Наказание за вынужденное нарушение ПДД
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Наказание за вынужденное нарушение ПДД

Почему ГИБДД штрафует водителей, нарушающих ПДД в случае крайней необходимости

Что делать, если вас привлекли к ответственности за нарушение ПДД, которое вы были вынуждены совершить.

Что для вас закон на дороге? Радует, что на этот вопрос люди стали отвечать, как и подобает. Действительно, многие сегодня стали соблюдать ПДД не только из-за боязни получить письмо счастья или остаться без прав, а чтобы наконец начать жить, уважая закон. К сожалению, долгое время в нашей стране с этим все было очень печально.

Но, к счастью, постепенно мы реально движемся к тому, что нарушать закон становится не модно. И это не может не радовать. Но что делать, если мы совершили на дороге правонарушение в случае крайней необходимости? Особенно интересно, когда мы нарушили какой-нибудь пункт ПДД, чтобы не нарушить другой пункт.

Это называется «крайняя необходимость». К сожалению, несмотря на то что в административном законе есть статья, детально описывающая, в каких случаях люди не могут привлекаться к ответственности за нарушение законодательства, случаев, когда водителей штрафуют за нарушение ПДД при крайней необходимости, очень и очень много.

Самое плохое, что таких штрафов в стране становится с каждым годом все больше.

Почему подобное происходит, и почему не работает административное законодательство, которое не только создано, чтобы «обелечивать» карманы граждан, но и во главе правовых норм должно защищать их права? Об этом и о том, что делать, если вас привлекли к ответственности за нарушение ПДД, которое вы совершили в случае крайней необходимости, читайте в нашем аналитическом обзоре.

Квитанция штрафа автомобилю, который двигался на эвакуаторе

Так есть ли в законе исключения для тех, кто нарушил Правила дорожного движения? Как мы уже сказали, в действующем законодательстве есть статья 2.7 КоАП РФ, которая и регламентирует, в каких случаях лицо, нарушившее административный закон, не может быть привлечено к ответственности. Вот как выглядит эта статья:

Как мы уже сказали, иногда на дороге бывают такие ситуации, когда, нарушив ПДД, вы можете остаться безнаказанным. Например, речь идет о том, когда вы нарушили один пункт ПДД, чтобы не нарушить другую норму Правил дорожного движения.


Представим, что вы медленно движетесь в пробке в крайнем правом ряду, разделенном с обочиной сплошной линией, которую согласно ПДД пересекать нельзя. И тут в зеркале заднего вида вы замечаете автомобиль спецслужб или «Скорую помощь» с включенными световыми и звуковыми спецсигналами.

Согласно Правилам дорожного движения вы обязаны в этом случае уступить дорогу автомобилю с «маяком». В итоге у вас есть два варианта: пересечь сплошную линию и перестроиться на обочину или же подрезать другие транспортные средства слева, которые вряд ли вас сразу пустят в свою полосу. В итоге вы перестраиваетесь на обочину.

Через несколько дней вы, наверное, и забудете об этом. Но каково же будет ваше удивление, когда вы спустя неделю-две получите по почте штраф за то, что двигались по обочине. Как вы поступите?

Ведь формально вы нарушили пункт ПДД и должны согласно КоАП нести административную ответственность. Так-то оно так. Но согласно законодательству в теории вы не можете быть оштрафованы, так как нарушили ПДД в соответствии со статей 2.7 КоАП РФ.

К сожалению, мы живем в стране, где теория обычно никак не стыкуется с практикой. Да, закон есть закон. Но, увы, многие законодательные нормы в нашей стране работают из ряда вон плохо или вообще существуют только на бумаге.

Знаете ли вы, что в нашей стране согласно судебной базе «Правосудие» процент дел, по которым водителей оправдали за нарушение ПДД в соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ, очень и очень маленький?

В итоге сотни тысяч водителей ежегодно получают немаленькие штрафы за нарушения ПДД, которые они совершили не специально, а при крайних обстоятельствах.

Например, недавно прошла волна случаев, когда водителям камеры фотовидеофиксации рассылали штрафы за выезд автомобилей на обочину через сплошную линию, когда транспортные средства уступали дорогу «Скорой помощи», пожарным и т. п.

Но почему в России так мало дел, когда суды не привлекают водителей к ответственности на основании статьи 2.7 КоАП? Ну, во-первых, давайте сразу отметим, что в России вообще не так много водителей, которые стараются доказать свои права в суде. Особенно количество судебных споров с ГИБДД пошло на убыль, когда ввели возможность оплачивать штрафы с 50% скидкой.

В итоге многие водители, даже понимая, что они правы согласно законодательству, предпочитают оплатить быстрее половину штрафа. Особенно если штраф небольшой. Так уж сложилось, что сегодня действительно выгоднее заплатить штраф, чем отстаивать свои права в суде, который может затянуться на долгие месяцы.

Во-вторых, в действующем законодательстве формулировка «крайняя необходимость» довольно-таки размыта и двойственна. По сути, чтобы вас не штрафанули за нарушение ПДД, совершенное при крайней необходимости, должностное лицо должно установить, на самом ли деле вы действовали за рулем согласно действующему законодательству и нарушили правила вынужденно.

Обычно это должен устанавливать инспектор ГИБДД на месте нарушения ПДД или инспектор Госавтоинспекции в центре обработки данных, поступаемых с камер фотовидеофиксации (к сожалению, здесь штрафы выписывают на потоке, не вдаваясь в детали правонарушения. Пример – массовые штрафы по тени, за выезд на обочину при пропуске машин «Скорой помощи», пожарных и т. п.). Также установить, обоснованно ли нарушение ПДД, совершенное в крайней необходимости, может судья.

Увы, на деле доказать свою правоту очень и очень тяжело. Инспекторы почти всегда не видят или не хотят видеть «крайнюю необходимость». Не всегда это видят и суды, которые также клепают дела на потоке.

В итоге многих водителей по всей стране необоснованно привлекают к административной ответственности.

И примеров таких тысячи.

Представьте ситуацию, когда на дорогу выезжает неожиданно велосипедист в неположенном месте, пересекая проезжую часть. Вы в этом случае, чтобы не задавить его, резко дергаете руль вправо или влево и ударяете другой автомобиль. В итоге велосипедист, скорее всего, ретируется в мгновенье ока, а вы в итоге по факту будете виноваты, несмотря на то что велосипедист грубо нарушил Правила дорожного движения.

Как доказать, что ПДД нарушено при крайней необходимости?

Никогда не опускайте руки и отстаивайте свои законные права. Если вы считаете, что вас привлекли к административной ответственности незаконно и так как вы совершили нарушение Правил дорожного движения из-за крайней необходимости, то с самого начала при составлении протокола об административном правонарушении сообщите об этом сотруднику ДПС, указав свои объяснения в протоколе.

Обратите внимание, что ваши объяснения могут быть довольно большими и бланка протокола может не хватить. В этом случае сотрудник ГИБДД обязан выдать вам дополнительные листы для дачи объяснений.

Если в итоге вам никто не поверил, не послушал или сделали вид, что вас не слышат, в результате чего вас привлекли к административной ответственности, оспаривайте постановление о штрафе в судебном порядке. Правда, готовьтесь к тому, что, скорее всего, суд оставит постановление в силе. В этом случае пишите жалобу в вышестоящий суд.

Обращаем ваше внимание, что ваш успех в суде будет зависеть от того, насколько тщательно вы собрали доказательства вашей невиновности. Поэтому советуем вам при составлении протокола инспектором ГИБДД снять и сфотографировать место нарушения ПДД (необходимо снять дорогу, дорожную разметку, дорожные знаки, тротуары, указатели и т. д.).

В идеале, конечно же, желательно, чтобы у вас была запись с видеорегистратора, которая заметно упростит вашу задачу по доказательствам того, что вы совершили ПДД из-за крайней необходимости.

Читать еще:  Как оспорить постановление ГИБДД об административном правонарушении

Если вы получили штраф по почте за нарушение, зафиксированное камерами фотовидеофиксации, в момент, когда вы, например, совершили нарушение ПДД из-за крайней необходимости (перестроились на обочину с пересечением сплошной линии, когда, например, уступали автомобилю «Скорой помощи»), то советуем вам сразу оспаривать постановление о привлечении вас к ответственности в суде. Иначе вы только потеряете время.

К сожалению, в России пока не отлажен четкий механизм досудебного урегулирования по административным делам в области безопасности дорожного движения.

Не забудьте в судебном иске обратить внимание, что вы совершили ПДД из-за крайней необходимости, то есть согласно статье 2.7 КоАП РФ вы не можете быть привлечены к административной ответственности.

Ответственность водителя за нарушение ПДД в 2018 году

Каждый водитель нарушал правила ПДД. Это могли быть мелкие отхождения от правил или весомые деяния. В зависимости от их тяжести гражданин, находящийся за рулем транспортного средства, должен нести определенную ответственность. При этом за каждое нарушение нормативными актами предусмотрены конкретные меры наказания.

Какой ответственности подлежит водитель за нарушение ПДД и какие последствия нарушения ПДД существуют? Что такое административная и уголовная ответственность за нарушение ПДД, в чем заключается их суть и какие санкции применяются к водителю по каждому из видов ответственности? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?

Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД. Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются, являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положения классифицируют ответственность водителя таким образом:

  • административная;
  • гражданская;
  • дисциплинарная;
  • уголовная.

Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видом нарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности.

Административная ответственность

Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8 статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям в соответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения и инструкции по использованию транспортного средства, совершенное в совокупности с такими деяниями:

  • Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этом нарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей или отказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.
  • Причинение среднего вреда человеческому здоровью. На водителя накладывается штраф, равный 10000 – 25000 рублей или у него изымают права на 1,5-2 года.
  • Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует несколько видов деяний, связанных с этим пунктом. В зависимости от их особенностей водитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей), лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровью потерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Если инспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должен доказать это.

Санкции за административное правонарушение

По отношению к водителю могут применяться такие административные наказания:

  • Предупреждение.
  • Штраф административного типа.
  • Ограничение доступа к вождению.
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток.
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально.

Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесение предупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение о конфискации транспортного средства, лишении прав на него или аресте нарушителя принимается судом.

Гражданская ответственность

Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку, должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенность гражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем в момент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенное деяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность за происшествие лежит на тех, кто за него отвечает.

Гражданская ответственность подразумевает возмещение вреда морального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьем человека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ.

Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладывается наказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимой силы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действий потерпевшего, то он избегает наказания.

Дисциплинарная ответственность

Этот вид ответственности грозит водителю, который работает в транспортной организации. Меры наказаний при этом назначаются непосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости от вины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание, оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием для таких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ.

Уголовная ответственность

Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющий любым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по его эксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при таких обстоятельствах:

  • Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случае трезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года. Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.
  • Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водитель лишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чем на 5 лет. Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок может увеличиться до 7 лет.
  • ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия. Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он был трезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить в свободе на больший срок (до 9 лет).

Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотрена также за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самое строгое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год. Однако ответственность за уголовное правонарушение может установить только суд после рассмотрения дела.

За что водителя лишают прав?

Лишением прав водитель наказывается за уголовное или административное правонарушение. В первом случае это нанесение вреда жизни и здоровью. Список административных правонарушений при этом больше. К ним относятся:

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.
  • Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.
  • Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом.
  • Выезд на встречную полосу.
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационных знаков.
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотренными конструкцией транспортного средства.
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов с крупными габаритами.

Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершает какое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления транспортным средством.

Обратите внимание! Конфискованные права хранятся в ГИБДД не более 3 лет. Если вовремя не забрать их, то они подлежат утилизации. Водителю придется снова сдавать экзамены для их получения.

Заключение

Даже самый внимательный водитель не застрахован от нарушений ПДД, за которыми последует ответственность. При этом у него будет возможность доказать свою невиновность. В противном случае ответственности за совершенное деяние избежать не удастся.

Ответственность за нарушение ПДД

Содержание статьи

Соблюдение установленных нормативов дорожного движения — это основная обязанность автолюбителей. При нарушении их предусмотрена ответственность от предупреждения до лишения свободы. Все зависит от последствий. Ответственность за нарушение ПДД определяется инспектором ГИБДД, уголовная и гражданская ответственность определяется в судебном порядке.

Ответственность за нарушение ПДД

Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

Виды ответственности за нарушения ПДД

Ответственность делится на три типа:

Административная ответственность

Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

Читать еще:  Штраф за нарушение правил обгона

В качестве наказания может быть назначено:

  • предупреждение;
  • денежный штраф;
  • лишение водительского удостоверения;
  • административный арест;
  • конфискация орудия нарушения.

Срок ареста по административному правонарушению может достигать 15 суток. Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления. Он назначается в некоторых случаях, например:

  • управление автомобилем с тонированными стеклами;
  • остановка или стоянка в неположенном месте;
  • пересечение сплошной линии разметки;
  • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО;
  • при пользовании мобильного телефона во время вождения и другие.

Арест применяется, если водитель был пьян во время управления автосредством. Для него инспектор может назначить срок заключения до 15 суток с обязательной уплатой штрафа и лишение прав.

Лишение прав наступает за:

  • повторное правонарушение;
  • управление автомобилем в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • за езду с чужими номерами;
  • за неоплаченные штрафы на сумму до 10000 рублей;
  • за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкий вред человеку.

Штраф ГИБДД — это админответственность. Размер штрафа определяет КоАП. В соответствии с ним оплатить штраф нужно в течение 60 дней после вынесения постановления, а обжаловать можно в течение 10 дней.

Гражданская ответственность

Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства.

Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

Уголовная ответственность

Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

Уголовная ответственность наступает по статьям:

  • ст. 109 – причинение смерти по неосторожности;
  • сь. 264 – нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Грубые нарушения ПДД, перечень:

  • езда в нетрезвом виде;
  • управление автомобилем без водительского удостоверения;
  • нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.

Таблица нарушений

Нарушители правил дорожного движения привлекаются к ответственности в зависимости от тяжести преступления. Таблицу штрафов можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД здесь.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Наказание за вынужденное нарушение ПДД

Едва ли найдется хотя бы один автомобилист со стажем, которого никогда не останавливал сотрудник ДПС. Завидев на обочине инспектора, каждый из нас уже инстинктивно готовится к остановке по взмаху жезла.

А что будет, если не остановиться по требованию ГИБДД и поехать дальше, как ни в чем не бывало? Об этом мы и поговорим в очередной статье на сайте «Автоправовед».

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД – что говорит закон?

По общему правилу, водители обязаны выполнять требования инспектора об остановке транспортного средства, при условии, что эти требования являются законными, а сотрудником ГИБДД в полном объеме выполнены предписания ПДД и соответствующего Административного регламента.

В частности, Административным регламентом деятельности инспекторов ДПС (утв. Приказом МВД России № 664 от 23.08.2017), правилам остановки транспортного средства посвящен целый раздел, в котором указаны основания для остановки, перечислены места, где запрещается останавливать ТС, а также прописан конкретный порядок остановки автомобиля инспектором ДПС.

Указанный документ весьма объемный, поэтому, дабы не загружать читателя большим объемом информации, советуем задать вопрос онлайн-консультанту нашего сайта по конкретной ситуации, которая вас интересует.

Ответственность водителя, который не остановился по требованию сотрудника ГИББД, предусмотрена ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ и по этой статье ему грозит штраф.

При определенных обстоятельствах, если ситуация сопровождалась погоней и последующим активным сопротивлением водителя инспектору, ответственность может наступить еще и по ст. 19.3 КоАП РФ – неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Наказание по этой статье уже гораздо жестче – до 15 суток ареста.

Размер штрафа за неостановку по требованию инспектора ДПС

В настоящее время, в соответствии с действующей редакцией ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, «вилка» штрафа водителю, который проигнорировал требование инспектора об остановке, составляет от 500 до 800 рублей.

Постановления по указанной статье выносятся органами ГИБДД, а обжаловать их можно вышестоящему должностному лицу ОВД или в суд. Срок на обжалование – 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Не заметил инспектора и уехал – как быть?

По общему правилу, водитель обязан выполнять требование инспектора ГИБДД об остановке. Однако, на практике часто возникают спорные ситуации, в которых вина водителя не так очевидна, как это пытаются представить сотрудники ДПС.

К примеру, достаточно распространенной является ситуация, когда инспектор явно несвоевременно подает знак об остановке, в то время, как машина уже поравнялась с ним, либо проехала дальше. По вполне понятным причинам, водитель автомобиля может попросту не заметить требование об остановке. В такой ситуации оснований для составления протокола по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ не имеется.

Также часто случается, что инспектор подает жест об остановке в плотном городском потоке и водители не могут понять, к какому конкретно автомобилю этот жест относится. В этом случае также есть хорошие шансы избежать обвинений по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, т.к. данное правонарушение может быть только умышленным. То есть, водитель должен четко видеть и понимать, что инспектор останавливает именно его, но сознательно игнорирует жест гаишника.

Еще одним основанием избежать ответственности в тех случаях, когда водитель не остановился по требованию сотрудника ГИББД и скрылся, является крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ), вынудившая водителя проигнорировать жест инспектора. К таким ситуациям относится срочное доставление пострадавшего в больницу, иные чрезвычайные происшествия, не терпящие потери драгоценных минут.

Конкретных ситуаций, в которых водитель неумышленно игнорирует жест инспектора об остановке, может быть множество и в каждой из них нужно разбираться предметно, желательно, с привлечением опытного автоюриста

Как показывает практика, значительное число постановлений по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ удается успешно оспорить в суде, особенно, если имеется запись с видеорегистратора , подтверждающая правоту водителя. Помимо этого, существует еще масса других правовых нюансов, позволяющих признать штраф незаконным. Очень часто юристы ловят инспекторов на том, что в момент остановки ТС ими были допущены нарушения Административного регламента (утв. Приказом МВД России № 664 от 23.08.2017).

Если вам требуется консультация автоюриста по теме статьи, либо по иным правовым вопросам – обращайтесь к онлайн-консультанту нашего сайта. Это бесплатно!

Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

Опасное вождение [current-date:custom:Y]

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается “закон об опасном вождении“, как избежать наказания за него в 2020 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.
Читать еще:  Как выложить нарушение ПДД на сайт ГИБДД?

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин “опасное вождение”:

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2020 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или “учительствование”, когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • “виляние” из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 06 Мая 2020 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2020 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас. отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо высылается по почте, если вы не явились на разбор.

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2020 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, “сколько мерить в метрах?”, равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector