Нарушение правил разметки на дороге
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Нарушение правил разметки на дороге

Штрафы за нарушение правил дорожной разметки

За нарушение правил разметки для водителей предусмотрены штрафные санкции, но строгость санкций зависит от конкретного нарушения. Нередко нарушителя привлекают сразу по нескольким статьям, если не соблюдается сразу ряд пунктов ПДД.

Что следует понимать под несоблюдением разметки на дороге

Если на автодороге присутствует разделительная, одинарная или двойная сплошная, обгон машин запрещается. Не соблюдая данное правило, водитель допускает сразу два нарушения:

  • Выезд на встречную полосу;
  • Несоблюдение требований дорожной разметки.

Согласно п.1.3 ПДД, водители должны знать и соблюдать требования знаков, светофоров и дорожной разметки. П. 9.9. поясняет, что движение по полосам разделения и обочинам запрещается.

Наиболее распространенной ситуацией является движение по обочине за пределами населенных пунктов. Водителями в таких случаях движут благие намерения – они пропускают другие автомобили, движущиеся с наибольшей скоростью. Но сами впоследствии могут быть наказаны в административном порядке, ведь по ПДД езда по обочинам запрещена. Разрешается только остановка, если линия проезжей части нарисована белым, а не желтым цветом.

Какие санкции здесь предусмотрены:

Статья КоАП РФ

За какой проступок

Санкции

12.16 Пересечение однородной разметки или игнорирование дорожных знаков Штраф 500 руб. 12.15 Движение машин по обочине или в специально организованной колонне, если водитель не является участником Штраф 1,5 тыс. руб.

Нарушение правил разметки на перекрестке

Практически на каждом перекрестке присутствует стоп-линия, которую нельзя пересекать при запрещающем сигнале светофора. Если ее нет, ориентироваться следует на знак «СТОП». При выезде с грунтовки водитель обязан остановиться до него, чтобы убедиться в безопасности своего маневра.

Бывает и так, что на перекрестках указывается направление движений по полосам, и водители должны соблюдать указатели. При нарушении данного требования будет составлено постановление по ст. 12.16 КоАП РФ.

Несоблюдение разметки при повороте

Согласно ПДД, поворот налево должен быть осуществлен только из крайней левой полосы, направо – из правой. Исключением являются Т-образные перекрестки: на них водители могут поворачивать налево из любого ряда.

П. 8.5. ПДД поясняет, что перед поворотом или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующий ряд и включить световые указатели (поворотник). Если на дороге отсутствует разметка, ориентироваться необходимо по знакам.

Поворот направо из левого ряда вне зависимости от вида перекрестка запрещается.

За такие проступки предусмотрено применение норм ст. 12.14 КоАП РФ за неперестроение в нужный ряд заблаговременно для поворота в соответствующую сторону.

Если на трассе присутствуют указатели для поворотов, и водитель их не соблюдает, ответственность наступает по п.2 ст. 12.16 КоАП РФ – штраф до 1 500 руб.

Можно ли останавливаться на обочине

Если обочина отделена желтой непрерывной линией, стоянка на ней запрещается, равно как и остановка. При несоблюдении данного требования водителя привлекут по ст. 12.19 КоАП РФ и обяжут выплачивать штраф – 500 руб.

То же самое касается и стоянки на «Z»-образной желтой линии, обозначающей остановку общественного транспорта, но здесь штраф возрастает до 1 000 руб.

Несоблюдение линий при парковке

Спорные моменты возникают, когда на парковке есть только одно свободное место, но, поставив автомобиль, водитель замечает, что линия разметки виднеется снизу посередине кузова. В большинстве случаев это происходит по вине 1-2 автолюбителей, припарковавших свои машины неправильно изначально.

Здесь применяются санкции ст. 12. 16 КоАП РФ, и автовладельца могут оштрафовать на 500 руб. Тот факт, что иных мест не было и все машины стоят с нарушением, не является причиной для отмены административной ответственности.

Для водителей за игнорирование знаков, светофоров или разметки предусмотрена административная ответственность. Размер штрафа зависит от конкретного нарушения. Если автовладелец не согласен с постановлением, он может оспорить его в ГИБДД или через суд в течение 10 суток с момента оформления. При положительном результате обжалования уплачивать штраф не придется.

Можно ли отбить несправедливый штраф? Можно! Вот пример

Каждый водитель, живущий в большом городе, наверняка хоть раз попадал под камеры видеофиксации. Одна ситуация, когда штраф приходит за дело (сам виноват), и совсем другая — вынужденное нарушение ПДД. Герой нашей истории получил «письмо счастья» из-за того, что объезжал препятствие на дороге.

— Зимой этого года я попал в абсурдную, но довольно типичную ситуацию.

С утра, как обычно, ехал на машине на работу. Двигаясь по улице Новослободская, собирался повернуть на Третье транспортное кольцо. На этом участке дороги полосу для поворота направо отделяет сплошная. Впереди — камера, фиксирующая нарушения требований разметки. И все бы ничего, но прямо перед поворотом на дороге лежала огромная куча снега. Чтобы ее объехать, мне в любом случае пришлось бы выехать за сплошную линию и повернуть направо уже со второй полосы. Это я, собственно, и сделал.

Вам письмо

Спустя пару дней приходит штраф. В документах сказано, что такого-то числа в такое-то время по адресу Новослободская, 64 при съезде на Сущевский вал водитель не выполнил требование, предписанное дорожной разметкой. Меня обвинили в нарушении ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и назначили штраф 500 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но меня возмутил сам факт. К «письму счастья» прилагалось фото с дорожной камеры — оно как раз доказывает, что я был вынужден нарушить правила. Кроме того, в кадр попали еще три машины, которые вместе со мной объезжали в тот момент препятствие через сплошную. Получается, буквально за одну минуту ГИБДД необоснованно оштрафовала четверых водителей. Можно только гадать, сколько нас таких было за день.

Виноват всегда водитель…

Понятно, что сегодня фиксация нарушений в Москве происходит в основном автоматически, но ведь нас, автомобилистов, заверяют, что в любом случае существует некая проверка в ручном режиме. По-хорошему, инспекторы должны были не штрафы с камер людям рассылать, а связаться с коммунальщиками и сказать, чтобы убрали снег с дороги. В конце концов, временно прекратить фиксацию нарушений на этом участке или обнулить выписанные штрафы — это в компетенции сотрудников ГИБДД, но этого почему-то никто не сделал. В итоге виноватыми остались водители.

Я буду жаловаться!

По закону на обжалование штрафа у собственника авто есть 10 суток. Они начинают отсчитываться с момента получения в письменном виде документов о привлечении автовладельца к административной ответственности. Как адвокат я бы не советовал пренебрегать временем, установленным на обжалование, потому что по его истечении доказать вашу невиновность будет гораздо сложнее. Придется восстанавливать сроки, а это лишнее юридическое движение. При этом бремя доказывания уважительных обстоятельств, по которым вы не подали жалобу, ляжет на вас.

Обжаловать штраф следует в той организации, которая его выписывала. В Москве это могут быть ГИБДД, МАДИ (Московская автодорожная инспекция. — Прим. ред.) или АМПП (Администратор московского парковочного пространства. — Прим. ред.). Все зависит от того, какие именно пункты ПДД вы нарушили. Внимательно посмотрите копию постановления: там должно быть указано, куда и кому направлять жалобу, если вы не согласны со штрафом. В моем случае мне необходимо было обратиться к начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Москве.

Коротко и по делу

Я подготовил жалобу на действия инспектора ГИБДД по привлечению к административной ответственности.

Конкретного шаблона для ее составления нет. И все же я советую прикрепить к вашему письму копию постановления о нарушении. Это упростит его поиск в базе ГИБДД, и есть вероятность, что процедура обжалования пройдет быстрее.

В тексте жалобы я сделал акцент на вынужденном объезде препятствия и отсутствии причинно-следственной связи между действиями водителя и нарушением правил дорожного движения. Но это мой вариант. На практике владелец авто может в свободной форме указать, с чем именно он не согласен — например, ему пришлось совершить: «вынужденный уход на соседнюю полосу»; «объезд препятствия»; «уход от столкновения» и т.д.

Читать еще:  ГИБДД отдел фотофиксации нарушений

Надо ли говорить о том, что ваши доводы не должны выглядеть надуманными. Если у вас на руках есть фото или съемка с автомобильного видеорегистратора, я бы посоветовал указать это в жалобе и просить приобщить их к материалам административного производства. Вы вправе требовать, чтобы запись была рассмотрена наряду с другими доказательствами. Особенно это актуально для ситуаций, в которых есть над чем поспорить. Но тогда надо готовиться к тому, что вас могут вызывать в группу разбора ГИБДД.

А механизм-то работает

  • Обжаловать необоснованные штрафы можно и нужно. Вы якобы не оплатили парковку?- пишите в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства» (АМПП). Штрафы за парковку под знаками 3.27 «Остановка запрещена» и 3.28 «Стоянка запрещена» или за парковку на зеленых насаждениях (клумбах, газонах и т.д.) обжалуются в Московской автодорожной инспекции (МАДИ). Штрафы за превышение скорости, парковку на тротуаре, пешеходном переходе, местах для инвалидов и другие нарушения ПДД нужно обжаловать в ГИБДД. Но учтите, что онлайн-обжалования в этой структуре пока нет.
  • Отслеживайте штрафы самостоятельно, особенно если вы — собственник авто, а на деле катается кто-то другой, — в этом случае велик риск пропустить сроки обжалования. В век информационных технологий отследить штрафы проще простого: рынок приложений для смартфонов пестрит услугами в духе «Узнать штрафы ГИБДД».
  • Если в ответ на вашу жалобу вам пришел отказ, то вы вправе перенаправить ее в вышестоящую инстанцию. Да, это займет больше времени (ненамного), но ведь на кону ваши гражданские права и деньги, — с какой стати платить даже 500 рублей за нарушение, которого не было?

Горизонтальная дорожная разметка, регулирующая расположение автомобилей на проезжей части

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье серии “Особенности применения дорожной разметки” будет рассмотрена горизонтальная дорожная разметка, регулирующая расположение автомобилей на проезжей части.

Т.е. речь пойдет про линии разметки, которые разделяют транспортные потоки противоположных направлений, попутных направлений, а также обозначают обочины.

Прочие типы горизонтальной разметки будут рассмотрены в следующей статье.

Напомню, что в первой статье серии была рассмотрена вертикальная дорожная разметка и особенности её применения.

Кроме того, сегодня речь пойдет и о возможных наказаниях за нарушение требований горизонтальной разметки, которые, нужно сказать, достаточно разнообразны.

Горизонтальная разметка, для разделения транспортных потоков противоположных направлений

Существуют несколько видов горизонтальной разметки, которые могут использоваться для разделения транспортных потоков противоположных направлений:

Рассмотрим каждый из представленных видов разметки поподробнее.

Линии разметки 1.1 и 1.3 запрещается пересекать в любом случае. За выезд через одну из этих линий разметки на встречную сторону проезжей части на водителя будет наложено лишение прав.

Что касается возврата на попутную сторону движения через “сплошную” или “двойную сплошную”, то и подобные маневры также запрещены правилами. Пункт 9.1 1 запрещает находиться на встречной полосе, отделенной одной из сплошных линий:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Основное различие линий разметки 1.1 и 1.3 состоит в том, что одинарная сплошная встречается только на дорогах, имеющих 3 и менее полос. Двойная сплошная может встречаться на двухполосных и трехполосных дорогах, имеющих широкие полосы движения (более 3,75 метра), а также на дорогах с 4 и более полосами движения, не зависимо от ширины полос.

Линии разметки 1.5 и 1.6, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, пересекать разрешается. Однако следует обратить внимание, что линия 1.6 предупреждает водителя о скором приближении разметки 1.1 или 1.11. Поэтому если Вы видите, что разметка 1.5 сменилась разметкой 1.6, воздержитесь от выезда на встречную полосу.

Обратите внимание, что хотя линии 1.5 и 1.6 разрешается пересекать, на дороге могут существовать дополнительные условия, которые выезд на встречную полосу запрещают. Например, подобным условием может являться знак “Обгон запрещен”.

Подробнее про особенности наказаний за выезд на встречную полосу Вы можете узнать в статье “Штраф за выезд на встречную полосу”. Здесь повторяться не будем.

Разметка 1.11 – это особая разметка, которая по сути является неким сочетанием разметки 1.1 и разметки 1.5. При этом для автомобилей, едущих со стороны сплошной, она является сплошной, а для едущих со стороны прерывистой линии – прерывистой.

Итак, эту разметку можно пересечь со стороны прерывистой (не нарушив при этом требований других пунктов ПДД), а также и со стороны сплошной при завершении обгона или объезда.

Разметка 1.9 применяется на дорогах, имеющих реверсивные светофоры. Особенности применения этой разметки рассматривались в серии статей “Реверсивное движение”.

Обратите внимание, что только перечисленные Выше типы разметки могут разделять транспортные потоки противоположных направлений. Однако некоторые из перечисленных линий могут использоваться и для разделения попутных полос движения, о чем речь пойдет чуть ниже.

Горизонтальная разметка, для разделения транспортных потоков попутных направлений

Рассмотрим особенности применения приведенной выше разметки. В принципе для обозначения границ полос движения на дороге может использоваться любая из вышеперечисленных линий, однако у некоторых линий есть особые свойства.

Разметка 1.7 используется для обозначения полос движения в пределах перекрестка. Увидеть её можно лишь на перекрестках, имеющих сложную и непонятную структуру. На обычных (квадратных) перекрестках такая разметка не встречается. Пересекать её можно всегда, но не нарушая другие пункты ПДД.

Горизонтальная дорожная разметка 1.8 обозначает границы полос разгона или торможения. Пересекать её также можно в любом случае и с любой стороны.

Напомню, что при наличии полосы торможения необходимо сначала перестроиться, а лишь затем начинать тормозить. То же самое нужно сказать и о полосах разгона. Сначала нужно на них разогнаться, а лишь затем перестраиваться на обычные полосы движения.

Что касается остальных линий горизонтальной разметки (1.1, 1.5, 1.6, 1.9, 1.11), то они уже рассматривались в этой статье. В целом они сохраняют свои значения с той лишь разницей, что применяться они могут и для разделения попутных полос движения на дороге.

На всякий случай напомню, что пересекать можно только прерывистые линии разметки, а также особую линию 1.11 со стороны прерывистой.

Горизонтальная разметка, для обозначения края проезжей части

Существует также и специальная горизонтальная дорожная разметка для обозначения границ проезжей части:

Обратите внимание, что для обозначения границ проезжей части в 2020 году могут использоваться только две сплошные линии горизонтальной разметки (1.1 и 1.2).

Указанные линии разметки внешне очень похожи друг на друга, однако имеют разную толщину:

Кроме того, эти линии имеют разное значение. Линию 1.1 пересекать запрещается всегда, а линию 1.2 разрешается пресекать для выезда на обочину и возврата с нее в местах, где разрешены остановка и стоянка транспортных средств.

На этом рассмотрение горизонтальной дорожной разметки, регулирующей расположение автомобилей на проезжей части, закончено. Хочу напомнить, что на дороге кроме белых линий разметки, могут встречаться и оранжевые, которые имеют точно такое же значение. Об особенностях их применения Вы можете прочитать в статье “Временные дорожные знаки и разметка”.

Штраф за нарушение дорожной разметки

Штраф за нарушение требований дорожной разметки в настоящее время составляет 500 рублей (или письменное предупреждение). Данный штраф накладывается при пересечении любой линии разметки, которую пересекать запрещено.

Единственным исключением является выезд на встречную полосу через любую сплошную линию разметки, который наказывается лишением прав на 4-6 месяцев или штрафом в размере 1 500 рублей. Повторное нарушение влечет лишение прав на 1 год или штраф в размере 5 000 рублей, если нарушение зафиксировано автоматическими камерами.

Объезд препятствия через сплошную в аналогичной ситуации влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 – 1 500 рублей.

Читать еще:  Нарушение правил проезда железнодорожного переезда штраф

Подробнее с действующими штрафами Вы можете ознакомиться на странице “Таблица штрафов ГИБДД 2020 года”.

Штраф за нарушение правил разметки в 2019 году

Движение по разделительной полосе

Разделительная полоса — это часть дороги, разделяющая полосы со встречным движением. Такая полоса есть не на всех дорогах. Чаще всего полосы разделены обычной линией разметки — прерывистой или сплошной, а иногда и двойной сплошной. В некоторых случаях разделительная полоса представляет собой участок, непригодный для передвижения автомобилей — на ней может расти трава или деревья. Но если разделительная полоса представлена обычным участком трассы, на который нанесена специальная разметка (горизонтальные параллельные линии), вероятность того, что автолюбители захотят объехать пробку именно по ней, существенно увеличивается.

Именно поэтому движение по разделительной полосе запрещено (п. 9.9 Правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

Кроме того, нарушением является и пересечение сплошной линии при перестроении на разделительную полосу (п. 1.26 приложения 2 к ПДД).

Ездить по разделительной полосе могут только:

  • автомобили с включенными синими проблесковыми маячками;
  • автомобили с включенными синими и красными проблесковыми маячками и звуковым сигналом, а также сопровождаемые ими автомобили, не имеющие таких спецсигналов.

Размер штрафа за движение по разделительной полосе составляет 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). Кроме того, водителю придется заплатить штраф за нарушение разметки — еще 500 рублей, если инспектор решит не ограничиваться предупреждением (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Нарушение рядности

Нарушение рядности — это несоблюдение правил маневрирования, которое влечет за собой привлечение водителя к ответственности в соответствии с ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ (предупреждение или наложение штрафа в размере 500 рублей). Нарушение рядности заключается в невыполнении требований ПДД в отношении осуществления процедуры поворота или разворота — такой маневр нужно выполнять с крайней левой или правой полосы, в зависимости от того, в какую сторону нужно повернуть. Это правило действует лишь в том случае, если на дороге нет разметки и водителю приходится ориентироваться самостоятельно, визуально определяя положение, из которого он должен перестроиться.

Если же на дороге нанесена разметка или установлены дорожные знаки, указывающие, с какой полосы нужно выполнять тот или иной маневр, нарушитель будет наказан штрафом в размере от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ).

А если водитель захочет перестроиться с одной полосы на другую, но забудет при этом включить поворотник, он может быть привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ (предупреждение или штраф 500 рублей).

За нарушение сплошной линии разметки штраф составляет 5 000 рублей. Альтернативное наказание — лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). За повторное нарушение водитель будет лишен прав на год. Если нарушение зафиксировал не инспектор, а камера, прав не лишат, но штраф в размере 5 000 рублей заплатить придется.

Если причиной нарушения стала необходимость объезда препятствия, расположенного на дороге, наказание будет мягче — штраф за нарушение разметки при перестроении в этом случае составит от 1 000 до 1 500 рублей (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ).

Нарушение на перекрестке

Нарушение правил разметки на перекрестке также является основанием для привлечения водителя к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 12.13 КоАП РФ нарушением является выезд на перекресток, на котором уже образовался затор, в том случае если водитель, остановившись на дороге, создает помеху другим участникам дорожного движения, двигающимся в поперечном направлении.

Участок дороги, на который нельзя выезжать при наличии на перекрестке затора, отмечается желтой разметкой. Она представляет собой группу параллельных линий, пересекающихся с другими параллельными линиями под прямым углом. Рисунок похож на вафлю — именно поэтому этот вид разметки неофициально называют «вафельным» или «вафельницей».

Штраф за такое нарушение составляет 1 000 рублей. При этом запрет на выезд на перекресток не действует в том случае, если водителю нужно повернуть налево или направо при отсутствии затора сразу же после перекрестка — в противном случае заплатить штраф за нарушение разметки при повороте на перекрестке все-таки придется. На «вафельнице» можно и остановиться, например для того, чтобы пропустить пешехода или автомобиль, двигающийся по встречной полосе.

Если «вафельница» есть далеко не на всех перекрестках, то наличие стоп-линии — обязательный атрибут почти для каждого пересечения дорог, оборудованного светофором. Стоп-линия — это линия, проехать дальше которой автомобиль, остановившийся на красный сигнал светофора, не имеет права. За такое нарушение линии разметки штраф составляет 800 рублей (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ).

Несоблюдение правил дорожной разметки при остановке и стоянке

Правила остановки и стоянки транспортных средств содержатся в разделе 12 ПДД. Так, запрещается остановка на участках, где расстояние от остановившегося авто до противоположного края дороги, разделительной полосы или сплошной полосы, запрещающей выезд на встречную полосу, составляет меньше 3 метров. Штраф за такое нарушение линии разметки штраф в 2019 году — 500 рублей, но не исключено, что инспектор ограничится устным предупреждением (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ).

Кроме того, запрещается остановка на расстоянии менее 15 метров от остановки автобусов или такси. За это нарушение дорожной разметки штраф составит 1 000 рублей (ч. 3.1 ст. 12.19 КоАП РФ).

Для Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрены повышенные размеры взыскания. Так, за первое правонарушение, совершенное в этих городах, придется заплатить 2 500 рублей, а за второе — 3 000 рублей (ч. 5, ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ).

И наконец, запрещается стоянка на парковочных местах, предназначенных для инвалидов и отмеченных соответствующей разметкой. За такое нарушение водителю придется заплатить 5 000 рублей (ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ).

Если вы не согласны с протоколом, который составил на вас инспектор ГИБДД, оспорьте его. Это можно сделать самостоятельно. Главное — составить обоснованную жалобу. О том, что для этого нужно, читайте в статье «Образец жалобы на протокол об административном правонарушении».

Итак, за нарушение разметки штраф в 2019 году зависит от того, требования какой именно разметки и при каких обстоятельствах не учел водитель. При совершении любых действий на дороге — перестроении, парковке, остановке, повороте и т. д. — необходимо обращать внимание на разметку, нанесенную на дорожное покрытие. Игнорирование размещенных на полотне знаков повлечет привлечение водителя к административной ответственности, если нарушение будет замечено инспектором ГИБДД или попадет на камеры автоматической фиксации.

Больше полезной информации — в рубрике «Штрафы ГИБДД, лишение прав».

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.15, является порядок управления транспортным средством. Виновный нарушает не только нормы Закона о безопасности дорожного движения, но и пунктов 9.1-9.11; 11.1-11.7 ПДД, иных правил в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1). Законом N 210 от 24.07.07 данная статья изложена в новой редакции (она вступила в силу с 11.08.07).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 2 ст. 12.15 состоит в том, что виновный двигается на транспортном средстве по:

а) пешеходным дорожкам, т.е. участкам дороги, предназначенным для движения пешеходов (их следует отличать от “пешеходных переходов”, т.е. участков проезжей части дороги, отмеченных знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенных для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1, 5.16.2);

б) велосипедным дорожкам, т.е. участкам дороги, обозначенным дорожной разметкой или соответствующими знаками;

в) тротуарам (т.е. участкам улиц в населенном пункте, предназначенном для прохода пешеходов);

2) ч. 1 ст. 12.15 состоит в том, что виновный нарушает правила:

а) расположения транспортного средства на проезжей части дороги (например, о том, что они должны по возможности вести транспортное средство ближе к правому краю проезжей части, о том, чтобы не наезжать на прерывистые линии разметки, если не совершается перестроение, п. 9.4, 9.7 ПДД), а также совершает движение по обочинам (т.е. участкам дороги справа и слева от проезжей части: обочины; они должны использоваться только для стоянки или остановки ТС, но не предназначены для движения: оно допускается только в случаях предусмотренных в ПДД);

Читать еще:  Фотофиксация нарушений правил парковки

б) встречного разъезда (например, если виновный слишком сократил боковую дистанцию, не уступил дорогу встречному транспортному средству, хотя на его стороне было препятствие, т.е. нарушил п. 11.7 ПДД);

в) обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Примером подобного рода нарушений может служить перестроение (после обгона) в прежнюю полосу движения слишком близко от транспортного средства, которое водитель обогнал, т.е. нарушил п. 11.1 ПДД. В практике возникает вопрос: нет ли противоречий между правилами ч. 2 ст. 12.15, с одной стороны, и п. 1.2 ПДД (о том, что “обгон – это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы”) и п. 9.4 ПДД (о том, что движение транспортного средства по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном) – с другой? Нет, в данном случае противоречия отсутствуют. Обгоном и в ч. 2 ст. 12.15, и в ПДД считается опережение одного транспортного средства другим, связанное с выездом (обгоняющего транспортного средства) из ранее занимаемой (сзади обгоняемого транспортного средства) полосы движения; и в п. 9.4 ПДД имеется в виду ситуация, когда такого предварительного выезда из занимаемой полосы движения не было.

Кроме того, виновный пересекает организованную группу, колонну, не пропустив ее, либо занимает место в этой колонне;

3) ч. 3 ст. 12.15 состоит в том, что виновный въезжает:

а) на трамвайные пути встречного направления (по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью движение разрешается в случаях предусмотренных в п. 9.6 ПДД). Нужно также учесть, что если перед перекрестом установлены дорожные знаки 5.15.1 и 5.15.2 – движение по трамвайным путям через перекресток – запрещается (п. 9.6 ПДД);

б) на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Однако в данном случае такой выезд связан (“соединен” т.е. совершается в этих целях и одновременно с этим маневром) с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия (например, стоящего ТС, кучи щебня и т.д.). При этом объективная сторона правонарушения предусмотренного в части 3 не охватывает случаи, когда выезд на встречную полосу связан с обгоном либо совершается в целях продолжения движения навстречу транспортному потоку, движущемуся по встречной полосе (впрочем движение по последней, даже в случаях, кода на ней нет других ТС – тоже не подпадает под признаки правонарушения предусмотренного в ч. 3 ст. 12.15, а охватывается объективной стороной правонарушения предусмотренного в ч. 4 ст. 12.15);

4) ч. 4 ст. 12.15 состоит в том, что виновный выезжает на полосу встречного движения в случае, когда это запрещено ПДД, например, если при обгоне виновный создает помехи движущимся по своей полосе транспортным средствам, т.е. едущим во встречном направлении (п. 11.1 ПДД), едет по дороге, предназначенной для встречного движения, хотя его полоса свободна (п. 9.3 ПДД); пересекает двойную разделительную полосу (в случаях указанных в п. 9.2 ПДД). Данное правонарушение налицо во всех случаях (помимо тех, что исчерпывающим образом указаны в ч. 3 ст. 12.15) выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Верховный Суд РФ (в п. 12 Пост N 18) разъяснил, что:

а) непосредственно в ПДД выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения запрещен в следующих случаях:

– на дорогах с двусторонним движением, имеющим четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п. 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3;

– на дорогах с двусторонним движением, имеющим три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.3 ПДД);

– запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных ТС без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абз. 2 п. 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью С выездом на полосу встречного движения (абз. 6 п. 11.5 ПДД);

– запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом ТС (абз. 8 п. 15.3 ПДД);

– запрещается выезжать на трамвайные пути встречного. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом п. 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю;

б) нарушение требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по ст. 12.15, поскольку эта норма является специальной по отношению к ст. 12.16. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 “Обгон запрещен”; 3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”; 5.11 “Дорога с полосой для маршрутных ТС”, а также дорожной разметки 1.1;

в) нарушение требований дорожного знака 3.1 “Въезд запрещен”, повлекшее движение во встречном направлении по дороге предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.15.

См. также комментарий к ст. 12.5.

Оконченными все упомянутые правонарушения считаются с момента совершения. Они совершаются в форме действий.

3. Для правильного применения ст. 12.15 нужно также учитывать следующие разъяснения ВС:

– если протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющей единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица и не меняет подведомственности рассмотрения дела. При этом судья вправе переквалифицировать действия лица привлекаемого к административной ответственности с ч. 4 ст. 12.15 на ч. 3 ст. 12.15, с назначением наказания в виде штрафа (п. 13 Обзора от 25.03.09);

– поскольку санкция, установленная ч. 3 ст. 12.15 содержит более строгую меру ответственности по сравнению с административным наказанием предусмотренным ч. 2 ст. 12.15 переквалификация с ч. 2 ст. 12.15 на ч. 3 указанной статьи – невозможна (п. 8 Обзора от 30.05.07).

– протокол о совершении нескольких административных правонарушений должен быть возвращен судьей в орган или ДЛ его составившему, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании п. 4 части 1 ст. 29.4, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях (п. 6 Пост. N 18).

4. Субъектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 12.15, являются только водители транспортных средств.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется или умышленной, реже неосторожной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

5. За совершение административных правонарушений, предусмотренных в:

1) ч. 1-3 ст. 12.15 допускается назначение лишь административного штрафа;

2) ч. 4 ст. 12.15 – только лишение права управления транспортным средством;

3) административный штраф может налагать и судья, и органы внутренних дел, а лишение права управления транспортным средством назначает только судья.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector