Как правильно оформить ДТП без второго участника
Аварии с одним участником — распространенное явление в российских реалиях. Под это определение подходят ДТП, возникающие из-за плохих погодных условий, плохого состояния дорожного полотна, недобросовестной работы коммунальщиков и т.д. Водители ошибочно полагают, что если на их транспортное средство упало дерево, машина пострадала, попав в овраг или наскочив на корягу, можно не вызывать сотрудников ГИБДД и уезжать с места происшествия. Это мнение ошибочно: чтобы без проблем получить возмещение от страховой по КАСКО, нужно остаться и вызвать представителей автоинспекции для составления протокола.
Что такое ДТП с одним участником?
ДТП без второго участника — это авария, в результате которой нанесен вред автомобилю одного гражданина и (или) бесхозному предмету. То есть к ДТП с одним участником не относятся ситуации, когда нанесен вред предмету, имеющему собственника. Например, если жилец частного дома въехал в соседское ограждение, причинен материальный вред двум лицам. На практике чаще всего возникают следующие ситуации:
- Повреждение авто в результате езды по проселочной дороге;
- Столкновение с деревом, дорожным ограждением;
- Въезд в стену своего гаража;
- Повреждение днища машины о валяющийся на дороге предмет и т.д.
Дорожно-транспортным происшествием с одним участником признаются аварии, возникающие в процессе движения автомобиля. Если на стоящую во дворе машину упала ветка дерева, свалилась сосулька с крыши, эти события не относятся к дорожным ситуациям. При этом в таких случаях тоже можно получить компенсацию, если будет установлен виновник. О том, как это сделать и как найти виновного в происшествии, мы писали здесь.
Как поступить водителю?
Водители полагают, что если в аварии не задействовано второе лицо, можно уезжать с места происшествия. Подобное мнение ошибочно: если ГИБДД узнает, что автолюбитель уехал с места аварии, его ждет штраф или лишение прав на период 1-1,5 года. Чтобы избежать наложения санкций, водителю нужно остаться на месте аварии и вызвать представителей ГИБДД: оформить происшествие без их участия нельзя. Оставление места происшествия означает невозможность получения возмещения по полису КАСКО. Страховая компания потребует у автолюбителя протокол ГИБДД, который тот не сможет выдать, т.к. он не дождался приезда правоохранительных органов. Таким образом, при таком ДТП необходимо соблюдать следующий порядок действия:
- Остановить автомобиль и успокоиться.
- Уточнить не пострадал ли кто-либо из пассажиров.
- Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.
- Позвонить в свою страховую компанию и рассказать о случившемся.
- Зафиксировать на фотоаппарат или видеокамеру обстоятельства аварии.
- Проконтролировать корректность оформления документов сотрудниками ГИБДД, внимательно прочитать протокол.
- Подписать документы, если все записано верно.
Рассчитывать на возмещение ущерба после дорожно-транспортного происшествия с одним участником могут только владельцы полиса КАСКО, поскольку действие ОСАГО не распространяется на подобные ситуации. Чтобы избежать проблем с получением компенсации, необходимо еще раз проконтролировать правильность заполнения документов и их адекватность реальным обстоятельствам аварии.
Как составляется протокол?
Основной документ, который составляется органами правопорядка в случае аварии с одним участником — протокол ГИБДД. Его формируют представители автоинспекции по результатам беседы с водителем и осмотра места происшествия. В нем отражаются точный адрес ДТП; состояние асфальта на трассе (в протокол вносятся данные обо всех неровностях, буграх, выбоинах); погодные условия, в которых двигался водитель; время проведенного осмотра авто; предметы и детали, имеющие значение для объяснения причин возникшей аварии; показания свидетелей и т.д.
Когда протокол будет составлен, детали зафиксированы, водителю необходимо получить на руки документы для предъявления страховщику – непосредственно сам протокол (его копию), акт осмотра авто. Нужно проверить корректность их заполнения, если проблем нет, можно уезжать с места ДТП. Если машина не может передвигаться сама и нужно вызывать эвакуатор, стоит обязательно сохранить чек для предъявления страховой компании и получения возмещения по нему.
Практика выплат по КАСКО и ОСАГО
Граждане, планирующие сесть за руль автомобиля, обязаны страховать автогражданскую ответственность. Действие полиса ОСАГО распространяется на ситуации, когда ДТП нанесло вред машине второго автолюбителя или пешеходу. Возмещение в пределах 500 тыс. руб. покрывает имущественный ущерб, причиненный транспортному средству второй стороны или ее здоровью. Страховщики не выплачивают компенсации водителям, попавшим в аварию с одним участником.
Если у автолюбителя оформлен полис КАСКО, он правильно оформил ДТП с одним участником, то может получить компенсацию от страховой компании, покрывающую ремонт транспортного средства. Выплаты не возмещают имущественный вред, нанесенный третьей стороне (например, ущерб владельца забора, в который врезался гражданин на своей машине). Эту ситуацию нужно урегулировать из собственного кармана. Страховщик откажет в перечислениях водителю, если выяснится, что в момент происшествия он был пьян или находился под действием наркотиков.
Заключение
Таким образом, дорожно-транспортное происшествие с одним водителем не предполагает участие второй стороны и третьих лиц. Такая авария не подпадает под действие полиса ОСАГО, поэтому компенсацию за полученный вред от происшествия можно получить от страховой компании только в случае оформления КАСКО. При этом процедура оформления ДТП будет стандартной — с вызовом ГИБДД и составлением сопутствующих документов.
Как правильно оформить ДТП, чтобы не получить отказ по КАСКО?
Зачастую мы задумываемся о правильном порядке оформления ДТП только после происшествия. Пост-аварийный стресс и незнание простейших правил приводят к ошибкам, а результатом таких ошибок нередко становится отказ в выплате. Между тем, алгоритм первичных действий после ДТП предельно прост, важно лишь чётко определить обстоятельства происшествия.
Первичные действия зависят от характера ДТП
В зависимости от обстоятельств происшествия можно выделить четыре вида ДТП:
- ДТП с одним транспортным средством.
- ДТП с двумя транспортными средствами (Европротокол).
- ДТП с двумя и более транспортными средствами (НЕ Европротокол).
- ДТП с пострадавшими.
Соответственно, порядок действий напрямую зависит от характера происшествия.
Последний пункт вынесен отдельно, ведь в случае реальной угрозы жизни или здоровью людей действовать нужно незамедлительно. В таких ситуациях только человеческая жизнь является приоритетом.
ДТП с одним участником – наезд на забор, фонарный столб, дикое животное и тому подобное
1. Ни в коем случае не покидайте место происшествия без оформления ДТП.
Помните, что забор, столб, дикое животное и другие объекты – это чья-то собственность. Если не оформить аварию надлежащим образом, впоследствии вам могут предъявить регрессное требование. Кроме того, без документов полиции страховщик почти наверняка откажется ремонтировать автомобиль по КАСКО.
2. Обеспечьте безопасность на дороге:
- Включите аварийную световую сигнализацию.
- Не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
- Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.
3. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:
- ВАЖНО: не изменяйте расположение машины и предметов, относящихся к ДТП.
- Зафиксируйте расположение и повреждения транспортного средства на фото или видео. Заснимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
- Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
- Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
- Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
4. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.
ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.
В зависимости от обстоятельств аварии порядок последующих действий может разниться. Поэтому важно получить дальнейшие инструкции от компетентных органов. Возможные указания сотрудников полиции:
- Убрать авто с проезжей части, если создаётся препятствие.
- Или ехать на пост ДПС или в подразделение полиции для оформления документов.
- Или ждать прибытия наряда ГИБДД.
5. Сообщите о происшествии в страховую компанию.
Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.
Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.
6. Заполните извещение о ДТП.
В идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Правда, в большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома.
ДТП только с двумя участниками (Европротокол)
1. Обеспечьте безопасность на дороге:
- Включите аварийную световую сигнализацию.
- Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
- Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
- В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также в случае запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
- Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.
2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:
- Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
- Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
- Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
- Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО , контактный телефон).
Читать еще: Что делать с европротоколом после ДТП виновнику
3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.
ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите подтверждение планируемых шагов (или иные указания).
4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.
Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.
Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.
5. Оформите «Извещение о ДТП» вместе с другим участником ДТП.
При заполнении «Извещения» каждый водитель заполняет свою колонку лицевой части (любую на выбор – левую или правую):
- ВАЖНО: при оформлении «Извещения» рекомендуется использовать типовые схемы ДТП, а также Инструкцию РСА.
- Используйте шариковую ручку.
- Пишите с нажимом, чтобы слова хорошо пропечатывались на обеих копиях «Извещения».
- Внесите общие данные по дорожному происшествию.
- Составьте вместе с другим участником происшествия схему ДТП.
- Далее разъедините листы «Извещения о ДТП».
- Водители подписывают листы с заполненной стороны в соответствующих графах нижней части формы. Каждый ставит по две подписи в соответствующих графах нижней части формы. В сумме каждый водитель ставит по четыре подписи: по две на лицевой стороне каждого из разъединённых бланков. На оборотной стороне ставится только ваша подпись.
- После этого участники ДТП заполняют по отдельности каждый свою часть комплекта с оборотной стороны «Извещения о ДТП».
ДТП с двумя и более участниками (НЕ Европротокол)
1. Обеспечьте безопасность на дороге:
- Включите аварийную световую сигнализацию.
- Не изменяйте расположение машин и предметов, относящихся к ДТП.
- Помните, что нельзя покидать место происшествия (п. 2 статьи 12.27 КоАП РФ). Если Вы не уверены, где именно произошла авария, включите навигатор и уточните своё местоположение. Альтернативный вариант: узнайте адрес ближайшего дома, а на трассе найдите ближайший знак километра шоссе.
- В случае агрессивного или неадекватного поведения одного из участников аварии, а также запугивания или угроз с его стороны позвоните в полицию. Ожидайте прибытия сотрудников полиции в своей машине, заблокировав двери изнутри.
- Выставьте на проезжей части знак аварийной остановки. Расстояние от знака до ближайшего повреждённого автомобиля должно быть 15 метров в населённом пункте и 30 метров за городом. Будьте предельно внимательны и осторожны на дороге, чтобы не угодить под колеса других автомобилей.
2. Зафиксируйте обстоятельства ДТП:
- Зафиксируйте расположение и повреждения транспортных средств на фото или видео. Снимите место аварии как минимум с четырёх сторон.
- Также крупным планом сфотографируйте следы торможения, оторванные детали машин и иные предметы, связанные с ДТП.
- Узнайте, есть ли свидетели происшедшего. Попросите их оставить свои данные (номер телефона, паспортные данные или другое).
- Запишите данные другого участника аварии (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номер полиса ОСАГО, контактный телефон).
3. Если создаётся препятствие для движения другого транспорта, уберите авто с проезжей части. Препятствием считается занятие полосы движения вне зависимости от возможности объезда.
ВАЖНО: Невыполнение данной нормы наказывается административным штрафом 1 000 рублей (п. 1 статьи 12.27 КоАП РФ). Однако перед тем, как убрать автомобиль, нелишне скоординировать свои действий с полицией по телефону. Позвоните в ГИБДД и получите дальнейшие указания.
Возможные указания сотрудников полиции:
- Если нет разногласий относительно обстоятельств аварии: направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.
- Если есть разногласия относительно обстоятельств ДТП: ждать прибытия наряда ДПС на место аварии либо направиться на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции для оформления ДТП.
4.Сообщите о происшествии в страховую компанию.
Чаще всего правила КАСКО обязывают сообщить своему страховщику информацию о месте, времени и обстоятельствах ДТП. Лучше сделать это с места аварии во избежание возможных проблем при урегулировании убытка.
Телефон страховщика указан на бланке полиса. Запишите время звонка и фамилию оператора, ответившего на звонок. По возможности получите информацию относительного дальнейшего урегулирования убытка.
5. Заполните извещение о ДТП.
В большинстве случаев данный документ можно заполнить в офисе страховщика при подаче документов на выплату или дома. Однако в идеале следует заполнить извещение о ДТП непосредственно на месте происшествия. Нередко впоследствии трудно найти других участников происшествия, чтобы те заполнили свою часть извещения. А без этого документа страховая компания откажется возмещать ущерб.
Что означает ДТП без второго участника, действия и компенсация при повреждениях
В дорожной аварии не всегда задействованы две и более машин. Есть автомобилисты, которые «успешно» справляются сами, разбивая собственное ТС и повреждая случайно попавшиеся на пути никому не принадлежащие предметы. В этом случае оформление дела о происшествии происходит иначе, чем при наличии в деле других машин.
Как может произойти ДТП без второго участника
Аварией с единственным участником считается та, в которой повреждается только одно транспортное средство, а вреда имуществу, принадлежащему другим людям, не наносится. В подобном ДТП может оказаться разрушенным какой-либо предмет, не имеющий владельца. Под категорию происшествий без второго участника подходят, например, следующие:
- наезд на дерево в лесном массиве;
- попадание автомобиля в глубокую яму, вследствие чего он повреждается;
- причинение урона днищу ТС из-за камня на дороге или предмета, являющегося результатом человеческой деятельности;
- столкновение транспортного средства с забором, стеной гаража и другим имуществом, принадлежащим тому же хозяину.
Здесь важны два момента: событие произошло во время движения автомобиля, а собственность других лиц в ходе происшествия не была задействована и не пострадала. Если же машина врезалась в чужой забор или была повреждена ледяной глыбой с крыши во время пребывания на парковке, это не является ДТП.
А здесь подробнее об оформлении ДТП аварийным комиссаром.
Порядок действий и оформление
Если автомобилист попал в аварию без другого участника, ему следует:
- включить аварийный сигнал на авто и поставить на необходимом расстоянии знак;
- убедиться, что в результате события не причинено вреда здоровью других людей;
- узнать, не нанесен ли ущерб чужому имуществу;
- осмотреть собственное ТС;
- позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся, описать ситуацию, спросить, что делать;
- самостоятельно составить схему происшествия;
- приехать в отдел службы по названному дежурным адресу, если он этого требует (такое распоряжение дается, когда повреждения авто незначительны, и водитель может прибыть к указанному месту на нем);
- дождаться приезда сотрудника ГИБДД, если так распорядился дежурный;
- пока инспектора нет, найти очевидцев, способных подтвердить, что в аварии был только один участник;
- сфотографировать место события;
- позвонить в свою страховую компанию, если оформлен полис КАСКО;
- после приезда сотрудника службы подробнее рассказать ему об обстоятельствах аварии;
- составить письменные объяснения;
- внимательно прочитать написанный инспектором протокол о ДТП, особенно ту часть, в которой описаны повреждения автомобиля;
- забрать копию документа, а также справку о ДТП.
Что делать, если произошло ДТП во дворе без второго участника
Если авария случилась во дворе жилого дома, оформить все по закону особенно важно. Это значит, нужно звонить в ГИБДД, искать свидетелей, составлять схему и протокол, то есть сделать, как расписано выше.
Почему водителю следует быть особенно осторожным, если он попал в аварию во дворе:
- Это территория, где есть и другие машины. Нельзя исключать, что кто-то из их владельцев захочет воспользоваться случаем и напишет заявление о том, что на самом деле в ДТП было два участника. И он является потерпевшим, а тот, кто не оформил происшествие, виновником.
- Во дворе может находиться принадлежащее кому-либо имущество. Если в результате столкновения оно повреждено, нужно выяснить, действительно ли у него отсутствует собственник.
- ДТП могло произойти из-за того, что во дворе самовольно установлены мешающие движению объекты, которых там не должно быть. В этом случае есть шанс получить компенсацию за разбитую машину с того, кто это сделал.
Можно ли оставить место происшествия
Автомобилист не должен покидать место аварии без распоряжения сотрудника ГИБДД, даже несмотря на то, что никому не нанес вреда, кроме себя. На этот счет есть часть 1 статьи 12.27 КоАП:
То есть он должен как минимум позвонить в службу, обрисовать ситуацию. Обычно, если автомобиль поврежден незначительно, дежурный требует приехать в отдел со схемой. И дальнейшее оформление ограничивается коротким временем и минимумом хлопот.
А кроме того, есть еще часть 2 той же статьи:
То есть если в ГИБДД станет известно, что водитель покинул участок аварии, там имеют право завести дело об административном нарушении и отнять ВУ.
Конечно, слегка помявший бампер или поцарапавший дверь ТС автомобилист вряд ли захочет оповещать по этим поводам полицейских. Но он должен быть уверен, что в службу никто другой не сообщит о происшествии с его участием. Иначе проблем у автомобилиста будет больше, чем при оформлении протокола.
Что делать, если место ДТП покинуто
Если не в меру принципиальный сотрудник ГИБДД выпишет постановление о лишении прав оставившего место аварии водителя, где он стал единственным потерпевшим, с этим можно бороться. Следует подать жалобу вышестоящему начальнику или иск в суд об отмене документа в связи с малозначительностью правонарушения и отсутствием общественной опасности от его последствий.
Как правило, решение принимается в пользу автомобилиста. Но на это может уйти много времени, возникнуть необходимость дойти до Верховного суда. Поэтому, каким бы малым ни был ущерб, незначительным само ДТП, лучше позвонить по этому поводу в ГИБДД.
Читать еще: Документы для обращения в страховую после ДТП
Кто возместит ущерб
Не менее важная проблема, чем оформление происшествия, возможность получения средств на ремонт автомобиля от страховщика. Здесь есть два варианта:
- У водителя оформлен полис ОСАГО. Этот вид страхования не предполагает выплат, связанных с ДТП без второго участника. Компания потребует предъявить ей виновного, иначе назовет аварию нестраховым случаем. А поскольку это невозможно, то и денег на восстановление автомобиля она не заплатит.
- У водителя есть КАСКО. В этом полисе фиксируются многие случаи аварий с одним участником, как требующие возмещения. Если ДТП вписывается в критерии конкретной компании и выписанного ею документа, автовладелец получит страховую выплату. Но только на ремонт машины и после предъявления справки о происшествии из ГИБДД.
А здесь подробнее о том, за что лишают водительских прав.
Аварии, где есть лишь один участник, в большинстве случаев возникают из-за его невнимательности, недостаточных навыков вождения. Чтобы не ломать голову по поводу оформления такого ДТП, лучше вообще не попадать в него, ездить аккуратнее и по правилам. А если не повезло, оформлять дело по закону во избежание дополнительных сложностей.
Полезное видео
О возмещении ущерба при ДТП смотрите в этом видео:
Оформление ДТП без второго участника
ДТП с одним автомобилем — случай, какой может произойти с каждым водителем. В отличие от «классической» аварии, где участвуют две и более машин, в таком случае порядок действий, процедура оформления и отношения со страховыми компаниями совсем иные. Когда нужно оформлять ДТП без второго участника, как правильно это сделать и получить компенсации по страховке — об этом и пойдет речь в данной статье.
Случаи ДТП с участием одного автомобиля
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Московская область: +7 (499) 938-42-57
- Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
- Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26
Подобных случаев, как и их причин может быть огромное множество. Главное здесь — это механизм совершения. В ДТП с одним участником присутствует автомобиль и любой другой статический (недвижимый) объект. Т.е. это может быть дерево, забор, бордюр, столб, дорожный знак и любая другая преграда. Транспортные средства находящиеся в момент аварии в неподвижном состоянии в данном случае исключаются т.к. это будет уже ДТП с двумя участниками.
Получается, в рассматриваемом нами случае должен участвовать только один автомобиль и только один водитель. Плюс, сюда также не следует причислять и ситуации с совершением наезда на пешехода. Хотя, по сути это тоже самое ДТП с одним автомобилем, но уже в немного ином контексте (об этом расскажем немного ниже).
Нужно ли оформлять?
При каких обстоятельствах нужно вызывать ГИБДД и оформлять ДТП? Здесь все зависит от следующих факторов: наличие у автовладельца действующего полиса КАСКО, вида объекта (препятствия), степень причиненного вреда объекту и автомобилю.
Мы отметили вид страхования именно КАСКО потому, что только таким образом можно получить компенсацию за поврежденный автомобиль. Страхования ОСАГО в таких случаях не действует, и наличие/отсутствие полиса здесь так же не играет значения.
ОСАГО регулирует случаи ДТП с двумя и более автомобилями, где есть потерпевшие и виновники. А рассматриваемая нами ситуация предполагает наличие только одного виноватого — самого водителя. Поэтому про возмещение по ОСАГО здесь следует забыть.
Если на машину оформлен полис КАСКО, то ДТП с одним авто, конечно, нужно оформлять. Но для начала необходимо ознакомиться с положениями соглашения с СК и установить, является ли данное происшествие страховым случаем. Дело в том, что в случае с КАСКО страховым компаниям и водителям дается полная свобода действий. Полис по КАСКО может содержать следующее: врезался в забор — страховой случай, в дерево — не страховой случай. Этот пример приведен для того, чтобы вы поняли, что в таком соглашении можно указывать практически все что угодно.
Т.е. оформлять необходимо в следующих случаях:
- есть полис КАСКО
- нанесен вред чужому имуществу (к примеру, если в виде объекта выступает забор дома)
- последствия ДТП чинят препятствие для движения (сбитое дерево упало на дорогу, сбит дорожный знак/светофор и т.д.)
- автомобилю причинен существенный вред (значительная деформация деталей).
Если, к примеру, водитель врезался в дерево, и повреждения являются незначительными, то подобное ДТП оформлять не обязательно, и понятие «скрытие с места ДТП» в таких случаях не применяется. Из-за нескольких царапин на автомашине вызывать ГИБДД не следует.
Если водитель покинул место ДТП
ДТП с участием одного транспортного средства позволяет водителю покидать место происшествия лишь в некоторых случаях. Как уже было отмечено выше, если не был причинен вред имуществу или здоровью людей, а повреждения ТС являются незначительными, то в таком случае покинуть место аварии можно. К примеру, если машина врезалась бордюр и у нее отвалился бампер, то в таком случае никакого оформления проводит не следует т.к. ТС будет чиниться за собственные средства, плюс, вред никому возмещать не нужно.
Отдельно рассмотрим случай с участием пешехода. Если водитель сбил человека (тоже самое ДТП с одной машиной) и оставил место происшествия, то в данном случае будет предусмотрена ответственность в соответствии со следующими статьями:
- ст. 12.27 КОАП (невыполнение обязанностей с связи с ДТП)
- ст. 125 УК РФ (оставление в опасности, но только в том случае, если водитель не нарушал ПДД)
- ст. 264 УК РФ (с нарушением правил ПДД)
Если причинен имущественный вред, и водитель покинул место ДТП, то ответственность водителя будет устанавливаться в соответствии с главой 59 ГК РФ. Плюс, самое главное, если имеется полис КАСКО, знать, можно ли покидать место ДТП или необходимо вызывать страхового агента. Дело в том, что у разных СК разные правила на этот счет, но в большинстве случае оформление такого вида аварии собой определенную процедуру, когда речь идет именно о возмещении по КАСКО.
Далее мы расскажем, как оформить ДТП с одним участником.
Порядок оформления
Для начала за исходную ситуацию возьмем случай, когда автомашина застрахована по КАСКО. Как правило, здесь предполагается только один порядок действий, в не зависимости от степени вреда ТС. Проделать необходимо следующее:
- вызвать ГИБДД (обязательно, для фиксации происшествия, во избежание возможных спорных ситуаций с СК)
- после этого следует вызвать страхового агента
В процессе будет составлен протокол о ДТП, а агент зафиксирует повреждения на ТС. В этом случае возникновение каких-либо конфликтных/спорных моментов с СК практически исключено. Некоторые водители пренебрегают данными требованиями и спешат покинуть место происшествия. Проблемы возникают потом, когда СК ставит под сомнение механизм нанесения ущерба ТС. Но в большинстве случае ДТП с одним участником КАСКО расценивает как страховой случай, но в одной статье предусмотреть все потенциальные ситуации невозможно. Ответы на вопросы следует искать в договоре с СК, где все должно быть четко прописано.
Если полиса КАСКО нет, последствия ДТП значительные (об этом мы говорили ранее, если причинен вред чужому имуществу или автомобилю), то водителю необходимо вызвать ГИБДД для протоколирования происшествия.
Водитель должен будет составить объяснение о происшествии (бланк можно скачать на нашем сайте) и дождаться завершения работы сотрудниками ГИБДД. Если имело место нарушение ПДД, то в отношении водителя будет выписан штраф, если же нет, то после завершения указанных действий, водитель сможет покинуть место происшествия.
Практика выплат по КАСКО и ОСАГО
По ОСАГО
ДТП с одним участником по ОСАГО (любая страховка ОСАГО) предполагает выплату только в одном случае — когда произошел наезд на пешехода. Но выплата здесь производится не в пользу водителя и его автомашины, а в пользу возмещения вреда потерпевшему (ст. 7 ФЗ об ОСАГО). Максимальная выплата — 500 тыс. рублей. При этом, выплата осуществляется даже в случае смерти пешехода. Во всех остальных случаях ни о каких выплатах не может быть и речи. По ОСАГО исключается возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали два автомобиля, но когда один на момент контакта находился в недвижимом состоянии.
По КАСКО
Что касается выплат по КАСКО, то, как мы уже отметили, выплаты производятся в подавляющем большинстве случаев. Такие случаи, как правило, включаются в список страховых, поэтому независимо от наличия/отсутствия вины. Но здесь покрывается только ущерб автомобилю. Все остальное (возможный имущественный вред объектам) водитель возмещает самостоятельно. Плюс, во всех случаях по КАСКО следует учитывать и состояние водителя — если имело место алкогольное опьянение, то большинство крупных СК в возмещении отказывают. И нарушение ПДД не играет особого значения.
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.
Возможен ли ремонт по КАСКО без оформления ДТП в ГИБДД
При получении страхового возмещения требуется справка об аварии, но не всегда ее удается получить. Возможно ли сегодня обращение по КАСКО без справки? Инспектор ГИБДД может не успеть быстро оформить документ, потому что нужно срочно эвакуировать поврежденную машину, доставить в больницу потерпевшего или произошло несколько происшествий в один день. Иногда автовладельцы сами не желают вызывать госавтоинспектора, если авто причинен незначительный ущерб.
Надо заметить, что употребление термина «справка» не совсем верно. С марта 2018 года эти справки были отменены и вместо них водители должны предоставлять в страховые компании копию постановления о ДТП. Но для простоты восприятия далее по тексту я буду использовать прежний термин.
Читать еще: Помощь при ДТП со страховой
Можно ли получить выплату по КАСКО без справки из ГИБДД
Многие страховые фирмы на территории России предоставляют данную услугу, включая в договор КАСКО соответствующий пункт. В документе фиксируются обстоятельства произошедшего, кто является виновником, полученные повреждения. По закону справка выдается в течение суток после наступления страхового случая. Если на месте не удалось получить бумагу, то спросите у сотрудника ГИБДД, в каком из отделений ее можно будет забрать позднее.
Если инспектор намеренно не желает выписывать справку, говорит, что нет бланков или времени, тогда можно пожаловаться его начальству.
Когда автовладельцу не удается получить вовремя справку, то ему понадобится сделать следующие шаги:
- Внимательно ознакомиться с информацией в полисе, не указаны ли в нем ситуации, при которых компенсацию страховщик выплачивает без документов об аварии и справок из органов. Нужно быть уверенным, что данный страховой случай и вид повреждений обозначен в договоре.
- Взяв паспорт свой и автомобиля, пойти в офис страховой компании и уточнить возможность получения страховки.
- После проверки эксперты точно скажут, будут произведены выплаты на ремонт или нет.
Бывает, что в суете справка затерялась, тогда ее копию водителю должны выдать сотрудники ГИБДД после предъявления паспорта.
Существуют некоторые ограничения для желающих получить страховку без справки. На начальном этапе заключения договора нужно все условия обговаривать с сотрудником страховой фирмы и включить нужные пункты о повреждениях, при наличии которых водитель сможет получить компенсацию. Надо точно знать, на устранение каких конкретно повреждений компания выплатит возмещение. Обычно выплаты производятся, если на устранение неполадок необходимо 3-5% денег от общей суммы страховки. Иногда величина возмещения прописывается цифрами — 10 000 или 15 000 рублей.
Особенности получения возмещения
Страховщики могут возместить автовладельцу ущерб повреждений, нанесенных во время передвижения, камнями, вылетающими из-под колес других машин, без справок. Некоторые страховщики платят компенсацию за поврежденные фронтальные элементы:
- решетку радиатора;
- лобовое или боковое стекло;
- передние фары;
- покрытие капота;
- передний бампер.
Когда можно надеяться получить выплату по КАСКО на ремонт без предъявления справок:
- Повреждены стеклянные компоненты автомобиля (зеркала, фары, стекла салона). К исключениям многие компании относят повреждения стеклянной крыши или люка, на их восстановление выплаты не производятся. Иногда в этот список включают поврежденные зеркала снаружи авто или ограничивают число обращений по этому поводу до 2-3 раз в течение страхового года.
- Не сильно пострадали при столкновении с препятствием кузовные элементы автомобиля. Например, было поцарапано лакокрасочное покрытие вылетевшими из-под колес мелкими камешками, гравием. Допускается повреждение лишь одной детали кузова или двух рядом расположенных. Величина компенсации составит от 2 до 5% от цены самого автомобиля и производятся они 1-2 раза в год. Если сумма ущерба будет выше установленной планки (царапины глубокие настолько, что виден металл), понадобится собирать документы. Если бампер отнесут к кузовному оборудованию, тогда выплата производится, а если к навесному, то нет.
- Водитель является виновником нанесенных повреждений. Если владелец авто стал жертвой дорожного правонарушения и не виновен, ему надо будет представить страховщику справки для получения возмещения и ликвидации последствий аварии в автосервисе. Компания будет взыскивать ущерб по полису ОСАГО с фирмы виновника, чтобы покрыть собственные убытки, при этом нужны документы.
Главная проблема водителей, обращающихся за выплатой по КАСКО без справок, — расчет величины ущерба. Поначалу на месте происшествия автовладелец думает, что его автомобиль имеет несущественные повреждения, а при восстановлении оказывается, что затраты получаются серьезными. Обычные водители не являются экспертами, и не могут определить точный размер ущерба, а в ходе экспертной оценки получается, что сумма предстоящих выплат превышает установленную договором. Такая ситуация может закончится тем, что хозяин авто без нужных документов либо не получит ничего, либо часть средств, положенных по КАСКО при обращениях без наличия справки.
Если в аварии принимали участие не два, а несколько водителей, признанных инспектором ГИБДД виновниками ДТП, то без справки компенсацию получить будет невозможно. Компания страховщика с полным правом может потребовать от автовладельца представить справку из ГИБДД и ОВД, чтобы выставить претензии компаниям виновных в столкновении лиц.
Страховая фирма откажет в выплате и будет права, если водитель сам отказался вызвать инспектора ГИБДД на место аварии при столкновении двух автомобилей, получивших незначительные поломки.
Надо еще учесть и тот факт, что может понадобиться не одна, а несколько справок:
- из отделения ГИБДД;
- от МЧС;
- от метеослужбы;
- из полиции.
Особенно наличие документа может быть необходимо, когда третьи лица совершили в отношении авто противоправные действия: намеренно повредили шины, капот, стекла. ГИБДД в этом случае будет не нужно, ведь столкновения на дороге с другим ТС не было. А вот заявить о произошедшем в полицию очень даже необходимо, иначе страховщик откажется выплачивать компенсацию.
Обращение в страховую компанию
Конечно же, многим автовладельцам хотелось бы после попадания в неприятную ситуацию с автомобилем получить возмещение без документов из ГИБДД, просто обратившись к страховой фирме сразу после аварии. Подобное в некоторых случаях возможно. В любой страховой компании к полису КАСКО предлагается дополнительная опция – водителю будут предоставлены выплаты или ремонт автомобиля в сервисе без справок из ГИБДД и ОВД.
Если такое условие имеется в страховом договоре, то проблем с получением выплат не будет. Но нужно быть готовым к тому, что стоимость полиса КАСКО будет несколько выше.
При покупке полиса нужно точно узнать, какие конкретно повреждения будут компенсированы без справки из ГИБДД. Сразу надо уточнять у оператора компании сроки обращения, когда требуется оповестить страховщика о полученных повреждениях. Обычно это делается немедленно после обнаружения причиненного ущерба путем телефонного звонка.
Обращение без справок допускается только при отсутствии на месте происшествия второго автомобиля, когда повреждения были получены по неосторожности или под действием внешних факторов. При обращении можно будет указать такие варианты развития событий:
- ущерб причинило постороннее лицо металлическим или другим тяжелым предметом, когда водитель отсутствовал;
- управляя машиной, наехал случайно на бордюр или другое препятствие;
- инородный предмет во время передвижения по дороге попал в автомобиль и повредил его капот или стекло.
В обязательном порядке называется место и время обнаружения либо получения повреждений.
Какие документы понадобятся
Необходимые действия владельца и документы при наличии незначительных повреждений автомобиля:
- Срочно составить и направить в страховую фирму заявление о возмещении вреда, подробно изложив в нем характер повреждений и вызвавшие их причины.
- Сообщить данные личного паспорта страхователя и номер идентификации.
- Представить оригинал договора или полиса КАСКО, удостоверение управляющего машиной водителя, техпаспорт автомобиля, ставшего участником происшествия.
- Пройти экспертную оценку, если это необходимо, и получить соответствующее заключение о том, что необходимо взять справку из ГИБДД.
- Получить направление на ремонт в автосервис или возмещение ущерба в денежном эквиваленте, если повреждения признаны незначительным.
Можно ли обжаловать отказ СК?
Если автовладелец считает, что ему страховщик отказал выплачивать компенсацию неправомерно, то надо обращаться в курирующие органы. К заявлению в Союз автостраховщиков или Центробанк РФ нужно будет приложить документы для выплаты возмещения. Будет проведена проверка. Если нарушение обнаружат, то страховщика оштрафуют и обяжут выполнить ремонт автомобиля клиента.
Если данный шаг успеха не принес, то обжаловать решение фирмы можно через судебный орган.
Обычно до этого не доходит. Из документов понадобится собрать письменный отказ от компании выплачивать возмещение, описание обстоятельств происшествия, документы на машину, полис и личный паспорт. Если суд признает правоту истца, тогда страховщик будет обязан оплатить ремонтные работы и возместить неустойку.
Отказ страховщика будет невозможно обжаловать вообще, если:
- происшествие случилось в другом регионе, где полис не действует;
- водитель не числится в полисе или находился под воздействием алкоголя,
- имеет место умышленное причинение ущерба;
- было серьезное нарушение дорожных правил.
Подробно об условиях выдачи возмещения надо узнавать в момент подписания договора.
Какие фирмы компенсируют повреждения без справок
Приведем список страховых компаний, которые гарантированно выдают полисы с возможностью получения возмещения без сбора справок:
- Фирма «Согласие» допускает два обращения с повреждениями кузова и производит неограниченное количество выплат на ремонт стеклянных компонентов авто, кроме крыши из стекла или люка.
- ИНГОССТРАХ не предусматривает ограничений по количеству обращений при поломке любых стеклянных автоэлементов, а что касается кузова, выплаты производятся только при получении царапин на лакокрасочном покрытии одной детали.
- ВСК выдает средства на ремонт любых элементов из стекла. На восстановление кузова выделяется не более 5% от общей суммы страховки.
- МСК установило ограничение на ремонт кузовных компонентов в размере 30 тысяч рублей или 5% от цены автомобиля.
- АльфаСтрахование перечисляет владельцу полиса КАСКО средства на восстановление стеклянных и кузовных компонентов до двух раз в год.
- РЕСО-Гарантия выплачивает возмещение на ремонт стеклянных элементов всегда, и один раз – на восстановление кузовных, если величина требуемой суммы не больше 25 000 рублей.
Правило действует одно для всех – если автомобиль не принимал участия в ДТП с другими транспортными средствами.
Некоторые страховщики предлагают своим клиентам выгодные условия по VIP-страхованию. При этом исключаются вообще какие-либо требования по предоставлению со стороны страхователя справок и прочих документов от уполномоченных органов. Величина ущерба может быть любой. Разумеется, цена полиса будет значительно выше. Но есть важное условие — присутствие представителя компании на месте происшествия. Вызывать агента надо будет срочно.
Возможность обойтись без оформления справок от уполномоченных органов упрощает владельцам полиса КАСКО процесс получения страховки. Не нужно ждать пока сотрудники Госавтоинспекции оформят все бумаги, a сразу поехать в офис фирмы страховщика, быстро получить денежную выплату или направление в сервис. Сегодня КАСКО с такими условиями можно приобрести в любой компании с учетом некоторых особенностей осуществления выплат, которые у каждого страховщика свои.