Возмещение ущерба вследствие вины дорожных служб
К сожалению, в нашей стране практически не найдется ни один водитель, который бы ни разу не вспомнил «добрым словом» сотрудников дорожных служб. Решить эту проблему на уровне отдельного пострадавшего из-за состояния дороги владельца автомобиля сложно, но если не бороться с этим явлением, ни к чему хорошему это не приведет. Виновник должен ответить за нарушения.
Причинами образовавшихся дорожных ям, ухабов и аварийного состояния дорог могут служить нарушения технологического процесса при их строительстве, использование материалов ненадлежащего качества и не отвечающих установленным нормам и стандартам, сложные погодные условия, особенности рельефа местности, а также другие негативные факторы. В любом случае, из-за плохой дороги, ям и провалов по вине дорожных служб страдают владельцы автомобилей. Как показывает статистика, неудовлетворительное качество дороги является причиной 15–20 % всех ДТП. Плохое состояние дорожного покрытия существенно увеличивает риск аварийности, приводит к вынужденному посещению шиномонтажных мастерских для ремонта легкосплавных дисков, в особенности большого радиуса, внеплановым поездкам на СТО, чтобы перебрать подвеску и ходовую часть автомобиля, а также другим непредвиденным расходам.
Каким образом водителю защитить свои права, если ДТП случилось в связи с плохим дорожным покрытием?
Как правильно на месте ДТП зафиксировать состояние дороги, чтобы выйти с иском в суд с требованием о возмещении причиненного ущерба?
Ответственность за плохое состояние дорожного покрытия
Если автомобилю нанесен ущерб из-за плохой дороги, дорожных ям или провалов по вине дорожно-эксплуатационных служб, владелец авто имеет право взыскать компенсацию ущерба с государства. Водитель может проколоть колесо, наехав на выбоину, вылететь в кювет из-за неубранных снежных куч или предупреждающих ограждений. В этих и подобных случаях по вине дорожных служб согласно законодательству РФ причиненный вред должен возмещаться водителю этими службами в полном объеме. Эта ответственность касается также различных организаций, работающих на дороге или рядом с дорогой, включая сотрудников ГИБДД.
Нормативная база и фиксация следов ДТП
Одним из главных условий взыскания компенсации ущерба из-за плохой дороги будет грамотный подход к этому вопросу.
Согласно законодательству ответственность за состояние и повреждения проезжей части дороги несут должностные лица дорожно-эксплуатационных организаций, осуществляющих ремонт или реконструкцию определенных участков дорог по долгосрочным или разовым договорам.
В гл. 28 НК РФ «Транспортный налог» законодателем указаны нормы, в соответствии с которыми каждый владелец автотранспортного средства (налогоплательщик) обязан уплачивать транспортный налог. Денежные средства, полученные как оплата налога, направляются далее на строительство, содержание, ремонт, а также реконструкцию дорог. Таким образом, если автовладелец обязан уплатить транспортный налог, то он имеет право на должное обеспечение состояния дорог которыми он пользуется.
Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» определяет ответственность дорожных служб за ДТП, вызванные некачественным ремонтом или реконструкцией дороги: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог».
Требования к состоянию дорог определены ГОСТ Р 50597–93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». ГОСТом предусмотрено, что дорога должна быть обозначена соответствующими дорожными знаками, в условиях плохой видимости – дополнительно сигнальными огнями. Глубина дорожных ям не должна превышать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все остальные неровности, впадины и т.п. должны быть отмечены дорожными знаками или светоотражающими заграждениями.
ГОСТом 50597–93 также установлены сроки устранения ям и трещин: от 5 до 10 суток. На федеральных скоростных трассах этот срок составляет не более 5 суток.
Любое из отклонений от требований законодательства является поводом для того, чтобы привлечь дорожные службы к юридической ответственности.
После попадания автомобиля в яму (открытый люк), столкновения с препятствием вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей дорожными службами, необходимо незамедлительно вызывать ГИБДД для фиксации места ДТП с использованием технических средств, проведением фото и видео съемки, установлением свидетелей и очевидцев ДТП и их опросом, а также составлением процессуальных документов.
Поведение водителя на месте ДТП
От действий водителя в момент подобного ДТП во многом зависит возможность компенсировать ущерб. Прежде всего, следует очень серьезно отнестись к следующим моментам:
- Сразу же обратить внимание сотрудника ГИБДД на плохое состояние дороги, указав при этом причину, по которой автомобиль получил повреждения. В протоколе осмотра места происшествия должны быть указаны все детали, которые спровоцировали ДТП: описание состояния дорожного полотна, имеющихся повреждений автомобиля, а также факт отсутствия предупреждающих дорожных знаков и ограждений. Содержание протокола необходимо изучить внимательно, поскольку существует риск отражения в нем иной дорожной обстановки, отличной от фактической.
- Если указанное действие не угрожает жизни или здоровью автовладельцам, пассажирам, иным участникам движения, необходимо обеспечить сохранность следов ДТП, не перемещать автомобиль, сохранив все доказательства ДТП до момента фиксации данных. Необходимо определить размеры ямы, куда угодил автомобиль. Указанные характеристики, размеры как раз и будут служить дальнейшим основанием несоответствия ГОСТу и следовательно несоблюдение стандарта станет основанием для признания вины дорожно-эксплуатационной организации, которая ответственна за обслуживания определенного участка дороги.Важным фактором является самостоятельная фиксация следов ДТП, проведение осмотра места ДТП, при этом необходимо сфотографировать или снять на видео с указанием даты и времени съемки все указанные нарушения (размеры ям, форму, расположение и пр.). Съемка должна производиться таким образом, чтобы на фото (видео) был виден конкретный участок дороги, где произошла авария, опознавательные знаки этого участка дороги: осуществить привязку к определенному стационарному объекту к углу дома, зданию, столбу, с указанием точного адреса, номера этого дома, названием улицы, указанием координат GPS и т.д. После этого следует составить свой независимый акт с описанием приложенных фото или видео материалов и подписать его вместе со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место представителя страховой компании и потребовать от него производства аналогичных действий.
- Потребовать у сотрудника ГИБДД, чтобы он вызвал на место аварии должностное лицо, представляющее эксплуатирующую указанный участок дороги организацию. Ему также следует зафиксировать состояние определенного участка дороги в целом. При рассмотрении дела эти данные будут служить веским аргументом и доказательством того, что авария произошла по вине дорожных служб, в связи с их неправильными действиями или бездействием.
- Попросить свидетелей подтвердить слова водителя в письменном виде и взять их контактные данные. В соответствии со ст. 25.6 КоАП свидетелем может являться любое лицо, которому стали известны обстоятельства по делу. Свидетелями аварии могут быть пассажиры, проезжающие мимо водители или пешеходы, находящиеся на месте происшествия. К протоколу ГИБДД должна прилагаться схема ДТП с отражением всех обстоятельств дела. Эта схема должна составляться в присутствии двух понятых. Водителю следует оставить себе копию протокола.
- Быть предельно внимательным, поскольку сотрудники дорожных служб, наученные горьким опытом, до приезда сотрудников ГИБДД могут постараться быстро убрать или скрыть следы своей вины: например, засыпать яму щебенкой, установить крышку люка, посыпать дорогу песком или установить все необходимые знаки. В таком случае помогут фотоаппарат или видеокамера с фиксацией всех действий дорожных служб после ДТП и показания свидетелей, также следует указать представителям дорожных служб о произошедшем ДТП и необходимости фиксации следов, в связи с чем необходимость обеспечить их сохранность.
В том случае, если не удалось добиться данных о компании, ответственной за состояние дороги, можно обратиться с заявлением в правоохранительные органы, включая прокуратуру. В любом случае, получить компенсацию сможет тот автомобилист, вины которого в случившемся ДТП нет. Если сотрудники ГИБДД обвинили в ДТП водителя, это решение при наличии оснований может быть обжаловано в порядке действующего законодательства. Для этого пригодятся все вышеперечисленные доказательства, полученные непосредственно на месте ДТП и в последствии.
Досудебное урегулирование
Если известен ответчик, имеет смысл разрешения сложившейся ситуации с помощью автоюристов нашей компании в досудебном порядке. Для этого необходимо направить виновнику ДТП претензию о возмещении материального вреда о возмещении материального вреда с предложением добровольного урегулирования ситуации. В случае отказа, следует направить в суд исковое заявление и инициировать судебный процесс. Сумму материального ущерба при этом лучше подтвердить соответствующим документом – заключением независимой экспертизы.
Если суд на основании всех документов установит, что водитель пытался разрешить спор в досудебном порядке с дорожной организацией, это может быть положительно расценено в его пользу. К тому же, добровольное возмещение ущерба виновником (дорожной организацией) – вполне вероятно, если претензия составлена грамотно и с обоснованием расчета суммы материального ущерба.
Оценка ущерба
Чтобы оценить степень полученных повреждений после ДТП из-за плохого состояния дороги, следует обратиться к независимым экспертам ФАСПб. Для осмотра поврежденного автомобиля целесообразно пригласить представителя соответствующей дорожно-эксплуатационной организации. Это не позволит им в дальнейшем утверждать, что автомобиль осмотрен в их отсутствие.
Читать еще: Решение суда о признании добросовестным приобретателем автомобиля
Судебный процесс
Если дорожная компания отказала в досудебном возмещении материального ущерба, тогда придется обращаться в суд. Главной задачей при этом является правильное составление искового заявления, приложив к нему все имеющиеся документы и материалы. Заявление необходимо отправить через почту заказным письмом.
Расходы пострадавшего водителя по оплате независимой экспертизы, по эвакуации автомобиля, участию автоюриста или автоадвоката взыскиваются судом с ответчика (или проигравшей стороны).
Ответственность можно возлагать не только на сотрудников дорожных компаний, но также и на инспекторов ГИБДД. В силу п. 58 Административного регламента МВД РФ №185 от 02 марта 2009 года, сотрудник ГИБДД обязан осуществлять регулирование дорожного движения, если возникает «необходимость предупреждения объезда возникшего препятствия, места дорожно-транспортного происшествия, проведения аварийно-спасательных работ». Сделать он это может лично, установив временные дорожные знаки или указатели, обеспечив ограждение участка дороги техническими средствами (конусами, сигнальной лентой и пр.).
Выводы
Досудебные и судебные разбирательства по вопросам возмещения ущерба из-за плохого состояния дорожного покрытия в нашей стране с каждым годом становятся популярнее. Важно при этом собрать все необходимые документы и материалы, оценить повреждения, а также знать свои законные права.
Не отчаяться и добиться справедливости пострадавшим автовладельцам помогут юристы ФАСПБ. Практика показывает, что судебный процесс вполне действенный и помогает возместить ущерб с виновной стороны.
В любом случае, свои права необходимо уметь отстаивать. Если и дальше продолжать бездействовать, попадая в подобные ситуации и ремонтируя поврежденный автомобиль за свой счет, то маловероятно, что ситуация на дорогах сама по себе изменится в лучшую сторону.
Бесплатная консультация автоюриста — по тел. +7 (812) 426-18-18
Иск к дорожным службам
Изучив предложенный нами материал, вам не составит труда самостоятельно предъявить иск к дорожным службам и выиграть дело.
Возмещение ущерба от дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является дорожно-эксплуатационная организация, как правило, происходит по решению суда.
Нечасто организация–виновник заглаживает причиненный ею вред добровольно, поэтому для решения возникшего правового спора потерпевшие вынуждены обращаться в суд.
Предъявление и рассмотрение иска к дорожным службам имеет свою специфику, обусловленную рядом факторов, присущих данному виду ДТП.
Залогом успеха любого дела является основательная подготовка к его реализации.
Предъявление иска в суд с требованиями о возмещении ущерба к ответчику – дорожной организации не является исключением.
Получив на руки после рассмотрения материала в группе разбора ГИБДД справку о дорожно-транспортном происшествии, протокол и постановление по делу об административном правонарушении, потерпевшему необходимо произвести оценку ущерба, поврежденного транспортного средства.
Порядок и рекомендации по организации и проведению оценки изложены в соответствующей статье нашего сайта.
Статья в помощь:
Определившись с суммой восстановительного ремонта поврежденного автомобиля и приплюсовав к ней остальные расходы, понесенные вами в связи с дорожным происшествием, вы получите цену иска.
Исходя из размера цены иска, потерпевший рассчитывает размер государственной пошлины и уплачивает ее.
Порядок расчета и уплаты государственной пошлины по искам, подлежащим материальной оценке установлен статьей 333.19 глава 25.3 часть 2 Налогового кодекса РФ.
Куда и в какой суд обращаться с иском к дорожным службам
Истцу необходимо разобраться с вопросами подсудности, то есть куда (территориальная подсудность) и в какой суд (видовая подсудность) подавать иск к дорожной службе.
Территориальная подсудность.
По общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), иск к любой организации, в том числе и дорожно-эксплуатационной, предъявляется по месту ее нахождения.
Вместе с тем, процессуальный закон позволяет истцу предъявит иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства по месту их нахождения.
Например, если авария произошла на федеральной трассе в Краснодарском крае, то иск может быть направлен в г. Москву по месту нахождения Росавтодора или в г. Краснодар по месту дислокации филиала Росавтодора по Краснодарскому краю.
Видовая подсудность.
В основу определения судебной юрисдикции рассмотрения дел, вытекающих из имущественных споров, положен критерий размера цены иска.
При цене иска не превышающей 50000 рублей дела рассматриваются мировыми судьями территориальных судебных участков.
Если цена иска превышает 50000 рублей, то иск подсуден городскому (районному) суду.
Предъявление иска к дорожным службам в суд
Иск, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 131 – 132 ГПК РФ предъявляется в суд истцом или его представителем лично или по почте.
Статьи в помощь :
При направлении искового заявления по почте необходимо составить опись вложений – копий заявления и прилагаемых документов.
В перечень документов, направляемых в суд с иском к дорожной организации, входит:
Справка о дорожно-транспортном происшествии.
Копия протокола по делу об административном правонарушении, составленного по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КРФ об АП).
Копия постановления по делу об административном правонарушении в отношении организации – дорожно-эксплуатационной службы или ее должностного лица.
Копия акта обследования дорожных условий.
Экспертное заключение или иной документ о размере ущерба, причиненного повреждением транспортного средства.
Иные документы, подтверждающие ущерб от ДТП и расходы по составлению иска.
Досудебная претензия (если направлялась).
Квитанция (оригинал) об оплате государственной пошлины.
Доверенность представителя (при участии в деле).
Иные письменные доказательства, подтверждающие исковые требования.
Исковое заявление по почте направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении адресату.
Рассмотрение иска к дорожникам в суде
Иск к дорожной организации рассматривается судом первой инстанции по правилам, предусмотренным подразделом 2 ГПК РФ раздел №2.
Основная задача, стоящая перед истцом при рассмотрении гражданского дела, состоит в доказывании оснований исковых требований (статья 56 ГПК РФ), в противном случае суд откажет в иске.
Истец доказывает следующие обстоятельства:
характер и размер причиненного вреда;
виновность ответчика в нарушении требований закона;
причинно-следственную связь между нарушениями положений нормативных актов, устанавливающих требования по обеспечению безопасной эксплуатации дорог и наступившими последствиями – причинением вреда.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше частей.
Факт ДТП подтверждается материалом, оформленным ГИБДД и зарегистрированным в установленном законом порядке.
В процессе рассмотрения судом гражданского дела по иску к дорожным службам суд, по ходатайству истца, истребует из подразделения ГИБДД все материалы дела и исследует их.
Статья в помощь:
Характер и размер причиненного потерпевшему вреда доказывается заключением эксперта о размере ущерба, причинного транспортному средству, сметами (актами) восстановительных работ о ремонте автомобиля, товарными чеками, выписками и прочее.
Если при ДТП причинен вред здоровью потерпевшего, то истец предъявляет документы о расходах на лечение, рассчитывает утраченный заработок, обосновывает требование о компенсации морального вреда.
Виновность ответчика в нарушении требований закона устанавливается протоколом по делу об административном правонарушении, составленным по статье 12.34 КРФ об АП и постановлением к нему.
Административный материал составляется в отношении организации – дорожно-эксплуатационной службы или ее должностного лица.
Причинно-следственная связь, между допущенными нарушениями и наступившими последствиями, в виде причинения вреда от ДТП доказывается путем анализа нормативных актов, устанавливающих требования к содержанию дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, обязанностей должностных лиц и уставов дорожных организаций.
Наибольшую сложность в процессе рассмотрения дела представляет собой доказывание именно причинно-следственной связи.
Потерпевшие по делам рассматриваемой категории не всегда могут найти для обоснования своей позиции действующие ГОСТы, СНиП, ТУ, правила и положения, которые регламентируют работу дорожно-эксплуатационных (коммунальных) служб.
Часто неверное толкование потерпевшим того или иного положения или акта, приводит к отказу в иске из-за недоказанности оснований заявленных требований.
Чтобы избежать отказа в иске по указанному основанию, желательно получить консультацию практикующего в этой области юриста.
Решить проблему с доказыванием вины и причинно-следственной связи действий ответчика с фактом причинения вреда потерпевшему помогает судебная дорожно-транспортная (дорожная, автодорожная) экспертиза.
Статья в помощь:
Дорогие читатели, в данной статье мы затронули наиболее распространенные вопросы, связанные с производством по иску к дорожной службе при ДТП.
Надеемся, что предложенный материал поможет потерпевшим отстоять их права и интересы в спорах с недобросовестными дорожными и коммунальными службами.
ДТП по вине дорожных служб: Как получить компенсацию?
Ваши действия в случае ДТП.
Согласно статистике по ДТП, за первые четыре месяца 2014 года в России зарегистрировано 48,650 тыс. аварий (+4,8%). Из них 16,829 тыс. ДТП произошло по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Как оформить ДТП, когда виновником является водитель транспортного средства, знают из нас многие. А вот как оформить аварию и получить компенсацию за причинённый вред в случае вины дорожных служб, об этом знают не так много граждан. Наше издание редлагает ознакомиться с подробной инструкцией, которая поможет многим водителям правильно оформить такую аварию.
Читать еще: Как узнать идет ли судебный процесс?
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в этом году наблюдается рост аварий на 15,6%. В целом картина с аварийностью выглядит удручающе, несмотря на все меры применяемые нашим Правительством и органами ГИБДД. Но все же надо признать, некоторые показатели по авариям начали постепенно снижаться. Пугает только одно, это увеличение количества аварий конкретно по вине дорожных служб. Приступив к решению проблем связанных с нарушеним водителями правил дорожного движения, наша власть столкнулась еще с одной серьезной проблемой, контролем за состоянием наших дорог и улиц. Поэтому, каждому водителю на сегодняшнее время необходимо знать, как получить компенсацию за причинённый вред с этих самых дорожных служб.
Согласно действующего законодательства, любой водитель имеет право получить денежную компенсацию за поврежденный автомобиль в результате ДТП произошедшего по вине ответственных дорожных организаций, отвечающих за качество и надежность всех дорог в нашей стране.
Наше интернет издание 1ГАИ.РУ провела анализ завершенных уже судебных дел, которые на прямую были связаны с поданными исками за аварию к дорожным службам. К глубокому нашему сожалению данная статистика обращений граждан с исками неутешительная и желает оставаться лучше. Несмотря на большое количество произошедших аварий по вине плохих и некачественных дорог в нашей стране, только 3 процента всех граждан попавших в аварию по вине дорожных служб обращаются в судебные органы, для получения материального ущерба и взыскания с дорожных служб соответствующей компенсации.
Получить компенсацию за яму на автодороге
Причин, почему люди предпочитают не обращаться в суд с иском, очень много. Здесь и не знание действующих на сегодня законов, и простая человеческая лень, и многое другое. Большинство водителей предпочитают ремонтировать свои автомобили за свой личный счет. Но именно эта самая пассивность многих граждан собственников транспортных средств порождает безответственность всех коммунальных и дорожных служб, которые обязаны содержать дороги в безаварийном состоянии. Если в нашей стране судебные иски к “дорожникам” подавались бы в массовом порядке и постоянно, то дорожные службы наверняка относились бы к дорогам куда ответственней, чем это происходит сейчас.
Естественно, что подавая такое исковое заявление в суд на дорожную организацию по вине которой вы повредили свой автомобиль, она всяческим путем будет стараться и постарается уйти от ответственности. Самая распространённое возражение ответчиков на суде по предъявленным к ним искам, в первую очередь связано со сделанным ими заявлением,- что водитель на дороге превысил установленную разрешенную скорость движения и в результате этого попал в аварию. Будьте готовы к такому ответу ответчика и предусмотрите все заранее. Для этого, необходимо собрать как можно больше доказательств, которые будут подтверждать вашу невиновность, что причиной ДТП стала плохая дорога, открытый люк и т.п. препятствия.
Если вы думаете и считаете, что выиграть дело в суде очень тяжело, для этого мол необходим дорогой адвокат (юрист), то это совсем не так. По статистике данной базы судебных дел в сфере ДТП, 95 процентов таких исковых заявлений к дорожным службам были удовлетворены и, в большинстве таких случаев, граждане, которые выиграли у дорожных служб судебные дела по искам, не пользовались ни какими услугами юристов или адвокатов.
Вам не нужно обладать глубокими познаниями, чтобы взыскать свой ущерб с дорожных служб. Необходимо просто выполнять определенные правила и собрать как можно больше доказательств, которые и будут подтверждать истинную причину произошедшей аварии, чем являлась плохая дорога.
Как это можно сделать правильно и что необходимо предпринять в случае произошедшего ДТП из-за плохой дороги, мы предлагаем узнать вам из нашей довольно простой инструкции. Надо помнить, если вы сделаете все правильно, т.е. оформити все нужные документы как того требует действующее законодательство, то у вас появится почти 100% шанс получить компенсацию за причинённый вред.
Ваши действия, если машина попала в яму и получила какие-то повреждения
1. Вызовите сотрудников ГИБДД на место происшествия по телефону: 112.
2. До приезда инспекторов ДПС не передвигайте с места аварии свой автомобиль.
3. Найдите двух свидетелей происшествия, запишите их контактные данные и адрес проживания.
4. Зафиксируйте с помощью фото и видео-фиксации (к примеру, мобильным телефоном) дорожную яму или ухаб. Если вы этого не сделаете, то наверняка такая яма или ухаб будут заделаны дорожной службой еще до начала судебного процесса и вам будет тяжело потом доказать, что причиной повреждения автомобиля стала именно яма или ухаб на дороге.
5. Дождитесь сотрудника ДПС и внимательно проследите за составлением ими протокола. Добивайтесь от инспектора ГИБДД, чтобы в протокол были внесены все подробности этого происшествия.
6. Получите у сотрудника ДПС копию составленного протокола.
Протокол о ДТП. Что должно быть в нем отмечено?
1. Отсутствие возле ямы или вокруг нее дорожных знаков и соответствующего ограждения.
2. В протоколе обязательно должны быть указаны свидетели и понятые.
3. Если Вы сняли на фотоаппарат или видео повреждение дороги (яму), то инспектор ДПС обязан это зафиксировать и отметить в протоколе.
Как взыскать ущерб с дорожных служб?
1. Получите в органах ГИБДД акт о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия и справку о ДТП, по форме номер 154. В этой справке сотрудники Госавтоинспекции указывают данные всех участников ДТП, наименование страховых компаний участников ДТП, номера страховых полисов и описание повреждений транспортного средства.
2. Узнайте в ГИБДД, какая организация отвечает за состояние дорог данного участка, на каком участке и где, автомобиль попал в яму или в аварию по вине этих дорожных служб.
3. Узнайте телефон компании, которая проводит оценку повреждений у автомобилей. Позвоните туда и договоритесь о месте и о времени проведения экспертизы, для оценки причиненного ущерба.
4. Уведомите виновника аварии о времени и о месте проведения экспертизы. Для этого необходимо отправить по почте заказное письмо с уведомлением и с описанием всех вложений, т.е. сделать информационное сообщение виновнику аварии в свободной форме. Сохраните квитанцию об оплате почтовых услуг. После получения заказного письма ответчиком к вам придет уведомление, о получении и вручение этого письма. Его тоже необходимо сохранить.
5. Проведите оценку повреждений в назначенное вам время.
6. Подайте исковое заявление в районный суд по месту юридического адреса виновника аварии.
Какая яма на дороге не соответствует государственному стандарту (ГОСТу)?
Состояние дорог и улиц населенных пунктов регулируются различными федеральными законами а также подзаконными актами. Все дороги должны соответствовать установленному ГОСТу. В настоящий момент в нашей стране применяется ГОСТ 50597-93, который трактуется следующим образом, -что размер дорожной ямы не должен превышать 15 см в длину и 60 см в ширину. Это самый важный момент, – яма на дороге не должна быть глубже 5 сантиметров.
Данный государственный стандарт состояния дорог разработан в результате проведенных испытаний, которые показали, что, если яма на дороге имеет больший размер, чем установлено ГОСТом, то в этом случаев легковое транспортное средство обязательно или почти наверняка получит повреждение. Поэтому, если вы не дай бог попали в яму и автомобиль при этом получил повреждения, то, скорее всего данная яма на дороге не отвечает установленному ГОСТу. Убедитесь лично в этом сами, замерив размеры такой ямы на дороге.
Плохая дорога: можно ли получить компенсацию за столкновение с ямой
Случай должны признать страховым
Елена Зайцева застраховала свой Hyundai в ООО «Зетта Страхование». Однако после произошедшего ДТП ей не выплатили страховку, сославшись на то, что водитель автомобиля нарушил ПДД. За страховым возмещением она отправилась в суд, где также попросила взыскать с компании компенсацию морального вреда и штраф. Суды частично удовлетворили ее требования. Однако в ВС спор разрешили в пользу фирмы (дело № 41-КГ18-6). ВС согласился, что случай не является страховым, поскольку, как указано в договоре между сторонами, в ситуации, при которой ДТП произошло из-за нарушения ПДД, выплата не положена. Такое условие согласуется с принципом свободы договора, с положениями документа, согласились обе подписавшие его стороны, отметили в ВС. Суду следовало оценить ДТП с учетом условий договора страхования, указали судьи. А ст. 963 ГК («Последствия наступления страхового случая»), на которую сослались нижестоящие инстанции, применима лишь к ситуациям, когда страховой случай уже наступил.
Состояние дороги – дело администрации
Илья Моренов подал в суд на ООО «Магистраль», на главное управление автомобильных дорог Нижнего Новгорода, пытаясь компенсировать ущерб от ДТП. Автомобиль Моренова наехал на выбоину и опрокинулся в кювет, ремонт обошелся более чем в 180 000 руб. Водитель заключил, что авария произошла из-за плохой дороги, и попытался взыскать компенсацию с ответственных за ее содержание. Но суды ему отказали.
Читать еще: Как оплатить судебный штраф по уголовному делу?
Согласно справке о ДТП, авария действительно произошла из-за наезда на выбоину. Однако возник спор относительно вины сторон в ДТП. Согласно заключению экспертизы, невозможно установить, мог ли водитель обнаружить опасность вовремя. Но суд заключил, что причиной ДТП стали действия водителя. Наличие на дороге выбоины не говорит о том, что поломки автомобиля связаны с ДТП, и не свидетельствует о нарушении ответчиками обязательств по содержанию дороги, решили суды. В ВС не согласились с таким подходом, указав нижестоящим коллегам на обязанность ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии.
«Установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см», – напомнили в ВС.
И обратили внимание, что в споре факт недостатков дороги был подтвержден. Аналогичные решения принимались и в других судах. Так, апелляционным определением Сургутского городского суда от 13 марта 2018 года (дело № 11-38/2018) было оставлено в силе решение мирового судьи о взыскании с городской администрации ущерба по ДТП, в которое истец попал из-за плохой дороги, приводит пример Надежда Попова, юрист «Павлова и партнеры». Суды обеих инстанций справедливо определи, что в границах города содержать дороги в надлежащем состоянии – обязанность администрации. Однако Верховный суд отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в определении от 13.02.2018 (дело № 2-54/2018) по аналогичному спору применил п. 2 ст. 28 закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». По нему пользователи дорог имеют право на компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу из-за нарушения техрегламентов теми, кто строит, реконструирует или содержит дороги.
Красноярский краевой суд оставил в силе судебное решение о взыскании ущерба в пользу автовладелицы из Ачинска, автомобиль которой попал в дорожную яму, скрытую дождем.
«Решения по аналогичным спорам, ответчиком в которых выступает администрация города или района, не всегда однозначны и защищают интересы стороны, которой причинен вред», – отмечает Надежда Попова.
Бремя доказывания – на причинителе вреда
В деле Моренова ВС также указал: доказать отсутствие вины должен тот, кто причинил вред (в данном случае это ООО «Магистраль»). Ответчик должен доказать и то, что ДТП произошло по неосторожности водителя – что не учли нижестоящие суды. Никаких доказательств того, что на месте ДТП были знаки об имеющемся недостатке дороги и объезде препятствия, в деле не было, указал ВС.
Аналогичный подход ВС демонстрировал и раньше. Так, в определении по делу № 84-КГ17-8, приводит пример Денис Фролов, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm, ВС разъяснил, что при рассмотрении аналогичных дел доказывать отсутствие вины должен ответчик – ведомство, которое отвечает за качество дорожного покрытия. Истец же, лицо, которому причинен вред из-за невыполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию дороги, не обязан доказывать то, что в его действиях отсутствовали нарушения. ВС указал, что именно дорожная служба должна следить за состоянием дороги и водитель не виноват в аварии. Спор был отправлен на новое рассмотрение в облсуд.
Ответственность государства – в приоритете
В Апелляционном определении ВС Республики Башкортостан (дело № 33- 20907/2017) отдельно указывается на приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, в нем участвующих. Истец попала в ДТП в гололед из-за несоответствия дорожного покрытия установленным нормативам. Апелляция отменила решение суда первой инстанции, разъяснив положения п. 1 ст. 1064 ГК РФ, а также ст. 3 ч.ч. 1 и 3 ст. 24 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Рассматриваемое решение интересно тем, что судебная коллегия посчитала необходимым установить степень вины истицы и ответчика в равных долях, посчитав, что причиной ДТП послужило как наличие недостатка в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, так и нарушение истицей ПДД РФ. Формирование практики подобного рода способствует полному, всестороннему и справедливому рассмотрению такой категории дел.
Надежда Попова, юрист фирмы «Павлова и партнеры»
Что делать водителю?
Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. Если водитель подписал протокол со ссылкой на нарушение п. 10.1 ПДД, обязывающий водителя вести машину без превышения скорости и с учетом ситуации на дороге, доказать в суде, что причина аварии в состоянии дороги, будет сложнее.
В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
ВС объяснил, кто должен платить за выбоины на дороге
Верховный суд (ВС) РФ поддержал автомобилистов в спорах с компаниями, которые несут ответственность за состояние дорог: высшая инстанция разъяснила, что причинённый машинам ущерб из-за некачественного покрытия трасс должны возмещать как раз эти организации. Также именно на них возлагается обязанность доказывать, что водитель действовал намеренно либо проявил грубую неосторожность при происшествиях, связанных с состоянием дорог, поясняет ВС РФ.
Ущерб от ям и выбоин
В обзоре судебной практики суд ссылается на иск автомобилиста, попавшего в выбоину на проезжей части дороги, что привело к значительным механическим повреждениям автомобиля. Водитель обратился в суд с иском к управлению автомобильных дорог о возмещении ущерба, сославшись на то, что ответчик в нарушение требований закона не обеспечил безопасность дорожного движения на трассе.
Однако суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказали.
В частности, апелляционная инстанция сослалась на статью 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которой не подлежит возмещению вред, возникший вследствие умысла потерпевшего. Также она регламентирует, что если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то размер компенсации должен быть уменьшен.
При этом суд возложил обязанность на водителя доказывать, что он ненамеренно попал в дорожную выбоину или вел себя за рулём с грубой неосторожностью из-за чего и угодил в яму.
Верховный суд РФ с таким взглядом на подобные ситуации категорически не согласился.
Высшая инстанция напоминает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от выплаты компенсации, если докажет, что ущерб причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
В спорном случае апелляционная инстанция установила, что дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля истца и, соответственно, причинение ущерба возникло в связи с наездом машины на выбоину в дорожном покрытии с размерами, превышающими предельно допустимые: длина повреждения составляет 15,3 м, ширина — 1,8 м, глубина — 0,26 м.
При этом ГОСТ устанавливает, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин и иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, а предельные размеры ям составляют по длине 15 см, по ширине — 60 см, по глубине — 5 см.
В рассматриваемом деле инспектор ДПС установил нарушение требований ГОСТ: он составил схему места происшествия с указанием повреждения покрытия и приложил к материалам фотографию выбоины.
Также управление автомобильных дорог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное взыскание в виде административного штрафа. Данное постановление ответчиком не обжаловалось и вступило в законную силу.
«Указанные факты были установлены судом и свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги ответчиком.
Таким образом, суд второй инстанции установил наличие всех обстоятельств, совокупность которых предполагает возложение на ответчика обязанности возместить причиненный вред истцу», — считает ВС.
Между тем суд почему-то решил применить статью 1083 ГК РФ для отказа во взыскании ущерба. По нормам этой статьи, если потерпевший действовал умышленно, то возмещение ему ущерба не положено.
При этом по смыслу приведенной правовой нормы, обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению ущерба, возлагается на причинителя вреда. В данном деле — на управление автомобильных дорог.
Однако в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ суд возложил обязанность доказать отсутствие виновных действий на истца, чем было допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое повлияло на исход дела, и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, отмечает ВС РФ.
В связи с чем судебная коллегия отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение в апелляционной инстанции.