Оформление аварии без ГИБДД

Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.

Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:Новости по теме:

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 “Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации”
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 “О правилах дорожного движения”
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесенна рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.

Материалы по теме:

6 важных изменений в ОСАГО
Так, с 1 августа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО на страховщика налагается штраф, а с 1 сентября по ОСАГО можно не только получить деньги, но и отремонтировать автомобиль.

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается
Лимит страхового возмещения по ДТП, оформленному без участия сотрудников Госавтоинспекции, со 2 августа увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб., но распространяется это нововведение не на всех водителей.

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?
Утверждена единая методика определения размера этих расходов для расчета страховой суммы по договору ОСАГО и справочники средней стоимости запчастей и работ по ремонту популярных в России автомобилей.

Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?
Увеличение лимитов страховых выплат, электронный страховой полис, штрафы за навязывание дополнительных услуг страховыми компаниями – далеко не полный перечень изменений в этой области.

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале.

Мнение:

25 июня 2014 года Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. О том, какие поправки готовятся к принятию, и как они повлияют на рынок ОСАГО, – в моем материале.

Афанасьев Илья,
Управляющий партнер компании “Антистраховщик”

Инфографика:

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России с 1 июля 2003 года. Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО за период с 2007 по 2014 годы, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.

Оформление ДТП без ГИБДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрено самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД, возможность которого предусмотрена отечественным законодательством достаточно давно.

Тем не менее упрощенное оформление ДТП используется лишь небольшим числом водителей, т.к. многие просто не представляют, каким образом нужно оформлять документы.

В этой статье будут рассмотрены ситуации, в которых возможно оформление ДТП по европротоколу в 2020 году, а также особенности заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Подготовка извещения о дорожно-транспортном происшествии

Для того, чтобы оформить ДТП без ГИБДД Вам потребуется извещение о дорожно-транспортном происшествии, которое должно выдаваться вместе с полисом ОСАГО. Предлагаю Вам прямо сейчас проверить, есть ли у Вас этот документ:

Естественно, имеющийся у Вас бланк должен быть незаполненным.

Давайте рассмотрим особенности, которые позволят понять, подходит ли извещение о ДТП для самостоятельного оформления происшествия:

1. Проверьте, на месте ли все 3 листа документа (извещение, копия извещения, инструкция по заполнению).

2. Проверьте, в каком состоянии находится второй лист (самокопирующийся). Дело в том, что со временем второй лист под воздействием высоких температур, влаги и т.п. может прийти в состояние, непригодное для использования.

3. Проверьте, является ли бланк действующим. Для этого посмотрите на верхнюю часть лицевой стороны бланка. В современном бланке пункт номер 2 называется “Дата ДТП”, а пункт номер 3 – “Свидетели ДТП”. В старой версии бланка (она изображена на картинке выше) между полями 2 и 3 были еще несколько полей “Количество раненых и погибших”, “Производилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения”, “Материальный ущерб, нанесенный другим ТС и другому имуществу”. Этих полей в бланке быть не должно. Подробнее про новые бланки извещений Вы можете узнать в статье “Новый бланк извещения о ДТП с 10 ноября 2019 года”.

Если Ваш бланк пришел в негодность или устарел, то следует получить новый документ в Вашей страховой компании. Бланки выдаются бесплатно и их получение не вызывает никаких проблем.

Примечание. В 2020 году законодательство позволяет также оформлять европротоколы в электронном виде с помощью приложения. Этот вопрос рассмотрен в отдельной статье.

Условия самостоятельного оформления ДТП

Наверняка Вам известно, что оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД возможно далеко не всегда. Давайте рассмотрим условия, при которых это возможно (статья 11 1 закона “Об ОСАГО”):

  • ДТП произошло с участием двух автомобилей;
  • вред причинен только этим автомобилям (механические повреждения);
  • каждый из водителей имеет действующий полис ОСАГО.

Начиная с 1 июня 2018 года разногласия участников по поводу обстоятельств аварии и повреждений транспортных средств не являются препятствием для самостоятельного оформления ДТП. Однако при наличии разногласий нужно, чтобы хотя бы у одного из участников было специальное приложение РСА для оформления ДТП, либо хотя бы на одном автомобиле была установлена система ЭРА-ГЛОНАСС (тревожная кнопка), позволяющая зафиксировать и передать информацию о ДТП.

Читать  Авария без ОСАГО чем грозит?

Обратите внимание, при оформление ДТП по европротоколу максимальная выплата страховой компании не будет превышать:

  • 400 000 рублей при отсутствии разногласий водителей;
  • 100 000 рублей при наличии разногласий водителей.

Этой суммы может не хватить на ремонт серьезных повреждений, поэтому перед тем как самостоятельно оформлять ДТП, нужно убедиться, что денег хватит на устранение имеющихся повреждений. Для этого можно позвонить в любую автомастерскую (автосервис) и уточнить примерную стоимость ремонта.

Рассмотрим таблицу, которая позволяет понять, в каких случаях возможно оформление документов без ГИБДД:

УщербРазногласияНаличие ГЛОНАСС
или приложенияОформлениедо 100 000естьестьсамостоятельнонетГИБДДнетсамостоятельноот 100 000
до 400 000естьГИБДДнетестьсамостоятельнонетГИБДД

Естественно, для самостоятельного оформления хотя бы у одного из участников ДТП должно быть извещение о дорожно-транспортном происшествии или приложение для электронного оформления европротокола (с 10 ноября 2019 года). Намного лучше, если документ есть у каждого из водителей. При этом в случае ошибки можно воспользоваться другим экземпляром.

Самостоятельное оформление ДТП в 2020 году

С 1 октября 2019 года на всей территории России можно получить страховую выплату, ограниченную суммой 400 000 рублей.

Однако для этого должны быть соблюдены дополнительные условия. Участники ДТП должны предоставить страховщику данные, зафиксированные одним из следующих способов:

  • С помощью специального приложения союза автостраховщиков;
  • С помощью оборудования ЭРА-ГЛОНАСС, установленного на автомобиле.

Также у участников не должно быть разногласий по поводу обстоятельств ДТП и повреждений транспортных средств.

Если ни у одного из участников нет ни ГЛОНАСС, ни приложения, то можно рассчитывать на стандартную максимальную выплату в 100 000 рублей.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

Прежде чем переходить непосредственно к заполнению бланка извещения, нужно устно обговорить со вторым участником ДТП все детали и выяснить, нет ли разногласий.

Если разногласия есть, то следует выяснить, есть ли у кого-то приложение союза автостраховщиков или оборудование ГЛОНАСС.

Если ни того, ни другого нет, то заполнять извещение бесполезно – нужно звонить в ГИБДД. То же самое касается случаев, где нанесен вред здоровью или в ДТП участвуют более 2-х автомобилей.

Если предварительная договоренность достигнута, можно приступать к заполнению бланка извещения:

Для начала необходимо заполнить лицевую сторону документа (она на картинке). Эта часть заполняется водителями совместно. Для этого лучше всего сесть в один из автомобилей и заполнить первый лист.

Обратите внимание, что на этом листе есть как совместно заполняемые части, так и части, относящиеся лишь к одному из автомобилей (синие колонки).

Заполнять документ нужно разборчиво. При этом нужно следить за тем, чтобы информация копировалась на второй лист и при необходимости сильнее нажимать ручкой на бумагу.

Все графы рекомендую заполнять печатными буквами. Оставшиеся незаполненными места следует прочеркивать, чтобы исключить добавление лишней информации.

После того, как лицевая сторона извещения заполнена совместными усилиями, следует разделить бланк. Каждый из водителей должен подписать как первый экземпляр, так и второй. Рекомендую оригинал передать водителю, который будет обращаться в страховую за выплатой. Хотя в целом это и не имеет значения.

Что касается оборотной стороны, то заполнить её можно самостоятельно и необязательно делать это на месте ДТП. Гораздо удобнее дооформить документ дома в спокойной обстановке, проконсультировавшись, например, со знакомым юристом или на форуме pddclub.ru.

При заполнении оборотной стороны следует обратить внимание на графу “обстоятельства ДТП”. Если Вы в ДТП невиновны, то не следует в графу писать лишнего о своих действиях. Лучше подробнее опишите пункты правил, которые нарушил второй участник ДТП.

Если информация не умещается на обратной стороне листа, то к документу можно приложить дополнительный лист бумаги. При этом в самом извещении нужно сделать отметку “с приложением”.

После того, как документ заполнен, нужно обратиться в свою страховую компанию с заявлением о страховом возмещении, к которому и следует приложить извещение.

В целом, оформление ДТП без ГИБДД – довольно удобная процедура, однако она до сих пор не приобрела популярности у водителей. И основная причина этого состоит в том, что далеко не каждому понятно, как заполнить европротокол. Кстати, если Вам понадобится помощь при самостоятельном оформлении ДТП, Вы всегда можете обратиться к третьему листу извещения, на котором расписаны основные моменты.

Ну и последнее. Если Вы не уверены, что сможете правильно оформить европротокол, то звоните ГИБДД. В этом случае придется потерять несколько часов, однако ошибка при оформлении извещения может лишить Вас ремонта по страховке.

Как оформить ДТП без ГИБДД по европротоколу

Европротокол – одно из удобных новшеств в страховой сфере и автомобильной жизни последнего времени. Он позволяет оформить небольшое ДТП без вызова и долгого ожидания аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД, а впоследствии получить страховую выплату. Однако европротокол имеет ряд условий и особенностей, которые нужно обязательно учитывать при оформлении.

Вопреки некоторым мнениям, европротокол – это не какой-то особенный бланк, а сам процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова аварийных комиссаров и сотрудников ГИБДД. Приставка «евро» говорит о том, что эта практика была применена в России по примеру других – в частности, европейских – стран, где широко практикуется такой способ оформления ДТП. При оформлении ДТП по европротоколу используется тот же стандартный бланк извещения о ДТП, который выдается вам страховой компанией при оформлении договора ОСАГО.

По этой упрощенной схеме можно оформить не каждое ДТП. Для того, чтобы воспользоваться возможностью использовать европротокол, должны быть соблюдены следующие условия:

  • в ДТП участвовали не более 2 автомобилей;
  • при ДТП не был нанесен ущерб другому имуществу, помимо участвовавших в нем автомобилей;
  • в ДТП нет погибших и пострадавших – водителей, пассажиров или пешеходов;
  • оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО и допущены в нем к управлению автомобилем, попавшим в ДТП, либо один или оба участника ДТП имеют автомобиль с зарубежной регистрацией, но застрахованный по системе «Зеленая карта»;
  • у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений.

Как видно из вышеприведенного списка, условия оформления европротокола вполне просты, но важнейшим обстоятельством является то, что должны соблюдаться все эти условия без исключения. То есть, если при ДТП были повреждены 3 и более автомобилей или один из двух участников ДТП повредил, к примеру, светофор, дорожный знак или чей-то торговый киоск, европротоколом воспользоваться не получится – придется вызывать полицию. То же самое ждет водителей, не согласных в оценке причин и обстоятельств ДТП – если никто не хочет признавать свою вину, или имеются разногласия в масштабе нанесенных повреждений, принимать решение будут сотрудники ГИБДД и страховая компания. Если второй участник ДТП, в которое вы попали, агрессивен, пьян или находится под действием наркотических веществ, ни о каком европротоколе тоже не может быть и речи – вызывайте полицию.

Для договоров ОСАГО, заключенных после 2 августа 2014 года, сумма максимальной страховой выплаты по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. Это ограничение является еще одним косвенным условием возможности оформить ДТП по упрощенной схеме: если хоть один из участников ДТП считает, что нанесенный ущерб превышает 50 000 рублей, придется вызывать сотрудников ГИБДД, поскольку при использовании европротокола больше этой суммы получить не выйдет.

Однако есть и еще один вариант: для договоров ОСАГО, заключенных после 1 октября 2014 года, действует так называемый «безлимитный европротокол», сумма выплат по которому составляет 400 тысяч рублей. Но для того, чтобы им воспользоваться, обязательно должен быть соблюден ряд дополнительных условий: ДТП должно произойти на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области, факт ДТП и местоположение автомобилей после него должны быть зафиксированы с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, а сами автомобили и полученные ими повреждения – с помощью средств фото- или видеосъемки. При этом ограничение по территории не распространяется на место оформления полиса: если они были оформлены, к примеру, в Самаре и Владивостоке, а ДТП произошло в Москве, безлимитный европротокол будет актуален при соблюдении всех прочих условий.

Общий порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу таков:

  • сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
  • совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
  • совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
  • по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы.

Если авария произошла в одном из регионов, на которые распространяется действие безлимитного европротокола, и вы собираетесь им воспользоваться, то порядок действий при ДТП будет тем же, что указан выше, с двумя дополнениями:

  • фото- или видеоматериалы, фиксирующие обстоятельства ДТП и нанесенный ущерб, становятся не желательными, а обязательными – их необходимо будет предоставить в страховую компанию для подтверждения факта и обстоятельств ДТП;
  • ДТП должно быть обязательно зафиксировано с применением спутниковых систем ГЛОНАСС, установленных в автомобилях, участвующих в происшествии.
Читать  После аварии как получить страховку?

Обратите внимание: извещение о ДТП должно быть заполнено правильно, не содержать противоречивых показаний и подписано обоими участниками ДТП, а также быть легко читаемым и не поврежденным. Не стоит оставлять в нем пустые графы и строки – в них нужно ставить прочерки или «зачеркнуть» их крест-накрест или буквой Z .

Закончив оформление ДТП, оба участника могут покинуть место происшествия.

После оформления ДТП необходимо в течение 5 рабочих дней обратиться в страховую компанию. Если вы потерпевший, то вам нужно написать требование о страховой выплате и приложить к нему оригинал извещения о ДТП, который вы заполнили совместно со вторым участником аварии. Если же вы виновник, то вам необходимо в течение 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию о наступлении страхового случая, отправив им оригинал заполненного извещения о ДТП.

Важно: перед тем, как передать оригинал заполненного извещения о ДТП в страховую компанию, сделайте его копию для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые могут остановить вас для проверки факта оформления ДТП.

Закончив документальное оформление ДТП, можно ожидать возмещения причиненного ущерба. Обратите внимание: виновнику нельзя ремонтировать автомобиль в течение 15 дней с момента ДТП, иначе страховая компания может предъявить вам регрессное требование после осуществления выплаты потерпевшему. Если же вам необходимо приступить к восстановлению до истечения этого срока, предъявите автомобиль на осмотр страховой компании и получите письменное разрешение на ремонт.

В дополнение

В связи с новым порядком возмещения ущерба, предусматривающем приоритет натурального возмещения перед денежными выплатами потерпевшим в ДТП, мы уточнили, оказало ли это какое-то влияние на порядок и последствия оформления европротокола. Кроме того, мы попросили эксперта прояснить, возможно ли оформить по европротоколу ДТП, участники которого согласны на признание обоюдной вины, и как будет происходить возмещение в этом случае. На наши вопросы ответил Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах».

1) Возможно ли оформление европротокола в случае, если оба участника ДТП признают свою обоюдную вину, и если да, то как будет рассчитываться размер страховой выплаты? Или же для оформления европротокола обязательно необходимо, чтобы один из участников ДТП признал свою вину, а второй выступил потерпевшим?

Согласно ст. 11.1 Закона об ОСАГО, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте “б” настоящего пункта;
  • б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

Согласно п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО, в случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.

Таким образом, если оба участника ДТП признают свою вину и между ними отсутствуют разногласия, то выплата производится с учетом обоюдной вины в размере 50% от величины ущерба, но не более лимита ответственности по «европротоколу».

2) В связи с новым порядком возмещения ущерба, причиненного в ДТП, предусматривающем приоритетность натурального возмещения над денежной выплатой, каков порядок действий участников ДТП при оформлении его по европротоколу и после оформления?

Способ оформления ДТП (с участием сотрудников полиции или без них) не влияет на форму возмещения вреда. Единственное различие – это лимит ответственности в направлении на ремонт, который по «европротоколу» может составлять 50 000 руб.

Как самостоятельно оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД

На практике стало возможным оформление факта ДТП без ГИБДД. Автоинспекция не привлекается в ситуации, когда все установленные условия соблюдены участниками аварии. Оформление актов в данной ситуации реализуется водителями самостоятельно. Сделать это можно как бесплатно, так и на платной основе. Ущерб и прочие вопросы решаются за короткий промежуток времени. Составление собственноручно схемы и прочей документации указывает на то, что есть риск не получить денежных средств по договору автострахования, если допущены ошибки или неточности. По этой причине следует знать, как реализуется оформление ДТП без ГИБДД порядок действий.

Условия

Говоря о том, как как оформить ДТП самостоятельно, стоит указать, что выполнение указанных действий допускается при соблюдении ряда условий.

В том числе к ним отнесены такие положения:

  1. Согласно новому закону в транспортном происшествии должно участвовать определённое количество авто. Данное правило отражает, что участников должно быть только двое, в противном случае нужно позвонить гаишникам.
  2. Вред причиняется только автомобилю. Иначе придётся вызывать Госавтоинспекцию. Это распространяется и на ситуации, когда второй участник или оба получили небольшой вред здоровью.
  3. Обязательным условием является также причинение ущерба двум авто. Если такого пункта нет – оформить протокол не получится вообще.

Когда причиняется вред имуществу другого лица – инструкция предписывает вызывать инспекцию. Также пострадавшая сторона и виновник должны застраховать свою автогражданскую ответственность на момент столкновения. Когда в ДТП участвует человек, который не обладает правомочиями собственности на машину – он должен иметь право, указанное в законе, относительно использования имущества, а также сведения о нём внесены в страховой полис.

Оформление ДТП без вызова ГАИ допускается, когда у сторон автомобильной аварии нет разногласий относительно произошедшего. Это относится к характеру и степени вред, который причинён в результате столкновения. Отражаются и причины, обстоятельства происшествия. Даже если их позиции разнятся незначительно – следует вызвать полицию.

Также в качестве условия устанавливается, что сумма ущерба, причинённого владельцу пострадавшего средства не превышает значение больше пятидесяти тысяч рублей. Как исключение рассматриваются полиса страхования, которые прошли процедуру оформления раньше августа 2018 года. Указанный бланк предусматривает покрытие ущерба в размере 25 тысяч рублей. Гражданский закон указывает на то, что при обнаружении в ходе ремонтных мероприятий дополнительных нарушений – страховая компания не несёт обязанности относительно возмещения понесённых затрат владельцем средства передвижения. Размер выплаты по европротоколу остаётся прежним. Росгосстрах и прочие страховые всегда отказывают в увеличении такой суммы.

Законы

Говоря о том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, стоит указать, что дан6ная процедура урегулирована в законодательных положениях. Государственными органами внесены необходимые коррективы в законы, действующие на федеральном уровне.

В частности, коррективы коснулись:

  • закона «Об ОСАГО»;
  • правил, действующих относительно безопасности движения по дорожному полотну.

Без привлечения ГИБДД стало возможным обходиться с июля 2017 года. Оформить ДТП без сотрудников ГИБДД следует согласно пошаговой инструкции. Процедура начинается с того, что автолюбители останавливаются и не передвигают средства передвижения. Далее включаются фары, которые задействованы при обозначении аварийной ситуации на дороге. На расстоянии 15 метров устанавливается знак, носящий аварийный характер.

На сегодняшний день установлено, что сотрудники ГИБДД не выезжают на те аварии, в результате которых не пострадали люди. Разрешается не посещать подразделение инспекции, если никто не получил вреда здоровью или жизни во время аварии. Бумаги можно грамотно заполнить самостоятельно. В том числе это относится к внесению сведений в извещение.

Требуется вызвать полицейского, когда у участников дорожного происшествия имеются спорные мнения относительно аварийной ситуации. Привлечение очевидцев также не относится к обязательным положениям. Их присутствие заменяется на видео или фото, сделанного любым из участников. Допускается самостоятельное заполнение бланка, где отражаются сведения о дорожной аварии. Далее следует корректно обратиться в страховую компанию, чтобы получить деньги за ущерб.

Действия

Участники движения по дороге должны при себе иметь полиса страхования. К этому акту прикладывается извещение о том, что человек попал в аварию.

Согласно отзывам документ имеет три листа:

  1. Сам бланк извещения. Он имеет установленную форму.
  2. Бланк, которые обладает свойствами самокопирования. Он отражается на втором листе.
  3. Инструкция относительно заполнения акта.

В средней колонке рассматриваемого документа имеется 23 пункта. Такие правила установлены на сегодняшний день. Если у участников устарела форма документа – они могут обратиться в страховую компанию, чтобы получить новый акт. Выдавать его будут на бесплатной основе.

Написать следует и про то, каков порядок действий в настоящее время относительно того, как оформить дорожное происшествие без обращения к сотрудникам ГАИ. В первую очередь два участника аварии должны остановить автомобили, чтобы иметь возможность расставить на дороге знаков аварийной остановки. Такой знак должен иметься у каждого водителя. Также требуется включить аварийную сигнализацию на машине. Правильным будет совершение действий именно в таком порядке.

Далее реализуются действия, связанные с привлечением иных участников происшествия к тому, что произошло. К примеру, регламент предусматривает то, что проводится осмотр транспортного средства и определение причинённого автомобильному средству ущерба. В данной ситуации такая цена устанавливается примерно, что связано с отсутствием у участников аварии возможности и знаний для определения точной суммы.

Самый простой ответ – далее можно действовать согласно установленным правилам, при условии, что автомобильному средству причинён незначительный вред. Попадать сюда же будут действия, связанные с выяснением всех обстоятельств случившегося. Также устанавливается, кто из участников является виновным в произошедшем. Когда отсутствуют разногласия между автомобилистами – происходит переход к следующему этапу действий.

Служба указывает на то, что требуется провести проверочные мероприятия относительно документации участников. В частности, обращается внимание на то, оригинален ли полис и действителен ли он. Отразить следует, что день прекращения действия страховки должен выпадать на период после возникновения аварийной ситуации. Проверка подлинности представленной информации производится посредством использования официального портала РСА.

Скачать бланки, которые требуется заполнить при возникновении аварии можно с интернета. Если второй участник будет скрываться после случившего – требуется обратиться в постовую патрульную службу либо просто позвонить в отделение полиции. Чтобы избежать возможных недоразумений – требуется собрать контактные данные других участников передвижения. Это относится к тем лицам, которые стали свидетелями аварии.

Требуется провести фиксацию произошедшего с помощью фото или видеозаписи. Специалисты указывают на то, что сфотографировать необходимо то, как на дорожном полотне расположены средства передвижения. Отражаться должна и общая среда, где случилась авария. Учитываться должно расположение обломков на участке дороги, это касается тех частей, которые отлетели от машин во время столкновения. Чистым полотно редко бывает при аварии, в том числе следует указать наличие следов, возникших во время торможения.

Читать  Кого вызывать при аварии на дороге?

На фото должны отражены быть повреждения, имеющиеся на автомобилях. Это касается как авто виновника, так и того, кто является пострадавшей стороной. Если есть ямы на дороге – это также отражается при фиксации. КАСКО и ОСАГО предусматривают, что сфотографировать нужно государственные номера на автомобиле и их ВИН номера. Если авария случилась в январе или другом месяце – требуется отразить информацию о дате и времени совершения аварии и сведения о машине свидетелей.

Чтобы не мешать другим участникам передвигаться по дорожному полотну – требуется убрать автомобили. Если участники происшествия не исполняют предписанную обязанность – на них налагаются меры воздействия, которые выражены в штрафной санкции. Её размер равен одной тысяче рублей. Данные правила прописаны в административном законодательстве. Также требуется поставить в известность о дорожном происшествии страховую фирму, с которой заключён договор. В большом количестве случаев предусматривается оповещение страховщика посредством использования телефона. Найти его можно на бланке самого страхового полиса.

Также автомобилистам потребуется самостоятельно заполнить и подписать приложенное к полису извещение. Когда автомобилисты своими усилиями оформили случившееся – пострадавшая сторона может обратиться в страховую компанию, чтобы получить возмещение за причинённый вред его авто. На совершение указанных действий законодатель отводит период, равный пяти дням.

Чтобы выплата была произведена – нужно к рассматриваемому извещению приложить написанное заявление, где отражена просьба о производстве выплатных действий. На протяжении пятнадцатидневного периода после того, как автомобиль побывал в аварии – разрешается проводить ремонтные мероприятия только при наличии согласия страховщика. Такое согласие выражается в письменной форме. Если это правило не соблюдено – есть риск, что страховая не выплатит причитающиеся компенсации.

Извещение

Когда реализуется процесс самостоятельного оформления документации при попадании в аварию – автомобилистам потребуется также заполнить извещение. Зачастую у владельцев машин возникает много вопрос по данному поводу, несмотря на то, что акт предполагает наличие инструкции. Требуется знать, как правильно внести данные в рассматриваемый документ, чтобы в последующем не было проблемных моментов со страховой компанией, где заключён договор.

Последовательность действий в такой ситуации представлена таким образом:

  • изначально требуется внести информацию на лицевую сторону указанного акта;
  • указываются данные, носящие регистрационный характер относительно автомобильных средств.

Первые восемь позиций в документе не трудно заполнить, они располагаются вверху акта. В них отражается информация относительно того, когда произошёл аварийный случай. Отражается день и время происшествия. Также вписывается информация об участниках ДТП. Также вносятся данные, которые необходимы для такого акта. Регистрационные данные прописываются о двух участвующих в аварии средствах передвижения.

В том числе отражаются сведения о марках и модели средства передвижения. Отражаются данные и о регистрационных знаках, свидетельства, выданного после регистрации транспортного средства. Информация указывается о лице, обладающем правомочиями собственности на авто. Требуется указать информацию о страховой компании, с которой заключён договор.

Смартфон разрулит

О том, что и как будет действовать, и как всем этим пользоваться рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев на встрече с руководством Госавтоинспекции и представителей общественных организаций.

Итак, главное, что изменится с 1 октября, это то, что сумма выплаты по Европротоколу вырастет до максимального размера по ОСАГО, то есть 400 тысяч рублей для всех аварий, где бы они не произошли. Сейчас такая привилегия распространяется только на четыре региона: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область.

На что и при каких условиях автовладелец сможет рассчитывать?

В случае, если в аварии пострадали только две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО, не пострадали люди и имущество третьих лиц, то можно оформлять аварию без вызова ГИБДД по Европротоколу. Если участники аварии согласны с обстоятельствами ДТП, то они могут заполнить бумажное извещение о ДТП, которое обычно прилагается к полису ОСАГО, и обратиться за выплатой к своему страховщику. В этом случае они не могут рассчитывать на выплату более 100 тысяч рублей. То есть ныне действующий порядок сохраняется.

Если все условия те же, но у участников аварии нет согласия в обстоятельствах ДТП, например, оба утверждают, что ехали на зеленый сигнал светофора, то здесь помимо оформления бумажного извещения о ДТП, необходимо еще воспользоваться мобильным приложением и оформить аварию в нем. Сейчас такое мобильное приложение пока есть только одно – “ДТПЕвропротокол”. Его разработал РСА. Но некоторые страховщики уже готовят свои приложения, которыми также можно будет воспользоваться при оформлении аварии по Европротоколу. Главное у такого мобильного приложения то, что оно подсказывает, какие фотографии и в каком ракурсе делать, а потом передает их в некорректируемом виде в базу АИС ОСАГО вместе с координатами и временем, когда они сделаны.

Такие данные позволяют компании убедиться в факте аварии, установить повреждения машин, а также с большей или меньшей степенью достоверности установить степень вины каждого из участников.

В случае, если автовладелец рассчитывает на выплату более 100 тысяч рублей, ему также необходимо заполнить бумажное извещение и произвести оформление аварии с помощью приложения для смартфона.

Если нет приложения для смартфона, то спасти могут телематические устройства системы ГЛОНАСС, которые также фиксируют аварию и передают данные об ускорениях и силе удара оператору, который потом передает их страховщику.

Если нет ни мобильного приложения, ни такого устройства, то автовладелец может рассчитывать только на сумму в пределах 100 тысяч рублей, и только при наличии согласия между участниками об обстоятельствах аварии.

С 1 ноября заработает приложение, разработанное Центробанком. Пока оно фигурирует под рабочим названием “Помощник ОСАГО”. Когда оно выйдет, название будет другим. Это приложение избавит от необходимости оформлять бумажное извещение о ДТП. То есть аварию можно будет оформить сразу на смартфоне или планшете и отправить электронное извещение страховщику. Но работать оно с 1 ноября будет в экспериментальном порядке только в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Как сообщил Евгений Уфимцев, его работу на всю страну планируется распространить только к концу 2020 года.

Воспользоваться этим приложением смогут только те, кто зарегистрирован на портале Госуслуг. Именно такая регистрация будет служить подтверждением подписи. Примечательно, что заполнять извещение будет только один из участников на своем смартфоне. Второму участнику потребуется только подписать это извещение.

Сделать это можно двумя способами. Можно самому на смартфоне того участника, который оформлял извещение, войти в свой аккаунт на Госуслугах, чем удостоверить свою личность, и нажать кнопку “Подписать”. Понятно, что такой способ вызывает некоторые опасения. Вдруг, случайно на чужом смартфоне сохранятся ваши данные и ваш способ доступа к Госуслугам?

Второй вариант, более безопасный. Необходимо дождаться, когда вам на почту придет это извещение – оно будет отправлено сразу после его подписания первым участником на ту почту, которая была указана вами при регистрации своего аккаунта. После получения извещения уже со своего устройства – будь то смартфон, планшет или компьютер, необходимо будет нажать на кнопку согласен. Таким образом формальности будут соблюдены.

Этот алгоритм вызвал вопросы у участников встречи. Ведь второй участник, сообщив, что подпишет извещение дома, может отказаться это сделать, или написать, что он не согласен. И тогда Европротокол оформлен не будет. А первому участнику придется решать вопрос только в судебном порядке.

– Такой риск есть, – подтвердил Евгений Уфимцев. – Но при таких опасениях можно не оформлять Европротокол, а вызвать ГИБДД. Технология подписи простым приложением смартфона к смартфону или другие варианты – сейчас только разрабатываются.

И это одна из причин, по которой эксперимент проводится в этих четырех регионах. Здесь развиты коммуникации, присутствуют все страховые компании, поэтому проще оперативно отлаживать систему.

Как сообщил заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Владимир Кузин, в последнее время доверие к оформлению аварии по Европротоколу растет. И, кстати, снижается количество аварий с материальным ущербом ежегодно начиная с 2015 года. Так в прошлом году сотрудниками ГИБДД оформлено 1,9 миллиона аварий, что на 17,4 процента меньше, чем годом ранее. При этом по Европротоколу было оформлено 624,1 тысяч аварий, что на 4,1 процента больше чем годом ранее.

За шесть месяцев этого года сотрудниками ГИБДД оформлено 885,3 тысячи аварий в которых не погибли и не пострадали люди. А это почти на 10 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но при этом в эту статистику входят и те ДТП, которые не возможно оформить по Европротоколу. В них больше двух участников, или был причинен материальный ущерб третьим лицам – например, машина врезалась в отбойник.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Читать еще:  Займ на покупку автомобиля под его залог

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх