Основные правила езды задним ходом в 2020 году: причины ДТП, запрет и зона ответственности водителей
Ведущий центр экспертизы Allianz Center for Technology опубликовал результаты своих исследований. Так, эксперты подсчитали, что 8 из 10 автоаварий происходит при движении задним ходом на парковках. При этом общее количество ДТП при движении задним ходом, которые случились за последние 10 лет, увеличилось на 40 %. Причинами такой картины специалисты называют изменения в форме транспортных средств и процессы урбанизации. Автомашины больших размеров попадают в аварии на 30 % чаще, чем компактные или автомобили стандартных размеров. О том, как минимизировать возможность автостолкновения в рамках езды задним ходом, читайте в нашей статье.
Основные правила при движении задним ходом
ДТП при движении задним ходом — это один из самых коварных манёвров, ввиду общей сложности мероприятия. К сожалению, в действующих правилах ДД уделено мало внимания данной теме. Вся информация заложена в п. 8.12 и заключается в следующем:
- начиная движение задним ходом, водитель берёт ситуацию под свой контроль и под свою ответственность;
- автоводитель может осуществлять движение «задом» только на тех участках дорог, где это не запрещено по ПДД;
- он обязан убедиться в безопасности будущего манёвра;
- он должен удостовериться в том, что его действия не создают помехи другим участникам движения, будь то авто-, мототранспорт или пешеходы;
- движение его автомобиля задним ходом не должно привести к изменению траектории, направления или скорости других авто, имеющих право преимущественного проезда;
- для заднего хода нужно выбирать пониженную передачу и скорость;
- если шофёр понимает, что видимость ограничена или он не справляется с ситуацией самостоятельно, он может прибегнуть к помощи третьих лиц.
Где разрешено двигаться задним ходом?
Опираясь на действующие нормы ПДД можно сказать, что движение автомобиля задним ходом разрешено на всех участках дорог, кроме тех мест, которые перечислены в правилах как места запретов.
Кроме того, кратковременный проезд на проезжей части задним ходом также не запрещается ПДД. При этом нужно быть максимально внимательными и оценивать поведение окружающих.
Запрет на движение задним ходом
Участки дорог, на которых категорически нельзя (запрещено) производить манёврирование задним ходом, чётко описаны в российских нормах дорожного движения, а именно в пунктах 16.1 и 8.11. Согласно им введён запрет на движение автотранспорта задним ходом на перекрёстках и на мостах, путепроводах, эстакадах, туннелях и под ними, также на пешеходных переходах и в местах остановок регулярного общественного транспорта. Кроме того, категорически нельзя автомобилям двигаться «задом» в местах железнодорожных переездов, на автомагистралях и на тех участках дорог, где наблюдается ограниченная видимость (менее 100 м). Кроме того, введён запрет на маневрирование задним ходов в тех местах, где запрещён разворот. Для того чтобы не попасть под административное наказание, водители должны знать вышеуказанные положения дорожных правил и обращать внимание на разметку и дорожные знаки запрета.
Нюансы выезда с парковки
ДТП при движении задним ходом на парковке – это самое распространённый вид автомобильных аварий. Их количество просто поражает: 80 % городских аварий совершается именно на парковках. Как правило, причинами является невнимательность, спешка и непривычные габариты машины. Большие по размерам машины попадают в аварии на парковках на 30 % чаще, чем стандартные и мини-авто.
Нюансы выезда с парковки:
- водитель должен знать габариты (размеры) своего автомобиля и управлять им в соответствии с этим;
- выезжать с парковки задним ходом можжно, только убедившись в безопасности манёвра. При этом главным фактором является круговая (на 360 градусов) видимость ситуации. Оценивать уровень безопасности нужно справа, слева и позади своего авто;
- если водитель видит, что другой автомобиль пятится прямо на него, нужно начать сигналить с помощью клаксона. При этом нецелесообразно начинать движение задним ходом, лучше увести авто в сторону или вперёд, не прекращая сигналить;
- также нужно реагировать на звуковой сигнал из других машин, если шофёр начал «выпарковываться задом»;
- на парковке нельзя спешить и включать повышенную передачу (для авто с механической коробкой передач);
- если автоводитель затрудняется выполнить выезд с парковки самостоятельно, то он может прибегнуть к помощи (совету) другого человека. При этом ответственность за действия возлагаются исключительно на водителя авто.
ДТП при движении задним ходом — кто виноват?
«Я сдавал назад, ударил машину, кто виноват?», «Мне въехали в задний бампер, кто виноват?» — такие вопросы чаще всего задают неопытные водители на автомобильных форумах. Как правило, виновником ДТП определяется тот водитель, который двигался задним ходом, так как он нарушил пункт 8.12 действующих российских правил дорожной безопасности. Это означает, что автоводитель не убедился в безаварийности своего манёвра и допустил создание столкновения автомашин. Штраф за подобное деяние на территории автопарковок составляет 500 рублей. А право на страховые выплаты в рамках ОСАГО имеет второй участник ДТП. В том случае, если у виновника ДТП отсутствует полис «автогражданки», то материальная ответственность за причинённый ущерб имуществу и здоровью людей будет возлагаться на него в полном объёме. Кроме того, в случае причинения вреда человеческим жизням в отношении виновника могут применяться нормы уголовного права.
Причины аварий
Самыми часто повторяющимися причина ДТП являются:
- ситуация, когда автомобиль осуществляет «европарковку». Он пытается заехать на парковочное место, а другое авто подъезжает слишком близко;
- в виду отсутствия достаточного водительского опыта езда задом часто приводит к ДТП;
- ситуация на парковке, когда одна машины выезжает задом с места, другая видит, что намечается авария и начинает уходить от столкновения ездой задом. В результате невнимательности, спешки и нервной обстановки водитель второго авто не замечает третий автомобиль, который выезжает с парковочного места;
- плохая видимость, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, дождь/ливень/снегопад – все эти факторы становятся катализаторами дорожных аварий. Однако степень ответственности водителя не смягчается при движении задом;
- крайне ограниченное пространство, как, например, во дворах многоквартирных домов, часто становится местом ДТП. При парковке «тютелька в тютельку» нужно учитывать возможность безаварийного выезда;
- спешка и нервозное эмоциональное состояние водителя. Эти факторы приводят к печальным последствиям.
Как избежать столкновения при движении задним ходом?
Читать еще: Повышение коэффициента ОСАГО после ДТП