Не поехал на оформление ДТП что грозит?
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Не поехал на оформление ДТП что грозит?

Что делать если не оформили ДТП сразу

Порядок оформления аварии в последние годы подвергается серьезным изменениям. Это связано с преобразованием пунктов ПДД, связанных непосредственно с данным вопросом.

  1. Остановить транспорт;
  2. Включить аварийку;
  3. Поставить знак аварийной остановки;
  4. Вызвать на место аварии МЧС, ГИБДД, “скорую” помощь.

Если авария не имеет серьезных последствий, и вы не хотите надолго задерживаться на месте происшествия, то возникает понятное желание договориться мирным путем со вторым участником и разъехаться, не вызывая специальные службы.

Можно ли не оформлять ДТП?

В прошедшие годы участники ДТП, в котором никто не пострадал и материальный ущерб минимален, могли договориться друг с другом о том, что они не будут регистрировать случай и спокойно разъедутся. Сейчас данная практика не допускается. В любом происшествие, даже если у вас отсутствуют претензии друг к другу, участники аварии должны заполнить извещение европротокола. Если вы игнорируете оформление, пусть и формальное, вас могут законно лишить водительских прав.

Оформить ДТП без сотрудников ГИБДД дозволено, если:

  1. в проиcшествии участвовали только 2 транспортных средства;
  2. у двух водителей есть действующие полисы ОСАГО;
  3. никто не пострадал;
  4. нет разногласий между участниками ДТП;
  5. водители заполнили бланки извещений европротокола

Заставляют оформить европротокол

Приказа о том, что участники ДТП обязаны оформляться по европротоколу не существует, поэтому если сотрудники ДПС заставляют вас заполнить бланки извещений, вы, ссылаясь на Пункт 284 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД, можете отказаться это делать. Сотрудники ГИБДД, соответствуя Пункту 285, должны предложить вам поехать на пост и оформить ДТП официально в присутствии инспекторов.

Сотрудники ГИБДД отказываются оформлять ДТП

Если приехавшие сотрудники пытаются убедить вас отказаться от оформления аварии и просто заполнить страховое извещение, чтобы сэкономить ваше и их время, вам нужно позвонить дежурному с жалобой на конкретных сотрудников, а также настоять на своем и уведомить, что вы собираетесь ждать указаний по оформлению инцидента. Позже вы можете написать жалобу через онлайн-форму на официальном сайте ГИБДД.

ДПС попросили приехать в отделение

Если сотрудники предлагают вам оформить ДТП в отделении, то в данной просьбе нарушения закона нет. Пункт 2.6.1 говорит о том, что участники ДТП должны последовать за сотрудником в место оформления.

Чтобы оформить ДТП вам необходимо:

  • Сфотографировать место происшествия;
  • Составить самостоятельно схему аварии.

Если возможности самому сделать фотографию нет, то предупредите об этом дежурного, когда будете вызывать специальные службы, и дождитесь приезда сотрудников. Старайтесь ничего не трогать, не перемещать, не убирать на месте происшествия.

К вам направили аварийных комиссаров

Аварийный комиссар – это лицо, услугами которого пользуются страховщики, защищая свои интересы при наличии страхового случая. Если к вам направили комиссара, помните, что он не является сотрудником полиции, поэтому, заверенные при нем документы, не действительны и никакой силы не несут. Всегда обращайте внимания на наличие формы и нагрудного значка у приехавшего сотрудника.

Отказался ехать оформлять ДТП в отделение

Последствия нарушений при оформлении ДТП или отказе от него:

  • при полном отказе оформлять происшествие вас ждет лишение прав на 1-1,5 года (часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ);
  • другие нарушения, связанные с аварией, караются штрафом в размере 1000 рублей

Мирно разъехались, но он отказывается платить

Вы попали в аварию, в которой никто не пострадал. Договорившись со вторым водителем, который был виновен в происшествии, вы условились, что он выплатит определенную сумму для покрытия расходов на починку автомобиля. Проходит время – денег нет. Виновник находит миллионы причин, чтобы не выплачивать вам оговоренную сумму. По итогу оказывается, что у него нет ОСАГО.

Обращаться в ГИБДД – бессмысленно, иначе вы тоже понесете ответственность в виде лишения прав за то, что не заполнили вовремя бланки извещения.

Единственное верное решение – это подача иска в суд, но убедитесь, что у вас есть доказательства того, что авария действительно была, ведь виновник происшествия будет всячески отрицать это. Доказательством может послужить запись видео с регистратора или же расписка, написанная виновником в день происшествия.

Помните

При таком решении конфликта вы тоже подвергаетесь риску лишения прав, но уже намного меньше. Вы можете объявить, что составили европротокол до того момента, когда виновник предупредил вас, что у него нет ОСАГО. Более вероятно, пока будет идти судебный процесс, сроки привлечения, которые составляют 3 месяца от даты ДТП, пройдут.

Автор: Василий Довженко, страховой портал: ВнеРисков.ру

Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?

Порядок оформления ДТП, произошедшего на дороге, установлен Правилами в пунктах 2.5-2.6.1. Существуют и другие законы, касающиеся данной проблемы, но основные условия описаны именно в ПДД. В них уже несколько раз за последнее время происходили изменения.

Когда можно не оформлять аварии в 2020 году? В какой ситуации можно не оформлять документы и не вызывать полицию? Что делать, если инспектор ГИБДД не приехал? Когда обязательно требуется заполнять европротокол? Что делать, если участники аварии разъехались, а позже возникли проблемы и понадобились документы об аварии? Об этом узнаем в нашем обзоре.

Можно ли по новым Правилам не оформлять ДТП

Такое возможно, но разговор идет о том, чтобы не оформлять через инспекторов ГИБДД. Это допускается, если нет пострадавших с причинением вреда здоровью, или погибших. В прошлой версии ПДД была установлена четкая линия не оформлять ДТП, если у участников отсутствуют претензии. Это означает, что они между собой договорились, а вред нанесен только машинам. В этом случае допускается не регистрировать аварию, а уехать с места происшествия.

В новой версии текста Правил такое указание отсутствует. Без оформления документов по закону не получится. Дело состоит в неверной трактовке закона по оформлению. Теперь, если вы не желаете оформлять происшествие, то все равно необходимо заполнить бланк европротокола. Это нужно для соблюдения формальности, а передавать его страховщикам нет необходимости. Если ДТП вообще никаким образом не оформлено, то в таком случае вас могут лишить прав.

В чем здесь проблема? Давайте выясним причины, согласно логике законодательства. В Правилах есть пункт 2.6.1, который устанавливает порядок действий участников ДТП, которое совершено без пострадавших. Он определяет, что документы можно не заполнять и уехать с места происшествия, если это допускает законодательство о страховании. Другими словами, ПДД в данном вопросе дает ссылку на закон об ОСАГО.

Давайте разберемся, о чем сказано в этом законе о страховании. Ответ можно найти в Федеральном законе об ОСАГО в статье 11.1 пункте 1.

В нем указано, что оформлять аварию без инспектора ГИБДД можно при соблюдении следующих факторов:

  1. В ДТП участвовало два транспортных средства.
  2. Оба участника имеют правильные полисы страхования.
  3. Пострадавшие люди отсутствуют.
  4. Условия аварии и повреждения автомобилей всем понятны, и с ними согласны оба участника.
  5. Автовладельцы заполнили европротокол.

Из последнего пункта видно, что если вызывать полицию не требуется, то оформлять европротокол нужно в обязательном порядке. Но при этом не требуется передавать документы страховщикам или в другие инстанции.

Инспектор ГИБДД не оформляет

Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.

Вас заставляют заполнять европротокол

Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.

То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.

Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.

Рекомендуется также узнать у дежурного номер входящего звонка. После оформления происшествия, вам необходимо повторно отправить жалобу через форму на официальном сайте ГИБДД.

Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.

Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД

Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.

Читать еще:  Нужно ли извещение о ДТП в страховую?

Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.

Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.

Аварийные комиссары

Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже. Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли.

Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.

Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД

В Административном кодексе 2020 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:

  • Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
  • Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.

Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.

На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.

Если решили не оформлять, а виновник не хочет платить

Разберем ситуацию сложнее, когда вы попали в ДТП, но решили ее сразу не оформлять. Договорились с виновником, что он оплатит повреждения машины. Но позже он отказался платить, называя различные причины. Это может случиться, если у него нет полиса страхования, он просрочен, либо не вписан в страховку.

Если в такой ситуации вы вызовете сотрудников полиции, когда прошло много времени, то на вас могут выписать постановление о лишении вас права управления автомобилем. Это предусмотрено Административным кодексом статьей 12.27 частью 2. Европротокол вы не оформили, а Правила не разрешают при отсутствии страховки не вызывать наряд инспекторов.

Как поступить

В такой ситуации есть один вариант. Можно оформить в суд гражданский иск на виновника ДТП. Но при этом у вас также могут изъять права, но не всегда это делают.

Риск остаться без прав небольшой по следующим причинам:

  1. Судья не будет разбираться в том, оформлялось происшествие или нет, и сообщать об этом в ГИБДД. Вы можете сообщить, что оформили европротокол, а затем узнали, что у второго водителя нет полиса. Кстати, он также будет заинтересован вести себя аналогично, чтобы не забрали права. Ему нужно постараться сообщить об этом.
  2. Пока в суде будет готовиться дело и назначаться дата заседания, уже могут закончиться сроки привлечения. По закону для лишения прав предусмотрено 3 месяца после дорожной аварии. Даже после сообщения судьей о ДТП инспекторам, что вы оставили место аварии, наказывать вас по закону будет поздно.

Но подобный вариант может получиться, если у вас имеются подтверждения события. Виновник наверняка откажется в суде, что ДТП вообще было. В этом случае помогла бы расписка, которую неплохо было бы получить с виновника об обещании выплаты ущерба. Кроме того, устроит в качестве доказательства видеозапись автомобильного регистратора самого происшествия. На нем должны хорошо различаться лицо нарушителя и его автомобиль с номером.

Не поехал на оформление ДТП что грозит?

Бывают случаи, когда люди попадают в ДТП, после данного происшествия принято вызывать службу ДПС, они всегда назначают детальный разбор данной ситуации. Но бывают такие ситуации, когда второй аварии, просто не пришел, и сказал, например, что заболел.

И так еще много бывают случаи, когда, участник не является, на протяжении очень длительного периода времени. В ГИБДД, очень часто просят успокоиться и не переживать, а сами по сути ничего не делают. Тут возникает вопрос, а существуют ли вообще какие — то сроки для расследования, административного нарушения. Если говорить простыми словами, то долго ли можно ждать разрешения ситуации.

Содержание1. Зачем вообще необходим разбор ДТП
2. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
3. Как происходит процедура разбора в ГАИ
4. Как нужно себя вести во время разбора в ГИБДД?
5. Заключение

Зачем вообще необходим разбор ДТП

Когда причины аварии и ее виновник, не вызывают никаких вопросов у инспектора ДПС, тогда он просто пишет постановление по административному правонарушению, прямо на месте. Конечно бывают случаи, когда расследования ДТП, просто требует проведения дополнительных мероприятий, или вызывает разногласия в определении его виновника, тогда сотрудник должен оформить протокол происшествия, а потом все материалы по делу отдаются в районное отделение ГИБДД, а там уже проходить остальные разбирательства. Все участники ДТП, в обязательном порядке подписывают согласие, на явку для дальнейшего разбора.

Расследованием занимается специальная группа административной практики. Главная задача группы – это детальное изучение всех событий, а главное истинных причин ДТП. Еще потребуется определить степень вины каждого участника. Данная процедура просто необходима для того, чтобы было принято верное решение и оформлены все нужные документы.

Согласно статье криминального кодекса срок проведения административного расследования, должен быть не больше чем один месяц, с того момента как было возбуждено уголовное дело. Бывают редкие случаи, когда по письменной просьбе следователя его могут продлить.

Продлить срок может только руководитель вышестоящего органа. В основном требуют продления сроков, когда в аварии есть пострадавшие. Их отправляют на прохождение медицинской экспертизы, для того, чтобы определить всю тяжесть трав, которые он получил в ДТП. Такая процедура занимает очень длительный период времени.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней, с того дня как было получено заявление, протокол и все другие материалы дела. Когда проходит два месяца, то весь административный материал списывается.

Очень часто виновник ДТП считают, что правильным выходом из ситуации будет постоянное укрытие от повесток под разными предлогами, отказываться их получать. Поскольку согласно кодексу, дело можно рассматривать, только в присутствии виновника. Человек должен знать точное время, место где будет происходить просмотр дела. Нарушитель зачастую просто рассчитывает, на то что пройдет два месяца и дело будет закрыто.

Как происходит процедура разбора в ГАИ

Все общие требования, подробно изложены в ППД рассказывают о том, что самые первые действия водителя после аварии должны быть такими:

  1. Человек должен остановится и сразу включить специальную сигнализацию.
  2. Поставить аварийные знаки.
  3. Если есть потерпевшие, то нужно вызвать скорую.
  4. Вызвать полицию.
  5. Все действия необходимо провести в обязательном порядке, иначе просто не получится избежать усугубления ситуации.

Пока проходит ожидание сотрудников ГИБДД, людям нужно составить детальную схему происшествия, а потом все зафиксировать на фото или видео. Если у участников не получается составить четкую картину всего происходящего, и не получается установить, кто именно виновен в ДТП, то все дальнейшее расследование будут проводить органы ГИБДД.

Вся суть проверки состоит в детальном разборе произошедшего события, а самое главное восстановление полной картины всего, что произошло. Данную процедуру проводят на основании специального постановления, а уже по результатам проведенного расследования можно найти виновного.

Как нужно себя вести во время разбора в ГИБДД?

Даже если повреждение незначительное, то оба участника ДТП все равно обязаны приехать на разбор. Не нужно пытаться уклониться, поскольку потом могут быть очень серьезные последствия, а именно человека просто обвинят в аварии, соответственно со всеми последствиями.

Если человек будет присутствовать на разборе, то он сможет отстоять свои права при помощи разнообразных фактов. Каждый участник разбора имеет полное право:

  • Попросить доступ, ко всем материалам дела.
  • Подавать ходатайства.
  • Показания можно давать на родном языке, а использовать переводчика.
  • Требовать проведения любых экспертиз, вызывать свидетелей и просить прикрепить их к делу.
  • Записывать всю процедуру на диктофон.
  • Пользоваться услугами юриста.
  • Обжаловать постановления.

После результатов разбора выносится постановление, человек, который не виновен получает, на руки справку. Все меры к виновнику могут применяться только после решения суда.

Все люди хотят знать, а обязательно ли ехать на разбор после ДТП. Тогда есть два пути решения:

  1. Если нет споров по поводу все сложившийся ситуации, инспектор просто заполняет стандартный документ.
  2. Когда возникают споры, тогда нужен разбор.

Заключение

Можно сделать вывод, что лучше всегда являться на разбор, поскольку это будет в интересах абсолютно всех участников происшествия.

Что будет если не заметил ДТП и уехал: судебная практика

Не заметить столкновения с другой машиной сложно. Об этом свидетельствует удар, изменение траектории движения, характерные звуки. В 99% случаев, если водитель уехал с места ДТП, его ждет наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Избежать лишения прав можно, если доказать отсутствие вины. Читайте в статье, как защищать права, если не заметил ДТП и уехал.

Лишают ли прав если уехал с места ДТП и не заметил повреждений

Да, лишают, причем оспорить решение суда крайне сложно. Закон жестко преследует водителей, которые пытаются скрыться с места аварии, не принимая участие в оформлении документов, оказании помощи пострадавшим. Сразу отмечу, что попытка избежать наказания за нарушение ПДД таким способом практически всегда обречена на провал. По данным видеокамер, регистраторов и показаниям очевидцев, уехавшего водителя быстро найдут, лишат прав на срок от 1 до 1.5 лет.

Вот что говорит закон об оставлении места происшествия на дороге:

  • пунктом 7.2 ПДД предписано, что каждый участник ДТП обязан сразу остановить свой автомобиль, не передвигать его с места, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию;
  • уехать с места аварии или передвинуть авто можно, если это требуется для доставки пострадавших в больницу, устранения препятствий для движения других машин;
  • согласно пунктам 2.5-2.6.1 ПДД, если один из участников уехал с места происшествия, обязательно вызывается инспектор ГИБДД.

Обратите внимание! Извещение о ДТП, в том числе по программе Европротокола, в одностороннем порядке не оформляется. Подразумевается, что отсутствие второго водителя означает, что он сознательно скрылся, пытается избежать наказания и установления картины происшествия. Даже если были законные основания для оставления места столкновения, доказывать невиновность придется уехавшему автовладельцу.

По факту отсутствия второго водителя составляется протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Если в результате аварии погибли люди, либо причинен тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело. Так как потенциальный виновник отсутствует, он лишен возможности сразу представить доказательства в свою защиту, пояснить, что неумышленно уехал с места ДТП, не заметив повреждений.

В судебном процессе можно оспаривать правомерность составления протокола. Практика показывает, что только в исключительных случаях суд примет во внимание доводы нарушителя. Однако используя Постановление Верховного суда от 22.09.2016 года по делу № 38-АД16-5, иные судебные акты, можно выстроить линию защиты, доказать, что оставление места ДТП произошло неумышленно. Без поддержки юриста это сделать практически невозможно, поэтому сразу обращайтесь к опытным специалистам.

В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать

Если рассматривать случаи, когда автовладелец сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.

Будем разбираться, каким образом можно доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:

  • ввиду незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение машин, касание бампером или иной частью авто;
  • ввиду шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета объективно невозможно услышать;
  • ввиду специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5 речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых зон);
  • при бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например, если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.

Не заметив внешних проявлений от контакта и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего, других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в другом месте).

Совет юриста. Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки, уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.

Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Как доказать невиновность если уехал и не заметил ДТП

Если вы получили судебную повестку, советуем сразу подъехать и ознакомиться с материалами дела, сделать копии документов. Это позволит оценить серьезность предъявленных обвинений, выбрать тактику защиты, подготовить доказательства, связаться с юристом. В моей практике были случаи, когда к ответственности привлекали совершенно постороннего водителя. На записи видеорегистратора пострадавшего были видны только общие контуры и цвет машины виновника, без госномеров или иных идентификаторов. При рассмотрении данного дела все сомнения были истолкованы судом в пользу клиента, а мы добились отказа в лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Совет юриста. Установить личность водителя, покинувшего место ДТП, достаточно сложно. Доказать, кто именно был за рулем, по записям камер или регистраторов вообще почти невозможно. Поэтому сотрудники ГИБДД вправе составить протокол в отношении собственника машины, если в доказательствах присутствует госномер, иной идентификатор. Доказывать, что автомобилем управляло другое лицо по доверенности, придется собственнику.

По материалам дела можно начать подготовку к процессу. Как указано в Постановлении по делу № 38-АД16-5, вина в нарушении ПДД заключается в умышленном характере оставления места аварии. Водитель должен осознавать, что нарушает закон, сознательно допускает это или демонстрирует безразличие. Если вы не заметили ДТП и уехали, доказать отсутствие вины можно следующими способами:

  • заказать экспертизу повреждений на своем автомобиле (они могут не совпасть с царапинами, трещинами или иными дефектами на авто потерпевшего);
  • представить доказательства, что в указанный в протоколе день вы вообще находились в другом городе или регионе (например, в служебной командировке);
  • представить описание дорожной обстановки в месте ДТП, т.е. постоянный и активный трафик, наличие шумного производства, путей прохождения железнодорожного транспорта;
  • описать особенности конструкции своего транспортного средства, которые лишают возможности видеть некоторые повреждения и места ударов;
  • взять в суд запись со своего регистратора, на которой отсутствуют какие-либо внешние проявления ударов или столкновений;
  • вызвать свидетелей, которые также не заметили момент контакта с другим автомобилем (например, можно пригласить пассажиров вашей машины).

Обратите внимание! Закон обязывает трактовать все сомнения и несостыковки по делу в пользу нарушителя. В первой инстанции рассчитывать на это сложно, однако вышестоящие суды могут оценить и такие моменты. Поэтому при выступлении в процессе настаивайте, чтобы все ваши доводы и пояснения были внесены в протокол.

Если вы управляли общественным или служебным транспортом, возьмите в суд путевые листы, справки о маршруте. Это подтвердит, что даже не заметив повреждений и уехав с места ДТП, вы действовали неумышленно, следовали обычному маршруту движения. Также можно ссылаться на послерейсовый осмотр, который не выявил каких-либо повреждений на корпусе или деталях ТС.

Можно ли оспорить наказание

Даже представив указанные выше доказательства, дать гарантию положительного исхода дела невозможно. Лучше заранее рассмотреть перспективы дальнейшего обжалования, если вас лишат прав по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. При наличии документов, записей и ваших пояснений в материалах дела, на них нужно ссылаться в жалобах. Естественно, на всех стадиях обжалования используйте поддержку юриста, так как придется использовать дополнительные варианты защиты.

Судебная практика

К этой статье мы прикрепили копию Постановления ВС РФ по делу № 38-АД16-5. Обязательно изучите его, если вас обвиняют в оставлении места аварии. Хотя суд рассматривал специфичное дело в отношении водителя троллейбуса, большинство выводов можно применить и в других ситуациях. Также рекомендуем изучить наш предыдущий материал, в котором мы рассказывали о способах защиты при лишении прав за скрытие с места ДТП.

Судебная практика по делам, когда речь идет о неумышленном оставлении места аварии, учитывает следующие моменты:

  • последовательность позиции ответчика (например, если вы с первого дня и в последующем утверждали в документах, что неумышленно уехали, не заметив ДТП, и не меняли свою позицию);
  • отсутствие прямых доказательств, что именно ваше транспортное средство стало причиной возникновения повреждений на авто пострадавшего;
  • необъективность и одностороннее описание обстоятельств ДТП, сделанное сотрудников полиции (например, если не были запрошены записи с камер видеофиксации с дороги, не были опрошены очевидцы).

Запомните, если водитель уехал с места ДТП, не заметив столкновения или повреждений, его вина в нарушении правил движения отсутствует. Своевременно приступив к защите, вы сможете добиться вынесения положительного решения суда.

Если вам нужна помощь по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, хотя вы оставили место ДТП, не заметив этого момента, обращайтесь к нашим юристам. Консультацию можно получить по телефонам, указанным на сайте, либо через форму обратной связи. Не затягивайте обращение к юристам, так как это уменьшит шансы отбить лишение прав.

Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?

Процедура оформления дорожно-транспортного происшествия регламентирована пунктами 2.5-2.6.1 Правил ДД. Несмотря на существование и других нормативных документов относительно обсуждаемого вопроса, автомобилисты могут руководствоваться только предписаниями ПДД.

Порядок оформления за период своего существования многократно подвергался изменениям. В 2020 году собственники транспортных средств в некоторых случаях могут не фиксировать факт ДТП. Стоит ознакомиться с причинами, по которым автовладельцы могут разъехаться и не заполнять бумаги.

Можно ли не оформляться по новым ПДД?

Ответ краток — да. Есть только одна существенная оговорка. Речь в данном случае идет об оформлении сотрудниками Госавтоинспекции. У автовладельцев такая возможность появляется только при условии отсутствия пострадавших лиц.

В соответствии с устаревшей редакцией Правил ДД у собственников авто была возможность не оформлять происшествие при взаимном отсутствии претензий. Если ущерб был нанесен исключительно материальный (автотранспорту), лица могли разъезжаться без заполнения документов.

Действующие Правила исключают описанную возможность. Автомобилисты обязаны оформлять документы даже при отсутствии разногласий. Нюанс заключается в нечетком регламенте порядка оформления бумаг в подобных случаях.

Водители в 2020 году при фиксации ДТП без сотрудников обязаны составить Европротокол. Этот документ можно назвать формальностью, так как не предполагается его передача страховщику. Если водители пренебрегут составлением, против них могут быть выдвинуты санкции в виде лишения водительского удостоверения.

Строгая мера ответственности за такой небольшой проступок, как несоставление документов, аргументируется следующими нормативными положениями:

  1. Пункт 2.6.1 Правил ДД о порядке действий после аварии, в результате которых был причинен только имущественный ущерб. Положение регламентирует возможность разъезда без составления документов, если такой вариант допускается законом о страховании.
  2. Законодательство об обязательном страховании (пункт первый статьи 1.11 Федерального закона) указывает на возможность оформления ДТП без инспекторов только при выполнении следующих условий:
    1. в ДТП только два автомобиля-участника;
    2. каждый из двух водителей имеет полис ОСАГО;
    3. в результате аварии не был причинен ущерб жизни или здоровью граждан;
    4. автомобилисты оформили Европротокол.

Обязательно выполнение всех выдвинутых условий. Следовательно, оформить аварию на месте можно без сотрудников Госавтоинспекции только при наличии заполненных бланков Европротокола. Причем обязанности автомобилистов куда-либо предоставлять заполненные документы не зафиксировано.

Если представители ГИБДД не оформляют

В 2020 году автомобилисты могут столкнуться с ситуацией, в который вызванные представители закона не приезжают на место происшествия. Если обозначенная ситуация произошла, могут последовать как легальные, так и нелегальные варианты решения проблемы.

Сотрудники обязывают прибегнуть к составлению Европротокола

Такое действие со стороны сотрудников ГИБДД незаконно. Обязанность представителей Госавтоинспекции явиться на вызов зафиксирована в пункте 2.6.1 ПДД. При этом ни один законодательный акт страны не регламентирует обязанность автомобилистов в какой-либо ситуации оформлять Европротокол.

Сотрудники могут только порекомендовать собственникам автотранспорта оформить протокол. Настоятельно побуждать к этому действию им запрещено согласно административному регламенту, действующему на основании Приказа №664 МВД РФ. Пункт 285 указывает, что в случае отказа со стороны автомобилиста сотрудник должен предложить добраться до поста ГИБДД, где будут оформлены документы. Второй допустимый вариант — ожидание инспекторов.

Как показывает практика, сотрудники Госавтоинспекции порой все равно отказываются от оформления. В такой ситуации необходимо сделать телефонный звонок дежурному и доложить о некомпетентности представителей закона. В разговоре важно отметить намерение ожидания указаний для оформления документов с участием полицейских. Далее придется подать жалобу в режиме онлайн через приемную Госавтоинспекции.

Если автомобилисты предпочитают не открывать прямой конфликт с сотрудниками, они могут нейтрально сослаться на отсутствие принадлежностей для заполнения бланков. Водитель может даже сказать, что не умеет писать.

ДПС указали проехать в отделение

Это действие со стороны сотрудников вполне законно. На основании последнего абзаца пункта 2.6.1 участник ДТП обязан следовать всем указаниям представителей ГИБДД на месте фиксации происшествия. Схожее для инспекторов указано в пункте 285 регламента.

Чтобы зафиксировать аварию на посту по указанию сотрудника при звонке, нужно позаботиться о наличии фотоматериалов события. Также важно схематично изобразить ДТП на бумаге: указать ориентиры, расположение машин и прочие детали.

Можно поступить и иным образом. Согласно Правилам ДД автомобилисты обязаны зафиксировать аварию с помощью фото- и видеосъемки во всех случаях, когда в процедуре оформления не участвуют сотрудники ГИБДД. Если же у водителя нет аппаратуры для съемки, инспектор обязан выехать на место происшествия.

Аварийные комиссары

Третий из возможных вариантов заключается в вызове аварийных комиссаров по назначению сотрудника ГИБДД. Вполне возможно, что указанный представитель приедет раньше полиции. Важно знать, чем отличаются комиссары от сотрудников ДПС.

Разница заключается в том, что аварийные комиссары не числятся в штабе полиции и не имеют полномочий в оформлении аварии. Это означает, что заполненные в их присутствии бумаги не будут иметь силы.

Фактически водители оформят документы без участия представителей закона. Это приведет к правовым последствиям. По этой причине нужно проверять у приехавших на место наличие формы и значка Госавтоинспекции.

Если водитель не поехал оформлять в отделение

По состоянию Административного кодекса на 2020 год существуют всего два положения, которые имеют значение в обсуждаемой ситуации:

  • Часть вторая статьи 12.27 регламентирует наказание за оставление места аварии. В качестве данного нарушения рассматривается также отказ от составления документов. Грозит такое пренебрежение ПДД лишением прав на срок от года до полутора лет.
  • На основании части первой указанной статьи автомобилист будет привлечен к ответственности за прочие нарушения по ДТП. Размер материального взыскания составит тысячу рублей.

Можно заметить, что первая часть статьи отличается более мягкой мерой ответственности. Порой водители полагают, что именно это положение предусмотрено за отказ в оформлении ДТП в отделении по просьбе дежурного. Это мнение ошибочно.

Действующее на 2020 год законодательство предполагает лишение водительского удостоверения за такой проступок. Аргументация проста: автомобилист оставил место ДТП. Причем ответственность наступит именно за оставление, а не за скрытие. Наказание последует, даже если водитель сам сообщил о случившемся.

Если договорились с водителем без оформления, но он отказывается платить

Порой автомобилисты договариваются о возмещении на месте, но после обмена контактами второй участник отказывается переводить средства за нанесенный ущерб. Такая ситуация происходит, когда у виновной стороны отсутствует или утратил силу страховой полис.

Если водитель решит сообщить об аварии спустя время после происшествия, обоих собственников авто осудят по части второй статьи 12.27 Административного кодекса. Оба водителя лишатся удостоверения. Отсутствие полиса обязательного страхования не является основанием для невызова сотрудников.

Единственный безопасный с правовой точки зрения вариант — подача гражданского иска в судебную инстанцию. Заявление подается на виновника аварии.

В этом случае пострадавший рискует потерять водительское удостоверение, но в гораздо меньшей степени, так как:

  • Суд редко пытается выяснить, было ли оформлено ДТП. Пострадавший может сослаться на составление Европротокола до обнаружения факта, что у второго участника нет полиса ОСАГО. Виновник также будет заинтересован в подтверждении сказанных истцом слов (в противном случае он лишится прав).
  • Срок привлечения зачастую истекает до назначения даты суда. Согласно нормам изъятия ВУ данный период длится всего 3 месяца с момента аварии. Даже если судья выяснит факт отсутствия фиксации, сотрудники не смогут лишить автомобилиста прав.

Указанная схема будет работать только при наличии доказательств факта ДТП. Чаще всего виновники отрицают, что они участвовали в какой-либо аварии. Для подтверждения подойдет любая расписка о задолженности, составленная на месте происшествия. Возможно предоставление записи с видеорегистратора, если на ней отчетливо видно авто нарушителя и сам ответчик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector