив за ГИБДД только функцию выявления нарушений ПДД.

В 2019 году даже при оформлении документов с привлечением ГИБДД справка ф. 154 не выдается. Чтобы получить страховку или подать иск на виновника, нужно оформить извещение о ДТП. В этом бланке будет указан характер повреждений всех автомашин, место первого удара, траектория движения транспорта перед столкновением, иные обстоятельства. Для подтверждения вины одного из участников ДТП нужно использовать протоколы и постановления о нарушении ПДД.

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Читать еще:  Экспертиза автомобиля после ДТП для страховой

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что , если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector