Как оценить ремонт авто после ДТП

Как оценивают ущерб при ДТП: порядок процедуры, цена, виды экспертиз

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Среди важнейших вопросов, встающих перед владельцем транспортного средства, попавшего в ДТП, на первый план выходит один основной — как правильно провести экспертизу автомобиля после ДТП. Важно знать, кто выполняет анализ повреждений и оценивает ущерб, какие меры нужно предпринять, чтобы стоимость ремонтных затрат была полностью компенсирована.

Правильная оценка повреждений, полученных автомобилем или пассажиром, может гарантировать возврат максимальной суммы выплат по страховке ОСАГО и КАСКО. Отсутствие необходимых знаний неизбежно ведёт к множественным ошибкам и, как результат, — снижению полагающихся выплат.

Как оценивают ущерб автомобиля при ДТП

Все последствия ДТП должны быть чётко зафиксированы водителем. Нужно сфотографировать обломанные куски, осколки, вмятины и внутренние повреждения, следы шин, место аварии и иные объекты. Общаясь с автоинспектором, следует детально отразить обстоятельства, сопутствовавшие аварии. Это поможет:

  • сотрудникам ГИБДД оформить протокол без искажения фактов произошедшего;
  • подтвердить информацию, изложенную в европротоколе;
  • страховым агентам правильно оценить обстоятельства происшествия и степень повреждений, возместить ущерб в максимально возможном объёме, а не только за те повреждения, которые зафиксированы в протоколе сотрудников ГИБДД.

Автотехническая экспертиза автомобиля после дорожно-транспортного происшествия производится страховой компанией для оценки ущерба, полученного ТС. Для этого в соответствии с Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 01.01.2018) в страховую компанию предоставляется заявления, к которому прикладываютс (п. 3.10 Положения):

  • заверенная копия удостоверения личности потерпевшего (выгодоприобретателя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя выгодоприобретателя;
  • документы с банковскими реквизитами для перечисления страхового возмещения, еслионо будет производиться в безналичном порядке;
  • согласие органов опеки и попечительства, в случае, если выплата страхового возмещения будет производиться представителю лица (потерпевшего (выгодоприобретателя), не достигшего возраста 18 лет;
  • извещение о ДТП;
  • копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если оформление ДТП осуществлялось при участии сотрудников ГИБДД, а составление таких документов предусмотрено законодательством РФ;
  • документы, подтверждающие нанесение вреда здоровью, жизни и/или имуществу потерпевшего, видео- и фотоматериалы.

Правила осмотра авто и оценки ущерба после ДТП в страховой фирме регламентированы Положением Банка России от 19.09.2014 № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства».

Цена автоэкспертизы после ДТП

Оценка стоимости ремонта авто складывается из нескольких составляющих:

  • модели автомобиля и необходимых для ремонта запчастей;
  • стоимости запчастей;
  • степени изношенности деталей;
  • характера полученных повреждений;
  • степени сложности демонтажа, ремонтных работ, установки;
  • доступности деталей на российском рынке.

Назвать точную сумму, однозначно определяющую, сколько будет стоить экспертиза автомобиля при ДТП, невозможно, так как этот показатель зависит от нескольких обстоятельств:

  • в каком субъекте РФ осуществляется экспертиза;
  • сколько повреждений получено автомобилем (определяется визуально);
  • какие расценки за услуги установлены компанией, проводящей экспертизу;
  • предоставляются ли дополнительные услуги.

Ценовой диапазон стоимости экспертной оценки варьируется от 2,5 тыс. до 12 тысяч рублей. В столичных компаниях стоимость услуг выше, чем в региональных. Расценки зависят и от вида экспертизы. Стоимость трасологической оценки начинается от 15 тыс. рублей.

Онлайн-калькулятор оценки автомобиля после ДТП

Проведение оценочных работ регламентируется Положением Банка России от 19.04.2014 № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства». Такой подход к проведению оценочной экспертизы предусмотрен Федеральным законом об ОСАГО № 40-ФЗ (ст. 12.1, ч.3).

Точная стоимость запчастей и ремонтных работ зависит от обстоятельств ДТП и определяется в соответствии с порядком расчёта:

  • расходов, необходимых для приобретения материалов и запчастей — принимается во внимание стоимость не только самих деталей, но и восстановительных работ;
  • степени износа деталей, требующих замены, срока эксплуатации, пробега машины;
  • остатков автомобиля при его полной гибели, годных к использованию — учитывается стоимость демонтажа, хранения, установки запчастей, соотношение стоимости неповреждённых и повреждённых деталей, объём механических повреждений.

Использование формулы для самостоятельного расчёта стоимости автомобиля после ДТП представляется затруднительным, потому что сама формула содержит много составляющих, в том числе и логарифмы. Упростить задачу предварительной оценки призван калькулятор оценки повреждений и ремонта авто онлайн.

Какие вопросы нужно задавать оценщику

Автотехническая экспертиза, устанавливающая причинно-следственные связи обстоятельств ДТП, призвана ответить на главный вопрос: выполнил ли водитель основные требования ПДД в соответствии с дорожной обстановкой в момент происшествия, имел ли он техническую возможность избежать аварии.

Для того, чтобы в пользу автовладельца были собраны веские аргументы, а размер ущерба оценён по рыночной стоимости, при проведении автотехнической экспертизы вопросы для автоэксперта по ДТП должны быть сформулированы грамотно и содержательно.

Подробный перечень состоит из нескольких десятков вопросов. В том числе для оценки ущерба перед автоэкспертом ставят следующие вопросы:

  1. Как определяется остаточная стоимость ТС и ремонта по его восстановлению?
  2. Какова рыночная стоимость ТС?
  3. Каков размер утраченной товарной стоимости?
  4. Какое значение у коэффициента износа ТС и его агрегатов?
  5. Сколько стоят уцелевшие и пригодные к эксплуатации остатки ТС после ДТП?
  6. Сколько стоят запасные части?

Если в машине установлено дополнительное оборудование или перед аварией осуществлялись ремонтные работы, автоэксперту следует задать вопросы по поводу исправности и качества закрепления узлов и деталей, которые могли стать причиной ДТП.

Срок проведения автотехнической экспертизы после аварии

После поступления заявления в страховую компанию с потерпевшим согласовывают дату, место, время осмотра автомобиля (Положение о правилах ОСАГО №431-П, п. 3.11). Срок представления повреждённого авто для осмотра и экспертизы после ДТП ограничен 5-ю рабочими днями.

Непосредственно экспертиза должна быть проведена за 5 рабочих дней с момента, когда потерпевший предоставил ТС. Осмотр авто проводят эксперты — представители страховщика, специалисты в области автомобильной техники.

Основания для продления этого срока законодательно не определены, но на практике такое происходит достаточно часто из-за технологических нюансов внутреннего осмотра, необходимости предоставления дополнительных документальных материалов, без которых невозможно провести полноценную и всестороннюю экспертизу.

Что такое дефектовка автомобилей после ДТП

Необходимая процедура для всесторонней оценки ущерба, полученного автомобилем при ДТП, — дефектовка. Она помогает выявить не только видимые, но и скрытые повреждения, дефекты, ведущие к нарушению геометрии кузова, дефектам в подвесках.

Дефектовка проводится на специализированных СТО, занимающихся кузовным ремонтом. Оплачивается автовладельцем.

При таком обследовании обязательно присутствие представителя страховщика — квалифицированного эксперта. По результатам детального осмотра составляют акт дефектовки с перечислением всех выявленных повреждений.

Виды экспертиз

Максимально полную картину ДТП можно составить только по результатам комплексного проведения технического обследования по разным направлениям. Существуют разные виды экспертиз:

  1. Автотехническая. Устанавливает обстоятельства аварии. Определяет технические параметры и устанавливает дорожную обстановку в момент происшествия. Анализирует достаточность, последовательность и обоснованность действий водителя по отношению к обстановке, сложившейся на дороге в момент аварии. Срок проведения: от 10 дней до двух месяцев.
  2. Трасологическая. Изучая следы, которые были оставлены автомобилями на месте ДТП, эксперт определяет их марки, тип шин, вероятность участия в столкновении. Срок проведения: до 30 дней.
  3. Автотовароведческая. Назначается, если возникли разногласия по оценочной стоимости. Срок проведения: 10-15 дней.
  4. Комплексная. Проводится специалистами из разных областей экспертной деятельности. По результатам осмотра составляется общий отчёт, отражающий всестороннюю картину обстоятельств ДТП.

Особый вид анализа аварии — судмедэкспертиза. Она назначается при наличии пострадавших. Срок проведения: от 2-х недель до одного месяца.

Как оспорить экспертизу ТС

Если после оценки повреждений сумма, выставленная страховщиком, не соответствует реальной стоимости восстановительных работ, страховой компании предъявляется претензия. В ней отражаются точные расчёты, произведённые своими силами, с помощью онлайн-калькулятора или после обращения к независимым экспертам. К помощи независимой экспертизы обращаются в трёх случаях:

  1. Разногласия и споры заинтересованных сторон привели в судебные инстанции. В этом случае независимая экспертиза соберёт доказательства объективного расследования.
  2. Страховая компания сомневается в точности предоставленной экспертами оценочной информации.
  3. Потерпевший считает, что сумма ущерба больше начисленных компенсаций.

В случае обращения к независимым экспертам к заявлению прилагаются копия извещения о ДТП, материалы, фиксирующие обстоятельства аварии, отчёт о предыдущей экспертизе, договор ОСАГО. Если за независимой оценкой обратилась страховая компания, то к данному перечню прилагают копию учредительного документа, указывающего на вид деятельности.

Если достоверность экспертной оценки вызывает сомнения, оспорить решение эксперта можно только в судебном порядке:

  • Постановление о результатах проведения экспертной оценки представляется в суд.
  • Представленный отчёт тщательно анализируется.
  • Эксперта вызывают в судебное заседание.
  • Подаётся ходатайство об обеспечении повторной экспертизы.
Читать  Сроки административного расследования при ДТП без пострадавших

Читать еще:  Сверка ДТП с органами ГИБДД

Независимая экспертиза является гарантом защиты прав водителя, ставшего участником ДТП.

Как оценить ремонт авто после ДТП

Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?

  • Статьи
  • Оценка ущерба при ДТП

Проведение оценки ущерба при ДТП: зачем это нужно?

Как показывает судебная практика, страховые компании все чаще и чаще занижают, либо вообще отказывают в выплате страхового возмещения. Первым этапом борьбы с недобросовестной страховой компанией является проведение независимой оценки автомобиля после ДТП. Она необходима для того, чтобы установить среднерыночную стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

Оценку ущерба после ДТП осуществляет и сам страховщик, но, как правило, у данных экспертов нет соответствующего образования, предусмотренных законодательством РФ, следовательно, страховая оценка автомобиля после ДТП не является надлежащим доказательством расчета ущерба после ДТП. Законом не предусмотрено обязательное предоставление на осмотр транспортного средства после ДТП страховщику, достаточно известить страховщика телеграммой о:

  • месте;
  • дате;
  • времени проведения оценки ТС.

Но в данном случае, скорее всего, страховщик не упустит своего шанса и неправомерно откажет в выплате страхового возмещения по причине не предоставления на осмотр автомобиля после ДТП.

Как оценить ущерб после ДТП?

Сейчас на рынке существует огромное количество лиц, осуществляющих оценку машин после ДТП, поэтому при выборе независимого оценщика при ДТП на вашем пути встретятся немало «подводных камней».

Прежде чем начать поиск оценщика автомобилей после ДТП, нужно понять, в чем заключается разница между экспертом и оценщиком. Здесь все достаточно просто. Оценщики определяют рыночную стоимость объекта оценки, а эксперты отвечают на такие вопросы, как:

  • наличие и характер технических повреждений ТС;
  • причины возникновения технических повреждений ТС;
  • технология, объем и стоимость ремонта ТС.

Поэтому лучше всего выбирать оценщика, который должен иметь статус, как эксперта, так и оценщика.

Особенности проведения экспертизы по ОСАГО

Проведение оценки после ДТП по страховым случаям по ОСАГО имеют ряд своих особенностей. Согласно ФЗ «Об ОСАГО» для проведения независимой технической экспертизы привлекается ТОЛЬКО эксперт-техник. В соответствии с ФЗ об ОСАГО и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства» экспертом—техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную переподготовку по независимой технической экспертизе, профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям к экспертам-техникам и аттестации, при положительных результатах, внесенное в государственный реестр экспертов-техников.

Также при оценке авто после ДТП по страховым случаям ОСАГО следует помнить, что в соответствии со ст. 12 п. 19 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба автомобиля на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

Нововведения, о которых необходимо знать

С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.

Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса. Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля. Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.

Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.

Выбор места проведения экспертизы

На месте ДТП оценка ущерба это самый идеальный вариант, но не все помнят об этом в стрессовой ситуации, да и не все скрытые повреждения есть возможность осмотреть. Осмотр автомобиля на месте ДТП очень хорошо подходит для небольших происшествий, когда поцарапано только оперение кузова: крыло, бампер, дверь. В случаях с более объёмными повреждениями (вмятины на кузове, разбитый бампер) рекомендуется проводить осмотр на территории автосервиса.

Как проводится оценка стоимости ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП?

Оценка стоимости ремонта автомобиля после ДТП в рамках системы ОСАГО с 2014 года проводится по новой единой методике утвержденной Банком России.

На сегодняшний день, не все автолюбители знают, как проводится оценивание полного восстановления машины, попавшей в автомобильную аварию. Мы постараемся всесторонне рассмотреть этот вопрос.

Короткая предыстория

До 2014 года существовало пять разных методик, позволяющих оценить стоимость ремонта автомобиля после дорожно-транспортного происшествия. Этим пользовались страховые компании, работающие по системе ОСАГО, и выбирали методики, позволяющие занижать размеры компенсационных выплат.

Автомобилистам, полученных страховых выплат, не хватало для восстановительного ремонта машины, попавших в автомобильную аварию. Им приходилось в массовом порядке заказывать независимую экспертизу для того, чтобы рассчитать стоимость ремонта, который полностью восстановит автомобиль для дальнейшей безопасной его эксплуатации.

Оценивание восстановительного ремонта, проводилось экспертными компаниями или экспертами-техниками, по методикам, которые не использовались страховщиками. Рассчитанная сумма компенсации позволяла полностью восстановить поврежденный при дорожно-транспортном происшествии автомобиль.

Результаты независимой экспертизы и расчет компенсации ремонта машины, выполненный оценщиком при страховой компании, могли существенно отличаться друг от друга. Желая получить страховые выплаты, позволяющие полностью отремонтировать машину, поврежденную при ДТП, а не заниженные страховщиками компенсации автолюбители вынуждены были обращаться с иском в суды.

Судебные инстанции в большинстве случаев принимали положительные для автовладельцев решения. Страховые компании по решению суда производили выплаты, позволяющие восстановить автомобиль, а также полностью покрывали расходы потерпевших водителей на организацию и проведение независимой экспертизы.

Тем самым, страховщики несли дополнительные расходы, оплачивая независимую экспертизу. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выступил инициатором разработки единой методики расчета объективной суммы денег, позволяющей провести восстановительный ремонт машины после автомобильной аварии по страховке ОСАГО.

Законные новшества

21.07.2014 года в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ была введена статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». Частью 3 этой статьи предусмотрено, что оценивание стоимости ремонта автомобилей, поврежденных при ДТП, должно проводиться по единой методике, которую утверждает Банк России.

После внесения изменений в закон об ОСАГО Банк России принял Положение «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.09.2014 г. № 432-П. Принятое Положение состоит из 7 глав и 10 приложений, которые рассматривают все аспекты проведения оценки стоимости восстановительного ремонта.

РСА разработала единые справочники для расчёта средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ. Расчет стоимости полного восстановления машины, поврежденной при автомобильной аварии, по полису автогражданки проводят только по этим единым справочникам.

Законом об ОСАГО предусмотрено, что сумма денег на проведение восстановительного ремонта должна рассчитываться по единой методике не только оценщиками, работающими при страховых компаниях, а также экспертами-техниками, проводящими независимую экспертизу и судебными экспертами.

Таким образом, удалось сформировать единый оценочный подход к расчету стоимости восстановления автомобильного транспорта, пострадавшего при дорожном происшествии. Страховщики и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, и поэтому, предоставленные ими результаты не должны сильно отличаться между собой.

Следует знать, что после введения Банком России единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт произошли изменения в судебной практике.

Если разница между страховыми выплатами и требованиями пострадавшего водителя не превышает 10%, то иск не примут к рассмотрению. Эти 10% относят к статистической погрешности.

Нюансы методики

В единой методике определения размера расходов, на восстановительный ремонт, поврежденного при ДТП транспорта, учитывается коэффициент износа транспортного средства, в зависимости от величины пробега и возраста. В методике возраст автомобиля считается по количеству полных лет от даты эксплуатации машины, а не ее выпуска.

Если автомобиль сошел с конвейера в 2013 году, а был продан только в 2016 году, то именно с последней даты считается его возраст. Методикой предусмотрено, что возможно, машина уже ремонтировалась, и некоторые детали были заменены. В таком случае, к ним применяется индивидуальный коэффициент износа.

Следует знать, что коэффициент износа не применяется, когда рассчитывается восстановление всех элементов безопасности машины.

Читать  Как оформить протокол ДТП самостоятельно?

Читать еще:  Как оформить извещение о ДТП образец заполнения Запчасти.

К ним относятся:

  • система рулевого управления;
  • тормозная система;
  • оптика;
  • ремни и подушки безопасности.

По закону, при неисправности какого-то элемента безопасности транспортного средства водителю запрещается его эксплуатировать. Поэтому, он обязан регулярно проверять работу всех элементов безопасности, и в случае необходимости, проводить ремонт или замену.

Когда какой-то детали автомобиля или материала, используемого при ремонте, а также нормо-часов определенных работ нет в единых ценовых справочниках, то эксперт должен рассчитать на них среднюю цену. При этом он будет ориентироваться на цены дилеров конкретной марки автомобиля. Общая стоимость восстановительного ремонта будет рассчитана специалистом не по формуле, а вручную.

Процедура оценивания стоимости ремонта машины

Эксперт проводит расчет цены восстановительного ремонта на основании подписанного акта осмотра транспортного средства. Он должен строго придерживаться единой методики. Для того чтобы правильно оценить стоимость восстановления машины, поврежденной в результате автомобильной аварии, эксперт-техник предварительно выполняет предусмотренные действия.

Подготовительные работы

Во-первых, идентифицировать все повреждения автомобиля, полученные при столкновении и зафиксированные в акте осмотра. В Приложении 2 Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 432-П. размещена таблица, в которой даны типовые определения повреждений (вмятина, изгиб, перекос и т.д.), а также их подробные характеристики.

Во-вторых, определить, какое количество времени (нормо-часов) понадобится для ремонта, выявленных поломок автомобиля. Для этого эксперт использует таблицу укрупненных показателей трудозатрат на выполнение ремонтных работ, размещенную в Приложении 3 этого же Положения Центрального Банка.

В-третьих, эксперт должен выяснить, в какой экономической зоне произошло ДТП. Не секрет, что в разных регионах цена одной детали будет иметь разные значения. Разработчики методики оценивания разделили всю территорию Российской Федерации на 13 экономических зон, в пределах которых примерно одинаковые цены. Эксперт для определения конкретной экономической зоны пользуется Приложением 4 того же документа.

В-четвертых, рассчитывается величина износа машины до того, как случилось автоавария. Если эксперт признал, что автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению, то он рассчитывает цену годных остатков. Формулы, по которых проводятся расчеты, изложены в методике. Необходимые для расчетов коэффициенты можно найти в приложениях все того же документа.

Как рассчитывается?

После этого эксперт переходит к оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, получившего повреждения при ДТП, по системе ОСАГО. Для выполнения этого этапа работы используются специальные программы: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, АВТОБАЗА с всторенными едиными справочниками средней стоимости, разработанными РСА.

В частности, единые ценовые справочники: запасных частей, которые подлежат замене; материалов, необходимых для выполнения ремонта; нормо-часов ремонтных работ. Для запуска программы эксперт должен ввести VIN-код автомобиля. Если конкретное авто имеет дополнительные опции, то информацию о них обязательно вводят до начала проведения оценки.

После запуска программы в ней отображаются все детали машины, их номера, а также цены для конкретной экономической зоны. Эксперт выбирает детали, которые согласно, акта осмотра авто, подлежат замене. Далее он назначает ремонтные работы, а также указывает наименование и производителя материалов, необходимых для проведения ремонта.

После внесения всей информации производится расчет цены восстановления автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие. В конечную сумму компенсации ремонта транспортного средства входят: цена всех деталей, которые подлежат замене; цена всех используемых для ремонта материалов; стоимость всех видов необходимых ремонтных работ.

Подводя короткий итог, хочется сказать, что с декабря 2014 года оценка стоимости восстановления машины, пострадавшей при ДТП по системе ОСАГО проводится только по единой методике утвержденной Положением Банка России.

Автолюбителю следует знать о единой методике:

  • ею пользуются страховщики, а также независимые и судебные эксперты;
  • при расчете используются единые справочники средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ;
  • учитывается коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и величины пробега;
  • цены зависят от экономической зоны.

Автомобильная авария приводит к тем или иным повреждениям машины и для того чтобы ее восстановить необходимо сначала провести оценку стоимости ремонта.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Определить стоимость восстановления транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия (ДТП) довольно сложно самостоятельно, эффективнее профессиональная оценка ущерба авто. Для этих целей вызывается представитель компании-страховщика, в случае, если транспортное средство застраховано по системе ОСАГО. Однако не всегда пострадавшая сторона и виновник аварии согласен с выводами специалиста. Если появляются сомнения в таком вопросе, не обойтись без проведения независимой оценки восстановительных работ по ремонту автомобиля .

Суть процедуры

До 2014 года страховые компании при исследовании повреждений автомобиля, пострадавшего в ДТП, пользовались несколькими методиками для определения стоимости восстановительных ремонтных работ, поэтому, зачастую, существенно ее занижали. Полученных средств от страховщика не хватало для проведения ремонта и автовладельцы были вынуждены обращаться к компаниям, проводившим независимую оценку ущерба транспортного средства для взыскания в принудительном порядке недостающей суммы.

В то время страховщики несли огромные убытки, так как в большинстве случаев суды удовлетворяли исковые заявления автовладельцев.

Тогда Российский Союз Автостраховщиков (РСА) предложил внедрить единую методику определения стоимости ремонтных работ транспортного средства по ОСАГО.

После чего законодательством были разработаны РСА, одобрены Банком России и введены новые справочники, позволяющие максимально точно определить сумму ущерба пострадавшего автомобиля. Они используются для расчета стоимости повреждения машины, как представителями страховых организаций, так и другими оценщиками.

Особенности расчетов оценщика

При использовании единой методики, учитываются расходы на материалы и ремонтные работы, затраченные на восстановление автомобиля после аварии, а также коэффициент износа ТС, который зависит от срока эксплуатации и пробега. Однако его значение не применяется в расчетах в том случае, если определяется стоимость отдельных систем безопасности автомобиля, к которым относятся рулевое управление, тормозные элементы, подушки и ремни.

Согласно законодательству, владелец авто должен самостоятельно проводить ремонт и замену частей систем безопасности, а в случае их неисправности эксплуатация ТС запрещена.

Если в единых справочниках отсутствует какая-либо деталь или определенная услуга сервиса, оценщик применяет в своих расчетах их среднерыночную стоимость. При этом анализируются цены дилеров отдельной марки машины.

Кто проводит оценку транспортного средства?

Оценка повреждения ТС в результате аварии проводится представителями страховых учреждений, сотрудниками независимых оценочных компаний и судебными экспертами. При этом, независимо от того, к какой организации относится специалист, он проходит специальную подготовку и регулярно подтверждает полученную квалификацию.

Однако автовладелец не всегда имеет право обращаться к независимому эксперту для оценки стоимости ущерба ТС.

Согласно правилам ОСАГО, исследовать повреждения авто сначала должен представитель страховщика, а в случае, если потерпевшая сторона не согласна с результатами его работы, она может воспользоваться услугами независимого эксперта лишь с согласия страховой организации.

Если страховщик отказывает владельцу автомобиля в привлечении сторонней оценочной компании, он может подать исковое заявление в судебные инстанции. При вынесении положительного решения суда в удовлетворении иска, оценка проводится в принудительном порядке. В случае, если результаты определения ущерба, рассчитанные оценщиком, отличаются от суммы страховщика не более чем на 10%, такая погрешность считается допустимой и взысканию не подлежит.

Этапы работы оценщика

Эксперт рассчитывает стоимость повреждения автомобиля, основываясь на результатах акта осмотра ТС, составленного на месте происшествия. Составляют такой документ сотрудники ДПС, вызванные сразу после наступления аварии. В акте указывается следующая информация:

данные собственника автомобиля;

сведения о полученных при аварии повреждениях, которые определяются визуально;

основания для проведения оценки ущерба авто;

описание места ДТП;

сведения о внешних факторах, благодаря которым определяется причина аварии, и ее виновник;

подписи сторон с расшифровкой, подтверждающие согласие с указанной в документе информацией;

фамилия с инициалами и занимаемая должность сотрудника, оформившего акт.

К акту обязательно прилагаются фотографии с места происшествия, где отображаются номерные знаки участников аварии и повреждения ТС, а также общая картина ДТП.

Расчет стоимости ущерба

Оценщик тщательно изучает документально оформленные результаты осмотра авто после ДТП и применяет единую методику для расчетов. Для этого он использует специально разработанные для таких целей программы, в которых встроены справочники РСА.

Чтобы полноценно провести оценку, специалист действует согласно следующей схеме:

Идентифицирует повреждения ТС, полученные при аварии и зафиксированные в акте. В справочнике приведены их определения и описание характерных признаков.

Определяет количество нормо-часов, которые понадобятся для ремонтно-восстановительных работ. Для этого используется укрупненная таблица трудозатрат, приведенная в приложениях единого справочника.

Выявляет, в какой экономической зоне произошло ДТП. Согласно разработке РСА, территория России разделена на 13 отдельных частей, отличающихся между собой в зависимости от стоимости деталей для машины. Такое разделение обусловлено тем, что в пределах каждой из зон, цена на запчасти имеет практически одинаковое значение.

Читать  Уснул за рулем ДТП ответственность

Читать еще:  Как проводится независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Высчитывает уровень износа ТС до момента совершения аварии. В случае, если машина не подлежит восстановлению после ДТП, оценщик определяет стоимость остатков.

Практически все расчеты проводятся в специальных программах по методике РСА, благодаря которым, стоимость ущерба автомобиля определяется с максимальной точностью, учитывая различные нюансы. Результаты оценки формируются в отчете специалиста, который имеет юридическую силу в течение полугода после составления.

Как проводится оценка стоимости ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП?

Оценка стоимости ремонта автомобиля после ДТП в рамках системы ОСАГО с 2014 года проводится по новой единой методике утвержденной Банком России.

На сегодняшний день, не все автолюбители знают, как проводится оценивание полного восстановления машины, попавшей в автомобильную аварию. Мы постараемся всесторонне рассмотреть этот вопрос.

Короткая предыстория

До 2014 года существовало пять разных методик, позволяющих оценить стоимость ремонта автомобиля после дорожно-транспортного происшествия. Этим пользовались страховые компании, работающие по системе ОСАГО, и выбирали методики, позволяющие занижать размеры компенсационных выплат.

Автомобилистам, полученных страховых выплат, не хватало для восстановительного ремонта машины, попавших в автомобильную аварию. Им приходилось в массовом порядке заказывать независимую экспертизу для того, чтобы рассчитать стоимость ремонта, который полностью восстановит автомобиль для дальнейшей безопасной его эксплуатации.

Оценивание восстановительного ремонта, проводилось экспертными компаниями или экспертами-техниками, по методикам, которые не использовались страховщиками. Рассчитанная сумма компенсации позволяла полностью восстановить поврежденный при дорожно-транспортном происшествии автомобиль.

Результаты независимой экспертизы и расчет компенсации ремонта машины, выполненный оценщиком при страховой компании, могли существенно отличаться друг от друга. Желая получить страховые выплаты, позволяющие полностью отремонтировать машину, поврежденную при ДТП, а не заниженные страховщиками компенсации автолюбители вынуждены были обращаться с иском в суды.

Судебные инстанции в большинстве случаев принимали положительные для автовладельцев решения. Страховые компании по решению суда производили выплаты, позволяющие восстановить автомобиль, а также полностью покрывали расходы потерпевших водителей на организацию и проведение независимой экспертизы.

Тем самым, страховщики несли дополнительные расходы, оплачивая независимую экспертизу. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выступил инициатором разработки единой методики расчета объективной суммы денег, позволяющей провести восстановительный ремонт машины после автомобильной аварии по страховке ОСАГО.

Законные новшества

21.07.2014 года в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ была введена статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». Частью 3 этой статьи предусмотрено, что оценивание стоимости ремонта автомобилей, поврежденных при ДТП, должно проводиться по единой методике, которую утверждает Банк России.

После внесения изменений в закон об ОСАГО Банк России принял Положение «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.09.2014 г. № 432-П. Принятое Положение состоит из 7 глав и 10 приложений, которые рассматривают все аспекты проведения оценки стоимости восстановительного ремонта.

РСА разработала единые справочники для расчёта средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ. Расчет стоимости полного восстановления машины, поврежденной при автомобильной аварии, по полису автогражданки проводят только по этим единым справочникам.

Законом об ОСАГО предусмотрено, что сумма денег на проведение восстановительного ремонта должна рассчитываться по единой методике не только оценщиками, работающими при страховых компаниях, а также экспертами-техниками, проводящими независимую экспертизу и судебными экспертами.

Таким образом, удалось сформировать единый оценочный подход к расчету стоимости восстановления автомобильного транспорта, пострадавшего при дорожном происшествии. Страховщики и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, и поэтому, предоставленные ими результаты не должны сильно отличаться между собой.

Следует знать, что после введения Банком России единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт произошли изменения в судебной практике.

Если разница между страховыми выплатами и требованиями пострадавшего водителя не превышает 10%, то иск не примут к рассмотрению. Эти 10% относят к статистической погрешности.

Нюансы методики

В единой методике определения размера расходов, на восстановительный ремонт, поврежденного при ДТП транспорта, учитывается коэффициент износа транспортного средства, в зависимости от величины пробега и возраста. В методике возраст автомобиля считается по количеству полных лет от даты эксплуатации машины, а не ее выпуска.

Если автомобиль сошел с конвейера в 2013 году, а был продан только в 2016 году, то именно с последней даты считается его возраст. Методикой предусмотрено, что возможно, машина уже ремонтировалась, и некоторые детали были заменены. В таком случае, к ним применяется индивидуальный коэффициент износа.

Следует знать, что коэффициент износа не применяется, когда рассчитывается восстановление всех элементов безопасности машины.

Запчасти.

К ним относятся:

  • система рулевого управления;
  • тормозная система;
  • оптика;
  • ремни и подушки безопасности.

По закону, при неисправности какого-то элемента безопасности транспортного средства водителю запрещается его эксплуатировать. Поэтому, он обязан регулярно проверять работу всех элементов безопасности, и в случае необходимости, проводить ремонт или замену.

Когда какой-то детали автомобиля или материала, используемого при ремонте, а также нормо-часов определенных работ нет в единых ценовых справочниках, то эксперт должен рассчитать на них среднюю цену. При этом он будет ориентироваться на цены дилеров конкретной марки автомобиля. Общая стоимость восстановительного ремонта будет рассчитана специалистом не по формуле, а вручную.

Процедура оценивания стоимости ремонта машины

Эксперт проводит расчет цены восстановительного ремонта на основании подписанного акта осмотра транспортного средства. Он должен строго придерживаться единой методики. Для того чтобы правильно оценить стоимость восстановления машины, поврежденной в результате автомобильной аварии, эксперт-техник предварительно выполняет предусмотренные действия.

Подготовительные работы

Во-первых, идентифицировать все повреждения автомобиля, полученные при столкновении и зафиксированные в акте осмотра. В Приложении 2 Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 432-П. размещена таблица, в которой даны типовые определения повреждений (вмятина, изгиб, перекос и т.д.), а также их подробные характеристики.

Во-вторых, определить, какое количество времени (нормо-часов) понадобится для ремонта, выявленных поломок автомобиля. Для этого эксперт использует таблицу укрупненных показателей трудозатрат на выполнение ремонтных работ, размещенную в Приложении 3 этого же Положения Центрального Банка.

В-третьих, эксперт должен выяснить, в какой экономической зоне произошло ДТП. Не секрет, что в разных регионах цена одной детали будет иметь разные значения. Разработчики методики оценивания разделили всю территорию Российской Федерации на 13 экономических зон, в пределах которых примерно одинаковые цены. Эксперт для определения конкретной экономической зоны пользуется Приложением 4 того же документа.

В-четвертых, рассчитывается величина износа машины до того, как случилось автоавария. Если эксперт признал, что автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению, то он рассчитывает цену годных остатков. Формулы, по которых проводятся расчеты, изложены в методике. Необходимые для расчетов коэффициенты можно найти в приложениях все того же документа.

Как рассчитывается?

После этого эксперт переходит к оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, получившего повреждения при ДТП, по системе ОСАГО. Для выполнения этого этапа работы используются специальные программы: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, АВТОБАЗА с всторенными едиными справочниками средней стоимости, разработанными РСА.

В частности, единые ценовые справочники: запасных частей, которые подлежат замене; материалов, необходимых для выполнения ремонта; нормо-часов ремонтных работ. Для запуска программы эксперт должен ввести VIN-код автомобиля. Если конкретное авто имеет дополнительные опции, то информацию о них обязательно вводят до начала проведения оценки.

После запуска программы в ней отображаются все детали машины, их номера, а также цены для конкретной экономической зоны. Эксперт выбирает детали, которые согласно, акта осмотра авто, подлежат замене. Далее он назначает ремонтные работы, а также указывает наименование и производителя материалов, необходимых для проведения ремонта.

После внесения всей информации производится расчет цены восстановления автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие. В конечную сумму компенсации ремонта транспортного средства входят: цена всех деталей, которые подлежат замене; цена всех используемых для ремонта материалов; стоимость всех видов необходимых ремонтных работ.

Подводя короткий итог, хочется сказать, что с декабря 2014 года оценка стоимости восстановления машины, пострадавшей при ДТП по системе ОСАГО проводится только по единой методике утвержденной Положением Банка России.

Автолюбителю следует знать о единой методике:

  • ею пользуются страховщики, а также независимые и судебные эксперты;
  • при расчете используются единые справочники средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ;
  • учитывается коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и величины пробега;
  • цены зависят от экономической зоны.

Автомобильная авария приводит к тем или иным повреждениям машины и для того чтобы ее восстановить необходимо сначала провести оценку стоимости ремонта.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх