10 причин ДТП с участием велосипедистов
1. Невнимательность водителя при повороте направо
По статистике, около 12% смертельных ДТП в России происходят из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, не замечает велосипедиста, который двигается параллельно или прямо. Виновным в таких случаях всегда признают водителя.
Как избежать аварий: водителям – обозначать маневры поворотниками и следить за ситуацией на дороге по зеркалам, веллерам – быть внутренне готовыми к тому, что машина из крайнего ряда может резко уйти направо.
2. Езда по тротуарам
На тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Несмотря на то, что к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно, столкновение велосипедиста с пешеходами может привести к травмам посерьезнее, чем синяки и ссадины.
Как избежать аварий: велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по крайней правой полосе проезжей части в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.
3. Водители не уступают дорогу велосипедисту на перекрестках.
При наличии знака «уступи дорогу» водитель должен пропустить не только автомобили, которые движутся по главной дороге, но и велосипедистов!
Как избежать аварий: быть внимательными на перекрестках.
4. Пренебрежение светоотражателями и фонарями
Велосипедистам необходимо оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью в населенных пунктах и на трассе велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Пренебрежение этим правилом нередко приводит к ДТП, особенно при движении по загородным трассам.
Как избежать аварий: велосипедистам следует сделать себя максимально заметными на дорогах.
5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах
Велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса и получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно.
Как избежать аварий: спешиться с железного коня на пешеходном переходе.
6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.
Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч . При желании байк можно разогнать и до 40 – 45 км/ч . Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч , велосипедист может остановиться через 3 – 4 метра , а с 40 км/ч – уже за 7 – 8 метров .
Как избежать аварий: данные о скорости и тормозном пути велосипеда необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.
7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью
Частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо поедет велосипедист, то он рискует получить тяжелые травмы.
Как избежать аварий: быть внимательными при открытии двери.
9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры
Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения.
Как избежать аварий: объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности – информируя автомобилистов об этом специальными жестами.
Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2).
Остановка – поднятая вверх рука (любая).
Поворот или перестроение направо – вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
Поворот или перестроение налево – вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.
Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.
Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.
10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях
На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами – это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.
Как избежать аварий: крупные перекрестки безопаснее форсировать через пешеходные переходы.
ГИБДД: «Виноваты обе стороны»
«В случае ДТП водители винят в нарушениях, приводящих к автоавариям велосипедистов, последние, напротив, убеждены, что это водители не хотят замечать на дороге двухколесный транспорт. Статистика показывает, что доля вины и тех, и других примерно одинакова, – сообщает отдел Пропаганды УГИБДД МВД по РС (Якутия). – К сожалению, в столице республики, как, впрочем, и в других ее населенных пунктах, нет велодорожек, где велосипедистам было бы безопаснее. Но с учетом дорожных реалий внимательными должны быть все участники дорожного движения».
За примерами далеко ходить не надо. 22 июня на перекрестке улиц Дзержинского и Пояркова водитель автомашины «Тойота Фан Карго» совершил наезд на велосипедиста, который переезжал пешеходный переход на разрешающий сигнал светофора. Водитель пояснил, что, убедившись, что пешеходов на переходном переходе нет, продолжил движение, но неожиданно на «зебру» выехал велосипедист. В результате наезда 18-летний молодой человек получил травмы в виде множественных ушибов.
ГИБДД напоминает: в любом случае велосипедисту нужны средства защиты – шлем, налокотники, наколенники, а само транспортное средство должно быть исправно, иметь звонок и быть оборудовано световозвращателями (катафотами) или фонарями спереди и сзади для безопасного движения в темное время.
Водителям велосипеда запрещается:
– ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу);
– двигаться по автомагистралям;
– двигаться по дороге в тёмное время суток без включенного переднего белого фонаря;
– запрещается буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом;
– управлять своим транспортным средством в состоянии опьянения, пользоваться мобильными телефонами (ПДД 2.7).
Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД
За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.
Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 12.29 ч. 2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 800 рублей.
Статья 12.29 ч. 3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей
Дорожно-транспортные происшествия с участием велосипедиста
Велосипед является экологически чистым и недорогим по ежедневным расходам транспортным средством. Технические особенности этого вида транспорта позволяют сравнительно легко передвигаться даже в дорожных пробках. Кроме того, сегодня существует мода на велосипеды. Все это привело к тому, что количество велосипедистов на дорогах постоянно увеличивается. Права на велосипед не требуются, поэтому некоторые велосипедисты забывают о том, что они такие же участники дорожного движения, как и водители автомобилей. В результате ДТП с велосипедистом случаются довольно часто.
Какие происшествия являются дорожно-транспортными и их виды
К дорожно-транспортным происшествиям относят события, связанные с движением транспорта по дороге или произошедшие с его участием, вызвавшие смерть, травмирование людей либо материальный ущерб. При этом ущерб может быть нанесен транспорту участников движения, грузу, объектам инфраструктуры и другим материальным ценностям.
К наиболее часто встречающимся видам ДТП относят:
Таким образом, ДТП с участием велосипедиста не только не являются редкостью, но и относятся к числу таких, которые происходят регулярно.
Что говорит статистика о происшествиях с участием велосипедистов
В настоящее время доступны статистические данные только за 2020 год. Следует отметить, что в России наметилась общая тенденция снижения количества ДТП. Однако на этом фоне статистика происшествий с участием велосипедистов демонстрирует рост. Аварий с участием велосипедистов в 2020 году зафиксировано на 6,1% больше. С января по сентябрь прошлого года в ДТП пострадали 4606 велосипедистов (рост 4.0%).
Велосипедист даже в специальной экипировке имеет очень слабую защиту в случае ДТП. Поэтому практически каждое происшествие с их участием сопровождается получением травм различной степени тяжести, а нередко приводит к летальному исходу.
Основные виды ДТП с участием велосипедиста и их причины
Каждая конкретная авария, участниками которой являются механическое транспортное средство и велосипед, по-своему уникальна. Однако по общим признакам такие происшествия можно объединить в большие группы и даже определить причины этих ДТП. Рассмотрим основные виды подобных происшествий.
Наезд на велосипедиста, движущегося по дороге в попутном с автомобилем направлении
Основной причиной таких происшествий является нарушение велосипедистом ПДД. Многие водители таких транспортных средств забывают заблаговременно подавать сигналы поворота и, объезжая препятствия, попадают под колеса попутных машин.
Читать еще: Считается ли ДТП если нет повреждений
Еще одной причиной является крайне редкое использование велосипедистами нашей страны различных приспособлений и одежды, делающих их более заметными на дороге. Велосипед сравнительно мал, а глаз водителя привык к более крупным объектам, поэтому велосипедиста могут просто не заметить. Такая опасность особенно возрастает в темное время суток. Конечно, это никак не уменьшает вину водителя, однако, надев специальную одежду со светоотражающими элементами, велосипедист существенно снижает вероятность ДТП со своим участием.
Наезд при движении велосипедиста по проезжей части навстречу потоку машин
Правилами дорожного движения велосипед признается транспортным средством. Согласно тем же правилам автомобиль или мотоцикл являются механическими транспортными средствами. И хотя эти две группы транспортных средств имеют некоторые отличия, ПДД обязаны соблюдать все участники дорожного движения.
Любое транспортное средство должно двигаться по правой части дорожного полотна с соблюдением рядности. Велосипед, движущийся навстречу потоку машин, – это грубейшее нарушение правил, которое может привести к трагедии.
Если вам необходимо проделать какой-то участок пути именно таким образом, встаньте с велосипеда и катите его по обочине. В этом случае вы становитесь пешеходом и действуете в соответствии с правилами.
Столкновение с автомобилем в местах выезда из дворов и сопредельных территорий
Такие случаи составляют едва ли не большинство ДТП с участием велосипедистов, которые в подобных ситуациях могут двигаться как по проезжей части, так и по тротуару. Основной причиной столкновений в этом случае является ограниченный обзор у водителя автомобиля.
При выезде из дворов обзор зачастую ограничивают зеленые насаждения, различные киоски и рекламные конструкции. И если в это время по тротуару движется велосипедист, вероятность столкновения весьма высока. При этом виновником происшествия может быть признан любой из его участников. Причиной является то, что согласно ПДД водитель, с одной стороны, обязан пропустить велосипедиста, с другой – велосипедист при движении по тротуару не должен создавать помехи движению других лиц, а в потенциально опасных местах обязан спешиваться.
Если же водитель выезжает на дорогу, обзор ему часто закрывают припаркованные у края дороги машины. В этом случае он может просто не заметить велосипедиста из-за низкой посадки. В случае столкновения с велосипедом, выехавшим из-за припаркованных на краю дороги машин, виновным будет признан автомобилист, так как он не пропустил транспорт, движущийся по дороге. Хотя в этом случае велосипедист мог бы избежать аварии, поскольку его более высокая посадка в большинстве случаев позволяет видеть надвигающуюся опасность.
Наезд на пешеходном переходе
ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом – еще один случай столкновений. Чаще всего причиной происшествия является нарушение велосипедистом ПДД. Дело в том, что при движении по пешеходному переходу он должен спешиться и толкать велосипед рядом с собой. В этом случае он становится пешеходом и приобретает преимущество над транспортом на переходе.
Ответственность участников ДТП
При столкновении транспортных средств лица, управляющие ими, отвечая на вопрос, кто виноват, признают свою вину. Однако следует держать себя в руках и не торопиться с выводами – виновность в России окончательно определяет только суд.
Поэтому вызывайте сотрудников ГИБДД, оформляйте происшествие и не спешите признавать свою вину – у специалистов по этому поводу может быть иное мнение.
Следует иметь в виду, что за нарушение ПДД основным наказанием является штраф – его нарушитель уплатит в любом случае. Однако в зависимости от тяжести последствий происшествия виновника ДТП могут привлечь и к иным видам ответственности – материальной или уголовной.
Ответственность водителя автомобиля
Если автомобилист признан виновником ДТП с участием велосипедиста, степень его ответственности прежде всего зависит от того, какие последствия повлекла авария. Если лицо, управлявшее велосипедом, погибло или стало инвалидом, придется нести уголовную ответственность – до двух лет лишения свободы. Если велосипедист, получив травмы, остался жив и не стал инвалидом, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 25 тыс. рублей и 2 года лишения прав на управление транспортом.
Ответственность велосипедиста
В случае ДТП большинство из нас склонно жалеть велосипедиста как человека, который физически страдает сильнее, чем другие участники аварии. Однако закон подходит к этому вопросу иначе, и для нарушителей, управляющих велосипедами, тоже предусмотрены наказания. Если велосипедист просто нарушил ПДД, штраф составит 800 рублей. Если он был пьян, штраф возрастает до 1 – 1,5 тыс. рублей.
Такая же сумма штрафа – от 1 до 1,5 тыс. рублей – установлена и за совершение ДТП по вине велосипедиста. При этом важно понимать, что штрафом можно отделаться только в случае, если пострадавшие не погибли и не стали инвалидами, иначе наступит уголовная ответственность. Кроме того, придется возмещать материальный ущерб. А поскольку полиса ОСАГО велосипедисты не имеют, ущерб придется возмещать из собственных средств.
ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов
Дети более склонны к совершению необдуманных поступков, поэтому юные велосипедисты часто становятся участниками различных ДТП. В связи с этим, завидев на дороге юных велосипедистов, взрослым участникам дорожного движения следует проявлять предельную осторожность и не рассчитывать на то, что дети будут строго соблюдать ПДД.
Кроме того, следует иметь в виду, что административная и уголовная ответственность на несовершеннолетних виновников ДТП не распространяется. Материальную ответственность за нанесенный по их вине ущерб будут нести родители или законные опекуны.
Как действовать, если произошло ДТП с участием велосипеда
Отвечая на вопрос, что делать, если произошло ДТП, прежде всего следует отметить, что оформление происшествия с участием велосипедист по европротоколу невозможно в связи с отсутствием у него ОСАГО. В остальном действия такие же, как и при любом другом ДТП:
- Немедленно остановиться или не двигаться, если автомобиль стоял.
- Выставить знаки аварийной остановки (не ближе 15 м – в населенных пунктах и не ближе 30 м – за городом).
- Выяснить состояние других участников ДТП, оказать помощь пострадавшим.
- Зафиксировать обстановку происшествия.
Если велосипедист не пострадал и хочет уехать, лучше все-таки дождаться ГИБДД. В крайнем случае возьмите расписку об отсутствии у него повреждений и претензий. Иначе, если они возникнут позже, вас ожидают серьезные проблемы.
Как происходит возмещение ущерба при ДТП с велосипедистом
После введения обязательного полиса ОСАГО водитель автотранспорта, своевременно его оформивший, лучше защищен материально от претензий по поводу ущерба, нанесенного в результате ДТП, произошедшего по его вине. Выплата компенсации производится страховой компанией, в которой приобретен полис.
Чтобы получить компенсацию, велосипедисту следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия и предоставить:
- Справку о произошедшем ДТП.
- Копию одного из следующих документов:
- протокола об административном правонарушении;
- постановления по делу об административном правонарушении;
- постановления об отказе в возбуждении дела.
- Извещение о ДТП.
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Документы, указанные в пп. 4.1, 4.2, 4.4 -4.7 положения «О правилах ОСАГО» Банка России от 19.09.2017 года – если возмещается вред здоровью.
Если страховая компания отказывает в выплатах, пострадавший имеет право обратиться в суд с обязательным соблюдением процедуры досудебного урегулирования. На практике это означает, что в страховую компанию нужно отправить заказным письмом претензию с описанием вложения и уведомлением о вручении. Если через 10 дней после вручения претензии удовлетворяющий вас ответ не получен, можно подавать исковое заявление в суд.
Если у водителя отсутствует полис ОСАГО, ущерб превышает сумму, покрываемую страховкой, или требуется возмещение морального ущерба, все эти суммы виновник ДТП покрывает за счет личных средств. Если он отказывается произвести выплаты добровольно, следует обращаться в суд.
Как известно, велосипедисты полиса ОСАГО не имеют и весь ущерб, причиненный по их вине, возмещают из личных средств.
Велосипед не является транспортным средством повышенной опасности, поэтому ответственность водителя наступает по ст. 1064 ГК РФ. Если виновник ДТП отказывается возместить ущерб добровольно, придется также обращаться в суд.
В заключение
ДТП с участием велосипедистов происходят очень часто. В связи со слабой защитой велосипедиста основная доля травм обычно достается именно ему. Поэтому мы призываем всех участников дорожного движения – автомобилистов и велосипедистов – к безусловному соблюдению ПДД и предельной внимательности. Если один из участников аварии является велосипедистом, по европротоколу такое происшествие оформлять нельзя. Что касается возмещения ущерба, причиненного по вине велосипедиста, нужно учитывать, что в большинстве случаев денежную компенсацию придется взыскивать через суд, так как полиса ОСАГО у него нет.
Машина сбила велосипедиста, разбор аварии: Видео
Кандидат юридических наук. Адвокат. Юридический практический стаж – 7 лет. Специализации: Автоправо, налоговое право, займы и кредитования, возмещение ущерба.
Основные причины ДТП с участием велосипедиста
Популярность езды на велосипеде растёт с каждым годом. Во-первых, это экологически чистый вид транспорта, во-вторых, не требуются водительские права, управлять двухколёсным транспортом могут даже дети, и в третьих, никакие пробки на дорогах не препятствуют передвижению этого транспорта. Но при всех плюсах езды на велосипеде не стоит забывать, что велосипедист является полноправным участником движения на дороге и может стать как виновником, так и пострадавшей стороной при нарушении правил дорожного движения.
- Основные причины ДТП с велосипедистом
- Авария при движении по тротуару
- ДТП во дворе
- На перекрёстке
- На пешеходном переходе
- ДТП с тяжёлыми телесными повреждениями
- Мировое соглашение при ДТП с участием велосипедиста
- Велосипедист уехал с места ДТП
- Водитель уехал с места ДТП
- Досудебная претензия виновнику
- Страховка при ДТП с велосипедистом
- Штрафные санкции и наказание
- Видео: Новые ПДД для велосипедистов 2019
Читать еще: Обязанности водителей причастных к ДТП
Основные причины ДТП с велосипедистом
При выезде на трассу и водителю, и велосипедисту необходимо знать и соблюдать ПДД. Нарушение правил, неверно выбранные приоритеты во время движения, невнимательное отношение к ситуации на дороге приводят к столкновению автомобиля с велосипедом.
Кроме нарушения правил существуют причины, провоцирующие аварию:
Знание основных причин ДТП с велосипедом помогает избежать многих проблем. Не стоит выезжать при плохой погоде на трассу, а если всё-таки вы попали в эпицентр непогоды, ведите велосипед в руках с правой стороны дороги навстречу движущемуся транспорту. Не садитесь на неисправную технику, которая в любой момент может подвести. Своевременная профилактика велосипеда и его запчастей уменьшит риск попадания в ДТП.
Знаете ли вы? На первых колёсах велосипеда, изобретённого в Германии, не было шин, за это его прозвали «тряска костей».
Авария при движении по тротуару
Для передвижения велосипедиста предусмотрены специально отведённые дорожки. В местах, где велодорожки отсутствуют, ездить можно по обочине тротуара, придерживаясь правой стороны, не создавая дискомфорт пешеходам. Очень часто происходят наезды на прохожих, идущих по тротуару, которые приводят к неприятностям и возможному травматизму.
Вина за происшествие в таких случаях полностью ложится на управляющего велосипедом. Пострадавший пешеход по закону вправе потребовать возмещения морального и материального ущерба. Если езда по тротуару мешает прохожим, передвигаться на велосипеде не разрешается.
Бывает так, что движение по тротуару приводит к столкновению с машиной. По всем правилам уступить дорогу должен автомобиль, но если видимость затруднена, например, из-за зелёных насаждений или велосипедист находится в нетрезвом состоянии, водитель авто при правильно предоставленных доказательствах дорожному инспектору ГИБДД окажется невиновным. Ремонт машины будет производиться за счёт велосипедиста.
ДТП во дворе
Гонки на велосипеде — дворовой вид спорта для детворы. В любой момент под колёса машины может выскочить шустрый велосипедист. С большой ответственностью нужно отнестись водителю авто при выезде на дорогу, ведь двор является зоной повышенного риска и особого внимания.
И какие бы ни были обстоятельства при столкновении с человеком на двухколёсном транспорте, виновником ДТП будет признан водитель машины. Выезжая на проезжую часть со двора, можно не заметить едущего в сторону водителя велосипеда, и в такой ситуации всё зависит от хорошей реакции двух участников движения.
Важно! Выезжать на проезжую часть детям до 14 лет без сопровождения взрослых запрещено.
На перекрёстке
Если у вас нет прав, это не значит, что не стоит соблюдать ПДД. Правило пересечения перекрёстка действует для всех одинаково. Велосипедисту следует учитывать — по главной или второстепенной дороге он передвигается, а далее действовать согласно преимуществу. При переезде нерегулируемого перекрёстка приоритет при повороте находится у транспорта, не имеющего помех справа. Приближающийся автомобиль слева обязан уступить дорогу двухколёсному транспорту. Следовать через оснащённое светофором пересечение необходимо по разрешающему сигналу для транспорта.
И если движение велосипедиста направлено прямо, то машины, поворачивающие направо, должны пропустить этот транспорт. Поворачивая налево, необходимо быть предельно осторожным, чтобы не оказаться на полосе встречного движения и не создать аварийную ситуацию. Идеальным вариантом безопасного пути налево будет перенос велосипеда в руках по «зебре». При происшествии на перекрёстке вина ложится на нарушителя ПДД.
На пешеходном переходе
По правилам дорожного движения пересекать пешеходный переход велосипедист должен пешком, ведя велосипед в руках. Если при таких обстоятельствах был совершён наезд автомобиля, то виноватым в случившемся ДТП является водитель машины.
Если, пересекая переход, человек едет на велосипеде, он заведомо игнорирует ПДД, и при попадании в аварию виновны окажется владелец велосипеда, при этом вина водителя автомобиля не снимается — он также несёт ответственность за совершённый наезд. Проезжая пешеходный переход на красный свет, велосипедист несёт такую же ответственность за нарушение, как и водитель авто.
Рекомендуем для прочтения:
- ДТП машины и велосипеда
- Особенности ДТП с животными
- Правила проезда регулируемых перекрёстков
- Что такое проезжая часть дороги
ДТП с тяжёлыми телесными повреждениями
Поломанная техника, царапины, ушибы, лёгкое сотрясение мозга — частые последствия ДТП. При возникновении аварийной ситуации, даже если оба участника моментально среагируют, результат может быть непредсказуемым. Учитывая, что тормозной путь авто при скорости 32 км/ч составляет около 12 м, быстро остановиться водителю не получится. Чаще при столкновении авто и велосипеда страдает велосипедист.
И если пострадавший получил тяжёлые телесные повреждения, действуйте согласно ПДД:
- незамедлительно остановитесь;
- выставьте предупреждающий знак аварийной остановки;
- окажите первую медицинскую помощь пострадавшему;
- вызовите сотрудника Госавтоинспекции на место аварии;
- не покидайте место ДТП до оформления протокола.
Ответственность за случившуюся аварию будет нести водитель машины. Единственным фактом для смягчения обстоятельств считается пьяное состояние велосипедиста во время ДТП.
Рекомендуем узнать, что делать в случае ДТП.
Мировое соглашение при ДТП с участием велосипедиста
Аварийные ситуации бывают разные, и если нет смертельного исхода или полученная травма не угрожает жизни, вопрос о выплате компенсации пострадавшей стороне возможно решить на месте происшествия. Не стоит выяснять отношения, быть резким и зачинять скандал, особенно если вина лежит на вас, лучше подпишите мировое соглашение. Денежная выплата, предложение сделать за свой счёт ремонт, моральная компенсация — возможные варианты решения проблемы без бумажной волокиты и траты времени на суды.
Иногда болевой шок блокирует восприятие, в таком случае сразу невозможно определить, всё ли в порядке со здоровьем у потерпевшего. И только по истечении времени пострадавший может потребовать сумму для уплаты ущерба. Поэтому важно сохранять терпение и быть внимательным на месте случившегося и стараться договориться. Заключая мировое соглашение, не забудьте взять расписку с пострадавшей стороны, обезопасив себя от дальнейших претензий. Так вы не доведёте дело до суда.
Читйте подробнее, что такое примирение сторон при ДТП и как оформить.
Велосипедист уехал с места ДТП
Невнимательность и движение велосипедиста в состоянии опьянения провоцируют аварийную обстановку на дороге. Виновником ДТП в таких случаях становится сам велосипедист, который к тому же ещё и может скрыться с места происшествия.
Водитель не успел опомниться и установить нанесённое повреждение машине, а виновник бесследно исчез:
- постараться запомнить нарушителя;
- найти свидетелей произошедшего столкновения;
- вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД.
Установить личность нарушителя возможно, если у вас всё было зафиксировано на регистраторе. Не стоит покидать место аварии. Лучше сразу решить создавшуюся проблему. Если велосипедист оставляет место ДТП, ему грозит арест на 15 суток.
Важно! Передвижение на велосипеде в состоянии алкогольного опьянения считается нарушением ПДД и облагается штрафом в размере от 1000 до 1500 руб.
Водитель уехал с места ДТП
Бывают случаи, когда после столкновения водитель покинул место аварии, возможно, он даже оказал первую помощь, но не дождался инспектора ГИБДД. В таких случаях предусмотрено наказание штрафом, а при отягчающих обстоятельствах — лишение прав и свободы на срок, предусмотренный законом.
Опросив свидетелей ДТП, сотрудник инспекции, прибывший на место происшествия, по госномеру установит причастный к аварии автомобиль. Недобросовестный водитель, который решился уехать, понесёт наказание.
Досудебная претензия виновнику
При подаче документов в страховую компанию виновника ДТП пострадавший велосипедист может получить отказ в компенсации нанесённого ущерба. Решением проблемы будет заявление в суд, при этом следует соблюдать процедуру досудебного урегулирования.
Претензия компании-страховщику отправляется заказным письмом с обязательным описанием ДТП и уведомлением о получении. Она рассматривается в течение 10 дней с даты получения уведомления. Если ответ компании не устраивает пострадавшего, он имеет право подать иск о возмещении ущерба в суд. Досудебную претензию можно предоставить и виновнику аварии, если компенсация страховщика не покрыла затраты на лечение и ремонт.
Узнайте всё о досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО.
Страховка при ДТП с велосипедистом
Обязательного страхования для велосипедистов нет. Вопрос о выплате нанесённого морального или материального ущерба ложится на владельца двухколёсной техники. Сумма компенсации решается в суде или мирным путём — сразу на участке происшествия. Если наезд был совершён автомобилем, то владелец велосипеда может подать иск за повреждённую технику и нанесённый вред здоровью.
По номеру полиса ОСАГО водителя следует обратиться в страховую компанию оного и предоставить необходимые документы для рассмотрения суммы выплаты по конкретному случаю. Моральной компенсации тоже можно добиться, если подать заявление в суд.
Штрафные санкции и наказание
Владелец двухколёсного транспорта при нарушении ПДД несёт ответственность за случившееся.
Для водителей велосипеда предусмотрены наказания:
- штрафы за нарушение ПДД и за езду в нетрезвом виде;
- арест до 15 суток за исчезновение с места происшествия;
- уголовная ответственность, если столкновение привело к инвалидности или смертельному исходу пострадавшего.
Владельцу велосипеда приходится оплачивать все расходы из своего кармана, ведь он не имеет страховки ОСАГО. Хотя существуют виды страхования для велосипедистов.
Видео: Новые ПДД для велосипедистов 2019
Велосипед является удобным средством передвижения и подходит людям, распространяющим идею здорового образа жизни. Если соблюдать ПДД и правила личной безопасности, то езда на двухколёсном транспорте будет приносить только удовольствие.
Читать еще: На сколько вырастет страховка после ДТП
Что делать при ДТП с участием велосипедиста: инструкция, причины дорожного происшествия, определение виновника
Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (499) 110-92-57
Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.
Ежедневно с 9.00 до 21.00
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (499) 110-92-57 .
Это быстро и бесплатно!
Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.
Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.
В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.
Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста
Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.
Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.
Существует общеустановленный порядок действий:
- Обследовать всех участников на повреждения.
- При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
- В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
- Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
- Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
- Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
- Сделать фото места ДТП.
- Зафиксировать повреждения.
- Дождаться сотрудников ГИБДД.
- Сотрудничать в процессе составления протокола.
- Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
- При необходимости обратиться в суд.
Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.
Кто виноват
Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.
Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.
Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.
Распространенными причинами следует назвать:
- Неосмотрительный поворот водителя направо.
- Езда велосипедистов по тротуарам.
- Не используются светоотражатели и фонари.
- Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
- Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
- Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.
Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.
На пешеходном переходе
Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.
ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.
Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.
10 основных причин несчастных случаев с велосипедистами
Как известно, владельцы автомобилей и велосипедов плохо понимают мотивации друг друга и оттого питают взаимную нелюбовь. Какой смысл коптить небо и толкаться в пробках на машине? – недоумевают двухколесные. Зачем выезжать на без того загруженные дороги на велосипеде и мешаться под колесами? – вопрошают водители. Обе стороны, как водится, считают себя правыми. Мы же приведем десяток типичных ошибок, которые частенько приводят к печальным последствиям.
1. Водители неосмотрительно поворачивают направо.
По статистике, около 12% смертельных ДТП с участием велосипедов произошло из-за того, что автомобиль, поворачивая направо, задавил велосипедиста, двигавшегося параллельно и продолжавшего ехать прямо. Виновными в таких авариях всегда признают автомобилистов. Дело в том, что ПДД предписывают им занимать при повороте направо максимально крайнее положение. Чтобы избежать подобных аварий, водители должны всегда обозначать маневры поворотниками и постоянно следить за ситуацией на дороге по зеркалам. Велосипедисты меж тем должны быть внутренне готовы, что из крайнего ряда машина может резко уйти направо.
2. Велосипедисты ездят по тротуарам.
Как бы тяжело ни было обладателям двухколесных транспортных средств на проезжей части, а на тротуаре велосипеду не место – это напрямую прописано в пункте 9.9 ПДД. Случаи столкновений велосипедистов с пешеходами происходят постоянно. И если вы думаете, что отделаться можно парой ссадин, вы сильно ошибаетесь. При мне моего приятеля сбил велосипедист, наехавший на него сзади. В результате человек при падении сильно поранил руку о валяющийся осколок бутылки и потом полгода был вынужден ее лечить, находясь в вынужденном отпуске. Ни писать, ни печатать на клавиатуре компьютера с такой травмой невозможно. Примечательно, что велосипедист просто сбежал с места аварии и остался безнаказанным. Ведь у него нет ни номеров, ни документов!
3. Водители не уступают дорогу на перекрестках.
Все водители знают о том, что знак в виде перевернутого красно-белого треугольника требует пропустить автомобили, едущие по главной дороге. Но большинство из них не подозревают, что пропускать также надлежит и велосипедистов! Ведь велосипед – это такое же транспортное средство, как и машина.
4. Велосипедисты не используют фонари и светоотражатели.
Как мы уже знаем, велосипед – это полноценное транспортное средство. А значит, его водитель обязан соблюдать ПДД наряду с автомобилистами. В частности, никто не освобождает велосипедистов от необходимости оборудовать свой транспорт фонарями и всегда включать их при движении по дорогам общего пользования! Днем и ночью, в населенных пунктах и на трассе – велосипед должен быть обозначен светом белой фары спереди и красного фонаря сзади. Конечно, инспекторы ГИБДД вряд ли станут наказывать велосипедиста за отсутствие световых приборов. Но зато пренебрежение Правилами дорожного движения нередко приводит к ДТП. Особенно часто происходят несчастные случаи за городом. Владельцы велосипедов порой настолько легкомысленны, что не имеют даже светоотражателей. Таким образом, водитель может заметить двухколесный транспорт на расстоянии 100 – 200 метров и не успеет среагировать. Велосипедистам остается порекомендовать сделать себя максимально заметными на дорогах.
5. Велосипедисты переезжают пешеходные переходы на колесах.
Вряд ли кому-то из автомобилистов придет в голову пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Это опасно, а к тому же незаконно. Но зато велосипедисты в массовом порядке форсируют «зебры», не слезая с седла. Конечно, пешком переходить дорогу дольше. Но ведь ПДД придумали не просто так! Велосипедист, неожиданно выруливший на дорогу в зоне перехода, рискует очень быстро попасть под колеса. В итоге двухколесный может получить тяжелые травмы или даже погибнуть, а водитель вынужден будет нести за это ответственность. Доказать, что велосипедист был верхом и появился неожиданно, довольно трудно. К тому же Гражданский кодекс признает машину источником повышенной опасности, что автоматически накладывает дополнительные обязательства на водителей. Если даже шоферу удастся избежать уголовного преследования, чинить поврежденный автомобиль ему придется самостоятельно.
6. Водители не могут оценить скорость и тормозной путь велосипеда.
Среди автомобилистов бытует ошибочное мнение, что велосипед не может разгоняться до приличной скорости, зато способен практически мгновенно останавливаться. На самом же деле средняя городская скорость велосипедиста составляет от 25 до 30 км/ч. При желании байк можно разогнать и до 40 – 45 км/ч. Да и тормозной путь у велосипеда тоже достаточно длинный, хотя и несколько короче автомобильного. Так, двигаясь на скорости 20 км/ч, велосипедист может остановиться через 3 – 4 метра, а с 40 км/ч – уже за 7 – 8 метров. Все это необходимо учитывать водителям автомобилей при перестроении и других маневрах вблизи велосипедистов.
7. Водители сбивают велосипедистов открытой дверью.
Человеческая невнимательность не знает границ: частенько водители, остановившись на обочине, беспечно открывают дверь, не глядя по сторонам. Если в этот момент мимо проезжает автомобиль на опасном расстоянии, дверь может «закрыться» в обратную сторону. Последствия этого будут малоприятными: придется разориться на выправку и покраску нескольких элементов. А вот если вместо машины мимо поедет велосипедист, то все может закончиться куда хуже: в результате подобных аварий двухколесные нередко получают тяжелые травмы.
9. Велосипедисты совершают непредсказуемые маневры.
Оборудовать велосипед стоп-сигналами и поворотниками невозможно. Поэтому действия велосипедиста часто становятся сюрпризом для остальных участников движения. Объезды препятствий, замедления и перестроения двухколесным следует совершать максимально осторожно, по возможности – информируя автомобилистов об этом специальными жестами, которым мы посвятили отдельную статью.
10. Велосипедисты поворачивают налево на общих основаниях.
На улицах, имеющих больше двух полос движения в обе стороны, велосипедисты не имеют права поворачивать налево вместе с машинами – это совершенно недвусмысленно прописано в пункте 3 раздела 24 ПДД. Пускай это и неудобно, но крупные перекрестки двухколесным безопаснее форсировать через пешеходные переходы. Велосипеды, поворачивающие налево с общим потоком, сильно мешают окружающим и подвергают себя опасности.