Уснул за рулем ДТП ответственность
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Уснул за рулем ДТП ответственность

Надень в дорогу нейрокепку

По прогнозам специалистов, уже в конце 2019 года будет реализована новая система контроля бодрствования водителей. Специальные нейрокепки наденут на водителей общественного транспорта. Начнут с Подмосковья. К этому времени появится необходимое законодательство. Об этом сообщил исполнительный директор отраслевого союза Национальной технической инициативы “Нейронет” Александр Семенов.

Проект нейрокепки был представлен в 2017 году. На международной выставке “Иннопром-2017” Владимир Путин отметил изобретение и сказал, что нужно сделать его доступным для всех водителей, которые совершают длительные перевозки. Нейрокепка Sleep Alert была разработана группой специалистов НТИ. Головной убор оснащен козырьком и ушной клипсой. Когда водитель начинает засыпать, датчики передают сигнал клипсе и раздается неприятный звук, от которого человек просыпается.

Разработкой уже заинтересовались компании-перевозчики. Дополнительно для водителей будет доступно мобильное приложение. Сейчас оно находится на стадии тестирования. При помощи приложения компания сможет отслеживать физическое состояние водителя на расстоянии.

При этом цену нейрокепки планируют снизить до 3-4 тысяч рублей, с условием платной подписки. В настоящий момент цена кепки составляет около 10 тысяч рублей.

Надо заметить, что на рынке уже давно существуют гаджеты для водителей, которые могут “разбудить” его в случае повышенной опасности. Помимо нейрокепок есть и другие, зачастую более компактные и удобные приборы контроля водительского состояния.

Антисон

В интернет-магазинах предлагают приобрести беспроводной наушник-оповещатель. Цена варьируется от 70 до 200 рублей. Но есть модели и подороже. Одна из наиболее распространенных – Drive Alert Master.

Работает прибор на аккумуляторе. Принцип действия устройства заключается в контроле наклона головы водителя. Настройки устанавливаются заранее. Как только голова падает ниже запрограммированного уровня, наушник пищит неприятным слуху звуком. По задумке, водитель должен мгновенно проснуться. Но есть один минус. Если водитель запрокидывает голову назад, на подголовник, наушник не распознает наклона. Тогда можно обратиться к другим гаджетам.

Гаджет на пульсе

Определить состояние водителя можно и по руке, измерив пульс человека. Для этого есть два устройства – браслет и кольцо. Выбор браслетов на рынке большой. Сюда же идут смарт-часы, фитнес-трекеры и все, что надевается на руку и способно измерить пульс. Соответственно, ценовой диапазон тоже широкий.

Еще в продаже есть кольцо Stop Sleep. Правда, с ним сложнее – его редко встретишь на маркете. Но суть такая же. Если пульс снижается до уровня сна, приборы начинают вибрировать.

“Сонная” камера

Одна российская компания предлагает водителям камеру наподобие видеорегистратора. Прибор Dunobil Insomnia крепится на лобовое стекло. Только объектив направлен на самого водителя. Гаджет отслеживает движения головы и даже улавливает моргание глаз. Как только веки опустятся дольше чем на две секунды, прибор начнет верещать – и водитель тут же придет в чувства. А если человек умеет спать с открытыми глазами, камера увидит невольное падение головы вниз и опять же издаст звуковой сигнал. Цена такого устройства составляет около 7 тысяч рублей.

Мозговой контроль

Компания Ferrari представила разработку для водительских кресел. В подголовник сиденья встроены биометрические беспроводные датчики. Они измеряют мозговую биоэлектрическую активность водителя. То есть напрямую получают информацию от человеческого мозга. В зависимости от состояния водителя происходит автоматическое снижение подачи топлива, и автомобиль останавливается.

Маяк на панели Anti Sleep Pilot

Гаджет-сигнализатор внешне напоминает небольшой маячок. Его устанавливают на панель автомобиля. Перед первым применением нужно создать водительский профайл и внести свои данные касательно стиля вождения. При помощи датчиков сигнализатор контролирует состояние шофера.

Периодически гаджет просит выполнить какие-либо задания, чтобы проверить бдительность управляющего. И если реакция окажется подозрительно медленной, робот предложит водителю остановиться и отдохнуть. Такой вот интерактивный способ контроля.

Активная безопасность

Куда более интерактивной может показаться система салона фирмы Ford. Здесь целый комплекс средств контроля состояния водителя. Машина способна распознавать дорожное покрытие и плотность потока. Отслеживать действия водителя, его маневренность. Исходя из этого транспортное средство может скорректировать свое движение на дороге. Более того, сам водитель “прослеживается” по всем параметрам. Рулевое покрытие измеряет пульс и температуру ладоней, инфракрасный датчик фиксирует температуру лица, а ремень безопасности замеряет частоту дыхания. И когда машина “поймет”, что водитель уснул, то она не спеша остановится и сама включит аварийку.

Компания Toyota предлагает похожие системы контроля для водителей-пенсионеров и сердечников. В экстренной ситуации автомобиль способен затормозить или при помощи встроенной навигационной системы отвезти больного до ближайшего медпункта.

Усталость водителя при ДТП – очень важный фактор. Но, в отличие от количества алкоголя в крови, посчитать усталость на сегодняшний день невозможно. Она зависит от ряда обстоятельств. На водителя могут влиять и погодные условия, и состояние здоровья, и количество часов за рулем. Для последнего аспекта есть тахографы. Они учитывают режим труда и отдыха водителя. Но этот прибор способен лишь зафиксировать данные, но уж никак не воздействовать на самого водителя.

На данный момент снабжать водителей общественного и грузового транспорта нашумевшими нейрокепками на самом деле невыгодно. Пока что цена слишком завышена. Есть гаджеты более компактные и доступные. Частные автовладельцы уже давно пользуются такими приборами.

Плюс к этому надо учитывать изменения в сфере коммерческих автоперевозок. Требования к автовладельцам, будь то физические или юридические лица, одинаковые. Но суммы штрафов сильно разнятся. Поэтому и происходит перерегистрация владения с юрлица на физлицо. Но бизнес, по сути, остается тем же. Проще говоря, люди не хотят платить больше и готовы прибегать к самым разным способам увиливания от ответственности. Если они не могут оплатить штраф, то где тогда взять деньги на кепку, пускай даже и за 4 тысячи рублей? Можно же купить наушник за 70 рублей. Тем не менее некоторые компании-перевозчики все же разработкой заинтересовались.

Заместитель председателя общественного совета при минтрансе Наталья Агре поддержала идею введения гаджетов против сна для водителей коммерческого автотранспорта.

– Работа профессиональных водителей – это безопасность человеческих жизней. При ДТП с грузопассажирским транспортом наносится гораздо больше ущерба жизни и здоровью человека, чем при любом другом виде аварии. При вождении любая подсказка дает управляющему дополнительное время на принятие срочного решения. Поэтому вводить такие гаджеты можно и нужно, – считает Наталья Агре.

Бороться со сном за рулем водители пытаются давно. Самый первый гаджет для этого был придуман еще во время Великой Отечественной войны. Водители, которые ездили на полуторках по Дороге жизни, крепили к потолку кабины простой армейский котелок, набитый гайками и болтами. Мало того, что он гремел всю дорогу, не давая заснуть, но, если у водителя от усталости падала голова, он бился об этот котелок и тут же просыпался.

С засыпанием за рулём связано около 20 процентов всех ДТП

Сон разума

Внезапное засыпание людей, управляющих транспортными средствами, становится каждый год причиной огромного количества нештатных ситуаций. Речь идёт не только о водителях машин: опасность подстерегает и пилотов самолётов, и машинистов поездов. Наибольший риск, разумеется, представляет засыпание за рулём автомобиля. В поездах и самолётах движение всё же контролируется автоматикой, а даже несколько секунд сна на оживлённой трассе может привести к смертельному исходу. Но последствия в случае «отключения» пилотов или машинистов могут быть гораздо серьёзнее.

15 января вечером в Спасском районе Приморского края под колёсами легковой автомашины погибла 14-летняя воспитанница детского дома города Спасска-Дальнего. ДТП произошло на 490-м километре автодороги М-60. Автомашина Honda HR-V, управляемая 30-летним водителем, двигалась в сторону Хабаровска, и, как пояснили в отделении пропаганды Управления ГИБДД по Приморскому краю, шофёр, не справившись с усталостью, уснул за рулём. Неуправляемая машина наехала на двух девочек, шедших по обочине дороги навстречу. Одна девочка скончалась на месте происшествия ещё до приезда «скорой помощи», вторая была доставлена в больницу с серьёзной травмой бедра. Пострадал и 4-летний мальчик – пассажир Honda, который в момент удара находился на заднем сиденье в детском автокресле.

По данным отделения медицины сна подмосковного санатория «Барвиха», каждая пятая авария происходит именно из-за внезапного засыпания за рулём. При подобных ДТП существенно чаще фиксируются смертельные исходы и особенно тяжёлые травмы. Это объясняется неспособностью водителя снизить скорость или уклониться от препятствия. Причины, которые вызывают сонливость у водителя автомобиля, машиниста поезда или пилота самолёта, схожи между собой, но полностью предотвратить возможность засыпания специалистам по безопасности транспорта и врачам не удаётся.

Главный фактор при неожиданном засыпании водителя хорошо известен – это переутомление, накопление недосыпания или «невыспанность» из-за поверхностного сна. Наиболее частым расстройством, приводящим к дневной сонливости, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Его распространённость у людей старше 30 лет, по статистическим данным, составляет 4–7%. При этом около 2% всего взрослого населения страдает тяжёлой формой болезни. Таким образом, только в Москве около 100 тыс. человек могут иметь тяжёлую форму СОАС. Даже если каждый 10-й из них управляет автомобилем, то на дороги столицы ежедневно выезжают около 10 тыс. водителей с тяжёлой дневной сонливостью.

Читать еще:  ДТП при движении задним ходом на парковке

У больных СОАС частота ДТП в четыре–шесть раз превышает среднестатистические показатели, и риск попасть в аварию даже больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Отечественных данных по числу ДТП, обусловленных засыпанием за рулём, нет, но иностранные специалисты подсчитали, что в США в 2000 году СОАС явился причиной около 310 тыс. ДТП. В этих происшествиях погибли 1400 человек, а ущерб составил 15,9 млрд долларов.

С теми же проблемами сталкиваются и люди, управляющие гораздо более серьёзными транспортными средствами. В Швеции во время независимого исследования среди пилотов авиалайнеров более половины членов ассоциации лётчиков (Airline Pilots Association) признались, что не могут побороть сон, совершая рейсы. Ещё 70% сообщили, что хотя бы раз совершали ошибки в управлении самолётом из-за сильной усталости. 80% указали, что существующие условия работы, в особенности дозволенное количество лётных часов, «представляют серьёзную угрозу для безопасности полётов».

Летчики, управлявшие самолетом авиакомпании Smart Wings, который выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в столичном аэропорту Шереметьево, рассказали о причине данного происшествия.

Как показал опрос, проведённый в Норвегии, время от времени засыпает за штурвалом своего самолёта каждый второй норвежский пилот. Из 389 человек 2% признались, что «частенько» дремали в кабине, причём они при этом не предупреждали второго пилота, а 48% заявили, что с ними такое случалось «лишь раз» или «крайне редко». Аналитики пояснили, что приступы сонливости обусловлены ненормированным графиком работы. «Мы полагаем, что это является результатом перенапряжения, – пояснил вице-президент профсоюза норвежских пилотов авиалиний Александр Васланд. – Для повышения эффективности авиалиний в трудовом договоре были сделаны значительные изменения. Рабочий день увеличился, а выходные сократились». По его словам, пилот часто вынужден работать до 60 часов в неделю, по 13–15 часов в день.

Почти половина из 492 опрошенных пилотов авиаперевозчика EasyJet признались, что страдают от сильной усталости, и 20% ответили, что их клонит ко сну во время полёта чаще, чем раз в неделю. Исследование было проведено университетским колледжем Лондона по заказу профсоюза британских пилотов Balpa. Профсоюз авиаперевозчика подчеркнул, что ситуация может ухудшиться в случае осуществления предложений европейских властей увеличить максимальное время полёта для британских лётчиков с 900 до 1 тыс. часов за год.

Ещё хуже показатели у машинистов поездов. По данным Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены во время специального исследования жалобы на сон высказали почти 90% опрошенных машинистов. Медики отмечают, что днём наибольшую сонливость фиксировали в 9.00,15.00 и 18.00 часов или к концу поездки. В ночное время машинисты больше всего хотят спать на 3–4-м часу работы (у 69% испытывающих сонливость) или под утро, в интервале 4.00–7.00.

Специалисты по безопасности на железных дорогах оценивали качество сна машиниста дома и в перерывах между сменами, в так называемых пунктах оборота, где находятся своеобразные дорожные гостиницы. Выяснилось, что сном в домашних условиях недоволен каждый пятый машинист, но в «пунктах оборота» им спится ещё хуже: 41% там не спит вообще, а большинство остальных – всего около двух часов. Примерно у 15% работающих машинистов сон недостаточно глубокий, поспать удаётся немного, на качество сна пожаловались 30% машинистов. Каждый пятый отмечал, что после отдыха в «пункте оборота» труднее включается в работу.

«Приступы засыпания – многофакторный процесс, – рассказал «Нашей Версии» руководитель аналитического сектора службы подвижного состава Московского метрополитена Валерий Любимцев. – Мы много лет наблюдаем за машинистами метро и можем сделать некоторые выводы. Нужно обязательно учитывать психофизиологию человека. Так, астеничные молодые люди, худощавые, те, кто вынужден начинать день с крепкого кофе, подвержены приступам засыпания больше других. У гипертоников может быть иное: снижая давление, они могут передозировать препарат и… получить тот же эффект засыпания. К категории риска относятся метеозависимые люди, среди них есть как молодые, так и люди старших возрастов. Некоторые склонны к засыпанию после сытной еды. Поэтому мы не рекомендуем во время или перед сменой употреблять тяжёлые продукты и блюда типа картофеля или макарон с мясом. Следующий фактор риска – нестыковка, конфликт биоритмов человека и смены, в которую ему предстоит работать. Это касается и «жаворонков» и так называемых «сов». Влияет эргономика трассы, мелькание света или его нехватка. К примеру, в декабре всё время темно, света недостаточно, тоже чаще могут происходить засыпания».

Сонливость вызывается не только усталостью, но и болезнями, эмоциональной подавленностью, длительным состоянием тревоги. По данным американского исследователя У. Бингема, семейные неприятности машинистов приводят на железных дорогах к авариям и даже к крушениям. В автомобиле засыпание может провоцировать локальное тепло, а также если рядом с водителем кто-то спит. Особенно вредна «нерегулярная работа без ротации», к примеру когда два водителя-дальнобойщика делают перерывы на сон «как придётся». В последние годы плохую службу играет и компьютерная зависимость, многие машинисты не высыпаются из-за неё.

С сонливостью каждый пытается бороться как может: кто-то пьёт кофе или энергетики, кто-то включает погромче радио. На железных дорогах сейчас все магистральные локомотивы оборудованы телеметрической системой контроля бодрствования машиниста. Нечто подобное устанавливают в качестве дополнительной опции и на автомобилях – специальные датчики анализируют физиологическое состояние водителя. Приборы типа StopSleep могут предупреждать водителя, что сон наступит в течение двух-трёх минут. Их надевают на левую руку перед началом поездки: сначала определяется «базовое» состояние водителя, а затем фиксируются отклонения. Ну а среди методов «пробуждения» в метрополитене пропагандируют водные процедуры и криотерапию. Водителям советуют заморозить бутылку с водой, сухим холодом остудить ладони, затем провести обтирание лица, шеи, рук холодными ладонями. «Ещё хорош для пробуждения «поцелуй Снежной королевы» – остудить сухим холодом внутреннюю сторону губ», – пояснил Валерий Любимцев.

Стандартные и необычные способы, как не заснуть за рулем

Сон – обязательная часть жизни, но плохой спутник для водителя. Человеку, находящемуся за рулем, важно быть бодрым. Необходимо выработать для себя способы избавляться от сонливости. Иначе есть риск попасть в аварию, что и бывает в 20% случаев.

Общие советы и рекомендации, как не заснуть за рулем

Быть в тонусе все время, если дорога долгая, очень тяжело. Помогут небольшие хитрости, правильная организация поездки и процесса вождения. Необязательно использовать все сразу. Каждый автомобилист выберет то, что спасет от сонливости именно его.

Правила для водителя

Оставаться за рулем бодрым можно достаточно долго, если соблюсти несколько условий:

  • Перед поездкой хорошо выспаться. Если выполнить этот пункт, скорее всего за рулем не придется бороться с усталостью.
  • Не пить алкоголь накануне. И не только потому, что вчерашнее спиртное дает «выхлоп», хорошо заметный для алкотестера. Даже небольшая доза алкоголя для организма является стрессом, который он постарается компенсировать сном.
  • Ехать днем, избегать движения вечером и ночью. В светлое время суток организм запрограммирован на работу. А вечером и ночью, как и пару часов после обеда, тянет прилечь.
  • Каждые 2 — 3 часа делать 15-минутный перерыв, то есть остановиться, походить, сделать несколько наклонов, приседаний, выпить воды, впустить в салон свежий воздух. Это поможет активизировать работу мозга и мышц, прогнать сон.

  • При непрекращающейся зевоте, жжении в глазах, сильной усталости ехать дальше опасно. Необходимо остановиться и поспать 20 — 30 минут. Этого хватит, чтобы отдохнуть. Перед сном следует выпить кофе, крепкий чай или другой тонизирующий напиток. Он подействует как раз через 20 — 30 минут, то есть не даст «отрубиться» надолго.
  • Короткий сон должен быть комфортным, поэтому с собой следует брать дорожную подушку (под шею), плед, беруши, повязку на глаза. Они сделают отдых полноценным.
  • Включать в машине музыку. Можно выбрать ту, которая нравится, чтобы подпевать. Или, напротив, раздражающую, она точно не даст уснуть. Главное — включать музыку следует громко, и она не должна быть слишком мелодичной, убаюкивающей.
  • Время от времени что-то есть. Это могут быть семечки, леденцы, шоколадные батончики, орешки, которые отвлекут и добавят энергии. Здесь важно не переусердствовать. Потому что на сытый желудок спать хочется еще больше. И не стоит забывать о пищеварении, которому такие перекусы могут навредить.
  • Взбадривать себя холодом. В салоне машины вообще следует поддерживать оптимальную температуру воздуха с помощью открытого окошка или кондиционера, ведь от жары клонит в сон. Можно протирать лицо взятыми с собой кусочками льда или хотя бы время от времени умываться холодной водой.
  • Не смотреть в одну точку или только на дорогу. Иногда нужно бросать взгляд в зеркало, обозревать обочину. Это не только избавит от монотонности, но и обеспечит лучший контроль дороги.
  • Стараться сидеть прямо, а не полулежать в кресле. Расслабленная поза скорее вызовет сонливость, чем рабочая.
  • Разложить поблизости слегка раздавленные апельсиновые или лимонные корки. Запах цитрусовых хорошо прогоняет сон.

Вместе с этими советами можно использовать специальные приборы, реагирующие на ухудшение реакции у водителя. Когда он вот-вот «клюнет носом», аппарат считывает это состояние и издает громкий звук.

Читать еще:  Разъехались после ДТП без расписки

А здесь подробнее о ДТП без второго участника.

Напитки для бодрости ночью

Жидкость не только дает силы, позволяет мозгу активнее работать. Некоторые напитки избавляют от желания спать:

  • Кофе. Подойдет даже растворимый, но по возможности лучше пить настоящий молотый. Если добавить в него корицу, она лучше разгонит усталость. А сахар придаст энергии. Можно также смешать кофе с кока-колой. Оба напитка быстро приведут в тонус на несколько часов.
  • Крепкий чай. В него можно добавить лимон и сахар. Такой напиток отлично взбодрит и не принесет вреда здоровью. Но действует он всего пару часов.
  • Готовые энергетики. Напитки содержат вещества, угнетающие центр сна в мозге. Это «Red Bull», «Burn», «Monster», «AMP». Но все они имеют в составе ударные дозы кофеина, сахара, других разрешенных возбуждающих компонентов. Поэтому пить их можно не более 1 банки в сутки, и то с осторожностью.

Энергетические напитки

Действия пассажиров

Еще один способ бодрствовать за рулем – это взять с собой пассажира. Если он будет постоянно поддерживать разговор, уснуть не удастся. Беседа должна быть оживленной и интересной, а не монотонной и убаюкивающей. Лучше посадить человека на заднее сиденье. Так он сможет видеть в зеркало глаза водителя. И если заметит, что они закрываются, подаст сигнал.

А вот спящий пассажир для водителя скорее создаст проблему. Ведь его пример может оказаться заразительным.

Экстремальные способы

Есть возможности избавиться от сонливости за рулем, которые точно помогут, но не все захотят их использовать:

  • Наполненный мочевой пузырь. Когда очень нужно в туалет, желание спать вряд ли возникнет. Поэтому некоторые боящиеся потерять контроль над собой водители терпят до последнего. Но этот способ достаточно опасен, так как может стать причиной серьезного урологического заболевания.
  • Муравьи. Изобретение такого необычного метода прогнать сон принадлежит одному дальнобойщику. Почувствовав, что глаза уже закрываются, он садился на муравейник в лесу. Эти насекомые очень кусачие, и после них на коже ощущается сильный зуд. Он точно не позволит заснуть в ближайшие несколько часов.

Людям, у которых уже есть проблемы с мочеиспусканием или склонность к аллергии, стоит избавляться от сонливости иначе.

О том, как не уснуть за рулем, смотрите в этом видео:

Что будет за аварию, если спал за рулем

Объяснение ставшего виновником ДТП водителя, что он очень устал и уснул за рулем, не избавят от наказания. Тем более если речь о серьезных последствиях.

Ответственность для водителя автомобиля

Статьи в законе, карающей уснувшего автомобилиста за ДТП, нет. Наказание будет за нарушение, допущенное им и приведшее к происшествию. Если в нем пострадали люди, получив небольшие телесные повреждения, будет применена часть 1 статьи 12.24 КоАП:

При наличии раненых водителя могут наказать и по части 2 той же статьи:

Очень часто авария случается из-за выезда транспорта уснувшего автомобилиста на встречную полосу. Это статья 12.15 Кодекса:

Если же выяснится, что виновник уснул из-за того, что был нетрезв, его накажут по части 1 статьи 12.8 КоАП. То есть заставят выплатить штраф в 30 тыс. р. и отберут ВУ на 1,5 — 2 года. Это при условии, что после ДТП все живы, нет тяжело раненых.

Хуже всего, если в аварии есть серьезно пострадавшие или погибшие. Виновника будут судить по статье 264 Уголовного Кодекса РФ. Ему может грозить лишение свободы, а не только водительских прав. Срок зависит от обстоятельств дела, количества травмированных или жертв. Он может быть до 2 или до 7 — 9 лет.

ДТП по вине водителя автобуса

Ответственность за аварию для уснувшего водителя автобуса та же, что для того, кто управлял любым другим ТС. Но в происшествиях с его участием часто бывает больше пострадавших. И последствия обычно тяжелее, ведь автобус – достаточно громоздкий транспорт. Кроме того, санкции могут налагаться и по статьям, которые в отношении водителей машин не применяются.

Если автобус принадлежит предприятию или организации, возможно, накажут и должностное лицо, ответственное за поездку. Водитель на суде будет выступать как третья сторона. Хотя если он нарушил ПДД, заплатит штраф или останется без прав. Но выплачивать деньги пострадавшим по гражданскому иску придется организации, то есть юридическому лицу или работодателю. Это регламентируется частью 1 статьи 1068 ГК РФ:

Если докажут, что водитель уснул потому, что его заставляли работать с нарушением режима труда и отдыха, должностное лицо накажут и за это. Его ждет штраф в 5 — 10 тыс.р. по части 1 статьи 11.23 КоАП. А сам водитель, нарушивший режим, заплатит 1 — 3 тыс. р. в соответствии с пунктом 2 того же закона.

Уснувший автомобилист более опасен, чем нетрезвый. Поэтому длительная поездка не должна быть непрерывной. Лучше потратить немного времени на отдых, чем потом терять несколько месяцев на лечение в больнице или годы на отбывание наказания за ДТП, а то и «заснуть» навечно.

Полезное видео

О примерах ДТП, когда водитель уснул за рулем, смотрите в этом видео:

Стандартные и необычные способы, как не заснуть за рулем

Сон – обязательная часть жизни, но плохой спутник для водителя. Человеку, находящемуся за рулем, важно быть бодрым. Необходимо выработать для себя способы избавляться от сонливости. Иначе есть риск попасть в аварию, что и бывает в 20% случаев.

Общие советы и рекомендации, как не заснуть за рулем

Быть в тонусе все время, если дорога долгая, очень тяжело. Помогут небольшие хитрости, правильная организация поездки и процесса вождения. Необязательно использовать все сразу. Каждый автомобилист выберет то, что спасет от сонливости именно его.

Правила для водителя

Оставаться за рулем бодрым можно достаточно долго, если соблюсти несколько условий:

  • Перед поездкой хорошо выспаться. Если выполнить этот пункт, скорее всего за рулем не придется бороться с усталостью.
  • Не пить алкоголь накануне. И не только потому, что вчерашнее спиртное дает «выхлоп», хорошо заметный для алкотестера. Даже небольшая доза алкоголя для организма является стрессом, который он постарается компенсировать сном.
  • Ехать днем, избегать движения вечером и ночью. В светлое время суток организм запрограммирован на работу. А вечером и ночью, как и пару часов после обеда, тянет прилечь.
  • Каждые 2 — 3 часа делать 15-минутный перерыв, то есть остановиться, походить, сделать несколько наклонов, приседаний, выпить воды, впустить в салон свежий воздух. Это поможет активизировать работу мозга и мышц, прогнать сон.

  • При непрекращающейся зевоте, жжении в глазах, сильной усталости ехать дальше опасно. Необходимо остановиться и поспать 20 — 30 минут. Этого хватит, чтобы отдохнуть. Перед сном следует выпить кофе, крепкий чай или другой тонизирующий напиток. Он подействует как раз через 20 — 30 минут, то есть не даст «отрубиться» надолго.
  • Короткий сон должен быть комфортным, поэтому с собой следует брать дорожную подушку (под шею), плед, беруши, повязку на глаза. Они сделают отдых полноценным.
  • Включать в машине музыку. Можно выбрать ту, которая нравится, чтобы подпевать. Или, напротив, раздражающую, она точно не даст уснуть. Главное — включать музыку следует громко, и она не должна быть слишком мелодичной, убаюкивающей.
  • Время от времени что-то есть. Это могут быть семечки, леденцы, шоколадные батончики, орешки, которые отвлекут и добавят энергии. Здесь важно не переусердствовать. Потому что на сытый желудок спать хочется еще больше. И не стоит забывать о пищеварении, которому такие перекусы могут навредить.
  • Взбадривать себя холодом. В салоне машины вообще следует поддерживать оптимальную температуру воздуха с помощью открытого окошка или кондиционера, ведь от жары клонит в сон. Можно протирать лицо взятыми с собой кусочками льда или хотя бы время от времени умываться холодной водой.
  • Не смотреть в одну точку или только на дорогу. Иногда нужно бросать взгляд в зеркало, обозревать обочину. Это не только избавит от монотонности, но и обеспечит лучший контроль дороги.
  • Стараться сидеть прямо, а не полулежать в кресле. Расслабленная поза скорее вызовет сонливость, чем рабочая.
  • Разложить поблизости слегка раздавленные апельсиновые или лимонные корки. Запах цитрусовых хорошо прогоняет сон.

Вместе с этими советами можно использовать специальные приборы, реагирующие на ухудшение реакции у водителя. Когда он вот-вот «клюнет носом», аппарат считывает это состояние и издает громкий звук.

А здесь подробнее о ДТП без второго участника.

Напитки для бодрости ночью

Жидкость не только дает силы, позволяет мозгу активнее работать. Некоторые напитки избавляют от желания спать:

  • Кофе. Подойдет даже растворимый, но по возможности лучше пить настоящий молотый. Если добавить в него корицу, она лучше разгонит усталость. А сахар придаст энергии. Можно также смешать кофе с кока-колой. Оба напитка быстро приведут в тонус на несколько часов.
  • Крепкий чай. В него можно добавить лимон и сахар. Такой напиток отлично взбодрит и не принесет вреда здоровью. Но действует он всего пару часов.
  • Готовые энергетики. Напитки содержат вещества, угнетающие центр сна в мозге. Это «Red Bull», «Burn», «Monster», «AMP». Но все они имеют в составе ударные дозы кофеина, сахара, других разрешенных возбуждающих компонентов. Поэтому пить их можно не более 1 банки в сутки, и то с осторожностью.
Читать еще:  Куда подавать иск при ДТП

Энергетические напитки

Действия пассажиров

Еще один способ бодрствовать за рулем – это взять с собой пассажира. Если он будет постоянно поддерживать разговор, уснуть не удастся. Беседа должна быть оживленной и интересной, а не монотонной и убаюкивающей. Лучше посадить человека на заднее сиденье. Так он сможет видеть в зеркало глаза водителя. И если заметит, что они закрываются, подаст сигнал.

А вот спящий пассажир для водителя скорее создаст проблему. Ведь его пример может оказаться заразительным.

Экстремальные способы

Есть возможности избавиться от сонливости за рулем, которые точно помогут, но не все захотят их использовать:

  • Наполненный мочевой пузырь. Когда очень нужно в туалет, желание спать вряд ли возникнет. Поэтому некоторые боящиеся потерять контроль над собой водители терпят до последнего. Но этот способ достаточно опасен, так как может стать причиной серьезного урологического заболевания.
  • Муравьи. Изобретение такого необычного метода прогнать сон принадлежит одному дальнобойщику. Почувствовав, что глаза уже закрываются, он садился на муравейник в лесу. Эти насекомые очень кусачие, и после них на коже ощущается сильный зуд. Он точно не позволит заснуть в ближайшие несколько часов.

Людям, у которых уже есть проблемы с мочеиспусканием или склонность к аллергии, стоит избавляться от сонливости иначе.

О том, как не уснуть за рулем, смотрите в этом видео:

Что будет за аварию, если спал за рулем

Объяснение ставшего виновником ДТП водителя, что он очень устал и уснул за рулем, не избавят от наказания. Тем более если речь о серьезных последствиях.

Ответственность для водителя автомобиля

Статьи в законе, карающей уснувшего автомобилиста за ДТП, нет. Наказание будет за нарушение, допущенное им и приведшее к происшествию. Если в нем пострадали люди, получив небольшие телесные повреждения, будет применена часть 1 статьи 12.24 КоАП:

При наличии раненых водителя могут наказать и по части 2 той же статьи:

Очень часто авария случается из-за выезда транспорта уснувшего автомобилиста на встречную полосу. Это статья 12.15 Кодекса:

Если же выяснится, что виновник уснул из-за того, что был нетрезв, его накажут по части 1 статьи 12.8 КоАП. То есть заставят выплатить штраф в 30 тыс. р. и отберут ВУ на 1,5 — 2 года. Это при условии, что после ДТП все живы, нет тяжело раненых.

Хуже всего, если в аварии есть серьезно пострадавшие или погибшие. Виновника будут судить по статье 264 Уголовного Кодекса РФ. Ему может грозить лишение свободы, а не только водительских прав. Срок зависит от обстоятельств дела, количества травмированных или жертв. Он может быть до 2 или до 7 — 9 лет.

ДТП по вине водителя автобуса

Ответственность за аварию для уснувшего водителя автобуса та же, что для того, кто управлял любым другим ТС. Но в происшествиях с его участием часто бывает больше пострадавших. И последствия обычно тяжелее, ведь автобус – достаточно громоздкий транспорт. Кроме того, санкции могут налагаться и по статьям, которые в отношении водителей машин не применяются.

Если автобус принадлежит предприятию или организации, возможно, накажут и должностное лицо, ответственное за поездку. Водитель на суде будет выступать как третья сторона. Хотя если он нарушил ПДД, заплатит штраф или останется без прав. Но выплачивать деньги пострадавшим по гражданскому иску придется организации, то есть юридическому лицу или работодателю. Это регламентируется частью 1 статьи 1068 ГК РФ:

Если докажут, что водитель уснул потому, что его заставляли работать с нарушением режима труда и отдыха, должностное лицо накажут и за это. Его ждет штраф в 5 — 10 тыс.р. по части 1 статьи 11.23 КоАП. А сам водитель, нарушивший режим, заплатит 1 — 3 тыс. р. в соответствии с пунктом 2 того же закона.

Уснувший автомобилист более опасен, чем нетрезвый. Поэтому длительная поездка не должна быть непрерывной. Лучше потратить немного времени на отдых, чем потом терять несколько месяцев на лечение в больнице или годы на отбывание наказания за ДТП, а то и «заснуть» навечно.

Полезное видео

О примерах ДТП, когда водитель уснул за рулем, смотрите в этом видео:

Спокойной ночи, водители! Как не заснуть за рулем?

Часто ли вы устаете настолько, что прямо нет никаких сил на что-то еще, кроме как добраться до кровати и забыться сном? Если нет, то вам явно повезло. А вот если да, то у вас большие проблемы. Специально для второй категории отмечу, что при таком ритме жизни управлять автомобилем не то что трудно – это попросту опасно! Ведь рано или поздно может случиться так, что вы уснете за рулем. Кстати, а наказуем ли сон за рулем? И можно ли как-то бороться с ним?

Немного теории
Очень многим людям, особенно из тех, кто сам лично никогда не сидел «за баранкой», кажется, что спать за рулем вообще нереально. Действительно, ты ведь управляешь автомобилем! Как ты можешь заснуть?

На деле, такие высказывание всегда вызывают у меня лишь недоумение. И вот почему.

Да, конечно, когда ты едешь в городе, переполненном автомобилями, и тебе приходится постоянно реагировать на меняющуюся обстановку на дороге, трудно заскучать. Однако, на деле, очень часто поездка куда-либо – это движение по относительно свободной улице, или магистрали. В таких случаях управление автомобилем сводится к простому удержанию руля да поддержанию скорости на нужном уровне. Иными словами, вождение из сосредоточенного и сумбурного процесса перетекает в состояние однообразных, рутинных действий.

И вот, после всего этого, у меня вопрос: случалось ли вам засыпать за однообразной, рутинной работой? Если нет, то вам, опять-таки, несказанно повезло. Если да, то вы отлично понимаете, о чем идет речь.

Проще говоря, если водитель устал, то заснуть за рулем для него – дело простое. И опасное.

Последствия
Сразу скажу, что за сам факт сна за рулем вам ничего не грозит. Впрочем, это, скорее всего, очевидно. В конце концов, как обнаружить, что водитель спит за рулем? Особенно, если дело происходит ночью.

Правда, надо понимать, что это не утешение. Скорее всего, если вы заснете за рулем, вас обнаружат в другом состоянии в ближайшем кювете. И это хорошо еще, если никто не пострадает. Реальность же такова, что свыше 30% всех ДТП, которые происходят ежегодно, случились именно из-за того, что водители транспортных средств впали в сон за рулем.

Но нужно четко осознавать, что в нашей стране водителю запрещено управлять транспортным средством в утомленном состоянии. А значит, даже при отсутствии наказания, факт того, что вы уснули за рулем, станет фактом, который определит вас в качестве виновника аварии.

Как бороться?
Есть несколько способов, которые позволяют бороться со сном за рулем.

Первый, и, на мой взгляд, самый главный – это отдых. Да, все довольно тривиально. Тем не менее, рассудите сами. Если вы, перед тем, как сесть за руль, хорошо отдохнули, то и вероятность того, что вам потребуется это сделать в дороге, становится гораздо меньше. Правда, возможно это далеко не всегда. Так что переходим к пункту номер два.

Способ второй – выпить перед поездкой крепко заваренный чай. Да, несмотря на то, что принято считать кофе бодрящим напитком, именно крепкий черный чай поможет вам преодолеть усталость и даст возможность избежать сна за рулем и проблем, с ним связанным.

Способ третий – кофе. Только не простое, а коктейль, в которое в определенном соотношении добавляются растворимый кофе и кола. Да, вы не ошиблись. Кола, сама богатая кофеином, в сочетании с кофе оказывает поразительно бодрящий эффект. Но будьте осторожны! Этот способ ни в коем разе нельзя применять тем, у кого есть проблемы с сердцем. Да и всем остальным рекомендую его только в крайнем случае.

Способ четвертый – откройте окна в салоне. Как правило, прохладный ветер оказывает бодрящее воздействие и поможет вам продержаться. Правда, настоятельно не рекомендую делать это в40-градусный мороз. Ибо если вы примерзнете к салону, результат будет тот же, как если вы заснете.

Самый верный способ – возьмите с собой свежего и отдохнувшего попутчика. Лучший друг-весельчак, хорошо отдохнувший, будет великолепным гарантом того, что вы не заснете (он из принципа не даст этого сделать). Да и поездка, наверняка, станет веселее. Хотя, как знать, как знать…

Вот теперь вы знаете о том, что такое сон за рулем и как его избежать. Я же в свою очередь, надеюсь на две вещи. Первая, что у вас есть такой друг, которого можно взять с собой. А вторая – что если вы все-таки заснете, то я буду в этот момент очень-очень далеко. На этом, пожалуй, можно и закончить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector