Мою машину сломали на сервисе — как я поставил мастеров на место
Адвокатам тоже случается попадать в неприятные истории. Марс Тарасов приехал в техцентр с жалобой на странный шум под капотом. Диагностика привела к разрыву цепи ГРМ. В автосервисе посчитали, что все расходы (около 100 тысяч рублей) должен взять на себя владелец. Но у него было другое мнение.
Рассказывает Марс Тарасов, руководитель правового центра, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Человек и Закон»:
«В декабре 2017 года со мной и моей женой произошла неприятная ситуация — обычная диагностика в автосервисе едва не закончилась для нас долгим судебным разбирательством. Супруга обратилась в техцентр „Юнион Моторс“ из-за постороннего шума в двигателе ее Nissan Juke. Сразу оговорюсь: в этом сервисе мы обслуживались уже не первый год, и никаких нареканий в адрес специалистов не было. Более того, другие машины в семье тоже всегда ремонтировались только у них.
Готовьтесь платить
Признаться, поначалу я рассчитывал решить вопрос с ремонтом оперативно и на месте. Когда нас встретил мастер, проводивший диагностику, я попытался объяснить ему примерно следующее: непосредственно в гараж, где чинят авто, наш Nissan заехал своим ходом. Логично предположить, что поломка произошла уже в результате действий сотрудников сервиса. Тогда почему же покупку новой детали и ее замену предлагают оплатить нам, владельцам? Но у представителей компании на этот счет было совсем другое мнение: к поломке они непричастны. Либо оплачивайте ремонт, либо забирайте машину в таком виде.
Идти до конца
Первым делом мы составили претензию на имя руководства автосервиса, в которой детально описали ситуацию, привели выдержки из закона «О защите прав потребителей», а также объяснили, почему мы считаем, что расходы на ремонт должны быть возложены на «Юнион Моторс». Параллельно мы запросили у них запись с камеры видеонаблюдения, установленной в ремонтной мастерской. Мне хотелось понять, в какой момент и по чьей вине произошла поломка.
Веселые ребята
Надо отдать должное «Юнион Моторсу»: получить записи с камер видеонаблюдения можно только по запросу суда. Однако руководство автосервиса пошло нам навстречу и предоставило мне возможность ознакомиться с видео. Они мотивировали это тем, что им бояться нечего, они считают, что правда на их стороне.
На записи видно, что осмотр нашего Nissan Juke проводят двое мастеров. Открыли капот, завели. Один садится в машину и начинает на ней газовать. У меня только один вопрос: какой смысл это делать, если ты, как специалист, допускаешь, что причиной неисправности может быть цепь ГРМ.
Примерно с минуту один из мастеров на ней газует, а затем двигатель резко глохнет. Меня поразило то, с каким оптимизмом молодые люди восприняли произошедшее. Они посмеялись, позвали еще пару своих коллег. Те снова попробовали ее завести — бесполезно. Тогда мастера закрыли капот и откатили нашу машину в сторону. На этом «диагностика» закончилась. После такого видео у меня никаких сомнений в причастности сотрудников автосервиса к поломке не осталось.
Любой каприз за ваши деньги
Пересмотрев видео, руководство автосервиса отказалось от моего предложения провести за их счет автотехническую экспертизу. В принципе, мы к такому повороту были уже готовы: как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Я обратился в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — ведущая научная организация в области развития автомобилестроения. — Прим. «За рулем») и заключил с ними соглашение о проведении независимой экспертизы. Вызов специалиста в сервис обошелся мне в 20 тысяч рублей.
В следующий раз в «Юнион Моторс» я приехал уже не только с экспертом из НАМИ, но и с телевизионщиками — решил перестраховаться и придать эту историю огласке. Однако представителей компании присутствие телекамер ничуть не смутило. Они заявили, что предоставить авто для экспертизы они не смогут, если она будет проводиться без их мастера. Так что придется дополнительно оплатить работу их слесаря. На это ушло еще около пяти тысяч рублей. Я понимал, что с их стороны такое требование незаконно, но решил не усугублять и без того сложную ситуацию.
Окончательное заключение эксперт обещал подготовить в течение нескольких дней. Однако нам оно по большому счету не потребовалось. Буквально через три часа мне перезвонил тот же мастер, который присутствовал при экспертизе, и сказал, что руководством принято решение урегулировать наш спор в досудебном порядке. Договорились, что экспертизу оплачиваю я, а все остальные расходы по ремонту они возьмут на себя.
Осадочек остался…
Не исключаю, что руководство автосервиса решило не рисковать, узнав, что я работаю в правовом центре «Человек и Закон». А возможно, им самим попросту не захотелось ввязываться в судебные тяжбы. Как бы там ни было, спустя два месяца жена снова смогла сесть за руль своего Nissan Juke.
Все же некий осадок после этой истории остался, поэтому мы решили сменить автосервис. Любопытно, что не так давно моя дочь ради интереса попробовала записаться на ТО в «Юнион Моторс» (ранее она тоже обслуживалась у них). С телефона дочери до абонента невозможно было дозвониться — ощущение, будто бы номер поставили в «черный список». Тогда она позвонила с другого телефона, и ее согласились записать. Но когда она начала диктовать свои данные и номер машины, менеджер сообщил ей, что руководством дано указание этот автомобиль не обслуживать. Мы решили не поднимать шум и отпустить ситуацию. Просто нам стало окончательно понятно, что наше сотрудничество с этим автосервисом закончено».
« Автомобиль прибыл в техцентр с признаками неисправности цепи ГРМ, которые возникли до обращения в техцентр. Обрыв цепи произошел во время компьютерной диагностики, которая проводилась на работающем двигателе в соответствии с имеющимися в руководстве по ремонту и эксплуатации а/м правилами. Вины техцентра в обрыве цепи не усматриваем.
Заказчик все это прекрасно понимал, но злоупотребил правами, предоставленными ему Законом о защите прав потребителей, который возлагает на техцентр обязанность доказывать эти обстоятельства. В результате за счет техцентра клиент бесплатно устранил не только имевшуюся на момент обращения неисправность цепи ГРМ, которая выработала свой ресурс, но и получил необоснованное обогащение за счет бесплатной замены кислородного датчика, неисправность которого никоим образом не имеет отношения ко всей этой истории. Но доказывать невиновность техцентра в поломке этого датчика также экономически нецелесообразно для техцентра».
При приемке автомобиль внимательно осматривают на предмет даже мелких повреждений на кузове. Если повреждения добавились в ремзоне, то виноват сервис. А тут добавился выход из строя мотора! Сервис обязан полностью отвечать за все произошедшее внутри его стен с вашим автомобилем. Кроме того, на многие работы дается гарантия. И еще очевидно: предугадать, что авария двигателя случилась именно в руках сервисменов, чета автовладельцев, не особо разбирающихся в автомобильной технике, не могла.
Причин у случившегося может быть две: либо сотрудники сервиса недостаточно компетентны, либо у руководства в приоритете не чинить автомобиль, а зарабатывать деньги. Автовладельцам же могу посоветовать правильно формулировать заказ на работу. Нужно писать, к примеру, «устранить шум со стороны правого переднего колеса», а не «заменить подшипник». Ведь подшипник вам с радостью заменят, а вот уйдет ли посторонний звук, это еще вопрос. Но, с другой стороны, сервисменам нельзя давать «разгуляться», а то они за ваш счет пол-автомобиля заменят. Поэтому лучше всего попросить их после диагностики позвонить или пригласить вас для окончательного согласования списка работ.
- Выбирая автосервис, в который хотите отдать свой автомобиль, не поленитесь залезть в интернет и прочитать отзывы. Только не те, которые публикуются на официальном сайте компании, — все мы знаем, кем и как они пишутся. Так что «Гугл» и «Яндекс» вам в помощь. Еще лучше, если в техцентр вы приедете по рекомендации знакомых, которые обслуживаются там не один год.
- Любые «боевые действия» чреваты определенными финансовыми затратами. Это надо учитывать, если вы решили вступить в спор с автосервисом, который некачественно оказал услугу. Заранее набросайте небольшую смету расходов — не исключено, что ремонт обойдется дешевле судебного разбирательства.
- Конечно, предпочтительнее договориться на берегу и не доводить дело до суда. Для этого лучше обратиться к опытному адвокату. Он подскажет, как правильно составить досудебную претензию и какой позиции следует придерживаться.
- Зарекомендовавшие себя на рынке автосервисы нередко задирают цены на услуги — факт. Однако не спешите бежать к знакомому слесарю из соседнего гаража. Вероятность некачественного ремонта нельзя исключать ни в том, ни в другом случае. Но с автосервиса хотя бы будет что спросить.
Удержание автомобиля в автосервисе судебная практика
Техническое обслуживание
В августе 2008 года я приехал на своем рено в автосервис для планового технического обслуживания. Пробег приближался к 120 тысячам километров, на машине нужно было заменить кучу деталей.
Автосервис специализировался только на рено, и его уважали в среде «реноводов».
ТО мне сделали быстро. Заменили все расходники по регламенту автопроизводителя. На работы сервис предоставил гарантию 90 дней, на запчасти — 30 дней.
Претензий к качеству работ у меня тогда не возникло. Я заплатил по заказ-наряду 47 994 рубля и уехал.
Оригинал заказ-наряда и кассовые чеки на оплату по старой привычке сохранил дома в папке с другими документами.
К тому же суд обещал быть долгим, а автосервис вряд ли отдал бы мне машину, зная, что я не собираюсь оплачивать ремонт.
Все поврежденные детали, снятые с автомобиля во время ремонта, мне сложили в багажник. Я забрал их с собой и предусмотрительно сохранил для суда.
Я стараюсь не доверять важные документы Почте России, поэтому отвез претензию в автосервис лично. Там я вручил документ директору сервиса под подпись.
Ответ из автосервиса последовал в тот же день. Мне позвонили и сказали: «На халяву починиться не получится».
Читать еще: Как оспорить в суде постановление ГИБДД?
Судебная экспертиза в 2009 году стоила 40 000 рублей. Расходы по ее оплате суд возложил на автосервис. Тут-то и пригодились поврежденные детали, которые я сохранил после ремонта поврежденного двигателя.
Совет
Всегда требуйте от автосервиса, где чините свой автомобиль, складывать в багажник все замененные детали. И постарайтесь сохранить их хотя бы в течение года после ремонта. Они могут стать ключевым доказательством, если вы решите судиться с сервисом.
Перед тем как суд вынес определение о назначении судебной технической экспертизы, стороны смогли сформулировать вопросы к экспертам.
Я написал такой:
- Мог ли двигатель повредиться из-за брака приводного ремня, установленного при прохождении планового ТО , или из-за некачественной установки такого ремня?
Адвокат автосервиса написал такие:
- Мог ли двигатель повредиться из-за внешнего воздействия, такого как попадание камня, песка или ветки?
- Мог ли двигатель повредиться из-за некачественного бензина?
- Мог ли двигатель повредиться из-за неправильной эксплуатации автомобиля?
Экспертиза поврежденных деталей состоялась через год после начала суда. Всё это время автосервис как мог тянул время, менял адвоката, отказывался оплачивать расходы на экспертизу. Прошло четыре заседания, прежде чем суд вынес окончательное определение о назначении судебной экспертизы.
Проводили ее эксперты Государственного научного центра РФ ФГУП НАМИ. От автосервиса на экспертизу никто не приехал.
По результатам проведенных исследований эксперты подготовили заключение. В нем они опровергли все предположения автосервиса и установили, что двигатель не мог сломаться из-за внешнего воздействия, плохого бензина или неправильной езды на машине. Главная причина поломки, по мнению экспертов, — некачественная установка приводного ремня.
В пункте 4.4. эксперты однозначно указали, что причина поломки — некачественная установка приводного ремня
Авария и дорогой ремонт
Спустя 11 месяцев, в июле 2009 года, у автомобиля прямо на ходу заглох двигатель. Пришлось вызывать эвакуатор и тащить машину в автосервис. В тот же самый сервис, специализирующийся на рено, где год назад я проходил техническое обслуживание.
Мастера провели диагностику неисправностей и сообщили, что у двигателя загнуло клапаны. Виновником поломки они признали приводной ремень. От него оторвался кусок резины, намотался на шкив коленвала и сдвинул фазы газораспределения.
Общая сумма ремонта двигателя с заменой клапанов и ремонтом головки блоков цилиндра обошлась мне в 121 612 рублей.
Пока шел ремонт, я решил покопаться в документации на машину и узнать, сколько вообще обычно служит приводной ремень. Мой порвался, не проработав и года.
Выяснилось, что в соответствии с нормативами завода «Рено» и представителя «Рено» в России, ОАО «Автофрамос», приводной ремень меняется каждые 60 000 км пробега ТС или каждые 4 года при достижении первого из пределов. А значит, срок службы приводного ремня — эквивалент 60 000 км пробега ТС или 4 года с момента последней замены.
Решение суда, исполнительный лист и возмещение ущерба
После заключения судебной технической экспертизы состоялось последнее судебное заседание, на которое от автосервиса никто не приехал. Суд вынес решение в мою пользу и постановил взыскать с автосервиса:
- Расходы на ремонт автомобиля в полном размере — 121 819,75 рубля.
- Расходы на адвоката в полном размере — 40 000 рублей.
- Компенсацию морального вреда частично — 20 000 рублей.
Общая сумма возмещения составила 181 819 рублей 75 копеек. Моральный вред суд сократил в десять раз, а штраф вообще исключил из претензии.
Такое решение меня устроило. Я не стал его оспаривать.
Оригинал решения и исполнительный лист мой адвокат получил в канцелярии суда через месяц после заключительного заседания. В течение этого срока ответчик мог оспорить решение и подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но он не воспользовался таким правом.
Для взыскания денег с ответчика по решению суда я выбрал самый простой для себя вариант — подачу исполнительного листа в банк, где у автосервиса открыт счет.
В чеках на оплату, которые мне выдали после ремонта, был указан «Альфа-банк». Я обратился с исполнительным листом в центральный офис «Альфа-банка» в Москве. К исполнительному листу я приложил заявление на взыскание возмещения по суду.
У автосервиса действительно был открыт расчетный счет в «Альфа-банке», и на этом счете были деньги в достаточном размере.
Через неделю на мой счет поступило 181 819 рублей 75 копеек.
Результат
Всего от поломки машины до начисления денег прошло два года и 16 дней.
Автосервис и автомобиль
Опции темы
Поиск по теме
Автосервис и автомобиль
Вопрос такой.
Может ли автосервис задерживать автомобиль если я не хочу платить за их работу? Законно ли это? могу я выздавть ДПС или просто уехать?
В процессе работы над машиной сумма вырасла в три раза. Документ только подписал на работы 8500руб, а теперь говорят что сумма вырасла из-за трудности работы.
Запчасти вышли не дёшево, но по ним бумаг я не подписывал вообще.
Очередной хач-сервис?
А по теме – вы ж подписали бумагу на 8500, а все допработы должны быть согласованы.
Приезжаете с ментами, оплачиваете 8500 и забираете. А в реале – могут в бак сахар сыпануть или еще чего. Дерьма, например, в коробку напихать. Потом машинку только под разбор пускать.
Удерживать не имеют права, а вот сделать то, чтотнаписанотвыше-вполне.
Чет не верится, что взяли так и самолично цену подняли. Скорее появились дополнительные трудности и работы, о которых они предупредили, а точную сумму до конца не согласовали.
В любом случае – должны были согласовать ДО проведения допработ. ТС не должно волновать, сколько таджиков они привлекли на снятие-установку коробки передач например. Это их траблы и их головняк. Не могут рассчитать свои силы – пусть бесплатно машины ремонтируют тогда. Любой официал (по себе сужу) перед какими-либо допработами отзванивается (должен по крайней мере) и согласовывает все, включая и стоимость этих допработ. Например (у меня опять же) при замене колодок на передке выяснилось, что стерлись и задние – отзвонились, предупредили и по времени и по деньгам, я дал добро и все. А если эти баклажаны не умеют работать – пусть идут пасти морских ежей!
Надо просто договориться с ментами и подъезжать “заряженным” – вот бумага, вот деньги. Начнут звездеть – “звонок другу” и в присутствии ментов забирать со спокойной совестью.
Последний раз редактировалось SabreFC; 14.05.2013 в 13:29 .
А вот ГК говорит что имеют право
На каком основании? Думаю, если это предусмотрено в договоре, то да, а если такого договора нет, то их действия, по моему мнению, противоречат действующему законодательству.
А ГК не говорит, что БЕЗ согласования они не имеют права делать что-либо?
Типичная ситуация – вы на сервисе, меняете сцепуху, пришли, а вам – мы тут вам еще и двиг перебрали, а то по звуку не понравилось, как он работает. давайте еще 50 тонн.
Думаю после этого вы тоже подпрыгнете и “запоете” по другому.
Как я понимаю, у ТС в договоре прописана сумма ремонта уже.
Я не встречал такой нормы закона, которая позволяла бы удерживать транспортное средство. Они обязаны вернуть авто, а сумму долга взыскивать в судебном порядке.
Какого такого договора нет? Вы не думайте – вы прочтите 359 ГК. Там ничего про ваше мнение, к сожалению, нет
А ГК не говорит, что БЕЗ согласования они не имеют права делать что-либо?
Типичная ситуация – вы на сервисе, меняете сцепуху, пришли, а вам – мы тут вам еще и двиг перебрали, а то по звуку не понравилось, как он работает. давайте еще 50 тонн.
Думаю после этого вы тоже подпрыгнете и “запоете” по другому.
Как я понимаю, у ТС в договоре прописана сумма ремонта уже.
А вот это уже предмет Иска. вашего к Сервису.
Согласен – неприятная ситуация и никто не застрахован.
Посмотрите 3 пункт статьи 743 ГК РФ – черным по белому написано:
“Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику”
Это про строительство, но для автосервиса тоже подходит (есть судебная практика).
Ремонт автомототранспорта – это тоже договор подряда.
Таким образом, если подрядчиком была нарушена обязанность, предусмотренная пунктом 3 статьи 743 ГК РФ, он не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ.
Да это такая же тема, как и с платными парковками. Не имеют права они зажерживать транспортное средство.
Вопрос в другом изначально – есть ли в законе право кредитора удерживать имущество должника.
ответ – да, есть.
То что ремонт авто – это не договор оказания услуг, а договор подряда я не соглашусь с вами.
Даже если это так – да, требовать доп. оплаты не имеют права. Я это не оспариваю и уверен что свой Иск в суде автолюбитель выиграет.
Но это будет потом.
Видете ли, вы пока говорите только эмоциями.
Вы прочли 359 ГК?
Хотя в случае с парковками вы правы – это следует из ст 359. если только вы не заключали с парковкой Договор от имени юр. лица.
А есть еще статья 716 ГК РФ:
1. Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
2. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в “пункте 1” настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Читать еще: Как просить суд о смягчении наказания?
Если бы в нашем законодательстве было все так просто. Прочитал статью- и все понятно, на этом точка. Тогда бы и судебных заседаний почти не было бы.
Посоветовавшись с семьёй решили всё таки оплатить всю работу и материалы.
Не хотелось проблем.
Хотя машину можно было бы забрать, оплатив только то, что написано в заказ-наряде.
Обратился в автосервис где работают все русские парни, сервис не гаражный с хорошими отзывами (от людей кто при деньгах). Ценник у них на запчасти накручен на 300%, на работы ценник немного выше среднего.
Приехал чтобы заменить все тормозные трубки (сгнили). Устно были оговорены запчасти, около 5000 руб. на всё (10 метров трубки медной, 16 штуцеров, 6 проходных штуцеров, тормозуха) и письменно сама работа по замене 8500 руб. Мастер сервиса сказал, что будет информировать по телефону в случае повышения цены. С чем я и согласился.
Через два часа мастер звонит и говорит, что нужно снимать балку, т.к. не возможно протянуть трубку (1600 руб). Менять тормозные шланги (цена одного 1800 руб), хотя шланги были с полном порядке. От замены шлангов отказался, в остальном дал согласие.
Прихожу вечером посмотреть как работа идёт, меня встречает мастер и показывает расписаные работы и стоимость материалов на новом заказ-наряде.
10 метров медной крубки-3000 руб.
16 штуцеров-4000 руб.
6 проходных штуцеров-1500 руб.
Тормозная жидкость – 600 руб (литр).
Итого стоимость материала составила 9100 руб.
На вопрос от куда такие цены он ответил, что это цены их центрального склада, показывать какие либо прайс листы и чеки не стал. Сказал, цитирую:- вы же в магазине не спрашиваете по какие ценам молоко они покупают, а просто покупаете как есть.
На мой вопрос, почему сразу не сказали свои цены, он ответил, что я не спрашивал (хотя в самом начале он же и говорил, что около 5000 руб). Я сказал, что на рынке стоимость одного метры трубки медной 100 руб, штуцер 30 руб. я ведь мог там всё купить, но мастер сказал, что у них всё есть в наличии, а цены не уточнил.
Таким образом, ничего не подписывая по стоимости материалов, я бы мог просто оплатить стоимость работ по заказ-наряду и в сопровождении инспекторов ДПС забрать свой автомобиль. Но не стал, т.к. я не конфликтный человек и жалко труд ребят, которые работали под машиной, они сами были шокированы ценами на материал. Ребята, кстати, работу сделали очень качественно, им я сказал большое спасибо.
Вот в общем и всё, тем кто будет ремонтироваться без своих материалов, сразу узнавайте цены на материалы автосервиса. Очень любят они навариваться на стоимости запчастей и материалов. А лучше со своими запчастями приезжать.
Как я судился с автосервисом
И победил
В 2008 году я загнал автомобиль в сервис на плановое ТО .
А через год у машины из-за криво установленной копеечной детали — приводного ремня — сломался двигатель. Я подал в суд на автосервис и выиграл.
Тяжба длилась два года. И в этой статье я расскажу, как всё происходило.
Техническое обслуживание
В августе 2008 года я приехал на своем рено в автосервис для планового технического обслуживания. Пробег приближался к 120 тысячам километров, на машине нужно было заменить кучу деталей.
Автосервис специализировался только на рено, и его уважали в среде «реноводов».
ТО мне сделали быстро. Заменили все расходники по регламенту автопроизводителя. На работы сервис предоставил гарантию 90 дней, на запчасти — 30 дней.
Претензий к качеству работ у меня тогда не возникло. Я заплатил по заказ-наряду 47 994 рубля и уехал.
Оригинал заказ-наряда и кассовые чеки на оплату по старой привычке сохранил дома в папке с другими документами.
Авария и дорогой ремонт
Спустя 11 месяцев, в июле 2009 года, у автомобиля прямо на ходу заглох двигатель. Пришлось вызывать эвакуатор и тащить машину в автосервис. В тот же самый сервис, специализирующийся на рено, где год назад я проходил техническое обслуживание.
Мастера провели диагностику неисправностей и сообщили, что у двигателя загнуло клапаны. Виновником поломки они признали приводной ремень. От него оторвался кусок резины, намотался на шкив коленвала и сдвинул фазы газораспределения.
Общая сумма ремонта двигателя с заменой клапанов и ремонтом головки блоков цилиндра обошлась мне в 121 612 рублей.
Пока шел ремонт, я решил покопаться в документации на машину и узнать, сколько вообще обычно служит приводной ремень. Мой порвался, не проработав и года.
Выяснилось, что в соответствии с нормативами завода «Рено» и представителя «Рено» в России, ОАО «Автофрамос», приводной ремень меняется каждые 60 000 км пробега ТС или каждые 4 года при достижении первого из пределов. А значит, срок службы приводного ремня — эквивалент 60 000 км пробега ТС или 4 года с момента последней замены. Мой прослужил год. Автосервис либо продал мне некачественную деталь, либо криво ее установил. И я могу на законных основаниях потребовать возместить мне дорогой ремонт.
Досудебная претензия
По совету знакомого адвоката до начала спора с автосервисом я оплатил ремонт двигателя и забрал автомобиль из сервиса. Так у меня возникло документальное подтверждение размера материального ущерба, причиненного их действиями: заказ-наряд, подписанный автосервисом, и кассовый чек с суммой оплаты.
К тому же суд обещал быть долгим, а автосервис вряд ли отдал бы мне машину, зная, что я не собираюсь оплачивать ремонт.
Все поврежденные детали, снятые с автомобиля во время ремонта, мне сложили в багажник. Я забрал их с собой и предусмотрительно сохранил для суда.
Для соблюдения формальностей гражданского делопроизводства я передал руководству автосервиса досудебную претензию. В ней я подробно описал всю хронологию событий и основания для компенсации своих затрат:
Я стараюсь не доверять важные документы Почте России, поэтому отвез претензию в автосервис лично. Там я вручил документ директору сервиса под подпись.
Так как дело было в 2009 году, то в претензии ответчику отводилось пять дней на добровольное возмещение моих расходов. Сейчас по закону этот срок составляет минимум десять дней.
Ответ из автосервиса последовал в тот же день. Мне позвонили и сказали: «На халяву починиться не получится».
Для суда с автосервисом я пригласил адвоката. Вместе мы составили исковое заявление:
В иске я потребовал взыскать с автосервиса:
- Расходы на ремонт автомобиля — 121 819 рублей 75 копеек.
- Расходы на адвоката — 40 000 рублей.
- Компенсацию морального вреда — 200 000 рублей.
- Штраф за отказ от добровольного возмещения.
Общая сумма требований составила 361 819 рублей 75 копеек.
В иске я сразу указал расходы на адвоката, которые по закону ответчик обязан возместить в случае вынесения решения суда в мою пользу.
Сумму компенсации за моральный вред я указал с запасом, так как законом не регламентируется размер такого вреда. Как объяснил адвокат, российский суд в большинстве случаев значительно снижает размер «моралки» и здесь работает правило: чем больше напишешь, тем больше получишь.
Еще до начала суда друзья советовали не ввязываться в тяжбу. Они были уверены, что у меня ничего не получится и я только зря потрачу нервы, время и деньги.
Исковое заявление я подал в Никулинский районный суд Москвы по месту своей прописки. Вариант подать в суд по месту нахождения ответчика я отверг сразу: был риск, что у автосервиса давно налажены дружеские отношения с этим судом.
Первое заседание суда было предварительным. На нем суд выслушивает стороны, знакомится с сутью иска и назначает дату заседания для рассмотрения дела по существу.
На предварительном заседании я рассказал суду всю историю, случившуюся с моей машиной, и просил удовлетворить иск. Адвокат ответчика в свою очередь с требованиями не согласился и просил в иске отказать.
После чего начались заседания по существу. В общей сложности их было девять, и они растянулись на два года.
Дело в том, что суд сразу сообщил сторонам, что спор связан с технической поломкой узлов и механизмов. А так как суд не является экспертом в этом вопросе, то для вынесения решения он предлагает провести судебную техническую экспертизу.
Судебная техническая экспертиза
Судебная экспертиза в 2009 году стоила 40 000 рублей. Расходы по ее оплате суд возложил на автосервис. Тут-то и пригодились поврежденные детали, которые я сохранил после ремонта поврежденного двигателя.
Совет
Всегда требуйте от автосервиса, где чините свой автомобиль, складывать в багажник все замененные детали. И постарайтесь сохранить их хотя бы в течение года после ремонта. Они могут стать ключевым доказательством, если вы решите судиться с сервисом.
Перед тем как суд вынес определение о назначении судебной технической экспертизы, стороны смогли сформулировать вопросы к экспертам.
Я написал такой:
- Мог ли двигатель повредиться из-за брака приводного ремня, установленного при прохождении планового ТО , или из-за некачественной установки такого ремня?
Адвокат автосервиса написал такие:
- Мог ли двигатель повредиться из-за внешнего воздействия, такого как попадание камня, песка или ветки?
- Мог ли двигатель повредиться из-за некачественного бензина?
- Мог ли двигатель повредиться из-за неправильной эксплуатации автомобиля?
Экспертиза поврежденных деталей состоялась через год после начала суда. Всё это время автосервис как мог тянул время, менял адвоката, отказывался оплачивать расходы на экспертизу. Прошло четыре заседания, прежде чем суд вынес окончательное определение о назначении судебной экспертизы.
Проводили ее эксперты Государственного научного центра РФ ФГУП НАМИ . От автосервиса на экспертизу никто не приехал.
Читать еще: Как узнать какой суд лишил водительских прав?
По результатам проведенных исследований эксперты подготовили заключение. В нем они опровергли все предположения автосервиса и установили, что двигатель не мог сломаться из-за внешнего воздействия, плохого бензина или неправильной езды на машине. Главная причина поломки, по мнению экспертов, — некачественная установка приводного ремня.
В пункте 4.4. эксперты однозначно указали, что причина поломки — некачественная установка приводного ремня
Решение суда, исполнительный лист и возмещение ущерба
После заключения судебной технической экспертизы состоялось последнее судебное заседание, на которое от автосервиса никто не приехал. Суд вынес решение в мою пользу и постановил взыскать с автосервиса:
- Расходы на ремонт автомобиля в полном размере — 121 819,75 рубля.
- Расходы на адвоката в полном размере — 40 000 рублей.
- Компенсацию морального вреда частично — 20 000 рублей.
Общая сумма возмещения составила 181 819 рублей 75 копеек. Моральный вред суд сократил в десять раз, а штраф вообще исключил из претензии.
Такое решение меня устроило. Я не стал его оспаривать.
Оригинал решения и исполнительный лист мой адвокат получил в канцелярии суда через месяц после заключительного заседания. В течение этого срока ответчик мог оспорить решение и подать апелляцию в вышестоящую инстанцию. Но он не воспользовался таким правом.
Для взыскания денег с ответчика по решению суда я выбрал самый простой для себя вариант — подачу исполнительного листа в банк, где у автосервиса открыт счет.
По закону я мог списать деньги по исполнительному листу со счета ответчика в безакцептном порядке. Для этого достаточно предъявить в банк лист и реквизиты своего счёта для перечисления.
В чеках на оплату, которые мне выдали после ремонта, был указан «Альфа-банк». Я обратился с исполнительным листом в центральный офис «Альфа-банка» в Москве. К исполнительному листу я приложил заявление на взыскание возмещения по суду.
У автосервиса действительно был открыт расчетный счет в «Альфа-банке», и на этом счете были деньги в достаточном размере.
Через неделю на мой счет поступило 181 819 рублей 75 копеек.
Результат
Машина сломалась 9 июля 2009 года. Исковое заявление в суд я подал 18 августа 2009 года. С 16 сентября по 15 октября 2010 года проводилась судебная техническая экспертиза. Решение суд вынес 17 июня 2011 года. Деньги я получил 25 июля 2011 года.
Всего от поломки машины до начисления денег прошло два года и 16 дней.
simple_kot
Дмитрий Котуков
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен.
Самоуправство в самарском автосервисе
Статья 35 Конституции РФ
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В различных публикациях часто можно встретить мнение, что Самара по прежнему осталась в 90-х. Мол в городе полно случаев, когда бандиты правят бал. Однако при более подробном рассмотрении подобных историй, зачастую становится понятно, что во многом эти слухи складываются не от бандитских наездов, а от вседозволенности и самоуправства мелких комерсов. От их отрицания общепринятых ценностей, идеалов, моральных и правовых норм и т.п.. Расскажу об одном таком случае.
Преамбула истории такова. Полтора года назад мои давние знакомые загнали свой пятитонник на ремонт в чудный автосервис “Инросавто” расположенный на ул.Физкультурной. Неполадка была в движке. В течении этого времени что-то там чинилось, менялось, владельцу авто исправно выставляли все новые счета. Помимо “ремонта” с автомобилем происходили и другие чудеса: сначала пропало заднее стекло, потом перекрасился аккумулятор, появилась вмятина на кабине. Спустя год после такого ремонта, на пробном запуске что-то в движке застучало и задымилось. Директор авто-сервиса некто Евгений Борисов не нашел ничего лучшего, как предложить собственникам авто сначала выплатить 180 000 рублей за якобы уже выполненную работу, а только потом сервис будет устранять неполадки. Очевидно, что такой расклад не устроил моих знакомых и они направили претензию в суд, с намерением провести экспертизу выполненных работ. Но самое интересное стало происходить потом, когда они приехали забрать свой автомобиль из автосервиса. Директор “Инроса” им заявил, что автомобиль будет у него в залоге пока собственники не заплатят ему ту сумму, которую он определит за “ремонт”. Слово ремонт ставлю в кавычки, ибо спустя полтора года авто все еще было не на ходу. Вот с такой проблемой ко мне, как к юристу, представителю СМИ и члену Общественного совета при ГУВД Самарской области за советом и помощью обратились мои знакомые.
У этой проблемы было несколько путей решения, но мы выбрали единственно верный – правовой. Очевидно, что действия дирекции автосервиса были не правомерными и подпадали под признаки состава 330 статьи “самоуправство” Уголовного Кодекса. Оставалось только закрепить доказательную базу. Поэтому собственником было написано заявление в полицию, участковый провел проверку, уведомил дирекцию автосервиса об ответственности.
16 сентября владелец автомобиля приехал в сервис чтобы забрать свою собственность, но ожидаемо столкнулся с отказом директора. Я находился рядом и фиксировал все на камеру. Признаться, от правового нигилизма директора в сочетании с уперством, которому может позавидовать не одно вьючное животное, я и сам слегка опешил. Вот небольшой видеоряд, чтобы понятна была ситуация. Мало того, что этот жупел препятствовал собственнику забрать свое имущество, так он еще и распускал руки, беззастенчиво ударив по моей камере, мычал какие то угрозы. Короче, “полный набор”.
Я четыре года проработал в областном БЭПе и видел не мало директоров предприятий и руководителей коммерческих структур. Но такого безграмотного встретил впервые. Оно и понятно, мне потом рассказали, что в автосервис молодому директору дал “поиграться” его папа. Ну а что, таковы реали современности. Кто-то покупает детям машинки, велосипедики и пистолетики, а кто-то автосервисы. Одного не учел папа – большие игрушки предусматривают большую ответственность и серьезные последствия, разгребать которые придется ему. Да и отрок, копируя поведение родителя сначала должен заработать соответствующий авторитет или хотя бы немного уважения. Как мне рассказали, ни тем ни другим он не обладает – сплошные понты и постоянные звонки папе.
Тем временем собственником автомобиля была вызван дежурный наряд полиции и эвакуатор. Все официально, все в общем порядке, как полагается. Около часа терпеливо ждали приезд полиции. Обратите внимание на время.
Приехала полиция, приняли заявление по факту самоуправства директора. Причем этот деятель не стесняясь представителей закона заблокировал проезд для эвакуатора, дал охране команду не пропускать наш автотранспорт, вызвал папу. Время пошло.
Кстати, отдельно хочу отметить поведение полиции. Спокойное, грамотное, уравновешенное. В течение девяти часов сначала старший лейтенант, а потом подполковник пытались объяснить юридически неграмотному директору о том, что он нарушает закон. Что он не имеет права оставлять себе в залог чужую собственность по своему желанию, что заказ-наряд на ремонт автомобиля – не договор залога, что гражданско-правовые разногласия по факту услуг, их качества и оплаты должны решаться в суде. Упертому вьюноше на все эти слова было плевать, как впрочем и на всех присутствующих.
Лично для меня было дико наблюдать за всей этой возней. Складывалось впечатление, что взрослые уговаривают капризного ребенка отдать чужую игрушку. Но были и комические моменты. Рядом с директором постоянно бегала маленькая толстенькая женщина в мужском костюме покроя “мечта усопшего”. Кем она приходится “сынку” я так и не понял. То ли подруга, то ли секретарша, то ли зам. Было забавно наблюдать, как эта мамзель всячески демонстрировала свою любовь и преданность богатенькому директору, пытаясь при этом казаться мужчиной. Ловя взгляд своего благодетеля она хмурила бровки и самоотверженно встревала в разговор взрослых, забавно треся своими заплывшими щечками. Но, это уже дело вкуса. Каждый парень сам выбирает себе подруг. Знаю, что до нее замом в этом автосервисе был хороший специалист Дмитрий Филатов. Порядка было на порядок больше.
В итоге, когда спустя девять часов полиция (все это время район оставался без двух дежурных экипажей), потеряв терпение, ознакомила руководство сервиса с перспективой изъятия автомобиля протоколом осмотра, проезд был открыт. За работу и семичасовой простой эвакуатора(читай самоуправство дирекции сервиса), владельцем авто было отдано 20 000 рублей (6 000 за два часа работы эвакуатора и 14 000 за семичасовой простой). Таким образом в связи с самовольными, вопреки установленному законом порядку, действиями директора автосервиса, собственнику автомобиля был причинен материальный ущерб в сумме 14 000 рублей. Насколько мне известно, данная сумма для него является существенной. Директору в течение дня сотрудниками полиции неоднократно разъяснялась не законность его самоуправных действий, ранее его уведомлял об этом участковый в рамках материала проверки. Тем не менее, руководитель заблокировав проезд эвакуатору, осознавая наступление существенного вреда для собственника авто, сознательно допустил его наступление. Это что касается юридической квалификации действий директора сервиса.
Надеюсь руководитель районного РУВД возьмет на контроль проверку по заявлению Саунина В.Н. по итогом которой, на мой взгляд, в отношении директора автосервиса “Инросавто” должно быть возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного ч.1 ст. 330 УК РФ. Ну а если кто-то попытается оказать давление на дознание, как это обещал “сынок”, думаю заявитель всегда сможет обратиться к начальнику ГУВД по Самарской области Солодовникову С.А. или к депутату ГосДумы РФ Хинштейну А.Е. Я, как член общественного совета при ГУВД с удовольствием в этом ему помогу, ибо самодурство и самоуправство обнаглевших от собственной безнаказанности и вседозволенности комерсов должно быть наказано. Да так, чтобы другим не повадно было.