Расчет тяжести последствий ДТП
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Расчет тяжести последствий ДТП

Расчет тяжести последствий ДТП

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

– анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

– анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления — на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП — построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

– субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

– объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

– дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

– категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Читать еще:  Определение ДТП в правилах дорожного движения

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей — отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД.

Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

– характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

– численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

– условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

– стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого.

Наиболее часто используют:

– удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей;

– удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей;

– удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП;

– удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП;

– удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП;

– удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

Читать еще:  Нужна ли справка о ДТП для КАСКО?

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

– по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

– отношению к базовому периоду времени;

– отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

– средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, % Характер нарушений Доля ДТП в общем числе отчетных, %
Водитель Неправильный выбор скорости водителем Выезд на полосу встречного движения Несоблюдение приоритета на нерегулируемом пересечении Нарушение правил обгона Несоблюдение дистанции 11,0 8,5 4,5 3,1 Пешеходы Переход дороги в неустановленном месте Внезапный выход на проезжую часть в непосредственной близости от транспортного средства 6,5 8,0

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП КТ может быть определен как отношение числа погибших людей nу к числу раненых np за определенный календарный срок:

Читать еще:  Удаление ДТП из базы ГИБДД

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 /5 до 1 /40. Следует, однако, учитывать, что на величину КT оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным:

– на 10000 жителей;

– на 1000 транспортных средств;

– на 1000 водителей;

– на 1 км протяжения дороги;

– на 1 млн. км пробега транспортных средств.

Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП — величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3-12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП Вид ДТП Относит. тяжесть последствий ДТП
Падение пассажира Наезд на гужевой транспорт Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на велосипедиста Столкновение Наезд на препятствие Наезд на животное

Показатель относительной аварийности Ко определяют по формуле:

где – — количество ДТП на рассматриваемый период (обычно год);

— суммарный пробег транспортных средств за тот же период, км;

– протяженность магистрали, км;

– суточный объем движения транспортных средств.

garantr.ru

Р-03112199-0502-00 Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий

  • 4 Класификация степени тяжести при дтп
    1. 4.8 Классификация степени тяжести при дтп
    2. 4.1 Как определяется степень тяжести вреда здоровью при дтп?
    3. 4.7 Классификация травм по степени тяжести при дтп
    4. 4.3 Причинение вреда здоровью тяжкой, средней и легкой степени здоровью при дтп
    5. 4.6 Вред здоровью при дтп: определение и возмещение
    6. 4.4 Правила определения степени тяжести вреда здоровью
    7. 4.5 Классификация дтп по степени тяжести последствий
    8. 4.2 Вред здоровью при дтп
  • 5 Как определяется тяжесть последствий дтп
    1. 5.4 Как определяется степень тяжести вреда здоровью при ДТП
    2. 5.1 В дтп причинен вред здоровью: действия и последствия
    3. 5.3 Вред здоровью при ДТП
    4. 5.5 Причинение вреда здоровью при ДТП
    5. 5.2 Дорожно-транспортное происшествие

    Расчет тяжести последствий ДТП

    Россия – одна из стран-лидеров по числу смертельных ДТП.

    Всего аварий в России 133 203 Из них со смертельным исходом 16 600 Число аварий, в которых погибли дети 582 Количество пострадавших в ДТП, но не погибших 168 146 Количество пострадавших в ДТП детей 15 860 Это всего лишь цифры, но сложно представить, сколько горя и переживаний стоит за каждым из аварийных событий.

    Таблица 2. Частота ДТП в зависимости от региона за 2016 год. Регион Количество Москва 492 Н-Новгород 379 С-Петербург 253 Ростов 501 Волгоградская область

    Задание №2.

    Используя данные статистики дорожно-транспортных происшествий, рассчитать следующие показатели аварийности.

    Для наглядности и последующего анализа эти же данные представлены на графиках 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Анализ приведенных данных показал, что тенденции по ДТП и погибшим в РФ в целом и по Сибирскому округу схожи − за период с 2004 по 2013 год количество ДТП и погибших незначительно снизилось, при этом снижение происходило волнообразно.

    Количество раненых при этом и в РФ в целом, и в Сибирском округе повысилось, причем в РФ более значительно, и изменения так же происходили волнообразно. Во всех случаях пик приходился на 2007 год − в этом году отмечено наибольшее количество ДТП, погибших и раненых.

    Наименьшее количество приходилось на 2009-2010 года. На фоне увеличения общего числа ДТП и соответственно количества раненых, а также снижения числа погибших можно сделать вывод о том, что происходило снижение количества ДТП со смертельным исходом.

    Среди регионов Сибирского округа первое место по количеству ДТП занимает Красноярский край, при этом количество ДТП в этом регионе все время повышается.

    indbooks

    Телесные повреждения средней тяжести – это повреждения, которые не представляют опасности для жизни пострадавшего, однако приводят к длительному расстройству его здоровья или к значительной стойкой утрате общей трудоспособности менее чем на одну треть.

    Самыми опасными являются тяжкие телесные повреждения. Они влекут за собой причинение вреда, представляющего угрозу для жизни пострадавшего, либо потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, утрату этим органом его функций. Кроме того, тяжкими телесными повреждениями признается причинение иного вреда здоровью, повлекшее за собой расстройство здоровья, сопряженное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо повлекшее иные тяжелые последствия.

    Дорожно-транспортные происшествия, последствия которых ограничиваются лишь причинением материального ущерба, можно считать самыми безобидными. Материальным

    Как оценивается степень тяжести полученных травм при ДТП

    Этот материал – первая ступень к тому, чтобы в будущем определить полученный вред и его степень тяжести при ДТП.

    В России исследование могут проводить с целью:

      определения способа наказания для виновного лица; получения компенсации от страховой компании.

    Справка о ДТП обязательно должна содержать информацию о потерпевших или погибших (на оборотной стороне).

    Если есть возможность, стоит как можно скорее проверить написанное в выданной справке о происшествии. Некорректные, неточные сведения осложнят работу экспертной комиссии и получение страховой выплаты. Становится возможным установить тяжесть нанесённого вреда здоровью с помощью судебно-медицинской экспертизы.

    Строго прописанная законом процедура осуществления требует исполнения обязательных критериев:

    Исключительно госучреждения, осуществляющие судебно-медицинские исследования, и ИП, лицензированные на исполнение этого функционала, уполномочены созывать комиссию и выдавать заключение.

    Основные последствия ДТП

    Заметно также влияние скорости движения ТС на последствия ДТП и качество дорожного полотна.

    По данным ГИБДД аварии происходят из-за разных факторов, однако есть группа причин, по которых ДТП случаются чаще. Чаще всего дорожно-транспортные столкновения происходят по таким причинам:

    1. проезд на запрещающий сигнал;
    2. вождение в состоянии алкогольного опьянения;
    3. превышение скорости;
    4. несоблюдение порядка пересечения перекрестков и переездов.
    5. разворот в запрещенном месте;

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДТП И ТЯЖЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ

    (2000 г.)

    Кол-во ДТП (ед.) Число участников ДТП (чел.) Тяжесть последствий ДТП

    Состояние аварийности на автомототранспорте (за 4 месяца 2001 г.)

    За январь-апрель текущего года на территории Российской Федерации зарегистрировано 33772 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 5990 и ранено 37413 человек.

    По сравнению с аналогичным периодом прошлого 3 года количество ДТП уменьшилось на 0,9%, число погибших в них людей – на 3,2%, при этом число раненых осталось на уровне предшествующего года. Рост основных показателей аварийности отмечен в 13 субъектах Российской Федерации. Наиболее значительное увеличение имело место в Кировской, Самарской областях, Усть-Ордынском Бурятском, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах.

    Тяжесть последствий ДТП в среднем по России составила 14 погибших на 100 пострадавших. Наиболее тяжкими последствиями характеризовались ДТП в Чукотском автономном округе (50 погибших на 100 пострадавших), Республике Ингушетия (34), Коми-Пермяцком (27), Ненецком (27) автономных округах, Кабардино-Балкарской Республике (23) и Московской области (23). Менее 10 погибших в расчете на 100 пострадавших зарегистрировано в Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Хакасия, Приморском крае, Архангельской, Мурманской, Новосибирской, Омской, Сахалинской областях и г. С.-Петербурге. На территории Агинского Бурятского и Таймырского автономных округов не зарегистрировано ни одного погибшего в ДТП человека.

    В среднем по стране на каждые 10 тыс. транспортных средств пришлось 11 ДТП, а на 10 тыс. км протяженности улично-дорожной сети – 193. Число пострадавших на 100 тыс. жителей в среднем по России составило 30 человек.

    Основное количество (69,3%) происшествий зарегистрировано из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств. По их вине произошло 23405 (-0,5%) ДТП, в результате которых погибло 4554 (-3%) и ранено 28157 (+0,6%) человек.

    Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. На их долю пришлось 75,1% от всех происшествий по вине водителей. Причем она имеет тенденцию к увеличению. За три месяца текущего года данная доля составила 73,2%. Этими водителями совершено 17568 (-1,2%) ДТП, в результате которых погиб 3301 (-3,8%) и ранено 22149 (-0,3%) человек.

    Сохранилась тенденция роста количества дорожно-транспортных происшествий (+1,5%) и числа раненых (+3,9%) в них людей по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц. Число погибших при этом уменьшилось на 1,5%. Всего на территории России зарегистрировано 3412 таких ДТП, в которых погибло 708 и получили ранения 4114 человек.

    Более трети (37,5%) или 12664 (-1,6%) ДТП произошло из-за нарушений правил дорожного движения пешеходами. В этих происшествиях погибло 1937 (-3,3%) и ранено 11167 (-1,5%) человек.

    В течение четырех месяцев снизилось количество ДТП с участием детей и подростков (-6,2%), число погибших (-16,1%) и раненых (-6,1%) в них детей. Всего на территории Российской Федерации произошло 4307 таких дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 255 и ранено 4248 человек, не достигших 16 лет.

    За январь-апрель на дорогах и улицах страны было зарегистрировано 24 (+20%) дорожно-транспортных происшествия с особо тяжкими последствиями, в результате которых погибло 93 (+14,8%) и ранено 165 человек (+63,4%) человек.

    Более трех четвертей (25987 ДТП или 76,9%) всех дорожно-транспортных происшествий произошло в городах и населенных пунктах. Тяжесть их последствий составила 11 погибших на 100 пострадавших. На автодорогах России зарегистрировано 7717 или 22,9% ДТП, тяжесть последствий которых в два с лишним раза выше, чем в городах и населенных пунктах (22). В «других» местах было совершено 68 ДТП, в них погибло около трети пострадавших (показатель тяжести последствий ДТП составил 31).

    Продолжился рост основных показателей аварийности из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети. Данная причина зафиксирована при регистрации 11601 ДТП (+27,7%), что составило более трети (34,4%) всех происшествий, имевших место на протяжении января-апреля с.г. В этих ДТП погибло 2055 (+22,2%) и ранен 12721 (+26,2%) человек.

    Из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств за четыре месяца т.г. зарегистрировано 529 (-17,3%) ДТП, в которых 123 (-24,1%) человека погибло и 667 (-10,1%) ранено. Доля этих происшествий в общем количестве ДТП – 1,6%.

    Тема 8. Статистика ДТП

    Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в РФ остается сложной. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) погибают более 30 тыс. и получают ранения свыше 180 тыс. человек. Свыше 70 % из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

    Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно-развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные автомагистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,4 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечает установленным требованиям также и техническое состояние большинства автомобильных дорог.

    Расчет тяжести последствий ДТП

    Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

    Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), сопровождающиеся материальным ущербом или легкими телесными повреждениями, образуют состав административных правонарушений, оформление и рассмотрение которых входит в юрисдикцию должностных лиц ГИБДД. Остальные группы ДТП отнесены
    к разряду преступлений, по ним возбуждается уголовное дело и проводится расследование.
    При ДТП, как правило, причиняется вред и встает вопрос о его возмещении.
    Классификация ДТП
    Дорожно-транспортные происшествия классифицируются по видам (столкновение, опрокидывание и др.) и по степени тяжести последствий (ДТП, повлекшие материальный ущерб, легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие и т.д.).
    Для участников ДТП важно, как оно будет квалифицировано.
    Понятие ДТП и другие термины
    «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2. Закона «О безопасности дорожного движения»).
    В этом определении важно каждое слово. Более того, для него необходимы дополнительные определения: что такое «дорога», «ранены», «погибли»…
    Если человек погиб на месте ДТП — это одно, а если он умер на следующий день? через неделю? через месяц?
    В п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий есть и другие определения, поясняющие понятие ДТП:
    • «дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
    • «транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (автомобиль, мотоцикл, мотороллер, мотоколяска, мопед, велосипед с подвесным мотором, мотонарты, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных);
    • «владельцы транспортных средств» — юридические лица независимо от форм собственности, являющиеся собственниками транспортных средств либо пользующиеся или распоряжающиеся транспортными средствами в установленном порядке (например, лицо, управляющее автомобилем на
    основании доверенности);
    • «погибший» — лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток;
    • «раненый» — лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.
    Таким образом, на основании определения ДТП можно выделить основные признаки ДТП:
    • ДТП возможно только при участии транспортных средств;
    • в момент возникновения ДТП транспортное средство должно находиться в процессе дорожного движения;
    • возникновению ДТП всегда предшествует одно или несколько нарушений нормативов по обеспечению безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспорта;
    • ДТП всегда имеет вредные последствия.
    Классификация ДТП по видам
    Различают 9 видов ДТП: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животное, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, прочие происшествия.
    Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой, либо с подвижным составом железных дорог, либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т.д.)- столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.
    Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
    Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за применения неправильных приемов управления.
    Например, если автомобиль превысил критическую скорость на повороте и опрокинулся, то это ДТП квалифицируется как опрокидывание; если же автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и был вынужден изменить направление движения и поэтому опрокинулся, то это ДТП
    квалифицируется не как опрокидывание, а как столкновение.
    Наезд на препятствие — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет. Например, о препятствия — столб, дерево, ограждения, куча строительных материалов и т. п.
    Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, либо человек натолкнулся на движущееся транспортное средство, либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза (или частей транспортного средства), выступающего
    за габариты транспортного средства.
    К наездам на пешехода причисляются случаи наезда на людей, катающихся на лыжах, санках, коньках, самокатах, перемещающихся в инвалидных колясках без двигателя, на детей, катающихся на трехколесных велосипедах.
    Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
    Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных, либо сами эти животные и птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
    Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки, либо сами эти упряжные животные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
    Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором одно движущееся транспортное средство наехало на другое стоящее транспортное средство или на прицеп.
    Прочие происшествия — к ним относят:
    • падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство;
    • наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.);
    • наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;
    • падение пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения;
    и др.
    Для того чтобы лучше уяснить, какого вида ДТП произошло, приведем несколько примеров.
    При столкновении грузовика и автобуса из кузова грузовика выпал пассажир, который получил тяжкие телесные повреждения. ДТП квалифицируется как столкновение.
    Автобус наехал на бордюрный камень, от толчка в салоне упал пассажир и получил телесные повреждения. ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.
    Водитель не справился с управлением и совершил наезд на человека, косящего траву в полосе отвода дороги. ДТП квалифицируется как прочие происшествия, поскольку пострадавший не являлся участником дорожного движения.
    Классификация ДТП по степени тяжести последствий
    В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:
    • материальный ущерб;
    • легкие телесные повреждения;
    • телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;
    • смерть потерпевшего;
    • особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).
    Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.
    Степень тяжести вреда здоровью
    Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.
    Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
    • опасность вреда здоровью для жизни человека;
    • длительность расстройства здоровья;
    • стойкая утрата общей трудоспособности;
    • утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
    • утрата зрения, речи, слуха;
    • полная утрата профессиональной трудоспособности;
    • прерывание беременности;
    • неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);
    • психическое расстройство.
    Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
    Стойкая утрата общей работоспособности
    С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).
    Легкие телесные повреждения
    Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (пп. 47—49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью)
    • кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня,
    • либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).
    Телесные повреждения средней степени тяжести
    Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44— 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
    • отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);
    • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).
    Тяжкие телесные повреждения
    Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
    • опасный для жизни вред здоровью;
    • потеря зрения, речи, слуха;
    • потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
    • неизгладимое обезображение лица;
    • расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);
    • полная утрата профессиональной трудоспособности;
    • прерывание беременности;
    • психическое расстройство.
    Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

    alex427754 › Блог › Анализ причин и обстоятельств ДТП

    Каждое ДТП происходит в результате одной или нескольких взаимосвязанных причин.

    Большая часть ДТП совершается из-за неправильных действий водителей, не соответствующих требованиям безопасности движения. Чаще всего неправильные действия водителя объясняются недостаточно внимательным отношением к оценке условий движения, незнанием или недостаточным учетом возможностей и самого водителя и автомобиля в данных условиях, незнанием или пренебрежением требованиями Правил дорожного движения.

    Предупреждение ДТП, чаще всего, зависит от водителя, от того, насколько он внимателен при неблагоприятных дорожных условиях и т.д.

    Анализ структуры ДТП по видам и категориям показывает, что почти половину ДТП составляли наезды на пешеходов. На втором месте – столкновение между транспортными средствами. На долю таких происшествий приходится почти третья часть от их общего количества, причем около половины из них – лобовые. На опрокидывание, наезд на препятствие и наезд на велосипедиста приходится около 30% от общего количества ДТП.

    Наибольшая тяжесть последствий отмечается при столкновении железнодорожного состава с транспортным средством, наезде транспортного средства на велосипедиста и на пешехода.

    Следует отметить, что в попутных столкновениях, наездах на препятствие, большой удельный вес водителей находившихся в состоянии алкогольного опьянения.

    Немаловажное значение имеет анализ распределения ДТП по часам суток, дням недели и месяцам года.

    Многолетняя статистика показывает, что пик аварийности приходится на период суток от 17 до 19 часов. Самой высокой тяжестью последствий отмечаются происшествия в ночные часы в промежутке от 01.00 часа до 06.00 часов, несмотря на то, что интенсивность движения уменьшается в десятки раз. Более 25% ДТП в это время совершается водителями в нетрезвом состоянии.

    Самыми аварийными днями недели являются пятница, суббота и воскресенье. В эти дни совершена почти половина ДТП от их общего количества. Существенное увеличение интенсивности движения, особенно в пятницу, стремление водителей быстрее выехать из городов на отдых или вернуться из рейса приводит к нарушениям требований Правил дорожного движения, особенно скоростных режимов, что приводит зачастую к трагическим последствиям.

    Наибольшее количество ДТП произошло с августа по ноябрь. Эти же месяцы характеризуются высокой тяжестью последствий при ДТП.

    Анализ ДТП по местам их совершения показывает, что значительная их часть (около 70%) совершена в населенных пунктах, причем, больше всего в ДТП гибнет людей в сельских населенных пунктах. Высокие показатели тяжести последствий ДТП зафиксированы в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. В городах областного подчинения они почти в два раза ниже.

    Подавляющее количество ДТП произошло на дорогах с асфальтобетонным покрытием (свыше 90%) при относительно низкой тяжести последствий. Самые тяжелые последствия зафиксированы в происшествиях, совершенных на цементобетонном покрытии.

    Две трети ДТП совершаются на сухом дорожном покрытии, на мокром – около четверти ДТП. На заснеженном дорожном покрытии и в гололедицу произошло сравнительно небольшое количество ДТП (5-7%). В тоже время на скользких покрытиях отмечены наиболее тяжелые последствия ДТП.

    Почти половина ДТП произошла в светлое время суток. В тоже время наиболее тяжелые последствия ДТП отмечены в темное время суток. При отсутствии освещения на дороге произошло около трети происшествий от их общего количества.

    Подавляющее количество ДТП произошло на горизонтальных прямых участках дорог (около 90%). На перекрестках совершено 5–6 % ДТП, причем большинство на нерегулируемых пересечениях.

    Регулирование движения пешеходов также сказывается на количестве ДТП. Если на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 8-10% ДТП, то на регулируемых – почти в два раза меньше.

    Наибольшее количество ДТП за последние годы произошло из-за превышения скорости движения. Значительное количество ДТП совершено из-за нарушения правил маневрирования и выезда на полосу встречного движения.

    Водители транспортных средств виновны в совершении двух третей от всех ДТП. В тоже время в результате ДТП пешеходов гибнет в два раза больше, чем водителей.

    Характерно, что белее половины всех ДТП, совершенных водителями, произошло в первый час их нахождения за рулем, в этот же период соответственно и погибает большее число людей. Однако это время характеризуется минимальной тяжестью последствий. В то время как происшествиям, произошедшим на 5-6 8-9 часах движения, соответствует наибольшая тяжесть последствий.

    Более четверти ДТП совершается водителями в возрасте 19-28 лет. Наиболее тяжелые последствия ДТП характерны для водителей в возрасте старше 45 лет.

    Каждое девятое ДТП совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения. Для нетрезвых водителей характерны такие виды ДТП, как столкновение, наезд на препятствие, опрокидывание. Следует отметить, что основная масса ДТП (около 80%), совершенных нетрезвыми водителями приходится на владельцев индивидуального транспорта. Просматривается тенденция увеличения данного вида ДТП с увеличением водительского стажа. Минимальное количество таких ДТП приходится на водителей со стажем до одного года.

    По вине пешеходов совершено около одной трети ДТП от их общего количества.

    Можно выделить пять основных элементов улиц и дорог, на которых совершается наибольшее количество ДТП с пешеходами. В порядке убывания количества ДТП это:

    — остановка общественного транспорта;
    — нерегулируемый пешеходный переход;
    — нерегулируемый перекресток;
    — регулируемый пешеходный переход;
    — регулируемый перекресток.

    Среди нарушений Правил дорожного движения пешеходами, самые распространенные: переход проезжей части в не установленном месте, нетрезвое состояние, внезапное появление на проезжей части из-за объектов ограничивающих обзорность.

    Распределение участников ДТП по категориям показывает, что каждый пятый участник ДТП – пассажир. Сравнительный анализ показывает, что пассажиров гибнет практически столько же, сколько и водителей транспортных средств и почти в два раза больше, чем велосипедистов и возчиков. Наблюдается тенденция увеличения количества погибающих пассажиров.

    С участием детей происходит 10-12% ДТП.

    Анализ показывает, что половина ДТП происходит по вине самих детей. Причем основной причиной, как и ранее, является рискованное поведение на дороге, а именно – переход проезжей части вне установленных мест и неожиданное появление перед движущимися транспортными средствами.

    Наиболее опасный детский возраст по причине участия в ДТП приходится на период 8-11 лет.

    По данным исследований, среди всех категорий участников движения во многих странах дети-пассажиры легковых автомобилей составляли самую значительную часть погибших на дороге детей (свыше 70% в Швеции, более 50% в Австрии, Испании и Франции), превышая долю погибших детей-пешеходов. Применение специальных детских удерживающих устройств уменьшает вероятность получения смертельных травм детьми-пассажирами на 45%.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector