Публикации
- О компании
- Пресс-центр
- Карьера
- Контакты
- Кабинет клиента
- ENG
- РУС
- FIN
- Главная
- Пресс-центр
- Публикации
- ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
Информация и связи
ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
- Автор: Анастасия Кузьмина
- Услуги: Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Трудовое право
- Дата: 24.07.2017
Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле. Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника. Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика
Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта. Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.
Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте. В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки. Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль). Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика
Водитель выездной бригады поликлиники совершил ДТП. Поликлиника оплатила ремонт автомобиля одного из потерпевших в аварии. Ущерб составил 200 тыс. Деньги поликлиника решила взыскать со своего водителя. Она обратила внимание суда, что водитель оштрафован за нарушение правил дорожного движения по ст. 12.24 ч. 1 КоАП РФ. Суд поддержал поликлинику. Причина ущерба – административный проступок водителя поликлиники (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Значит, он должен возмещать ущерб в полном размере (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2017 по делу № 2-6841/2016).
Таким образом, постановление о привлечении работника к административной ответственности за нарушение ПДД позволяет взыскать с него полную стоимость ремонта автомобиля компании.
Работник был пьян в момент ДТП
ДТП происходит по разным причинам, в том числе из-за состояния алкогольного опьянения. Однако иногда работники избегают административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом виде. Например, работник может оспорить наказание из-за процессуальных ошибок инспектора ГИБДД. Тогда у компании не будет на руках постановления, которое позволит взыскать полную стоимость ремонта автомобиля.
Если документа из ГИБДД нет, используйте в суде аргумент о том, что работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Это подтвердит акт освидетельствования, который составит инспектор ГИБДД или врач. Поскольку опьянение зафиксировали уполномоченные должностные лица, работник должен оплатить ремонт.
Судебная практика
Работник попал в ДТП на служебном автомобиле. Работодатель потребовал взыскать с него стоимость ремонта автомобиля. Он обратил внимание, что в момент ДТП работник находился в состоянии алкогольного опьянения. Работник оспаривал это тем, что к административной ответственности его не привлекли. Суд встал на сторону работодателя. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного опьянения. Значит, возмещает полную стоимость ремонта (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.01.2015 № 33-973/2015 по делу № 2-806/2014).
Итак, работник будет возмещать ущерб, даже если к административной ответственности его не привлекли или он оспорил штраф. Главное, чтобы у вас на руках были доказательства того, что в момент аварии он находился в алкогольном опьянении.
Работнику назначили уголовное наказание
Иногда по итогам аварии в отношении работника возбуждают уголовное дело. Например, если второй участник ДТП получил тяжкий вред здоровью. Обвинительный приговор в отношении работника подтвердит, не только его вину в преступлении. Приговор означает, что работник причинил компании ущерб в результате преступных действий. Это позволит взыскать с него полную стоимость ремонта корпоративного автомобиля (п. 5 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Но дело не всегда заканчивается обвинительным приговором. Например, работник избежит уголовного наказания, если:
– он примерится с потерпевшим;
– истекут сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
Без обвинительного приговора, компания сможет взыскать с работника только ущерб в размере среднего заработка. Постановление о прекращении уголовного дела не заменит обвинительный приговор.
Судебная практика
Учреждение потребовало взыскать с работника стоимость ремонта автомобиля после ДТП. Юрист учреждения просил учесть, что в отношении работника возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Суд взыскал только средний заработок. Правоохранительные органы прекратили дело по амнистии. Поэтому обвинительный приговор в отношении работника не выносили. Значит, нет оснований для полной материальной ответственности (апелляционное определение Мурманского областного суда от 24.12.2015 № 33-4073/2015).
Обратите внимание, что с 15.07.2017 суд вправе прекратить уголовное дело в связи с назначением лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (ст. 25.1 УК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ).
Назначение штрафа не равносильно обвинительному приговору. Поэтому компания не сможет взыскать с работника ущерб в полном размере (апелляционное определение Челябинского областного суда от 04.05.2017 по делу № 11-4750/2017). Максимум – работник возместит компании ущерб в размере среднего заработка.
Как отбить претензии налоговиков
Налог на добавленную стоимость
Налоговики пытаются оспорить уменьшение налоговой базы по НДС на суммы входящего НДС по автомобилю. Аргумент чиновников – работники компании используют автомобили для личных поездок. Значит, компания не использует автомобили в операциях, признаваемых объектами обложения НДС.
Суды формально подходят к рассмотрению споров с налоговиками по данному вопросу. Для принятия к вычету входящего НДС они требуют от компании первичные документы на автомобили: договор купли-продажи; товарную накладную; счет-фактуру; справку о постановке на учет в ГИБДД; выписку из бухучета о том, что ТС состоит на балансе.
Если такие документы есть, и налоговый орган не предоставил доказательств, подтверждающих обратное, значит, автомобиль находится в собственности компании, и она использует его для служебных поездок (постановление Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. по делу №А52-3782/2014, Уральского округа от 20 мая 2016 г. по делу №А60-37795/2015).
Налог на прибыль организаций
Также налоговики пытаются оспорить расходы в виде сумм начисленной амортизации на автомобиль, которые компания учитывает при расчете базы по налогу на прибыль. Судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу компаний. Суды изучают правила пользования служебными автомобилями компании, приказы о введении автомобилей в эксплуатацию, акты на списание топлива, путевые листы, чеки по оплате топлива, приказы о закреплении автомобилей за работниками, доверенности на управление автомобилями.
Если с документами все в порядке, суды указывают, что компания вправе начислять амортизацию на автомобили и таким образом уменьшать базу по налогу на прибыль (Постановление ФАС Уральского округа от 14 июня 2013 г. №Ф09-5047/13 по делу №А60-34769/2012, Московского округа от 3 июля 2013 г. по делу №А40-92882/12-91-495б 19 ААС от 17 июня 2015 г. по делу №А35-5388/2014).
Налог на доходы физических лиц
У работника возникает доход в натуральной форме, если компания оплачивает ему бензин во время поездок по личным делам. Следовательно, компания как налоговый агент обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с такого дохода работника. Налоговики предъявят претензии, если компания этого не сделает. Тем не менее, судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний Причина – налоговики не могут доказать, что работник тратил бензин во время личной, а не служебной поездки ( постановление ФАС Московского округа от 12 апреля 2011 г. по делу №А40-75063/10-142-387, 14 ААС от 31 июля 2013 г. по делу №А13-9607012).
ДТП на служебном автомобиле
Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.
ДТП на служебной машине, кто возмещает ущерб
Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.
Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.
ДТП на служебной машине и страхование авто
В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.
Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.
Некоторые юридические аспекты ситуации
Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара. Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.
При этом необходимо учитывать следующие нюансы:
- под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
- если работник совершил ДТП на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.
Вред, причиненный происшествием на дороге
Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.
Привлечение виновного лица к ответственности
В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:
- объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
- субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
- объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
- субъективная сторона (наличие вины).
В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.
Исключением являются следующие случаи когда:
- происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
- авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.
Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:
- при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
- ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.
Также не помешает:
В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.
Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности. Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.
Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон
Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
- работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
- при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.
Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.
Понравилась статья? Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новые интересные материалы!
Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия
В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.
Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.
Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле
Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.
Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.
Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.
- Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
- Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего. - Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров). - До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.
Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.
Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД
По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:
- Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
- Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
- Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
- После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании. - Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.
Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время
Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.
Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.
Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
ДТП на служебном авто: кто несет ответственность?
В России количество автомобилей постоянно растет, а вместе с этим увеличивается и количество аварийных ситуация на дорогах. При этом нередко происходят ДТП на служебном автомобиле, но в этом случае возникают определенные нюансы. Многие не знают, кто возмещает ущерб работодателю и пострадавшим, могут ли наказать собственника и кем составляется акт ущерба при ДТП?
По действующему в 2018 году законодательству эксплуатация транспортных средств связана с обращением с источником повышенной опасности. Согласно статье 1070 из Гражданского кодекса, юридические лица и люди, деятельность которых связана с эксплуатацией ТС, должны возмещать наносимый вред, если им не удается доказать влияние непреодолимой силы или злой умысел потерпевшего.
Под организацией подразумеваются юридические лица любых существующих организационно-правовых форм, в том числе ПБОЮЛ. Кроме того, значения не имеет законное основание, по которому авто принадлежит компании: право собственности, аренда и пр.
Согласно статья 1064 из Гражданского кодекса, причиняемый имуществу или здоровью граждан вред, а также вред имуществу юридических лиц должен быть возмещен в полном размере тем лицом, которое причинило этот вред.
По статье 1068 юридическое лицо или гражданин должен возмещать ущерб, причиняемый его работником в процесс исполнения служебных, должностных или других трудовых обязанностей. Соответственно, изначально причиняемый служебным автомобилем ущерб возмещает организация.
На суде ответчиком по делу, связанному с возмещением вреда при аварии, выступает именно организация. Водителя привлекают, как третье лицо со стороны ответчика. Таким образом, во время рассмотрения ДТП автоинспекцией желательно прибытие на место аварии представителя компании или юридического лица, что позволяет грамотно подготовиться и защитить законные права.
ДТП на служебной машине в рабочее время
Наглядный пример ДТП со служебным транспортом
Когда сотрудник компании попадает в аварию без страхового полиса или если водитель в него не вписан, дополнительной ответственности избежать не удастся. По требованиям КоАП за недобросовестное соблюдение страхового права на собственника автомобиля налагают ответственность.
В итоге получается, что в случае с ДТП на служебном транспорте со страховщиками разбираются представители компании, в которой работает водитель. Шофер, попавший в ДТП, не принимает участие в судебных разбирательствах.
Несмотря на это, сотруднику компании, который находился за рулем служебной машины при аварии, в любом случае понесет некоторую ответственность. Если в суде выяснится, что именно водитель виноват в происшествии, с него впоследствии вычтут компенсацию на ремонт служебного транспортного средства. Скорее всего, нужную сумму вычтут из его заработной платы.
У работодателя есть законное право привлечь виновника ДТП, сидящего за рулем, к ответственности. Это предусматривается требованиями правовых актов из действующего в 2018 году законодательства.
Если при судебном разбирательстве выяснится, что действия сотрудника компании не являются причиной ДТП, ни у работодателя, ни у государственных учреждений не будет законного права привлечь сотрудника к ответственности по закону.
Не забывайте также о том, что ответственность за отсутствие страховки или другие нарушения, совершаемые водителем, перекладывается на юридическое лицо лишь в том случае, если ДТП происходит в рабочее время, то есть когда сотрудник выполняет свои трудовые обязанности. Когда виновник ДТП оказывается за рулем в нерабочее время, это уже совсем другая ситуация. Главное не скрываться с места аварии, иначе последствия будут серьезными!
Авария на служебном ТС в нерабочее время
Когда шофер оказывается в ДТП служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины. Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.
Представители компании или юридического лица имеют законное право подать в суд на сотрудника с целью взыскания ущерба ДТП в пользу собственника. Водителю, виновному в аварийной ситуации, в данном случае придется сделать следующее:
- в полной мере возместить нанесенный ущерб, который понес работодатель;
- если этого потребует руководство, водитель должен будет возместить даже нанесенный моральный ущерб.
Каждое транспортное средство, находящееся в собственности определенной компании, выполняет ряд функций. Соответственно, если в определенный период машина не будет эксплуатироваться, организация будет нести неизбежные убытки.
По законодательству в 2018 году руководство компании сможет взыскать со своего работника моральный и материальный ущерб, а еще привлечь к дисциплинарной ответственность (выговор, увольнение).
Возмещение ущерба третьим лицам при ДТП со служебным транспортом
Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.
Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.
По статье 1079 из ГК, водителю придется нести ответственность за использование источника повышенной опасности. В данной ситуации весь нанесенный в результате аварии вред будет возмещать лицо, управлявшее транспортным средством, то есть работник компании на служебном авто. Именно с него потерпевшие при ДТП будут взыскивать материальный или моральный ущерб.
Водитель на служебном авто нарушил ПДД, что привело к аварии
Согласно постановлению ГИБДД об административных наказаниях, когда авария происходит в результате нарушения ПДД, полную материальную ответственность работник должен будет понести перед своим работодателем. Это подробно расписано в шестом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Регрессный иск подается работодателем в течение года после выплаты денежных компенсаций пострадавшим в ДТП людям. Если годичный срок будет упущен, компания с высокой вероятностью проиграет дело по формальным основаниям, так как срок давности на взыскание ущерба выйдет (согласно статье 392 из Трудового кодекса РФ на 2018 год).
Срок давности начинает исчисляться со дня выплаты сумм компенсации вреда пострадавшим, а не со дня дорожно-транспортного происшествия. Этот вывод можно сделать, изучив третий абзац в 15 пункте постановления №52 Верховного суда России.
Сотрудник попал в аварию пьяным
Когда ДТП на служебном автомобиле происходит в тот момент, когда водитель находится под алкогольным опьянением, и это подтверждает медицинская экспертиза и постановление ГИБДД после разбора ДТП, работник компании вынужден будет в полной мере возместить весь нанесенный ущерб третьим лицам и работодателю. Это сказано в четвертом пункте первой части статьи 243 Трудового кодекса.
Если работник сможет избежать ответственности по КоАП за управление служебным ТС в состоянии опьянения, оспорив наказание с использованием процессуальных ошибок инспектора, работодатель тоже не сумеет взыскать стоимость ремонта в полном объеме. Для этого юридическому лицу потребуются доказательства того, что при аварии его сотрудник действительно был под алкогольным или наркотическим опьянением.
Уголовное дело после ДТП на водителя служебного авто
Обвинение в отношение сотрудника компании, попавшего в ДТП на служебной машине, подтвердит не только его вину в совершении нарушения, но и тот факт, что он нанес ущерб своему работодателю по причине противозаконных действий. Судебный приговор позволит юридическому лицу или организации взыскать со своего сотрудника всю стоимость ремонта поврежденного при ДТП служебного ТС. Это сказано в 243 статье Трудового кодекса – часть первая, пункт пятый.
Если нужен европротокол
Если сотрудник будет освобожден от уголовной ответственности по той или иной причине, работодатель получит возможность взыскать со своего водителя ущерб в размере средней заработной платы. Среди таких причин отмены уголовной ответственности выделяют:
- истечение срока давности привлечения к ответственности по УК;
- амнистия;
- примирение с пострадавшим;
- назначение штрафа в суде вместо уголовного наказания.
При этом постановление об отмене уголовного процессе не заменит обвинительный приговор, согласно которому придется понести ответственность.
Как взыскать ущерб с работника
Ущерб с водителя, совершившего ДТП на служебном автомобиле работодателя, взыскивается поэтапно. Сначала организация определяет размер возмещаемого ущерба при аварии, для чего формируется комиссия по статье 247 из Трудового кодекса. Сумма рассчитывается с учетом фактических потерь по рыночным ценам. Но не меньше стоимости имущества согласно бухгалтерским учетам. В обязательном порядке учитывается и степень износа имущества (все это по статье 246 Трудового кодекса). Размер ущерба рассчитывают на момент аварии со служебным транспортом, а специалисты определяют стоимость необходимых запчастей и ремонтных работ.
Комиссией выявляются причины нанесения ущерба. В статье 247 из Трудового кодекса уточняется, что сотрудник обязан написать письменное объяснение причин ДТП на служебном автомобиле. Форма свободная и не регламентирована законными нормативами. Главное, чтобы на объяснительной была подпись сотрудника. Если он откажется от ее написания, работодатель оформит акт ущерба при ДТП, который подпишут должностные лица компании или члены комиссии.
Организация взыщет материальный ущерб со своего водителя, попавшего в ДТП на служебном транспорте. Если сумма не превысит среднемесячный заработок сотрудника, ее удержат из заработной платы по приказу руководства. Приказ должен быть издан в течение месяца с момента определения размера ущерба – это требования статьи 248 из Трудового кодекса.
По 138 статье из этого же кодекса общий размер удержаний при каждой выплате заработной платы не должен превышать 20 процентов. Если месяц прошел или работник отказывается возмещать ущерб добровольно, а сумма превышает его зарплату, на него будет подан судебный иск.
По соглашению между сотрудником компании и руководством виновный в аварии на служебном транспорте водитель может возмещать сумму в рассрочку. В данном случае работник даст письменное обязательство о возмещении, указав конкретные сроки. Если он после этого уволится, недостающая сумма будет взыскана через суд.
Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?
Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.
Что делать, если попал в аварию на служебной машине
Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
- включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
- узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
- не менять положение поврежденных ТС;
- вызвать сотрудников ГИБДД;
- позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
- осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
- сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
- найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
- объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
- не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
- проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
- в документе так же должна быть информация о свидетелях;
- если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
- забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.
Какая ответственность за ДТП
Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.
В рабочее время
Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:
Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:
- Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.
Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.
- Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.
В нерабочее время
Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:
- Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.
Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.
- Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:
Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.
Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных
Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.
Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.
О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:
Если вина обоюдная
Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.
Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.