Штраф за несоставление европротокола при ДТП

Сам себе ГИБДД, или Подводные камни «европротокола»

С 1 июля 2015 года вступило в силу постановление правительства РФ от 6 сентября 2014 года № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090». Согласно этим поправкам, отныне водителей, которорые при небольшой аварии оперативно не освободят проезжую часть, будут штрафовать за «затруднение проезда». Штраф, предусмотренный за это «злодеяние» составит 1000 рублей. Единственный способ избежать этого штрафа при небольшой аварии – составление европротокола. Собственно, ради популяризации последнего эта мера и была введена. Но у европротокола есть огромное количество «подводных камней», не зная которых можно вообще остаться без денег. Редактор раздела ПАИ-Драйв Александр Сидоренко попытался разобраться, какую «свинью» подложили законодатели автомобилистам, и почему эти нововведения такие неоднозначные.

Во-первых, европротокол возможен только при условии, что в ДТП участвовало только два транспортных средства. Но не все так просто, как кажется. Например, в аварии участвовал грузовик с прицепом и легковушка. Участников движения 2, а вот транспортных средств по закону – 3: прицеп имеет свои номера и регистрацию. Страховщих в таком случае откажет в выплате по европротоколу обязательно!

Предположим, что в ДТП точно участвовали два транспорта, но контакта не было. Подрезали вас случайно и вы зацепили поребрик. Всякое бывает. В таком случае европротокол не прокатит. Вызывайте ДПС, потому как повреждения должны быть у обоих транспортных средств. И не забывайте, что это относится только к мелким ДТП, когда нет пострадавших. Даже кровь из носа или подозрение на легкое сотрясение – повод вызвать полицию.

Двигаемся дальше. Предыдущие условия соблюдены. Теперь проверьте документы. У водителя должны быть все документы в порядке, включая ОСАГО. Если хоть у одного не окажется страховки – это повод для страховщика отказать в выплате. Поверьте, они это сделают! Более того, если у вас есть КАСКО, то европротокол тут не спасет. Для получения выплат по КАСКО оформление сотрудниками ДПС обязательно.

Предположим, все условия соблюдены и вы решили оформить все самостоятельно. Важнейшее условие – полное согласие виновника по всем обстоятельствам ДТП, степени повреждений и виновности. Формулировки «Согласен не полностью» быть не должно. Это повод отказать вам в страховой выплате. Если кто-то в чем-то не согласен, без сотрудников ДПС разъезжаться не стоит.

Еще один опасный момент – это скрытые повреждения. Даже простой удар в колесо может привести к необходимости замены всей подвески. Если вы уверены, что ущерб не превысит 50 тысяч рублей, то можно двигаться дальше. Больше вы все равно не получите.

Обратите внимание на то, в каком регионе зарегистрирована машина, с которой у вас случилось неприятное происшествие. Просто может случиться так, что после оформления европротокола страховая компания потребует автомобили на дополнительный осмотр. Как вы понимаете, достать его из другого региона может быть проблематично. И тогда вам, конечно, опять никто ничего не заплатит.

Если все условия соблюдены, то можно приступать к формлению. Тут самое трудное – не накосячить. Нужно все описать подробно, без недопониманий и ошибок. Страховщики, как правило, всегда подозревают участников ДТП в сговоре, а потому будут придираться к каждой запятой. Будьте предельно внимательны! Не уверены в себе – вызовите полицейских: им писать не привыкать.

Чтобы не случилось, как бы не доверяли вы своему «собрату» по несчастью, фотографируйте и ведите видеосъемку всего, что имеет значение. Если дело дойдет до суда, это все может пригодиться. Не пропустите ни одного осколка, трещинки или царапинки, запишите показания очевидцев и беседу с другим водителем. Все имеет значение!

Дорожно-транспортное происшествие – это всегда стресс и куча никому не нужных проблем. Лучше не попадать в ДТП вообще. А потому, соблюдайте правила и будьте внимательны.

И не забывайте про правило 3D – дай дураку дорогу.

Штраф за несоставление европротокола при ДТП

Использование нашего сайта означает Ваше согласие на прием и передачу файлов Cookie Что такое Cookie?

  • Статьи
  • Не отправил европротокол – получи иск в суд

К нам очень часто обращаются с вопросом:

Страховая предъявила мне претензию или подала на меня в суд, потому что я не отправил европротокол (извещение о ДТП) в течение пяти дней после ДТП. Что мне делать?

Закон «Об ОСАГО» статья 14, пункт «Ж» (видимо не зря выбрана именно эта буква) гласит:

указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение ПЯТИ рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Для чего это было придуман этот подлый пункт?

Начиная с 2003 года, когда появилось ОСАГО, ни один виновник ДТП ничего и никогда не отправлял в страховую компанию. Люди привыкли, что везде бегает с бумажками потерпевший. Неглупые страховые компании смекнули, что на этом можно заработать и пролоббировали себе этот пункт в Законе.

Как влияет то, что Вы не отправили Извещение о ДТП страховщику на его обязанность выплатить страховое возмещение? НИКАК! Даже в пояснительной записке к поправкам в Закон «Об ОСАГО» ничего не сказано о причинах появления пункта «Ж» в статье 14. Просто так.

Итак, спасибо депутатам! Теперь, если виновник ДТП, оформил его вместе с потерпевшим без участия ГАИ, он обязан в течение 5 рабочих дней направить в свою страховую компанию заполненный европротокол (извещение о ДТП). Если не направит, то страховая компания будет требовать с него то, что выплатит потерпевшему. Оп! Как Вам такой фокус?

Направлять бланк нужно только Почтой России (ценным письмом с описью вложения) по юридическому адресу страховой компании или её филиала в Вашем регионе.

Теперь о том, что делать, если вы не направили извещение о ДТП.

Вариантов тут два:

1. Вы вдруг найдёте бланк европротокола с отметкой о принятии его страховщиком или опись вложения в ценное письмо, которые подтвердят, что свою обязанность вы исполнили и можете смело показать страховой компании средний палец. ВНИМАНИЕ! Друзья, свидетели и очевидцы того, что Вы лично передали извещение в страховую компанию, не будут являться в суде доказательством того, что Вы исполнили свою обязанность. Нужен только документ.

2. Оспорить сумму. Что для этого нужно? Обычно страховая компания присылает Вам бездарную типовую претензию, ничего к ней не прилагая. На самом деле должны быть приложены: акт осмотра, фотографии повреждённого Вами автомобиля и заключение эксперта-техника. Если этого нет, то опять надо писать письмо в страховую компанию и отправлять его только Почтой России (ценным письмом с описью вложения). В письме затребуйте все перечисленные выше документы.

Что это мне даст?

Возможно, Вам предоставят эти документы, но не факт. Если всё таки документы Вам дадут, то бегите с ними к независимому эксперту-технику и просите его проверить цифры, указанные в заключении эксперта-техника от страховой компании.

Если цифры адекватные и повреждения соответствуют действительности, то придётся платить. При добровольном согласии на досудебное урегулирование страховые компании часто дают рассрочку. Позвоните страховщику или придите в офис и попросите рассрочку.

Если цифры неадекватные, а повреждения «нарисованы», то требуйте снижения суммы до приемлемой.

А теперь самое интересное.

Когда потерпевший обращается в свою страховую компанию с заполненным извещением о ДТП, то его страховая компания запрашивает страховщика виновника на предмет наличия у виновника договора страхования ОСАГО. Если одобрение (акцепт) от страховой компании виновника приходит без того, что виновник сдал извещение о ДТП в свою страховую компанию, то никаких негативных последствий для страховой компании виновника не наступает.

Таким образом, не имеет значения передал виновник свой европротокол в страховую компанию или нет. Раскрутить эту тему в суде непросто, так как судьи не часто интересуются такими нюансами, как процедура общения между страховщиками, но вполне возможно при грамотном подходе.

Негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.

Согласно статье 26.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

«Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, или страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, и профессиональным объединением страховщиков в случаях, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Федерального закона».

Читать  ОСАГО срок подачи заявления о ДТП

Читать еще:  Какой суд рассматривает дела о ДТП?

Согласно пункту 4.1.5 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик потерпевшего обязан:

«Направить через ИРЦ Страховщику причинителя вреда заполненную Заявку, указанную в Приложении №5 к настоящему Соглашению, в течение 5 (пяти) календарных дней с даты приема Заявления о прямом возмещении убытков с приложением документов, предусмотренных Приложением №5к настоящему Соглашению».

Согласно пункту 1.23 Соглашения о прямом урегулировании убытков:

«Аппаратно-программный комплекс информационно-расчетного центра ОСАГО (далее – АПК ИРЦ ОСАГО) – представляет собой совокупность аппаратного и программного обеспечения, установленного как на стороне КАЖДОГО Участника, так и ИРЦ. Предназначен для сбора и обработки электронных Заявок, Требований и Платежных уведомлений Участников, а также документов, являющихся приложениями к ним, обобщения собранных данных в целях производства Клиринга и расчета Чистых позиций Участников».

Согласно пункту 4.3.2 Соглашения о прямом урегулировании убытков Страховщик причинителя вреда обязан:

«После получения от Страховщика потерпевшего Заявки заполнить ее со своей стороны данными, указанными в Приложении № 5 настоящего Соглашения, и направить Акцепт/Отказ в Акцепте Заявки через ИРЦ Страховщику потерпевшего в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения Заявки.

В случае принятия решения об Отказе в Акцепте Заявки обязательно указание причины отказа. Причинами Отказа в Акцепте Заявки являются основания, указанные в Приложении № 7 к настоящему Соглашению».

Согласно Соглашению о прямом урегулировании убытков:

Пункт 1.11. «Акцепт – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя вреда подтверждает свое согласие на урегулирование Страховщиком потерпевшего заявленного события в рамках Прямого возмещения убытков и гарантирует Страховщику потерпевшего удовлетворение Требования в установленные настоящим Соглашением порядке, размере и срок, если последним принято решение, что заявленное Потерпевшим событие является страховым случаем и произведена выплата. Акцепт Заявки не означает признание Страховщиком причинителя вреда заявленного события страховым случаем».

Пункт 1.12. «Отказ в Акцепте – сообщение, отправляемое через ИРЦ Страховщиком причинителя вреда Страховщику потерпевшего, которым Страховщик причинителя дает указание Страховщику потерпевшего отказать в урегулировании заявленного страхового события в рамках Прямого возмещения убытков».

Короче!

Все взаимоотношения между страховщиком потерпевшего и виновника ДТП регламентируются Соглашением о прямом урегулировании убытков, а также организованы в АВТОМАТИЗИРОВАННОМ режиме и бумажное извещение о ДТП не имеет никакого отношения к общению двух страховых компаний.

Страховая компания виновника либо подтверждает наличие полиса ОСАГО, либо не подтверждает. В данном случае страховая компания виновника ДТП (Ответчика) подтвердила наличие полиса ОСАГО у виновника ДТП и акцептовала выплату страхового возмещения для компании потерпевшего, а, следовательно, знала о наличии страхового случая своевременно, Таким образом, НИКАКИЕ негативные последствия для страховой компании виновника ДТП не наступили.

Кроме того, при оформлении ДТП без участия ГАИ, очень часто на место ДТП приезжают аварийные комиссары (аваркомы), которые сотрудничают со страховыми компаниями напрямую. На месте ДТП заполняются, кроме европротоколов, ещё и объяснения участников ДТП, которые также попадают в страховые компании. Если запросить в страховой компании отчёт аваркома, то из него сразу станет понятно какие именно документы и когда он передал в страховую компанию.

Так что, не вешайте нос и старайтесь искать выход, а если его нет, то обращайтесь к нам.

В чем опасность Европротокола для виновника ДТП?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Читать еще:  Если у второго участника ДТП нет страховки?

Е-ОСАГО по выгодной цене

Мобильное приложение от INGURU сэкономит время и деньги:
10 страховых компаний, онлайн оплата, полисы сохраняются
в приложении и приходят на e-mail

Читать  Уведомление виновника ДТП о проведении независимой экспертизы

Как оформить ДТП по европротоколу

1. В каких случаях можно оформить ДТП по европротоколу?

Вы можете оформить незначительное дорожно-транспортное происшествие в упрощенном порядке — по европротоколу , если соблюдаются условия:

  • в ДТП нет потерпевших;
  • в ДТП участвуют только два ТС;
  • повреждения получили только участвовавшие в ДТП автомобили;
  • и вы, и второй водитель вписаны в действующие полисы ОСАГО или международный полис «Зеленая карта» , выданные на участвующие в ДТП автомобили;
  • по предварительной оценке нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты;
  • вы и второй водитель согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД и подписать европротокол.

Если вы не уверены в обстоятельствах аварии, оценке нанесенного ущерба, конструктивном настрое второго участника ДТП, то оформляйте аварию в обычном порядке.

2. Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?

В случае оформления ДТП по европротоколу, страховая компания возмещает ущерб в размере:

  • до 100 тысяч рублей — это стандартный лимит выплат при оформлении ДТП по европротоколу, если ДТП не зафиксировано с помощью технических средств* либо зафиксировано, но у участников ДТП есть разногласия;
  • до 400 тысяч рублей — это максимальный лимит выплат, при оформлении ДТП по европротоколу, если у участников ДТП нет разногласий по поводу обстоятельств происшествия, и ДТП зафиксировано с помощью технических средств*.

Установленные законом лимиты и условия страхового возмещения действуют как по договорам ОСАГО, так и по договорам каско.

Убытки возмещаются независимо от количества ДТП в течение срока действия страхового полиса.

Такими средствами могут быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС » или мобильное приложение, интегрированное с порталом государственных услуг РФ.

3. Как оформить ДТП по европротоколу?

1. Обязательно выполните требования ПДД сразу после столкновения — включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения об опасности. Знак устанавливается на расстоянии не менее 15 метров от ДТП в населенных пунктах и не менее 30 метров за их пределами. Неисполнение этих требований влечет административное наказание: предупреждение или штраф в размере 1000 рублей (часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ ). Если ДТП произошло за городом, в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости, находиться на проезжей части или обочине нужно в куртке, жилете или жилет-накидке с полосами световозвращающего материала.

2. Пообщайтесь со вторым участником ДТП и покажите ему свой полис обязательного страхования, проверьте действительность его полиса ОСАГО.

3. Вместе со вторым участником ДТП оповестите свои страховые компании о ДТП одним из способов:

  • онлайн, через интегрированные с порталом госуслуг РФ мобильные приложения (понадобится авторизация обоих участников ДТП на портале) — в течение 60 минут после ДТП;
  • через устройство вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС» (при наличии в автомобиле) — нажав на кнопку SOS в течение 10 минут после ДТП.

Обратите внимание! Эти способы подходят, если потерпевший рассчитывает на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей, но у вас и второго участника ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств ДТП, либо если нет разногласий и потерпевший рассчитывает на страховое возмещение до 400 тысяч рублей.

Если нет разногласий, но сообщить о ДТП указанными выше способами невозможно, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на возмещение ущерба на сумму до 100 тысяч рублей. В таком случае уведомить страховую компанию о ДТП можно по телефону. Проследите, чтобы второй участник ДТП сделал то же самое.

4. Если транспортные средства, участвующие в ДТП, создают препятствия движению других транспортных средств, освободите проезжую часть. В противном случае вам и второму участнику ДТП грозит административное наказание за нарушение ПДД (пункт 2.6 ПДД РФ) — штраф 1000 рублей (статья 12.27 КоАП РФ).

5. Вместе со вторым участником ДТП заполните извещение о ДТП (европротокол) в мобильном приложении или бумажном виде. В первом случае детали ДТП внесите в электронную форму, во втором — в бумажную.

4. Как заполнить бумажный европротокол?

Правила заполнения европротокола (извещения о ДТП):

  • в случае ДТП, в котором участвуют два транспортных средства, оформляется одно извещение о ДТП. Кому оно будет принадлежать — вам или второму водителю — не имеет значения;
  • извещение о ДТП состоит из двух листов, каждый из которых нужно заполнить с двух сторон . Лицевая сторона — самокопирующаяся. Данные (обстоятельства происшествия, сведения о ТС, страховых компаниях, схема ДТП и тому подобное) в нее нужно внести совместно со вторым участником ДТП;
  • необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне. После заполнения листы нужно разъединить и проставить подписи, подтверждающие в том числе отсутствие разногласий между водителями;
  • оборотная сторона извещения о ДТП заполняется каждым водителем самостоятельно. Оригинал и самокопир имеют одинаковую юридическую силу;
  • заполняйте извещение о ДТП шариковой ручкой с достаточным давлением, чтобы качество копии было хорошим. Записи, сделанные гелевой ручкой или карандашом, могут смазаться или стереться;
  • если вам не хватило места для записей на извещении о ДТП, вы можете дополнительно оформить приложение, используя для этого чистый лист бумаги. На извещении о ДТП сделайте пометку «С приложением», на дополнительном листе — пометку «Приложение», укажите, к чему это приложение и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей. Приложение оформляется в двух экземплярах;
  • если извещение о ДТП порвано, испорчено или трудно читаемо, нужно заполнить новое;
  • обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП;
  • извещения о ДТП обязаны выдавать страховщики. Если по какой-то причине у вас их нет, вы можете обратиться за ними в страховую компанию. Также вы можете скачать извещение со страницы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры (но в этом случае второй лист не будет самокопирующимся, его придется заполнять отдельно);
  • в новых извещениях о ДТП есть поле, в котором нужно проставить отметку о наличии или отсутствии разногласий по поводу обстоятельств ДТП. Если у вас старый бланк, внесите эту информацию в поле для примечаний.

5. Нужно ли после оформления ДТП по европротоколу ехать на ближайший пост ГИБДД?

Для получения страхового возмещения как по договору ОСАГО, так и по договору каско при оформлении ДТП по европротоколу ни вам, ни второму участнику ДТП к сотрудникам ГИБДД обращаться не нужно.

6. Что делать после того, как ДТП оформлено?

Неважно, потерпевший вы или виновник ДТП, после оформления происшествия по европротоколу, вы должны в течение пяти дней передать (лично или по электронной почте — по договоренности со страховщиком) в свою страховую компанию свой экземпляр извещения о ДТП.

Если вы планируете получить от страховой компании возмещение ущерба, вам также нужно будет представить заявление о страховом возмещении.

Ремонтировать и утилизировать ТС без письменного согласия страховой компании нельзя до истечения 15 календарных дней со дня ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней).

Где буксует упрощенная система оформления ДТП

В связи с изменениями в ПДД выросла популярность упрощенного оформления ДТП — без участия инспекторов ГИБДД. Сейчас в стране системой “европротокол” регулируется порядка 25% страховых случаев в виде аварий. Между тем страховщики называют такую процедуру оформления ДТП слишком сложной для большинства автовладельцев, в итоге в 12% случаев прогрессивно настроенные водители получают отказ в выплате по ОСАГО.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в январе–октябре 2015 года по системе “европротокол” было урегулировано 157 тыс. требований по ОСАГО на сумму 2,87 млн руб. (показатели прошлого года — 84,1 тыс. требований и 955 тыс. руб.). Таким образом, в настоящее время 24,9% всех убытков в рамках ОСАГО урегулировано упрощенным способом. По данным РСА, в Москве доля оплаченных по европротоколу убытков составляла в январе 5,5%, летом же начался резкий рост: 14,2% в июле, в октябре — уже 21,4%. В Санкт-Петербурге доля упрощенки выросла с 15,7% в январе до 26,6% в октябре, в Самаре — с 10% до 32%.

Возможность упрощенного оформления ДТП без полиции появилась еще в 2003 году (такая схема активно применяется за рубежом). Нужно соблюсти ряд условий: в ДТП не должно быть пострадавших, нанесенный машине ущерб не должен превышать 50 тыс. руб. (в такую сумму укладывается небольшая вмятина на бампере), между участниками происшествия не должно быть разногласий по поводу обстоятельств аварии. Несмотря на простоту, популярным европротокол не стал, доля урегулированных таким образом убытков в последние годы не превышала 7-9%. Сначала сдерживающим фактором был лимит ущерба в 25 тыс. руб. (в 2014 году его увеличили вдвое). Кроме того, многих пугает порядок оформления мелких ДТП: водителям надо самостоятельно заполнить сложное извещение из 18 пунктов, в котором легко наделать ошибок. В результате даже в случае мелкой аварии водители по старинке вызывают гаишников, до их приезда поврежденные машины не трогают. По оценке ГИБДД, одна занятая аварией полоса снижает пропускную способность дороги на 50%.

Читать  Виды экспертиз при ДТП

Читать еще:  Возмещение ущерба после ДТП если автомобиль продан?

Ситуация изменилась в 2015 году. Причиной стали новые правила дорожного движения, которые вступили в силу 1 июля 2015 года: теперь применение европротокола прописано четко и понятно для водителей, хотя, по сути, ничего нового не введено. Госавтоинспекция, разъясняя новые ПДД, указала: теоретически инспекторы могут даже оштрафовать на 1 тыс. руб. (ст. 12.27 ч. 1 КоАП) участников ДТП, которое явно отвечает европротоколу, если дорога не была освобождена от поврежденных машин. В реальности штраф этот практически не применяется, поскольку доказать вину нарушителей невозможно, признают в Госавтоинспекции. Уже потому, что оформление аварии по времени не регламентировано, участники ДТП могут бесконечно долго составлять его схему. Тем не менее многие граждане восприняли это так: если при мелкой аварии не уберешь быстро машины с дороги, штраф неизбежен.

РСА, в свою очередь, выпустил мобильное приложение, которое не только дает подробную инструкцию для автовладельцев, но позволяет еще правильно сфотографировать место аварии, чтобы потом показать снимки страховщику в привязке к спутниковым данным по координатам. В информационных буклетах РСА подчеркивает: ущерб в 80% всех ДТП сегодня укладывается в 50 тыс. руб., а значит, и ошибиться довольно сложно. Свой интерес есть и у мэрии Москвы: столица больше всего страдает от мелких аварий и связанных с ними пробок. Московский департамент информационных технологий пообещал запустить до конца года сервис, позволяющий получить на телефон инструкцию по использованию евпропротокола путем запроса на короткий номер.

Доля отказов в выплатах по упрощенной схеме, по данным РСА, составляет сейчас около 12%, это около 14,5 тыс. случаев по всей стране. В основном ошибка водителей заключается в неправильном заполнении извещения о ДТП, рассказывают в РСА. К примеру, в бланке есть пункт 16, в котором надо подробно описать обстоятельства аварии, поставив соответствующие галочки (это должны сделать оба участника ДТП). Водители зачастую заполняют эту часть извещения так, что страховщик не может понять, что же произошло на самом деле.

Еще одна типичная ошибка: граждане неправильно рисуют схему аварии, изображая схематично только два автомобиля на проезжей части, забывая про объекты вокруг (дорожные знаки, линии разметки, здания, автобусные остановки). “Отсутствие такой информации не позволяет страховым компаниям объективно оценить обстоятельства ДТП и, к сожалению, может стать причиной отказа в возмещении”,— поясняют в РСА. Кроме того, в извещениях нужно обязательно подписаться во всех нужных местах, подписи свидетельствуют о том, что между водителями нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, подчеркивает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Бывает, что виновник аварии показал просроченный полис, а водитель-потерпевший срок действия не проверил и заполнил извещение, страховщик потом видит, что полис не действует, в результате в выплате пострадавшему отказывают. Порой автовладельцы забывают, что в рамках европротокола не покрываются случаи бесконтактного ДТП, а также ущерб, нанесенный имуществу, не принадлежащему автовладельцу,— фонарным столбам, ограждениям, парковочным столбикам, добавляет зампредправления “Согаза” Дамир Аксянов. Ситуации, когда водители заполняют европротокол, не имея на то оснований (например, когда в ДТП участвовало более двух автомобилей), довольно редки, отмечает вице-президент группы “Ренессанс Страхование” Владимир Тарасов.

Популярность европротокола существенно разнится по регионам. К примеру, в Казани его доля выросла за десять месяцев всего с 2,18% до 2,63%, в Нижнем Новгороде — с 2,71% до 4,24%. А в Новосибирске доля аварий, оформленных по упрощенной схеме, даже упала — с 7,3% до 6%. Владимир Тарасов предполагает, что в этих городах водителям до сих пор проще вызвать ГИБДД. “Стоимость убытка, который может быть урегулирован в рамках европротокола, ограничена,— говорит он.— На фоне роста стоимости запчастей и ремонта можно понять автовладельцев, которые сомневаются, уложится ли ремонт их транспортного средства в данную сумму”.

Разную динамику европротокола по городам можно объяснить различиями в поведении сотрудников ГИБДД. Координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов предполагает, что, к примеру, в УГИБДД Москвы есть некий негласный план по европротоколу в связи с тем, что мэрия Москвы очень хочет упрощенную схему популяризовать. “Водители звонят по номеру 112, просят инспектора, а им отвечают, что ГИБДД будет ехать десять часов,— объясняет он.— В итоге у участников ДТП просто нет выбора — приходится оформлять все самостоятельно, время дороже. Есть даже случай, когда инспектор приехал на место аварии и просто отказался оформлять происшествие, предложив участникам сделать это самим”. В Госавтоинспекции, впрочем, этого не подтверждают. Новосибирский правозащитник Алексей Носов говорит, что проблема с европротоколом наблюдается во многих сибирских городах, не только в Новосибирске. “В условиях кризиса люди все-таки пытаются чаще вызывать гаишников, надеясь взыскать со страховой более 50 тыс. руб.”,— отмечает он.

“Потребуется определенное время, чтобы практика урегулирования ДТП по европротоколу завоевала популярность,— полагает Дамир Аксянов.— Сам принцип оформления ДТП должен стать для граждан простым и понятным. Автовладелец должен быть уверен, что, заполнив бланк извещения и обратившись к страховщику, он получит страховую выплату в полном объеме”.

Новым импульсом для европротокола должна стать отмена справок о ДТП, ради которых водители сегодня и вызывают инспекторов. Еще в июле 2015 года МВД разработало проект соответствующего приказа. Но страховщики выступили категорически против. Они уверяют, что только сотрудник ГИБДД сейчас может правильно зафиксировать место аварии, все обстоятельства ДТП и составить список повреждений, в том числе скрытых, и т. д. Так или иначе, проект приказа МВД, отменяющий справки об аварии, самим приказом до сих пор не стал.

Спутник в помощь

Фиксация ДТП с помощью навигационных спутниковых систем слежения существенно упростила бы систему европротокола. Эта идея исходит от первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего тему безопасности дорожного движения в правительстве. С его подачи в четырех регионах — Москве, Подмосковье, Ленобласти и Санкт-Петербурге — с 1 октября 2014 года проводится эксперимент: в рамках европротокола можно заявлять ущерб до 400 тыс. руб., при этом страховщику нужно предоставить не только стандартное заполненное извещение, но и фотографии с места аварии, а также спутниковые данные по координатам места ДТП. Пока экспериментальной опцией воспользовались всего два человека. Связано это с тем, что технология предоставления спутниковых данных с места ДТП и привязки их к фотоснимкам непонятна ни страховщикам, ни водителям.

Игорь Шувалов недавно признал, что с применением технических средств есть затруднения. В октябре эта тема даже обсуждалась на заседании правительства, ею живо интересовался премьер Дмитрий Медведев. “Страховые компании не идут на то, чтобы выполнять эту норму так, как мы ее задумывали,— рассказывал ему Шувалов.— Все-таки требуют явиться на место происшествия сотрудников ГИБДД, выдать справку. Мы пытаемся эту практику сейчас сломать”. Игорь Шувалов уже пообещал схему упростить: “Мы думаем о том, что в переходный период водитель мог бы пользоваться простым мобильным телефоном. Если у человека простой телефон, то он сможет с места аварии позвонить оператору, и компания предоставит выписку, что в этот конкретный момент данное лицо находилось в конкретном квадрате”.

В РСА признают, что в данный момент вокруг технических средств, которые могли бы использоваться для европротокола, сложилась “довольно сложная ситуация”. Необходимое оборудование для фиксации ДТП и передачи данных имеется, налажен контакт со специалистами, которые устанавливают приборы в машину и могут передавать данные в РСА (речь идет о 10-15 компаниях, работающих со спутниковыми системами слежения). Сам прибор, нужный для фиксации удара, стоит 5-7 тыс. руб. Но технология, используемая системой, должна иметь юридический статус, поясняют в РСА, иначе невозможно ни заплатить, ни отказать в выплате по ОСАГО на основании данных телематики. Для решения этой проблемы уже подготовлены поправки в постановление правительства N1002 (готовились РСА и Минтрансом), где уточняются требования к устройствам для расширенного европротокола.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх