Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД

JuristCars › Блог › Заполнение европротокола: оформляем ДТП без ГИБДД

Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД

Данный способ оформления ДТП подходит лишь в том случае, когда никто не пострадал и ущерб при аварии не значительный. В остальных ситуациях ОБЯЗАТЕЛЬНО вызывайте сотрудников ГИБДД. Также не стоит забывать и о том, что если вы не знает, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, то рискует получить от страховой компании отказ в выплате материального ущерба.

Страховые компании и правоохранительные органы довольно придирчиво изучают бланки европротоколов, которые водители заполняют самостоятельно. Эта ситуация приводит к тому, что около 98% автолюбителей, попавших в незначительные аварии, предпочитают вызывать сотрудников ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия. При этом, по статистике, порядка 80% всех ДТП составляют именно мелкие происшествия.

Когда можно оформлять ДТП без вызова ГИБДД

Действующее законодательство разрешает оформлять ДТП без участия инспектора ДПС только при наличии следующих условий:

— Водители и пассажиры транспортных средств, участвующих в аварии, равно как и пешеходы, не получили физических повреждений.
— В дорожно-транспортном происшествии принимает участие не более двух автомобилей.
— У обоих автовладельцев присутствует действующий страховой полис ОСАГО.
— Оба водителя пришли к единому мнению относительно виновника аварии.
— Сумма материального ущерба, причиненного невиновному в ДТП транспортному средству, не превышает 25 тысяч руб.

При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных условий самостоятельно заполнять бланк европротокола не имеет смысла.

Нюансы, которые обязательно надо учитывать при самостоятельном оформлении ДТП:

— Если в ДТП пострадал автомобиль с прицепом, то оформить аварию самостоятельно нельзя. Прицеп считается полноценной единицей транспорта, а это означает, что количество пострадавших транспортных средств возрастает до 3-х единиц.
— Вызывать сотрудников ГИБДД следует также в том случае, когда водитель одной из попавших в аварию машин находится в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических средств.
— Если один из попавших в аварию автомобилей не зарегистрирован в России, то европротокол можно заполнять самостоятельно только в случае, когда иностранное транспортное средство застраховано международной системой «Зелёная карта».

ВАЖНО! Учитывайте все нюансы при самостоятельном оформлении ДТП. В случае малейших сомнений, вызывайте наряд ГИБДД.

Процесс заполнения европротокола

Страховщик выдаёт бланк европротокола владельцу транспортного средства сразу после подписания договора страхования ОСАГО. В случае необходимости страхователь имеет право бесплатно получить у страховщика новый бланк европротокола, при этом количество обращений за новыми бланками неограниченно.

ВАЖНО! На бланке документа не должно присутствовать никаких исправлений. Перед заполнением европротокола составьте черновой вариант.

В обязательном порядке необходимо заполнять все графы бланка разборчивым почерком.
Разъединять листы европротокола можно только после внесения в бланк всех необходимых данных. Компенсационной выплаты не последует, если в страховую компанию будут предъявлены неидентичные бланки.
Перед процессом заполнения документов рекомендуется зафиксировать на фото-видео аппаратуру место аварии и расположение транспортных средств относительно друг друга. В случае возникновения разногласий, подобные материалы помогут вам доказать свою правоту представителям страховой компании и получить автостраховку.
Страховщик должен получить извещение о ДТП в течение двух недель с момента его совершения. При этом, повреждённую машину необходимо сохранить в том состоянии, в котором она оказалась после аварии, пока оценщиком не будет произведён её полный осмотр.

Что писать в европротоколе

Заполнять нужно обе стороны европротокола. При этом информация, указанная на лицевой стороне, должна быть согласована со вторым участником ДТП. Особое внимание нужно уделить следующим пунктам документа:

— пункт №13 — указать точку кузова автомобиля, в которую пришёлся первоначальный удар;
— пункт №14 — кратко и точно следует описать все видимые повреждения, которые получил автомобиле в результате ДТП. При этом все повреждения, по какой-либо причине не указанные в данном пункте, владелец автомобиля будет устранять за свой счёт, т.к. страховая компания их оплачивать не будет. Проверка машины на наличие скрытых деформаций в дальнейшем будет произведена экспертами.

Обратная часть европротокола может быть заполнена позже без участия водителя второго транспортного средства.

ВАЖНО! Если в процессе заполнения бланка у водителя не получается поместить всю информацию в отведённые для этого графы европротокола, то оставшаяся часть текста пишется на дополнительном листе. При этом на главном бланке следует сделать пометку «с приложением», указать составителя приложения (обязательно наличие его подписи).

Каждый лист европротокола должен быть подписан обоими участниками ДТП.

Составление схемы аварии

При составлении схемы аварии необходимо указать как можно больше её деталей, т.к. от этого зависит не только качество оценки ДТП, но и анализ соответствия действий обоих его участников требованиям действующих правил дорожного движения. При составлении схемы используются только специальные условные знаки, указанные в инструкции по оформлению европротокола.

Факторы, которые нужно отразить в схеме ПДД:

— конфигурация автомобильной дороги (тип перекрестка, прямая дорога и т.д.), на которой произошло ДТП;
— местоположение автомобилей, участвующих в аварии, относительно друг друга;
— наличие светофора, с указанием горевшего на нем в момент аварии цвета, и знаков дорожного движения;
— наличие дефектов в дорожном покрытии и т.д.

После самостоятельного заполнения европротокола, водители должны проехать к ближайшему посту ГИБДД для окончательной регистрации дорожно-транспортного происшествия.

Видео инструкция по оформлению ДТП

Предлагаем вам посмотреть видео инструкцию, как оформить ДТП без вызова ГИБДД используя бланк европротокола.

Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.

Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:Новости по теме:

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 “Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации”
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения”
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесенна рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.
Читать  Какой суд рассматривает дела о ДТП?

Материалы по теме:

6 важных изменений в ОСАГО
Так, с 1 августа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО на страховщика налагается штраф, а с 1 сентября по ОСАГО можно не только получить деньги, но и отремонтировать автомобиль.

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается
Лимит страхового возмещения по ДТП, оформленному без участия сотрудников Госавтоинспекции, со 2 августа увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб., но распространяется это нововведение не на всех водителей.

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?
Утверждена единая методика определения размера этих расходов для расчета страховой суммы по договору ОСАГО и справочники средней стоимости запчастей и работ по ремонту популярных в России автомобилей.

Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?
Увеличение лимитов страховых выплат, электронный страховой полис, штрафы за навязывание дополнительных услуг страховыми компаниями – далеко не полный перечень изменений в этой области.

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале.

Мнение:

25 июня 2014 года Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. О том, какие поправки готовятся к принятию, и как они повлияют на рынок ОСАГО, – в моем материале.

Афанасьев Илья,
Управляющий партнер компании “Антистраховщик”

Инфографика:

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России с 1 июля 2003 года. Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО за период с 2007 по 2014 годы, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.

Оформление ДТП без вызова ГИБДД: новые правила в 2020 году и советы юриста

Постоянно растущее количество автотранспортных средств на дорогах крупных российских городов и реформа МВД (сокращение штатного состава) привели в 2015 году к изменениям правил оформления дорожно-транспортных происшествий. В условиях напряжённого дорожного трафика (особенно в часы пик) любое небольшое столкновение автомобилей, вызывало парализацию движения. Ведь по старым правилам водители не имели права покидать место происшествия до приезда наряда ГАИ, т.к. за это грозило лишение прав.

Вот и стояли участники ДТП, оформление которого должен осуществить прибывший по вызову экипаж ГИБДД, долгими часами, создавая существенные проблемы городскому движению. Хоть и повреждения несущественные и ОСАГО у всех в наличии, а уехать нельзя. С 1 июля 2015г (в последующем вносились лишь незначительные изменения) этот порядок изменился. Теперь в ПДД обозначены случаи, когда участники аварии могут разъехаться, не дожидаясь инспектора ГИБДД, или даже не обращаться к правоохранителям вовсе.

Когда можно не обращаться в ГИБДД?

Для действий по самостоятельному оформлению ДТП (без привлечения ГИБДД) есть масса возможностей. Главное, чтобы ДТП не затронуло людей, а отразилось только на состоянии машин.

Чтобы разобраться в вопросе более подробно, для начала рассмотрим, каков порядок действий при ДТП согласно действующим на сегодня (2020 г.) правилам. Он (порядок) устанавливается п.2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД. Эти правила гласят, что человеку, находящемуся за рулём, при попадании в ДТП первым делом необходимо:

  • остановиться и заглушить машину;
  • сообщить окружающим об опасности нажав кнопку «аварийки»;
  • обозначить место аварии с помощью специального знака.

Далее водитель обязан:

  • проверить состояние людей, попавших в аварию, в случае, если есть пострадавшие – вызвать медиков и правоохранителей (единый телефон службы спасения – 112);
  • если нужна экстренная помощь – организовать её. Отправить раненых на попутке в расположенное рядом медучреждение или отвезти самому;
  • после доставки раненых, вернуться на место аварии.

Если со здоровьем все обошлось благополучно, и пострадало только «железо», то в действие вступает п. 2.6. Он даёт участникам аварии четыре варианта возможных действий. При этом они должны освободить проезжую часть (если пострадавшие ТС, создают помехи движению), предварительно проведя фото-видео фиксацию места аварии. Сняв положение ТС на дороге, тормозной след и прочие факты, позволяющие установить обстоятельства ДТП.

За невыполнение требования правил по освобождению проезда, водителям может грозить штраф размером в 1000 рублей.

Четыре варианта действий при ДТП без пострадавших

Вариант 1. У водителей, управлявших столкнувшимися а/м, нет общего мнения на причины произошедшего (по виновности в случившемся), на размеры нанесённого ущерба и прочее. В этом случае необходимо собрать данные (Ф.И.О., плюс контакты) свидетелей и позвонить в дежурную часть (связаться с представителем ГИБДД). Должностное лицо, на основании полученной информации примет решение о направлении к месту аварии экипажа (если информация со слов непонятна и требует дополнительного изучения). Либо укажет адрес отделения (или поста), в который участникам инцидента надо подъехать для оформления. Как правило, предлагается проехать в отделение. В этом случае, участникам перед поездкой надо нарисовать схему аварии, сделать видео и фото автомобилей, следов и прочих фактов, связанных с происшествием.

Группа разбора в отделе ГИБДД исследует обстоятельства дела, определяет, кто виноват и составляет протокол и выносит постановление. Справку о ДТП, по принятому в 2017 г. регламенту, более не выдают (только протокол и постановление). Именно эти документы пострадавшая сторона предоставляет страховщику для обоснования своего права на возмещение.

Вариант 2. Среди участников инцидента нет разночтений в оценке того, кто виноват в произошедшем, и характере повреждений. Но, при этом, столкнулись более чем два ТС, не у всех участников актуальные ОСАГО, кроме того, есть ещё ряд препятствий для применения «Европротокола». В данной ситуации, тоже придётся обращаться в ГАИ. Как и в предыдущем варианте — позвонить в дежурную часть и получить адрес, по которому можно ехать для оформления. Предварительно подготовив схематическое изображение ДТП, произведя фото и видео съёмку.

Вариант 3. «Полюбовный». Когда ущерб мал (и компенсируется на месте), а третьи лица никак не пострадали, правила разрешают никуда не сообщать и ничего не оформлять. То есть на вопрос, о том нужно ли вызывать ГАИ при незначительном ДТП, законодатель даёт прямой отрицательный ответ.

Вариант 4. Европротокол. Самый продвигаемый современными властями и правозащитниками вариант разрешения ситуации с ДТП. По мнению представителей силовых органов, полностью отказаться от услуг по участию ГИБДД в оформлении аварий, в которых присутствует только материальный ущерб, не позволяет факт того, что ДТП, как правило, является нарушением ПДД. Некоторые из нарушений влекут за собой наказание по КоАП РФ, а это зона ответственности силовых структур.

Каким образом можно самостоятельно оформить ДТП?

«Извещение о ДТП» является официальным документом, к оформлению которого предъявляются определённые требования.

При заполнении извещения, пишите печатными буквами, так чтобы любой мог прочитать ваши записи. Ручку применяйте только шариковую, тогда на втором листе самокопирующегося бланка сформируется чёткий отпечаток. Каждому водителю надо заполнить обе страницы бланка, без пропусков. Все исправления нужно заверять (ставить свою подпись).

На первом листе извещения, который является общим для участников инцидента, должно быть по две подписи каждого из участников (в случае отсутствия исправлений). Первой подписью каждый водитель заверяет правильность внесённых им данных, второй – отсутствие разночтений в трактовке обстоятельств ДТП.

Максимальная выплата по Европротоколу

При упрощённом оформлении ДТП, законодательно установлены следующие максимальные выплаты:

Для всех регионов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями) – 100 000 р. С 01.06.2018 (в соответствии с 448-ФЗ от 29.12.2017г)

Для жителей Москвы и Питера с областями – максимальный размер выплаты может достигать максимального предела компенсации по ОСАГО. Сегодня это 400000р. Но, только при обязательном предоставлении видео-фото свидетельств полученных совместно с данными геопозиционирования. Сделано это с целью борьбы с мошенничеством. Благодаря спутниковым системам, происшествие, которое произошло во Владимирской области, нельзя будет представить, как событие имевшее место в Московской области.

Читать  Что делать при ДТП по новым правилам?

Начисления производятся по полису участника аварии, признанного виновным. Это отразится для него увеличением стоимости страховки в дальнейшем.

Где взять бланк Европротокола?

Данный бланк выдаётся компанией-страховщиком при продаже страховки, в комплекте с полисом и памяткой. В случае приобретения электронного полиса, автовладелец может заехать в офис любой страховой компании и получить его бесплатно.

Бланк протокола представляет единый собой «пирог» из 3 листов самокопирующейся бумаги формата А4.

При его отсутствии надо:

  • заехать в офис любого страховщика;
  • распечатать бланк установленной формы с интернет-сайта РСА (Российского Союза Страховщиков). Кстати, здесь же можно проверить и подлинность полисов.

В случае с распечаткой, заполнять придётся в два раза больше, так что лучше иметь оригинальный бланк. Главное чтобы он имелся в наличии хотя бы у одного из водителей, решившихся на оформление аварии без ГИБДД.

Как быть, если в ДТП пострадали люди?

Если при аварии есть пострадавшие оформить ДТП без ГАИ невозможно. Если такое произошло, Правила однозначно предписывают:

  1. Сообщить в дежурную часть сведения об аварии и количестве пострадавших. К месту ДТП будут направлены экипаж ДПС и карета скорой помощи.
  2. При острой ситуации, организовать оказание первой медпомощи и отправку раненых в ближайшую больницу. С помощью проезжающих, или самому.
  3. Доставив пострадавшего в медучреждение, вернуться обратно для оформления ДТП (совместно с органами полиции).

Если необходимость в срочной транспортировке пострадавших отсутствует, аварийные автомобили не блокируют полностью движение. То, участники аварии должны собрать данные очевидцев и принять меры к сохранению следов происшествия до приезда наряда ДПС.

В ситуациях, когда вследствие столкновения, движение полностью заблокировано, необходимо произвести фото-видео фиксацию, и отогнать ТС на обочину. После чего заняться зарисовкой схемы ДТП.

Упрощённое оформление в такой ситуации невозможно. В этом случае, важно внимательно следить, чтобы не были сфабрикованы сведения, которые могут неверно определить виновную в инциденте сторону.

Сроки обращения

Для получения возмещения по страховке, владелец ТС (или его доверенный) в 2020 году должен обратиться в офис своей компании (для предоставления документов) в течение 5 дней. Это же касается и второго участника (виновного в аварии). Он должен отвезти в свою компанию свой экземпляр извещения (с тем, чтобы известить её о случившемся). Сдавая извещение в офисе компании, необходимо получить взамен копию с входящим номером. Это будет подтверждением сдачи документа в срок.

Поскольку у страховщика есть право провести свою оценку (экспертизу) повреждений, закон запрещает обоим водителям ремонтировать свои машины на протяжении 15 дней.

Документы для получения выплаты

В рамках европротокола, автовладельцу для того, чтобы получить выплату по страховке необходимо предоставить компании-страховщику следующий набор документов:

  • заявление на имя директора компании (о получении возмещения);
  • заполненное надлежащим образом «Извещение о ДТП»;
  • информационный носитель с доказательствами (фото/видео).

Носитель должен быть исходным: карта памяти из регистратора, фотоаппарата, мобильный телефон (если фото хранятся в его внутренней памяти) и т.п.

Плюс к этому, необходимо будет предоставить (для идентификации личности, подтверждения права собственности и прочего):

  • паспорт гражданина и его доверенного лица (в случае наличия) получающего компенсацию с приложением копий первой страницы и страницы с пропиской;
  • доверенность, если получатель – доверенное лицо;
  • полис ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации, или, при его отсутствии (например, если машина снята с учёта) — ПТС. Прилагаются копии, сделанные с обеих сторон документа;
  • справка из банка с реквизитами расчётного счёта, на который нужно перечислить компенсацию.

В случае, если все же в оформлении ДТП приняли участие сотрудники ГИБДД, необходимо будет добавить выданные ими документы:

  • протокол об осмотре места происшествия со схемой ДТП;
  • постановление о возбуждении административного дела.

В варианте, когда есть пострадавшие – прилагается справка из медицинского учреждения. При разночтении в оценке размера ущерба – заключение независимой техэкспертизы.

Смартфон разрулит

О том, что и как будет действовать, и как всем этим пользоваться рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев на встрече с руководством Госавтоинспекции и представителей общественных организаций.

Итак, главное, что изменится с 1 октября, это то, что сумма выплаты по Европротоколу вырастет до максимального размера по ОСАГО, то есть 400 тысяч рублей для всех аварий, где бы они не произошли. Сейчас такая привилегия распространяется только на четыре региона: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

На что и при каких условиях автовладелец сможет рассчитывать?

В случае, если в аварии пострадали только две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО, не пострадали люди и имущество третьих лиц, то можно оформлять аварию без вызова ГИБДД по Европротоколу. Если участники аварии согласны с обстоятельствами ДТП, то они могут заполнить бумажное извещение о ДТП, которое обычно прилагается к полису ОСАГО, и обратиться за выплатой к своему страховщику. В этом случае они не могут рассчитывать на выплату более 100 тысяч рублей. То есть ныне действующий порядок сохраняется.

Если все условия те же, но у участников аварии нет согласия в обстоятельствах ДТП, например, оба утверждают, что ехали на зеленый сигнал светофора, то здесь помимо оформления бумажного извещения о ДТП, необходимо еще воспользоваться мобильным приложением и оформить аварию в нем. Сейчас такое мобильное приложение пока есть только одно – “ДТПЕвропротокол”. Его разработал РСА. Но некоторые страховщики уже готовят свои приложения, которыми также можно будет воспользоваться при оформлении аварии по Европротоколу. Главное у такого мобильного приложения то, что оно подсказывает, какие фотографии и в каком ракурсе делать, а потом передает их в некорректируемом виде в базу АИС ОСАГО вместе с координатами и временем, когда они сделаны.

Такие данные позволяют компании убедиться в факте аварии, установить повреждения машин, а также с большей или меньшей степенью достоверности установить степень вины каждого из участников.

В случае, если автовладелец рассчитывает на выплату более 100 тысяч рублей, ему также необходимо заполнить бумажное извещение и произвести оформление аварии с помощью приложения для смартфона.

Если нет приложения для смартфона, то спасти могут телематические устройства системы ГЛОНАСС, которые также фиксируют аварию и передают данные об ускорениях и силе удара оператору, который потом передает их страховщику.

Если нет ни мобильного приложения, ни такого устройства, то автовладелец может рассчитывать только на сумму в пределах 100 тысяч рублей, и только при наличии согласия между участниками об обстоятельствах аварии.

С 1 ноября заработает приложение, разработанное Центробанком. Пока оно фигурирует под рабочим названием “Помощник ОСАГО”. Когда оно выйдет, название будет другим. Это приложение избавит от необходимости оформлять бумажное извещение о ДТП. То есть аварию можно будет оформить сразу на смартфоне или планшете и отправить электронное извещение страховщику. Но работать оно с 1 ноября будет в экспериментальном порядке только в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Как сообщил Евгений Уфимцев, его работу на всю страну планируется распространить только к концу 2020 года.

Воспользоваться этим приложением смогут только те, кто зарегистрирован на портале Госуслуг. Именно такая регистрация будет служить подтверждением подписи. Примечательно, что заполнять извещение будет только один из участников на своем смартфоне. Второму участнику потребуется только подписать это извещение.

Сделать это можно двумя способами. Можно самому на смартфоне того участника, который оформлял извещение, войти в свой аккаунт на Госуслугах, чем удостоверить свою личность, и нажать кнопку “Подписать”. Понятно, что такой способ вызывает некоторые опасения. Вдруг, случайно на чужом смартфоне сохранятся ваши данные и ваш способ доступа к Госуслугам?

Второй вариант, более безопасный. Необходимо дождаться, когда вам на почту придет это извещение – оно будет отправлено сразу после его подписания первым участником на ту почту, которая была указана вами при регистрации своего аккаунта. После получения извещения уже со своего устройства – будь то смартфон, планшет или компьютер, необходимо будет нажать на кнопку согласен. Таким образом формальности будут соблюдены.

Этот алгоритм вызвал вопросы у участников встречи. Ведь второй участник, сообщив, что подпишет извещение дома, может отказаться это сделать, или написать, что он не согласен. И тогда Европротокол оформлен не будет. А первому участнику придется решать вопрос только в судебном порядке.

– Такой риск есть, – подтвердил Евгений Уфимцев. – Но при таких опасениях можно не оформлять Европротокол, а вызвать ГИБДД. Технология подписи простым приложением смартфона к смартфону или другие варианты – сейчас только разрабатываются.

И это одна из причин, по которой эксперимент проводится в этих четырех регионах. Здесь развиты коммуникации, присутствуют все страховые компании, поэтому проще оперативно отлаживать систему.

Как сообщил заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин, в последнее время доверие к оформлению аварии по Европротоколу растет. И, кстати, снижается количество аварий с материальным ущербом ежегодно начиная с 2015 года. Так в прошлом году сотрудниками ГИБДД оформлено 1,9 миллиона аварий, что на 17,4 процента меньше, чем годом ранее. При этом по Европротоколу было оформлено 624,1 тысяч аварий, что на 4,1 процента больше чем годом ранее.

За шесть месяцев этого года сотрудниками ГИБДД оформлено 885,3 тысячи аварий в которых не погибли и не пострадали люди. А это почти на 10 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но при этом в эту статистику входят и те ДТП, которые не возможно оформить по Европротоколу. В них больше двух участников, или был причинен материальный ущерб третьим лицам – например, машина врезалась в отбойник.

Читать  Действия водителя при ДТП с пострадавшими

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Порядок оформления ДТП без ГИБДД — условия и необходимые действия

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Порядок действий участников ДТП регламентируется рядом законодательных и нормативных актов, в которые регулярно вносятся изменения. О них нужно знать и их необходимо учитывать, чтобы избежать дополнительных проблем, сберечь время и нервы. Ведь зачастую ДТП ставит его участников в тупик из-за того, что они не знают, как следует поступать в той или иной ситуации. Одна из таких ситуаций — ДТП, которое можно оформить без участия сотрудников ГИБДД и получить страховое возмещение. О том, в каких случаях это возможно и как следует поступать, рассказывается в этом обзоре

Условия для оформления ДТП без ГАИ

Обязанности водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении в ДТП прописаны в пунктах 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Несмотря на сухой бюрократический стиль, в котором составляются нормативные акты, советуем внимательно ознакомиться с этими положениями. Ведь отклонение от правил, в том числе по незнанию, может стать источником дополнительных неприятностей.

Приведем выдержки из ПДД, касающиеся обязанностей водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении ДТП:

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию…

2.6.1. Если в результате ДТП вред причинён только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами положение ТС по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к ДТП, и повреждения ТС.

Водители, причастные к такому ДТП, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством (ст. 11.1 закона об ОСАГО) оформление документов о ДТП может осуществляться без участия сотрудников полиции.

Если в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 11 закона об ОСАГО) документы о ДТП не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.

Обратимся к статье 11.1 закона об ОСАГО, которая допускает возможность оформить аварии без ГИБДД при выполнении следующих условий:

  • ДТП произошло в результате столкновения двух ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО;
  • в результате ДТП вред причинён только этим двум ТС, в аварии нет пострадавших и не причинён вред другому имуществу;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением ТС, характер и перечень видимых повреждений не вызывают разногласий участников ДТП;
  • размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причинённого егоТС, не превышает 100 тыс рублей.

Если хотя бы одно из этих условий условие не соблюдается, вызывать полицию обязательно. В остальных случаях водители решают, обращаться в ГИБДД или нет (действовать самостоятельно их право, а не обязанность).

Многие участники ДТП, которым предстоит возмещать ущерб в страховой компании, предпочитают перестраховаться и оформить происшествие с привлечением сотрудников ГИБДД. Копия протокола об административном правонарушении считается доказательством добросовестности пострадавшей стороны. Документ подтверждает сам факт аварии и указывает виновника.

Центральный Банк распространил Европротокол на КАСКО. Соответствующее Указание опубликовано 01.10.2014 в Вестнике Банка России. Документ вступил в силу через 10 дней после обнародования.

При участии в аварии автомобиля, зарегистрированного в другом государстве, оформить Европротокол можно, если водитель зарубежного транспорта застраховал ответственность по полису «Зеленая карта». Более подробно об оформлении ДТП по Европротоколу можно прочитать в нашей статье.

Порядок действий при оформлении ДТП без вызова ГИБДД в 2020 году

В зависимости от того, пришли ли участники аварии к согласованному решению не привлекать сотрудников ГИБДД к оформлению ДТП или нет, у них есть следующие варианты действий:

  • оформить ДТП на ближайшем посту ДПС, предварительно зафиксировав положение автомобилей на фотоаппарат или видеокамеру;
  • оформить дорожное происшествие самостоятельно, заполнив Извещение о ДТП;
  • не оформлять документы, если участникам они не нужны.

Рассмотрим порядок действий при каждом варианте. Первые шаги одинаковы для всех участников:

  1. Остановить (или не трогать с места) автомобиль;
  2. Включить аварийную сигнализацию;
  3. Установить знак аварийной остановки;
  4. Проверить самочувствие всех людей, имеющих отношение к ДТП.

Убедившись в отсутствии причин для вызова ГИБДД, участники согласовывают дальнейшие действия. Порой накал страстей мешает взаимодействию сторон. Если эмоциональное состояние одного из участников препятствует решению проблемы, следует вызывать полицию.

Как оформить ДТП на ближайшем посту ГИБДД

Вариант привлечения сотрудников ДПС актуален, если не выполняется какое-либо условие оформления Европротокола. Например, у одного из водителей отсутствует ОСАГО или ущерб превышает лимит страхового возмещения.

В этом случае участники:

  • фотографируют либо записывают на видео положение автомобилей и других объектов, имеющих отношение к аварии;
  • освобождают проезжую часть, если машины препятствуют движению других транспортных средств;
  • совместно заполняют Извещение о ДТП, если это возможно;
  • едут на ближайший стационарный пост ГИБДД и оформляют происшествие вместе с сотрудниками.

По телефону дежурной части подскажут местоположение пункта дорожной службы. При отсутствии бланка Извещения, документ можно оформить в любой момент до подачи бумаг в страховую компанию. На месте ДТП полезно записать имена и контакты свидетелей происшествия. Срок уведомления страховщика — не позднее 15 рабочих дней с момента аварии.

Как самостоятельно оформить аварию и составить Европротокол

Порядок действий для того, чтобы оформить ДТП на месте самому без участия сотрудников ДПС, аналогичен предыдущему варианту за исключением посещения поста ГИБДД. Перед оформлением бумаг следует убедиться, что ваш случай соответствует условиям Европротокола.

Наибольшую трудность для участников представляет заполнение Извещения о ДТП. Во всех крупных городах России действуют службы аварийных комиссаров. Их задача — помочь водителям оформить бумаги по ДТП.

При наличии больших затруднений граждане могут обратиться в одну из таких служб. Но это потребует дополнительных затрат. Вызов комиссара оправдан, если у водителей нет Извещений либо они самостоятельно не в состоянии их правильно заполнить. Составить документ можно и позже, но в этом случае есть риск последующего отказа одной из сторон стороны от подписания документа.

Извещение о ДТП — это российский аналог Европротокола. Заполнять документ следует на русском языке. В страховой компании Извещение выдают при оформлении страхового полиса.

Чтобы сэкономить свое время на поиск нужных бланков, рекомендуется предварительно скачать бланк Европротокола для оформления аварии без вызова ГИБДД. Это удобнее всего сделать на нашем сайте.

Скачать бланк Европротокола

Следует учитывать, что при оформлении ДТП каждый водитель излагает обстоятельства происшествия на своём экземпляре Извещения с обратной стороны. Определяет виновника страховая компания. Наличие разногласий между сторонами по вопросу, кто виноват, не являются препятствием для оформления ДТП в упрощенном порядке. Важно, чтобы его участники не расходились между собой в отношении обстоятельств, приведших к причинению вредя ТС. Это общее мнение подтверждается их подписями в п. 18 Извещения на обоих экземплярах.

Лицевая сторона протокола заполняется совместно обеими сторонами. Водители проверяют данные, внесенные каждой из сторон, по документам. Действительность полиса ОСАГО можно уточнить на сайте РСА . Стороны подписывают оба экземпляра Извещения.

Европротокол позволяет обратиться за выплатой по ОСАГО к страховщику как виновника аварии, так и пострадавшего. Во втором варианте компания виновника возмещает выплаты, произведенные компанией потерпевшего.

После получения документов для выплаты возмещения страховая компания в течение 5 рабочих дней обязана провести осмотр пострадавшего ТС и оценить нанесённый ему ущерб. Время и место осмотра согласовывается с водителем.

Если страхователь не согласен с установленной суммой возмещения либо оценка не проводилась, по направлению страховщика должна быть проведена независимая экспертиза. Экспертиза может и не проводиться, если по размеру выплат достигнуто согласие. Потерпевший не должен ремонтировать автомобиль до истечения 15 календарных дней с момента подачи заявления на выплату возмещения.

Получить страховое возмещение потерпевший может:

  • в форме оплаты ремонта ТС;
  • перечислением средств на его банковский счет.

Владельцы легковых авто, зарегистрированных в РФ, страховое возмещение получают только в виде восстановительного ремонта ТС.

Что делать, если участникам происшествия не нужны документы

При отсутствии претензий друг к другу водители могут разъехаться без оформления бумаг. Это возможно при возмещении ущерба на месте, незначительных повреждениях и в других аналогичных ситуациях. Чтобы избежать мошеннических действий, специалисты советуют сторонам обменяться расписками. В документе указывается отсутствие претензий одного участника ДТП к другому.

Читать еще:  Повышение КБМ после ДТП

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх