Нарушение правил буксировки транспортных средств судебная практика
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Нарушение правил буксировки транспортных средств судебная практика

Энциклопедия судебной практики. Административные правонарушения в области дорожного движения. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки (Ст. 12.21 КоАП)

Энциклопедия судебной практики
Административные правонарушения в области дорожного движения. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
(Ст. 12.21 КоАП)

1. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ является водитель транспортного средства

Материалами дела установлено, что постановлением инспектора ДПС ГИБДД [ФИО] привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ за то, что в нарушение п. 23.2 ПДД управлял автомобилем, перевозил сыпучий груз “уголь” транспортным средством, кузов которого во избежание выпадения груза не оборудован специальными средствами укрытия.

Рассматривая жалобу на указанное постановление, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном привлечении [ФИО] к административной ответственности по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ, поскольку, являясь водителем транспортного средства, он должен контролировать состояние, крепление и размещение перевозимого им груза.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда не усматриваю.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21 КоАП РФ, образуют нарушения правил перевозки грузов, буксировки, установленных в частности, п. 23.2 ПДД, в соответствии с которым на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21 КоАП РФ, является водитель транспортного средства.

Уголь, являясь сыпучим, образующим пыль и загрязняющим дорогу грузом, должен перевозиться автомобильным транспортом с использованием кузова, оборудованного средством укрытия.

Однако [ФИО] в нарушение п. 23.2 ПДД перевозил указанный груз без соответствующего укрытия, что могло повлечь его самопроизвольное смещение и создать угрозу для безопасности дорожного движения, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.21 КоАП РФ.

2. Для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ необходимо установить конкретные нарушения правил буксировки

Согласно части 1 статьи 12.21 КоАП РФ нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

В силу пункта 20.4 Правил дорожного движения запрещается буксировка транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки.

Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.

Для привлечения к административной ответственности по указанной статье необходимо установить нарушение правил буксировки, в данном случае – недействительность тормозной системы буксируемого автомобиля, если его фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства, вместе с тем материалы дела не содержат таких сведений.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В блоке “Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ” собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 “Административные правонарушения в области дорожного движения” и главы 15 “Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики

При подготовке блока “Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ” использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.

Правила буксировки транспортных средств

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье серии “Правила буксировки автомобиля” были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.

В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:

Буксирующее и буксируемое транспортные средства

Для начала рассмотрим различия понятий “буксирующее ТС” и “буксируемое ТС”, которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.

Буксирующее ТС – это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.

Буксируемое ТС – это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.

Световые приборы при буксировке

Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:

  • Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
  • Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.

Кроме того, не забывайте, что в 2020 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.

То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.

Максимальная скорость при буксировке

Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.

Буксировка на автомагистрали

Буксировка на автомагистрали в 2020 году не запрещена правилами дорожного движения.

Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.

Стаж водителей при буксировке

В 2020 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.

К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.

Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств

1. Знак “движение с прицепом запрещено” запрещает буксировку механических транспортных средств:

2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.

3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.

Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.

Штраф за неправильную буксировку

В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).

ДТП при буксировке

В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).

Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:

Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.

При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.

Статья 12.21 КоАП РФ. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки (действующая редакция)

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читать еще:  Как определить место нарушения ПДД по координатам?

Комментарий к ст. 12.21 КоАП РФ

1. По смыслу комментируемой статьи подразумевается перевозка грузов автомобильным транспортом. О понятии транспортного средства применительно к данной главе КоАП см. примечание к ст. 12.1 КоАП.

2. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, правила буксировки механических транспортных средств определены Правилами дорожного движения.

В соответствии с п. 23.1 – 23.5 Правил дорожного движения масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.

Перевозка груза допускается при условии, что он:

– не ограничивает водителю обзор;

– не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;

– не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;

– не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.

Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками “Крупногабаритный груз”, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м – для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. 20.4 Правил дорожного движения запрещается буксировка:

– транспортных средств, у которых не действует рулевое управление (допускается буксировка методом частичной погрузки);

– двух и более транспортных средств;

– транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса составляет более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

– мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;

– в гололедицу на гибкой сцепке.

Применительно к п. 20.4 Правил недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.

Действие комментируемой статьи не распространяется на международные автомобильные перевозки. Административная ответственность за нарушение порядка перевозки крупногабаритных или опасных грузов в указанных случаях определена ст. 11.28 КоАП.

Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”.

3. Применительно к автомобильным перевозкам под опасными грузами понимаются любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

4. В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (в ред. Приказов Минтранса России от 11 июня 1999 г. N 37 и от 14 октября 1999 г. N 77), на территории Российской Федерации установлен единый порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы. Указанные Правила обязательны для всех организаций, а также для индивидуальных предпринимателей.

5. Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предусмотрена разрешительная система на перевозку особо опасных грузов.

При перевозке автомобильным транспортом данных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении ответственного лица – представителя грузоотправителя (грузополучателя).

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Последний обязан выделить и сопровождающих лиц, и лиц военизированной охраны.

6. В тех случаях, когда по договору перевозки груза автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, этот водитель должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой. Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями Госавтоинспекции, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные организации, осуществляющие перевозки опасных грузов, или в которых временно стоят на учете транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

7. Технические характеристики тяжеловесного груза и крупногабаритного груза определены разд. I приложения к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ 27 мая 1996 г. В соответствии с п. 1.2 Инструкции под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд. I приложения 1; под крупногабаритным грузом подразумевается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в разд. I приложения 1.

Согласно п. 2.1 данной Инструкции перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом осуществляется после предварительного санкционирования органами системы Минтранса России.

Заявления для получения разрешений на перевозку указанных грузов в зависимости от вида предполагаемых перевозок, категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транспортного средства перевозчика подаются в соответствующие дорожные органы, на территории обслуживания которых начинается маршрут движения транспортного средства. Порядок рассмотрения и выдачи разрешений, а также дорожные органы, осуществляющие эти функции, определены разд. 2, 3 вышеназванной Инструкции.

8. Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог, службами, уполномоченными органами субъекта РФ или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.

9. Техническое состояние транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки, должно отвечать требованиям Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.

10. В соответствии с п. 8.4 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации в случае, если нарушение установленного порядка перевозки крупногабаритного и тяжеловесного груза привело к повреждению дорог, дорожных сооружений и коммуникаций по пути следования груза, владельцы или пользователи транспортных средств обязаны по требованию органов управления дорогами или владельцев (балансодержателей) сооружений и коммуникаций возместить им убытки в установленном законодательством порядке.

11. Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) вправе осуществлять только лицензиаты. В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование указанного вида деятельности отнесено к ведению Минтранса России и осуществляется Ространсинспекцией (см. подп. 3 п. 4 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 515; подп. 1.3 п. 1 Приказа Минтранса России от 7 мая 2002 г. N 61 “О лицензировании отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации”).

Читать еще:  Нарушение правил обгона КОАП РФ

Перечень лицензионных требований и условий по указанному виду деятельности установлен п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402. В соответствии с п. 1 данного Положения указанные лицензионные требования и условия распространяются на все виды деятельности по осуществлению перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом, подлежащие лицензированию, указанные в данном пункте комментария, а также в п. 4 комментария к ст. 12.23.

Согласно подп. “а”, “б” п. 3 вышеназванного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относятся:

– выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;

– соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, в том числе находящихся в технической эксплуатации на основании договора аренды или на ином законном основании, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации.

Нарушение лицензиатом – индивидуальным предпринимателем правил перевозки грузов автомобильным транспортом квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые в соответствии со ст. 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей (см. также п. 6 комментария к ст. 14.1).

12. Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, квалифицируются по факту неисполнения указанных в ней правил правонарушителем либо уклонения от их исполнения. Нарушение правил перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, рассматривается как преступление (ст. 218 УК).

13. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

а) начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем – в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

б) применительно к правонарушениям, предусмотренным ч. 1 комментируемой статьи, – сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание, – согласно п. 6 ч. 2 ст. 32.3 КоАП.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Должностные лица, указанные в подп. “а” данного пункта настоящего комментария, вправе передавать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, на рассмотрение судьям (см. абз. 2 п. 9 комментария к ст. 12.8).

14. О взимании административного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 7 комментария к ст. 12.1.

Правила буксировки транспортных средств и штрафы за нарушение

Буксировка транспортного средства — это серьезный процесс, который требует особенной сосредоточенности и внимания со стороны водителей. Для избежания неблагоприятных последствий, в ПДД прописано, как должна производиться буксировка транспортных средств, правила ее выполнения.

Общие положения

Буксировка — это совокупность действий, целью которых является перемещение одного автомобиля с использованием другого. Транспортное средство, которое перемещается, едет вторым, называется буксируемым, то, которое ему в этом помогает, едет первым — буксирующим. Правила буксировки автомобиля описаны в п. 20 ПДД.

Буксировка автотранспортных средств может происходить только при наличии водителя во втором ТС. Исключение составляет ситуация, когда мероприятия происходят с помощью жесткой сцепки, не позволяющей следующей машине отклоняться от траектории движения, по которой едет первая.

При осуществлении данных мероприятий, водители буксируемых автобусов и троллейбусов должны высадить своих пассажиров. То же правило действует в отношении водителей грузовых машин, перевозящих пассажиров в кузове.

Если используется вариант частичной погрузки, то их не должно быть еще и в кабине, а также в кузове той машины, что осуществляет буксировку.

Постановлением Правительства № 333 от 24.03.2017 в ПДД был введен новый пункт, запрещающий садиться за руль первого автомобиля водителю, стаж вождения которого не превышает 2 лет. Обратите внимание, что ограничение касается только водителей первого транспортного средств, в отношении буксируемого ограничений нет.

Нельзя осуществлять данные мероприятия если:

  • у буксируемого не работает система рулевого управления, в этом случае можно прибегнуть к варианту частичной погрузки для грузовых автомобилей или к услугам эвакуатора для легковых. Второй случай буксировкой не является;
  • у буксируемого не работает тормозная система, то есть она не позволяет осуществить торможение или осуществить какой — либо маневр, даже с наименее возможной скоростью движения. В данном случае следует прибегнуть к варианту использования жесткой сцепки или частичной погрузки. Но если вес перевозимого ТС меньше буксирующего в 2 раза, то возможен любой вариант;
  • происходит перевозка более одного ТС;
  • одним из участников этих мероприятий является мотоцикл без коляски, имеющий два колеса;
  • используется гибкая сцепка в условиях гололеда.

За нарушение перечисленных выше правил придется заплатить штраф в размере 500 рублей, в соответствии со ст. 12.21 КоАП. Правда норма предполагает альтернативный вариант ответственности в виде предупреждения.

Виды буксировки

Существует несколько видов буксировки транспортных средств. Самым популярным способом для легковушек является гибкая сцепка.

Перевозка ТС происходит с помощью троса, который можно найти в багажнике почти каждого авто. Трос фиксируется с помощью специальных креплений, они вкручиваются в заднюю часть буксирующего и в переднюю буксируемого.

Длина троса должны быть 4 — 6 метров. На него необходимо прикрепить не менее 2 специальных устройств, которые представляют собой флажки или щитки, имеющие чередующиеся красные и белые полоски, расположенные по диагонали. Размер флажков должен быть 2 см на 2 см, они должны быть выполнены из световозвращающего материала.

Возможно осуществлять буксировку с помощью жесткой сцепки. Она представляет собой металлическое приспособление, позволяющее скрепить между собой автомобили. В конструкции может быть одна точка крепления, а может быть несколько. Именно наличие нескольких крепежей создает такой вариант, когда буксируемый следует четко той траектории, по которой движется первое ТС.

Сама конструкция не может превышать 4 метров и обязательно должна соответствовать требованиям, предъявляемым ГОСТ 25907-89.

Существует еще один вариант — это частичная погрузка. Он применяется в основном для грузовых автомобилей. С помощью крана в буксирующее авто помещается передняя часть буксируемого и закрепляется там.

Сопутствующие нарушения

К сожалению, не все правила учтены в п. 20 ПДД, поэтому, чтобы иметь полную картину по правилам осуществления буксировки, необходимо обратиться к иным пунктам.

Скорость

Пункт 10.4 определяет максимальную скорость при буксировке, она составляет 50 км/ч. Если буксируется прицеп, то необходимо придерживаться следующего скоростного режима:

  • буксировка на автомагистрали легковушками может происходить со скоростью 90 км/ч;
  • на других дорогах — 70 км/ч.

Размер наказания будет зависеть от величины нарушения. За нарушение скоростного режима на 20 км/ч ответственности никакой не наступает. За превышение скорости на величину менее 40 км/ч, предусмотрен административный штраф в размере 500 рублей. За превышение установленного скоростного режима на величину от 40 до 60 км/ч определен максимальный размер штрафа в 1500 рублей.

Если скорость превышена более, чем на 60 км/ч, то можно еще и лишиться прав. Административный штраф за превышение на 60 — 80 км/ч колеблется от 2000 до 2500 тыс., а прав лишиться можно на срок 4-6 месяцев. Если скорость превышена более, чем на 80 км/ч, то отдать придется 5000 рублей или лишиться прав на полгода.

Читать еще:  Фотофиксация нарушений ПДД гражданами

За подобные повторные нарушение размер ответственности увеличивается. Повторным считается совершение такого же нарушения, если это произошло в течение одного года.

Кроме того, п. 16.1 запрещает двигаться по автомагистрали тем ТС, которые не могут развить скорость более 40 км/ч. То есть, если при буксировке повреждения машины не позволяют ехать быстрее установленного минимального значения, то придется заплатить штраф. Он предусмотрен ст.12.11 КоАП и составляет 1000 рублей.

Общие обязанности

Многие водители буксируемых транспортных средств считают, что они не являются полноправными участниками движения, поэтому к ним не применимы обычные требования, но это не так.

Водители таких ТС, по правилам п. 2.1 ПДД должны иметь при себе все необходимые документы: водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховку, справку об инвалидности, если на авто приклеен знак “инвалид”.

Если нет с собой документов на машину, забыли страховку или права, то придется отдать 500 рублей, но можно отделаться и предупреждением. Если страховка не была оформлена вовсе, а не просто забыта, то размер штрафа увеличивается до 800 рублей и альтернативность наказания в части 2 ст. 12.37 КоАП уже отсутствует.

Если нет с собой документов, подтверждающих правомерность применения информационной таблички “инвалид”, то водителю придется заплатить 5000 рублей штраф. Для юридических или должностных лиц ст. 12.4 КоАП определяет более серьезную ответственность 500 000 и 20 000 соответственно.

Достаточно распространенной ситуацией являются случаи, когда за руль буксируемого приходится сажать человека, который вообще не имеет прав, чтобы за руль первого посадить уже более опытного водителя. За передачу руля человеку, который прав на это не имеет КоАП в ст. 12.3 определяет штраф в размере 3000 рублей.

Все автотранспортные средства, выезжающие на дорогу, должны быть соответствующим образом зарегистрированы и пройти техосмотр. Ответственность за нарушение этого правила определена в ст. 12.1 КоАП и представляет собой штраф 500 — 800 рублей. Если в течение года за это же нарушение водитель пойман повторно, то ему грозит не только штраф в размере 5000 рублей, но и лишение на срок 1 — 3 месяца.

В соответствии с п.2.1.2 водитель должен пристегнуться и проследить, чтобы его пассажиры также использовали ремни безопасности. За нарушение этого правила предусмотрен штраф 1000 рублей.

Световые приборы

При использовании автомобиля, даже, если он движется за счет другого авто, необходимо использовать световые приборы.

Если движение происходит ночью или в таких погодных условиях, которые ограничивают видимость, то и на нем, и на машине — буксире, требуется включить “габариты”. Днем необходимо включить ближний свет или использовать “противотуманки”.

Так, в п.7.1 установлена необходимость включить аварийную сигнализацию, на том ТС, что подлежит перемещению. Если сделать это невозможно в связи с поломкой, то требуется использовать знак аварийной остановки, его нужно закрепить сзади авто.

Если вы забыли включить фары, то вам грозит ответственность по ст. 12.20 КоАП в виде 500 рублей. Нормой предусмотрен альтернативный вариант наказания в виде предупреждения.

Сами световые приборы должны соответствовать Основным положениям, утвержденным Постановлением Правительства № 1090 от 23.10.1993. Если требования не выполнены, то гражданам потребуется заплатить 3000 рублей.

Заключение

Буксировка автомобиля должны выполнять в соответствии с правилами дорожного движения. За нарушение их потребуется заплатит штраф в размере 500 рублей. Но при осуществлении данных мероприятий не стоит забывать, что буксируемое ТС продолжает оставаться участником движения, и к нему применяются общие правила, за нарушение которых также предусмотрена ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (495) 280-04-20
+7 (800) 511-29-38

Это быстро и бесплатно !

ОСАГО и буксировка: ищем виновного в “деликте”

Сцепка механических транспортных средств для буксировки одного другим опосредуется гражданско-правовым договором буксировки. При этом буксировка двух и более транспортных средств запрещена п. 20.4 Правил дорожного движения. Не следует также смешивать подобные отношения с автопоездом, где механическое транспортное средство сцепляется с прицепом.

Отличительная суть в том, что каждое механическое транспортное средство приводится в действие собственным двигателем, буксировка же требует тягового усилия буксирующего транспортного средства по передвижению буксируемого.

При буксировке каждое транспортное средство сохраняет юридическую самостоятельность друг по отношению к другу.

Иногда сцепка (гибкая или жёстка) разрывается и происходит столкновение участвующих в буксировке автомобилей, вызывающее механические повреждения каждого. Так как налицо взаимодействие источников повышенной опасности, отношения из причинения вреда подчиняются правилам генерального деликта (ст. 1064 ГК РФ).

В практике ставится проблема определения именно обязанного к выплате страхового возмещения по ОСАГО страховщика: застраховавшего ответственность владельца буксируемого или буксирующего автомобиля.

В конце 2009 года данный вопрос был вынесен на Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа. Во избежание обвинений в неправильном толковании вывода, приведу полный его текст: «Страховое возмещение должна выплатить страховая компания, в которой застрахована ответственность владельца буксируемого автомобиля, так как по полису ОСАГО собственника буксируемого автомобиля считается застрахованной также гражданская ответственность любого законного владельца, в том числе владельца основного транспортного средства, к которому на жёсткой сцепке присоединён буксируемый автомобиль. Страховой случай имеет место, поскольку вред причинён другому лицу при использовании транспортного средства, поэтому возникла обязанность страховой компании осуществить страховую выплату»[1].

Примечательно, что сам вопрос ставился о выборе обязанного страховщика по ОСАГО, а не по иному виду страхования! Для опровержения рекомендованного судам вывода необходимо обратиться к классификации видов страхования. ОСАГО относится к имущественному страхованию, представленному в отечественном гражданском праве тремя видами: страхованием имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков. Само название относит его ко второму виду, а последний делится на страхование деликтной ответственности (ст. 931 ГК РФ) и страхование ответственности договорной (ст. 932 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Таким образом, ОСАГО представляет собой разновидность страхования деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном нарушении абсолютных прав, повлекшем возникновение вреда. Таким образом, по договорам ОСАГО может быть застрахована лишь ответственность, возникающая на основании норм главы 59 ГК РФ.

Теперь необходимо определить правовую природу отношений по буксировке. Анализ системы юридических фактов, которые могут служить основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ), приводит к однозначному выводу о возможности возникновения буксировочного правоотношения исключительно на основании соглашения сторон – гражданско-правового договора (буксировки). Данный договор прямо не закреплён в Гражданском кодексе РФ, но известен в системе транспортных соглашений.

Нормы о деликтной ответственности (гл. 59 ГК РФ) не применяются к договорным отношениям, за исключением случаев так называемой «ответственности продуцента» (§ 3 гл. 59 ГК РФ).

Ответственность сторон любого договора, в том числе договора буксировки, в рамках относительного правоотношения контрагентов строится на нормах главы 25 ГК РФ. Такая ответственность называется в гражданском праве договорной, страхование риска наступления которой осуществляется на основании ст. 932 ГК РФ.

ОСАГО представляет собой разновидность страхования риска деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном причинении вреда.

Соответственно, в силу того, что при буксировке отношения сторон всегда основаны на договоре, при причинении вреда в рамках отношений «буксир – буксируемый» (т.е., если речь не идёт о причинении вреда третьим лицам) деликтное правоотношение возникнуть не может. На отношения страхования риска договорной ответственности действие законодательства об ОСАГО не распространяется. Страховой случай по ОСАГО в последнем примере не наступил. Соответственно, в ответе на поставленный вопрос о страховой компании, которая будет обязана произвести выплату по договору ОСАГО, следует сказать, что ни страховая компания буксира, ни страхования компания буксируемого, не должны выплачивать страховое возмещение по ОСАГО.

[1] Справочные материалы к заседанию научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 27 ноября 2009 года (Вопрос 12). – Ставрополь, 2009. С. 28 – 29.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector