Кто определяет виновника ДТП
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Кто определяет виновника ДТП

Кто определяет виновника ДТП

Дорожную аварию, следствием которой становится гибель или ранение людей, повреждение автомобиля и нанесение иного ущерба, принято называть ДТП. При этом определение виновного в аварии зависит от многих факторов. Как показывает практика, обычно виновным признают водителя, в отношении которого составляется протокол о нарушении. Правда, такое решение не всегда оказывается верным – ведь даже нарушение правил ПДД не всегда говорит о вине водителя в аварии. Кто должен устанавливать виновника, каков порядок этой процедуры, и действует ли ОСАГО в случае, когда виноватые не определены?

Содержание статьи:

Когда виновника определяет ГИБДД, а когда спасает только суд?

До 2002-го года сотрудники ГАИ обладали полномочиями на «вынесение приговора». То есть, попавшему в ДТП водителю выдавалась справка о том, что он виновен в аварии, а дальше уже автовладелец сам решал – идти ли в суд возмущаться или добровольно возмещать ущерб.

С июля 2002-го года в КоАП были внесены определенные коррективы, основывающиеся на том, что определить вину человека может только суд. Одним из изменений стало устранение права сотрудников ГАИ устанавливать виновных в ДТП.

Конечно, на практике изменения несущественные: ГИБДД по-прежнему выписывает подобные справки о ДТП, но вот о вине водителя в них теперь ни слова. То есть, протокол – это документ о нарушении водителем ПДД (которое тоже можно оспорить), и не более того.

Схема установления виновного обычно примерно следующая:

  1. Группой разбора ГИБДД устанавливается водитель-нарушитель ПДД.
  2. По данному факту выносится постановление, а соответствующие справки выдают обоим участникам аварии. Виновник ДТП в справках не указывается – только нарушитель ПДД.
  3. В соответствии с КоАП, на нарушителя накладывают штраф.
  4. Либо после рассмотрения дела сотрудниками ГИБДД выясняется, что водители не виноваты оба, и дело прекращается по ст.24.5 КоАП. Штрафов никому не выносят, а на руки участникам аварии выдают постановления (справки) об отсутствии виновников.
  5. При несогласии с постановлением водитель имеет право подать в суд, чтобы найти истинного виновника ДТП (или вообще найти виновника, если обоих сочли невиноватыми).
  6. К судебному иску прикладывается, как постановление ГИБДД, так и документы, которые подтверждают ущерб, а также доказательства (при их наличии) вины или невиновности, которые могут помочь в поиске справедливости.
  7. Судом осуществляется разбирательство. При необходимости суд имеет право затребовать все материалы дела из ГИБДД.
  8. Суд может не согласиться с решением ГИБДД об отсутствии виновников, после чего назначить дополнительное расследование ДТП, автотехническую/трасологическую экспертизу, опросить свидетелей и пр.
  9. На основании результатов экспертизы/расследования и выносится решение о виновности либо невиновности.
  10. С решением суда на руках можно обращаться к страховой компании.
  11. При признании судом обоюдной вины каждый участник ДТП имеет право (в соответствии со степенью вины) на частичное возмещение ущерба.

Памятка водителю:

  1. Видеорегистратор – один из лучших инструментов для установления виновника ДТП. При его отсутствии не теряйте времени – сразу «ловите» пешеходов или других водителей и записывайте их в свидетели. Их данные следует в обязательном порядке указать в «Объяснении» протокола.
  2. Отказ инспектора в возбуждении административного дела (без которого, в свою очередь, сложно докопаться до истины) – это потеря возможности для обоих сторон ДТП воспользоваться ОСАГО (без копии постановления о нарушении, оформленном на оппонента, получить страховку затруднительно). Его можно обжаловать (ст.30.1 ч.4 КоАП) в вышестоящем ГИБДД либо в районном (по месту нахождения службы) суде в течение 10-ти дней.

Можно ли компенсировать ущерб от ДТП по ОСАГО, когда виновник не установлен?

К сожалению, не редкость случаи, когда инспектор ГИБДД, не в силах разобраться в обстоятельствах аварии, выдает участникам ДТП соответствующие документы. И в ситуации, когда нанесен серьезный вред, факт неустановления виновника лишает пострадавших права возместить полученный ущерб с помощью ОСАГО.

Действует ли страховка ОСАГО, если не определен виноватый в аварии?

Увы, данная ситуация – это однозначный отказ страховой компании. Не действует!

Согласно правилам ОСАГО, страховой случай – это случай, в котором наступает гражданская ответственность автовладельца, а право потерпевшего на возмещение вреда лицом-«вредителем» закрепляется ст.1064 ГК РФ. При неустановлении виновного (нет ни виновника ДТП, ни потерпевшего) страховка не выплачивается, ведь страховщик ответственен по ОСАГО лишь за виновника аварии. Что делать?

Отказываться от права на возмещение ущерба не стоит. Выход – обращение в суд, который должен установить виновное лицо.

«Водитель, помни!» – на заметку:

Страховка ОСАГО предполагает страхование не вашего авто, а вашей гражданской ответственности. То есть, если вы становитесь виновником аварии, то компенсации пострадавшим выплачиваются вашей страховой компанией. Что касается страхования вашего автомобиля, такой страховкой является КАСКО.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Порядок определения и установления виновника ДТП

После дорожно-транспортного происшествия водитель должен обеспокоиться получением причитающейся ему страховки по ОСАГО. Но, по сути, полис ОСАГО — это страхование гражданской ответственности водителя. Это значит, что страховые выплаты по ОСАГО в полной мере будут произведены только в том случае, если перед этим будет установлен непосредственный виновник аварии. Как и кто определяет виновность при ДТП?

Досудебное урегулирование

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит, что сразу после совершения ДТП водитель должен остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать инспекторов ГИБДД. В ином случае, согласно статье 12.27 Кодекса административных правонарушений ему грозит штраф в размере 1 000 рублей. Если же водитель и вовсе покинул место ДТП, ему грозит административный арест на срок до 15 суток или лишение водительских прав до 1,5 лет. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД:

  1. Составляют схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Фиксируют положение транспортных средств после столкновения и описывают нанесенные каждому из автомобилей повреждения.
  3. Опрашивают водителей и свидетелей при их наличии.
  4. Фиксируют иные особенности аварии при их наличии.

На основании проведенного расследования сотрудники ГИБДД выдают постановление о нарушении правил дорожного движения одним или несколькими водителями (пешеходами). В соответствии с данным постановлением на ответственных лиц будет наложен штраф согласно Кодексу административных правонарушений. Это же постановление будет являться основанием для признания указанных лиц виновниками дорожно-транспортного происшествия. Но пока виновник не согласится с данным постановлением его вина не будет официально признана, что служит поводом для передачи дела в суд.

Если вины никого из водителей нет, сотрудниками ГИБДД на основании статьи 24.5 КоАП РФ выдается справка об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия ответственных лиц. Если же в силу определенных причин вину установить не удается, сотрудники ГИБДД указывают в документах, что «Водители (свидетели) дают противоречивые показания». В таком случае дело о ДТП в обязательном порядке передается в суд для дальнейшего разбирательства.

Судебное разбирательство

Основанием для начала судебного разбирательства может стать постановление ГИБДД о невозможности определения виновного лица в совершении ДТП или апелляционный иск одной из сторон дорожно-транспортного происшествия, требующий произвести разбирательство и установить степень виновности ответственных лиц. После изучения обстоятельств дела суд может принять решение о назначении следующих экспертиз:

  • Автодорожной, которая изучает состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • Трасологической, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП.

По итогам экспертизы суд выдает свое собственное решение, которое может как отменить постановление сотрудников ГИБДД, так и подтвердить его. Все страховые выплаты производятся уже на основании постановления суда. Если же будет доказано, что виновных в совершении аварии нет — страховщик вправе не возмещать ущерб по ОСАГО. Если будет доказано, что оба водителя виноваты в равной степени, то выплаты также будут равны.

На свое усмотрение перед судебным разбирательством одна из сторон дорожно-транспортного происшествия может заказать независимые автодорожную и трасологическую экспертизы, которые установят степень вины того или иного водителя. Тогда в суд можно обращаться, имея на руках заключения обеих экспертиз и предоставляя их в качестве доказательной базы. Заранее обращаться к экспертам имеет смысл, когда нет уверенности в своей правоте. Иначе, если водитель проиграет дело, он вынужден будет оплатить все судебные издержки, в том числе и услуги судебных экспертов. В дополнение к трасологической и автодорожной экспертизе пострадавшая сторона может вызвать автотовароведческую, которая оценит степень нанесенного автомобилю ущерба и определит стоимость ремонта. Результаты данной экспертизы необходимы для предоставления в страховую компанию, которая на их основе определит сумму полагающегося водителю возмещения.

Читать еще:  Можно ли ремонтировать машину после ДТП виновнику?

Заключение

Виновным в дорожно-транспортном происшествии считается тот водитель, который согласно составленному протоколу ГИБДД нарушил правила дорожного движения, что и привело к аварии. Если же такового определить не удалось, или один из водителей не согласен с постановлением ГИБДД — дело может быть решено через суд, для чего привлекаются эксперты-оценщики, производящие автодорожную и трасологическую экспертизы.

Как установить виновность в ДТП

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника. Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько. В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновность и вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД. На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника. Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте здесь;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП.

Как доказать свою невиновность или помочь в установление виновника ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4. До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  • дату, место и время события;
  • автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  • длину тормозного пути;
  • виды и размеры повреждений машин;
  • осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  • дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Как можно обжаловать виновность в ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Читать еще:  Факторы влияющие на возникновение ДТП

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  • ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев». Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд. Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА “Старинский, Корчаго и партнеры” Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Как и кем определяется степень вины в ДТП?

Дорожно-транспортные происшествия, вследствие которых люди получают ранения или погибают, повреждаются транспортные средства или наносится другой ущерб – это ситуации, требующие тщательного рассмотрения, в ходе которого устанавливается степень вины в ДТП того или иного участника.

Практика показывает, что в большинстве случаев виновным признают водителя, на которого изначально составляют протокол нарушения, однако не во всех случаях данное решение верное. Дело в том, что даже нарушение ПДД не всегда подтверждает вину автомобилиста в аварии. Кто же устанавливает виновника, в каком порядке выполняется данная процедура и действует ли ОСАГО, если не удается установить виновное лицо?

ГИБДД или суд – кто определяет вину в ДТП?

Серьезное ДТП на дороге

В былые времена у сотрудников автоинспекции были законные полномочия выносить приговоры автомобилистам. Тогда попадающим в аварии водителю выдавали справку о том, что он признан виновником ДТП, а после этого автомобилист сам принимал решение об обращении в суд или в добровольном порядке возмещал нанесенный ущерб.

Читать еще:  Как правильно составить схему ДТП самостоятельно?

Позднее в КоАП внесли коррективы, действующие и в 2018 году. Они основываются на том, что определением вины в ДТП занимается суд. На практике изменения не так значительны, как можно представить. Автоинспекторы по-прежнему выписывают справки об аварии, однако о вине водителя они ничего не говорят. Протокол теперь является исключительно документом о нарушении ПДД автомобилистом, а его всегда можно оспорить.

Как устанавливается вина водителя?

Порядок установления вины водителя в ДТП в каждом случае приблизительно одинаков. Процедура выполняется по следующему алгоритму:

  • Группа разбора устанавливает водителя, нарушившего правила дорожного движения.
  • По этому факту выносят постановление, а справки получают оба участника ДТП. Виновника аварии в них не указывают, а лишь обозначают нарушителя ПДД.
  • На нарушителя согласно КоАП на 2018 год накладывают штрафные санкции.
  • Иногда после разбора ДТП оказывается, что оба водителя невиновны в ситуации, а дело прекращают по статье 24.5 из КоАП. Штрафы никому не назначают, а участникам ДТП на руки выдают справки в виде постановлений об отсутствии виноватых.
  • Если один из водителей не согласен с вынесенным постановлением, его можно оспорить через суд, определив реального виновника аварии.
  • К исковому заявлению для суда нужно приложить постановление автоинспекции и пакет документов, доказывающий нанесенный ущерб, доказательства вины/невиновности.
  • Суд занимается разбирательством, а при необходимости требует передачу вех материалов из ГИБДД по официальному запросу.
  • Суд вправе не соглашаться с принимаемым автоинспекцией решением об отсутствии виновников. После этого должно назначаться дополнительное расследование, экспертизы и опросы очевидцев.
  • По результатам экспертизы и расследования происходит новое определение степени вины при ДТП в суде.
  • С решением суда водители отправляются в страховую компанию.
  • Если суд признает обоюдную вину участников аварии, у обоих водителей будет право на частичное возвещение нанесенного материального ущерба.

Как видите, все достаточно просто на словах, однако на деле установление степени вины автомобилистов в ДТП – это сложный и длительный процесс. В сложных ситуациях рекомендуется обращаться к юристам, специализирующимся на подобного рода делах.

О чем должны знать водители?

Автомобилистам не следует забывать, что одним из лучших инструментов для определения вины водителей является запись видеорегистратора. Если его нет в машине, постарайтесь как можно быстрее выловить всех очевидцев аварии и зафиксировать их телефонные номера и другие контактные данные, чтобы впоследствии можно было с ними связаться для восстановления картины произошедшего.

Что делать после ДТП

Если автоинспектор откажется возбуждать административное дело (без него очень трудно докопаться до истины), вы можете утратить возможность прибегнуть к помощи страховщика в выплате ОСАГО. Не имея копии постановления о нарушении ПДД, оформленном на другого участника ДТП, получить страховку будет непросто, но об этом поговорим ниже.

Как помочь следствию?

Вы имеете право поучаствовать в установлении судом вины в ДТП, доказав свою невиновность или переложив вину на другого участника дорожно-транспортного происшествия. Для смягчения для себя негативных последствий или доказательства своей невиновности необходимо вести себя соответствующим образом. Вообще на сайте есть подробный материал, в котором рассказаны правила поведения после аварии с пострадавшими, а сейчас рассмотрим общие значимые моменты:

  1. Никогда не покидайте место аварии до приезда автоинспекции, иначе это могут расценить, как попытку избежать ответственности, а вас признают виновным. При этом вы утратите возможность собрать на месте доказательства и найти свидетелей.
  2. Закон позволяет уезжать с места аварии лишь в том случае, когда необходимо срочно оказать помощь пострадавшим. Сразу после их доставки в больницу нужно в срочном порядке вернуться на место ДТП.
  3. До прибытия ГИБДД необходимо записать нескольких очевидцев, попросив у них номера и ФИО. Заручитесь их согласием дать показания, если в этом возникнет необходимость – это может сильно вам помочь в будущем. Эти сведения должны быть отражены в протоколе в разделе объяснения. Обычно свидетели не дожидаются прибытия автоинспекции и расходятся, поэтому не упустите момент узнать их контакты для связи.
  4. Когда приедет ГИБДД, дайте показания по происшествию и объясните личную точку зрения. Важно ознакомиться со схемой аварии и содержанием составляемого протокола. Если имеются какие-либо возражения, обоснованно изложите их в пункте с особым мнением документа. Укажите на наличие фото- или видеоматериалов, если они у вас имеются, а также напомните о свидетелях.

Что делать при ДТП

До приезда полицейских обязательно сделайте видеосъемку на телефон и пофотографируйте место происшествия с разных ракурсов. По этим материалам должно быть возможно определение следующих факторов и обстоятельств:

  • дата, время и место происшествия;
  • автомобили участников с хорошо читаемыми номерными знаками;
  • длина тормозного пути;
  • размеры и виды повреждений автомобилей;
  • осколки и фрагменты ТС, разбросанные по дороге;
  • дорожная обстановка в целом и погодные условия.

Вам следует сохранить дубликаты всех видеозаписей и фотографий на тот случай, если эти материалы будут намеренно или случайно сокрыты/утеряны.

Можно ли рассчитывать на страховку без установления виновника

Автомобилисты часто задают один и тот же вопрос: можно ли рассчитывать на выплаты ОСАГО и КАСКО, если степень вины в ДТП не установлена ни для одного из участников происшествия. Прежде всего проясним ситуацию, что это за полисы и чем они между собой отличаются:

  • ОСАГО является обязательным страховым полисом, который должен быть у каждого автовладельца. Так люди страхуют свою ответственность за вероятное причинение ущерба другим участникам движения. При авариях причиняемый ущерб пострадавшим компенсирует страховая компания, у которой у виновника аварии заключен договорю
  • КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от хищения, повреждений и порчи. При ДТП за все механические повреждения транспортного средства владелец получает компенсацию от страховой компании, с которой был заключен договор. Не важно, виновен он в аварии или нет.

Главным отличием полиса ОСАГО от КАСКО является то, что при невозможности установления вины одного из водителей аварии, получить пострадавшей стороне компенсацию за полученный ущерб не удастся, так как будет отсутствовать основное условие для выплат.

Однако вы имеете право побороться в такой ситуации, поэтому не спешите отказываться от законных гражданских прав получить возмещение. Обращайтесь в суд с исковым заявлением и ходатайством о дополнительной судебной экспертизе, в ходе которой будет определен виновник ДТП. Суд назначит техническую экспертизу с учетом обстоятельств, которая включает целый спектр процедур:

  • Автодорожная экспертиза, призванная определить состояние дорожного полотна, способного привести к ДТП.
  • Трасологическая экспертиза для определения причины и виновника по следам на дороге и повреждениям автомобиля.
  • Автотовароведческая экспертиза, определяющая реальный размер и сумму нанесенного ущерба в результате ДТП.

Пострадавшие имеют право получить страховку или восстановить поврежденную машину бесплатно, если есть полис КАСКО, независимо от наличия/отсутствия виновной стороны. Главное, чтобы причина аварии попадала под страховые случаи, детально оговоренные в договоре.

Как обжаловать определение вины?

Без протокола не обойтись

Если вы не согласны с установлением степени вины в ДТП, вам следует для начала пересмотреть все материалы дела, по которым вас привлекли к ответственности. Среди основных материалов выделяют:

  • протокол, составленный на ДТП;
  • протоколы осмотров транспортных средств;
  • схема происшествия;
  • акты экспертиз;
  • результат медицинского освидетельствования;
  • справка о ДТП.

Постарайтесь отыскать в составленном протоколе какие-либо нарушения или ошибки, за которые можно зацепиться в суде и пересмотреть определение вины в ДТП.

Для проведения анализа всех перечисленных материалов на соответствие нормам и требованиям нужно регламентироваться нормативными документами. Наличие нарушений может стать основанием для признания документов недействительными, но сделать это можно только через суд.

Нужно также подать ходатайство на проведение независимой экспертизы. При этом с ответственностью выбирайте организацию, которой можно доверить независимую экспертизу, так как от квалификации и профессионализма эксперта будет зависеть конечны вывод по результатам проведенных исследований. В этом вопросе вам помогут и юридические компании, которые специализируются на правовой защите водителей, попадающих в аварии.

Если у вас есть какие-либо сомнения в обоснованности выдвинутого обвинения и степени вашей вины, это может подтолкнуть вас на оспаривание решения административного протокола. Только таким способом можно избавиться от незаконных притязаний потерпевших и страховщиков по возмещению полученного ущерба.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector