Взрываются ли машины при аварии? ""
Prava63.ru

Автомобильный юрист

Взрываются ли машины при аварии?

Может ли взорваться автомобиль

Какая вероятность того что автомобиль может взорваться?

На прошлой неделе в страшной аварии погиб сын олигарха Моисеев Артур Андижанович, которому было 26 лет. Напомним, молодой водитель не справился с управлением Мазерати в результате чего автомобиль на высокой скорости врезался в фонарный столб. От сильного удара дорогой автомобиль мгновенно загорелся, превратив дорогую иномарку в груду сгоревшего металла. Судя по фотографиям и видео в сети автомобиль получил повреждения не только от удара об столб на высокой скорости, а также от сильного пламени. Скорее всего во время удара произошел мини взрыв топлива. Давайте выясним мог ли автомобиль взорваться от удара и какова в целом вероятность подобного при ДТП.

Как всегда, для того чтобы выяснить может ли взорваться автомобиль нужно обратиться к физике.

Каждый водитель опасается, что его автомобиль при определенных условиях может не просто загореться, а взорваться. Но на самом деле даже при ДТП это очень редкое явление. Почему же мы часто боимся, что машина может сначала загореться, а потом взорваться. Все дело в том, что при любом пожаре автомобиля мы вспоминаем то, что так часто видим в кино. Вспомните сколько взрывов автомобилей мы видели в различных популярных фильмах, где обычно транспортные средства взрываются даже от небольших аварий. Но на то оно и кино, чтобы на экране была зрелищная картинка. Ведь согласитесь нам вряд ли понравится очередной блокбастер где автомобили просто воспламеняются, но не взрываются.

Но на самом деле в реальной жизни взрыв автомобиля очень редкое явление. Правда это вовсе не означает что если машина загорелась, то взрыва не будет. На самом деле от взрыва транспортного средства никто не застрахован. И так, чтобы выяснить почему автомобили очень редко взрываются и что именно произошло с Мазерати сына олигарха, который погиб в страшной аварии на Ростовской набережной в Москве 16 апреля 2017 года, мы обратились к физике.

Посмотрев внимательно на поврежденный аварией Мазерати, мы можем сказать, что скорее всего автомобиль после удара об столб не взорвался. На самом деле вероятнее всего от сильного удара произошла глобальная утечка топлива, которое воспламенилось. В результате машина начала интенсивно гореть. В итоге автомобиль полностью сгорел фактически за минуту.

Повторим это не взрыв. Между взрывом и интенсивным горением существует большая разница. Да, обычно машины не взрываются как в кино, но они могут гореть достаточно интенсивно, поэтому в момент воспламенения может даже показаться, что автомобиль взорвался.

Кроме того, сам факт возгорания машины от удара об столб также не очень частое явление. Обычно в результате ДТП автомобили не воспламеняются .

Но помните, что “обычно” не означает что автомобиль не загорится никогда.

Начнем с того почему автомобили как правило не взрываются.

Чтобы получился взрыв нужно чтобы в замкнутом пространстве образовалось большое количество горячего газа. Для того чтобы произошел взрыв необходимо чтобы газ под давлением начал выходить наружу. Если говорить об автомобилях, то единственное место, которое имеет замкнутое пространство где могут образовываться газы, это топливный бак, в котором находится бензин. Но на удивление взрыв бензобака очень редкое явление.

Все дело в том, что сам бензин не взрывоопасен. Для того чтобы бак взорвался нужно чтобы бензин испарился, превратившись в газ, смешался с кислородом. Затем необходимо чтобы появилась искра, которая воспламенив пары топлива в замкнутом пространстве создаст давление, которое приведет к разрыву замкнутой емкости топливного бака.

Так что если вы нальете в любую открытую емкость бензин и подожжете его, то вы не получите взрыв. Вы увидите только резкое воспламенение топлива и все.

Как вы уже поняли для того чтобы бензин или его пары загорелись, в баке нужен источник огня и воздух. Без этого топливо воспламениться. То есть топливо не загорится само собой, пока не достигнет огромной температуры, которая должна составлять не менее 257 градусов Цельсия. Так что для того чтобы воспламенить бензин вам нужно поднести к нему открытый источник огня. Но топливо может воспламениться и при небольшой температуре, если в определенной пропорции смешать его с кислородом. В этом случае для воспламенения топлива достаточно всего одной искры.

Соответственно, теоретически чтобы загорелся бензобак мы должны его где-то пробить так чтобы в бак начал поступать в достаточном количестве кислород. В итоге при смешивании паров бензина и воздуха в баке получится соответствующая смесь, которая может воспламениться от малейшей искры.

Но опять же для того чтобы кислород с избытком поступал в топливный бак одного повреждения бензобака мало. Нужно чтобы также были повреждены топливные трубки, которые должны пропускать дополнительную порцию кислорода. Но вероятность того чтобы бензобак и топливная магистраль будут повреждены одновременно не большая.

В итоге даже если вы пробьете топливный бак вероятность того, что бензин воспламенится не большая. Причина- отсутствие в баке высокой концентрации кислорода. В таком случае для воспламенения топлива необходим источник огня температурой не ниже 257 градусов.

Но если автомобили как правило не взрываются и редко происходит их возгорание, почему же автомобиль Мазерати, который попал в страшное ДТП сгорел?

Скорее всего от сильного удара была повреждена топливная система автомобиля, которая поступает в двигатель. В результате сильнейшей деформации кузова с передней части от удара об столб произошла мгновенная утечка топлива, которое за доли секунды смешалось с кислородом, образовав опасную топливную смесь. В результате топливо или его пары мгновенно воспламенились.

К сожалению, несмотря на наличие в современных автомобилях множества негорючих материалов (огнестойкие материалы, используемые в конструкции автомобилей, не означают что они вообще не горят), возгорание автомобиля в считанные секунды охватывает пламенем множество пластика и других материалов, которые подвержены горению. В итоге при возгорании материалов отделки салона температура пламени начинает резко повышаться что приводит к мгновенному распространению огня по всей машине. Именно поэтому в первую же минуту возгорания машины мы видим очень интенсивное пламя, которое может напоминать сначала мини взрывы.

На самом деле пожар в Мазератти от удара об столб мог начаться по различным причинам. Дело в том, что при столкновении автомобиля происходит резкая деформация металлических частей машины, от которых могут отрываться горячие кусочки металла. Эти раскаленные кусочки металла могут во время аварии попасть туда где не должно быть горячих компонентов. Например, куски горячего металла могут попасть и повредить топливопровод, бензобак и т.п. Соответственно при определенных обстоятельствах автомобиль при ДТП может быстро сгореть.

Но опять же подобное событие большая редкость. Обычно при ДТП автомобили не воспламеняются. Например, согласно неофициальной статистике в России в результате ДТП за 2016 год загорелось только 3 процента автомобилей. Так что как видите возгорание машины редкое явление, но тем не менее имеет место быть.

8 мифов об автомобилях, навязанных нам кинематографом

Кинематограф и массовая культура сформировали у нас множество стереотипов. Часть из них мы уже давно разрушили, но некоторые еще живут в наших умах. Какие-то из этих стереотипов касаются автомобилей. На днях, после просмотра одного из фильмов, я решил, что надо обсудить штампы, которые не имеют ничего общего с реальностью. Например, повороты с заносами и взрывы на ровном месте. Конечно, на экране это смотрится красиво, но в реальной жизни это так не работает.

Миф или реальность?

Машина взрывается при аварии

Самый стандартный шаблон, который мы видели особенно часто в боевиках девяностых, это взрывающиеся машины. Часто они взрывались буквально от того, что просто врезались во что-то. Казалось, что на эту машину с завода надо было наклеить таблички об огнеопасности и не выпускать на дороги без сопровождения.

Конечно, теоретически взрыв автомобиля при аварии возможен, но особенно взрываться там нечему. Бензин, скажете вы, и будете правы. Он действительно огнеопасен и может очень резко воспламениться. То есть взорваться. Вот только бензобак находится под задним сиденьем и машина крайне редко деформируется настолько, чтобы бак действительно пострадал. Плюс автопроизводители много работают над тем, чтобы обезопасить водителя и пассажиров от такого неприятного удара судьбы.

Читать еще:  Как сделать независимую экспертизу авто после аварии?

Машина действительно может взорваться при аварии, но вероятность этого ничтожно мала.

Куда чаще машина по разным причинам загорается, но все равно, даже возгорание далеко не всегда приводит к взрыву. Тут должно сойтись очень много факторов. Зато в кино машина взрывается чуть ли не от малейшей царапины. Да еще так, что разлетается на пару кварталов. Смотрится эффектно, но несколько лет назад создатели фильмов стали отходить от такого подчеркнутого драматизма, стараясь делать аварии более реальными. Молодцы, что еще можно сказать?

Взрыв автомобиля от попадания пули

Еще один миф, связанный с бензином и автомобилями, тоже берет свое начало в девяностых и появился в боевиках, которые не всегда можно было назвать первосортными. Суть заключается в том, что попадание пули в бензобак автомобиля в обязательном порядке ведет к взрыву последнего.

Пару раз, не помню в каких фильмах, я даже видел, как в прицеле был показан лючок бензобака, в следующем кадре палец нажимал на курок, после чего машина взрывалась. Получается, или создатели фильма не знают, что от крышки бензобака до него самого минимум несколько десятков сантиметров труб, или так просто красочные, и авторы не знали, как лучше объяснить, куда именно направляется пуля.

Это бензобак автомобиля и он достаточно глубоко спрятан в недрах автомобиля.

Даже, если пуля попадает в сам бак, почти наверняка ничего не произойдет. Были даже случаи, когда во времена блокадного Ленинграда по льду шли машины с топливом, и водители, заметив немецкие самолеты, выскакивали из кабины и расстреливали цистерны. Звучит немного дико, но именно так, разлив топливо, можно были защитить его от подрыва в случае попадания снаряда. От такого попадания цистерна с топливом действительно может взорваться, но там уже действуют другие разрушающие силы.

Больше мощности — выше скорость

После фильмов вроде “Форсаж”, “Жажда скорости” и некоторых других, люди поверили в то, что мощный двигатель является главным залогом скорости автомобиля. На самом деле, опять мимо.

Такая машина поедет быстрее, чем грузовик с такой же мощностью

Мощность двигателя действительно важна для максимальной скорости, но кроме этого есть масса других факторов. Главным из них является аэродинамика. Если аэродинамика машины будет где-то между кирпичом и трамваем, она не сможет быстро ехать. Разогнаться да, но не ехать. Кстати, для разгона мощность тоже далеко не самый важный показатель. В этом вопросе куда важнее крутящий момент, но это уже тема для отдельного разговора.

Согласно второму закону Ньютона, с увеличением скорости кинетическая энергия тела начинает расходоваться не только на трение между телом и средой, но и на перемещение объема газа или жидкости впереди тела. В этом режиме сила сопротивления становится пропорциональной квадрату скорости.

Помните этот момент?)

Приближенно получаем, что при увеличении скорости в два раза, увеличение сопротивления будет в четыре раза. Разгоняемся в пять раз, сопротивление возрастает уже в двадцать пять раз и так далее. То есть аэродинамика после определенного значения становится едва ли не более важной, чем мощность двигателя. Именно поэтому в автоспорте мотористы решают многое, но не все. Разобрались и закрыли вопрос.

Пробуксовка колес

В некоторых фильмах показывается момент, когда машина трогается с места очень быстро. Для того, чтобы подчеркнуть динамику сцены, создатели подчеркнуто демонстрируют, что машина трогается с пробуксовкой и большим количеством дыма из под колес.

В нашем Telegram-чате можно обсудить любые мифы.Присоединяйтесь!

Данный прием тоже не имеет ничего общего с реальной жизнью. Дело в том, что любая пробуксовка — это порча резины и потеря максимального ускорения. Для того, чтобы разгон был максимальным, скорость вращения колеса должна быть всего на 8-12 процентов быстрее скорости обычного качения на этой скорости движения. Все остальное — потеря времени.

С такой пробуксовкой быстрого разгона не получится.

Пробуксовка на месте может быть актуальной только, если резину надо быстро прогреть для большего зацепа. Такой вариант возможен, но это действие производится перед стартом, а не во время его. Кроме этого, надо не перегреть резину, иначе она покроется коркой и сцепление станет еще хуже.

Занос автомобиля в повороте

Еще одно заблуждение, связанное с погонями, заключается в заносах. Часто можно увидеть сцену, когда автомобили быстро едут по городу и каждый поворот проходят с заносом. На самом деле, чем выше сцепление с дорогой, тем важнее проходить поворот на грани скольжения по максимально пологой траектории. Если говорить упрощенно, до апекса (точки максимального скругления траектории) надо тормозить, после него — разгоняться. Все остальное — потеря времени. На гравии или песке скольжение возможно, но оно должно быть четко выверенным и опять же без лишних движений.

Так проходить поворот эффектно для дрифта, но это потеря времени.

На деле показ заносов в кино является не более чем художественным приемом, призванным подчеркнуть динамичность сцены. В реальной жизни такого угонщика/преступника/лихача давно догнали бы. Иногда можно даже увидеть, как машина сильно теряет скорость слишком сильно выставившись в повороте, после чего водитель выравнивает руль и начинает снова разгоняться.

Доказательством того, что это абсолютно неэффективный способ прохождения поворотов, является автоспорт. Кроме грунтовых раллийных гонок, во всех соревнованиях повороты проходятся именно на грани скольжения, а не за этой гранью.

Автогонки это легко

Часто в кино показывается, что автоспорт это легко. То есть прямо это не говорится, но показывается, что гонщики появляются из неоткуда. Пару недель назад он сел за руль, а сейчас уже выступает на трассе с пилотами, которые всю жизнь тренировались.

Отчасти из-за таких демонстраций многие думают, что автоспорт это легко. Логика проста — там не надо бегать, не надо прыгать, не надо думать, да и водить почти все умеют. Вот только водить гоночную машину по трассе это совсем не то, что Форд Фокус по МКАД.

Когда подлетаешь к повороту, который проходится на скорости 50 км/ч, со скоростью 300 км/ч, не тормозя, пока до него не останется сотня метров, у тебя действительно должны быть яйца — Дани Педроса, мотогонщик.

Сказанное выше в полной мере относится и к автогонкам. Быстро ехать по прямой это одно, а проходить повороты на скорости более 200 км/ч, сидеть два часа в кокпите при температуре более 50 градусов и испытывать перегрузки, как у летчиков-истребителей, это совсем другое.

Еще одним примером является то, что машины формульных классов с развитой аэродинамикой могут пройти поворот на скорости 50 км/ч, но не могут сделать этого на скорости 100 км/ч. Пока звучит логично, но пилоту надо заставить себя войти в этот поворот на скорости 180-200 км/ч. В этот момент начинает работать аэродинамика, которая генерирует прижимную силу и позволяет быстро пройти поворот.

Как может быть легко управлять такой машиной на пределе ее возможностей?

Вот так все нелогично и сложно. Именно поэтому классных пилотов не так много. Даже, если взять все относительно крупные чемпионаты, наберется две-три сотни действительно крутых гонщиков, которые занимаются этим всю жизнь, проходя множество отборов и каждый раз оказываясь лучше остальных. Сложно представить, как новичок может сделать это почти сразу.

Подпрыгивающие машины

Часто в кино можно увидеть, как машина подпрыгивает при столкновении с другой машиной. Сложно представить себе это в обычной жизни. Например, какой-то обычный автомобиль сталкивается со спортивным. В итоге первый подлетает, якобы наехав на низкий нос второго.

Конечно, если нос автомобиля ниже бампера того, который на него наезжает, и при этом он имеет абсолютную прочность, такое будет возможно, но в реальности это очередной миф. Весь обвес разрушится и все. Не более того.

Так ломается носовой обтекатель. Никакого клина и не остается.

Как правило, такие прыжки снимают в комедиях и подчеркивают иронию фильма, но есть и фильмы, в которых все серьезно. Например, в одной из сцен фильма ”Гонщик” с Сильвестром Сталлоне и Тилем Швайгером вполне серьезно показано, как одна машина во время гонки американской серии CART врезается в другую, которую развернуло против хода, и просто взлетает в воздух. Это выдумка, так как носовой обтекатель очень легко ломается при контакте, а дальше силовая рама машины достаточно угловата для такого подброса.

Читать еще:  Как зарегистрировать машину в ГИБДД после покупки

Такая машина из фильма «Форсаж» действительно может подкинуть другую, но она для этого и сделана.

Что касается именно этого фильма, можно сказать, что это просто кладезь ляпов. После его просмотра становится понятно, почему Берни Экклстоун не дал прав снимать фильм о Формуле-1. Посмотрите фильм, там есть большинство ляпов, описанных в этой статье. Хотя, если закрыть на них глаза, фильм получился не самым плохим.

Утонет ли машина, попав в воду

Последним пунктом поговорим о том, что машины тонут в воде. Конечно, они тонут, ведь они железные. Тут даже не будут актуальны шутки про ВАЗ, так как и он тонет, поверьте. Проблема в том, что в кино машина часто идет камнем на дно. Ни у нее, ни у пассажиров нет шансов.

Кто-то заморачивается и делает такое. Молодцы! И да, кабриолет без крыши действительно быстро утонет.

В реальности не все так логично. Машина пойдет на дно очень медленно. Связано это с тем, что в салоне много воздуха, который будет держать машину на поверхности до тех пор, пока вода не проникнет внутрь и плавучесть всей конструкции не станет отрицательной. Как правило, на это требуется не менее двух минут. Если герметичность машины не очень хорошая, утонет она быстрее, но все равно речь не идет о нескольких секундах.

Мифы в кино

Мы уже говорили о наших заблуждениях относительно хирургов и мифах, касающихся кинематографа в целом, а теперь разобрали примеры того, как нас вводят в заблуждение относительно автомобилей.

Зачастую это бывает сделано специально, так как драматизм сюжета надо передать особым образом. Бытовые сцены в кино тоже выглядят не так, как в жизни. Винить за это режиссеров нельзя.

А вот те случаи, когда создатели фильма и правда верят в то, что снимают, не зная элементарных истин, стоят порицания. Все же перед тем, как начинаешь снимать кино, надо досконально разобраться в вопросе.

Уже мало кого удивляет тот факт, что компания Tesla предлагает миру что-то новое и прорывное. Сначала это были электромобили в целом. Конечно, они существовали и до этого, в том числе одни из перых самоходных повозок в истории были электрическими, но только Tesla смогла вдохнуть в это технологическое направление новую жизнь. Потом она начала заниматься солнечной […]

Для кого-то машина за два миллиона рублей кажется пределом мечтаний, а для кого-то спорткар за два миллиона долларов кажется чем-то несерьезным и ему хочется чего-то большего. С первыми все понятно. Это бОльшая часть населения планеты и для них предлагается огромное количество автомобилей, но богачей тоже надо чем-то удивлять. Именно поэтому компании каждый год выпускают ограниченные […]

Наш мир место довольно странное. Физики уже довольно давно предполагают, что наша Вселенная может быть лишь одной из многих, а одни из самых загадочных объектов во Вселенной – черные дыры – могут оказаться порталами в другие миры. Но что если черные дыры – это порталы не в другие миры, а порталы для путешествий сквозь пространство […]

10 деталей, которые могут взорваться в вашей машине

Вы думаете, для паровой машины позапрошлого века самопроизвольный взрыв был более вероятен, чем для современного автомобиля? Удивитесь, но это не так.

«Взрыв — процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени».

Большая Советская Энциклопедия

В отличие от конных повозок прошлого, где могли взорваться лишь перевозимые канонирами бочонки с порохом, каждый современный автомобиль буквально нафарширован взрывоопасными узлами и агрегатами. Правда, мы немного отойдем от классического определения взрыва. Ну кто из автомобилистов скажет, что, например, газовый баллон не взорвался, а был разорван внутренним давлением?

Итак, начнем с узлов, которые присутствуют в любом автомобиле.

1. Масляный фильтр

Низкокачественный масляный фильтр при пуске двигателя на морозе может быть разорван по шву давлением густого масла — и эффект окажется как от взрыва под капотом.

2. Аккумулятор

При зарядке аккумулятор выделяет водород — тот самый газ, от взрыва которого погиб гигантский дирижабль «Гинденбург». Так вот, если при манипуляциях с проводами для «прикуривания» или с зарядным устройством проскочившая искра воспламенит водород, то корпус аккумулятора разнесет. И брызги кислоты зальют все кругом в радиусе полутора метров.

3. Шина

Взорваться легковая шина может, когда она, будучи сильно перекачана, разогрелась при движении на высокой скорости и произошел разрыв корда. Или, например, вследствие удара о препятствие, когда при пробое происходит резкий хлопок и мгновенная потеря давления. Особенно опасны шины большегрузов, давление внутри которых может достигать семи и более атмосфер.

4. Лампа

Лет 10–15 назад взрыв некачественной лампы неизвестного производителя прямо внутри фары был нередким явлением. Сейчас подобное происходит все реже. Инцидент приводил к необходимости демонтажа фары, чтобы вытрясти все осколки.

5. Глушитель

Такое чаще случается с карбюраторными автомобилями. Если нет искры, то бензин при длительной прокрутке стартером насасывается в выпускную систему. Потом водитель, что-то подкрутив в той, простейшей системе зажигания, а то и просто воткнув на место центральный высоковольтный провод, добивался появления искры. И она, воспламенив испарившийся бензин, с диким грохотом разносила глушитель!

6. Подушка безопасности

Это и есть почти единственный девайс в автомобиле, который должен взрываться. Правда, при таких обстоятельствах, о которых и думать не хочется. А когда же подушка может взорваться без аварии? При неграмотном проведении работ по демонтажу рулевого колеса, при неправильном хранении снятого рулевого колеса и при движении автомобиля на крупных неровностях дорожного полотна. Например, в случае наезда на приличной скорости на бордюр стандартной высоты в 165 мм.

7. Преднатяжители ремней безопасности

В преднатяжителях установлены пиропатроны. Принцип действия такой же, как и у подушки безопасности. И сработать нечаянно могут по тем же причинам. Убытков только поменьше.

8. Газовый баллон

Ну вот мы и добрались до мечты всех любителей экономичной езды. Баллон имеет несколько степеней защиты от избытка внутреннего давления. Он заправляется лишь на 80% и имеет предохранительный клапан для стравливания давления. На расходной магистрали стоит скоростной клапан. Проблемы могут быть только при неисправности предохранительных систем. Взорваться реально баллон может только при возгорании автомобиля, но вот здесь «тротилового эквивалента» мало не покажется.

9. Огнетушитель

Является непременным атрибутом любого автомобиля. Но неизвестно кем изготовленный несертифицированный баллон может сам взорваться, напугав владельца и испачкав обивки салона или багажника.

10. Газовая зажигалка

Естественно, в машине может взорваться всё горючее и взрывоопасное, что в нее положили. Начиная от газовой зажигалки и кончая баллоном с бытовым пропаном, не исключая, само собой, различные аэрозольные баллоны и даже разрешенные боеприпасы. Здесь хочу напомнить только одно. При хранении всего этого, например, в квартире, перепады температур не столь велики, как в машине, стоящей на солнцепеке. А если окраска машины темная, то внутри температура может достигать 50–60°C. А это, как известно выше допустимой температуры для простого аэрозольного баллончика.

Желаю, чтобы в вашей машине происходили только мирные взрывы — в цилиндрах двигателя.

  • Оставили автомобиль на солнцепеке? Знайте, что это чревато многими неприятностями.

Почему взрываются и сгорают Tesla? Надо ли их бояться?

10 августа в Москве после ДТП взорвался и полностью сгорел электромобиль Tesla. По некоторым данным, машина двигалась на автопилоте и не заметила стоящий на обочине грузовик. Электрокар ударился об эвакуатор боком, дважды взорвался и вспыхнул. Момент взрыва автомобиля Tesla записал и выложил в Сеть автомобилист, ехавший по встречной полосе.

По счастливой случайности все, кто находился в электромобиле, остались живы и отделались травмами.

Читать еще:  Когда проходят техосмотр после покупки новой машины

Как такое вообще возможно?

Московский инцидент с взрывом «Теслы» далеко не первый в мире. Так, в апреле 2019 года в Китае на парковке неожиданно задымился и взорвался седан Model S.

Еще один нашумевший инцидент произошел в июле 2014 года в Лос-Анджелесе Мужчина угнал автомобиль Model S, не справился с управлением и врезался в фонарный столб. От удара машина раскололась пополам и загорелась. Сам угонщик остался жив и попал в больницу.

Так почему же взрываются и горят «Теслы»? Причиной возгорания электромобиля при ДТП может стать конструкция батарей. Литий-ионные аккумуляторы не любят перегревов. И если в момент аварии нарушается система охлаждения, то происходит короткое замыкание со всеми вытекающими.

Во-вторых, у ранних Tesla Model S (до 2014 г. в.) есть чисто конструктивный просчет — слабое днище и слабая же защита батарейного отсека. Из-за этого после наезда на препятствие или посторонний предмет аккумуляторы могли получить повреждения и вспыхнуть. После двух подобных инцидентов Tesla доработала днище и блок аккумуляторов, прикрыв их усиленной титановой защитой.

Но самое, пожалуй, страшное не в том, что машина может загореться при ДТП, а в том, что ее невероятно сложно после этого потушить. Литий-ионные батарейки при горении выпускают токсичные пары и могут заново вспыхнуть в течение нескольких суток.

Поэтому у пожарных разных стран (США, Нидерландов) есть особые инструкции для тушения именно электромобилей. Например, выливать непосредственно на батарейный блок 18 кубов воды, а потом держать останки автомобиля в «карантине», чтобы при случае пресечь возобновившееся возгорание. В Голландии же сгоревший электромобиль сразу помещают в бокс с водой — своеобразный бассейн.

Получается, электромобиль брать не нужно?

Никак нет. По всему миру наберется едва ли три-четыре десятка подобных историй. И не только про «Теслу», но и про другие электромобили, про Nissan Leaf, например. Чисто статистически, сами понимаете, это капля в море. К тому же нельзя сказать, что автомобили с обычными ДВС взрыво- и пожаробезопасны. Нет: точно также горят и взрываются. Так, в июле в соревнованиях «Московская миля 2019», проходивших в Подмосковье, Nissan GT-R вылетел с трассы, снес телевизионную вышку и загорелся. Пилот погиб в горящем автомобиле.

Однозначно назвать конструкцию электромобиля опасной нельзя. По крайней мере, до тех пор, пока их не станет достаточно много для оперирования точной статистикой. И проблема «брать/не брать» тут лежит в другой плоскости: брать просто нечего. Предложений по «Теслы» на вторичном рынке ничтожное: 46 экземпляров по всей стране, почти половина из которых — сравнительно новый Model X, продающийся от 6,8 до 11,5 млн. рублей. А вот по легендарной Model S размещено всего 13 предложений от 2,8 до 12 млн рублей.

Чего ждать от бэушной Tesla

Главным образом, проблем с сервисом. Особенно если вы живете за пределами Москвы. Официально Tesla в стране не представлена, возят их по-серому, обслуживают так же. Известны случаи, когда для устранения гарантийных поломок машину грузили на эвакуатор и везли к дилеру в Берлин.

Что до нашумевших возгораний, то совет можно дать один — искать сравнительно свежие экземпляры Model S, после 2014 года с модернизированным и усиленным днищем. И не попадать в ДТП, конечно.

Автор: Владимир Андрианов

А вы бы купили себе электромобиль? Или, может быть, у вас был опыт использования электрокара? Как автомобиль показал себя в эксплуатации?

Почему взрываются аккумуляторы в машине?

Спровоцировать взрыв автомобильного аккумулятора может несоблюдение условий зарядки и отсутствие должного обслуживания батареи. Какие АКБ могут взорваться под капотом, при зарядке, и как уберечь себя от подобной ситуации?

Аккумуляторная батарея используется в качестве источника электропитания стартера, системы зажигания, питания двигателя и прочих вспомогательных систем автомобиля.

Основы химических реакций внутри АКБ

Автомобильная аккумуляторная батарея состоит из корпуса, который разделен на 6 изолированных секций (банки). Каждая ячейка состоит из набора отрицательных и положительных пластин. Пластины отделены сепараторами, погруженными в раствор серной кислоты и дистиллированной воды, называемый электролитом.

При разряде аккумулятора активная масса положительных и отрицательных пластин взаимодействует с электролитом. В результате химической реакции образуется сульфат свинца, оседающий на поверхности пластин и вода. Плотность электролита при этом уменьшается. При зарядке АКБ от внешнего источника в результате обратной химической реакции образовывается кислота, на отрицательных электродах восстанавливается чистый свинец, а на положительных – диоксид свинца. Плотность раствора при этом повышается.

Физико-химические предпосылки для взрыва

При зарядке свинцово-кислотного аккумулятора на молекулярном уровне вода разлагается на водород и кислород. Часть газов оседает на поверхности положительных пластин. Вторая часть представляет собой гремучую смесь, скапливающуюся под крышкой корпуса АКБ. Смесь крайне взрывоопасна, а поэтому даже малейшей искры достаточно для ее поджога. Такие искры могут возникать между пластинами с положительным и отрицательным потенциалом, а также в местах их последовательного соединения.

Чтобы взорвался аккумулятор автомобиля, в цепочку должны сложиться сразу несколько из негативных факторов:

  • снижение уровня электролита в банках;
  • продолжительный перезаряд батареи;
  • забитый перепускной клапан, который в необслуживаемых аккумуляторах предназначен для аварийного сброса скопившегося взрывоопасного газа;
  • несвоевременное обслуживание аккумуляторной батареи;
  • продолжительная высокая нагрузка на АКБ, сменяющаяся зарядом большим током. Если вы безуспешно пытались запустить холодный двигатель, а после под капотом взорвался аккумулятор при прикуривании, вероятнее всего, действия развивались как раз по такому сценарию.

Человеческий фактор

В печальной статистике чаще всего значится взрывы аккумуляторов при зарядке от внешнего устройства. Возможные причины:

  • слишком высокий ток заряда АКБ;
  • продолжительный заряд большим током с закрученными крышками. Пробки предназначены для контроля уровня и плотности электролита и для выхода газа при плановом обслуживании аккумулятора. При зарядке для предотвращения риска взрыва производители рекомендуют выкручивать пробки;
  • перезаряд батареи. Если зарядное устройство не имеет функции автоматической зарядки, необходимо следить за уровнем потребления тока и общим временем зарядки. Больше всего риск взрыва при использовании старых зарядных устройств, в которых невозможно адекватно настроить уровень напряжения и силу тока.

Простые правила зарядки АКБ

  1. Перед зарядкой открутите пробки.
  2. Установите силу тока, равную 1/10 емкости аккумулятора. К примеру, для АКБ с емкостью 72 а/ч. зарядка током 7,5-8 А будет наиболее безопасной и щадящей в плане сохранения батареи.
  3. Не оставляйте надолго заряженный аккумулятор подключенным к зарядному устройству (особенно, при ускоренной зарядке, когда принудительно выставлена большая сила тока).

Помните о том, что при длительном заряде через пробки выходит взрывоопасный газ. Поджечь его может как поднесенная вплотную сигарета, так и искра, возникающая при снятии/одевании крабов зарядного устройства.

Взорвался аккумулятор в машине

Как и в предыдущем случае, взрыв АКБ происходит из-за совокупности форм-факторов, среди которых можно выделить следующие:

  • слишком высокое напряжение бортовой сети. Причина в неисправном реле-регуляторе напряжения. Так называемая «шоколадка» в конструкции генератора дозирует подачу напряжения на обмотку возбуждения статора. Таким образом, напряжение зарядки поддерживается на заданном диапазоне, вне зависимости от количества включенных потребителей;

Система бортовой самодиагностики современных авто способна отреагировать на неадекватную работу генератора сигнальной лампой на приборной панели. На авто с отсутствующей функцией лампочка «АКБ» в случае перезаряда не загорается.

  • низкий уровень электролита;
  • утепление аккумулятора;
  • неисправность клапана сброса газов;
  • резкая повышенная нагрузка на батарею.

Какие последствия от взрыва аккумуляторной батареи?

Если взорвался аккумулятор под капотом, когда автомобиль был в движении, в салоне вы услышите лишь небольшой хлопок. При этом в качестве источника поджога может выступить как искра внутри корпуса АКБ, так и внешний источник пламени. Выходящие через негерметичную пробку газы способна поджечь даже искра от статического электричества, не говоря уже о той, которая возникает при подключении аккумулятора к бортовой сети авто или при подключении проводов для прикуривания автомобиля.

Если взрыв произошел при запуске машины или в движении, для авто самые печальные последствия, скорее всего, ограничатся риском повреждения ЛКП. Электролит крайне ядовит к лакокрасочным материалам, поэтому если в ближайшее время не удалить его остатки с кузова, краска вспучится, оголив кузов влаге и реагентам.

Видео: Может ли взорваться аккумулятор автомобиля? Просто о сложном

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector