Arhimorfius › Блог › Аварийные комиссары — польза или развод на деньги?
Давно назрела необходимость обсудить тему аварийных комиссаров. Приносят ли они пользу, либо вся их деятельность — сплошной развод водителей на деньги? Мнения на этот счет можно встретить самые противоположные. Поэтому, будем рады обсудить тему в комментариях к данному посту.
Скажем сразу, мы придерживаемся последней версии. В основе наших выводов лежит личный опыт встреч с «аваркомами», а также обобщенный опыт водителей, с которыми нам приходилось беседовать.
Кто такие аварийные комиссары?
С точки зрения страхового дела, аварийный комиссар — физическое или юридическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом.
Самое интересное здесь то, что в российском автостраховании «аваркомы» не являются представителями страховых компаний. Они никак не уполномочены ГИБДД, а прав у них меньше, чем у самого потерпевшего. На месте ДТП они могут выступать только как стороннее лицо, не более. Получается, что некие коммерческие структуры лишь заимствовали звучное название «аварийных комиссаров», являясь, по сути, очередными жуликами, деятельность которых не регламентирована ни одной нормой российского права.
По нашему мнению, основная цель их работы — срубить как можно больше деньжат с еще «тепленького», не отошедшего от стресса водителя. Появляются они сразу после ДТП, когда у человека еще не отошел шок, и начинают уговаривать воспользоваться своими услугами, рисуя страшную картину остаться без страховых выплат. Чего уж тут они только не обещают — и решить вопрос о виновности с ГИБДД, и «раскрутить» страховую на «бабки» и т.д. Козыряют знакомством с приехавшим экипажем ГИБДД и иными сотрудниками полиции, оценщиками и т.п.
Высокая оперативность комиссаров, обусловлена большим количеством «патрулей» и хорошо налаженной связью с дежурной частью ГИБДД города. Кроме того, они довольно успешно отслеживают информацию о дорожных событиях с помощью Яндекс.Карт.
Подумайте сами, кто будет работать бесплатно. Да еще в добавок к этому содержать многочисленный штат работников, солидный парк «авариек», платить аренду за офисы и т.п. «Аварийные комиссары» — это довольно прибыльный бизнес, хорошо продуманный и поставленный на поток. И основным источником его финансирования служим мы — автомобилисты.
Схема их работы проста. Комиссар на месте ДТП «помогает» оформить все документы и забирает их с собой. Далее документы передаются в контору, где специалисты делают оценку ущерба, готовят и отправляют документы в страховую компанию по почте. Если страховая отказывает и не платит, либо платит мало, комиссары подают иск в суд.
Казалось бы все хорошо и просто, но есть одно но — насколько выгодно это комиссарам, а также страховой компании и насколько не выгодно потерпевшему в ДТП.
Практически все комиссары обещают, что все расходы будут компенсированы страховой компанией. Однако, это не совсем так.
Вам придется заплатить им:
За работу комиссара на месте ДТП;
За проведение оценки ущерба;
За подготовку и отправку документов;
За подготовку иска и участие представителя в суде.
При этом, комиссары ведут дело так, что оно почти со 100-процентной вероятностью попадет в суд и безальтернативно выдают вам судебного представителя по завышенным расценкам. Хоть расходы на представителя истца должна оплачивать проигравшая сторона — страховая компания и/или виновник ДТП, суд может не взыскивать полную сумму таких расходов, если она покажется слишком большой. Эти деньги вам придется отдать из своего кармана.
При наличии свободного времени, не прибегая к помощи аварийных комиссаров, после ДТП у вас останется больше денег.
Кроме того, из всех услуг, которые предоставляют аварийные комиссары, сомнительнее всего выглядит именно подача документов. На самом деле это не такая уж и сложная процедура, как кажется.
В страховую нужно подать справку о ДТП, заверенную в ГИБДД, а также документ, подтверждающий виновность другого водителя (например, копию постановления об административном правонарушении). Эти бумаги в ГИБДД получить не трудно. В подавляющем большинстве случаев (если обстоятельства выяснены и нет пострадавших) их выдадут прямо на месте ДТП.
По закону об ОСАГО, документы в страховую компанию должен подавать либо собственник автомобиля, либо уполномоченное им лицо. Просто так у «аваркома» документы ни в одной страховой не примут. Он просто никто в этом деле. Не случайно в описанной выше схеме бумаги отправляются в страховую по почте вместе с результатами экспертизы. И отправляются они от вашего имени.
Поэтому ДТП лучше все-таки оформлять без комиссаров, вызвав инспекторов ДПС. И далее, взяв в ГИБДД все бумаги, обратиться в страховую и получить выплату ОСАГО, которую она насчитает, а уж потом, если сумма не устроит, проводить независимую экспертизу и подавать в суд, обратясь к любому юристу на свое усмотрение.
Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?
Аварийный комиссар при ДТП
Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.
Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2020 год?
Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.
Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.
При этом, сама схема работы может быть двух видов:
- помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
- содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.
Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.
Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.
Какая разница в порядке оформления ДТП?
Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.
Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.
Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД Без А/КС помощью А/КПроисходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников.Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение.Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола
Без А/КС помощью А/КПроисходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и решают оформить ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД.Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают аварийного комиссара. Нередко при вызове для оформления ДТП сотрудников ГИБДД те сами направляют аварийного комиссара. Это незаконно!Участники ДТП заполняют извещение, расписываются и разъезжаются.Аварийный комиссар даёт бланки извещений, объясняя, что, как и где писать участникам аварии.Далее потерпевший получает возмещение от страховой. Виновник обязан подать заполненный бланк в течение 5 дней в свою страховую.Всё, как в случае отсутствия комиссара, либо он также сопровождает общение со страховой после ДТП и получает за это оплату.
Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?
Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.
Регресс виновнику от страховой
Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.
Дело здесь в том, что Федеральный закон “Об ОСАГО” предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.
Схема в этом случае выглядит так:
- аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
- участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
- все спокойно разъезжаются,
- по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта “ж” пункта 1 статьи 14 ФЗ “Об ОСАГО”; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.
Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.
Как избежать?
- Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
- Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
- Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.
Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей
Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.
В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2020 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.
Риск в случае договора цессии
Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.
Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.
При этом, вам могут предложить:
- возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие “трудностей” и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
- сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.
В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под “соусом” формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.
Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.
Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром
От попадания в аварию не застрахован ни один автомобилист. Многие водители просто не понимают, что делать и как оформлять документы в случае возникновения ДТП. Оказать всестороннюю помощь и представлять интересы водителя в этом вопросе сможет аварийный комиссар.
Надо ли вызывать аварийного комиссара при ДТП?
Аварийный комиссар – это квалифицированный специалист, в обязанности которого входит всестороннее оказание помощи участнику ДТП. Следует помнить, что никаких прав и полномочий у него нет, он не является свидетелем. И всего лишь оказывает помощь водителям или одному из них в оформлении происшествия.
Аварийные комиссары делятся на три вида:
- Независимые – это юридическое лицо, которое предоставляет свои услуге независимо от страховой компании. Это самый надежный и объективный вариант, ведь такой аварийный комиссар будет заинтересован только в том, чтобы помочь вам в оформлении ДТП. Безусловно, стоимость независимого эксперта будет на порядок выше. Зато вы сможете быть уверены в его непредвзятости и объективности.
- Работающие в страховой компании – это физические лица, которые числятся в штате страховой компании. Страховщикам выгодно иметь такого сотрудника. Его услуги включают в полис КАСКО. При этом в зависимости от его стоимости будет отличаться и пакету слуг, предоставляемый аваркомом. В полис ОСАГО включить такие услуги нельзя по закону, так как это расценивается как переманивание клиентов.
- Аварийные комиссары, сотрудничающие со страховой компанией, – это юридические лица, которые помимо независимости деятельности предоставляют свои услуги и страховой компании. К сожалению, если комиссар представляет страховую компанию, то он может специально допускать ошибки и неточности в оформлении дорожно-транспортного происшествия, чтобы уменьшить сумму страховой выплаты.
Обязательно ли вызывать аварийного комиссара при оформлении ДТП? Нет, если у участников нет разногласий по поводу виновника, если нет пострадавших, если есть понимание о том, как заполняются документы. Это лишь дополнительная услуга, которая предоставляется для помощи водителям. Только в некоторых случаях, если у одного из участников оформлено КАСКО в котором прописывается обязательное прибытие комиссара на место ДТП, необходимо вызвать этого сотрудника. Иначе страховая может отказать в выплате.
Порядок оформления аварии
Когда аварийный комиссар приезжает на место аварии, он должен действовать по определенной схеме, соблюдая нижеописанный порядок оформления ДТП.
Следует заметить, что этот расширенный план применим скорее к частным комиссарам, а не к сотрудникам страховой компании. Последние имеют весьма ограниченный план действий. Основная их цель – зафиксировать повреждения и уменьшить сумму стразовой выплаты.
Обязанности аварийного комиссара при ДТП
Ниже представлен список мероприятий, которые должен провести аварийный комиссар после прибытия на место ДТП.
- Осматривает место ДТП.
- При необходимости вызывает сотрудников ГИБДД и эвакуатор.
- Опрашивает свидетелей.
- Делает фото и видеосъемку места аварии и поврежденных автомобилей.
- Проводит оценку величины ущерба.
- Оформляет необходимые документы, в том числе и аварийный сертификат.
Аварийный сертификат – это отчет о проделанной аварийным комиссаром работе. В него входит: схема ДТП, фотоснимки, комментарии, полная информации о ситуации и участниках аварии. Таким образом, комиссар осуществляет действия, которые обязан выполнить водитель, причастный к ДТП, согласно пункту 2.6 ПДД. Закон не запрещает третьим лицам помогать участнику ДТП в его оформлении.
Плюсы оформления дорожно-транспортного происшествия аваркомом
Стоит ли вызывать аварийного комиссара на место аварии решает участник ДТП. Какие преимущества от таких действий?
- Ожидание сотрудников ГИБДД порой длится не один час. Аварийный комиссар прибудет на место в самые короткие сроки и начнет оформление.
- Многие водители или пассажиры получают во время ДТП серьезные психологические травмы или просто начинают теряться в незнакомой им ситуации. Комиссар может оказать психологическую поддержку и успокоить.
- До приезда инспекторов он осмотрит место аварии, проведет фотосъемку и видеозапись, опросит участников и свидетелей, составит схему аварии.
- Аварийный комиссар подробно зафиксирует и оформит все повреждения в отличие от инспекторов, которые только отмечают поврежденные детали без детального описания. Это очень пригодится во время обращения в страховую компанию.
- Он будет общаться с представителями ГИБДД от вашего имени, представляя ваши интересы.
- В дальнейшем независимый комиссар сможет представить ваши интересы в суде, если это будет необходимо.
- В случае подставной аварии он сможет противодействовать мошенникам.
Кто оплачивает аварийного комиссара при ДТП?
Как уже упоминалось ранее, вызов аварийного комиссара является обязательным лишь в том случае, если у одного из участников ДТП оформлено КАСКО с соответствующим условием. Таким образом, расходы по оплате ложатся на того водителя, кто решил вызвать аварийного комиссара. Безусловно, участники могут договориться и разделить эти расходы на двоих. Стоимость вызова аварийного комиссара будет варьироваться в зависимости от региона.
Особенности оформления аварии
Как правило, аварийный комиссар приезжает на место происшествия, спустя 10-20 минут. Точное время будет зависеть от региона, ситуации на дороге и занятости специалиста. Среднее время оформления ДТП профессионалом составляет от 20 до 40 минут.
Несмотря на то что аварийный комиссар – это высококвалифицированный специалист, рассчитывать на то, что он все сделает за вас нельзя. Ходить по пятам и вмешиваться в его работу не стоит, но следить за его действиями придется. Если, по вашему мнению, он что-то упустил или сделал не так – обратите на это внимание. Конечно, если комиссар представляет страховую компанию, то может легко не обращать внимания на ваши замечания. Но если аварийного комиссара вызвали вы сами для оформления ДТП, то требуйте от него полного соблюдения всей процедуры оформления.
Следует помнить, что комиссар ни в коем случае не заменяет сотрудника ГИБДД. Он лишь помогает участнику аварии оформить дорожно-транспортное происшествие согласно законодательству РФ. Обойтись без полиции можно лишь в том случае, если участники происшествия решили оформить Европротокол.
ДТП оформил аварийный комиссар, что дальше?
После того как авария оформлена, на руках у участников должны остаться следующие документы от инспекторов ГИБДД: справка о ДТП, протокол и постановление. Аварийный комиссар должен отдать страховой сертификат. Пострадавший должен обратиться в страховую компанию в течение 15 рабочих дней. В страховую компанию необходимо взять следующие документы:
- заявление;
- справка о ДТП;
- протокол;
- постановление;
- паспорт;
- СТС и ПТС на поврежденный автомобиль;
- водительское удостоверение;
- страховой сертификат, заполненный аварийным комиссаром.
Если ДТП оформлял комиссар от страховой, то дополнительного осмотра машины не требуется. Если оформление производилось частным комиссаром, то в страховой вам могут назначить дату осмотра, которую произведет оценщик. При этом если автомобиль на ходу, вы обязаны предоставить его для осмотра в согласованный день. Если авто не на ходу, то оценщик выезжает на место, где хранится авто.
В соответствии с новым законом об ОСАГО, который вступил в силу 27.04.17, получить денежную компенсацию можно только в крайнем случае. В большинстве ситуаций машины будут направляться на ремонт в авторизированный автосервис. В течение 20 дней с момента подачи документов в страховую, они обязаны выдать направление на ремонт или возместить сумму ущерба, если ситуация попадает под определенные условия.
Порядок оформления ДТП аварийным комиссаром
Соблюдение всех правил дорожного движения и большой опыт вождения не всегда могут являться гарантией отсутствия аварийных ситуаций на дороге. В случае возникновения даже незначительного ДТП водителю порой очень сложно адекватно реагировать на произошедшее. Правильно оформить документы и принять объективное решение в этом случае поможет аварийный комиссар. О том, как вызвать, в чем заключаются обязанности и помощь этого специалиста, речь пойдет в информационной статье, представленной ниже.
Кто такой аварийный комиссар?
В 294-ой статье НК РФ (9 пункте) дается определение, согласно которому аварийный комиссар — это квалифицированный специалист, имеющий право оценивать страховые риски, определять причиненный застрахованному имуществу ущерб, просчитывать размеры страховой стоимости и выплат, а также сопровождать процедуру получения страхового возмещения.
Работа по профессии аварийного комиссара возможна после успешного прохождения специального обучения (юридическая и страховая грамотность, оказание психологической и первой медицинской помощи, владение действующими ПДД) и при наличии соответствующего сертификата.
Участвующие в оформлении ДТП комиссары могут быть представителями страховой компании или частной организации.
Когда следует вызывать аварийного комиссара при ДТП?
Прибегать к услугам аварийного комиссара при ДТП, в большинстве случаев, необязательно. Стоит отметить, что к сотрудникам полиции он никакого отношения не имеет, так как является представителем частной или страховой компании.
Вызов аваркома возможен по желанию водителя, при возникновении любого дорожного происшествия, чаще всего для получения консультации и оформления европротокола без сотрудников ДПС. Обязательным вызов аварийного комиссара может быть только при наличии соответствующего условия в договоре страхования.
Таким образом, при дорожно-транспортном происшествии рекомендуется обращаться за помощью аварийного комиссара, когда требуется:
- оперативно разобраться в возникшей ситуации ДТП;
- детально проанализировать все обстоятельства дорожной аварии;
- подробно и в полном объёме зафиксировать полученные повреждения (фото, видеосъёмка);
- консультация и помощь в оформлении европротокола;
- оказать содействие сотрудникам правоохранительных органов в заполнении документации;
- провести опрос свидетелей, зафиксировать их показания и взять контактные данные;
- анализ дорожного происшествия и выявление способствующих этому факторов;
- оказание срочной психологической поддержки водителю;
- содействие в связи с дальнейшим обращением за страховыми выплатами.
К сведению
Если есть необходимость в обязательном фиксировании ДТП сотрудниками автоинспекции, присутствующий при этом комиссар будет представлять интересы водителя и остерегать его действия от возможных ошибок и проблем в дальнейшем.
Как вызвать аварийного комиссара?
Водитель может оставить заявку на вызов аваркома обратившись в ниже перечисленные учреждения:
- В страховую компанию — по номеру, указанному в договоре.
Дополнительная информация
За счёт несущественного удорожания стоимости услуг по КАСКО, в соглашение всё чаще включается бесплатный вызов на место ДТП (независимо от виновной стороны) аварийного комиссара, который являяется сотрудником страховой организации. Но, стоит отметить, что данный специалист будет действовать исключительно в интересах своего работодателя, его обязанности будут ограничены и работа сведена к оценке имеющихся повреждений, определению характера и особенностей страхового случая.
В соответствии с 40-ым Федеральным законом «Об ОСАГО», услуга бесплатного выезда комиссара при ОСАГО не может предоставляется. Но, при наличии такого сотрудника в штате страховой компании, диспетчер оформит вызов и помощь будет оказана за дополнительную плату.
- В службу аварийных комиссаров регионального назначения.
- К независимому аварийному комиссару, штатному сотруднику ИП или ООО. Можно воспользоваться одноразовой услугой специалиста или приобрести абонементное обслуживание.
Обязанности аварийного комиссара
В работу аварийного комиссара при оформлении ДТП входит широкий спектр обязанностей.
К ним относятся:
- осмотр места происшествия и объективная предварительная оценка нанесенного ущерба;
- вызов при необходимости скорой и эвакуатора;
- оказание первой медицинской и психологической помощи;
- содействие сотрудникам ГИБДД и участникам аварии в оформлении необходимой документации;
- контроль за правильностью и точностью внесения сведений в европротокол, консультация и помощь в его оформлении;
- консультация по последующему обращению в страховые компании;
- прочие действия по необходимости.
Следует помнить, что в случае возникновения дорожного происшествия, водитель обязан соблюдать последовательность определённых в законодательстве действий. Именно своевременное привлечение аварийного комиссара и его профессиональный контроль ситуации при ДТП позволит избежать в дальнейшем оформления на водителя дополнительных штрафов, вследствие невыполнения тех или иных требований в силу незнания или не совсем адекватного поведения после случившегося.
Схема работы аварийного комиссара при оформлении ДТП
Пошаговая инструкция работы аварийного комиссара в случае ДТП представлена следующими последовательными действиями:
- Вызов аваркома на место дорожно-транспортного происшествия.
- Приезд. Обычно, с момента звонка он занимает не более 30 минут.
- Оформление и помощь в заполнении всей необходимой документации, в том числе:
-составление европротокола;
-составление схематичного изображения места события;
-необходимое фото и видео фиксирование;
-получение фото документов участников дорожно-транспортного происшествия;
-заполнение европротокола.
ВАЖНО
В том случае, если был оформлен европротокол, то, согласно 2-го пункта 11-ой статьи Закона «Об ОСАГО», требуется уведомить страховую компанию о случившемся ДТП в течение последующих 5 рабочих дней, начиная отсчёт со следующей даты. Причём, сделать это необходимо каждому водителю-участнику происшествия. При регистрации происшествия сотрудниками ГИБДД — срок продлевается до трёх лет, согласно ст.196 ГК РФ.
Стоимость услуг
Стоимость работы аварийного комиссара зависит от ряда факторов и на федеральном уровне не зафиксирована. Поэтому расценки варьируются от каждой конкретной компании, в которую обратится водитель.
В последнее время, начинает пользоваться большим спросом приобретение автолюбителями годового абонемента на оказание данного рода услуг. Это позволяет не только существенно сэкономить, но и быть уверенным в предоставлении профессиональной помощи в случае первой необходимости. По объективным причинам, наиболее высокими тарифы будут в городах-миллионниках.
В стоимость полиса КАСКО зачастую, услуги аварийного комиссара уже входят. Воспользоваться привилегией может и виновная и пострадавшая сторона, но уровень оказания услуг и оценка произошедшего — не всегда будет объективной. Стоит отметить, что держателям стандартного полиса ОСАГО услуги аварийного комиссара при оформлении ДТП могут быть предоставлены только за дополнительную плату.
Обычный вызов на место аварии по факту произошедшего события в разных регионах и компаниях оценивается в размере, начиная от одной тысячи рублей (сам выезд и помощь в оформлении происшествия). Фото, видео, опрос свидетелей, вызов эвакуатора — оплачивается отдельно, в среднем, от двух тысяч рублей.
В связи с этим, к вопросу о необходимости привлечения дополнительного специалиста стоит подходить с учётом особенностей оформления каждого конкретного ДТП, его сложности, значительности размера полученного или причиненного ущерба.
Но, в любом случае, отчёт и присутствие независимого эксперта позволит максимально предотвратить в дальнейшем возможные риски.
Таким образом, примерная стоимость услуг аварийного комиссара при оформлении ДТП будет следующая:
- 1 500 рублей — за выезд и оформление европротокола;
- 3 000 рублей — выезд, оформление европротокола, заполнение документов для страховщика;
- 5 000 рублей — выше перечисленное и дальнейшее сопровождение (например, эвакуация автомобиля, действия от имени пострадавшего в суде).
Кто должен оплачивать аварийного комиссара?
Работа аварийного комиссара полностью компенсируется заказчиком услуг. Им может быть как и один водитель, так и оба — по договоренности между ними.
В стоимость страхового полиса КАСКО часто включены услуги специалиста. Следует внимательно изучить все пункты договора и дополнительно уточнить у страхового агента все подробные действия на случай возникновения ДТП.
Таким образом, плательщиками услуг являются:
- один или оба участника ДТП (по соглашению) — при вызове независимого специалиста;
- страховая компания – если комиссар является её штатным сотрудником и оказание им услуг бесплатно, согласно заключенному договору автострахования;
- водитель — если в соглашении со страховой компанией отсутствует бесплатная возможность вызова аваркома, но в силу пунктов договора — такая необходимость предусмотрена.
Достоинства и недостатки
Основные положительные и отрицательные моменты в привлечении аварийного комиссара для оформления ДТП представлены в таблице ниже.
ПреимуществаНедостаткиКонтроль со стороны специалиста за соблюдением участниками ДТП всей необходимой процедуры его оформления.Относительно высокая стоимость оформления ДТП аварийным комиссаром, навязывание дополнительных платных услуг.Оказание квалифицированной комплексной помощи, в том числе и психологической.Не всегда добросовестный подход к выполняемой работе.Грамотное фиксирование существенных, важных и значимых обстоятельств аварии.Неправильное понимание возникшей дорожной ситуации.Защита интересов клиента, пресечение попыток ухода от ответственности виновника и противоправных действий сотрудников ГИБДД.Аварком от страховой компании действует в интересах своего работодателя, стараясь максимально уменьшить размер компенсационных выплат автовладельцу.Представление интересов водителя в суде, в случае такой необходимости.Недостаточное регулирование на законодательном уровне деятельности аварийных комиссаров.
Заключение
Услуги аварийных комиссаров появились в России не так давно, но с каждым днём пользуются всё большей популярностью. Специалист приезжает на место ДТП гораздо быстрее сотрудников автоинспекции, что позволяет значительно сократить время оформления дорожного происшествия. В обязанности аварийного комиссара входит также и оказание психологической помощи, что является немаловажным для человека, попавшего в стрессовую ситуацию. На законодательном уровне деятельность аварийных комиссаров недостаточно урегулирована, в результате чего возможны случаи некомпетентного и непрофессионального подхода к выполнению ими своих обязанностей.
Чем поможет аварийный комиссар в случае ДТП? Основные обязанности специалиста
Для любого водителя случившееся ДТП – это стресс, независимо от того, явился он виновником или потерпевшим. Большинство автомобилистов в подобной ситуации теряется, не знает как себя вести и допускает множество ошибок в оформлении необходимых документов, что потом может стать причиной для отказа в выплате по ОСАГО или КАСКО. Помочь в этой ситуации способен квалифицированный специалист – аварийный комиссар.
Аварком
Трудовые функции
Аварийный комиссар – это эксперт, который выезжает на место ДТП и оказывает помощь водителям в оформлении необходимой документации, подсказывает, какие должны быть дальнейшие действия, выступает консультантом по вопросам страхового законодательства и правил дорожного движения (как вызвать аварийного комиссара?). Он может являться независимым предпринимателем, штатным сотрудником страховой компании или работать на страховщика в качестве нанятого специалиста.
Иногда аваркома называют аджастером, но это не совсем верно. Аджастер – это специалист, основная задача которого добиться справедливого урегулирования убытка от страховой компании. Он не только помогает в оформлении документов на месте происшествия, но и может обращаться в страховую компанию от имени своего клиента, и даже, при необходимости, представлять его интересы в суде.
Трудовые функции аварийного комиссара состоят в следующем:
- Оказывает психологическую поддержку водителям, попавшим в неприятную ситуацию и находящимся в стрессовой ситуации.
- При необходимости, вызывает сотрудников ГИБДД и скорой помощи, принимает решение, можно ли оформить аварию по Европротоколу.
- Осуществляет фото- и видеофиксацию произошедшего, помогает заполнить извещение о ДТП, производит осмотр автомобиля и первичную оценку полученных повреждений.
- Консультирует по вопросам общения с сотрудниками дорожной полиции и обращения в страховую компанию.
- Аварком, являющийся сотрудником страховой компании, призван проследить за отсутствием мошенничества и максимально снизить возможную выплату. В договоре КАСКО может быть прописано условие обязательного присутствия такого специалиста при каждом ДТП.
Должностные обязанности
- Выезд на место аварии в кратчайшие сроки (в зависимости от региона, загруженности специалиста и дорожной ситуации от 20 минут до 1 часа).
- Оказание психологической, технической, первичной медицинской помощи пострадавшим.
- Осмотр места происшествия.
- При необходимости, вызов кареты скорой помощи, сотрудников ГИБДД и эвакуатора.
- Принятие решения о возможности использования упрощенной схемы оформления ДТП.
- Содействие сотрудникам дорожной полиции при выполнении ими служебных обязанностей, помощь в осуществлении коммуникации между ними и участниками аварии.
- Опрос свидетелей и сбор их контактных данных.
- Фото- и видеофиксация места происшествия, повреждений автомобилей и их положения относительно друг друга, регистрационных знаков.
- Предварительная оценка величины ущерба.
- Помощь в заполнении извещения о ДТП, проверка правильности оформления документов, выданных сотрудниками полиции.
- Консультация по срокам обращения в страховую фирму и пакету необходимых документов.
- Составление аварийного сертификата.
Полномочия
Для осуществления своих функций, аварком имеет следующие права:
- опрос водителей и свидетелей с целью выяснения обстоятельств происшедшего, сбор их контактных данных;
- присутствие при общении своего клиента с сотрудниками ГИБДД, помощь при написании им объяснительной;
- осуществление фото- и видеосъемки места аварии, поврежденных автомобилей и их регистрационных знаков, документов водителей и полисов ОСАГО;
- вынесение своего мнения касательно обстоятельств произошедшего и суммы ущерба и фиксация этого в аварийном сертификате.
Ответственность
В отличие от страховых компаний и брокеров, деятельность аварийный комиссаров и аджастеров не подлежит специальному регулированию и лицензированию на законодательном уровне. Стать аваркомом может любой человек, который оформил юридическое лицо или ИП, либо поступил на работу в штат страховщика. Главное:
- знание правил дорожного движения и страхового законодательства;
- опыт в оценке повреждений автомобиля;
- специфический склад характера, который позволяет работать с людьми, находящимися в сильном стрессе.
Чаще всего в эту профессию приходят:
- бывшие сотрудники Госавтоинспекции;
- юристы;
- работники страховых компаний.
Договор может быть заключен на разовую помощь в конкретной аварии или на обслуживание в определенный период времени. При этом стоит иметь в виду, если аварком является штатным сотрудником или нанятым специалистом страховой компании, то несет ответственность за свои действия перед собственным работодателем, а вовсе не перед водителем, которому помогает в заполнении документов.
Как выбрать?
Для тех автомобилистов, кто решил воспользоваться услугами аварийного комиссара или обязан сделать это по условиям договора добровольного страхования, можно дать несколько советов:
- Заранее выбрать несколько крупных фирм, предоставляющих услуги аваркомов или аджастеров, подписать с ними договор на обслуживание в течение определенного периода времени, или хотя бы внимательно ознакомиться с условиями контракта на разовую помощь. В тот момент, когда присутствие такого специалиста потребуется, водитель находится в сильном стрессе и просто не в состоянии вдумчиво прочитать и понять условия договора.
- Необходимо внимательно прочитать все, что дает на подпись аварком, и в случае несогласия с его мнением отразить все свои замечания письменно.
- Не рекомендуется пользоваться услугами случайных людей, которые представляются аварийным комиссаром и предлагают свою помощь на месте аварии. Обычно их квалификация достаточно низка, договор составлен таким образом, что сотрудник не несет ответственности перед клиентом в случае ошибок в оформлении документации, а стоимость услуг может быть завышена.
Процедура оформления ДТП
- Аварийный комиссар прибывает на место происшествия по приглашению одного из водителей: это может быть как потерпевший, который больше заинтересован в получении выплаты по ОСАГО, так и виновник, автомобиль которого застрахован по КАСКО. Время приезда зависит от региона, загруженности конкретного специалиста и дорожной ситуации, обычно составляет от 20 минут до 1 часа.
- Комиссар оценивает обстановку, при необходимости, вызывает сотрудников ГИБДД и скорую помощь, оказывает своему клиенту психологическую, медицинскую и техническую поддержку.
- Аварком выясняет обстоятельства аварии и принимает решение, может ли быть использован Европротокол.
- Специалист делает фотографии и видеозапись с места происшествия: расположение автомобилей на местности и по отношению друг к другу, крупным планом – поврежденные детали и их обломки, регистрационные знаки, также делает фото документов всех участников ДТП:
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации или ПТС транспортного средства;
- полис ОСАГО.
- справку по форме №154 из ГИБДД;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление по делу об административном правонарушении;
- определение об отказе в его возбуждении.
Чьи интересы защищает?
Если аварийный комиссар является индивидуальным предпринимателем или сотрудником независимой фирмы, которого один из участников ДТП пригласил на место аварии по своей инициативе, то, безусловно, он выступает на стороне своего клиента, помогая правильно оформить все бумаги для получения выплаты по ОСАГО или КАСКО. Помощь такого специалиста оплачивает вызвавший его водитель, при начислении денег от страховщика эти затраты не компенсируются.
Если аварком является штатным сотрудником страховщика или сторонней фирмы, с которой у страховой компании заключен договор, то он действует ради выгоды своего работодателя. Его основная задача: воспрепятствовать возможному страховому мошенничеству, а также снизить размер причитающейся финансовой компенсации.
Отчет о работе
Аварийный сертификат – это официальный отчет комиссара о проделанной им работе на месте ДТП.
- подробную схему аварии;
- фотоотчет;
- сведения обо всех участниках происшествия;
- перечень полученных повреждений;
- дополнительные комментарии аваркома.
Сертификат подписывается им и пострадавшим водителем, далее должен быть передан в страховую компанию наряду с остальными документами для получения выплаты.
Что делать дальше после оформления аварии?
Если иное не предусмотрено условиями договора с аварийным комиссаром, после оформления всех необходимых документов и передачи аварийного сертификата своему клиенту его работа закончена. Водитель должен обратиться в страховую компанию в установленный законом или договором страхования период с комплектом необходимых для получения выплаты бумаг.
Аварийный комиссар – профессия для России достаточно новая и не у всех автовладельцев вызывающая доверие. Между тем присутствие аваркома на месте аварии может оказать не только необходимую моральную поддержку, но и поможет в будущем добиться справедливой выплаты от страховщика и избежать дополнительных финансовых затрат. Особенно актуальным становится вызов специалиста, если водитель подозревает, что имеет дело с «подставным» ДТП, в которым его пытаются выставить виновником.
Следует помнить, что ответственность аваркома за проводимую им работу законодательно никак не регулируется и зависит только от условий договора. В зависимости от того, кто заключил контракт с комиссаром и оплачивает его услуги, аварком может действовать на стороне водителя или страховой компании. В любом случае перед подписанием аварийного сертификата потерпевшему водителю необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием и при несогласии с каким-либо пунктом внести соответствующие правки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читать еще: Повреждение автомобиля не связанное с ДТП