Нарушения ПДД — Разъяснения от ГИБДД. Часть 1
Все статьи серии «Нарушения ПДД РФ. Разъяснения от ГИБДД.»:
30 марта 2012 г. ГИБДД на официальном сайте опубликовала схемы типовых нарушений ПДД РФ. Это связано с опубликованными ранее изменениями к Постановлению Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18, где Верховный Суд разъясняет спорные ситуации, возникающие при при рассмотрении дел по административным правонарушениям возбужденным против водителей.
В этой статье мы подробно рассмотрим предоставленные от ГИБДД нам схемы нарушений ПДД РФ и выясним помогают они водителям или наоборот только вводят в заблуждение.
Первый и самый важный момент эти схемы нарушений пдд не имеют никакой юридической силы!
Второй момент, не смотря на то, что плакаты содержат заголовок «В помощь водителю», на официальном сайте ГИБДД сообщают, что они будут использованы для обучения инспекторов ДПС.
Таким образом при общении с инспектором ДПС, если содержание схемы против водителя, инспектор будет показывать и рассказывать как злостно вы нарушили правила и не зная тонкостей, по картинке вас не сложно будет убедить в совершенном правонарушении. Однако, если схема окажется в пользу водителя и вы будете доказывать свою правоту ссылаясь на изображение на схемах инспектор вполне обосновано может отказаться от ваших доводов, т.к. повторюсь эти схемы не имеют никакой юридической силы. И не стоит забывать, что Постановление Пленума ВС дает разъяснение судам, а как его воспримет конкретный судья только этому судье и известно.
Поэтому рассматривать схемы нарушений мы будем ссылаясь исключительно на законодательные акты. Но и это тоже не дает гарантий, что будет выведено единственное и верное решение, т.к. законы и Правила дорожного движения написаны не четко дают возможность по различному трактовать их содержание. Мы постараемся следовать логике и разуму, однако, не стоит забывать, что испектора ДПС всегда трактуют против водителя.
Итак, Ситуация 1:
В чем спорность ситуации не понятно, главня фигура в этой схеме это знак 4.1.5 «Движение прямо или налево» за нарушение которого вполне справдливо нужно отвечать по части 2 статьи 12.16 КоАП РФ.
2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Ситуация 2 аналогична,
только тут нарушение знака 3.19 «Разворот запрещен»:
Но может возникнуть вопрос по формулировке статьи 12.16 КоАП РФ.
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
Кто то может углядеть во фразе «предписанных дорожными знаками», что статья распростроняется только на предписывающие знаки. Нет. Статья предусматривает ответственность за нарушение всех дорожных знаков и разметки. И в данном случае штраф от 1000 до 1500 рублей.
Наличие на перекрестке разметки, приоритет дорог и количество полос в этой ситауции значения не имеют
Ситуация 3
Ситуация схожа, но очень важный момент, поворот осуществляется направо. Маневр не такой опасный, как в предыдущих примерах, потому что нет пересечения встречного потока, поэтому за такое нарушение наказание значительно лояльней и штраф составляет 300 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.16 КоАП РФ.
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.
Ситуация 4
«Объезд». Основная сложность это доказать, что вы объезжали препятствие, практика показывает, что именно вы будете доказывать свою невиновность.
На схеме сомнений в нарушении не возникает и за такой объезд предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.15 .
3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Нарушением здесь является пересечение двойной сплошной линии разметки 1.3, а также нарушения требований Правил дорожного движения. Ситуация бесспорная — штраф от 1000 до 1500 рублей.
Давайте теперь рассмотрим спорные ситуации:
1. На дороге отсутствует разметка и знаки, в этом случае должны быть доказательства, что на дороге в соответствии с п.9.1 Правил дорожного движения менее 4-х полос, либо если дорога широкая, то для снятия ответственности нужны доказательства, что ваш автомобиль находился на правой половине проезжей части.
Второй спорный момент — это двухполосная дорога со сплошной линией разметки 1.1 и отсутствие возможности объехать препятствие справа.
Пересечение разметки 1.1 запрещено без каких либо исключений. Это одна из недоработок правил.
К счастью существует негласное правило и звучит оно примерно так: «Если невозможно объехать препятствие справа, допускается объезд слева» действует как для водителей, так и для инспекторов. В противном случае проехать участок без нарушения невозможно и единственная зацепка это статья 2.7 КоАП РФ. Крайняя необходимость
Ситуация 5
Первая в нашем обзоре ситуация, когда нарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления транспортным средством по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев,
а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи —
наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Вновь схема предоставленная ГИБДД не вызывает никаких вопросов в толковании, за исключением, что знак 5.11 в соответствии с ГОСТ должен быть установлен с двух сторон дороги или над проезжей частью.
Обратите внимание, что в случае применения средств автоматической фиксации, предусмотрен только штраф в размере 5000 рублей.
Не являются такими средствами оборудование установленное в патрульной машине, т.к. фиксация правонарушения осуществляется инспектором ДПС, а фото-видеоматериалы используются для доказательства совершения правонарушения.
Давайте теперь рассмотрим более типичную ситуацию: знак есть, а разметка отсутствует.
Но не спешите обольщаться, доказать это суду шансы минимальны. Определение границы встречной полосы для маршрутных транспортных средств в данной ситуации осуществляется как и в случае с объездом препятствия негласными правилами. Границы могут быть разными: либо на глаз определяется 3 метра, либо расстояние должно быть достаточным для встречного разъезда, либо середина проезжей части и все это индивидуально и субъективно. Поэтому для избежания неравного боя с инспектором ДПС и судом лучше двигаться по правой половине проезжей части.
Доказательству отсутствия вины водителя в данной ситуации мы в ближайшее время посвятим отдельную небольшую статью.
На этом мы заканчиваем первую часть обзора схем типовых нарушений ПДД и желаем вам дорог без препятствие и штрафов.
Когда требуется составление схемы нарушения?
Руководитель представительства
Ответственность за нарушение
Если Вас привлекли к ответственности по статье 12.15.4 КоАП (выезд на полосу встречного движения равно как и выезд на трамвайные пути встречного направления) или 12.16.3 КоАП (движение в обратном направлении по одностороннему движению) то помимо привычного протокола об административном правонарушении будет составлена схема административного нарушения.
Постараемся ответить на основные вопросы, касающиеся схемы нарушения правил, возникающие у автовладельцев.
Законодательство
Приложением №7 к Административному регламенту (Приказ МВД №185) определен и установлен образец схемы места совершения административного правонарушения, которую автовладельцы называют просто: Схема административного правонарушения или схема нарушения правил.
В Приложении четко определены все критерии, указывающие на то, что именно (какие сведения) должна содержать схема инспектора полиции.
п.п. 118. При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, сотрудник, выявивший административное правонарушение, составляет подробный рапорт и (или) схему места совершения административного правонарушения (приложение N 7 к Административному регламенту), которые прилагаются к делу. Схема места совершения административного правонарушения подписывается сотрудником, ее составившим, и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанного лица от подписания схемы в ней делается соответствующая запись. Собственно, подобная запись должна делаться в любом протоколе, если автовладелец отказался от его подписи.
Проверьте есть ли схема нарушения в приложении!
Схема и протокол, рапорт и определение – это, по факту, обязательные документы дела об административном правонарушении. Схема, при этом, прилагается к протоколу, о чем делается в соответствующей графе протокола об АП. Однако, согласно п.п.118 схема места совершения правонарушения не является обязательной и составляется при необходимости изложить иные сведения, которые невозможно отразить в протоколе. В нашей практике мы за несколько лет встречали лишь 2 дела в которых отсутствовала схема нарушения ПДД по статье 12.15.4 КоАП
Читать еще: ГИБДД пожаловаться на нарушение ПДД
Подписывать ли схему нарушения?
Как следует из п.п.118 – схема не является обязательным документом, но при этом, если она все-таки есть, то и составлена должна быть правильно. Оформление схемы нарушения ПДД – важное обстоятельство на которое обращает внимание наш юрист при осуществлении защиты! Ведь материалы дела не могут противоречить друг другу. Так, например, схема нарушения правил не может и не должна противоречить протоколу. Схема и протокол не могут противоречить рапорту и наоборот.
А вот если схему инспектор не предоставляет со словами: я составлю схему по 12.15 потом… То будьте внимательны! Если схема 12.15 будет составлена «потом», то указания на ее приложение к протоколу не должно быть. Запись в протоколе и его копии: К протоколу прилагается видео (фото), рапорт, схема…-указывают на то обстоятельство, что некая схема имеется и она отправляется со всеми материалами в судебный участок.
Если схема нарушения не верная!
Схема нарушения ПДД (правил дорожного движения), безусловно, может оказаться не верной и искажать реальные события. Мало того, на участке, на котором инспектор полиции работает каждый день, он использует откопированные бланки схемы нарушения ПДД и просто вписывает в них номер автомобиля, который нарушил ПДД.
Схема выезда на встречную достаточно часто принимается судами безоговорочно несмотря на имеющиеся недостатки. И в этом случае четко просматривается юридическая неопытность водителей.
Что делать со схемой административного правонарушения?
Для начала необходимо проанализировать протокол и схему право нарушения, а затем приступить к анализу других материалов дела. Анализ схемы нарушения правил проводится вместе с протоколом об АП на бесплатной консультации или, если у Вас нет возможности подъехать в наш офис – консультация будет предоставлена по электронной почте. Как уже упоминалось выше, если схемы нет на момент получения консультации (а мы рекомендуем делать это до суда) то Вы нарисуете ее самостоятельно в нашем офисе, а затем, когда будет вырабатываться и утверждаться линия защиты – схему об АП мы получим в виде копии или фотографии из материалов дела в суде. Так что же все – таки делать со схемой нарушения? Ее можно исключить, можно доказать в суде, что она противоречит другим материалам дела, можно оставить если схема в нашу пользу, можно вернуть схему и, разумеется, все материалы дела в ГИБДД. Это все делают наши юристы и сможете сделать Вы сами после получения бесплатной консультации.
Правомерность схемы при составлении ее самим автовладельцем:
Схема инспектора и рисунок нарушения – разные вещи. Если Вами будет составлена схема, указывающая на отсутствие нарушения в виде рисунка, то, скорее всего, она не будет принята судом в качестве доказательства. Если же схема будет составлена и оформлена правильно, то схему не только примут в качестве доказательства, но и исследована в полном объеме! Иногда автовладельцы говорят нам о том, что даже правильно составленная схема не была принята судом по непонятной причине. Когда наши юристы на бесплатной консультации начинают выяснять причину этого, оказывается, что была допущена простейшая ошибка – не было представлено ходатайство о приобщении схемы отсутствия выезда на встречную и судья правомерно проигнорировала обращение гражданина. Подобных, казалось бы, мелких нюансов возникает очень много и водителю не нужно знать их все уже даже потому что это просто невозможно. При этом, все подобные тонкости Вам расскажут наши юристы на бесплатной консультации:
Получить бесплатную консультацию автоюриста за 10 минут
Вы также можете позвонить по телефону 8-800-505-1395. Звонок бесплатный.
Какие существуют доказательства нарушения ПДД? Схема правонарушения
В этой части статьи мы, как и договаривались, обсудим оставшиеся вопросы, касающиеся доказательной базы. Остановились мы на схеме правонарушения.
Схема
Когда гражданину вменяется нарушение, выразившееся в виде выезда на полосу встречного движения, то еще одним доказательством будет являться схема. В материалах дела по факту привлечения к ответственности за выезд на встречную полосу движения, нарушения дорожных знаков схема является самостоятельным документом, который приобщается к протоколу об административном правонарушении.
Но для того, чтобы схема была принята в качестве надлежащего и допустимого доказательства необходимо, чтобы она отвечала определенным требованиям. Крайне необходимо учитывать то, что схема должна составляться в вашем присутствии, с тем, чтобы вы могли выразить свое согласие либо несогласие с ней. Первоначально следует обратить внимание, а содержится ли в самом протоколе информация о том, что к протоколу прилагается схема нарушения, а затем уже исследовать ее на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Так на схеме должны быть обязательно отражены особенности ландшафта, его неровности, возвышенности , а также должно быть зафиксировано направление движение вашего автомобиля. К обязательным составляющим схемы также относятся указание конкретного участка дороги, на котором было зафиксировано нарушение, так как особенно важным данный момент является при вменении вам выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, с пересечением сплошной линии разметки, поскольку на отдельном километре дороги на дорожное полотно может быть нанесена и разметка 1.1 и 1.6, 1.5, поэтому необходимо указание на километраж и метраж того участка, где вы якобы совершили запрещенный маневр.
Схема должна содержать данные о лице, ее составившем, дату и время составления, подписи лиц (как составивших, так и лиц, которые являются свидетелями по данному делу); сведения о всех знаках расположенных на описываемом участке; информация об обгоняемом вами транспорте; о месте нахождения сотрудников ГАИ.
Если схема составлялась не в вашем присутствии, на ней не стоит ваша подпись о согласии либо несогласии с составленной схемой, то она признается составленной с нарушением закона, на основании чего схему нельзя принять в качестве доказательства. Ну, а теперь самое интересное — такого понятия как «схема правонарушения» не существует! Применяется понятие «Схема ДТП», и к такой схеме предъявляются определенные требования по ее составлению. Таким образом,
как бы ни была составлена схема нарушения, если она не устраивает правонарушителя, он может ее исключить из доказательной базы.
Фото- и видеосъемка
Зачастую при остановке вас на трассе и вменении вам совершения такого правонарушения как выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения в нарушение правил дорожного движения, вам сообщают о том, что велась видео- или фотосъемка, на которой отчетливо видно, как вы совершаете нарушение.
Так вот, в большинстве случаев подобные заявления имеют под собой совершено определенные мотивы. Вам могут показать эту запись прямо на месте остановки, а могут сообщить о том, что все вы увидите в судебном заседании — не факт что ее вообще производили. В любом из случаев не стоит сразу признаваться в совершении правонарушения.
Применение сотрудниками ГИБДД видеофиксации нарушения должно быть выполнено в строгом соответствии с установленными в законе нормами. Так применение видео- и фотофиксации должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, с обязательным указанием на дату поверки применяемого прибора (ст. 26.8 КРФобАП).
При рассмотрении представленных в деле фотоснимков необходимо обращать внимание на то, а подтверждают ли данные фотоснимки вашу виновность, отражают ли пересечение вами сплошной линии, видно ли на них, что это именно ваш автомобиль совершил запрещенное ПДД действие, существует ли привязка к объекту, видны ли все имеющиеся на данном участке дорожные знаки.
В случае же, если проводимая инспекторами запись проводилась на бытовую видеокамеру или другое средство и информации о проведенной съемке и дате поверки прибора не содержится в протоколе, то необходимо исключать имеющиеся в деле фотоснимки и видеозапись из доказательственной базы. То же самое необходимо сделать, если в судебном участке, куда были переданы материалы дела, отсутствует техническая возможность для просмотра записи.
Одна из популярных уловок инспекторов заключается в следующем. Для убеждения водителя в совершении правонарушения демонстрируется наличие камеры, а для пущей убедительности в суд передается диск с записью. Технической возможности для просмотра записи нет, но судья воспринимает это примерно так: уж если передали диск, значит, на нем видно само нарушение.
Поскольку гражданин имеет право знакомиться с материалами дела, ознакомьтесь с диском. Переверните диск и посмотрите, а записано ли на нем вообще что-либо — передача пустых дисков уже стала нормой. Помните, в качестве обеспечения технической возможности вы всегда можете принести свой ноутбук или DVD плеер.
Читать еще: Как камеры фиксируют нарушения скорости?
Как вы успели уже понять, нами были перечислены доказательства, которые представляются сотрудниками ДПС. Поскольку в ст. 25.1 КРФобАП лицу предоставлена возможность наравне со стороной обвинения представлять свои доказательства, вы должны в полной мере пользоваться такой возможностью.
Что же должны предоставить суду, в свою очередь, вы?
В первую очередь вы представляете суду свое объяснение, в котором излагаете событие, нарушение, представляете свои доводы и опровергаете, ссылаясь на нормы закона, доказательства, представленные противоположной стороной. Они должны быть переданы суду в письменной форме и должны быть приобщены к материалам дела.
Почему речь идет именно о письменной форме? Все то, что передается суд в письменной форме, в форме распечаток и любых других вещей, являющихся носителями информации, приобщается к делу. Впоследствии это заставит суд более объективно рассматривать дело.
Вторым вашим основным документом в случае нарушения вами правил дорожного движения, предусматривающих выезд на сторону дорожного движения, будет являться схема, составленная вами и подписанная свидетелями.
А к категории остальных документальных свидетельств будут относиться фотографии места нарушения, указывающие на наличие либо отсутствие дорожных знаков или разметки, ям и других важных моментов.
При этом учтите, что фотоснимки примутся судом только при соблюдении вами определенных требований к их оформлению, а также в том случае, когда указанные снимки отражают обстоятельства, относящиеся именно ко дню совершения вменяемого вам правонарушения.
Помните, что аудиозаписи и видеосъемка, сделанные в том числе на мобильный телефон, это тоже доказательства. Вам, в отличие от инспекторов, приобщать эти материалы на законных основаниях будет намного проще.
Все доказательства, имеющиеся в деле и представленные вами, должны оцениваться судом и должностными лицами по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Схема нарушения ПДД
1. Можно ли считать схему места совершения нарушения ПДД, официальным документом?
1.1. Схема совершения правонарушения может рассматриваться при рассмотрении дела в качестве доказательства, должны соблюдаться определенные требования к ней.
2.1. Можете запросить эту схему в ГИБДД, срок исполнения запроса 30 суток. Можете в судебном заседании по рассмотрению адм. материала заявить письменное ходатайство об истребовании данной схемы и если ходатайство будет обоснованным суд его обязательно удовлетворит, либо обязан будет вынести письменное определение об отказе в его удовлетворении.
2.2. Можете запросит эту схему, если ее нет. В крайнем случае, заявите ходатайство в суде о запросе данной схемы в ГИБДД.
3.1. 1. Если указанные видеоматериалы являются доказательством по делу, подтверждающем факт Вашего правонарушения, то они должны быть приобщены к материалу об АП в виде физического носителя (если это видео).
2. Вы вправе ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств необходимых для рассмотрения материала об АП в отношении Вас.
3. Исходя из практики, если фиксация правонарушения происходила на регистратор служебного автомобиля, но было извлечена и приобщена, то вероятнее всего она просто перезапишется примерно через 40-50 дней.
4.1. Санкция предусматривает и штраф, укажите что обгон начинали когда была прерывистая, т.е. умысла нарушать не было, и первый раз, это тоже плюс, поэтому можете рассчитывать только на штраф без лишения.
4.2. Все зависит от того какие показания вы дали при составлении объяснения в ГИБДД. А также подписали ли схему нарушения. Поэтому такие показания и давайте, какие сейчас.
4.3. Доброго времени суток
безусловно у Вас есть все шансы остаться без водительского удостоверения, так как нарушение есть
Удачи Вам в решении Вашего вопроса.
5.1. сложно рассуждать по вашему вопросу не ознакомившись с документами. Но в любом случае есть смысл обжалования. Будет необходимость обращайтесь работаю в Грозном.
5.2. Нужно подготовить жалобу в прокуратуру на основании ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», можно по интернету через сайт прокуратуры. В жалобе необходимо изложить информацию о нарушении ваших прав. Обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, адрес и контактные данные. Указывать конкретные статьи закона необязательно. Обращение составляется в письменной форме на имя прокурора. К жалобе приложите соответственные документы (если имеются) и доказательства. Прокуратура проведет проверку и если факт нарушения Ваших прав подтвердится, то примут меры.
5.3. Не знаю все информации и не знакомишься с документами по административному материалу сложно что-то сказать, в любом случае если вы не согласны с вынесенным постановлением можете обжаловать его вышестоящий суд.
6.1. Нет не должен, но если они в Вашу пользу заявляйте ходатайство в суде об истребовании схемы и видео из ГИБДД.
6.2. Если дело рассматривает суд, то материалы ДТП обязательно за требуются судом. Схема ДТП обязательно. Что касается видео, то если оно есть. Вы можете заявить ходатайство о предоставлении видео, если считаете, что факт нарушения не доказан. Любые сомнения в Вашу пользу. Ст.1.5 КоАП РФ.
6.3. Если данная запись есть у сотрудников ГИБДД то они должны ее предоставить в суд, если ее нет, то надеюсь это в вашу пользу? Всего доброго и удачи вам.
7.1. в данном случае может закончиться выигрышем. Если на схеме тоже не видно нарушении и нет при этом видео. Также судья с вами будет согласен.
8.1. Вы сами могли вписать в протокол своих свидетелей. Для этого там есть специальная графа.. для заявлений.
В соответствии со статьей 25.7 КоАП в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Приводите в суд своих свидетелей, сразу в первое заседание. Пусть там дают показания.
8.2. Если есть свидетель нарушения, то он одновременно не может быть понятым, а ваших свидетели нужно обязательно привести в суд. В такой ситуации у вас есть хорошие шансы для прекращения дела, то есть для решения в вашу пользу.
9.1. Если не согласны, то обжалуйте решение суда. Предоставьте свои док-ВА.
10.1. Спасибо за ваш вопрос.
Своё решение мотивированное суд должен в течение 5 дней изготовить, после чего вы можете его получить, где будет написаны обоснования такого решения суда.
В вашем случае, необходимо подготовить и подать жалобу на решение суда в областной суд.
Если для вас это важно и есть финансовая возможность, то вам стоит придти и получить юридическую консультацию по вашим документам, что бы знать, как лучше всего сделать из всех возможных вариантов.
Всего доброго!
Мы всегда рады будем Вам помочь!
10.2. суд должен вынести мотивированное решение. Если с решением не согласны, подавайте жалобу.
11.1. Стандартный набор документов. Чтобы выиграть дело, нужно доказать, что не было нарушения, т.е. не выезжали на встречную полосу. А бытовая камера или нет – значения не имеет. В любом случае лучше взять юриста для этого дела.
11.2. Обратиться за помощью к юристу. Токо так!
12.1. Обратитесь к юристам, если доказательств нет, то возможно и ответственности не будет.
12.2. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
13.1. Надо нанимать юриста для защиты прав. Скупой платит дважды и без прав остается.
13.2. Для составления жалобы необходимо ознакомиться с постановлением судьи.
Каждое дело о нарушении ПДД можно развалить
Знаете ли вы, когда приходит время перед кучей бумажек почувствовать себя букашкой? Всякий, кто сидит за рулем, знает: это когда инспектор ДПС стряпает на водителя протокол, собирает увесистое досье, а потом передает дело в суд. А судья, размахивая перед носом водителя кучей бумаг, приговаривает его. быть букашкой.
Знаете ли вы, когда приходит время перед кучей бумажек почувствовать себя букашкой? Всякий, кто сидит за рулем, знает: это когда инспектор ДПС стряпает на водителя протокол, собирает увесистое досье, а потом передает дело в суд. А судья, размахивая перед носом водителя кучей бумаг, приговаривает его. быть букашкой.
Противостоять этому можно, лишь, будучи уверенным: не такие уж и страшные эти бумажки. Надо только знать: как превратить их в обыкновенную макулатуру?
Документ, с которого чаще всего начинается дело о нарушении ПДД, называется
Читать еще: Штраф за нарушение рядности движения
Протокол. Редкий по универсальности документ: он служит не только казенной бумагой, свидетельствующей о возбуждении дела в отношении водителя или пешехода, но и — одновременно! — документом, содержащим доказательства их вины. Вот так: составил инспектор ДПС протокол о нарушении Правил дорожного движения, считай, что вину доказал!
А потому, коль протокол наделен столь убойной силой, к нему следует присмотреться.
При составлении протокола инспектор ДПС обязан разъяснить вам ваши права и обязанности, но, как правило, ограничивается фразой из американских боевиков: «Вы вправе хранить молчание». А далее по причине невежества хранит его сам. Стало быть, если вам не разъяснили в полном объеме ваши права и в соответствующей графе протокола вы написали размашисто «не разъяснены!» и под этим поставили подпись, в суде такой документ, как содержащий доказательство вашей вины, будет обречен на провал.
По сравнению с этим аргументом указание на какие-либо неточности в протоколе будет выглядеть лишь бледными придирками. Впрочем, имейте в виду, что хитрый инспектор ДПС найдет возможность исправить положение: о том, что он в действительности разъяснил вам ваши права, он укажет в документе, который называется
Рапорт. Сочинять его сотрудник ГАИ не обязан, но имеет право, если ему есть что сказать своему начальству. Бумага сия рисуется не по шаблону, а в произвольной форме (как письмо тетке Дарье), а потому кроме прочего наглядно демонстрирует уровень знаний, интеллекта и профпригодности инспектора ДПС.
Рапорт, как правило, повторяет все написанное сотрудником ГАИ в протоколе, но тем не менее служит еще одним доказательством вины водителя (или пешехода). А коли так, то внимательно присмотреться стоит и к рапорту.
Сей документ адресован руководителю подразделения. Однако ни один командир (ну, или почти ни один) рапорт не читает, о его существовании не подозревает. Таким образом, рапорт приобщается к материалам дела, минуя высокий кабинет. Между тем приказ МВД № 987 прямо указывает, что руководитель подразделения, на имя которого был подан рапорт, должен указать на нем порядок и характер исполнения документа (например: «Приобщить к делу!» или «Использовать вместо туалетной бумаги!»), фамилии исполнителей и подписать его. Ну, странно было бы, если на вашем заявлении, например об увольнении, не было бы визы вашего шефа «Согласен!», а отдел кадров все равно выдал бы вам трудовую книжку и отпустил на все четыре стороны.
Такое возможно только в полиции: документ, направленный командиру полка, но обошедший его стороной, по неизвестным причинам двигается дальше — приобщается к делу и передается в суд.
Если вас угораздило выехать на встречную или совершить иное нарушение, требующее его отображения на бумаге, будьте готовы к тому, что в деле появится еще одно доказательство вашей вины —
Схема нарушения. Не будучи художником-импрессионистом, инспектор ДПС тем не менее все равно возьмется нарисовать траекторию движения вашего автомобиля через две сплошные. И даже с удовольствием, как всякий уважающий себя художник, подпишется под шедевром: «инспектор Васнецов». При этом в соответствии с пунктом 118 Административного регламента, утвержденного приказом МВД № 185, он должен будет предложить и вам расписаться в схеме. Должен. Но, как правило, он об этом или не помнит, или не знает.
А вот в случае, если вы отказываетесь от подписи, инспектор обязан будет зафиксировать в схеме сей печальный факт в присутствии двух понятых. Вот бы хоть одним глазком посмотреть на такую бумажку с полным набором подписей! Да где там.
Это значит, что и законность составления едва ли не любой схемы тоже можно поставить под сомнение.
А вот едва ли не самым главным документом, противостоящим протоколу, рапорту и схеме, по праву можно считать
Объяснение. Давать объяснения имеет право (но не обязан!) тот, кто нарушил Правила дорожного движения, и обязан тот, кто стал свидетелем нарушения. Поскольку именно сей документ может легко опровергнуть точку зрения инспектора ДПС или, наоборот, ее подтвердить, объяснению придается колоссальное значение!
Прежде чем взять объяснения у предполагаемого нарушителя или свидетеля, инспектор ДПС обязан разъяснить им — под роспись! — права и обязанности, а свидетеля еще и предупредить об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Если сотрудник ГАИ проигнорирует эти требования, объяснения можно считать не имеющими никакой юридической силы.
Нередко инспектор ДПС приобщает к материалам дела и собственные объяснения, данные им в качестве свидетеля. При этом он так и пишет: «Я, лейтенант Иванов, взял объяснения у лейтенанта Иванова». А для пущей важности добавляет: «Права и обязанности сам себе разъяснил». Понятно, что это — нонсенс. Разъяснять сам себе и сам себя о чем-то предупреждать должностное лицо права не имеет. Стало быть, такой документ тоже можно исключить из числа допустимых доказательств.
Если дело не дошло до суда, а вы отделались только легким испугом — штрафом от гаишника, имейте в виду, что с нарушением процессуальных норм, как правило, выносится и такой финальный документ, как
Постановление. Уму непостижимо! В 99 процентах случаев постановление о штрафе или предупреждении. подлежит отмене, ибо не соответствует требованиям части 6 статьи 29.10 КоАП РФ.
Разберемся. Сотрудник ГАИ, рассмотревший дело, должен указать в постановлении: почему одни доказательства он считает убедительными, а другие — нет, каким образом он устранил противоречия между показаниями свидетелей и т.п. То есть изложить мотивированное решение: почему считает водителя виновным? Судьи в своих постановлениях тратят на это порой до трех страниц! В гаишном ведомстве беллетристикой себя не утруждают, пишут просто и ясно: «Назначить наказание в виде штрафа в 500 рублей». И никаких объяснений — почему.
Такому документу — грош цена.
Первое. Обращайте внимание на время, указанное в разных протоколах, и на их совместимость. Нередко, например, случается так (судя по указанным часам и минутам), что протокол о направлении на медицинское освидетельствование составлен после того, как врач-нарколог уже установил факт опьянения. Разумеется, на самом деле все могло происходить в строгой последовательности. Однако что написано пером.
Второе. Если хотя бы в одном из документов содержатся неточности, противоречия, ошибки или информация в них представлена неполно, смело заявляйте судье письменное ходатайство: прошу вернуть дело его авторам, ибо в судебном заседании вряд ли будет возможно исправить плюхи от бляхи.
Важно помнить лишь, что такое ходатайство необходимо заявить до судебного рассмотрения дела (можно под роспись сдать в канцелярию или отправить по почте), ибо в процессе рассмотрения судья уже не вправе будет вернуть бумаги в ГИБДД.
И не надейтесь на то, что судья это сделает (хотя и обязан!) добровольно.
Третье. Если же судья отказал в удовлетворении такого ходатайства и приступил к рассмотрению дела, избавляйтесь от «лишних» документов прямо в судебном заседании. Требуйте у судьи признания какого-либо (а то и всех сразу) документа недопустимым доказательством и ходатайствуйте об исключении филькиной грамоты из числа доказательств.
Четвертое. Если в деле должны были участвовать понятые (например, при освидетельствовании на состояние опьянения), требуйте у суда вызвать их и опросить в качестве свидетелей. Нередко понятые (иногда просто вымышленные!) и понятия не имеют, по какому поводу стали понятыми. И на вопрос судьи: «Вот этот водитель действительно отказывался от прохождения освидетельствования?» — отвечают чистосердечно: «Да мы его в первый раз в глаза видим. »
Пятое. Попытку судьи опросить в качестве свидетеля инспектора ДПС, составлявшего протокол, пресекайте на корню: заявляйте со всей уверенностью, что инспектор ДПС (и об этом уже много раз говорил Верховный суд РФ) не может выступать в качестве свидетеля, ибо не может совмещать процессуальные функции — быть одновременно и стороной обвинения, и свидетелем.
В противном случае пусть уж заодно прямо здесь поработает и вашим адвокатом.
Это лишь малая толика косяков, допускаемых сотрудниками ГАИ при производстве по делу. Но даже если бы по таким поводам судьи возвращали дела в ГАИ для устранения недостатков, государству пришлось бы создавать специальную фельдъегерскую службу, вооруженную грузчиками и грузовиками. А потому во избежание нагрузки на бюджет судьи хавают что есть. От гаишников, таким образом, исполнение простейших норм не требуется, а даже наоборот — поглощением всех криво скроенных дел судьями поощряется гаишный пофигизм.
Однако это не значит, что и вам следует на все забить. Закон природы о воде, камне и разрушительном влиянии одного на другое Академия наук пока не признала выдумкой еретиков.