Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Что такое «обоюдка»? Открываем секреты!
Что такое «обоюдка»? Чем она грозит водителю, и сколько можно получить денег от страховой компании? Кто должен чинить машину в случае обоюдного признания вины?
В законодательстве нет такого понятия, как «обоюдка». Однако представители страховых компаний обычно подразумевают под «обоюдкой» ситуации, когда инспектором ГИБДД были выявлены нарушения правил дорожного движения у всех участников аварии. Именно поэтому при рассмотрении обстоятельств ДТП в группе «разбора» (не говоря уже про момент оформления протокола на месте ДТП) нужно пристальное внимание уделять тому, чтобы сотрудники ГИБДД отметили все нарушения со стороны «второго» водителя.
Как оформить протокол?
При оформлении сотрудником ГИБДД документов не будьте пассивны. Именно от того, что инспектор напишет на месте ДТП, во многом и будет зависеть, кого в итоге признают виновником аварии и кто будет нести материальную ответственность. Именно поэтому постарайтесь в спокойно форме донести до инспектора свою точку зрения на обстоятельства ДТП, привести доказательства (тут-то и пригодится видеорегистратор) или показания свидетелей.
Если вы не согласны с мнением инспектора об обстоятельствах ДТП, то настоятельно советуем отразить свою точку зрения в письменном виде в документах. Вы имеете на это полное право. И не бойтесь писать — если не хватит свободного места в протоколе, то тогда запишите в бланке «Замечания и дополнения изложены в приложении к протоколу на одном (двух) листах».
Кроме того, обратите внимание на то, чтобы в документах были отражены следующие обстоятельства ДТП:
•Состояние дорожного покрытия. Если на дороге есть крупные ямы, то лучше всего измерить их (длину, глубину, ширину) и занести эти данные в протокол. Если размеры ям превышают ГОСТ Р50597-93, то ответственность за ДТП может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы (согласно ГОСТу, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см).
•Наличие и работоспособность светофоров и прочего дорожного оборудования, наличие и читаемость разметки и дорожных знаков.
•Погодные и дорожные условия (туман, дождь, лужи, лед и так далее).
•Особенности дороги (уклоны и прочее).
•Наличие тормозного пути (лучше его измерить самому), расположение различных предметов, которые оказались на дороге после ДТП.
«При этом нужно помнить — инспектор ГИБДД не устанавливает степень вины. Это не в его полномочиях. Он лишь описывает все обстоятельства аварии и фиксирует нарушения правил со стороны водителей», — рассказал референт Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Лейбов.
Итак, предположим, произошла авария. И сотрудник ГИБДД установил, что оба водителя нарушили правила дорожного движения (еще раз стоит повторить — в ГИБДД не устанавливают степень вины, а только описывают все обстоятельства ДТП). Что делать дальше? «Нужно идти в страховую компанию и подавать документы с просьбой о компенсации ущерба. Причем в страховую компанию может идти как тот, так и другой водитель», — рассказал Юрий Иванов, заместитель руководителя управления компании «АльфаСтрахование». И тут уже от страховой зависит, как они будут интерпретировать «обоюдку» (если вам не понравится решение страховой компании, то необходимо подавать документы в суд, который и будет устанавливать степень вины).
Существует несколько вариантов «обоюдки»:
•Нарушение одного из водителей не находится в причинно-следственной связи с произошедшим ДТП. В этом случае страховая компания должна выплатить ему 100% компенсацию. «Если участник ДТП забыл дома водительское удостоверение, то он нарушил ПДД (часть 2.1.1). Однако это нарушение не имеет никакой причинно-следственной связи со столкновением с другим транспортным средством», — пояснила Екатерина Оберюхтина, начальник управления урегулирования убытков по ОСАГО Страховой компании «Согласие».
•Нарушения со стороны участников ДТП находятся в причинно-следственной связи с аварией и признаются равнозначными. В этом случае каждый из водителей получает лишь 50% от возможной суммы компенсации.
•Определить степень вины водителей невозможно. «В гражданском законодательстве закреплено правило, которое используется судами, что при невозможности определить степень вины доли признаются равными», — рассказал начальник управления правого обеспечения по судебной работе OAO «САК «Энергогарант» Вадим Ермаков.
Предположим, что каждый из водителей в равной доле виноват в аварии. В этом случае они подают заявления в свои страховые компании. И далее начинаются «юридические нюансы».
Ведь вы имеете право рассчитывать только на 50% от суммы ущерба. Следовательно, если ремонт стоит, предположим, 140 000 рублей, то страховая компания заплатит лишь 70 000 рублей. Часто можно услышать, что оставшиеся 70 000 тысяч вы можете требовать с другого участника ДТП, но это не так. Ибо, повторим еще раз, — при обоюдной вине вы можете получить компенсацию только в размере 50%.
Рассмотрим более сложный случай. В «обоюдке» пострадало два автомобиля: ремонт первого стоит 300 тысяч рублей, а второго 400 тысяч. Как вы уже поняли, каждый из водителей может претендовать лишь на 50% от стоимости ремонта (150 000 рублей и 200 000 рублей соответственно). Однако, согласно действующим на данный момент правилам ОСАГО, максимальная сумма компенсации может быть лишь 120 000 рублей (с 1 октября 2014 года будет уже 400 тысяч рублей).
«После получения выплаты по полису ОСАГО каждый из водителей вправе обратиться к другому участнику ДТП за компенсацией оставшейся части ущерба. В том числе и в судебном порядке. При этом размер ущерба, подлежащего возмещению участниками ДТП, будет равняться 50% за минусом полученной потерпевшим страховой выплаты. В нашем случае потерпевший № 1 сможет дополнительно претендовать на 30 000 руб. (300 000*50%-120 000 = 30 000 руб.), потерпевший № 2 на 80 000 руб. (400 000*50%-120 000 = 80 000)», — пояснил начальник отдела принятия решений по ОСАГО Страховой компании «Согласие» Иван Иров. В итоге взаимозачетов потерпевший № 2 может рассчитывать на получение 50 000 рублей от потерпевшего № 1 (80 000 — 30 000 = 50 000).
Опыт показывает, что обычно подобные дела решаются в досудебном порядке. Однако порой водители и судятся. Причем и здесь есть свои особенности — если один из водителей написал заявление в суд, то второму настоятельно рекомендуется сразу же подать встречный иск.
А что делать в том случае, если так и не удалось установить виновника аварии (не путать с ситуацией, когда оба водителя виноваты, но невозможно установить степень вины каждого из них)? Бывает и такое. «26 января 2010 года Верховный Суд РФ разъяснил, что при отсутствии вины владельцев во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение вреда друг от друга. Помочь в возмещении вреда в таком случае может только полис каско. Если его нет, то ремонтировать придется за свой счет», — рассказал Вадим Ермаков.
Именно поэтому, помимо обязательного ОСАГО, рекомендуется иметь еще полис каско, а лучше всего и полис добровольного страхования автогражданской ответственности, которые защитят ваш бюджет в подобных сложных случаях.
Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП
Автор:
Не редко в ДТП виновник бывает единственный и в ходе разбора выясняется, что вина получается обоюдная, но в нашем законодательстве такого понятия как обоюдная вина не зафиксировано и здесь начинаются сложности, в ГИБДД не выдают справку в которой сказано, что виноваты оба водителя, а выдается документ о том, что вину не возможно установить и водителям в результате не понятно, как же получить выплаты по ОСАГО и что же делать с неопределенной виной. В статье я хочу рассказать, как же действовать после ДТП где вина была обоюдная и можно ли получить выплаты по ОСАГО.
Можно ли получить выплаты по ОСАГО при обоюдном ДТП?
Да выплаты получить можно и обычно это так и происходит, потому как ущерб был, но вину определить не возможно, так как каждый из водителей дает показания которые противоречат друг другу и единой картины ДТП не складывается, сотрудники ГИБДД не могут определить кто прав и кто виноват, так как каждый водитель нарушил ПДД и выдается документ, что вину определит не возможно.
В итоге суд должен решить, какая степень вины в ДТП у каждого водителя, так как такие дела обычно решаются в суде. Бывает, что степень вины распределяется в пропорции 40 на 60%, бывает 50 на 50%, здесь все будет зависеть от того, на сколько каждый нарушил ДТП и как отработал каждый из адвокатов сторон, были случаи где вина распределялась 10 на 90%.
Но обычно происходит все следующим образом, вину бывает установить не просто даже в суде, так как бывает очень мало доказательств, экспертиза может не дать однозначного ответа на вопрос о степени вины и получается, что вина распределяется 50 на 50% и после долгих споров и длительных разбирательств все уже готовы согласиться с таким положением дел, ведь лучше получить что то, чем ничего или совсем мало, 50 на 50 обычно всех устраивает.
Если вы пойдете в страховую с документами из ГИБДД в которых указано, что вину установить не удалось, то говорю вам честно, вы получите отказ, хотя отказ при наличии ущерба не правомерен, но увы обоюдная вина в нашем законодательстве не урегулирован и все решается в суде.
Читать еще: Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД
Действуйте следующим образом, у вас спорная ситуация, идите в суд и доказывайте, что ваша степень вины меньше или вы вовсе не нарушали ПДД.
В статье 1083 ГК РФ, есть пункт 2 который говорит о том, что возмещение ущерба должно производиться пропорционально степени вины. Но как я говорил обычно вина устанавливается судом в пропорциях 50 на 50%, хотя вина половина на половину бывает крайне редко и равной степени вины практически не бывает, но здесь если вы хотите уменьшить свою степень вины, нужно идти до конца и я вам советую нанять хорошего юриста.
Что значит обоюдная вина?
Как мы говорили выше при обоюдной вине каждый из участников ДТП признается виновным в той или иной степени, то есть каждый нарушил ПДД и в той или иной мере несет ответственность. Но скажу вам что не все так просто, ведь если каждый водитель нарушил ПДД, это еще не значит, что нарушение имело отношение к возникновению ДТП. Один из участников мог нарушить ПДД и именно это повлекло возникновение ДТП, а второй мог так же нарушить ПДД, но такое нарушение на не имеет отношение к возникшему ДТП.
К примеру один воитель не предоставил преимущество второму авто и выехал со второстепенной дороги не предоставив преимущество, а водитель ехавший по главной дороге был лишен водительского удостоверения. В итоге оба нарушили ПДД, но виноват все равно водитель не уступивший дорогу, не смотря на то, что второй водитель был без прав, а первый нарушил ПДД и нарушение имеет прямое отношение к возникшему ДТП и здесь вина не будет обоюдно, просто водителя без прав оштрафуют за его нарушение.
Но бывает, что скажем один из водителей поворачивал на лево через двойную сплошную, а второй обгонял его через вторую сплошную и произошло столкновение и в такой ситуации уже реально говорить об обоюдной вине в ДТП.
Разберемся по закону в вопросе возмещения ущерба по ОСАГО при обоюдке!
Все же в законе об ОСАГО кое что сказано об обоюдной вине в пункте 22 статьи 12 и там говорится следующее, что если в дорожно-транспортном происшествии виновными признаны все участники, то страховщик все же должен осуществить (страховые выплаты) возмещение ущерба причиненного в результате такого ДТП, но при этом возмещение ущерба осуществляется пропорционально степени вины каждого из участников, а степень вины должна быть установлена в судебном порядке.
При чем здесь гражданская ответственность каждого из участников должна быть застрахована, если чья либо ответственность не застрахована, то ущерб возмещается водителем без страховки из своего кармана в соответствии со степенью его вины в ДТП. А если у всех участников есть ОСАГО, то возмещение ущерба осуществляется за счет страховой. В случае когда участников ДТП более двух, потерпевшие могут предъявить требование о возмещении ущерба в любую из страховых компаний оставшихся участников ДТП причинивших вред.
И в этой же статье сказано, что в случае когда суд не смог установить степень вины участников, степень вины устанавливается в равных долях, то есть 50 на 50%.
К примеру в ДТП попали 2 автомобиля, вина была обоюдной и по ходу судебных разбирательств было установлено, что вина первого водителя была 30%, а второго 70%. Ущерб первого автомобиля составил 150000 рублей, а второго 50000 рублей. Водитель первого авто вина которого всего 30% получит 70% от суммы в 150000 рублей, а это 105000 рублей. Водитель второго авто степень вины которого 70% получит 30% от суммы ущерба в 50000 рублей, то есть 15000 рублей.
Если вина установлена в пропорции 50 на 50%, и скажем ущерб первого авто составил 200000 рублей, а второго 140000 рублей. Водитель первого авто получит 100000 рублей, а второго 70000 рублей, то есть по 50% от суммы ущерба.
Вот примерно так происходят выплаты по ОСАГО при обоюдной вине. Как мы разобрались, вину устанавливает только суд, в ГИБДД степень вины не устанавливается. Есть ситуации когда к примеру в ДТП обвиняют одного водителя и выдана соответствующая справка, н водитель которого обвинили не согласен со своей виной и в течении 10 дней обжалуют вынесенное постановление ГИБДД в суд и доказывают, что вина в ДТП была обоюдной или вообще их вины в ДТП нет, просто инспекторы ГИБДД на основании неверных показаний вынесли решение не в его пользу.
Здесь самое главное обзавестись доказательствами отсутствия своей вины в ДТП или доказательствами, что нарушение было и у второго участника ДТП, но как мы с вами выяснили, нарушение второго участника должно иметь прямое отношение к возникшему ДТП как и нарушение первого водителя.
Если у вас остались вопросы относительно выплаты по ОСАГО при обоюдке, то задайте их нашему юристу, который с удовольствием вас проконсультирует и подскажет, как вам поступить в той или иной ситуации.
Берестов Сергей. Наследственное право, это основное направление Сергея, которым он занимается большую часть времени, так же в его компетенции защита интеллектуальной собственности. Готовится к получению статуса адвоката. Общий юридический стаж составляет более 18 лет. В 1998 году окончил с отличием РЭУ имени Г.В. Плеханова – Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. Обучался на факультете экономики и права.
Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго
Защитив ответственность и автомобиль перед третьими лицами по Каско и ОСАГО, мы начинаем чувствовать себя намного увереннее и безопаснее управляя автомобилем на дороге. Полис, который обеспечивает гражданскую защиту водителя является обязательным условием законного вождения. Помимо обязательности, «автогражданка» спасает от расходов, которые возникают в результате автокатастрофы.
Участников дорожного движения есть право получить выплату в целях возмещения урона, нанесенного по вине водителя другой машины. В случае доказанной невиновности, страховщики осуществляют страховое возмещение за своего виновного страхователя тому, кому он нанес вред.
Когда правила дорожного движения нарушены обеими сторонами, определиться со степенью вины каждого из участников порой не в состоянии даже сотрудник ГИБДД. Поэтому становится интересно кому полагается выплата по ОСАГО в 2020 году по обоюдной вине, судебная практика которой как предполагается, основана на принципах разумности и справедливости.
Обоюдная вина что это значит
Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.
Когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.
Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.
Как оформлять ДТП при обоюдке
В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.
Чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:
- Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
- Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
- Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
- В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.
Как доказать обоюдную вину в суде
Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. ОСАГО будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.
Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.
Обычно обоюдная вина при ДТП страховой компанией не устанавливается, так же как не вправе этого сделать инспектор ГИБДД. Значит, выплачивается ОСАГО исключительно на основе решения суда.
Страховые выплаты при обоюдной вине
Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.
Максимальная выплата по ОСАГО факты и размеры компенсации
По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.
Читать еще: Виновен в ДТП что будет со страховкой?
Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч.
Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине
Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.
В случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.
Подводные камни нюансы оформления обоюдки
Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию. Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя. Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.
Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию
В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.
Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.
Обоюдная вина по ОСАГО — как производится выплата?
Выплата и “обоюдка”
Обоюдная вина по ОСАГО — это когда оба участника признаны виновными в случившемся ДТП. Такие аварии не частые, и вероятность попадания в них не высока, однако, присутствует. Как производится выплата, когда по ОСАГО признана обоюдная вина водителей, придётся ли при общей виновности в ДТП каждому ремонтировать машину за свой счёт и какова судебная практика по этому вопросу на 2020 год, давайте выяснять!
Обоюдная вина с точки зрения закона
Итак, случилось ДТП, в котором ПДД нарушили все участники дорожного движения. При этом, их может быть как 2, так и 3 и более. В этом случае нужно чётко понимать разницу между виновностью в правонарушении и виновностью в ДТП. Действующее на 2020 год законодательство также разделяет их.
То или иное нарушение во время ДТП всех его участников не обязательно означает обоюдную вину. Дело здесь в том, что нарушение одного из участников могло вовсе и не стать причиной ДТП. Например, водитель ехал в нетрезвом состоянии на зелёный сигнал светофора, и с ним совершил столкновение проезжающий на красный другой нарушитель. Или пример ещё менее очевидный: первый водитель ехал между рядов по сплошной линии разметки, второй перестраивался и совершил столкновение — в этом случае наиболее вероятно виновность в ДТП будет закреплена за вторым водителем, перестраивающимся.
И тут нужно понимать два факта касательно выплаты по ОСАГО при обоюдной вине:
- инспекторы ГИБДД не определяют виновность в ДТП, а только определяют нарушение и виновность водителя в нём, а также выносят постановление с наказанием,
- виновность в ДТП определяет только суд, и судом может быть назначено как равная степень виновности, так и различная, измеряется и назначается она обычно в процентном соотношении.
Рассмотрим ещё один пример: водитель автомобиля A выезжает со двора (прилегающей территории) на дорогу, разрешённая максимальная скорость на которой составляет 60 км/ч. Водитель автомобиля B едет по главной по отношению к этому двору дороге со скоростью 120 км/ч. Водитель авто A не ожидал, что второй участник будет ехать с таким превышением и выехал на дорогу, не уступив дорогу водителю авто B, видя, что тот ещё далеко и не оценив скорость того.
О том, как будет происходить выплата по ОСАГО, мы и поговорим на основе этого примера.
Выплаты при ДТП
Итак, согласно Федеральному закону “Об ОСАГО” обоюдная вина при ДТП может быть определена в двух видах:
- выплата будет производиться поровну между всеми участниками, если никто не обращался в суд,
- компенсацию выплатят соответственно степени виновности каждого из участников, установленной судом.
В примере выше мы рассмотрели нарушение обоими участниками ДТП пунктов Правил: первый не уступил дорогу, второй существенно превышал скорость движения. На место ДТП приехали сотрудники ГИБДД для его оформления и вынесли постановления или выписали протоколы, назначив разбор в ГИБДД, обоим водителям.
Если никто не обращался в суд
В этом случае каждому из них не придётся ремонтировать свой автомобиль за свой же счёт. Вовсе нет! Если никто из них не обратиться в суд для установления степени обоюдной вины, то выплата по ОСАГО будет произведена в долях 50%/50%. То есть каждому будет посчитана ровно половина нанесённого ущерба, установленного осмотром автомобилей страховщиком или экспертизой.
То есть, если водителю автомобиля A нанесён ущерб в размере 100 000 рублей, то выплачено будет только 50 000 или отремонтирована машина в автосервисе по направлению страховой компании по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тысяч. Водителю B при ущербе, к примеру, на 150 000 рублей, будет выплачено 75 000 или произведён ремонт на эту сумму.
Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:
В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Соответственно, если участников с обоюдной виной трое, то выплата по ОСАГО будет в долях по 33,(3)%, если 4, то по 25% и так далее.
Если участники обжаловали постановление в суде
А вот если один или оба участника ДТП обжаловали свои штрафы в суде (жалобу на постановление можно подавать сразу в суд — ч.3 ст. 30.2 КоАП), то суд уже устанавливает степень вины каждого участник в процентном соотношении.
В нашем примере, согласно судебной практике 2020 года, учитывается скорость автомобиля A. От неё и зависит степень вины и, вместе с ней, выплата при обоюдной вине по ОСАГО. Если такая скорость очень высокая, то вполне возможно признание судом вины только водителя машины A, а вот если превышение незначительное, то могут признать виновным только водителя авто B без какой бы то ни было “обоюдки”.
Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:
22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причинённый вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учётом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
В нашем примере вина могла быть установлена в долях:
- 70% обоюдной вины водителя автомобиля A,
- 30% обоюдной вины водителя автомобиля B.
В этом случае водитель машины A получит 30% от выплаты по стоимости ущерба своего автомобиля, а водитель B — 70% (конечно же, не наоборот).
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен?
Ещё один интересный пример, усложняющий наш пример: допустим был ещё водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и при столкновении первых двух машин одну из них отбросило на этот автомобиль C, как показано на схеме ниже.
И уже в этом случае, водитель жёлтого и красного автомобиля вовсе получает выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально их степени обоюдной вины. И ещё выплату в размере 100% получит водитель синего авто.
При этом, оба виновных водителя получат увеличение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийность), и страховой полис ОСАГО для них обоих будет стоить дороже в следующем периоде страхования.
В какую страховую обращаться при обоюдной вине?
Ещё один вопрос, на который следует обратить внимание, в какую страховую: свою или виновника, следует обращаться в приведённых выше примерах. Давайте рассмотрим только самый последний и самый сложный пример, с остальными сразу станет всё понятно.
25 сентября 2017 года изменилось законодательство касательно ПВУ (прямого возмещения убытков — когда участник ДТП обращается в свою страховую):
БылоСтало1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
.
б) ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
То есть, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года, то обращаться нужно в свою страховую компанию (если в ДТП нет пострадавших, а вред причинён только машинам).
Если авария произошла до этого числа, то водитель синего авто обращается в любую их страховых: красного или жёлтого на свой выбор. Из нашего примера, как мы выяснили, степень обоюдной вины водителей красного и жёлтого автомобилей установлена в соотношении 70%/30% соответственно. Водитель синего автомобиля обращается в страховую водителя жёлтой машины (степень вины которого составляет 30%). Тогда страховая жёлтого выплачивает синему весь нанесённый ущерб или ремонтирует на всю сумму ущерба, а затем регрессным требованием взыскивает со страховой компании красного 70% возмещённой суммы.
Часть 22 статьи 12 ФЗ “Об ОСАГО”:
Страховщики осуществляют страховое возмещение в счёт возмещения вреда, причинённого потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом, потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причинённого ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
Страховщик, возместивший вред, совместно причинённый несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП
Обоюдная вина при ДТП означает, что получить страховку по программе ОСАГО можно только через суд. Для этого будет установлено пропорциональное соотношение вины каждого из автовладельцев, в зависимости от допущенных нарушений и поведения на дороге. В этой статье разберем, в каких случаях наступает обоюдная вина при ДТП, и какие действия должны выполнить водители для получения компенсации.
Что такое обоюдная вина
Страховым случаем по программе ОСАГО признается имущественный ущерб (транспорту, грузу, иным вещам и предметам), а также вред здоровью и жизни граждан. Для получения выплат автовладельцы должны выполнить следующие действия:
- зафиксировать все обстоятельства аварии в официальных документах – извещении о ДТП по схеме европротокола, акте и протоколе с участием ГИБДД;
- незамедлительно после столкновения уведомить свою страховую компанию, а в течение следующих 5 дней подать извещение о ДТП;
- представить автомашину для осмотра экспертом, представить документы о характере и степени вреда здоровью;
- подать заявление о выплате компенсации.
При оформлении документов на месте дорожного инцидента нужно зафиксировать не только характер повреждений, но и причины ДТП. Для этого можно использовать протокол о нарушении ПДД, составленный сотрудником ГИБДД, схема аварии с указанием траектории движения машин и места первого удара, европротокол.
Обоюдная вина водителей может следовать из следующих обстоятельств:
- нарушение ПДД со стороны обоих автовладельцев, подтвержденное протоколами ГИБДД;
- Европротокол, в котором стороны признают обоюдную вину в столкновении;
- схема расположения машин после аварии, указывающая на взаимное нарушение или пренебрежение правил движения;
- письменные и вещественные доказательства (показания очевидцев, записи камер фото- и видеофиксации).
Даже при очевидном характере столкновения, определить точную степень вины водителей может только суд. Если сами автовладельцы укажут в извещении о ДТП степень вины друг друга, для выплаты страховки это не будет иметь значения. Сотрудник ГИБДД или страховая компания также не обладают полномочия по определению степени вины, поэтому гражданам предстоит решить этот вопрос в судебном порядке.
Порядок обращения за выплатами при обоюдной вине
Хотя степень вины может установить только суд, автовладельцы обязаны уведомить страховщика о факте аварии и зафиксировать размер ущерба. Уведомление происходит в письменной форме или путем устного сообщения по телефону. После оформления всех процессуальных документов, нужно подать заявление в свою страховую компанию.
Процедура взаимодействия со страховщиком будет выглядеть следующим образом:
- устное или письменное уведомление об аварии фиксируется страховой компанией;
- на основании извещения о ДТП и иных представленных документов назначается осмотр автомобиля – каждая страховая компания может направить автомобиль для осмотра к своему эксперту;
- в результате осмотра фиксируется характер и степень повреждений, определяется стоимость ремонтно-восстановительных работ;
- даже при наличии обоюдной вины, страховщик должен подтвердить признание аварии страховым случаем – если по данному вопросу вынесен отказ, автовладелец имеет право оспорить его в суде;
- если страховая компания признала столкновение страховым случаем, она все равно должна вынести отказ в выплатах – одновременно разъясняется право на обращение в суд для установления степени вины.
Отказ страховщика является официальным основанием для подачи иска в суд. Обратиться в судебные инстанции может любой из автовладельцев, а страховая компания будет привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
По итогам судебного процесса будет вынесено решение. В этом документе суд укажет пропорциональное соотношение вины каждого из граждан. Допускается и полное возложение вины только на одного автовладельца, даже если изначально в процессуальных документах было указанно иное.
Рассмотрим, как происходит разграничение вины в судебном процессе, и как будет рассчитываться выплата по ОСАГО при обоюдной вине.
Как подать в суд
Получив на руки отказ страховщика в выплатах по ОСАГО, водитель должен подать заявление в суд. Для этого нужно подготовить следующий комплект документов:
- исковое заявление;
- правоустанавливающие документы на автотранспорт (свидетельство о регистрации ТС, ПТС);
- действующий полис ОСАГО истца;
- процессуальные документы о ДТП – протокол ГИБДД, акт или справки об аварии, извещение о ДТП по программе Европротокола, схемы с места происшествия;
- копия переписки со страховой компанией, в том числе письменный отказ в выплате компенсации;
- экспертное заключение с результатами осмотра автомобилей;
- платежный документ, подтверждающий перечисление пошлины;
- иные письменные доказательства.
Вести дела в суде граждане могут не только лично, но и через представителя (юриста, адвоката и т.д.). Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.
Содержание иска будет зависеть от особенностей ситуации. Выделим перечень обязательных пунктов, которые нужно учесть при подготовке заявления:
- наименование судебного учреждения;
- подробные данные сторон – об автовладельцах, страховых компаниях;
- сведения обо всех обстоятельствах ДТП, в том числе о потенциальной вине обоих автовладельцев;
- информация о соблюдении порядка обращения в страховую компанию, причины отказа в выплатах;
- указание на степень вины каждого водителя и обоснование таких доводов;
- исковые требования – установление степени вины истца и ответчика в ДТП, взыскание выплат со страховщика;
- дата и личная подпись.
Чтобы соблюсти все процессуальные правила подачи иска, целесообразно осуществлять действия при поддержке профессионального юриста.
Если по итогам аварии были составлены протоколы о нарушении ПДД, суд может приостановить судебное разбирательство до рассмотрения административного дела. Постановление о наложении штрафа или иной меры наказания будет являться одним из доказательств в гражданском процессе. Однако привлечение к ответственности за нарушение ПДД не обязательно влечет признание вины водителя, так как суд должен установить причинно-следственную связь.
Установление причинно-следственной связи позволяет сделать выводы, чьи действия повлекли негативные последствия (имущественный ущерб, вред здоровью). В частности, суд должен оценить следующие обстоятельства:
- насколько факт нарушения ПДД повлиял на причины столкновения и наступившие последствия – например, наложение административного штрафа за непристегнутый ремень не может рассматриваться как причина аварии, если в действиях водителя отсутствуют иные нарушения;
- в каких конкретных действиях или бездействии проявляется вина автовладельца – например, превышение скоростного режима, проезд на красный свет и т.д.;
- влияние виновных действий или бездействий на последствия от аварии.
Для разграничения вины может потребоваться назначение судебной экспертизы. Например, если схема ДТП не позволяет сделать однозначный вывод о траектории движения машин перед аварией, может проводиться трасологическая или иная экспертиза. Экспертное заключение будет содержать оценку действий водителей, их поведение на дороге и т.д.
Для определения вины каждого из автовладельцев суд должен указать процентное отношение – например, 30% вины одного из граждан и 70% вины второго участника спора. Именно этот показатель будет применяться страховой компанией для расчета компенсации и выплаты водителю. Суд вправе возложить всю вину только на истца или ответчика, если это следует из представленных доказательств.
При несогласии с выводами суда, граждане могут оспорить решение в вышестоящих инстанциях. Это повлияет на сроки получения выплат, так как страховая компания должна получить судебный акт, вступивший в силу.
Как выплачивается страховка
Получив судебный акт, вступивший в силу, гражданин должен представить его в страховую компанию. Расчет выплат проходит по общим правилам:
- страховая компания использует заключение эксперта, материалы медицинского освидетельствования граждан;
- на основании расчета эксперта автовладельцу выплачивается сумма страховки, пропорционально установленной вине в ДТП (например, если суд признал вину гражданина в размере 30%, он сможет получить только 70% от общей суммы ущерба);
- в случае возникновения спора о стоимости ремонтно-восстановительных работ, гражданин может обратиться к независимому оценщику и оспорить заключение страховщика через суд;
- при отказе страховой компании выплатить компенсацию по ОСАГО, гражданин обращается в службу ФССП для принудительного исполнения.
Отказать в выплатах по причине обоюдной вины водителей страховая компания не сможет, если ее степень уже была определена судом.
Для расчета суммы компенсации учитывается и максимально возможный размер, зафиксированный в законодательных актах:
- для повреждений автомашины – не более 400 тыс. руб.;
- для ущерба иному имуществу – не более 400 тыс. руб.;
- для возмещения вреда здоровью и жизни – не более 500 тыс. руб.
Установление степени вины может повлиять и на возмещение морального вреда от ДТП. Такие споры проходят только в судебном порядке без участия страховой компании. Иск предъявляется одним из водителей ко второй стороне ДТП, поэтому допускается одновременное рассмотрение двух встречных заявлений.