Уведомления
Помогите бизнесу найти себя
Мы добавили смайлики в комментарии 🙂
Вести диалоги в комментариях стало проще!
Все новости
Митрополита Григория, госпитализированного с пневмонией, перевели из реанимации в обычную палату
«Всё это время продолжала ходить на работу»: история 29-летней девушки, умершей от коронавируса
Обогнали сразу Германию и Францию: в России за сутки еще 11 231 зараженный коронавирусом
Первое отключение горячей воды затронет больше тысячи домов челябинцев. Ищем свой адрес
Организаторы челябинского проекта о героях войны разместили в паблике снимок Гитлера
С Кировки увезли скульптуру, популярную у любителей селфи
В Челябинской области умер девятый пациент с коронавирусом
Прокуратура проверит «коронавирусную» больницу в Челябинске с «горшком» в палате на четверых
На предприятии Челябинской области расширили штат цифровых помощников
26 бюджетных средств, которые заменят люксовую косметику (прощай, Dior, мы будем скучать)
ГИБДД возобновляет замену водительских удостоверений в Челябинской области
Президент дал страховые гарантии врачам, борющимся с COVID-19
Почините кран и переставьте холодильник: 15 способов сэкономить на воде и электричестве
«Уралэнергосбыт» запустил для клиентов чат в WhatsApp
Челябинцы в самоизоляции соскучились по свободе, работе и общению: таковы итоги социологического опроса
Забота не уходит на выходные: в челябинские больницы бесплатно доставили по 300 бутылей «Люкс Воды»
Челябинских учителей просят регистрироваться на сайте «Единой России» для участия в праймериз
Челябинские строители потребовали обанкротить подрядчика несостоявшегося конгресс-холла «Крылья»
«В тюрьме условия лучше!»: водитель скорой попал в челябинскую больницу с пневмонией и ужаснулся
Попавший в больницу с подозрением на COVID-19 митрополит поправляется. Его перевели из реанимации
Авто: «Клиенты начали беднеть»: автодилеры Челябинска — о трёхкратном падении продаж и ожиданиях от мая
Власти Челябинской области рассказали, когда вывезут застрявших из-за коронавируса в Якутии вахтовиков
Миллиардер из списка Forbes Дмитрий Босов покончил с собой
Ремонт Челябинского молодёжного театра вылился в уголовное дело о получении взятки
Три этапа выхода из самоизоляции: Роспотребнадзор рассказал, как будем возвращаться к нормальной жизни
В Челябинске кондуктор попала в больницу с подозрением на коронавирус
«Все довольны»: челябинские врачи, работающие с COVID-19, показательно поблагодарили губернатора
Алексей Текслер пообещал челябинцам маски за 15 рублей. Рассказываем, какие сейчас цены в аптеках
Министр культуры РФ заразилась коронавирусом
Вышел без маски — штраф до 30 тысяч: разбираем с юристами новое распоряжение Текслера
Торговые комплексы в ближайшее время открывать не планируют. Как это объяснили в правительстве
Губернатор назвал аптечные цены масок, выпущенных на новой линии в Челябинске
Стали известны результаты тестов на COVID-19 продавцов Центрального рынка, попавших в больницу с пневмонией
Южноуральских вахтовиков, застрявших в Якутии из-за вспышки COVID-19, привезут домой в выходные
«У каждого пятого — пневмония»: Текслер рассказал, кто и как болеет коронавирусом на Южном Урале
Власти назвали число южноуральских медработников, заразившихся COVID-19
Прокуратура обнаружила хищения при возведении пристроя к челябинскому оперному театру
В майские праздники полицейские составили 500 протоколов на нарушителей карантинного режима
Поспешность может обернуться срывом: на совещании с Путиным обсудили 3 этапа выхода из самоизоляции
Кто-то гонит: челябинцу грозит лишение прав за выезд на встречку в разрешённом месте
Инспекторы обвинили автомобилиста в нарушение пункта ПДД, о котором никто не помнит
Проблема возникла из-за попутного автомобиля, который тоже совершал обгон
Фото: читатель сайта
Челябинец Валерий ездил по делам в район Нижнего Тагила, где пошёл на обгон в разрешённом месте, что хорошо видно на записи. Но инспекторы ГИБДД вменили автомобилисту нарушение, за которое грозит лишение прав на срок до полугода. Самое интересное, что речь не о «ментовском беспределе», а о довольно коварном пункте правил, который мало кто помнит. В ситуации разбирался 74.ru.
Обгон вслед за другой машиной могут посчитать нарушение пункта 11.2 ПДД и наказать лишением прав. Видео: читатель сайта
Двойной обгон — лишение
Валерий ехал в хвосте вереницы машин, разбавленной большегрузами. Дорога в этом месте прямая и слегка «вогнутая», что обеспечивало идеальную видимость встречной полосы. На всей дистанции обгона осевая линия была прерывистой.
Экипаж ГИБДД двигался навстречу Валерию. С небывалой расторопностью инспекторы остановили его и вменили нарушение пункта 11.2 ПДД и наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП: штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев.
Что такое пункт 11.2 ПДД?
Этот пункт запрещает обгон «ситуативно», например, если автомобиль впереди также вышел на обгон или объезжает препятствие.
Большинство водителей, даже если помнит этот пункт, интерпретируют его как запрет на обгон «паровозиком», то есть двумя машинами впритык друг к другу. Это действительно опасно.
Классический обгон «паровозиком», когда передняя машина полностью блокирует обзор. Видео: Дорожные происшествия/Youtube.com
Также есть точка зрения, что пункт 11.2 запрещает двойной обгон, как на старом советском плакате, где изображена действительно безумная ситуация: красный автомобиль обгоняет синий, а синий в это время обгоняет грузовик.
Старый плакат, предупреждающий об опасности «двухэтажного» обгона
К сожалению, пункт 11.2 сформулирован размыто, и встречаются его «экстремальные» интерпретации. Согласно им, любая машина впереди, совершающая обгон, запрещает нам выезд на встречную полосу.
Так, посмотрев видео с регистратора Валерия, представитель Комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов пришёл к выводу:
— Нарушение явное — расстояние между обгоняющими машинами навскидку метров 40. Правила запрещают обгон, если впереди идущее транспортное средство производит обгон или объезд, потому что за ним может быть встречный автомобиль, и водитель не успеет среагировать. На трассах это достаточно частый сценарий возникновения опасных ситуаций и лобовых ДТП.
Обгон вслед за другим автомобилем привёл к перевороту. Видео: Mens Chann/Youtube.com
Тогда возникает вопрос: а на каком минимальном расстоянии от нас должен обгонять автомобиль впереди, чтобы мы могли безопасно выехать на встречную полосу? Ведь в ПДД нет никаких инструкций на этот счёт.
— Критерия и вправду нет, — соглашается Дмитрий Ларионов. — Технически инспектор может оформить нарушение, даже если впереди совершался обгон в километре от нас. Но я ни разу не слышал, чтобы они заходили так далеко.
Фактически критерий — даже не само расстояние, а степень загромождённости обзора на встречную полосу. Но это слишком неуловимый показатель.
Если оценивать манёвр Валерия субъективно, Toyota Auris перед ним была на расстоянии нескольких корпусов и за счёт постоянного смещения не создавала «слепое пятно». Но если следовать формулировке пункта 11.2 «в лоб», получается, что он был нарушен.
Так какой совет можно дать водителям?
— Боюсь, в таких ситуациях они действуют на свой страх и риск, — подытоживает Дмитрий Ларионов.
Во время обгона важно соблюдать безопасную дистанцию. Видео: Yamaha YBR 125. Minsk.DNEPR. мотоцикл друг человека/Youtube.com
Судебная практика изменилась
Автоюрист Лев Воропаев также подчеркивает «субъективность» трактовки этого пункта правил, что не позволяет дать однозначную рекомендацию водителям.
— Судебная практика в последнее время изменилась, — говорит он. — Раньше суды квалифицировали данное нарушение по части 1 статьи 12.15 КоАП, то есть наказывали штрафом в 1500 рублей. С недавних пор некоторые суды стали использовать четвёртую часть этой статьи, которая предполагает наказание вплоть до лишения прав.
Эксперт отмечает, что практика по вопросу окончательно не сформировалась, и встречаются совершенно разные решения. Например, Свердловский облсуд в июле этого года дал такую интерпретацию пункта 11.2 ПДД (дело № 4а-396/2018): «Пункт 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации запрещает водителю выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия. По смыслу указанной нормы водителю запрещено выполнять обгон транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия». То есть фактически речь идёт о ситуации, изображенной на советском плакате.
Но, случается, российские суды занимают жёсткую позицию, исходя из полного запрета обгона вслед за другим автомобилем.
— Какой-либо конкретики о расстоянии, на котором должны находиться друг от друга обгоняющие автомобили, нет, — объясняет Лев Воропаев. — Всё зависит от оценок сотрудников ГИБДД и судей. Как правило, суды первой инстанции полностью поддерживают решения инспекторов ГИБДД, а далее у водителя остаётся возможность доказывать невиновность в судах высших инстанций.
Как обгонять, чтобы не лишили
Итак, правила однозначно запрещают «двухслойный» обгон и обгон «паровозиком», когда одна машина дышит в затылок другой. Но как быть с пограничными ситуациями, как на видео Валерия?
— Нарушения нет, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Случалось, что водителей привлекали за нарушение пункта 11.2, но за обгон одной и той же машины на близком расстоянии друг от друга. Абсурдно вырывать пункт 11.2 из контекста: его нужно рассматривать совместно с пунктом 11.1, который требует убедиться, что встречная полоса свободна на расстоянии, достаточном для обгона. И если обгоняющая впереди машина находится на большой дистанции от нас, безопасность манёвра обеспечивается, и нарушения нет.
Читать еще: Покупка авто у судебных приставов
Юрий Панченко советует Валерию обратиться к эксперту и получить заключение, что его манёвр был безопасен: не было ограничений видимости и рискованного сокращения дистанции до автомобиля впереди. Эксперт также отмечает, что помимо радения о безопасности в задачу властей входит увеличение пропускной способности дорог, и чересчур рьяное наказание водителей лишь усугубляет ситуацию.
Тем не менее полной однозначности в трактовке таких нарушений нет, поэтому имейте в виду подводные камни ПДД, а точнее, их вольные интерпретации.
Vezdelazz › Блог › Обгон “паровозиком” разрешен или нет
Суть в том, мне попались на глаза случаи наказания водителей выезжающих на обгон следом за другими обгоняющими.
Для понимания сути немного правовой информации:
ПДД 11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
— транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
— транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
— следующее за ним транспортное средство начало обгон;
— по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
КоАП 12.15.4 Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления.
Так вот некоторые нехорошие инспектора стали подводить под этот пункт обгон “паровозиком” и вменять 12.15.4 по которой предусмотрено лишение или 5к штрафа. Для наглядности привожу картинку.
Вот совсем не понятно, что имелось ввиду под понятием “транспортное средство, движущееся впереди”, ТС которое движется по моей полосе, по встречной, по обочине, в попутном или встречном направлении и самое главное на каком расстоянии 5м, 50м, 500м или 5км?
Второй момент “— следующее за ним транспортное средство начало обгон”. Если следовать той же логике, то допустим я по правилам начал обгон за мной выезжает вторая машина, то выходит что мне тоже запрещен обгон и что мне делать в таком случае, испариться?
Я так понимаю, что если выезжаешь на обгон одновременно с впереди идущим ТС, то да можно привлечь. Но если дождался его перестроения на встречку, то впереди идущим уже считается обгоняемое ТС, которому в свою очередь запрещено совершать обгон.
А то получается, если кто-то в плотном попутном потоке выехал на обгон, то остальным нельзя. С учетом что арбузники и прочие камазообразные собирают хвост до 1 км, это же золотое дно по этому пункту.
Будьте аккуратнее на дорогах и уважительнее к другим участникам движения!
Комментарии 3
Как на авторамблере пишут — а если транспортное средство уже начало обгон, а это спереди через 10км от тебя…
Тут как знак стоп перед перекрестком. Надо тормозить не перед знаком а перед абстрактным пересечением проезжих частей.
если добуквенно читать 11.2 — то да. Если впереди идущее ТС начало и производит обгон, то 11.2 запрещают производить обгон. И в 11.2 не указано конкретно, обгон какого именно ТС запрещен. !Вообще запрещен! Так что читая ПДД как есть обгон “паровозиком” запрещен. Однако вот притянуть сюда какое-либо наказание, читая добуквенно — сложно. Однако в последнее время жизнь замечательных инспекторов показывает иное, притягивают только в путь, и судьи на стороне инспекторов! Остается только ждать, когда это все дойдет до ВС, и там будет решение (если дойдет), и сдается мне, что решение будет не в пользу водителя-прицепа (ну который пристроился сзади паровозика). И знаете что, а я согласен с этим! Ибо обгон паровозиком — это опасно. Кто бы что не думал про свои очумительные опыты и способности. Сам стараюсь не обгонять так. Мне некомфортно, ибо я не вижу впереди толком ничего дальше кормы впереди идущего. В такой ситуации очень сложно выполнить требования пункта 11.1. А следовательно не убедившись, начинать обгон нельзя.
“Второй момент “— следующее за ним транспортное средство начало обгон”. Если следовать той же логике, то допустим я по правилам начал обгон за мной выезжает вторая машина, то выходит что мне тоже запрещен обгон и что мне делать в таком случае, испариться?”. Отчасти согласен. Читаю ПДД 11.2 и вижу, что не прописана временная разница действий:
“11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
следующее за ним транспортное средство начало обгон;”
На лицо не грамотная формулировка. ПО мне так тут сказано, что если сзади ТС начало обгон, то начинать свой обгон низя. НО если ты уже начал обгон, то сзади идущему ТС нельзя выполнять= в том числе начинать обгон так как все тот же 11.2, первое и второе условие.
“Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;”
Так что тут скорей не найдется совсем отмороженный инспектор, который еще и первого обгоняющего начнет притягивать на нарушение )) НО от сумы и… зарекаться конечно сложно.
И еще, например, когда я выполняю обгон нескольких попутных грузовиков (или тихоней), нередко впереди вылазит какой-нибудь шустряк передо мной, и получаем ситуацию, что он нарушил, так как вылез передо мной, но несколько раньше и не сильно-то помешал (пришлось просто сбросить, но не тормозить): в такой ситуации я всегда вернусь на его место со встречной и дождусь когда встречная полоса освободится. Иначе я уже буду нарушать 11.2.
Нафик-нафик, я лутше подожду.Пару раз были неприятные моменты с этим делом, впереди идущий заменьжуется а тебя уже зажимают встречный.
Обгон паровозиком судебная практика
Программа “Право руля!” выходит в эфир по новому графику ежедневно из новой студии! График выхода смотрите ниже.
В этом году исполняется ровно 10 лет с того дня, когда я вернулся к некогда преданному мною забвению увлекательному хобби – коллекционированию действующих моделей железной дороги. За эти годы коллекция выросла до внушительных размеров, хотя все еще не может соперничать с коллекциями знаменитого американского певца Фрэнка Синатры стоимостью около 2 миллионов долларов или 40-го президента США Рональда Рейгана. В обновленной рубрике “Мое хобби” Вы можете увидеть (достаточно просто кликнуть на размещенную ниже картинку) почти подавляющую часть коллекции (для неподавляющей просто не хватило полочек, вследствие чего она временно покоится в коробках) и постараться разделить со мной восхищение, которое я неизменно испытываю каждый раз, когда разглядываю маленькие шедевры больших дорог.
Очередное авторское творение – книга “Разрули!” , написанная с учетом самых последних изменений в законодательстве, щедро сдобренная новыми карикатурами Алексея Меринова и выпущенная в свет издательством “ЭКСМО” в очень твердом переплете, доступна в большинстве книжных магазинов!
Попытка расставить точки над “i” в одном трагическом эпизоде, описанном в моих воспоминаниях «Я не мог родиться в другой день…», самым неожиданным образом увенчалась успехом, вернула меня в далекие годы детства и помогла снять с души, может, и не мой собственный, но все же камень…
- Список форумов‹ВСЕ ФОРУМЫ‹Лишение права управления
- Изменить размер шрифта
- Версия для печати
- FAQ
- Регистрация
- Вход
Лишение прав за обгон паровозиком
Re: Лишение прав за обгон паровозиком
pivalex » 29 апр 2013, 19:34
чтобы у вас не было сомнений
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 г. N 4а-2833/12
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А., рассмотрев в порядке надзора жалобу адвоката Юрьева А.М. в защиту М. на постановление мирового судьи судебного участка N 104 района Сокольники г. Москвы от 18 мая 2012 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 17 июля 2012 года по делу об административном правонарушении,
Постановлением мирового судьи судебного участка N 104 района Сокольники г. Москвы от 18 мая 2012 года М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 (четыре) месяца.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 17 июля 2012 года постановление мирового судьи судебного участка N 104 района Сокольники г. Москвы от 18 мая 2012 года оставлено без изменения, жалоба защитника Юрьева А.М. – без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Юрьев А.М., выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что требование п. 11.2 Правил дорожного движения РФ М. не нарушал; маневр обгона был совершен М. не в зоне ограниченной видимости; М. неправомерно назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, поскольку факт совершения административного правонарушения был зафиксирован техническим средством, работающим в автоматическом режиме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ наступает за выезд в нарушение Правил дорожного движения РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ.
В силу п. 1.3 Правил дорожного движения РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с п. п. 11.2 и 11.4 Правил дорожного движения РФ водителю соответственно запрещается выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, а также в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ под ограниченной видимостью понимается видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Как следует из материалов дела, 12 марта 2012 года в 22 часа 34 минуты М., управляя автомобилем марки “***” государственный регистрационный знак ***, следовал по автодороге Москва – Киев в Брянской области в направлении г. Киев, и в районе 358 км + 0 м указанной автодороги совершил обгон попутно двигавшихся транспортных средств в зоне ограниченной видимости в то время, когда автомобиль марки “***” государственный регистрационный знак ***, двигавшийся впереди, также производил маневр обгона. Указанными действиями М. нарушил требования п. п. 11.2 и 11.4 Правил дорожного движения РФ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность М. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; схемой места совершения административного правонарушения; рапортами инспекторов ДПС ГИБДД Ф. и Б.; письменными объяснениями К. и А.; схемой дислокации дорожных знаков и дорожной разметки; видеозаписью административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности вины М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что требования п. 11.2 Правил дорожного движения РФ, запрещающего выполнять маневр обгона в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, М. не нарушал, нельзя признать состоятельным, поскольку он опровергается совокупностью приведенных выше доказательств, свидетельствующих об обратном.
Довод заявителя о том, что маневр обгона был совершен М. не в зоне ограниченной видимости, проверялся судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и получил надлежащую оценку, правильность которой сомнений не вызывает.
Ссылка заявителя на то, что М. неправомерно назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, поскольку факт совершения административного правонарушения, был зафиксирован техническим средством, работающим в автоматическом режиме, несостоятельна.
Нормы КоАП РФ предусматривают особый порядок привлечения к административной ответственности в области дорожного движения в случае фиксации факта совершения правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. В таких случаях согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ.
Между тем из материалов дела усматривается, что правонарушение, совершенное М., было зафиксировано непосредственно сотрудником ГИБДД с применением технического средства, которое не работало в автоматическом режиме, в связи с чем в отношении М. инспектором ДПС ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, и иные документы, а видеозапись правонарушения использована в качестве одного из доказательств по делу.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении наказания мировым судьей учтены данные о личности М., а также характер совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения.
Административное наказание в виде минимального срока лишения права управления транспортными средствами, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, назначено М. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения М. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
Читать еще: Как узнать сколько должен судебным приставам?
Постановление мирового судьи судебного участка N 104 района Сокольники г. Москвы от 18 мая 2012 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 17 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении М. оставить без изменения, жалобу адвоката Юрьева А.М. в защиту М. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Д.А.ФОМИН
Обгон «паровозиком»
Последнее обновление: 26.03.2020
2 комментария
- Завершение обгона через сплошную линию разметки
- Обгон «паровозиком»
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на перекрестке по главной дороге
- Обгон во время разворота
В первом абзаце пункта 11.2 ПДД первые строки имеют следующее содержание:
Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
Тем не менее, в различных дорожных ситуациях нередко можно стать свидетелем, а то и участником «коллективного» обгона, его еще называют обгон паровозиком. В чем он заключается?
По участку дороги, где обгон не запрещен, предположим, не очень быстро движется какой-нибудь не тихоходный автомобиль или просто медленно по разным причинам едет какое-либо транспортное средство. Его догоняют другие участники движения, например, два или больше легковых автомобиля, которые движутся почти след в след на некоторой дистанции.
Встречная полоса свободна, обгон на этом участке дороги не запрещен, и эти «двое» друг за другом приступают к обгону нашего попутчика. Сначала тот, что впереди, за ним – следующий. Обгон след в след – и есть обгон паровозиком (картинка ниже).
Обратим внимание еще раз на первый абзац пункта 11.2: запрещается обгонять, если движущееся впереди ТС производит обгон. Возникает вопрос: транспортное средство, движущееся впереди, — это только обгоняемое ТС или и обгоняющий автомобиль в том числе?
Понятно, что если автомобиль, который мы намереваемся обогнать, включает левый «поворотник» и сам приступает к обгону (или к объезду препятствия), то в этом случае нам запрещено начинать обгон. Если мы пойдем на обгон обгоняющего автомобиля (этот маневр в народе имеет название двойной обгон), то это уже будет 100% нарушение правил выполнения обгона.
А как быть с автомобилем, который уже совершает обгон (или только что вас обогнал) и движется впереди вас попутно по встречной полосе? Как поступить правильно: дождаться, пока тот «передний» завершит обгон и уйдет со встречной полосы или пристроиться к нему паровозиком, пока встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии?
И здесь возникает другой вопрос: является ли обгон паровозиком нарушением правил обгона? И если да, тогда какие санкции за движение вслед обгоняющему автомобилю может получить водитель второго, т.е. следом обгоняющего автомобиля?
Нужно отметить, что первый абзац пункта 11.2 ПДД можно толковать неоднозначно. Другими словами, под «движущимся впереди транспортным средством» можно понимать:
- а) только обгоняемый автомобиль, т.е. тот, который движется в нашей полосе, и который мы намереваемся обогнать;
- б) и обгоняемый, и обгоняющий автомобиль, т.е. оба автомобиля, в том числе и тот авто, который обгоняя, движется попутно, но по встречной полосе.
Если толковать по второму варианту (б), тогда обгон паровозиком попадает под запрет (поскольку впереди уже есть автомобиль, который совершает обгон). Если толковать по первому варианту (а), тогда обгон паровозиком – вполне законный маневр (тот автомобиль, который мы хотим обогнать, никого не обгоняет и продолжает ехать прямо).
Неоднозначное толкование вызывает множество споров, а госслужащие, более того, принимая обгон паровозиком за нарушение правил обгона, склонны назначать «нарушителю» либо штраф 5 тыс.р., либо лишение прав до полугода, как за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД по ст. 12.15 ч.4 КоАП. Правомерно ли это?
Попробуем внести ясность. В постановлении Пленума Верховного Суда №18 (в ред. 2012 г.) судам были даны разъяснения по вопросам применения отдельных статей КоАП, в т.ч. и по статье 12.15 ч.4.
Читать еще: Как забирают автомобиль судебные приставы?
По указанной выше статье 12.15 ч.4 наказание (штраф 5000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 мес.) применяется за выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено ПДД. В отношении обгона эти места (где выезд на встречную полосу запрещен) определены в пункте 11.4 ПДД. Этот же пункт (11.4) упоминается в разъяснениях Пленума ВС.
Пункт 11.2 перечисляет не места, в которых обгон запрещен, а обстоятельства, при которых обгон запрещается, но эти обстоятельства не содержат прямого запрета, поскольку сами они ситуационно переменчивы. Более того, в этих обстоятельствах выезд на встречную полосу для обгона разрешен в принципе!
Отсюда следует, что за нарушение первого абзаца пункта 11.2 (трактуемого как обгон паровозиком) не могут быть применены санкции по ст. 12.15 ч.4 (выезд на встречную полосу, когда это запрещено). Что касается пункта 11.2 в целом, кодекс нарушений обошел его стороной, наказания за него напрямую не предусмотрены, но это НЕ значит, что за нарушение требований данного пункта не последует наказание, в том числе и по статье 12.15.ч.4.
Санкции следуют за нарушение требований пунктов Правил, а уж в каком месте было совершено нарушение, на встречной полосе или попутной, это либо смягчающее обстоятельство, либо отягчающее.
Что касается обгона паровозиком или след в след, то данный маневр при рациональном толковании ПДД не содержит нарушения. Ключевое слово «рациональное» толкование ПДД, а не «выгодное». В соответствии с пунктом 11.1, водитель имеет полное право приступить к такому обгону, когда убедится, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 26.03.2020
Лихачество на дороге, Или чем закончится ДТП при обгоне
Торопливость и невнимательность – особенности езды многих водителей. Неудивительно, что немалая часть аварий случается при обгоне одного ТС другим. Это бывает, если ускоряющийся автомобиль обходит более медленный с правой и левой стороны, на перекрестке и вне его. Установление виновника определяется обстоятельствами столкновения.
Обгон поворачивающего налево и ДТП
Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.
Виновным в этой ситуации могут быть как один, так и другой водитель, или оба сразу. Это зависит от обстоятельств:
- По требованию пункта 8.1 ПДД перед поворотом нужно дать знать о своем намерении другим участникам движения. Это значит, водитель должен включить левый поворотник или сделать соответствующие движения рукой до того, как начать маневр. Если он проигнорировал необходимость или опоздал с сигналами, вина за ДТП возлагается на него.
- В соответствии с пунктом 11.1 ПДД тот, кто управляет обгоняющей машиной, тоже обязан выполнить маневр определенным образом:
Он должен также соблюсти пункт 11.2 ПДД, то есть воздержаться от маневра при наличии запрещающих его выполнение условий. Нарушение обоих правил делает его виновным. Водитель второго авто не должен обгонять, если идущее впереди ТС уже начало поворачивать, или на нем включился соответствующий сигнал. Виновным автомобилист становится и в случае, когда машины по его полосе движутся плотным потоком, и отсутствует возможность вернуться назад.
- Ответственность будет обоюдной, если водители обеих машин не включили соответствующие сигналы перед маневрами. Бездействием они лишились возможности понимать намерения друг друга и создали аварийную ситуацию. Теоретически вина делится на двоих, когда водитель первой машины забыл включить поворотник, а второй начал обходить его авто, не имея возможности вернуться в прежний ряд из-за идущего следом ТС.
А здесь подробнее об оказании первой помощи при ДТП.
ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал
Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:
ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним ТС начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:
- на дороге со сплошной разметкой;
- на пешеходных переходах;
- на перекрестке, если ТС движется по второстепенному направлению;
- в конце подъема;
- на отрезках дороги с плохой видимостью;
- на мостах, в тоннелях, эстакадах;
- на железнодорожном переезде или в 100 м от него.
Если авария произошла там, где обгон запрещен, виновным назовут того, кто совершал маневр.
В ПДД есть также пункт 11.3:
Если в ходе разбирательства ДТП докажут, что он намеренно мешал другому автомобилисту обойти его, водителя первого ТС и обвинят в случившемся. Но это при условии, что маневр осуществлялся в разрешенном месте.
ДТП при обгоне на перекрестке
Обогнать чужой автомобиль можно и там, где дороги пересекаются. Но только если:
- перекресток нерегулируемый, то есть на нем не установлен светофор, и нет управляющего движением сотрудника ДПС;
- автомобили едут по главной дороге, которая в этом месте не изменяет направления (обозначается знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 без дополнительных символов).
На всех остальных перекрестках маневр запрещен. При игнорировании водителем обгоняющей машины этого требования виновным в ДТП признают его.
Если авария произошла на разрешенном для выполнения действия перекрестке, все сложнее. Здесь определение виновного в происшествии основывается на поведении на дороге обоих участников. Учитывается соблюдение ими условий обгона, указанных в пунктах 8.1, 11.1, 11.2, 11.3 ПДД, а также других правил движения. В зависимости от этого называют одного из водителей виновным, или делят ответственность на двоих.
Авария при обгоне справа: кто ответит
Споры о том, разрешен ли обгон с правой стороны, существуют только среди автомобилистов. Сотрудники ГИБДД уверены, что такой маневр не разрешается. Их правота подкрепляется пунктом 9.9 ПДД:
Отсутствие законной возможности на обгон справа отражен и в пункте 11.2 ПДД, где говорится о необходимости возврата на свою полосу без создания угрозы объезжаемому ТС. Поэтому в аварии, вызванной недопустимым маневром, виновным станет тот, кто его выполнял.
О том, как правильно совершить обгон ТС и в каких случаях обгон разрешен, смотрите в этом видео:
Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона
Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.
Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.
Что влияет на решение суда, как показывает практика:
- другие нарушения автомобилистами ПДД и КоАП;
- место столкновения (правая, левая полосы движения либо разделительная линия);
- характер повреждений авто;
- скорость обоих ТС, выясняемая с помощью экспертизы.
Нюансы могут «рассказать» больше, чем говорят сами участники ДТП и очевидцы. Например, если столкновение произошло на левой полосе движения, это значит, что поворачивающий автомобиль уже завершал маневр. А обгоняющий должен был подождать или вернуться в свой ряд, чего не сделал. Следовательно, он и виноват.
Или выясняется, что поворачивающее ТС врезалось в обгоняющее авто. Очевидно, что первый нарушил правила. Ведь такие повреждения могли возникнуть, только если сначала второй начал обгон. Значит, виновен поворачивающий.
Но если таких красноречивых деталей происшествия не обнаруживается, суд поровну делит вину на обоих автомобилистов. Иногда одному из участников инкриминируют большую ответственность, что зависит от обстоятельств дела. Словом, типовых решений по ДТП при обгоне не существует, все индивидуально.
А здесь подробнее о том, что делать, если попали в ДТП без страховки ОСАГО.
Спешка и беспечность – нередкие спутники аварий. При обгоне это проявляется особенно часто. Поэтому перед маневром стоит просчитать все возможные риски и совершать его, лишь убедившись в безопасности.
Полезное видео
О нарушениях правил обгона смотрите в этом видео: