Является ли ДТП удар дверью на парковке ""
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Является ли ДТП удар дверью на парковке

Что делать, если задел дверью другую машину на стоянке?

Главная » ДТП » Оформление ДТП » Что делать, если задел дверью другую машину на стоянке?

В нашей статье поговорим об одном из самых распространенных видов дорожных происшествий – так называемые «аварии с дверью». Так именуются происшествия, при которых водитель одного транспортного средства, не посмотрев в зеркало заднего вида, открывает дверь, а в нее въезжает другой автомобиль, или же, когда на парковке автовладелец открывает дверь машины и ей задевает соседнюю машину.

Если вы присмотритесь к машинам, едущим по улицам вашего города вы без труда поймете, что именно такое происшествие наиболее распространено. Ведь остаются достаточно характерные повреждения дверей – вмятины, царапины.

Сегодня мы поговорим о том, чья вина в такого рода авариях, кто должен компенсировать причиненный ущерб и как действовать потерпевшему. Итак, приступим.

Что делать если поцарапали чужую машину дверью

Если вы, выйдя из торгового центра, подходите к своей машине и открывая дверь случайно задеваете соседнюю машину, то в этом случае говорить о дорожно-транспортном происшествии нельзя. Потому что это понятие подразумевает причинение повреждений в движении, а ни одна из машин не перемещалась.

Что можно предпринять в такой ситуации?

Самым правильным решением станет договориться с потерпевшим о добровольном возмещении причиненного ущерба. И ни в коем случае не пытайтесь уехать с места происшествия.

Если у вас или потерпевшего есть договор КАСКО, то необходимо о произошедшем сообщить страховой компании и узнать, что необходимо сделать, чтобы возместить ущерб.

Любое дорожно-транспортное происшествие это стрессовая ситуация, как для виновного, так и для потерпевшего. Поэтому не усугубляйте конфликт оскорблениями. В любой ситуации оставайтесь людьми.

Если же вы «зацепили» пешехода, то ситуация намного серьезнее, так как создалась угроза жизни и здоровью человека. Все зависит от степени тяжести увечий, которые причинены человеку.

Если никаких повреждений не оказалось, то решение просто. Однако проявите внимание к пострадавшему человеку и предложите подвезти его или оказать другую помощь.

Если же пешеходу причинены какие-то, даже не самые значительные увечья, то ни в коем случае не поддавайтесь панике и не покидайте место происшествия даже если вы уверены, что вашей вины нет.

В подобной ситуации нужно:

  • позвонить сотрудникам полиции и вызвать их на место происшествия;
  • если это необходимо, то вызвать скорую для потерпевшего.

В случае, когда потерпевший говорит, что с ним все в порядке и отказывается от вызова скорой и полиции, возьмите у него об этом расписку.

Ведь если на следующий день к вам придут сотрудники полиции и сообщат, что вы сбили человека, причинили ему множество травм и скрылись с места происшествия, вам будет как доказать свою правоту.

Вообще будет лучше вызвать сотрудников полиции, даже если потерпевший отказывается. Они составят все необходимые документы, запишут показания всех свидетелей и этим вы обезопасите себя от неблагоприятных последствий.

Стоит ли вызывать ДПС, если поцарапали машину дверью

В случае, если повреждения, которые причинены автомобилю незначительны, а оба водителя согласны решить вопрос на месте, то действительно не стоит вызывать сотрудников ГИБДД. Во-первый, их ожидание займет у вас умного времени, а во-вторых, намного больше времени и нервов придется потратить при процедуре административного разбирательства.

А вот в случае, когда автомобиль получил повреждение, находясь на парковке и вторая машина тоже не двигалась (водитель открывал дверь и задел соседнюю машину), инспектор ГИБДД к вам не поедет, ведь такое происшествие не относится к дорожно-транспортным. В этом случае фиксировать повреждения будет участковый территориального отдела полиции, поэтому и обращаться необходимо туда.

Что делать, если поцарапали машину во дворе?

Как быть, если на парковке зацепил машину и уехал, читайте тут.

Кто виноват в ДТП с открытой дверью автомобиля

Ситуация, когда повреждения причинены автомобилю в результате открывания двери, регламентированы в пункте 12.7 Правил дорожного движения. В нем законодатель устанавливает, что всегда виновно лицо, открывшее дверь, не зависимо от того, пассажир или водитель это. Так как действует запрет на открывание двери автомобиля, если это может создать помехи другим участникам на дороге.

Кто платит за ремонт автомобилей в ДТП с открытой дверью

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто, пассажир или водитель, открыл злополучную дверь транспортного средства.

Пассажир открыл дверь, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие.

В этом случае вся вина за случившуюся аварию ложится на пассажира. Естественно, что положения договора ОСАГО применить к этой ситуации невозможно, поэтому оплачивать ущерб, причиненный обоим транспортным средствам будет пассажир.

Дверь была открыта водителем и это привело к дорожно-транспортному происшествию.

Тут ситуация не будет столь однозначной. Теоретически страховая компания может отказать в выплате компенсации причиненного ущерба другому автовладельцу по ОСАГО. Хотя на практике такие требования все же удовлетворяются, и страховщик производит выплаты. Однако свою машину виновному придется ремонтировать за свой счет.

Удар дверью о соседнюю машину

Необходимо отдельно сказать о том, что дорожно-транспортным происшествием не будет признано повреждение чужого автомобиля при открытии дверей своего, так как нет обязательного условия – совершения маневров в движении. Поэтому в порядке гражданско-правовых отношений возмещать ущерб придется виновнику, а также и осуществлять ремонт своей машины из своего кармана.

В завершение необходимо сказать, что происшествий, связанных с открытой дверью, избежать несложно. Достаточно посмотреть в зеркало заднего вида или просто повернуть голову, перед тем, как открыть дверь.

Будьте внимательны на дорогах!

Когда происшествие на парковке является ДТП в 2020 году

Основная масса мелких повреждений автомобилей происходит из-за нарушений на стоянке. Столкновения во время парковки редко приводят к травмам водителей. Другое дело – наезд, при котором вполне возможны человеческие жертвы. Если верить статистике, ДТП на парковке – одно из наиболее частых происшествий, которое в наших дворах обычно даже не фиксируется. Дело в том, что трудно сразу понять, что произошло. Нередко царапины и вмятины на машине появляются в отсутствие хозяина. И тогда разобраться, кто виноват, невероятно сложно.

Считается ли происшествие на парковке дорожно-транспортным

Владельцу поврежденного на стоянке автомобиля важно найти виновника, чтобы компенсировать ремонт. Но для этого следует знать, является ли авария на парковке ДТП.

В п.1.2 ПДД и в законе об ОСАГО дается одинаковое определение дорожно-транспортного происшествия. Это событие с участием ТС в процессе движения по дороге, результатом которого стали повреждения ТС, сооружений, причинен прочий материальный ущерб, погибли или пострадали люди. По крайней мере, одно ТС должно двигаться, причем по дороге.

Если с движением еще как-то можно разобраться, то относится ли парковка к проезжей части? Нет, это прилегающая территория, однако движение здесь регулируется теми же правилами.

Таким образом, нарушения на парковке наказываются так же, как и на автодороге общего пользования.

Причины столкновений на стоянке

Причин повреждений авто на парковке может быть множество. Но здесь можно выделить наиболее вероятные, объективные обстоятельства, при которых многократно увеличивается риск столкновений:

  • движение задним ходом;
  • наличие шлагбаума, ограждения и прочих препятствий;
  • ограниченная площадь для маневрирования.

Теперь разберемся детальнее.

При движении задним ходом

Согласитесь, ездить задним ходом в любом случае сложнее. Парктроники и даже современные системы Park Assist не дают стопроцентной гарантии от столкновений. Особенности зеркал заднего вида не всегда позволяют точно оценивать расстояние до объектов, тем более в условиях плохой видимости и освещенности. К сожалению, все по-прежнему зависит от мастерства и внимательности водителя. Столкновение с объектами инфраструктуры или другими ТС приводит к ДТП.

Читать еще:  Комплексная автотехническая экспертиза по ДТП

Когда мешает шлагбаум

Сегодня парковки оснащаются системами с платежными терминалами и автоматическими шлагбаумами. Прежде чем попасть на стоянку, необходимо оплатить парковку. Такие системы имеют особенности работы. Как правило, терминалы не дают сдачу, шлагбаумы поднимаются с задержкой. Это создает условия для столкновений, особенно при спешке или невнимательности. В данном случае тоже можно говорить о ДТП.

Ограниченная площадь

Большая проблема наших парковок – недостаток пространства. Если площадка организована с нарушением требований ГОСТ, узкие проезды не оставляют достаточного для безопасного маневрирования ТС пространства. В таких условиях столкновение тоже считается ДТП.

Удар дверью

Разметка парковочных мест должна учитывать габариты ТС, в том числе грузовых. Расстояние между открытой дверцей и соседним ТС должно быть таким, чтобы мог пройти человек средней комплектации. Ст. 12.7 ПДД запрещает открывать двери, если это препятствует другим участникам движения.

Другими словами, если дверцей «хлопнули» по проезжающей машине или, наоборот, во время движения по стоящей, – это ДТП. Если была неосмотрительно открыта дверь стоящего авто и она задела также неподвижную соседнюю машину, к дорожно-транспортным это происшествие не относится. Если дверь открыл пассажир – виновник он.

Повреждение в результате действий природных сил

Некоторую сложность вызывают случаи, когда причиной повреждения ТС становится стихия. Определить, это ДТП или нет, можно сразу, обратив внимание на то, было ли движение машины в момент столкновения. Если упало дерево, сосулька с крыши и так далее на стоящую машину – это не ДТП. А вот если, например, от ветра завалится столб освещения во время движения авто по стоянке, ответы на вопросы об установлении виновников и компенсации ущерба придется искать в суде.

Как действовать при ДТП на парковке

Теперь разберемся, что делать при ДТП на стоянке. В принципе, алгоритм действий приведен в ПДД. В общем случае необходимо:

  1. Остановиться, выключить двигатель, поставить машину на ручной тормоз и включить аварийку.
  2. Вызвать скорую и оказать помощь пострадавшим.
  3. Выйти, поставить знак аварийной остановки.
  4. Вызвать ГИБДД, позвонить в страховую компанию.
  5. Определить, ведется ли на парковке видеонаблюдение, поискать очевидцев, зафиксировать повреждения и расположение других объектов, ТС.
  6. Написать заявление и оформить протокол.

Как оформляется ДТП на стоянке

Когда в аварии участвовало не более двух автомобилей, они застрахованы, произошедшее очевидно, виновник установлен, а ущерб не превышает 100 тыс. рублей, используется европротокол. Обе стороны заполняют бланк извещения, обмениваются контактами, информацией о страховщиках и разъезжаются.

Вариант не всегда удовлетворяет стороны, и без вызова ГИБДД в большинстве случаев не обходится. Сотрудники Госавтоинспекции оценивают ситуацию на месте, осматривают стоянку, опрашивают свидетелей, устанавливают виновника, составляют схему происшествия и протокол.

Если виновник сбежал

Когда виновник скрылся, его объявят в розыск. Самостоятельно заниматься поисками не рекомендуется, ведь для этого есть полиция и ГИБДД. Однако свидетельства очевидцев и записи камер наружного наблюдения можно попытаться собрать самостоятельно. До приезда ГИБДД необходимо осмотреть место происшествия, поискать отпечатки протекторов, осколки фар, отметины чужой краски на своей машине, любые другие следы, которые помогут установить марку, модель автомобиля и, соответственно, личность сбежавшего.

Придется написать заявление в полицию о розыске виновника. Но вообще покидать место происшествия запрещено, кроме случаев вынужденной или крайней необходимости.

Ответственность за ДТП на стоянке

Мера ответственности зависит от вида и тяжести совершенного правонарушения. КоАП содержит целый ряд статей, в которых определены штрафы за:

  • нарушение правил маневрирования (ст.12.14) – 500 руб.;
  • разворот и движение задним ходом (ст.12.11) – 2500 руб.;
  • нарушение правил встречного разъезда (ст. 12.15) – 1500 руб.;
  • непредоставление преимущества пешеходам/другим участникам движения (ст. 12.18) – от 1500 до 2500 руб.;
  • нарушение правил парковки (ст.12.19) – 500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.

Если будут пострадавшие, размеры взысканий вырастут.

Можно ли назвать ДТП на парковке страховым случаем

Прежде всего следует понять, что такое страховой случай. Это предусмотренное договором страхования событие, при наступлении которого страховщик обязан произвести выплату страхователю или пострадавшим третьим лицам. Еще совсем недавно инцидент на парковке страховщики не воспринимали как страховой случай, а ущерб возмещался согласно положениям ГК.

По полису ОСАГО

После внесения изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ в покрытие полиса включены придомовые территории – дворы, стоянки, некоторые виды паркингов. Поэтому ДТП здесь стало страховым случаем, однако при соблюдении определенных условий:

  • Участие двух ТС.
  • Наличие страховок у участников ДТП.
  • Отсутствие личной вины страхователя.
  • Признание виновной стороны.

Последний пункт представляет основную сложность, ведь придется доказать вину другого участника ДТП. Кроме того, на стоянках ГИБДД часто признаются виновными оба участника. Следовательно, проблемы в общении со страховой неизбежны.

В законе также сказано: если возникает гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, в соответствии с договором обязывающая страховщика возместить ущерб, то это страховой случай.

Если есть КАСКО

Полис КАСКО может покрывать почти все риски, в том числе разгул стихии. Но это добровольный вид страхования, который законом не регулируется. Чтобы определить, является ли ДТП на парковке страховым случаем, нужно просто ознакомиться с условиями договора. А еще лучше – внимательно изучить его на стадии оформления.

Преимущество данного полиса в том, что он работает, даже если виновник не установлен. А когда сумма ущерба небольшая, даже вызывать ГИБДД не требуется. Чтобы воспользоваться правом на выплату, необходимо выполнить все условия договора. Уведомить СК о наступлении страхового случая нужно в течение пяти дней.

Заключение

Итак, подведем итоги:

  • Не каждый инцидент на стоянке считается ДТП.
  • К авариям на парковках чаще приводят недостаток профессионализма и невнимательность водителей.
  • При ДТП действовать нужно согласно ПДД.
  • «Специальных» наказаний в КоАП за ДТП на парковке нет.
  • Для признания происшествия страховым случаем СК могут требовать установления только одного виновного.

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

«Ударить стоящую машину дверью – ДТП или нет»? Разбираемся, когда можно составлять «европротокол»

На первый взгляд, в инструкции по заполнению «европротокола» все кажется предельно ясным. Но все же спорные и неоднозначные ситуации то и дело возникают. Вместе с Бюро по транспортному страхованию рассмотрим несколько нестандартных случаев, в которых у водителей может возникнуть вопрос: «А имеем ли мы право составить „европротокол“ или все-таки надо вызвать ГАИ?»

Не все ситуации четко вписываются в обозначенные правила. Рассказывает AUTO.TUT.BY.

ДТП произошло с авто с иностранными номерами

Порядок действий будет таким же, как и при столкновении двух автомобилей с белорусскими номерами. Любой иностранный автомобиль, въезжающий на территорию Беларуси, обязан оформить страховой полис «зеленая карта». Так что, если вас «подобьет» иностранец, смело оформляйте «европротокол». Главное, чтобы «зеленая карта» у второго участника действительно была. Кстати, ее лучше сфотографировать.

ДТП произошло с авто с дипломатическими номерами

Несмотря на то, что для автомобилей с дипломатическими номерами нет обязанности оформлять «зеленую карту» при въезде в Республику Беларусь, при ДТП с таким авто вы в обычном порядке можете оформить «европротокол» и получить выплату при наличии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который должен быть оформлен в отношении автомобилей с дипломатическими номерами.

В ДТП был контакт двух авто, но один из них не получил повреждений

Это вполне жизненная ситуация: вывернутым колесом можно смять крыло или бампер соседней машины, при этом ваша не получит вообще никаких повреждений. В этом случае тоже можно оформлять «европротокол». Но страховая компания вправе назначить экспертизу, чтобы убедиться в том, что повреждения могли быть нанесены таким образом.

Читать еще:  Надо ли вызывать ГИБДД при мелком ДТП

В ДТП участвовали два авто, но контакта между ними не было

Как такое может быть? Представим, что один водитель подрезал другого. Уходя от удара, тот вывернул в столб, бордюр, другой автомобиль. Даже если «виновник» остановился и признал свою ошибку, специалисты Бюро по транспортному страхованию настоятельно рекомендуют вызвать ГАИ. Только инспекторы смогут достоверно установить степень вины каждого участника ДТП.

В результате ДТП автомобиль виновника поврежден более чем на 800 евро, а второй – менее

Такое может быть, если легковой автомобиль врезается, например, во внедорожник или грузовик. В этом случае вполне можно обойтись «европротоколом». По сути, ущерб потерпевшему выплачивает страховая компания виновника по договору обязательного страхования. Но если у виновника есть полис КАСКО или комплексного страхования, когда ущерб выплачивается как потерпевшему, так и виновнику, то необходимо вызывать ГАИ.

Не все, что произошло на дороге, – ДТП

Представим два автомобиля, стоящих рядом на парковке. Пассажир, выходя из автомобиля, открывает дверь и повреждает стоящий рядом автомобиль. Для того, чтобы ответить на вопрос, можно ли в данном случае оформить «европротокол», стоит задуматься, является ли произошедшее ДТП. Правилами дорожного движения четко определено, что дорожно-транспортным является происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. Поэтому в данной ситуации заполнять «европротокол» нельзя.

У участника ДТП страховка предыдущего собственника автомобиля

С сентября 2019 г. вступили в силу изменения в& законодательство о страховании, по которым договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств прекращается в случае отчуждения транспортного средства. Поэтому при оформлении «европротокола» необходимо особое внимание обратить на дату заключения договора страхования и дату выдачи свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства. Проверить наличие актуального договора страхования можно на сайте Белорусского бюро.

Ремонт и проверка форсунок в Гродно
“КристаллТрансСервис”
Гродно, Индурское шоссе, 17
+375 (29) 665-00-72

Удар дверью на парковке. Как возместить ущерб и доказать вину?

Удар дверью на парковке. Как возместить ущерб и доказать вину?

Ваш автомобиль повредили на парковке, при этом причинитель вреда скрылся с места происшествия – как возместить ущерб и доказать вину? С таким вопросом ко мне за юридической помощью обратился мой будущий доверитель, о чем и пойдет речь в настоящей статье.

Фабула дела:

В один из зимних вечеров мой будущий доверитель (назовем его Александр) находился у себя дома, в этот момент на принадлежащий ему номер телефона поступил звонок-уведомление о том, что сработал датчик удара, установленный в принадлежащем ему автомобиле (Хонда), сигнализирующий о том, что автомобилю причинены повреждения.

Незамедлительно Александр посмотрел в окно и увидел, как возле его автомобиля со стороны водительской двери стоит другой автомобиль марки Тойота с открытой водительской дверью. Далее водитель автомобиля Тойота захлопнул свою дверь, в спешном порядке сдал задним ходом и перепарковался неподалеку на другом месте. Александр вышел во двор дома, после чего обнаружил, что водительская дверь его автомобиля имеет повреждения в нижней части. После этого Александр подошел к автомобилю Тойота, осмотрел его и понял, что повреждения его автомобилю были причинены в результате открывания водительской двери данного автомобиля. Александр вызвал сотрудников полиции и зафиксировал факт повреждения своего автомобиля, а также при помощи сотрудников полиции установил личность водителя автомобиля Тойота. Водитель Тойоты отрицал факт нанесения повреждений, при это не оспаривал, что припарковался возле автомобиля, принадлежащего Александру, но так как места (бокового интервала) для выхода из автомобиля ему было мало, он перепарковался в другом месте.

Сотрудники полиции провели осмотр места происшествия, после чего было благополучно вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, что, собственно, и следовало ожидать.

Подготовка доказательственной базы и рассмотрение дела:

Причиненный ущерб, а он, к слову, был существенным, Александр решил возместить за счет причинителя вреда – водителя автомобиля Тойота. Сложность лишь была в том, что водитель отрицал факт нанесения повреждений, а прямые доказательства этого отсутствовали.

В порядке подготовки к последующему обращению в суд были получены записи с камер видеонаблюдения, из которых следовало, что автомобиль Тойота паркуется со стороны водительской двери автомобиля Хонда, выключает фары, далее срабатывает сигнализация автомобиля Хонда, о чем свидетельствует мигание аварийных сигналов. После чего автомобиль Тойота включает фары и резко начинает движение задним ходом, перепарковывается на другое место. Камера была установлена достаточно на удаленном от происшествия месте, да и качество записи было не очень, самого удара на ней видно не было. В связи с чем, одной видеозаписи было явно недостаточно для подкрепления своей позиции.

Для придания доказательственной силы к указанной видеозаписи были приобщены детализация вызовов с телефонного номера, принадлежащего Александру, согласно которой в момент рассматриваемых событий на его телефон поступал звонок-уведомление о том, что сработал установленный на автомобиле датчик удара. Также было приобщено Руководство по эксплуатации сигнализации и заказ-наряд на её установку, из которых следовало, что на автомобиль Хонда была установлена сигнализация с автозапуском и обратной связью. Согласно руководству по эксплуатации сигнализации следовало, что при нарушении зон охраны система немедленно оповестит об этом владельца всеми доступными средствами: отправит тревожное извещение на пейджерный брелок, позвонит или отправит текстовое сообщение владельцу. В случае удара по охранной зоне автомобиля срабатывает предупредительный уровень датчика. Таким образом, указанными документами подтверждалось, что на автомобиль Александра была установлена соответствующая сигнализация, и исходя из содержания видеозаписи, описания сигналов, которые возникают при срабатывании датчиков удара, следовало, что один световой сигнал, запечатленный на видеозаписи, сработал в результате удара по автомобилю.

В качестве доказательств также использовались протокол устного принятия заявления о преступлении, в ходе которого Александр, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, указал обстоятельства при которых был причинен ущерб его имуществу, а также постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, из которого следовало, что водитель автомобиля Тойота не отрицал факта, что парковал свой автомобиль возле автомобиля Александра, однако его автомобиль был припаркован на столько близко к автомобилю Александра что последний не смог из него выйти.

Для закрепления позиции по моему ходатайству по делу была назначена судебная трасологическая экспертиза с постановкой вопроса: Возможно ли возникновение повреждений водительской двери автомобиля Хонда в результате открывания передней или задней двери автомобиля Тойота, при обстоятельствах, изложенных в материалах гражданского дела?

Согласно заключению эксперта, в ходе проведенного исследования установлен комплекс признаков, позволяющих сделать вывод, что повреждение водительской двери (передняя левая) автомобиля Хонда в результате открывания передней двери автомобиля Тойота при обстоятельствах, изложенных в материалах гражданского дела, возможно.

Итог по делу:

С учетом совокупности представленных доказательств судом было вынесено решение об удовлетворении заявленных требований о возмещении ущерба, а также взыскании понесенных судебных издержек.

Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович

Когда происшествие на парковке является ДТП в 2020 году

Основная масса мелких повреждений автомобилей происходит из-за нарушений на стоянке. Столкновения во время парковки редко приводят к травмам водителей. Другое дело – наезд, при котором вполне возможны человеческие жертвы. Если верить статистике, ДТП на парковке – одно из наиболее частых происшествий, которое в наших дворах обычно даже не фиксируется. Дело в том, что трудно сразу понять, что произошло. Нередко царапины и вмятины на машине появляются в отсутствие хозяина. И тогда разобраться, кто виноват, невероятно сложно.

Читать еще:  Продать машину после ДТП

Считается ли происшествие на парковке дорожно-транспортным

Владельцу поврежденного на стоянке автомобиля важно найти виновника, чтобы компенсировать ремонт. Но для этого следует знать, является ли авария на парковке ДТП.

В п.1.2 ПДД и в законе об ОСАГО дается одинаковое определение дорожно-транспортного происшествия. Это событие с участием ТС в процессе движения по дороге, результатом которого стали повреждения ТС, сооружений, причинен прочий материальный ущерб, погибли или пострадали люди. По крайней мере, одно ТС должно двигаться, причем по дороге.

Если с движением еще как-то можно разобраться, то относится ли парковка к проезжей части? Нет, это прилегающая территория, однако движение здесь регулируется теми же правилами.

Таким образом, нарушения на парковке наказываются так же, как и на автодороге общего пользования.

Причины столкновений на стоянке

Причин повреждений авто на парковке может быть множество. Но здесь можно выделить наиболее вероятные, объективные обстоятельства, при которых многократно увеличивается риск столкновений:

  • движение задним ходом;
  • наличие шлагбаума, ограждения и прочих препятствий;
  • ограниченная площадь для маневрирования.

Теперь разберемся детальнее.

При движении задним ходом

Согласитесь, ездить задним ходом в любом случае сложнее. Парктроники и даже современные системы Park Assist не дают стопроцентной гарантии от столкновений. Особенности зеркал заднего вида не всегда позволяют точно оценивать расстояние до объектов, тем более в условиях плохой видимости и освещенности. К сожалению, все по-прежнему зависит от мастерства и внимательности водителя. Столкновение с объектами инфраструктуры или другими ТС приводит к ДТП.

Когда мешает шлагбаум

Сегодня парковки оснащаются системами с платежными терминалами и автоматическими шлагбаумами. Прежде чем попасть на стоянку, необходимо оплатить парковку. Такие системы имеют особенности работы. Как правило, терминалы не дают сдачу, шлагбаумы поднимаются с задержкой. Это создает условия для столкновений, особенно при спешке или невнимательности. В данном случае тоже можно говорить о ДТП.

Ограниченная площадь

Большая проблема наших парковок – недостаток пространства. Если площадка организована с нарушением требований ГОСТ, узкие проезды не оставляют достаточного для безопасного маневрирования ТС пространства. В таких условиях столкновение тоже считается ДТП.

Удар дверью

Разметка парковочных мест должна учитывать габариты ТС, в том числе грузовых. Расстояние между открытой дверцей и соседним ТС должно быть таким, чтобы мог пройти человек средней комплектации. Ст. 12.7 ПДД запрещает открывать двери, если это препятствует другим участникам движения.

Другими словами, если дверцей «хлопнули» по проезжающей машине или, наоборот, во время движения по стоящей, – это ДТП. Если была неосмотрительно открыта дверь стоящего авто и она задела также неподвижную соседнюю машину, к дорожно-транспортным это происшествие не относится. Если дверь открыл пассажир – виновник он.

Повреждение в результате действий природных сил

Некоторую сложность вызывают случаи, когда причиной повреждения ТС становится стихия. Определить, это ДТП или нет, можно сразу, обратив внимание на то, было ли движение машины в момент столкновения. Если упало дерево, сосулька с крыши и так далее на стоящую машину – это не ДТП. А вот если, например, от ветра завалится столб освещения во время движения авто по стоянке, ответы на вопросы об установлении виновников и компенсации ущерба придется искать в суде.

Как действовать при ДТП на парковке

Теперь разберемся, что делать при ДТП на стоянке. В принципе, алгоритм действий приведен в ПДД. В общем случае необходимо:

  1. Остановиться, выключить двигатель, поставить машину на ручной тормоз и включить аварийку.
  2. Вызвать скорую и оказать помощь пострадавшим.
  3. Выйти, поставить знак аварийной остановки.
  4. Вызвать ГИБДД, позвонить в страховую компанию.
  5. Определить, ведется ли на парковке видеонаблюдение, поискать очевидцев, зафиксировать повреждения и расположение других объектов, ТС.
  6. Написать заявление и оформить протокол.

Как оформляется ДТП на стоянке

Когда в аварии участвовало не более двух автомобилей, они застрахованы, произошедшее очевидно, виновник установлен, а ущерб не превышает 100 тыс. рублей, используется европротокол. Обе стороны заполняют бланк извещения, обмениваются контактами, информацией о страховщиках и разъезжаются.

Вариант не всегда удовлетворяет стороны, и без вызова ГИБДД в большинстве случаев не обходится. Сотрудники Госавтоинспекции оценивают ситуацию на месте, осматривают стоянку, опрашивают свидетелей, устанавливают виновника, составляют схему происшествия и протокол.

Если виновник сбежал

Когда виновник скрылся, его объявят в розыск. Самостоятельно заниматься поисками не рекомендуется, ведь для этого есть полиция и ГИБДД. Однако свидетельства очевидцев и записи камер наружного наблюдения можно попытаться собрать самостоятельно. До приезда ГИБДД необходимо осмотреть место происшествия, поискать отпечатки протекторов, осколки фар, отметины чужой краски на своей машине, любые другие следы, которые помогут установить марку, модель автомобиля и, соответственно, личность сбежавшего.

Придется написать заявление в полицию о розыске виновника. Но вообще покидать место происшествия запрещено, кроме случаев вынужденной или крайней необходимости.

Ответственность за ДТП на стоянке

Мера ответственности зависит от вида и тяжести совершенного правонарушения. КоАП содержит целый ряд статей, в которых определены штрафы за:

  • нарушение правил маневрирования (ст.12.14) – 500 руб.;
  • разворот и движение задним ходом (ст.12.11) – 2500 руб.;
  • нарушение правил встречного разъезда (ст. 12.15) – 1500 руб.;
  • непредоставление преимущества пешеходам/другим участникам движения (ст. 12.18) – от 1500 до 2500 руб.;
  • нарушение правил парковки (ст.12.19) – 500 руб., а в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей.

Если будут пострадавшие, размеры взысканий вырастут.

Можно ли назвать ДТП на парковке страховым случаем

Прежде всего следует понять, что такое страховой случай. Это предусмотренное договором страхования событие, при наступлении которого страховщик обязан произвести выплату страхователю или пострадавшим третьим лицам. Еще совсем недавно инцидент на парковке страховщики не воспринимали как страховой случай, а ущерб возмещался согласно положениям ГК.

По полису ОСАГО

После внесения изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ в покрытие полиса включены придомовые территории – дворы, стоянки, некоторые виды паркингов. Поэтому ДТП здесь стало страховым случаем, однако при соблюдении определенных условий:

  • Участие двух ТС.
  • Наличие страховок у участников ДТП.
  • Отсутствие личной вины страхователя.
  • Признание виновной стороны.

Последний пункт представляет основную сложность, ведь придется доказать вину другого участника ДТП. Кроме того, на стоянках ГИБДД часто признаются виновными оба участника. Следовательно, проблемы в общении со страховой неизбежны.

В законе также сказано: если возникает гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, в соответствии с договором обязывающая страховщика возместить ущерб, то это страховой случай.

Если есть КАСКО

Полис КАСКО может покрывать почти все риски, в том числе разгул стихии. Но это добровольный вид страхования, который законом не регулируется. Чтобы определить, является ли ДТП на парковке страховым случаем, нужно просто ознакомиться с условиями договора. А еще лучше – внимательно изучить его на стадии оформления.

Преимущество данного полиса в том, что он работает, даже если виновник не установлен. А когда сумма ущерба небольшая, даже вызывать ГИБДД не требуется. Чтобы воспользоваться правом на выплату, необходимо выполнить все условия договора. Уведомить СК о наступлении страхового случая нужно в течение пяти дней.

Заключение

Итак, подведем итоги:

  • Не каждый инцидент на стоянке считается ДТП.
  • К авариям на парковках чаще приводят недостаток профессионализма и невнимательность водителей.
  • При ДТП действовать нужно согласно ПДД.
  • «Специальных» наказаний в КоАП за ДТП на парковке нет.
  • Для признания происшествия страховым случаем СК могут требовать установления только одного виновного.

Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector